(† 14.06.1180), блгв. (пам. 14 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), кн. Новгородский, Храбрый. Младший (5-й) сын Смоленского и Киевского (с 1159) блгв. кн. Ростислава (Михаила) Мстиславича, внук Киевского блгв. кн. Мстислава (Феодора) Владимировича, правнук блгв. кн. Киевского Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха. Род., по косвенным данным, в кон. 40-х или нач. 50-х гг. XII в.; имя его матери неизвестно, возможно, она происходила из галицкой княжеской ветви (Домбровский. 2015. С. 133-134, 461-463). Позднейшая агиографическая традиция сообщает крестильное имя М. Р.- Георгий. Т. зр. В. Л. Янина на принадлежность печатей с изображением св. Феодора (Тирона или Стратилата) М. Р. спорна (Актовые печати. Т. 1. С. 112-114, 116-117, 121, 203, 231; Домбровский. 2015. С. 463-464).
Впервые М. Р. упоминается в летописи под 1161/62 г., когда его отец, княживший в Киеве, направил сына в Белгород. По смерти кн. Ростислава (1167) М. Р. в 1169 г. участвовал вместе с братьями Рюриком и Давидом в походе на Киев против княжившего там Мстислава Изяславича, организованном Владимиро-Суздальским блгв. вел. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским. В 1170 г. с теми же Рюриком и Давидом по повелению нового Киевского кн. Глеба Юрьевича ходил на кн. Василия Ярополчича к г. Михайлову, вынуждая того уйти в Чернигов. В 1169/70 г. с братом Романом участвовал в организованном кн. Андреем Боголюбским походе на Новгород против сына блгв. кн. Мстислава Изяславича Романа Мстиславича, к-рый закончился неудачно. В 1171 г., после смерти Глеба Юрьевича, вместе с братом Давидом пригласил на княжение в Киев из Дорогобужа своего дядю Владимира Мстиславича (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 519, 543, 550, 559-560, 566).
В 1173 г. Андрей Боголюбский потребовал у Ростиславичей выдать виновников смерти его брата, Киевского кн. Глеба Юрьевича, и велел Роману Ростиславичу оставить Киев, Давиду уйти из Вышгорода, а М. Р.- из Белгорода, где он оказался еще при жизни отца. Роман покинул Киев и ушел в Смоленск, но Рюрик, Давид и М. Р. остались в Киевской земле и вскоре заняли столицу, захватив там брата вел. кн. Андрея - блгв. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо. В Киеве сел Рюрик Ростиславич. Андрей Боголюбский послал к Ростиславичам мечника Михна с ультиматумом: Рюрику уйти в Смоленск, а Давиду - в Берладь (Н. Подунавье). М. Р. он передал: «В тобе стоить все (т. е. ты виновник всего происшедшего.- А. Г.), а не велю ти в Рускои земле быти». Т. о., именно М. Р., младший из Ростиславичей, был наиболее активным сторонником того, чтобы выйти из подчинения вел. кн. Андрею Боголюбскому (считавшемуся «старейшим» среди потомков Владимира Мономаха). М. Р., к-рый, по словам сочувствовавшего Ростиславичам летописца, «от уности навыкл бяше не уполошитися никого же, но токъмо Бога единого блюстися», приказал остричь и обрить посла Михна и отправил его назад, велев передать Андрею: «Мы ти до сих мест акы отца имели по любви, аже еси сь сякыми речьми прислал, не акы кь князю, но акы кь подручнику и просту человеку, а что умыслил еси, а тое деи, а Богъ за всем». После этого вел. кн. Андрей послал на Ростиславичей войска Суздальской, Новгородской, Рязанской, Муромской, Полоцкой, Турово-Пинской и Черниговской земель, и даже Роман Ростиславич вынужден был отправить на своих братьев из Смоленска полк во главе с сыном. Командующим войском - сыну Юрию и воеводе Борису Жидиславичу - Андрей Боголюбский повелел Рюрика и Давида изгнать, а М. Р. схватить и привести к нему. Рюрик затворился в Белгороде, Давид ушел в Галицкую землю искать поддержки, а М. Р. засел в Вышгороде, городе Давида, со своим и Давидовым полком. К городу подступила часть сил коалиции во главе с братом Андрея Всеволодом и Игорем Святославичем из черниговских Ольговичей (буд. главным героем «Слова о полку Игореве»). М. Р. сначала принял бой вне городских стен, нанеся противнику серьезный урон, а затем в течение 9 недель успешно держал оборону города. Затем подошедший к Киеву из Луцка Ярослав Изяславич перешел на сторону Ростиславичей в обмен на обещание ему киевского стола и Андреево войско отступило из Юж. Руси. М. Р. погнался за отступавшими полками, захватил пленных и добычу (Там же. Стб. 569-578).
В 1175 г. смоляне изгнали княжившего у них племянника М. Р. Ярополка Романовича (его отец Роман Ростиславич в это время вновь занимал киевский стол) и «вьведоша» на княжение М. Р. В 1176 г. произошел конфликт Ростиславичей с черниговским кн. Святославом Всеволодовичем, потребовавшим себе киевский стол. Кн. Святослав занял Киев, но М. Р. с полком пришел на помощь братьям из Смоленска. Святослав бежал из Киева в Чернигов, но после переговоров Ростиславичи уступили ему Киев, Роман отправился в Смоленск, а М. Р. остался в Киевской земле, по-видимому вновь получив княжение в Белгороде. В 1177 г. он просил Святослава Всеволодовича способствовать тому, чтобы вел. кн. Владимирский Всеволод Юрьевич отпустил из плена рязанского кн. Глеба Ростиславича, тестя М. Р. (Там же. Стб. 598, 603-606).
В 1179 г. М. Р. к себе на княжение пригласили новгородцы. Согласно киевской летописи, он не хотел уходить из Юж. Руси, но братья уговорили его. В нояб. 1179 г. М. Р. занял новгородский стол. Той же зимой он совершил большой победоносный поход на чудь (эстов). На обратном пути М. Р. добился того, что его племянник Мстислав (Борис) Романович был принят на псковское княжение. Весной М. Р. собирался пойти на Полоцк против кн. Всеслава Васильковича, но, дойдя до Вел. Лук, отказался от этого замысла, узнав, что его брат смоленский кн. Роман заключил с Всеславом (приходившимся ему зятем) союз. Вернувшись в Новгород, М. Р. заболел и скончался. Погребен в новгородском Софийском соборе «у святыя Богородиця» (НПЛ. С. 36, 226), т. е. в приделе в честь Рождества Пресв. Богородицы.
М. Р. был женат на дочери рязанского кн. Глеба Ростиславича (предположение о том, что это был 2-й брак, а 1-й женой М. Р. была галицкая княжна, подтверждений не имеет), имел двоих сыновей, Мстислава (см. блгв. кн. Мстислав Мстиславич) и Владимира. Большинство исследователей считало, что старший из сыновей - прославленный полководец Мстислав Мстиславич, но более вероятно старшинство Владимира: только о нем М. Р. перед кончиной просил позаботиться своего воеводу Бориса Захарьича. Эта просьба может свидетельствовать о том, что сын Мстислав либо был очень мал, либо появился на свет уже по смерти отца (в пользу 2-го варианта говорит отсутствие до XIII в. практики называть сына именем живого отца - Литвина, Успенский. 2006. С. 300-301, 304). Иногда еще одним сыном М. Р. считают торопецкого кн. Давида, упоминаемого в новгородском летописании под 1212 и 1225-1226 гг., но это мнение скорее всего ошибочно (см.: Домбровский. 2015. С. 526-533, 653-658).
В киевской летописи кон. XII в. М. Р. посвящен обширный панегирический некролог. В нем говорится, в частности, что князь «всегда бо тосняшеться оумрети за Роускоую землю и за хрестьяны», что «не бе бо тое земле в Руси, которая же его не хотяшеть, ни любяшеть» и «плакашеся по немь вся земля Роуская, не може забыти доблести его» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 606-611).
В позднейшей традиции М. Р. известен под прозвищем Храбрый; впервые оно фиксируется в перечне новгородских князей в Новгородской первой летописи младшего извода (сер. XV в.; НПЛ. С. 162). До XX в. память М. Р. чтилась в основном местно (Филарет (Гумилевский). РСв. С. 339). В «Книге, глаголемой Описание о российских святых», известной в списках XVIII-XIX вв., упоминается, что «святый и благоверный князь Мстислав Ростиславич преставися в лето 6637 (1129 г.- дата ошибочна.- А. Г.)» (Описание о российских святых. С. 32).
Согласно описи 1617 г., в Софийском соборе «на правой стороне гроб аспидной, в нем мощи благовернаго князя Мстислава Ростиславича новгородскаго» (Опись Новгорода 1617 г. М., 1984. Ч. 1. С. 32). Эта гробница М. Р., изготовленная из сланцевого плитняка, в наст. время находится на том же месте, в Рождественском приделе собора, между аркбутанами у юж. стены.
«Аспидная» гробница М. Р. упоминается и в памятнике «О святей соборной церкви Софии Премудрости Божии, иже в Велицем Новеграде, и о новгородских чудотворцех, идеже койждо лежит» (составленном при митр. Киприане (Старорусенкове; 1626-1634)), в котором приводится местное предание, связанное с мощами князя: «...рука у него, аки в защищение, поднята над персми, а гроба аспиднова угол отколот; а в повестех обноситца слышачи от древних, что де приходил Полоцкой князь изгоним на (В)еликии Новъгород и спрашивал, где лежит Мстислав Изяславич, и указаша ему, и он де извлек меч и хотел тять по мертвом телеси для того что бутто де мать его родила от него, Мстислава; и в те де поры Мстислав рукою своею поднял во гробе, и меч де ударился в аспидный гроб его, и тем де обычаем угол гроба отшибен; а писания о сем у Софии не сыскано» (Янин. 1988. С. 218). Захоронение М. Р. также отмечено в описи новгородских святынь 1634 г., составленной по распоряжению царицы Евдокии Лукьяновны, при этом сообщается, что мощи св. князя лежат «на верх земли», и приводится иное предание, отчасти явно легендарного характера: «...глаголют... в повестех велми храбра на бранех и ходяща на Рим бранию. Мощи его нетленны, а рука ему правая выспрь» (Забелин И. Е. Описание новгородской святыни в 1634 г. // ЧОИДР. 1862. Кн. 4. Отд. 5. С. 53; Янин. 1988. С. 222). Наряду с М. Р. в «притворе» Софийского собора, согласно владычному летописанию, в 1178 г. был погребен его тезка, кн. Мстислав Ростиславич Безокий (НПЛ. С. 35, 224). Погребение «другого князя Мстислава» также отмечается в описаниях св. мощей Софийского собора (в сев. части Рождественского придела), причем в описи, составленной ок. 1634 г., этот князь назван благоверным (Забелин И. Е. Описание новгородской святыни в 1634 г. // ЧОИДР. 1862. Кн. 4. Отд. 5. С. 53); позднее гробница последнего была перенесена в др. место (Янин. 1988. С. 114).
Канонизация М. Р. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование которому было возобновлено 10 июля 1981 г. (Собор учрежден ок. 1831). Св. князю имеется тропарь (Святые Новгородской земли. 2006. С. 221).
В Ипатьевской летописи упоминается, что М. Р. «възрастом середнии бе, и лицем леп, и всею добродетелью оукраше и благонравен…» (ПСРЛ. СПб., 1908. Т. 2. Стб. 610; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 384). Иконография М. Р. развивалась в 2 направлениях: сюжетные композиции, где благоверный князь выступал как историческое лицо, и его изображения в составе соборов местных и избранных святых. Описаний внешнего облика М. Р. в иконописных подлинниках не обнаружено.
В Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34.5.30) проиллюстрированы военные походы, в которых, согласно тексту, наряду с другими князьями принимал участие М. Р. Так, на одной из миниатюр показана осада Вышгорода, где затворился М. Р., дружиной во главе с кн. Георгием (Юрием), сыном блгв. кн. Андрея Боголюбского, однако изображение князя внутри городских стен отсутствует (Л. 212 об.). Более определенно М. Р. изображен на миниатюрах Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. Основной ряд иллюстраций содержится в Лаптевском томе (РНБ. F.IV.233), где показаны походы князей на Киев в 1169 г., осада Вышгорода под 1174 г. (Л. 194-294 об.) и др. события. Одна из композиций посвящена походу М. Р. на «Чюдскую землю и Очюлу» в 1179 г. (Л. 360 об.). В Голицынском томе (РНБ. F.IV.225. Л. 197-197 об.) есть начальные миниатюры к рассказу о том, как в 1180 г. М. Р. пошел с новгородцами ратью на Полоцк, чтобы вернуть плененные новгородские волости, но в Вел. Луках получил послание от старшего брата, кн. Романа, с просьбой отказаться от своего намерения. История продолжается в Лаптевском томе (Л. 381-381 об.): возвращение М. Р. в Новгород, его болезнь «крепка зело», преставление и погребение в соборе Св. Софии. В композициях М. Р., как правило, предстает средовеком в доспехах и плаще, в княжеской шапке, с оружием в руках, иногда верхом на коне, в сцене преставления - в кафтане с золотым оплечьем.
Ранним предположительным изображением М. Р. (с нимбом) является роспись во 2-м ярусе на северной грани юго-зап. столпа в Архангельском соборе Московского Кремля, выполненная в 1652-1666 гг. на основе иконографической программы 1564-1565 гг. М. Р. представлен юным воином без бороды, с короткими густыми русыми волосами, на нем коричневый кафтан с голубым орнаментом и узорчатая зеленоватая шуба, на голове небольшая шапка с меховой опушкой, правая рука поднята с двуперстным сложением пальцев, в левой - меч в ножнах как атрибут воинской славы; в надписи именуется блгв. кн. Георгием. По мнению Т. Е. Самойловой, юный лик изображенного князя, умершего в «срединном» возрасте, «есть следствие слияния в памяти потомков образов двух Мстиславов Ростиславичей, погребенных в Софийском соборе» Новгорода, один из к-рых, внук кн. Юрия Долгорукого, умер молодым (Самойлова. 2004. С. 185, 187, 215).
Немногочисленные изображения М. Р. известны в составе композиции «Собор Новгородских святых» не ранее XVIII в. На подобных иконах при отсутствии уточнений в надписи его образ, как правило, не отличается от изображения его сына, блгв. кн. Мстислава Мстиславича. М. Р. представлен, в частности, на иконе Новгородских чудотворцев, предстоящих образу Софии Премудрости Божией, нач. XVIII в. из бывш. собрания А. М. Постникова (ГРМ) и на прориси с нее (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399, 618-619; надпись на нимбе: «кн. Мстиславъ»). По мнению Г. В. Маркелова, на прориси М. Р.- 1-й справа в верхнем 6-м ряду левой группы; изображен оплечно, с непокрытой головой, волосы волнистые, борода окладистая средней величины (на иконе он 1-й в правой группе, волосы русые до плеч; сын Мстислав в том же ряду дальше от центра). На иконах свящ. Георгия Алексеева 1726 г. (ГИМ) и 1728 г. (ГТГ) на побегах «древа» помещены полуфигуры обоих князей с именем Мстислав, М. Р.- ближе к центру, в молении, на плечах княжеская шуба, голова не покрыта, проседь в волосах едва заметна; на образе 1728 г. между Мстиславами изображен блгв. кн. Феодор Ярославич. На иконе «Чудотворные иконы и Новгородские святые» 1721 г. из собрания Успенских (ГЭ) М. Р.- один из князей в верхнем ряду правой группы (средовек с длинной окладистой бородой, в шубе, голова не покрыта). Вероятно, образ одного М. Р. (как наиболее почитаемого с именем Мстислав) включен в число Новгородских святых на иконах: «Новгородские и избранные святые, с ангелом-хранителем» 1-й пол. XIX в. (НГОМЗ; на голове святого зеленая княжеская шапка с золотым узором и меховым околышем, волосы кудрявые, русая борода средней величины на конце раздвоена); на небольшой иконе 1855 г. (РГИАХМЗ; М. Р. в горностаевой шубе и шапке); на эмалевом образе 1866 г. (в оправе мастера К. Рябкова), поднесенном свт. Филарету (Дроздову) в 1867 г. от новгородской паствы (СПГИАХМЗ; надпись «с: кня Моиславъ»); на большой пяднице кон. XIX - нач. XX в. (ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде; традиц. образ князя-средовека) и на идентичной ей хромолитографии Е. И. Фесенко из Одессы (1902, один из экземпляров нач. XX в.- в собрании Ф. Р. Комарова); на иконе 60-х гг. XX в. из местного ряда нижнего иконостаса ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде и др.
На иконе «Образ всех святых Российских великих князей, княгинь и княжон роду царского» 60-х гг. XIX в. из собора равноап. вел. кн. Владимира в С.-Петербурге (Зеленина Я. Э. От портрета к иконе: Очерки рус. иконографии XVIII - нач. XX в. М., 2009. С. 236, 238. Ил. 203) юный безбородый князь с короткими кудрявыми волосами (надпись: «Мстиславъ ростисл.» с датой 5 июня) изображен в рост в одном клейме с блгв. кн. Всеволодом (Гавриилом) Псковским. М. Р.- в золотой кольчуге поверх синей рубахи и зеленом плаще, серых портах и черных сапогах, в правой руке копье, левая лежит на груди.
Образ М. Р. изредка вводился в церковные стенописи академического типа, в т. ч. в программы росписи придела блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя (70-е гг. XIX в.) и галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010). Оригинальным авторским произведением является мозаика (1910, В. А. Фролов по эскизу Н. К. Рериха) на юж. портале Троицкого собора в Почаевской лавре: М. Р. представлен крайним справа в группе князей, средовеком, в шапке, кафтане и плаще, с моделью храма в руке. Есть основание считать (поскольку Кириллов входил в состав Новгородской епархии), что именно М. Р. изображен в позднем слое поновлений (сер.- 2-я пол. XIX в.) стенописи малого пролета св. ворот Кириллова Белозерского мон-ря (в рост, средовек в плаще и в шапке, с крестом в руке, напротив равноап. кн. Владимира).
Исторические сюжеты с участием М. Р. воспроизводились и в XIX в. Напр., на литографии «Неустрашимый Мстислав, осажденный в Вышгороде, видит со стен внезапное бегство осаждающих, 1173», выполненной И. С. Щедровским по рис. Б. А. Чорикова (Живописный Карамзин, или Рус. история в картинках / Изд.: А. Прево. СПб., 1836. Ч. 1. № 46); он изображен средовеком в доспехах со шлемом и в горностаевой мантии, наблюдающим с городской стены за отступлением неприятеля.
В иконографии «Все святые, в земле Русской просиявшие», созданной мон. Иулианией (Соколовой) по благословению свт. Афанасия (Сахарова), М. Р. написан оглавно в группе Новгородских чудотворцев (в княжеской шапке, из-под к-рой видны русые волосы; надпись: «С. к. Мстиславъ») на иконах 1934 г., 50-х гг. XX в. (2 в ТСЛ, СДМ). Сохранились карандашные эскизы к этой композиции кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (частное собрание).