(до 1035 - до 1067/74), прп., в Ближних пещерах почивающий (пам. 19 нояб., 10 окт. - в Соборе Волынских святых, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), игум. киево-печерский. Сведения о В. находятся в Житии прп. Феодосия Печерского, в Киево-Печерском Патерике и в вошедшей в ПВЛ (под 1051 г.) повести «Что ради прозвася Печерский монастырь».
В. был сыном боярина Иоанна, состоявшего на службе у киевского кн. Изяслава Ярославича (1054-1078, с перерывами). В поздней печерской традиции, нашедшей отражение в печатных патериках и близких им текстах (Патерик, или Отечник Печерский. Л. 91 об.), Иоанн отождествлялся с Яном Вышатичем, киевским тысяцким в 1089 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 208), к-рый к тому же считался внуком новгородского посадника Остромира, т. е. кровным родичем княжеской династии. Однако это отождествление, вошедшее и в научную историографию (см., напр.: Кучкин В. А. Формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984. С. 63-64), едва ли состоятельно по хронологическим соображениям, излагаемым ниже.
Будучи молодым, но уже женатым человеком, В. познакомился с прп. Антонием Печерским Печерским, стал часто приходить к нему для беседы и со временем решился поселиться вместе с ним в пещере. Прп. Антоний принял В., поручив прп. Никону Великому , имевшему сан священника, совершить над В. монашеский постриг (впрочем, не без предостережения о возможных последствиях - вероятно, крутой нрав боярина Иоанна был достаточно известен в Киеве). Вскоре в Печерском мон-ре с именем Ефрем принял постриг любимый княжеский управляющий. Разгневанный Изяслав Ярославич приказал привести к себе прп. Никона и велел ему расстричь своих приближенных, угрожая в противном случае разорить мон-рь. Преподобный отказался со словами: «Несть лепо отвратити воинь от Царя Небеснаго» (Абрамович. С. 33-34). Гнев князя укротила его жена, дочь польск. кор. Мешко II (1025-1034, с перерывом), к-рая напомнила ему, что конфликт польск. кн. Болеслава I с монашеством привел к большим бедам (имеется в виду временный распад Древнепольского гос-ва в сер. 30-х гг. XI в.). Тогда попытку возвратить сына силой сделал отец В. Он со своими слугами напал на пещеру, выволок оттуда юного подвижника и насильно доставил домой, в Киев. Однако стойкое сопротивление юноши заставило Иоанна смириться и отпустить сына назад в пещеру.
Вскоре после этого прп. Антоний Печерский отошел от руководства обителью и переселился на соседний холм, где основал совр. Антониевы, или Ближние, пещеры. Примерно в то же время пещеру покинул прп. Никон, отправившийся в Тмутаракань, а затем в один из константинопольских мон-рей. Вероятнее всего, примирение между монастырем и князем было достигнуто не сразу и путем компромисса: вслед за уходом прп. Никона и самоустранением от настоятельства прп. Антония на игуменство был возведен В. как представитель ближайшего окружения Изяслава.
Став игуменом, В. деятельно взялся за организацию мон-ря. «И умножившимся братьи в печере, и не имущим ся вместити, и помыслиша поставити вне печеры манастырь», что и было сделано по благословению прп. Антония (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 158; Абрамович. С. 18-19). В источниках нет единства в вопросе о том, кто именно, В. или его преемник прп. Феодосий , построил первый наземный Печерский мон-рь. Летописный и производный от него патериковый тексты приписывают это первому, Житие прп. Феодосия - второму (Успенский сборник. Л. 37 а-б). Очевидно, первый небольшой наземный мон-рь, к-рый помещался на территории совр. Дальних пещер, был начат в игуменство В., а достроен уже прп. Феодосием.
Это дает основание для более или менее определенного хронологического приурочения описанных событий. Переселение братии в наземный мон-рь при прп. Феодосии датируется в житии преподобного 1062 г. Т. к. его поставление во игумена связано с тем, что В. был назначен Изяславом настоятелем Димитриевского мон-ря, основанного князем в Киеве, то уход В. из Печерского мон-ря приходится относить к тому же 1062 г. или чуть более раннему времени. Следов., едва ли может быть принята дата пострижения В., вычисленная А. А. Шахматовым, - 19 нояб. 1060 г. (Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. С. 433-435). В то же время неясно, насколько верна альтернативная датировка, предложенная Н. В. Шляковым,- 19 нояб. 1055 г. (Восемьсот шестьдесят лет со дня кончины вел. кн. Ярослава I Мудрого // ЖМНП. 1907. Июнь), поскольку обе они исходят из постулата, что пострижение должно было непременно происходить в воскресенье, в день памяти святого, во имя к-рого нарекается постригаемый. В любом случае поставление В. в печерского игумена не могло состояться много раньше 1060 г., когда он был для этого еще слишком молод (в момент пострижения он был, по выражению Жития прп. Феодосия, «отроком»). В таком случае В. не мог родиться позднее примерно 1035 г., а его отец боярин Иоанн - позднее примерно 1015 г.
В качестве настоятеля Димитриевского мон-ря В. совершил путешествия в Св. землю и К-поль, где приобретал, «еже на пользу манастырю своему». Возвращаясь из последней поездки, он заболел и вскоре умер в Успенском Святогорском мон-ре близ Владимира-Волынского (см. Святогорский Зимненский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь), распорядившись похоронить себя в Печерском мон-ре, которому завещал и привезенное из Константинополя церковное имущество («иконы и ино»). В. был погребен в Ближних пещерах, «на десней стране церкве» (Успенский сборник. Л. 41 б-в). В 1691 г. Киевский митр. Варлаам (Ясинский ; до 1690 являвшийся архимандритом Киево-Печерского мон-ря) построил в пещерах подземную ц. в честь В., куда были перенесены мощи святого.
Имя В. появляется в списках печерских святых с XVII в., но, по-видимому, его почитание относится к более раннему времени. Местная канонизация В. совершилась при свт. Петре (Могиле) в 1643 г., когда был составлен «Канон преподобным отцам Печерским», автором которого считается Мелетий Сириг, В. упоминается в 1-й песне канона (Дива печер лаврьских. К., 1997. С. 146); канонизация подтверждена указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг.
Самое раннее из известных изображений В., созданное еще до его прославления, сохранилось в миниатюрах Радзивиловской летописи (БАН. 34. 5. 30, кон. XV в.). Под 1051 г. в «Повести об основании Печерского монастыря» В. изображен в 4 сюжетах: поставление прп. Антонием В. в игумена печерского мон-ря (Л. 91 об.); приход В. с братией к вновь выстроенной по повелению прп. Антония ц. Успения Богородицы (Л. 92, вверху); В. и братия испрашивают у прп. Антония благословение на расширение мон-ря и один из монахов приходит к вел. кн. Изяславу Ярославичу за подтверждением права на новые земли (Л. 92, внизу); основание вел. кн. Изяславом Ярославичем нового Димитриевского (впосл. Михайловского Златоверхого) мон-ря и поставление В. его игуменом. На миниатюрах В. изображен в куколе или с непокрытой головой; индивидуальными особенностями является высокий с залысинами лоб, небольшая раздвоенная бородка.
Рус. иконописные подлинники описывают святого следующим образом: «Сед, плешив, брада Власиева, на плечах схима, риза преподобническая, испод бакан» (БАН. Строг. 66. Л. 315, кон. XVIII в.); «Надсед мало, брада аки у Никиты мученика, на конце раздвоилась, в клобуке черном, рука благословенна, а в левой книга, риза преподобническа». РНБ. Погод. 1931. Л. 66. 19 нояб.).
В гравюре мастера Илии в Киево-Печерском Патерике (Патерик, или Отечник Печерский. К., 1661. Л. 122 об.) использован принцип житийной иконы: в среднике - ростовое изображение святого, в куколе на голове, с книгой в левой руке и благословляющей десницей; в клеймах изложены история прихода В. в мон-рь и успение святого. В издании Патерика 1702 г. на гравюре Л. Тарасевича , повторяющей иконографическую схему мастера Илии, святой имеет яркую индивидуальную характеристику: лоб с большими залысинами, морщины, щеки впалые, окладистая седая борода, на плечах схима. Единоличное изображение В. представлено на иконе XIX в. (НКПИКЗ).
В композиции «Древо Киево-Печерских святых» В. изображен по пояс, в числе преподобных иноков (в чашечках цветов): на рамке титула Патерика (К., 1661); на гравюре «Родословное древо Киево-Печерского монастыря» работы мастера Акима (К., 1643-1676 гг.; ДМКДУ); на иконе 60-х гг. XVII в. (УИХМ); на серебряной панагии, исполненной в 1655 г. киевским серебряником и гравером Феодором для печерского архим. Иосифа Тризны (НКПИКЗ); на окладе Евангелия (1701, НКПИКЗ), где стволом древа служит ц. Воздвижения Креста Господня Киево-Печерской лавры.
На деревянном резном кресте в серебряной оправе (1690, НКПИКЗ; донатор иером. Самуил) с образом Богоматери Печерской в центре В. представлен вместе с преподобными Василием, Феодором, Никоном, Агапитом, Марком в медальонах на ветвях креста.
В сюжете «Собор Киево-Печерских святых» (известен в гравюре с 1-й пол. XVIII в.) изображен, как правило, в ряду иноков, почивающих в Ближних пещерах (в группе слева за прп. Антонием). Оглавное изображение В. с надписью на нимбе «Пре Варлаамъ Игуменъ» (в 3-м ряду 2-й слева) представлено на иконе 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР), происходящей предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры; на раскрашенной литографии 1883 г. мастерской Ф. Абрамова (ГРМ; в 3-м ряду 1-й слева).