(Кондратьев Николай Кондратьевич; 1733 (дек. 1736 (?), дек. 1738 (?), 1739 (?)), с. Аносово Кадомского у. Шацкой пров. Воронежской губ., ныне пос. Ермишь Рязанской обл.- 4.03.1809, Саровская в честь Успения Пресв. Богородицы пуст., ныне г. Саров Нижегородской обл.), прп. (пам. 23 февр., 7 авг. в Соборе Валаамских святых, 28 июля в Соборе Тамбовских святых), игум., настоятель Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Род. в семье причетника ц. во имя арх. Михаила Кондратия и его супруги Мавры. В 1752 г., при строителе иером. Исаакии, пришел в Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь, где прожил 3 года под духовным руководством иеросхим. Варлаама (в 1738-1743 строитель Богородицко-Игрицкого в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря; Ɨ 4 мая 1764). Узнав о подвижнической жизни архимандрита астраханского в честь Преображения Господня монастыря Мефодия (Петрова; Ɨ 1776), Николай по благословению духовника отправился в Астрахань. После хиротонии 10 мая 1758 г. архим. Мефодия во епископа Астраханского и Ставропольского Николай нес послушание его келейника. 20 дек. 1761 г. пострижен в монашество с именем в честь мч. Назария Римлянина (пам. 14 окт.). Постриг совершил крестовый иером. Никифор в присутствии еп. Мефодия в приписном к архиерейскому дому Покровском мон-ре. 22 окт. 1762 г. еп. Мефодием Н. рукоположен во диакона. Стремясь к уединению, Н. просил о возвращении в Саровскую пуст., на что его благословил еп. Мефодий, отправив соответствующие письма саровскому строителю иером. Ефрему (Короткову) 26 янв. 1764 г. и духовнику иеросхим. Варлааму 16 марта того же года. 26(?) мая 1764 г. Н. был уволен из Астрахани и в июне возвратился в Саровскую пуст. (указ Владимирской духовной консистории был получен 28 сент. 1764). С 12 марта 1765 г. почти год Н. находился на послушании во Владимире у еп. Павла (Гребневского) при архиерейском доме. Вернувшись в Саров, он исполнял чреду священнослужения, нес клиросное послушание, а также шил для братии камилавки и плел четки. 4 мая 1770 г. Н. без благословения удалился из Саровской пустыни в лес, поселился в шалаше, но, заболев, вернулся в обитель. Ему определили епитимию: на полгода «в черную работу», по средам и пятницам соблюдать сухоядение, в церкви во время литургии класть по 50 земных поклонов.
В 1772 г. Н. нес послушание в арзамасской Высокогорской Вознесенской пуст. Во время восстания Е. И. Пугачёва был голод, в 1775 г. близ Сарова в некой горе, по свидетельству Н., чудесным образом «открылись» запасы муки. 4 (6?) дек. 1776 г. еп. Владимирским и Муромским Иеронимом (Фармаковским) Н. был посвящен во иерея в гороховецком во имя Святой Троицы и святителя Николая Чудотворца монастыре. Он совершал богослужения и «по немощи» только вязал четки для братии (1778), шил камилавки и нес клиросное послушание (1779).
5 дек. 1780 г., выехав из Сарова, Н. посетил в качестве паломника Москву, а затем Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь, где отметил неудовлетворительное состояние Анзерского скита. В записке, адресованной Синоду (июль 1781), он высказал желание свое и еще 7 братий (в т. ч. прп. Германа (Зырянова)) поселиться в этом скиту, чтобы его восстановить. Видимо, из этой записки о Н. стало известно архиеп. Новгородскому и С.-Петербургскому Гавриилу (Петрову), заботившемуся о благоустроении монастырей. Во 2-й пол. 1781 г. архиерей написал саровскому строителю иером. Пахомию (Леонову; Ɨ 1794) письмо с просьбой отправить Н. для восстановления Валаамского монастыря и введения в нем Саровского устава. Не желая отпускать Н., иером. Пахомий пытался указать на его неопытность, на что получил ответ: «У меня много своих умников, пришлите мне вашего глупца».
12 янв. 1782 г. Н. обратился к архиеп. Гавриилу с просьбой благословить его посетить св. места - Валаам и Коневский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь. 27 янв. он отправился в С.-Петербург. Однако 7 марта 1782 г., после скоропостижной кончины валаамского игум. Ефрема (Ɨ 3 марта 1782), указом С.-Петербургской духовной консистории он был назначен строителем Валаамского мон-ря. В грамоте, выданной Н. по случаю его назначения настоятелем, архиеп. Гавриил объяснял, «что остров Валаам по пустынному положению своему и святости жизни первых своих тружеников» требует восстановления на основе «правил» Саровской пуст. Вероятно, покровительству, которое оказывал Н. митр. Гавриил, содействовал его келейник прп. Феофан (Соколов) (впосл. архим. Кириллова Новоезерского в честь Воскресения Христова монастыря); Н. познакомился с ним еще в Санаксарском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре ок. 1774 г. Одним из первых дел Н. была попытка в нояб. 1782 г. запретить продажу вина на ярмарке, ежегодно проходившей 27-30 июня с участием олонецких и тихвинских купцов на Валааме, когда раздавались «непристойные крики, пение песен и пляски». Несмотря на материальные потери для мон-ря, ярмарка к концу управления Н. была переведена в Сердоболь (ныне Сортавала, Карелия).
Устав Валаамского мон-ря был принят братией в 1782 г., утвержден митр. Гавриилом 19 марта 1784 г. и митр. С.-Петербургским, Эстляндским и Финляндским Амвросием (Подобедовым) 29 июля 1803 г. Он копировал общежительный Саровский устав, составленный «на основании древних правил» в 1706 г. иером. Исаакием (в схиме Иоанн). В 1-м отделе устава в 24 главах были описаны правила благочиния, прежде всего поведения иноков; во 2-м изложены порядок совершения богослужений, в частности всенощных бдений, и монашеское правило. Новый устав вводил общность молитвы, трапезы, имущества для всей братии и регламентировал поведение монахов. Настоятель не только выполнял хозяйственные и адм. функции, но и становился духовным наставником. В обители был введен строгий богослужебный порядок, установлены 3 формы монашеской жизни: общежительная, скитская и пустынная. В 1783 г. архиеп. Гавриил поблагодарил Владимирского и Муромского еп. Виктора (Онисимова) «за увольнение отца Назария», к-рый устроил «порядок пустынный» в Валаамском мон-ре, а 9 марта 1787 г. прислал на Валаам грамоту о непременном исполнении общежительного устава, подчеркнув подвиги Н. и его усердие в утверждении иночествующих в спасительной жизни.
Ок. года Н. один совершал богослужения за отсутствием братии в священном сане. 5 марта 1786 г. по ходатайству митр. Гавриила повелением имп. Екатерины II Алексеевны Валаамский мон-рь включили в число штатных 3-го класса с игуменским настоятельством. Н. был удостоен сана игумена уже в мае 1785 г. В 1790 г. братство обители составляло уже 12 чел., в т. ч. 4 иеромонаха, в 1796 г.- 55 чел., в т. ч. 10 иеромонахов.
Стараниями митр. Гавриила и Н. появились пожертвования на обитель. В 1782 г. для восстановления мон-ря митрополит назначил Н. помощника - казначея иером. Иннокентия (Моруева; 1746-1828), карела по происхождению, хорошо знавшего местные реалии. Проект Н. был утвержден митр. Гавриилом 10 февр. 1785 г. Первоначально на месте обветшавших деревянных строений в кон. XVIII в. был поставлен каменный келейный корпус, устроена ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (1785; перестроена в 1796) и возведен 2-этажный 5-главый каменный собор в честь Преображения Господня с колокольней (34,8 м) над папертью. 28 июня 1789 г. освящена нижняя соборная ц. во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских. В этот день стала праздноваться их память, т. к. впервые был освящен престол в их честь, что означало восстановление почитания преподобных. В 1794 г. освящены верхний Преображенский храм и его придел во имя апостолов Петра и Павла. Впосл. по благословению Н. мон. Герасимом был составлен канон преподобным, ставший основой службы, и начата запись чудес от их мощей. В 1793 г. на вост. стороне юж. линии келий построена ц. свт. Николая Чудотворца. В 1801 г. достроили внешнее каре. Вся монастырская усадьба (по периметру более 300 м) была возведена за 8 лет с использованием кирпича и извести местного производства. Вероятно, Н. составил общий план построек. Преображенский собор повторял хорошо знакомый Н. Успенский собор (1778) Саровской пуст. (Кудрявцев И. Н. Первый каменный храм на Валааме. Н. Валаам, 1981), в свою очередь ориентированный на архитектуру Успенского кафедрального собора в Астраханском кремле. В 1783 г. было выполнено размежевание монастырских земель. В 1787 г. составлена 1-я географическая карта Валаамского архипелага.
В скиту, в полутора верстах от монастыря, на месте, где, как полагал Н., жил прп. Александр Свирский, построили 6 небольших каменных келий и храм. 30 июня 1793 г. митрополит дал указание об освящении церквей во имя Всех святых, такое же посвящение получил и скит; церковь в главной усадьбе была освящена во имя свт. Николая Чудотворца. Неск. отшельников попеременно день и ночь читали в скиту Псалтирь по усопшим. Вблизи монастыря было возведено неск. каменных зданий: 2 дома для рабочих, гостиница для богомольцев, «пустынная келия» для Н.- место отдохновения старца. Каменная келья состояла из 5 небольших комнат, в одной из к-рых хранился пожертвованный митр. Гавриилом деревянный токарный станок (к сер. 60-х гг. XX в. келья была разобрана). Появилась также больница на 5 чел.
Н. поддерживал предание о чудесном спасении в Валаамском мон-ре тонувшего швед. кор. Магнуса Эриксона Смека, к-рый дал обет не участвовать более в походах на Русь, принял Православие и постриг в схиму с именем Григорий. Н. отметил предполагаемое место его захоронения. При Н. иером. Амфилохием на Валааме была написана икона «Христос - Царь Славы» с предстоящими Божией Матерью и св. Иоанном Предтечей; впосл. она находилась на горнем месте храма Воскресенского скита.
При Н. на Валааме начали выращивать картофель, капусту, посадили первые в Карелии яблони. После восшествия на престол имп. Павла I Петровича, в 1797 г., Валаамскому мон-рю были пожалованы рыбные ловли и сенные покосы в Кюменьском приходе Выборгской губ., мельница на р. Хегворе, к-рые стали сдавать в аренду. Эти приобретения улучшили экономическое положение обители.
Наряду со строительством мон-ря Н. придавал особое значение строгой организации внутренней жизни насельников, нек-рые подвижники предпочитали Валаам даже афонским мон-рям. Всех приходивших к Н. за помощью и наставлениями он учил прежде всего смирению, подавая пример собственной жизнью: наравне с братией Н. работал в огороде, навещал больных, беспрестанно беседовал с монахами, объясняя Слово Божие. Во избежание духовной гордости постановил, чтобы все насельники исповедовались друг другу, открывали и свои тайные помыслы.
Под духовным рук. Н. было воспитано немало подвижников, воплотивших в своей жизни наставления: прп. Герман (Зырянов) и др. члены Валаамской миссии в Америке; любители пустынного безмолвия иеросхим. Никон-пещерник (Бахарев; 1742-1823); иером. Софроний (Гребенщиков), постриженик Н. (1783; с 1791 г. настоятель Бабаевского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря, в к-ром ввел общежитие); схим. Николай (Смелов; 1752-1824), из мещан, келейник Н., поселившийся в уединении близ своего старца; игум. Варлаам (Давыдов; Ɨ 1849), из мещан, поступивший в мон-рь в 1796 г. и принявший постриг при Н., у к-рого учился Иисусовой молитве; иеросхим. Евфимий (Уштовский; 1769-1829), из дворян, постриженный Н. в монашество в 1800 г.; схим. Сергий (Иванов; Ɨ 1860), из крестьян и др. Схим. Кириак (Шестаков; Ɨ 1798), из крестьян-старообрядцев, по благословению Н. описал в воспоминаниях свое обращение в Православие. Один из ближайших учеников преподобного, иером. Иларион (Здобин; 1766 (1765)-1841), стал впосл. братским духовником Саровской пуст. и сподвижником прп. Серафима Саровского. В 1801 г. при Н. составлен синодик с именами 1486 благотворителей.
25 дек. 1793 г. по инициативе митр. Гавриила и по благословению игумена 5 насельников Валаамского мон-ря во главе с архим. Иоасафом (Болотовым) отправились с миссионерской целью к берегам Русской Америки. Этому предшествовала встреча Н. с Г. И. Шелиховым, одним из инициаторов создания духовной миссии. Важным свидетельством деятельности миссионеров на Аляске является переписка прп. Германа с Н. в 1793-1795 гг.
Архим. Феофан (Соколов) вспоминал, что Н. был «человек простой, неученый». Но, несмотря на это, с 1781 г. он принимал деятельное участие в издании на слав. языке «Добротолюбия» при поддержке митр. Гавриила и своих сподвижников иеродиак. Феофана (Соколова) и иером. Филарета (Пуляшкина; в схиме Феодор), воспитанника Саровской пуст. Иеродиак. Феофан рассказал Н. о переводах прп. Паисия (Величковского). Архим. Феофан и иером. Филарет через прп. Феодосия (Маслова) обратились к старцу с просьбой передать его переводы Творений св. отцов. Прп. Паисий, одобряя возможное издание святоотеческих книг «как еллинногреческим, так и славянским языком», назвал свои переводы «далекими от совершенства» и неготовыми к печати и предложил сначала сравнить тексты с надежными греч. подлинниками. Для этого он рекомендовал готовившееся к публикации в Венеции издание творений св. отцов, к-рое составил бывш. Коринфский митр. Макарий Нотара на основе найденных им на Афоне рукописей. По выходе кн. «Филокалия» (перевод с греч. Добротолюбие) в Венеции в 1782 г. архим. Феодосий приобрел ее и передал «богоизбранным и богодохновенным мужам, которые горят неизреченной любовью Божию к таким книгам», т. е. Н. и архим. Феофану, для грамотного и богословски точного перевода на русский язык; по мнению прп. Паисия, издание такой книги показало бы «великое благодеяние не только российскому иночеству, но и всему православному славянскому миру». В 1790-1791 гг. ученик старца Паисия Афанасий (Охлопов; 1751-1811; впосл. схимонах) доставил митр. Гавриилу переводы старца Паисия и греческий подлинник «Добротолюбия».
По получении этих книг Н., следуя совету старца Паисия, обратился к митр. Московскому Платону (Левшину) с просьбой помочь с переводом «Добротолюбия» на рус. язык. Митрополит благословил поручить работу учителю греч. языка в Троице-Сергиевой семинарии Иакову Никольскому (1766-1839; впосл. протопресвитер Успенского собора в Москве). Над изданием работали Н., иеродиак. Феофан (Соколов) и схим. Афанасий (Охлопов). «Они,- говорил митр. Гавриил переводчикам,- хотя и не знают так, как вы, греческого языка, но лучше вас знают из опыта духовные истины, не постижимые одним только книжным учением». В февр. 1791 г. иером. Филарет и схим. Афанасий поселились на Новгородском архиерейском подворье, где трудились над переводами. Также помощником Н. был наместник Новоспасского мон-ря иером. Александр Арзамасский (Подгорченков).
В нач. 1792 г. Н. подал прошение в Синод об издании 10 книг «Добротолюбия» за свой «кошт» (сочинения преподобных Антония Великого, Исаии Отшельника Скитского, Исихия Иерусалимского, Никифора Уединенного, Симеона Нового Богослова, Евагрия, Марка Подвижника, Григория Синаита, Максима Кавсокаливита, мон. Феофана, Филофея Синайского, блж. Феолипта Филадельфийского, блж. патриарха Каллиста I, иноков Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, 2 книги прп. Петра Дамаскина). 22 марта 1792 г. Н. просил освидетельствовать их по окончании перевода и напечатать в Московской Синодальной типографии «церковными литерами без киновари» тиражом 2400 экз. Освидетельствование Синод поручил настоятелю Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя московского монастыря и ректору Московской Славяно-греко-латинской академии архим. Мефодию (Смирнову; впосл. архиепископ Псковский). «Добротолюбие» печаталось начиная с 25 июня 1792 г.
Архим. Мефодий рассматривал переводы очень медленно, и 19 янв. 1793 г. Н. обратился вновь в Синод с прошением поручить эту работу архим. Авраамию (Флоринскому), к-рый имел опыт подобной деятельности. Указом Синода это было дозволено. Иером. Филарет, будучи поверенным Н., выдавал переведенные книги для освидетельствования архим. Авраамию. 21 янв. 1792 г. Н. написал о том, что переведены книги прп. Кассиана Римлянина, прп. Феодора Эдесского, блж. Илии Экдика, св. Диадоха, еп. Фотикийского, прп. Симеона Нового Богослова, прп. Никиты Стифата и вновь просил об их освидетельствовании архим. Авраамием. 3 февр. 1793 г. Н. сообщал в Синод, что переводятся труды преподобных Нила Подвижника, Иоанна Карпафийского, Максима Исповедника, аввы Филимона, блж. Каллиста Ангеликуда. 4 июля 1793 г. их освидетельствовал также о. Авраамий.
11 мая 1793 г. вышел перевод «Филокалии» под названием «Добротолюбие, или Словеса и главизны священного трезвения, собранныя от писаний святых и богодухновенных отец, в нем же нравственным по деянию и умозрению любомудрием ум очищается, просвещается и совершен бывает. Переведено с еллиногреческого языка». 18 июля 1793 г. был получен рапорт из Московской Синодальной типографии, что от архим. Мефодия принято 16 книг из 40, а от архим. Авраамия - 5 книг.
8 марта, а затем 28 апр. 1796 г. Н. вновь обратился в Синод с донесением, в к-ром, указав, что он выкупил 700 экз. «Добротолюбия», просил о рассылке остальных 1700 экз. издания по мон-рям и епархиям или о приобретении их в казну. Но 21 янв. 1797 г. Синод распорядился продавать «Добротолюбие» вместе с проч. казенными книгами, а прошение о рассылке книги по епархиям оставить «без действия».
В 1797 г. Н. прибыл в Москву для завершения работы над 2-й частью «Добротолюбия». В 1798 г. вышла 2-я часть с творениями преподобных Иоанна Карпафийского, Диадоха, Никиты, блж. Каллиста, Филимона, Феодора Эдесского, Илии Экдика, Кассиана и Нила Постника. Во 2-й части были использованы переводы старца Паисия (Величковского). Н. предполагал издать 40 книг «Добротолюбия», но были переведены только 26.
Н. также предпринял попытку издать за свой счет перевод поучений прп. Исаака Сирина. Перевод, вероятно выполненный прп. Паисием (Величковским) в 1787 г. и присланный митр. Гавриилу, в 1796 г. Н. отправил в Синод. Рукопись пролежала там несколько лет, пропала после ухода с настоятельства Н. и затем была случайно предложена к продаже в Валаамском монастыре. Ее приобрел прп. Феодор Свирский. В 1821 г. эта рукопись досталась прп. Льву (Наголкину) Оптинскому, а затем прп. Макарию (Иванову) Оптинскому, к-рым и была издана в марте 1854 г.
Н. стал помогать митр. Гавриилу в благоустроении монашеской жизни. При его участии в 1795 г. в санкт-петербургской Троице-Сергиевой пустыни, а затем в 10 мон-рях Новгородской епархии (в т. ч. в Валдайском Святоозерском в честь Иверской иконы Божией Матери, Тихвинском Большом в честь Успения Пресвятой Богородицы, Клопском Михайловском во имя Святой Троицы, Отенской обители, Филиппо-Ирапской пуст.) и др. мон-рях С.-Петербургской епархии было введено общежитие по образцу Валаамской обители. В 1795-1796 гг. по поручению митр. Гавриила Н. совершил инспекцию общежительных мон-рей. По ее результатам в марте 1796 г. игумен выявил «неустройства» в связи с частыми переходами новопостриженных монахов из одного мон-ря в другой и просил предписать братии общежительных мон-рей пребывать в одной обители не менее 3 лет; тех же, кто противятся настоятелю, конфликтуют или пьянствуют, «смирять» в Соловецком мон-ре.
По монастырским делам Н. приходилось часто бывать в столице. 6 июля 1788 г. в районе о-ва Гогланд (Финский зал.) в ходе русско-швед. войны произошло морское сражение. Жители столицы были напуганы близостью битвы к С.-Петербургу; митр. Гавриил закрылся в своих покоях. Швед. эскадра собиралась блокировать Кронштадт, а затем атаковать С.-Петербург. Допущенный к митрополиту Н. утешал его надеждой на победу России в войне и в подтверждение своих слов чудесным образом «показал» архиерею души погибших в сражении воинов, восходивших на светлых облаках на небо. По преданию, митр. Гавриил немедленно связался с императрицей, и та милостиво приняла его и игумена. Вскоре рус. моряки одержали победу.
Однажды Н. шел с др. старцем по Выборгской стороне, их увидел вел. кн. Павел Петрович (впосл. российский император). Познакомившись с Н., он поблагодарил его за успешное восстановление Валаамского мон-ря и отметил, что он уже слышал много доброго о подвижнике, славившемся духовной опытностью и заботой о благе обители.
Н. отличался строгостью к себе и милосердием к ближним. Однажды в мон-рь прибыли финны-лютеране. Непогода задержала их в мон-ре. Игумен не только снабдил их хлебом, но и благословил кормить в братской трапезной. Он проявлял снисхождение и любовь к приносящим покаяние грешникам, стараясь искоренить в них гордость и отчаяние: «Где любовь, там и Бог, там и вся благая…»
В 1800 г. 2 доносчика из числа духовенства обвинили Н. в укрывательстве близ швед. границы «беглых людей» и в пропуске «высокоторжественных дней» - дней памяти особ имп. дома. Прот. И. С. Державин (впосл. протопресвитер и обер-священник армии и флота) в ходе расследования нашел 23 чел. с просроченными паспортами и «сомнительными видами». Вероятно, это стало основной причиной ухода Н. на покой 16 марта 1801 г. с определением в число больничных монахов Александро-Невской лавры. Возможно, сыграло свою роль и прошение в Синод некоего дворянина Витебской губ. И. Макаревича о восстановлении Патриаршества в России. В качестве кандидата на Патриарший престол он назвал валаамского игумена. 28 марта 1801 г. валаамская братия ходатайствовала о возвращении Н. на остров, и митр. Амвросий (Подобедов) вернул его к управлению обителью, но под контролем казначея. Тем не менее Н. отказался от настоятельства, 17 мая 1801 г. был окончательно отправлен архиереем на покой и удалился в пустынную келью вместе с учеником иером. Иларионом (Здобиным). Преемником Н. стал игум. Иннокентий (Моруев). 12 нояб. 1803 г. игум. Иннокентий предъявил Н. несправедливые претензии материального характера, в частности обвинил подвижника в укрывательстве пожертвованных на иконостас денег. Н. отвечал, что по воле жертвователя положил 1 тыс. р. в Гос. банк с тем, чтобы проценты с капитала ежегодно расходовались на «прокормление» братии. В янв. 1804 г. Н. подал прошение, в к-ром писал о том, что на Валааме «более жить не желает». 25 янв. того же года он был официально уволен из Валаамского мон-ря. По распутице Н. доехал до Тихвина, затем отправился водным путем в Саров. Его сопровождали иером. Иларион и мон. Симон. 13 апр. 1804 г. Синод распорядился направить Н. в пустынь.
По прибытии в Саровскую пуст. Н. высказал желание вместе с иером. Иларионом посетить нек-рые пустынные обители. Ему посоветовали побывать в Екатеринославской епархии, около станиц черноморских казаков. 4 сент. 1804 г. Н. получил соответствующее разрешение Тамбовской духовной консистории, и в нояб.-дек. 1804 г. с иером. Иларионом отправился в путь. Проезжая через Воронежскую губ., паломники остановились в доме сельского священника. Узнав, что священник «весьма редко служит», ссылаясь на охлаждение к вере крестьян, Н. назвал это искушением: «Храм Божий никогда не может быть пуст; от времени освящения храма в нем находится блюститель Престола Господня, Ангел. А далее, если б и прихожане ваши не пришли к Богослужению… то он всегда наполнен будет Ангелами, Хранителями душ их». По мнению Н., если бы священник усердно молился о пастве, «дабы человеколюбивый Господь согрел сердца их, и обратил бы к покаянию и молитве», ангелы приблизились бы к их душам и возбудили к молитве в храме, где за них приносится умилостивительная жертва. Н. отслужил с местным священником и иером. Иларионом всенощную, а на следующий день - литургию и не раз проповедовал прихожанам. Н. прожил более 2 недель у священника, непрестанно беседуя с местными жителями и наставляя их христ. благочестию, читая им жития святых. Священник стал его духовным учеником, состоял с ним в переписке, а храм наполнился прихожанами, полюбившими Н.
Случайно остановившись однажды на ночлег у разбойников и видя их приготовления к преступлению, Н. рассказывал им всю ночь о будущей жизни и совершал молитвенное правило. Пораженные кротостью и силой духа Н. и иером. Илариона, разбойники отпустили их. «Сила Божия не допустила сделать мне зла, и она же непременно накажет тебя за преступления, если не оставишь их»,- сказал на прощание старец.
12 мая 1805 г. Н. прибыл в недавно основанную Черноморскую Екатерино-Лебяжскую пуст. (см. Лебяжский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь). Он отметил неспокойное по духу состояние казаков в округе и неподходящий для себя климат, вызвавший у него обострение лихорадки. 8 окт. 1805 г. он возвратился в Саров. По любви к безмолвию преподобный устроил себе в лесу, на правом берегу р. Саровки, в 3 верстах от обители, пустынную келью. Когда позволяли силы, он в ночное время ходил по лесу и на память совершал «правило 12 псалмов», с восходом солнца возвращался в келью. Не раз в ночное время в лесу Н. встречался с медведями, но те не нападали на него. В уединении он подвергался и бесовским искушениям.
В Тамбовском и Нижегородском крае Н. попечительствовал жен. общежительным мон-рям. Еп. Тамбовский и Шацкий Феофил (Раев) рекомендовал Н. Екатеринославскому еп. Платону (Любарскому) на настоятельство в одном из мон-рей его епархии. Н. был «ростом великоват, волосом светло-рус, лицом чист, сухощав, глаза серые, борода невелика». Он 6 лет носил одни и те же сапоги, ходил практически в рубище.
Н. похоронен у алтаря теплой ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», близ могилы духовника иеросхим. Варлаама. Над погребением Н. был установлен памятник со стихотворной эпитафией. Его сменил черный мраморный крест с распятием на постаменте красно-бурого гранита (уничтожен в советское время). В пустыньке поселился иером. Агафодор.
О почитании Н. свидетельствовали свт. Игнатий (Брянчанинов), писавший, что старец славился «духовными познаниями и опытностью» (Посещение Валаамского мон-ря // Игнатий (Брянчанинов), свт. Соч. М., 1993. Т. 1. С. 435); прп. Александра Дивеевская (Мельгунова) (Житие прп. Александры, первоначальницы Дивеевской. Дивеево, 2001. С. 16); буд. оптинские старцы прп. Антоний (Путилов) и его брат прп. Моисей (Путилов), к-рый обращался к нему за духовным советом (Житие прп. схиархим. Моисея Путилова. Козельск, 1992. С. 215); игум. Антоний (Бочков), А. Н. Муравьёв, посетивший его могилу. Известны стихи «Жизнь и похождение Валаамского игумена Назария», «Плач горножалостнаго сердца рыдания в день скончания игумена Назария» с «Прибавлением» (1828). При игум. Дамаскине (Кононове) напротив пустынной кельи Н., среди дубов и кедров, был поставлен каменный крест из черного гранита в память его пустынных подвигов.
В 1885 г. было издано жизнеописание старца с его духовными наставлениями. Наставления были разделены по темам: о любви Божией, о монашестве, о пребывании в келье и об исхождении из нее, о тщеславии, о причащении Божественных Св. Таин, о воздержании, о молитве келейной, о молитве в церкви, об осуждении, о трапезе.
Поучениям Н. свойственны образность, живой народный язык: «Как кастрюлька-то кипит на огне, никакое насекомое не может в горячую попасть; а как остынет,- и мухи, и всякая гадина повалится: так и наше сердце, аще горит к Богу, чисто от страсти и помыслов… О человече, аще хощеши спастися… - уточни плоть свою и укуси похоть». «Я себя так чувствую, что пред всеми я должен и всем виноват: можно ли после сего на кого оскорбиться? И трех и четырех любим очень - какая это малость, безделица! Лучше всех на свете любить. У меня любезная простота: всем отверсты сердечные врата».
Н. непрестанно упражнялся в безмолвной молитве: «Изобразить не могу, сколько мы счастливы, что сии пять слов удостоилися говорить; что за радость! Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешного». С помощью Иисусовой молитвы он отгонял от себя «трех сестриц»: «уныние, скуку, печаль». Творить ее Н. предлагал и в тех случаях, когда оказывалось непонятным церковное богослужение. «Аще тоска придет, якобы Бог оставил», Н. рекомендовал читать Пс 90. «Когда придет вам горячий дух молиться много, то немного молитесь и четки от себя положите: а когда леность, тогда-то подлинно до поту молиться полезно». «От больного Господь требует только молитвы со смирением, с терпением, с благодарением… Когда не покорится, не смирится человек, то Промысл, или наказание Божие. Предает его на искушение… Нет на земле тяжелее неблагодарного человека». Н. подробно описывал «благомыслие» перед причастием: «Рассуждай, что ты причащаешься неизглаголанному таинству из таинств, сладости из всех сладостей, и святости из всех святостей, от которого ты и сам делаешься святым».
Путь от прилога к пленению-страсти Н. описывал в категориях возраста человека - от младенца, к-рый «только тебя беспокоит, а повредить не может», до мужа, к-рый «может тебя убить и до смерти». Н. призывал искоренять из души прежде всего гордость и отчаяние, а из внешних искушений - «лесть» от «красоты лица» и пьянство. Удерживать себя от осуждения ближнего следует хотя бы потому, что «един есть Судия всех - Сын Божий», «за свои грехи, а не за чужие, воздастся ответ»: «...да не будешь аки баня, которая всех нечистоту обличает и отъемлет, а сама всегда остается нечистоты полна». «Не осуждать, а молиться, плакать и рыдать о падающих, радоваться же о восстающем от падения и спасающемся, дабы и самому от праведного Судии Страшным судом не осудиться». Н. призывал переходить от самоукорения к самопознанию и далее к умилению и кротости. «Грешники, пока не призвали Сладчайшего Иисуса, пребывают грешниками, а как призвали,- уже не грешники… И даждь мне, Господи, чтоб я так Тебе прилеплен был, как дитя к своей матери,- при наказании не оскорблялся и при награждении не возвышался».
На трапезе Н. советовал беречься не только от пресыщения, но и от насыщения, особенно вкусной снедью, не вкушать перед литургией и после обеда «иметь пищу во устах молитвою растворенную». Следовало избегать и долгого сна: «Ангел приставник твой возбудит тебя скоро». Монашествующим по благословению духовника он рекомендовал однократную трапезу после захода солнца. Н. считал, что «всякая злая диавольская страсть в человеке рождается скрытно… более от невоздержания и пресыщения чрева».
Он объяснял, что «быть иноком - сие значит: ветхое оставить и соделать себя новым… иное думай, иное говори, инако смотри, инако ходи, иначе делай». «Монах значит уединен… Чернец - черное платье, траур по душе, день и ночь должно плакать». «Инок непременно должен быть делатель всех Заповедей Господних, подражатель чину и устроению бестелесных, познаватель Бога, и всей любви к Нему и ближнему». «Если и ты желаешь приобрести Небесное Царство, то претерпевай и ты нужды, наложи на свою выю иго работы Христовой; оно бременит тело, а душу восхищает на небеса». «Кто желает… вечность получить, тот должен непременно познать любовь Божию к нам, и любовь свою к Богу… сколько мы чувствуем неудовольствий, не имея любви к Нему; сколько без нее обуреваемся волнами бедствий и страждем… мы бегаем Его, но Он нас ищет и призывает к Себе… (Мф 11. 28)».
Итог своих поучений Н. выразил в 9 пунктах: проходить послушание с отвержением своей воли; иметь «чистую и откровенную» совесть; возносить усердную молитву со смирением, с трезвением и памятью смерти; иметь «дело в руках, молитву в устах, очи в слезах, ум весь в богомыслии»; ничего не предпринимать без благословения, к-рое дает благодать Божию; хранить душевное и телесное безмолвие; «о себе рассуждать, себя осуждать - т. е. свои дела, слова и помышления»; любить нищету и нестяжание как многоценное сокровище; почитать бесчестье - за честь, хулу - за хвалу, обиду - за награждение, всякое искушение и злострадание - за воздаяние.
В 1988 г. имя Н. было включено в Собор Тамбовских святых (пам. 22 февр.). Накануне 15-летия возобновления монашеской жизни на Валааме определением Синода от 11 мая 2004 г. имя Н. было внесено в Собор Валаамских святых, 7 июня был отслужен 1-й молебен новопрославленному святому в Преображенском соборе мон-ря.
Сохранившиеся портретные и иконописные изображения Н. немногочисленны. Неизвестно, где был создан прижизненный оригинал его портретов - в Сарове или на Валааме, но, судя по их иконографическому сходству и воспроизведению характерных особенностей внешности Н., такой портрет-протограф существовал.
Два живописных изображения Н. 1-й четв. XIX в. являются уникальными памятниками портретной коллекции, вывезенной в 1940 г. вместе с др. художественным наследием из Валаамского мон-ря в Финляндию. Одно из них, меньшее по размерам, входит в состав портретной галереи валаамских игуменов в доме настоятеля Нововалаамского мон-ря (вероятно, серия начала формироваться в 1-й пол. XIX в., причем художники ориентировались на размеры портрета Н.; по словам писателя Б. К. Зайцева, «длинный ряд портретов игуменских, начиная с Назария, украшают соседнюю с гостиной комнату заседаний монастырского совета» - Зайцев Б. К. Валаам. Таллин, 1936. С. 47). Др. портрет хранится в собрании Музея Православной Церкви в Куопио. Портреты упомянуты в описях Валаамского мон-ря 1912 г. (отд. 2, кн. 4), 1942 г. (АФВМ. Go: 6/4. Л. 238 об.- 239; Bd: 15. Л. 44 об.). Оба портрета близки по времени создания и по иконографии: Н. написан вполоборота влево в темной рясе и невысоком клобуке, к-рый немного сужается вверху. На развернутом свитке в правой руке преподобного - цитата из его наставлений: «Смирение утверждение; терпение ограждение; любовь покров; а где любовь, там и Бог; где же Бог, там и вся благая». Положение свитка и жест рук подвижника различны: на монастырском портрете он держит в левой руке игуменский посох, на музейном - перстом левой руки указывает на раскрытый вверх лист с поучением, его взгляд направлен к зрителю. Переданы персональные черты: глубоко посаженные глаза, характерные морщины возле переносицы, орлиный нос, большая окладистая с проседью борода (на монастырском портрете внизу раздвоена), из-под клобука видны 2 длинные пряди волос. На обоих портретах фоном служит лесной пейзаж с пустынькой старца (изображения пустыньки см., напр.: АФВМ. Bd: 15. Л. 45; Собрание видов местностей о-ва Валаама, рисованных с натуры худож. П. И. Балашовым, изд. усердием валаамского настоятеля игум. Дамаскина с братиею. [СПб., 1863]. № 16 (литография с тоном); один из экземпляров альбома - в собрании Нововалаамского мон-ря в Финляндии). Портрет из музея в Куопио более профессиональный по художественному исполнению, близок к академической традиции. Не исключено, что до наших дней дошли оригинал и творческая копия с него, однако стилистика музейного портрета не позволяет датировать его раньше того времени, когда Н. уже был уволен с должности настоятеля и вернулся в Саров. Именно этот портрет воспроизводили на гравюрах и литографиях в посвященных обители изданиях (см., напр.: Валаамский мон-рь. СПб., 1864; Валаамский мон-рь и его подвижники. СПб., 18892; Старческое наставление о. Назария. 1912). Живописный портрет Н. украшал интерьер его уединенной кельи в пустыньке: «изнеможенное лицо с зоркими глазами» (Немирович-Данченко В. И. Наши мон-ри: Очерки и рассказы. СПб., 19045. С. 68 (Валаам); Валаамский патерик. Сортавала; М., 2003. Т. 2. С. 5). По-видимому, изображения игумена-возобновителя не раз повторяли на Валааме вплоть до нач. XX в.: напр., заказ на портреты игум. Дамаскина (Кононова) и Н. поступил от эконома архиерейского дома Перми в 1914 г. (АФВМ. Ba: 1. Тетрадь «Живописная 1914 г.». № 234. Л. 3).
С художественной культурой Саровской Успенской пуст. связано появление гравированных и литографированных портретов Н., восходящих к неизвестному, очевидно утраченному, живописному произведению. По облику и чертам лица подвижника подписная гравюра А. Г. Афанасьева (ок. 1853, из собрания П. С. Уваровой, ГИМ), выполненная преимущественно пунктиром, из саровского цикла портретов настоятелей и подвижников (первоначально серия существовала в виде отдельных листов и иллюстраций в кн.: Авель (Ванюков), иером. Общежительная Саровская пуст. и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М., 1853; неоднократно переиздавалась) почти совпадает с валаамскими изображениями Н. На ней и на копийной литографии 1870 г. из мастерской А. В. Морозова (ЦМиАР) запечатлен узнаваемый облик Н., но без изображения рук и к.-л. деталей (кроме воскрилий клобука).
Возможно, саровским художником или на основе саровских изображений во 2-й пол. XIX в. был написан небольшой, упрощенный по живописи портрет Н. из собрания Оптиной пуст. (РГБ ОР. Ф. 213. К. 113. Ед. хр. 12). На нем старец представлен в овале с перспективной рамкой на условном фоне, погрудно, вполоборота влево, в том же облачении; борода немного короче, чем на эстампах. В 1831 г. прп. Антоний (Путилов) в письме из Оптиной пуст. просил своего брата иером. Исаию (Путилова) заказать портреты 4 великих саровских старцев - строителя Исаии I и Н., преподобных Марка и Серафима («...всех в малом виде на одной картине величиною не более в аршин или в аршин с четвертью...» - Степашкин. 2009. С. 89-90).
В наст. время иконы Н. создаются, как правило, с использованием его живописных портретов. Преподобного пишут в монашеской мантии и в клобуке, в руках - игуменский посох или свиток, иногда четки. Один из изводов - Н. с Валаамским мон-рем в руке (Преображенский собор Валаамского мон-ря). Иконы святого встречаются в основном в храмах Валаама, Тамбовской и Нижегородской епархий. Примерами совр. иконографии Н. являются его образ возле окна на юж. стене в росписи ц. прп. Серафима Саровского в Саровской Успенской пуст. (2003, бригада мастеров под рук. Я. В. Рылло), икона из местного ряда иконостаса того же храма (2003, мастерская «Палехский иконостас»), стенопись саровской ц. преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и икона из этого храма (2011-2012, нижегородская мастерская «Ковчег» под рук. А. В. Анциферова и саровские мастера). Помимо единоличных икон и изображений в составе избранных и местных святых образ Н. включают в композиции «Собор Нижегородских святых» (2008, кафедральный собор блгв. кн. Александра Невского в Н. Новгороде), «Собор Тамбовских святых» (кон. XX в., кафедральный Преображенский собор в Тамбове), «Собор Валаамских святых» (подворье Валаамского мон-ря в Москве).