(Лысковской и Лукояновской епархии Нижегородской митрополии), находится в пос. Макарьево Лысковского р-на Нижегородской обл. Первоначально мужской. Главным источником сведений о ранней истории М. Ж. м. является Житие его основателя, прп. Макария Желтоводского и Унженского (1349-1444), а также «Сказание об обновлении» мон-ря («Сказание по сокращению о зачатии на Желтых водах обители святаго и преподобнейшаго отца нашего Макария, игумена Желтоводскаго и Унженскаго чудотворца, и о разорении ея от безбожных агарянских внуков, и запустении, и поновлении по многих летех паки на том же месте о устроении ея»).
М. Ж. м. основан ок. 1434 г. прп. Макарием, поселившимся на левом берегу Волги, в устье р. Керженц, у оз. Жёлтые Воды (Святого). Когда собралась братия, были построены деревянные кельи и ц. во имя Св. Троицы. За духовной помощью к прп. Макарию приходили жители окрестных деревень, иноверцы, чуваши и мордва, к-рых он крестил. Слава о подвижнике быстро распространялась. Согласно Житию, он и «самодержцем знаем бе». В 30-х гг. XV в. вел. кн. Василий II Васильевич Тёмный ездил в Орду по дорогам, пролегавшим мимо обители. Изгнанный из Москвы братом кн. Юрием Дмитриевичем, он некоторое время жил в Н. Новгороде, тогда, вероятно, и мог познакомиться с преподобным.
Летом 1439 г. мон-рь сожгли войска хана Улу-Мухаммеда, мн. насельники и окрестные жители были убиты, несколько человек вместе с прп. Макарием взяты в плен, но вскоре отпущены «воеводой агарянским», который запретил им селиться на старом месте. Прп. Макарий, вернувшись на место разоренной обители, похоронил погибшую братию и над общей могилой поставил крест (позже захоронения мучеников оказались у алтаря монастырского Троицкого собора; паломники XVIII-XX вв. откалывали кусочки от камней, поставленных над их могилами, считая, что они избавляют от зубной и др. боли). Прп. Макарий вместе со спасенными пленниками отправился на р. Унжу, севернее Юрьева-Повольского (ныне Юрьевец) и основал там пустынь - Макариев Унженский во имя Святой Троицы монастырь, в котором и прожил до кончины.
К нач. XVII в. место, где находился М. Ж. м., оказалось в запустении и поросло лесом. Согласно «Сказанию об обновлении» монастыря, в 1620 г. уроженцу «муромских мест» мон. Авраамию (Алексию; † 1640) было видение, после к-рого он пришел в Лысково на оз. Жёлтые Воды, разыскал старое монастырское место и поставил там келью. Когда собралась братия, мон. Авраамий ушел в Унженский монастырь, где молился у гроба прп. Макария, чтобы святой помог ему возобновить древнюю обитель. Во время молитвы Авраамий получил «извещение от первонаписанной иконы» прп. Макария, что святой будет ему помогать в восстановлении мон-ря. По инициативе мон. Авраамия был создан список унженской иконы, к-рый он принес на Жёлтые Воды и поместил в деревянной часовне.
В 1620 г. в Москве строитель Авраамий получил «повеление» царя Михаила Феодоровича Романова и благословение патриарха Московского и всея Руси Филарета на возобновление обители. Большую помощь строителю оказали жители Лыскова, к-рые «от своего усердия насекоша древес доволно к созданию церковному... Великия древеса на рамех своих преносиша». Впосл. «от многих стран прихождаху монаси и мирстии и моляше настоятеля, да повелит им своими руками во обители у чюдотворца Макария от своего усердия потруждатися» (ГИМ. Увар. № 1197. 398. 105. Л. 77-77 об., 78 об.). В 1624 г. в М. Ж. м. были построены деревянные храм во имя Св. Троицы с приделами во имя прп. макария Желтоводского и прп. Михаила Малеина - небесного покровителя царя, в 1626 г.- трапезная с ц. в честь Успения Пресв. Богородицы на подклетях, ограда, кельи, в которых к февр. 1638 г. проживало ок. 200 насельников. В 1640 г. строитель Авраамий был погребен слева от входа в св. врата обители; впосл. над его гробницей поставлена 8-колонная ротонда с круглым куполом.
Еще в 1626 г. строитель Авраамий «взял в оброк» «из наддачи» рыбные ловли и сенные покосы по р. Керженец до Макарьева Холуя и по рекам М. и Б. Маза. В 1625 г. братия получила «из наддачи» на оброк Великовское и Отрепьевское угодья, а в 1628 г. владела одним из них безоброчно. В 1649 г. по духовной грамоте Б. М. Лыкова мон-рю отошли все его земли на Керженце. Согласно межевой книге Д. Плещеева, в 1670 г. обитель владела землями по всему течению реки и притокам (Соколова. Роль. 1989. С. 160-161).
Особое благоволение мон-рям прп. Макария оказывали представители рода Романовых. В Смутное время перед иконой Желтоводского святого инокиня Марфа молилась об избавлении митр. Филарета (Романова) из польск. плена (в XVII в. прп. Макарий почитался как покровитель пребывавших в плену). 1 июня 1628 г. патриарх Филарет (Романов) дал М. Ж. м. жалованную несудимую грамоту, предоставлявшую широкие льготы: царь повелел «десятильникам и поповским старостам» не въезжать в «Желтоводскую пустынь», не взимать со строителя «корма и пошлины» и «не судить ни в чем» братию (ААЭ. Т. 3. № 175; ЧОИДР. 1866. Кн. 3. Смесь. С. 10-12). Мон-рь был освобожден от уплаты большинства налогов в патриаршую казну; устанавливалась подсудность насельников и монастырских крестьян непосредственно патриарху. Грамотой от 30 июня 1629 г. царь и патриарх предоставили обители «на оброк» «бортныя угодья» с черным лесом и сенными покосами (АЮ. № 165). 20 авг. 1639 г. царь Михаил Феодорович выдал проездную грамоту, «чтоб давали... игумену Пафнутию, да келарю старцу Иосифу, от Москвы до Ярославля по подводе человеку верхи, да проводник на подводе с телегою», а от Ярославля до мон-ря «давали бы им готовое судно кормщика и гребцов, счетчи против подвод; вниз реки против подводы по одному человеку, а вверх реки против подводы по два человека гребцов везде, не издержав ни часу» (Там же. № 364). В 1646 г. боярин Никита Иванович Романов и кнг. Анастасия Никитична Романова (Лыкова) пожертвовали обители вотчину - с. Керженец с деревнями.
В 20-40-х гг. XVII в. вокруг М. Ж. м. сформировалась «партия сторонников новолюбческой программы Романовых» (Понырко. 1990. С. 64, 65). С обителью оказались связаны те, кто впосл. в Москве вошли в кружок т. н. ревнителей благочестия, к-рый, по замечанию исследовательницы, «можно назвать как «макариевским», так и «романовским»» (Там же. С. 68). В 1-й пол. 20-х гг. XVII в. послушником М. Ж. м. был буд. патриарх Московский и всея Руси Никон (Минов). В обители проживали протопоп Аввакум Петров и рязанский и Муромский митр. Иларион (Ɨ 1673). В 1649-1656 гг. Иларион возглавлял М. Ж. м. в сане архимандрита. Впосл., находясь в заточении, протопоп Аввакум писал митр. Илариону, своему бывшему единомышленнику: «Недостоин суть век твой весь Макариевскаго монастыря единыя нощи. Помнишь, как на комарех тех стояно на молитве?!» В обители принял постриг буд. Сибирский и Тобольский архиеп. Симеон, защищавший Аввакума, пребывавшего в ссылке в Сибири. В нач. 20-х гг. XVII в. на подворье в Лыскове у «учительного священника» Анании проживал свящ. Иоанн неронов. У свящ. Анании был младший сын Иван (впосл. митр. Суздальский и Юрьевский свт. Иларион), его жена, родившаяся в лыскове, была сестрой Коломенского еп. Павла; т. о., он также был связан с Лысковом и, возможно, с монастырем. В синодик М. Ж. м. вписан род протопопа московского Благовещенского собора Стефана Вонифатьева (Там же. С. 58, 66). Почти всех «ревнителей благочестия» объединяло стремление к обновлению и улучшению церковной и гражданской жизни в России, источником к-рого явился патриотический подъем, начавшийся в В. Поволжье в 1608-1609 гг. (см. подробнее: Кравец. 2009).
В 1639 г. игум. Пафнутий (1640-1642) по благословению патриарха Московского и всея Руси Иоасафа I освидетельствовал чудеса, совершавшиеся при гробе прп. Варнавы Ветлужского. 11 февр. 1666 г. в М. Ж. м. была учреждена архимандрития, 2 нояб. 1669 г. грамотой царя Алексея Михайловича, а также патриарха Московского и всея Руси Иоасафа II архимандритам дозволялось служить на ковре с рипидами. В 1666 г. обитель посетил патриарх Антиохийский Макарий III, назвав ее «вторым Иерусалимом». В 1694 г. в М. Ж. м. скончался проживавший на покое 1-й Нижегородский и Алатырский митр. Филарет (в схиме Феодосий), в 1797 г.- проживавший на покое по болезни с 1785 г. Казанский и Свияжский архиеп. Антоний (Герасимов-Зыбелин). Монастырь возглавляли: в 1647-1649 гг.- игум. Корнилий (впосл. митрополит Казанский и Свияжский; † 1656); в 1672-1675 гг.- архим. Павел (Моравский; впосл. митрополит Рязанский и Муромский); в 1818-1821 гг.- архим. св. Гавриил (Городков; впосл. архиепископ Рязанский и Зарайский); в 1844-1852 гг.- архим. Варлаам (Денисов; впосл. архиепископ Черниговский и Нежинский).
В окт. 1670 г. М. Ж. м. был осажден отрядами С. Т. Разина. Архим. Пахомий с частью братии укрылся в лесах, мон-рь был захвачен и разграблен. 12 апр. 1671 г. на Соборе разбирался вопрос о насельниках, с оружием в руках участвовавших в отражении нападения разинцев. Грамотой патриарха Московского и всея Руси Иоасафа II от 12 апр. 1671 г. монастырским клирикам разрешалось совершать богослужения, а братия допускалась к причастию (ААЭ. Т. 4. С. 234-235). 31 мая 1722 г. в мон-ре побывал имп. Петр I Алексеевич, 23 мая 1767 г.- имп. Екатерина II Алексеевна, к-рая после молебна в Троицком соборе преподнесла в дар настоятелю резное изображение двуглавого орла (как знак покровительства Дома Романовых).
Ежегодно 25 июля, в день памяти прп. Макария, у стен М. Ж. м. проводилась ярмарка, к кон. XVII в. ставшая крупнейшей в стране. Так, в 1685 г. весь привезенный товар оценивался в значительную сумму - не менее 120 тыс. р., что составляло 1/10 всего гос. бюджета страны. На ярмарку приезжали купцы не только со всей России, но и из-за границы, и она продолжалась 2 недели. Ежегодно у стен обители строился обширный гостиный двор с каменными и деревянными лавками, составлявшими целые улицы, и гостиницами. В 1641 г. грамотой царя Михаила Феодоровича мон-рю предоставлялось право собирать с торговцев за день торговли (25 июля) таможенную пошлину и владеть перевозом через Волгу. В 1648 г. царь Алексей Михайлович разрешил торговать беспошлинно 5 дней, а 26 июня 1667 г. отменил право обители на сбор таможенных пошлин в течение одного торгового дня «на вино церковное, на ладан, на воск и на церковное строение», который был установлен в период правления царя Феодора Михайловича, и заменил эти доходы гос. жалованьем - годовой ругой (ААЭ. Т. 4. № 157). 10 нояб. 1682 г. указом царей Иоанна и Петра Алексеевичей властям М. Ж. м. было предоставлено право на полный сбор в их казну таможенных ярмарочных пошлин. Тем же указом архим. Павлу (Моравскому) с братией предоставлялось право «чинить расправу... во всяких торговых делах». В 1685 г. все доходы М. Ж. м. от ярмарки составили 10 673 р.- колоссальную по тем временам сумму. Это были пошлины с продажи соли, рыбы, меда, а также т. н. конские пошлины, доходы от аренды 672 лавок, 448 шалашей, 7 торговых мест, 80 хлебных и квасных печей, с 2 изб и т. д. Царской грамотой от 22 июня 1687 г. подтверждалось право мон-ря собирать таможенные пошлины «с торговых людей, приезжающих на Макарьевскую ярмарку, без выдачи им выписи» (ДАИ. Т. 12. № 42). 25 июня 1698 г. царь Петр I выдал грамоту «о сборе на Макарьевской ярмарке таможенных пошлин в пользу» М. Ж. м., «о не осматривании по городам товаров и свободном пропуске торговых людей и об изъятии их на время означенной ярмарки из-под ведомства воевод с предоставлением над ними расправы монастырским властям» (АИ. Т. 5. С. 503-507. № 277).
В 1700 г. указом царя Петра I ярмарка поступила в ведение Казанского дворца и приказа Большой казны, а с 1718 г.- Коммерц-коллегии; М. Ж. м. был лишен «сбора пошлин за отчислением их в казну». Одновременно мон-рю разрешалось сдавать свои помещения внаем под склады товаров, содержать перевоз через Волгу и «извозы по дорогам» (Снежницкий. 1888. С. 304-305).
В 1719 г. мон-рь получал из ярмарочных сборов на жалованье и содержание братии и священнослужителей 1185 р.; обитель имела 14 мельниц на реках Волга, Сура, Керженец, Б. и М. Маза, содержала скот (163 лошади, 123 коровы, 27 овец) (ОДДС. Т. 1. № 580). В 1700 г. монастырь владел в Нижегородском и Алатырском уездах 328 крестьянскими дворами, к 1719 г.- 2149 крестьянами, к 1744 г.- 3171 крестьянином. Некоторое время к монастырю была приписана Алатырская Вознесенская пуст.
В 1764 г. М. Ж. м. был отнесен ко 2-му классу со штатом из 17 насельников, которым из казны ежегодно отпускалось 1647 р. В 1779 г., при образовании Нижегородского наместничества, Подмонастырскую слободу при мон-ре преобразовали в г. Макарьев (Макарьев-на-Волге), центр Макарьевского у. В авг. 1816 г. Макарьевская ярмарка была уничтожена пожаром, в 1817 г. перенесена в Н. Новгород. Архим. Израиль в письме инженер-ген. А. А. Бетанкуру жаловался на то, что обитель оказалась в «самом беднейшем состоянии» (Филатов Н. Три века Макарьевско-Нижегородской ярмарки. Н. Новг., 2003. С. 302).
Существенный доход мон-рю приносили пожертвования от служб в приписной нижегородской ярмарочной 5-главой Макариевской (т. н. флачной) часовне (архит. Д. Н. Гущин), выстроенной на средства, собранные купечеством. Освящение часовни 19 авг. 1866 г. совершил викарий Нижегородской епархии Балахнинский еп. Макарий (Миролюбов) в присутствии цесаревича Александра Александровича (впосл. имп. Александр III) и вел. кн. Владимира Александровича. По сторонам часовни находились высокие флагштоки, на которых 15 июля в знак открытия ярмарки поднимали флаги, а 25 авг. спускали, что означало офиц. закрытие ярмарки. К открытию ярмарки из М. Ж. м. в часовню приносили чтимый образ прп. Макария (1620), перед к-рым служили молебен.
Ко 2-й пол. XIX в. М. Ж. м. владел пустошами Медиоланская, Богородская и Боговая Гора в Макарьевском у. (всего 47 дес. 1792 саж.), мельницей на р. Мазе, подворьем на Лубянской ул. (ныне Б. Лубянка, 16) в Москве и часовней в Н. Новгороде. Но постепенно в связи с переводом ярмарки в Н. Новгород материальное состояние мон-ря скудело. Волжские воды, приблизившиеся к стенам обители, разрушали наружную линию монастырских укреплений. В 1868 г. по инициативе архиеп. Нижегородского Нектария (Надеждина) указом Синода М. Ж. м. был упразднен, здания переведены в распоряжение Епархиального попечительства о бедных духовного звания. Монастырское имущество передавалось в кафедральный нижегородский Преображенский собор, а также в бедные церкви губернии. В кельях продолжали проживать 27 монашествующих и служителей, которые получали из казны жалованье (770 р.- для монахов, 640 р.- для служителей).
В 1881 г. московские и макарьевские купцы Я. Лабазин, Ф. Ермаков, М. Щербаков, М. Попов, В. Аксёнов, П. Боткин, А. Лузин и Л. Фадеев ходатайствовали перед обер-прокурором Синода К. П. Победоносцевымо восстановлении древнего мон-ря как жен. общины, передавая в обеспечение сестрам 30 тыс. р. и 50 дес. земли. Высочайшим повелением от 9 мая 1881 г. и указом Синода от 5 июля 1882 г. в стенах М. Ж. м. учредили жен. общину. 8 июля 1882 г. торжественное открытие общины возглавил еп. Нижегородский Макарий (Миролюбов). В желтоводские кельи были переведены 15 сестер богадельни, существовавшей при кладбищенской Сретенской ц. с. Лыскова. 15 марта 1883 г. Епархиальное попечительство о бедных духовного звания передало общине пустошь Боговая Гора. 23 апр. 1883 г. община была преобразована в нештатный общежительный мон-рь, причем купец Ермаков пожертвовал на содержание насельниц 10 тыс. р. Высочайшим повелением от 22 янв. 1887 г. за М. Ж. м. закреплялись 3 земельных участка (4 дес. 500 саж.): песчаный остров (500 саж.), располагавшийся напротив обители, с правом устроения на нем пристаней; 2 дес. на др. острове; 2 дес. земли (т. н. Солдатский Огород) рядом с дер. Чёрная Маза. 18 дек. 1886 г. по ходатайству Макарьевской городской думы попечителям восстановления обители московским купцам А. Н. Дьячкову и Ермакову было пожаловано звание почетных граждан Макарьева (Снежницкий. 1888. С. 303-309). В нач. XX в. М. Ж. м. владел 84 дес. земли.
В 1888 г. в М. Ж. м. проживали игум. Августа и 113 насельниц, в 1904 г.- игум. Феофания, ок. 30 монахинь и 160 послушниц, служили священники Георгий Листов и Григорий Бланков, диак. Н. Бобков. При обители имелся епархиальный приют на 25 сирот, устроенный на средства Нижегородского еп. Макария.
Архитектурный ансамбль мон-ря сложился в 3-й четв. XVII в., когда вместо деревянных были построены каменные храмы, и сохранился к нач. XXI в. без значительных утрат. История его развития прослеживается по иконам прп. Макария Желтоводского и Унженского в молении Св. Троице на фоне мон-ря. Образы этой иконографии часто писали в самой обители, поэтому нек-рые из них отличаются большой точностью в передаче ее архитектурных особенностей. Первая из икон прп. Макария с изображением мон-ря была написана изографом С. Ф. Ушаковым, как свидетельствует подпись, в 1661 г. по заказу митр. Рязанского и Муромского Илариона, бывш. настоятеля обители. На иконе М. Ж. м. показан в процессе строительства: на территории видны каменные собор с 2 приделами, надвратная и трапезная церкви с колокольней, возведена юго-вост. башня с угловым фрагментом стены, остальные стены деревянные. На иконе нач. XVIII в. (ГИМ) территория мон-ря сильно расширена (башня, показанная на иконе Ушакова, уже не является угловой, а включена в массив юж. стены), обнесена каменной оградой и плотно застроена келейными корпусами (деревянными и каменными), близ сев.-зап. ворот устроена одноглавая церковь (не сохр.), с юга, со стороны воды, возведена дополнительная каменная стена.
Собор Св. Троицы (1652-1664) выстроен, возможно, мастерами царской артели. Троицкий храм наряду с несохранившимся Преображенским собором Нижегородского кремля (1652) связан со столичным заказом и возведен по образцу Успенского собора Московского Кремля: это 6-столпный 3-апсидный храм со смещенным к востоку пятиглавием. Строители собора творчески переосмыслили московский образец, удлинив пропорции четверика и барабанов церкви, а также сделав ее интерьер более освещенным (2 ряда регулярно расположенных широких окон в стенах храма дополнены большими оконными проемами в барабанах). Лаконичный, но изящный декор фасадов состоит из наличников, обрамляющих оконные проемы верхнего ряда, и лопаток, завершенных капителями под закомарами. Стилистические аналоги декора прослеживаются в московских церквах или храмах, возведенных по царскому заказу. На рубеже XVII и XVIII вв. стены храма были расписаны костромской артелью иконописцев. В XVIII в. собор неск. раз перестраивался. В начале века его крышу покрыли железом, при этом он утратил ярус закомар, взамен оригинального позакомарного покрытия была устроена 4-скатная кровля. В кон. XVIII в. к собору с запада была пристроена паперть.
Каменная церковь в честь Успения Пресв. Богородицы с трапезной палатой заменила одноименную деревянную в 1651 г. Она выстроена на высоком подклете, к-рый использовался для хранения товаров Макарьевской ярмарки. Узкие барабаны поставлены на кокошники, их венчает строгое компактное пятиглавие. Несмотря на позднейшие перестройки, храм сохранил часть первоначального декора. Одновременно с Успенской ц. была возведена монастырская колокольня. Над 3 нижними ярусами одинаковой высоты расположены ярус звона и шатер со слухами.
Центральный вход в М. Ж. м. устроен с юж. стороны, над св. вратами возведена церковь во имя арх. Михаила. Согласно уставной надписи на каменной доске на сев. стене ее притвора, храм с прилегающим к нему келейным корпусом был построен в 1670 г. Однако изображение церкви присутствует уже на иконе 1661 г., где она показана одноглавой, с 2 рядами кокошников, оформляющих переход от четверика к барабану. На иконе из ГИМ, как и на гравюре 1816 г. А. Г. Ухтомского по рис. М. Н. Воробьёва (Рус. мон-ри: Искусство и традиции. СПб., 1997. С. 187), кокошники оказались закрыты кровлей, а по углам устроены 4 небольшие главы. Согласно монастырским летописям, высокая каменная ограда длиной 525 саж. с перекатом и 2 рядами бойниц была построена в 1662-1667 гг. В одной из ее башен иждивением П. И. Прокудина была устроена церковь прп. Григория Пельшемского (1786). К 2016 г. от ограды сохранилось 6 башен - 3 круглые угловые и 3 квадратные проездные.
На месте разобранного придела у сев. стены Троицкого собора в 1809 г. по проекту архит. И. Матвеева была возведена церковь прп. Макария Желтоводского. Храм крестообразный в плане, сев. и зап. рукава креста оформлены колонными портиками. На центральный четверик поставлен барабан, окруженный ионическими полуколоннами и завершенный полуциркульным куполом. Портик юж. стены церкви был продолжен протяженной колоннадой тосканского ордера, к-рая соединила новую церковь с Троицким собором. Архитектура храма демонстрирует лучшие черты зодчества эпохи классицизма; возможно, к его созданию имел отношение архит. А. Д. Захаров, проектировавший в тот же период нек-рые здания для Макарьевской ярмарки.
Среди др. строений мон-ря к сер. XIX в. были возведены 4-этажный настоятельский корпус с домовой ц. прп. Антония Великого, 3-этажный корпус братских келий и еще один келейный корпус, расположенный вдоль южной стены и соединявший Архангельскую ц. с ц. прп. Григория Пельшемского. По свидетельству П. И. Пискарёва, в мон-ре находилось множество ветхих строений, к-рые не использовались (Пискарёв. 1846. С. 40).
После возобновления обители в 1882 г. были отремонтированы жилые корпуса, приведены в порядок и переосвящены церкви, укреплен речной берег. Однако проблема восстановления Троицкого собора, который с 1859 г. стоял без кровли, долгое время не была решена. К нач. XX в. собор был признан выдающимся памятником рус. архитектуры, требующим не просто ремонта, но реставрации в рамках научных возможностей того времени. Проект восстановления храма был разработан в 1907 г. А. К. Ивановым и Д. В. Милеевым и осуществлен в 1910-1911 гг. под надзором архит. А. Н. Полтанова. Архитекторами было принято решение не возобновлять собор в первоначальных формах XVII в., а восстановить облик на нач. XIX в. (с 4-скатной кровлей и папертью). Подпружные арки, паруса и часть сводов храма были сложены заново и укреплены стальными балками, купол был завершен главой на металлическом каркасе, изготовленном на Сормовском заводе. В 1912-1913 гг. поврежденные фрески были отреставрированы иконописной мастерской братьев М. Н. и Н. Н. Сафоновых, живопись в районе сводов частично была написана заново.
В 1677-1678 гг. настоятель М. Ж. м. архим. Тихон Макариевский (Ɨ после 1706) составил обширный исторический труд - т. н. Латухинскую Степенную книгу, известную в 2 редакциях: Краткой и Пространной. Обилие источников (Воскресенская и Типографская летописи, «Книга глаголемая Новый летописец», Летописный свод (1652), Синопсис (1678) и др.), к-рые использовал архим. Тихон, свидетельствует об обширном книжном собрании мон-ря (см. подробнее: Латухинская Степенная книга: 1676 г. / Подгот.: Н. Покровский, А. Сиренов. М., 2012; СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 31-42).
В описи монастырской б-ки 1640 г., сохранившейся в составе «Духовной изустной памяти» строителя Авраамия, перечислены 69 книг монастырского собрания. В Никольской ц. монастырской слободы хранились 7 книг, в т. ч. напечатанные в Киеве 2 Евангелия (напрестольное и толковое), Служебник, Апостол, Псалтирь, а также «Потребник письменный, Послушание письменное». Напрестольное Евангелие (М., 1682) было обложено чеканными вызолоченными досками «с финифтевыми изображениями Спасителя и евангелистов. Венцы образов осыпаны алмазами и яхонтами; вокруг образа Спасителя вынизано крупным жемчугом» (Макарий (Миролюбов). 1857. С. 376).
В монастырском Троицком соборе хранились печатные 4 Толковых Евангелия, 3 Апостола, 2 Октоиха «на осьмь гласов», 2 Псалтири, 2 Часовника, Минея общая, 3 Потребника, 11 месячных Миней, кн. «Беседы апостольские» и проч. Среди рукописных книг упомянуты напрестольное Евангелие, 3 Минеи, Часословец, Полууставие, 2 Пролога, труды святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, прп. Ефрема Сирина, 2 «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника («в полдесть» и «в четверть»), 3 Жития прп. Макария Желтоводского (2 «в десть; один по обрезу золочено, другой по зеленому обрезу, в красной коже, застешки и петли медные» и «в полдесть, по зеленому обрезу, в красной коже, застешки и петли медные»), 2 Жития Иоасафа царевича, синодики, 2 сборника (И. М. Духовная изустная память. 1850. С. 45-46). Сохранились синодик М. Ж. м., скопированный А. А. Титовым в 1887 г. (РНБ. Тит. 2978. Л. 84), синодик сер. XVII в. (НИАМЗ. Кр 212 (ГОМ 14042)) и синодик 1716 г. (НИАМЗ. Кр 104 (ГОМ 13748)).
К нач. XVIII в. монастырская б-ка помещалась в специальной книгохранительнице, за к-рой надзирал старец Иларион. Опись 1702 г., входящая в состав Переписной книги мон-ря 1702 г. (РГАДА. Ф. 237. Оп. 7. Ч. 1. № 56. Л. 30 об.- 61 об.), фиксирует ок. 480 книг, в т. ч 128 рукописных. Среди последних - список Большой Толковой Псалтири, «в десть, по красному обрезу, в красной коже, застешки и петли медные» (1-я пол. XVII в.; Кат. 1999. № Р 1010), «Книга Деонисия Ареопагита, письменная, в полдесть, по красному обрезу, в черной коже, застешки и петли медные», вложенная в обитель ее пострижеником митр. Рязанским Иларионом (ГИМ ОР; Соколова. Роль. 1989. С. 163). Книги не только поступали в М. Ж. м. в качестве вкладов, но и покупались. Известно о значительном вкладе «деньгами и книгами, всего 450 рублев» митр. Нижегородского и Алатырского Филарета (Ɨ 1694), о вкладе 1664-1665 гг. архиеп. Сибирского Симеона. Согласно записи на печатной январской служебной Минее, эта книга была передана в обитель в 1626-1627 гг. кн. Д. М. Пожарским (Кат. книг кириллической печати XV-XVII вв. Науч. б-ки Моск. ун-та. М., 1980. С. 77).
О покупках братией книг известно уже по «Духовной изустной памяти» строителя Авраамия 1640 г.: «А куплено тех книг, опричь прикладных, на тридцать рублев с полтиною» (И. М. Духовная изустная память. 1850. С. 46). Позднее подобные записи неоднократно встречаются в приходно-расходных книгах обители (см. подробнее: Соколова. Роль. 1989. С. 162-163).
В 1847 г. по предписанию Нижегородского и Арзамасского еп. Иакова (Вечеркова) архим. Варлаам передал монастырский архив (829 документов XVII-XVIII вв.) в Древлехранилище при Нижегородской ДС.
В Троицком соборе хранилась главная святыня М. Ж. м.- чтимая икона прп. Макария. В мон-ре считалось, что именно этот образ в 1620 г. принес строитель Авраамий (Снежницкий. 1901. С. 38). Перед иконой, украшенной сребропозлащенной ризой, висела лампада, вложенная в обитель, согласно надписи, в 1805 г. черкасскими казаками войска Донского. По распоряжению Нижегородских архиереев в дни проведения ярмарки икону прп. Макария приносили в ярмарочную часовню, носили по г. Макарьеву, в лавках перед ней служили краткие молебны. В том же храме почитались иконы Божией Матери «Одигитрия», свт. Николая Чудотворца, а также «старинный местный» образ Вседержителя в «среброкованной позлащенной ризе изящной работы» (2 пуда 32 фунта); у «подножия» образа Вседержителя изображены преподобные Макарий Желтоводский и Григорий Пельшемский (Титов. 1887. С. 622-623; Снежницкий. 1888. С. 308).
До 1868 г. в Макариевском храме хранилась икона прп. Макария, присланная в 1661 г. архиеп. Рязанским и Муромским Иларионом. Образ украшала серебряная риза с золотым венцом, жемчугом и драгоценными камнями. Др. чтимыми святынями Макариевской ц. являлись Толгская икона Божией Матери, украшенная жемчугом, изумрудами, яхонтами, стразами, а также Нерукотворный образ Спасителя в серебряной ризе (дар 1808 г. ярославских купцов).
В Успенской ц. находился воздух (XVII в.), шитый по золотому глазету золотом, серебром и шелками,- вклад Д. А. и Г. Д. Строгановых. В ризнице, устроенной при храме, хранились серебряные потиры, ковчеги, рипиды и др. предметы XVII в., серебряные вызолоченные кресты с частицами мощей, пожалованные архиеп. Тобольским Симеоном в 1658 г. и еп. Иларионом в 1673 г., крест (вклад 1665 г. старца Феодосия Девятовского), крест с мощами (вклад 1672 г. старца Игнатия), митра, шитая по черному бархату (вклад 1667 г. Б. М. Хитрово), серебряный вызолоченный архиерейский жезл с надписью на греч. и рус. языках о его принадлежности митр. Нижегородскому и Алатырскому Павлу († 1696), проживавшему в обители под надзором.
Бо́льшая часть святынь и реликвий в 1868 г. была изъята из упраздненного монастыря для пополнения средств епархиального попечительства, но чтимая икона прп. Макария оставлена (местонахождение после 1927 неизв.). Др. икона прп. Макария Желтоводского (1661; Ушаков), происходившая из М. Ж. м., впосл. хранилась в Нижегородском гос. историко-архитектурном музее-заповеднике, в 2005 г. передана в восстановленный мон-рь.
При Троицком соборе под папертью погребены архиепископы Нижегородские Антоний (Герасимов-Зыбелин; † 1797) и Моисей (Близнецов-Платонов; 1825), напротив зап. стены - митр. Иконийский Афанасий († 1670). За алтарем Троицкого храма почиталось захоронение убиенных в 1439 г. иноков. Над могильным камнем стоял кирпичный портик с колоннами. У Макариевской ц. были погребены архим. Иоанн († 1813) и иркутский купец Н. Д. Мичурин († 1816).
После 1917 г. все монастырское имущество было национализировано, комплекс М. Ж. м. поставлен на учет Нижегородским подотделом по делам музеев и охраны памятников искусства и старины (Главное управление научными, музейными и научно-художественными учреждениями Народного комиссариата просвещения). Последняя настоятельница игум. Феофания (Чуркина) смогла зарегистрировать насельниц в качестве трудовой артели. С 1920 г. в монастыре служил и духовно окормлял сестер (ок. 200) сщмч. Александр (Щукин; † 1937), впосл. викарий Нижегородской епархии. При обители еп. Александр сумел организовать преподавание Закона Божия детям 10-13 лет. В 1927 г. мон-рь окончательно закрыли. Большинство сестер переселились в Лысково, где проживал еп. Александр, к-рый продолжал им помогать. Игум. Феофания и неск. насельниц поселились при Никольском храме соседнего с. Просек.
В 1924 г. была закрыта Макариевская часовня на ярмарке. В 1928 г. решением Лысковского уездного исполкома на территории М. Ж. м. был размещен детский дом им. 25 октября на 176 чел. В кон. 1929 г. детский дом перевели из мон-ря, в связи с чем краевой музей просил Нижегородский отдел народного образования передать монастырский комплекс в ведение музея и Госфонда. С 1929 г. помещения М. Ж. м. стали арендовать различные районные орг-ции: напр., в 1930 г. Лысковскому леспромхозу были переданы Троицкий собор, Макариевская, Успенская и Михаило-Архангельская церкви. С сент. 1931 г. эти здания арендовал Лысковский лесрабкооп. С 1936 г. обязанность коменданта монастырского комплекса исполнял зав. Лысковским музеем Б. П. Амбаров. Он отвечал за сохранность памятника, имел право заключать с организациями договор на аренду построек и следить за его выполнением. В том же году некоторые монастырские постройки были переданы в аренду местному лесозаводу им. С. Разина.
В 1941-1943 гг. в мон-ре размещался эвакогоспиталь № 28/31, а с 9 сент. 1943 по 23 нояб. 1988 г.- Лысковский зооветеринарный техникум. В Успенской ц. был устроен спортивный зал, в 3 каменных корпусах, 2 деревянных домах и 3 башнях размещались учебный корпус, кабинеты, клуб, б-ка, общежитие. В Троицком соборе находилось зернохранилище. Во время пожара сер. 40-х гг. XX в. были уничтожены 2-й этаж и крыша юж. келий, в к-рых находилось студенческое общежитие, крыша надвратной Михаило-Архангельской ц., один из куполов Успенской ц.
Осенью 1990 г. архиеп. Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) обратился в обл. Совет народных депутатов с просьбой о передаче РПЦ всего комплекса монастыря. 29 дек. того же года постройки М. Ж. м. были переданы Нижегородской епархии. 25 марта 1991 г. решением Синода мон-рь возрожден как женский. В нем проживает ок. 20 сестер во главе с игум. Михаилой (Орловой). При обители открыт детский приют. Подворьями М. Ж. м. являются Преображенский собор в г. Лысково, храм Казанской иконы Божией Матери в пос. Макарьево Лысковского р-на.
Среди святынь в обители хранятся глава прп. Макария, иконы с частицами мощей преподобных Макария, Серафима Саровского, Лаврентия Черниговского, Феодора Санаксарского, святителей Николая Чудотворца, Феофана Затворника, великомучеников Георгия Победоносца, Пантелеимона и др.