(Гренков Александр Михайлович, 23.11.1812, с. Б. Липовица Тамбовского у. Тамбовской губ.- 10.10.1891, дер. Шамордино Перемышльского у. Калужской губ.), прп. (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) Оптинский, иером. Род. в семье пономаря М. Ф. Гренкова. Семья, в к-рой было 8 детей, жила в доме деда, местного благочинного свящ. Феодора, служившего в Троицком храме с. Б. Липовица. Детей воспитывали в строго правосл. духе, дома Александр обучился чтению по церковнослав. букварю, Часослову и Псалтири, в храме читал и пел на клиросе. В 1824 г. А. Гренков поступил в Тамбовское ДУ на полуказенное содержание, в июле 1830 г. как один из лучших выпускников направлен в Тамбовскую ДС. Во время учебы в семинарии тяжело заболел и дал обет Богу принять постриг, однако после выздоровления исполнять обет не спешил, поскольку имел живой и общительный характер. В июле 1836 г., успешно закончив ДС, поступил домашним учителем к богатому помещику, с 7 марта 1838 г. учитель греч. языка в Липецком ДУ, где оставил о себе память как о внимательном воспитателе.
Мысль о неисполненном обете не оставляла А. Гренкова, летом 1839 г. по дороге на богомолье в Троице-Сергиеву лавру он вместе со своим другом П. С. Покровским (впосл. оптинский иером. Платон) посетил известного троекуровского затворника Илариона, к-рый указал Александру: «Иди в Оптину, ты там нужен». 8 окт. 1839 г. А. Гренков был принят в Оптиной пуст. прп. Львом (Наголкиным), благословившим его первое время жить в гостинице и переписывать перевод сочинения греч. мон. Агапия Ланда «Грешных спасение». В янв. 1840 г. Александр перешел жить в обитель, 2 апр. 1840 г. был принят в число братии; нес послушание келейника и чтеца у прп. Льва, затем работал в хлебне. В нояб. 1840 г. переведен помощником повара в скит, где трудился в течение года. Работа отнимала бо́льшую часть дня, и послушнику мало приходилось бывать на богослужениях, тогда он приучился к непрестанной внутренней молитве.
Прп. Лев перед своей кончиной, передавая руководство послушником прп. Макарию (Иванову), сказал: «Вот, человек больно ютится к нам, старцам. Я теперь уже очень слаб. Так вот я и передаю тебе его из полы в полу, владей им, как знаешь». С осени 1841 по 2 янв. 1846 г. Александр был келейником у прп. Макария. Летом 1841 г. пострижен в рясофор, 29 нояб.1842 г.- в мантию с именем в честь свт. Амвросия Медиоланского; 4 февр. 1843 г. рукоположен во иеродиакона, 9 дек. 1845 г.- во иеромонаха. Во время поездки в Калугу для рукоположения А. сильно простудился и заболел, иногда он бывал так слаб, что во время Божественной литургии, когда причащал богомольцев, не мог держать св. потир и возвращался в алтарь отдохнуть. В марте 1848 г. А. по состоянию здоровья вышел за штат и, вероятно, тогда же был келейно пострижен в схиму с сохранением имени А.
Тяжелая и продолжительная болезнь, закрывшая для А. путь внешней деятельности, была явным проявлением воли Божией, призвавшей его к более высокому служению - старчеству. Еще при жизни прп. Макария с его благословения нек-рые из братии приходили к А. для откровения помыслов. После кончины прп. Макария 7 сент. 1860 г. А. переселился в домик вблизи скитской ограды, с правой стороны колокольни, к к-рой была сделана пристройка («хибарка») для приема женщин. Здесь он прожил 30 лет, самоотверженно служа ближним, постепенно заняв в духовной жизни Оптиной пуст. место прп. Макария. В 4 ч. утра келейники прочитывали А. келейное правило - утренние молитвы, 12 избранных псалмов и 1-й час. После непродолжительного отдыха старец стоя слушал часы и, смотря по дню, канон с акафистом Спасителю или Божией Матери. Вечернее молитвенное правило состояло из малого повечерия, канона Ангелу-хранителю и вечерних молитв. Все остальное время А. принимал посетителей, нуждавшихся в духовном утешении, разрешении житейских вопросов, отпущении грехов.
А. в особой, редкой мере обладал даром христ. любви, делавшей его снисходительным и мудрым врачевателем человеческой слабости и недостоинства. Любовь А. считал высшей добродетелью, стяжание ее - необходимым для спасения; духовным детям А. чаще всего давал советы о терпении, снисхождении к немощам и понуждении себя к добру. Опытность сердца, просвещенного любовью, мудрость ума, погруженного в сердце, умение пользоваться этой мудростью и опытом применительно к конкретным людям и обстоятельствам привлекали к А. тысячи людей - аристократов и крестьян, богатых и бедных, образованных и неграмотных,- шедших к нему со своими бедами и немощами. А. принимал горячо к сердцу нужды всех своих духовных детей. Его посещали представители высших классов, известные общественные деятели, писатели: вел. кн. Константин Константинович, обер-прокурор Синода А. П. Толстой, Ф. М. Достоевский, Вл. С. Соловьёв, К. Н. Леонтьев, Л. Н. Толстой, М. П. Погодин, Н. Н. Страхов, П. Д. Юркевич и др. А. стал связующим звеном между образованными классами, народом и Церковью в 60-80-х гг. XIX в., когда в рус. об-ве были чрезвычайно сильны антицерковные настроения.
Все свои необычайные дарования А. покрывал даром смирения, к-рый стремился передать своим духовным детям. Старец никогда не учил прямо от себя, он ссылался на Свящ. Писание или скрывал свое знание за словами «люди говорят». Дар исцеления А. скрывал, посылая больных к известным чудотворным источникам и святыням. Зачастую свои поучения старец облекал в форму рифмованных, легко запоминавшихся присказок, близких к пословицам: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно», «Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо», «Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение».
Несмотря на множество посетителей и постоянное недомогание, А. еще при жизни прп. Макария участвовал в книгоиздательской деятельности Оптиной пуст. При прп. Макарии издавалась только святоотеческая аскетическая лит-ра, в 60-80-х гг. XIX в. под руководством А. и при деятельном участии иером. Климента (Зедергольма), архим. Леонида (Кавелина), прп. Анатолия (копьева (Зерцалова), о. Агапита (Беловидова) и др. были подготовлены и изданы церковно-исторические труды самой Оптиной пуст.: «Сказание о жизни и подвигах старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Макария» (сост. архим. Леонидом (Кавелиным). М., 1861, 18812); «Историческое описание скита при Козельской Оптиной пустыни» (сост. иером. Леонидом. М., 18622); «Собрание писем блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария» (1862-1863. 4 т.); «Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Малоярословецкого Николаевского монастыря» (М., 1869); «Жизнеописание настоятеля Малоярословецкого Николаевского монастыря игумена Антония» (сост. иером. Климентом. М., 1870); «Историческое описание Козельской Оптиной пустыни, с приложениями» (сост. иером. Леонидом. М., 18763); «Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва)» (сост. иером. Климентом. М., 1876; Од., 1890); «Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея» (сост. архим. Ювеналием. М., 1882). Кроме того, были выпущены в свет 20 брошюр и переиздавались ранее вышедшие произведения. Книги рассылались епархиальным архиереям, по б-кам мон-рей, академий, семинарий и раздавались богомольцам.
С именем А. связано устройство в 1884 г. Шамординского женского монастыря, в к-рый в отличие от др. мон-рей принимали неимущих и больных женщин. По благословению старца в 1890 г. худож. Д. М. Болотовым (впосл. иером. Даниил) для обители была создана икона Божией Матери «Спорительница хлебов». В Шамординской обители А. провел последние полтора года своей жизни. 2 июня 1890 г. он по обыкновению выехал туда на лето, трижды пытался он вернуться в Оптину, но по причине нездоровья не мог уехать и скончался в Шамордине. 15 окт. 1891 г. святые мощи А. были перенесены в Оптину пуст. и похоронены на юго-вост. стороне Введенского собора, рядом с прп. Макарием. Много раз А. после смерти являлся больным во сне с повелением отслужить молебен свт. Амвросию Медиоланскому, иногда указывал пить воду из колодца близ скита. Известны случаи исцеления от телесных болезней и беснования после служения панихиды на могиле А.
6 июня 1988 г. на Поместном Соборе РПЦ А. был причислен к лику святых с установлением ему всероссийского почитания. 16 окт. 1988 г. при раскопках в Оптиной пуст. были обретены честные останки одного из оптинских старцев, ошибочно принятые за останки А. и впосл. опознанные как останки прп. Иосифа (Литовкина). Мощи А. были обретены 10 июля 1998 г. вместе с мощами еще 6 Оптинских преподобных и в наст. время почивают в приделе во имя Амвросия Введенского собора обители. В Оптиной пуст. хранится икона Божией Матери «Спорительница хлебов» из кельи А. и принадлежавшие преподобному вещи (скуфья, палочка-посох, наградной крест, корец). К прославлению А. были написаны тропарь (проект игум. Андроника (Трубачёва)) и кондак (проект архим. Иннокентия (Просвирнина)), впосл.- Служба с акафистом (проект прот. Вадима Смирнова, впосл. игум. Никон).
Значительное число сохранившихся живописных портретов А. выполнено иером. Даниилом (Болотовым). Одним из ранних подписных является портрет 1892 г. (ЦАК МДА), созданный спустя год после смерти старца, в день его кончины: А. изображен в монашеской мантии и клобуке, с крестами наперсным и наградным в память Крымской войны, с палочкой-посохом и четками в руках. Неск. авторских повторений портрета, где старец изображен лежащим на подушках, в белой рясе, темной мантии и скуфье, с четками в руках, написаны иером. Даниилом, напр. 1892 г. (Церковно-исторический музей Свято-Данилова мон-ря); 1899 г. (происходит из Полотняного Завода; в наст. время в частном собрании),- А. вместе с О. К. Гончаровой; 1902 г. (ЦАК МДА); 2 портрета из Оптиной пуст. (без подписи художника; Пюхтицкий Успенский мон-рь). По-видимому, работой иером. Даниила являются и погрудные изображения старца кон. XIX - нач. XX в. (Оптина пуст.; МФ - из собрания архиеп. Сергия (Голубцова)). Кроме того, существует неск. портретов, созданных неизвестными художниками (2 в ГММК; в Церковно-историческом музее Свято-Данилова мон-ря; в Оптиной пуст.); на портрете кон. XIX в. (ЦАК МДА) преподобный изображен сидящим во дворике, с палочкой и четками в руках (судя по надписи на подрамнике, принадлежал М. А. Лесенковой).
В лике новопрославленных святых образ А. был помещен в 1989 г. в алтаре Покровского храма МДАиС. После канонизации появились иконы, на к-рых старец изображен благословляющим, в монашеском одеянии, в куколе или с непокрытой головой, часто с развернутым свитком в левой руке (напр., с надписью: «Потребно нам более всего иметь смирение искреннее пред Б[о]гом и пред людьми» - на иконе 1990 работы Л. Шеховцовой) или в епитрахили и скуфье, с палочкой-посохом (икона 1993 работы А. Дыдыкина). Была разработана житийная иконография А. (напр., икона 1997 работы инока Артемия (Николаева) над ракой преподобного во Введенском соборе Оптиной пуст.), создан шитый покров на раку (1990, мастерская Княжина жен. мон-ря в Болгарии), хоругви и шитые иконы (кон. 90-х гг. XX в., мастерская Оптиной пуст.).