(Петрозаводской епархии Карельской митрополии), находится в 15 км от дер. Гакукса Пудожского р-на Карелии, на вост. берегу Онежского оз., недалеко от устья р. Муромки. Считается одним из древнейших мон-рей на территории Карельской митрополии. Основан в XIV в. прп. Лазарем Муромским († 1391), мон. Высокогорского мон-ря (Петров. 1886. С. 100-107; Будовниц. 1966. С. 113-120). Сведения о начальной истории М. У. м. содержит Житие прп. Лазаря, составленное на основе устного автобиографического рассказа святого, записанного его преемником игум. Феодосием (Новый Олонецкий патерик. 2013. С. 40-48). Известны 15 списков Жития, 2 пространные и краткая редакции, датируемые кон. XIV-XVII в. (Барминская. 1989; Литвинова, Прохоров. 1988; Новый Олонецкий патерик. 2013. С. 42). Возможно, Житие появилось только в XVII в., т. к. имя прп. Лазаря ранее не встречается ни в актовых материалах, ни в писцовых описаниях мон-ря, ни во владельческих записях в рукописях из обители (Новый Олонецкий патерик. 2013. С. 42).
М. У. м. был устроен на о-ве Мурма (Мучь), к-рый, согласно Житию, новгородский посадник Иван Захарьевич Фомин продал прп. Лазарю за 100 серебряных гривен. Преподобный поставил на острове крест, «малую хижину» и небольшую часовню. Первоначально прп. Лазарь столкнулся с враждебным отношением со стороны языческих финно-угорских племен («лопяне и чюдь и страшивыя сыроядцы»), обитавших на вост. берегу Онежского оз. Язычники неоднократно избивали подвижника, поджигали его хижину, изгоняли с острова, но он скрывался в пещере на горе Тетеривице. После того как основатель мон-ря исцелил слепого сына старейшины лопарей, язычники изменили отношение к прп. Лазарю, многие из них приняли крещение.
Первый храм в честь Воскрешения друга Божия прав. Лазаря преподобный построил на месте чудесного видения: Пресв. Богородица, св. Иоанн Предтеча и ап. Иоанн Богослов измеряли «вервием» место для храма, а посвящение престола было начертано «ангеловою рукою» на кресте, перед к-рым молился основатель обители. Лазаревская ц. предназначалась для погребения близ нее умерших насельников и странников. Собравшаяся братия построила еще 2 деревянные церкви: в честь Успения Пресв. Богородицы и в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (трапезную). Обитель создавалась как общежительная; первыми монахами были старцы из Киево-Печерской лавры Иона и Евфросин, а также афонский мон. Феодосий, который «вериги тяжки на теле своем нося». Перед смертью прп. Лазарь обратился к насельникам с наставлением, назначил своим преемником священноинока Феодосия и завещал похоронить себя рядом с Лазаревским храмом.
Основными источниками сведений о ранней истории М. У. м. являются писцовые и переписные книги, актовый материал. В XV-XVII вв. мон-рь возглавляли прп. Афанасий Муромский (почитается наравне с прп. Лазарем, его имя упом. в дозорной книге 1620 г.), игумены Ефрем (1508), Лаврентий (1537-1539), Зосима (1582/1583), Иоасаф (Иосафат) (1586), черный поп Мисаил (1628-1629), черный поп Савватий (1647), строитель Иларион (1650), игумены Афанасий II (1673), Иоасаф II (ок. 1686), строитель Варлаам (1689, 1695) (Докучаев-Басков. 1886; Строев. Списки иерархов. Стб. 1008-1009).
В XVI в., при игум. Ефреме, мон-рь получил ружное содержание на 37 старцев: «В Муромский монастырь Успения Пречистые Богородицы да Иоанна Предтечи на Онеге озере идет милостыни игумену Офрему да старцам тридцати семи человеком идет по три рубля и по три деньги, да по пуду с четью меду, по пуду с четью воска, а деньгами за мед и за воск по два рубли. И всего милостыни и за мед и за воск пять рублев три деньги» (Запись о ружных церквах. 1856. С. 34).
Монастырская вотчина начала складываться в период независимости Новгородской земли. В краткой редакции Жития приводится грамота новгородского посадника Славенского конца (одного из 5 районов Новгорода) Ивана Захарьевича на «остров Муч со всею землею и озеро Муромское». Документ интерпретируется и датируется исследователями по-разному. Согласно традиц. мнению, это духовная Ивана Захарьевича Фомина, переданная прп. Лазарю сыном умершего посадника Феодором. Из-за хронологических и проч. несоответствий в тексте принято считать грамоту подложной и датировать ее только 2-й пол. XVII в. (Валк. 1937; Янин. 1991. С. 358-359; Чернякова. 1998. С. 219-221; Амелина. 2008. С. 71-72). Появление поддельного документа связывают с длительной земельной тяжбой М. У. м. с Корнилиевым Палеостровским в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырем. По др. мнению, данная грамота не фальсификат, а подлинный акт 50-х гг. XV в., к-рый «подтверждает ранее совершенную монастырскую купчую XIV в. и передает эти земли монастырю уже на безвозмездной основе» (Мусин. 2000). Предполагается, что «остров Муч» прп. Лазарю продал в сер. XIV в. новгородский посадник Есиф Захарьевич, а его внук, тоже новгородский посадник, Иван Фомин подтвердил покупку земли вкладной грамотой, выданной прп. Афанасию Муромскому в сер. XV в. Имя Ивана Захарьевича появилось в тексте Жития из-за ошибки его автора или редакторов (Там же).
Согласно писцовой книге Заонежской половины Обонежской пятины 1563 г., ближайшими к обители землями на Муромском п-ове владели новгородские вотчинники Оксинья Микитина и Иван Патрикеев. Из 3 деревень, стоявших на Муромском Носу, только одна, Родионовская, в кон. XV в. принадлежала братии. После присоединения Новгорода к Москве все поселения Муромского п-ова вместе с угодьями вошли в вотчину М. У. м., первоначально на условиях оброчного содержания, вероятно в связи с запустением (Амелина. 2008. С. 72).
В 1582/83 г., как явствует из писцовой книги, монастырская вотчина включала 7 деревень на р. Гакуксе, на р. Андоме и на Муромском п-ове, 2 пустоши (Борисовская и Тетеревиная Гора). Основная часть земельных владений М. У. м. располагалась в Гакукской вол. (Андомский погост). Писцами фиксируется единичное поселение на р. Андоме, а также земли и рыбные ловли в Унойской губе Онежского оз. По сведениям К. А. Докучаева-Баскова, в 1-й четв. XVII в. некий Федор Иванович Морозов пожаловал мон-рю 2 деревни и пустошь в Спасском Шальском погосте (Докучаев-Басков. 1886. С. 514). В переписной книге 1647 г. зафиксировано 8 монастырских деревень: 2 - в Шальском погосте в Унойской губе, 5 - в Гакукской вол. и одна на р. Андоме (Амелина. 2008. С. 73).
По-видимому, границы владений М. У. м. в XVI - 1-й пол. XVII в. не были четко установлены, что стало причиной продолжительных земельных споров монастырских крестьян с жителями смежных волостей, в частности Нигижемской (Петров. 1886). В 30-х гг. XVI в. велась тяжба с Палеостровским мон-рем из-за земель и рыбных ловель в Унойской губе. Муромские монахи проиграли дело, представив подложную духовную новгородского посадника Панфилия Селифонтова (Корецкий. 1959. С. 449-450; Амелина. 2008. С. 70-71). Межа земельных владений М. У. м. детально описывается в жалованной грамоте 1650 г., полученной строителем Иларионом: от устья р. Андомы на юге и оз. Рандозеро по верховьям рек Сормы, Нигижмы, Гакуксы к Тетеревиной Горе на севере (Амелина. 2008). В XVII в. М. У. м.- значительный среди местных обителей земельный собственник: в 1628-1629 гг.- 30 крестьянских и 5 бобыльских дворов (всего 70 чел.), в 1647 г.-27 крестьянских и 3 бобыльских двора (всего 63 чел.), в 1678 г.- 23 крестьянских двора (105 чел.) (Иванов. 2007. С. 494-496).
Сохранились сведения о М. У. м. в писцовых и переписных книгах 2-й пол. XVI-XVII в. Самое раннее из них содержит писцовая книга 1563 г. Андрея Лихачёва: «В Никольском погосте в Андомском в Юрьеве писме Костянтиновича Сабурова манастырь не писан, а ныне по новому писму на Онеге озере на Муромском острову церковь Успенье пречистые, другая церковь Рожество Ивана Предтечи, да за манастырем третья церковь Лазорь святый на Гробищах, а в манастыри 3 священники да пол-40 старцов» (Писцовые книги Обонежской пятины 1496 и 1563 гг. Л., 1930. С. 201).
В писцовой книге 1582/83 г. упоминается «монастырь Муромской на озере на Онеге на Муромском острову», в к-ром имелись: деревянная Иоанно-Предтеченская ц. с трапезой; «место церковное, что была церковь Успенье Пречистые Богородицы, да за монастырем церковь Лазарь святый»; кельи игум. Зосимы, свящ. Никона, келаря Иосифа «да 16 келей, а в них живут 35 братов. А церковь Успенье Пречистые и около монастыря ограда згорела» (Писцовая книга Заонежской половины Обонежской пятины. 1993. С. 263). Новый Успенский храм на месте сгоревшего был построен и освящен в 1586 г., при игум. Иоасафе (Иосафате), что следовало из надписи на закладном кресте, хранившемся в обители в XIX в. (Докучаев-Басков. 1886).
В 1612/13 г. М. У. м. был разорен «немецкими и литовскими людскими ворами». В переписных книгах 1628-1631 гг. упоминаются построенные «клецки» Успенский храм, теплая ц. Рождества св. Иоанна Предтечи с трапезой, шатровая колокольня («колокол в 20 пудов, другой в 16 пудов, третий в 12 пудов, колокол в 6 пудов, два колокола зазвонных в 2 пуда»), 13 братских келий, хозяйственные службы, за оградой - конюшенный и коровий дворы, «да под монастырем пашни паханой 4 чети с осьминою в поле, а в дву потому ж, а пашут на монастырь служки и детеныши. Да за монастырем же, за полем церковь во имя Лазарево воскресение, древяна, клецки… И всего Муромского монастыря в отчине 8 деревень живущих да 2 пустоши» (Олонецкие ГВ. 1850. № 47). В 1673 г. была возведена новая Иоанно-Предтеченская ц., в 1686 г.- Успенский храм. В 1700 г. за М. У. м. числились 23 крестьянских двора (Ведомость. 1850; Петров. 1886).
По данным переписных книг 1628-1631 гг., монастырская б-ка насчитывала ок. 40 рукописных книг, из к-рых по крайней мере 5 сохранились в собраниях БАН, РГБ и НА РК (Пигин. 2010).
В сер. 80-х гг. XVII в. М. У. м. был преобразован в женский. После челобитных игум. Неониллы Новгородский митр. Корнилий переселил в обитель стариц из Ильинского мон-ря Шунгского погоста, к-рые, по их словам, подвергались притеснениям со стороны местного приходского духовенства. Муромские монахи были переведены в Палеостровский мон-рь. Но через несколько лет из-за многочисленных жалоб вкладчиков М. У. м., обращавшихся и к церковным, и к высшим светским властям, обитель со всеми владениями вернули прежним монахам (Дело о переводе. 1887). В краеведческой лит-ре преобразование М. У. м. в женский ошибочно датируется 1786 г. (Петров. 1886. С. 116; Докучаев-Басков. 1886. С. 521).
К сер. XVIII в. число насельников М. У. м. уменьшилось. Если в 1738 г. община включала строителя иером. Кирилла, келаря мон. Германа, казначея мон. Тарасия и 17 старцев, то в нач. 40-х гг. XVIII в. в ней оставались 6 монахов (РГАДА. Ф. 311. Оп. 1. Д. 1. Л. 49а об.; Кожевникова. 2009. С. 67). К нач. 60-х гг. XVIII в. к мон-рю были приписаны «малобратные» Рубежская, Сунарецкая и Вашеостровская пустыни (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2457. Л. 85-88 об.). Во время реформы 1764 г. М. У. м. первоначально был оставлен «на собственном содержании», со строителем и 6 монашескими вакансиями. Обитель возглавляли игум. Тарасий (1764-1773), при к-ром была возведена ц. в честь Богоявления (1768), иеромонахи Пафнутий (1775-1784) и Иосиф (1784-1785).
К сер. 80-х гг. XVIII в. мон-рь пришел в упадок (РГИА. Ф. 796. Оп. 66. Д. 569. Л. 1-1 об.), в 1786 г. по предложению Олонецкого и Каргопольского еп. Амвросия (Серебрянникова) упразднен, а освободившееся место «за штатом» отдано Стороженскому мон-рю (Кожевникова. 2009. С. 85-87). Деревянные церкви Успения, Богоявления, Рождества св. Иоанна Предтечи и Воскрешения Лазаря стали приходскими (НАРК. Ф. 25. Оп. 20. Д. 29/322; Оп. 16. Д. 9/1). Известны имена священников, служивших в храмах упраздненного мон-ря: Иаков Ларионов (1784-1798), Феофилакт Терентьев (до 1825), Косма Феофилактов (до 1867) (см.: Петров. 1886. С. 116). Источниками доходов для причта служили 160 дес. земли разного качества (большая ее часть сдавалась в аренду местным жителям), а также мельница на р. Самина. Доход приносили проценты с «вечного» капитала, пожертвования богомольцев «на поминовение душ умерших». Упраздненный М. У. м. не имел собственных прихожан. Из-за неудобства путей сообщения с соседними деревнями и опасности «неправильного народного ропота» епархиальные власти не решались приписывать к его церквам кого-либо из местных крестьян (НАРК. Ф. 25. Оп. 16. Д. 9/1. Л. 4-6). К нач. 60-х гг. XIX в. строения упраздненного мон-ря обветшали. Богоявленская ц., 2 часовни и развалившаяся кладбищенская ограда нуждались в срочном ремонте, но у причта не хватало на это средств (Там же. Оп. 4. Д. 33/12). По инициативе свящ. Космы Феофилактова с 1855 г. началось строительство нового, кирпичного Успенского храма.
В кон. 30-х - нач. 40-х гг. XIX в. на территории М. У. м. недолго существовала жен. община, сложившаяся из жительниц окрестных деревень и странниц. Ее возглавляла крестьянская девица Феодосия Кизилова из Воронежской губ. Епархиальные власти не разрешили официально учредить общину из-за отсутствия надежных источников финансирования и наличия в Олонецкой епархии жен. Успенского монастыря в Каргополе.
Возрождение М. У. м. стало возможным благодаря финансовой помощи пудожского купца Ивана Ивановича Малокрошечного и активной поддержке местного населения. В 1867 г. муж. мон-рь был открыт «без всякого пособия от правительства» с условием создать при нем «приют для престарелых и убогих» (Кожевникова. 2009. С. 127-132). Основу монастырского капитала составили 10 тыс. р., пожертвованные Малокрошечным и положенные им в опекунский совет в 5-процентных билетах, что давало братии 500 р. ежегодного дохода. Дополнительно купец выделил 2 тыс. р. на текущие расходы. Первыми управляющими М. У. м. стали священник Троицкого храма г. Пудожа Иоанн Георгиевский и казначей Александрова Ошевенского мужского монастыря иером. Феодосий.
Во 2-й пол. XIX в. в М. У. м. появляются каменные строения. К 1866 г., еще до офиц. открытия обители, на средства Малокрошечного была достроена каменная одноглавая Успенская ц. с 2 отапливаемыми приделами («в трапезе») - Рождества св. Иоанна Предтечи и прп. Иоанна Рыльского, а также с колокольней (на старинном позвонном колоколе имелась надпись: «Лета от мироздания 7016 колокол сей слит при Государе благоверном князе Василии Ивановиче и при преосвященном архиепископе Серапионе повелением игумена Ефрема святому Ивану в дом, а мастер Микита Васильев»). В 1891 г. возвели каменную 5-главую ц. во имя Всех святых. В 1896 г. в каменном братском корпусе был освящен домовый храм во имя свт. Николая Чудотворца. В роще на братском кладбище «как памятник глубокой древности» сохранялась ц. Воскрешения Лазаря в часовне-«футляре» (1887). К нач. ХХ в. в М. У. м. располагались 2 двухэтажных деревянных дома для братии, каменный корпус с трапезной и настоятельскими покоями (на 2-м этаже), кухней и просфорней (на 1-м этаже), каменная кладовая с погребом, вне ограды - гостиница для богомольцев, скотный двор с работной избой, мельница, хозяйственные постройки (НАРК. Ф. 25. Оп. 1. Д. 82/11. Л. 62 об.- 63; Ф. 127. Оп. 1. Д. 1/16).
Братия возрожденной обители стремилась вернуть земельную собственность (Кожевникова. 2009. С. 148-149). По решению Олонецкой палаты уголовного и гражданского суда местным крестьянам, переселившимся на земли мон-ря после его упразднения, достались положенные законом 15 десятинных пропорций на человека (5484 дес. 1700 кв. саж.); в пользу монахов отошло 229 дес.; остальные земли остались в единоличном владении казны. Монастырское начальство не признавало права гос-ва на большую часть своих бывш. владений. Указом Сената от 21 мая 1887 г. прежнее решение Олонецкой палаты уголовного и гражданского суда отменялось, спорящим сторонам предлагалось договориться о том количестве земли, которое отойдет каждой из них. В 1898 г. многолетний спор был прекращен. К тому времени в собственность обители перешли 399 дес. 1303 кв. саж. земли, из них 299 дес. леса в урочищах Тетеревиная Гора и Тюля-Нос. Часть пашни (12 дес. 1669 кв. саж.) находилась в чересполосном владении с крестьянами Гакукского прихода, что стало причиной последующих мелких конфликтов с ними. М. У. м. имел рыбные ловли на р. Муромке, при этом лов производился совместно с местными жителями. Своей мельницы на р. Самине мон-рь лишился во время весеннего паводка 1867 г., и братия стала возить зерно в Андомскую вол. (НАРК. Ф. 25. Оп. 4. Д. 3/12).
Расцвет М. У. м. в посл. четв. XIX - нач. ХХ в. связан с деятельностью настоятеля архим. Онисима (Савинова), управлявшего обителью с 1873 г. (Там же. Ф. 127. Оп. 2. Д. 1/3; Ф. 25. Оп. 20. Д. 48/551). «Сам из крестьян, умный, весь ушедший в заботы об обители, он очень близко держится к народу и пользуется за то в окрестностях большой популярностью»,- отзывались о нем современники (Ол-н. 1905). При нем в М. У. м. начали действовать новая паровая мельница «с локомобилем» и кожевенный завод; монахи продавали рыбу, скот, масло, овес и проч. Использование технических новинок в хозяйстве («жатвенные снаряды, молотилки и веялка-сортировка») позволяло обеспечивать братию собственным зерном круглый год (НАРК. Ф. 25. Оп. 20. Д. 9/97. Л. 11 об.; Д. 11/111. Л. 10). В нач. ХХ в. М. У. м. занимал 3-е место среди муж. обителей Олонецкой епархии по размерам основного капитала (20 564 р.). В 1901 г. монастырское стадо включало 40 голов рогатого скота, содержали 7 лошадей; с полей и огородов были собраны 55 четв. ржи, 50 четв. овса, 300 мер картофеля, 700 кочанов капусты (Там же. Оп. 1. Д. 82/11. Л. 63).
М. У. м., окруженный болотами с востока и севера, находился в «малолюдной и труднодоступной местности», в стороне от почтовых трактов, паломники посещали его гл. обр. летом и зимой. Мощи прп. Лазаря Муромского пребывали под спудом в деревянной часовне, устроенной за алтарем Лазаревской ц. («о самую стену алтаря с восточной стороны»), на братском кладбище. Близ алтаря каменной Успенской ц., над могилой прп. Афанасия Муромского, первоначально стояла деревянная часовня. После возведения каменной Всехсвятской ц. его гробница была установлена в специальной нише на ее левой стороне (Ол-н. 1905). С именем прп. Афанасия монастырское предание связывало железные вериги, к-рые монахи берегли как святыню (Никодим (Кононов). 1903). В кон. XIX в. над Лазаревской ц. для сохранения ее от разрушения была возведена часовня-«футляр», и стоявшая над мощами основателя рака оказалась внутри ее. В часовне хранились деревянные богослужебные сосуды (потир, дискос, 2 блюдца для проскомидии) прп. Лазаря, его крашенинная риза и резной подсвечник «в виде треножника». На подоконнике лежали куски старинного мукомольного жернова, к-рым мололи хлеб при первых насельниках. В древнем храме были собраны монастырские иконы XV-XVI вв. Среди них - образ «Исцеление слепорожденного» (XV в.), сюжетно связанный с событиями, описанными в Житии прп. Лазаря Муромского (чудо о прозрении сына старейшины лопарей по молитвам святого). В 1959 г. экспедиция Государственного Русского музея вывезла часть редких икон для их реставрации и дальнейшего хранения в музейных фондах (КГКМ. № 1631. Л. 8, 18-19). Во Всехсвятском храме за правым клиросом пребывала чтимая икона Успения Пресв. Богородицы, считавшаяся увеличенной копией образа, принадлежавшего прп. Лазарю и исчезнувшего в пожаре XVI в. или во время разорения 1612/13 г. (Ол-н. 1905). В М. У. м. паломники обязательно поклонялись «Лазареву кресту», стоявшему возле дороги «от времен седой старины». Ежегодно 24 июня к нему устраивалось торжественное шествие с молебным пением (Никодим (Кононов). 1903).
После закрытия М. У. м. в 1919 г. на его территории была создана сельхозкоммуна им. Троцкого. При описи монастырского имущества последний настоятель иером. Иоаким был арестован по обвинению в растрате (НАРК. Ф. 108-Р. Оп. 1. Д. 22/319. Л. 142). Вероятно, последние муромские монахи были расстреляны, но место их погребения неизвестно (Арх. отд. Петрозаводского ЕУ. Колл. ист. док-тов. Д. 7. Л. 3-5). После 1945 г. в сохранившихся монастырских постройках разместили дом инвалидов. В 1959 г. ц. Воскрешения прав. Лазаря была перевезена в Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник на о-ве Кижи. В 1991 г. началось возрождение обители. Часовня-«футляр» была переделана в летнюю ц. Воскрешения прав. Лазаря. Трудами малочисленной братии восстановлены Успенский храм, каменный корпус с домовой Никольской ц., реставрируется Всехсвятский храм. С 26 июля 2012 г. наместником обители является игум. Илия (Горбачёв). В г. Пудоже находится монастырское подворье.