НОРБЕРТ
Том LII, С. 51-57
опубликовано: 10 апреля 2023г.

НОРБЕРТ

Содержание
Католический св. Норберт. Роспись ц. святых Севера и Мартирия, близ Орвието. Нач. XIV в.Католический св. Норберт. Роспись ц. святых Севера и Мартирия, близ Орвието. Нач. XIV в.

[Норберт из Ксантена, Ксантенский; лат. Norbertus] († 6.06.1134, Магдебург), св. Римско-католической Церкви (пам. 6 июня), архиеп. Магдебургский, основатель ордена регулярных (уставных) каноников-премонстрантов.

Источники

Сведения о Н., к-рый был одной из центральных фигур в религиозно-политической жизни Зап. Европы 1-й трети XII в., встречаются в многочисленных источниках: хрониках, письмах современников, грамотах, Житиях, исторических сочинениях. Однако из-за того, что деятельность Н. была спорной, вызывающей полемику среди современников, ни в одном источнике нет исчерпывающего объективного описания его жизни. Основными источниками сведений о Н. являются 2 пространных Жития, к-рые условно принято обозначать лат. буквами А и В.

«Житие А»

(BHL, N 6248) было обнаружено в 1853 г. нем. историком и архивистом Р. Вильмансом и опубликовано в сер. «Monumenta Germaniae Historica» (изд.: Vita Norberti // MGH. SS. T. 12. P. 670-703). Единственная полная рукопись (Berolin. SB. Theol. lat. 78. Fol. 90-110v) происходит из б-ки капитула св. апостолов Петра и Павла в Бранденбурге (в средние века это был дочерний мон-рь премонстрантского аббатства Пресв. Девы Марии в Магдебурге) и датируется 1-й пол. XIV в. (более ранняя датировка, к-рую часто заимствуют из 1-го издания памятника, маловероятна). В 1972 г. был найден фрагмент, сохранившийся в составе книжного переплета (Hamburg. Bibl. 17 in scrin. Fragm. 21; XIV в.), но он не содержит значимых отличий от опубликованной рукописи. Издатель разделил «Житие А» на 23 главы. Вильманс датировал агиографический памятник 1157-1161 гг. на основании того, что Гуго, настоятель аббатства Премонтре (1128-1161), назван «pater memorabilis» (лат.- достопамятный отец) - обычно этот эпитет применялся по отношению к уже почившему человеку. Др. хронологическим маркером, по мнению Вильманса, является отсутствие в «Житии А» упоминания 3-го приора мон-ря Каппенберг Оттона, к-рый, по сведениям исследователя, скончался в 1156 г. (по др. данным, он умер в 1171). Однако, как считает В. М. Граувен, такая аргументация уязвима, поскольку аббат Гуго в 1161 г. мог лишь уйти на покой, а скончался он скорее всего в 1164 г. На основании того, что о понтификате папы Римского Луция II (1144-1145) в «Житии А» говорится в прошедшем времени, Граувен предположил, что оно могло быть составлено между 1145 и 1161/64 гг. (Grauwen. 1984).

Вильманс считал, что автором агиографического сочинения был Антоний - ученик Н. и приор монастыря Ильбенштадт (диоцез Майнц), его имя упоминается в «Житии B», а в «Житии А» не встречается (MGH. SS. Т. 12. Р. 664). Однако Антоний скончался, вероятно, в 1149 г., тогда как автору «Жития А» было, по-видимому, известно о смерти Варфоломея, еп. Лана († 1158) (с последним утверждением согласны не все исследователи - см., напр.: Niemeyer. 1971. S. 135). Г. Нимайер допускал, что Антоний мог сообщить много сведений о Н., но составителем «Жития А» был др. человек. По мнению Г. Хертеля, «Житие А» состоит из 2 частей: главы 1-17 написаны Антонием, а главы 18-23 - Виггером, приором мон-ря Пресв. Девы Марии в Магдебурге (епископ Бранденбурга в 1138-1161) (Hertel. 1880). Однако Граувен указал на стилистическое единство памятника и поставил т. о. под сомнение гипотезу о 2 авторах (Grauwen. 1984). Выдвигалось предположение о том, что автором «Жития А» мог быть Эвермод, др. ученик Н., т. к. его имя упоминается в тексте без явных хвалебных отзывов в отличие от мн. др. последователей Н. (Petit. 1981). Однако использование автором выражения «fratres ordinis illius» (лат.- братия его ордена), а не «ordinis nostri» (лат.- нашего ордена) свидетельствует скорее о том, что составитель «Жития А» не был учеником Н. и членом ордена премонстрантов. Поскольку в тексте встречается всего 4 точные датировки (начало проповеди Н.; магдебургский период; восстание в Магдебурге; кончина Н.), можно предположить, что автор был связан с архиепископской канцелярией Магдебурга. При этом наличие в «Житии А» (гл. 21) детального описания путешествия Н. в Рим в 1132-1133 гг. указывает на то, что автор агиографического произведения был свидетелем событий. Из спутников Н. упомянуты только Ансельм, еп. Хафельбергский (1129-1155; архиепископ и экзарх Равенны в 1155-1158), и некий диакон (не назван по имени). Из-за повышенного внимания в житийном тексте к рассказам о чудесах и сообщениям о кознях диавола исследователи отказываются считать автором этого произведения Ансельма, католич. богослова, историка, участвовавшего в богословских диспутах об исхождении Св. Духа в 1136 г. в К-поле. Хотя в «Житии А» используются вычурные грецизированные названия городов (Эрбиполис - Вюрцбург, Парфенополис - Магдебург), составитель агиографического текста явно происходил из герм. земель: рассказывая о строительстве церкви в аббатстве Премонтре, он упоминает «gallici» (лат.- франкоговорящие) там, где автор «Жития В» употребляет слово «nostrates» (лат.- наши). Несмотря на большое число исторических сведений и аутентичных деталей, «Житие А» содержит ряд заметных анахронизмов. В частности, присутствует серьезная ошибка в последовательности Римских пап: сказано, что сразу после папы Гонория II (1124-1130) на Папский престол под именем Луция II был избран кард. Герард, хотя на самом деле между ними были еще папы Римские Иннокентий II (1130-1143) и Целестин II (1143-1144). Восстание в Магдебурге (1129) описано после сообщения о Реймсском Соборе (1131). В целом в «Житии А» сделан акцент на периоде «апостольской» проповеди и странничества Н.

«Житие В»

(BHL, N 6249) впервые было опубликовано Л. Сурием (De probatis sanctorum historiis… Coloniae Agrippinae, 1579. Vol. 3. P. 622-652). Это издание признано неудовлетворительным, т. к. при подготовке было сделано много пропусков в тексте и корректировался стиль автора. И. Х. ван дер Стерре подготовил новое издание по 16 рукописям, из к-рых в наст. время идентифицированы 3 (Sterre J. Chr., van der. Vita S. Norberti. Antverpiae, 1656). Это издание было перепечатано болландистами (ActaSS. Iun. T. 1. P. 761-793), они разделили текст на 19 глав и 118 параграфов (в оригинале было деление на 54 главы), опустили примечания и указания библейских цитат, а также внесли нек-рые коррективы в текст. Ж. П. Минь частично использовал текст ван дер Стерре и добавил комментарии из др. изданий (PL. 170. Col. 1235-1358). Совр. исследователи признают необходимость нового критического издания этого памятника.

В наст. время известны 25 рукописей этой редакции Жития (5 из них датируются XII в.). По объему текста «Житие В» превосходит «Житие А». В прологе автор представляет себя как 1-го составителя полного Жития Н., хотя признаёт существование предшествовавших кратких описаний жизни святого. В отличие от «Жития А», «Житие В» явно ориентировано на учеников и др. последователей Н., членов ордена премонстрантов. Возможно, оно составлялось для чтения на капитуле. Количество сохранившихся рукописей свидетельствует о том, что «Житие В» было шире распространено и вытеснило «Житие А»; оно стало восприниматься как более аутентичное, тем более что оно содержит практически все основные сведения из «Жития А». Судя по заглавию текста в рукописях XII в., автор планировал написать историю происхождения ордена премонстрантов, а не только Житие Н.

В отличие от составителя «Жития А», автор «Жития В» часто говорил о себе в 1-м лице. Он подчеркивал, что опирался на свидетельства тех, кто были лично знакомы с Н., хотя в финале добавил, что и сам присутствовал при многих из описанных событий. Большинство исследователей согласны с тем, что «Житие В» было составлено в мон-ре Премонтре либо самим аббатом Гуго (если считать правдивым замечание о личном участии), либо кем-то по его заказу. «Житие В» датируется периодом между 1152 (когда скончался упоминаемый в нем Альберон, который при жизни Н. был примицерием Мецского архиеп-ства, а впосл. стал архиепископом Трирским, о чем было известно автору «Жития В») и 1161/64 гг. (дата ухода на покой или смерти аббата Гуго). Составитель «Жития В» был, по-видимому, франкоговорящим, он называет нем. язык варварским (barbaries linguae Teutonicae). В отличие от автора «Жития А», составитель «Жития В» часто критикует придворную жизнь. Исследователи отмечают его склонность к философствованию и морализаторству. Автор «Жития В» хочет представить Н. исповедником и уделяет большое внимание перенесенным им страданиям. Он гораздо подробнее описывает деятельность Н. как основателя монашеского ордена, чем как странствующего проповедника.

От «Жития А» повествование в «Житии В» отличается рядом моментов: добавлены рассказы о 3 посмертных явлениях Н., а также сообщается о том, как Н. помешал папе Римскому даровать имп. Лотарю II (1133-1137) право инвеституры на герм. землях. В этой редакции повторяются и даже умножены те ошибки в хронологии, к-рые присутствуют в «Житии А» (борьба с ересью Танхельма; датировка восстания в Магдебурге). Проповедь в Валансьене отнесена к июню 1118 г., тогда как Н. оказался в городе только после Собора во Фрицларе, к-рый состоялся в июле 1118 г. (Н. находился в Валансьене с кон. марта по апр. 1119). Возможно, такое нарушение хронологии допущено автором с тем, чтобы представить аббата Гуго ближайшим учеником Н., хотя в действительности он присоединился к святому только в июне 1119 г.

Другие источники

Возможно, самое раннее повествование о жизни Н. сохранилось в сочинениях Хериманна, аббата мон-ря Сен-Мартен в Турне (1127-1136; позднее по состоянию здоровья или, что вероятнее, из-за конфликтной ситуации он ушел на покой), «О восстановлении монастыря св. Мартина в Турне» (De restauratione abbatiae Sancti Martini Tornacensis) и «О чудесах Девы Марии Ланской» (De miraculis S. Mariae Laudunensis). Поскольку еп-ство Турне оказалось присоединено к еп-ству Нуайон, соборный капитул Турне упросил Хериманна отправиться в Рим, чтобы добиться восстановления кафедры, что ему в итоге удалось. Он также выполнял поручения еп. Варфоломея Ланского и, возможно, путешествовал по Испании в поисках св. мощей. К соч. «О восстановлении монастыря св. Мартина в Турне» Хериманн приступил в 1143 г., во время 2-го визита в Рим. Краткий рассказ о Н. он начал с повествования о конфликте в 1110-1111 гг. между имп. Генрихом V и папой Римским Пасхалием II. Н., будучи капелланом императора, видел недостойное обращение императора с папой и решил стать пенитентом (публично кающимся) (Herrimannus abbas. Liber de restauratione. 85. 2010. P. 140). У Н., поселившегося в уединенном месте и соблюдавшего Августина устав, появилось множество последователей, так что спустя 30 лет после его обращения действовали уже более 100 дочерних обителей, в т. ч. в Иерусалиме (внимание Хериманна к этому городу объясняется, по-видимому, тем, что он стремился его посетить: в 1147 аббат собирался во 2-й крестовый поход, но о его дальнейшей судьбе сведений нет). Соч. «О чудесах Девы Марии Ланской» создавалось в неск. этапов: первые наброски были сделаны между 1140 и 1142 гг., в 1143-1144 гг. текст был дополнен, а между 1146 и 1147 гг. еще раз пересмотрен (Niermeyer. 1971). В кн. 3 описывается освящение в 1114 г. собора в Лане, восстановленного после пожара 1112 г., и возобновление монашеской жизни в диоцезе благодаря трудам еп. Варфоломея Ланского. Ордену премонстрантов и его основателю посвящены первые 10 глав (Ex Herimanni De miraculis S. Mariae Laudunensis // MGH. SS. T. 12. P. 654-660).

О Н. упоминается в Житии Готфрида Каппенбергского (Vita Godefridi Cappenbergensis // MGH. SS. Bd. 12. S. 513-530). Гр. Готфрид, вдохновившись примером Н., решил превратить свой замок Каппенберг в Вестфалии в премонстрантскую обитель. Между 1138 и 1148 гг. монах этого аббатства написал Житие Готфрида (Niemeyer. 1967). Др. премонстранты из Каппенберга, вероятно, по заказу аббата Гуго (к нему может относиться обращение «vestra sanctitas») или его преемника аббата Филиппа (1161-1171) дополнили текст «Жития В» 10 рассказами о жизни святого («Дополнения к Житию В» - BHL, N 6250; изд.: Additamenta fratrum Cappenbergensium ad vitam Norberti posteriorem // MGH. SS. Т. 12. Р. 704-706). В основном эти рассказы относятся к периоду, когда Н. занимал архиепископскую кафедру Магдебурга. Составителям «Дополнений...» было известно Житие Готфрида Каппенбергского. В конце «Дополнений...» в рукописях встречается написанная гекзаметром поэма «Felix Norbertus» из 24 стихов. Между исследователями нет единого мнения о том, была ли поэма изначально частью «Жития В» или «Дополнений...» (иногда она переписывалась отдельно - Backmund N. Ein Norbertusgedicht aus Adelberg // Analecta Praemonstratensia. Tongerloo, 1967. Vol. 43. N 3/4. P. 316-317). Поскольку в тексте содержится цитата из Горация (Horat. Epist. I 1. 61), автором «Жития В» и поэмы вряд ли является один и тот же человек.

Краткие сведения о Н. приводятся в «Деяниях архиепископов Магдебургских» - произведении, составленном в 1142 г. (Gesta Archiepiscoporum Magdeburgensium. An. 1126 // MGH. SS. T. 14. P. 412-414), в продолжении «Хроники» Сигиберта из Жамблу, созданном неким премонстрантом после 1146 г. (вероятно, в 1155) (Continuatio Praemonstratensis // MGH. SS. T. 6. P. 447-456), и в «Повести об основании монастыря Готтесгнаден» (Fundatio monasterii Gratiae Dei // MGH. SS. T. 20. P. 685-691), написанной между 1190 и 1195 гг.

Жизнь

Н. род. в 1080 или 1085 г. в Ксантене (Германия) или Геннепе (Нидерланды) в семье гр. Хериберта Геннепского († ок. 1119) и его жены Хадевиги. В 1089 г. он был записан в каноники соборного капитула ц. св. Виктора в Ксантене. Позже Н. воспитывался при дворе Кёльнского архиеп. Фридриха I († 1131), стал каноником кёльнского соборного капитула и субдиаконом. О его образовании ничего не известно (хотя в источниках Н. иногда называют homo litteratus - ученый муж). Как родственник имп. Генриха V, Н. был принят при дворе и стал капелланом. Однако очень рано проявилась его приверженность принципам григорианской реформы. В 1111 г. он принял сторону папы Римского Пасхалия II в конфликте с императором, а в 1113 или 1114 г. отказался стать епископом Камбре (на чем настаивал император), чтобы избежать процедуры светской инвеституры. После того как на Соборе в Кёльне 19 апр. 1115 г. папский легат Куно (Конон), кардинал-епископ Палестрины, отлучил императора от Церкви, Н. покинул имп. дворец и вернулся в Ксантен.

Католический св. Норберт получает устав от блж. Августина. Миниатюра из рукописи Жития. Ок. 1140 г. (Monac. Clm. 17144. Fol. 5)Католический св. Норберт получает устав от блж. Августина. Миниатюра из рукописи Жития. Ок. 1140 г. (Monac. Clm. 17144. Fol. 5)

Согласно житийной традиции, в мае 1115 г. по дороге в г. Фреден (к северо-востоку от Ксантена) Н. от удара молнии упал с лошади и услышал голос: «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним» (Пс 33. 15). Он вернулся домой и в знак покаяния возложил на себя власяницу, к-рую стал носить под одеждой (подробнее об эпизоде и его возможных источниках см.: Lefèvre. 1961). Затем Н. отправился для наставления в духовной жизни к Куно (Конону, также упом. как Конрад), аббату мон-ря Зигбург (1105-1126), позже ставшему епископом Регенсбургским (1126-1132). В мон-ре Н. усердно занимался изучением Свящ. Писания. Накануне Рождества Христова в 1115 г. он упросил Кёльнского архиеп. Фридриха посвятить его в один и тот же день во диакона и во пресвитера (что было нарушением канонов) и, получив диспенсацию, был рукоположен в сан. Затем он провел 40 дней в затворе в Зигбурге. Вернувшись в Ксантен, Н. решил приступить к реформированию капитула св. Виктора, о чем объявил во время проповеди после чтения Евангелия на мессе. Он потребовал, чтобы каноники исполняли постановления Ахенского Собора 816 г. В «Житии А» сообщается, что один клирик низкого происхождения был так разозлен его проповедью, что подошел и плюнул ему в лицо, но Н., вспомнив о своих грехах, никак не ответил ему. Автор «Жития В» добавляет, что, если бы Н. приказал протащить этого клирика по грязи, все остальные только бы обрадовались такому исходу.

Н. также проповедовал в общине регулярных каноников в Клостерраде (Рольдюке) (ныне Керкраде, пров. Лимбург, Нидерланды) и часто посещал отшельника Людольфа (позже он стал аббатом мон-ря Лонниг). Согласно «Житию А», он провел 2 года в уединении в родовой церкви в Фюрстенберге, а в 1117 г. начал проповедь апостольского образа жизни в бедности. Столь радикальная проповедь стала причиной окончательного разрыва Н. с канониками Ксантена, к-рые в 1118 г. пожаловались на него епископу и папе Римскому. 28 июля 1118 г. во Фрицларе состоялось заседание Собора при участии папского легата кард. Куно. Каноники обвинили Н. в принятии сана с нарушением правил, в сохранении имущества, а также в том, что он не приносил обетов ни в одной из монашеских конгрегаций, а потому не имел права призывать других к аскетическим подвигам. Н. не был осужден, но решил покинуть Ксантен. Он продал имущество, а деньги раздал бедным. Права на родовую церковь в Фюрстенберге он передал мон-рю Зигбург (однако принадлежность этой церкви Н. не подтверждается ни одной из сохранившихся грамот). Себе он оставил мула, 20 серебряных слитков, богослужебные книги и переносной алтарь для совершения мессы. Вместе с 2 учениками отправился в г. Юи (между Намюром и Льежем, Бельгия), где избавился от оставшегося имущества (кроме алтаря и Псалтири). Даже в холодное время года Н. ходил босой и в легкой одежде.

В нояб. 1118 г. Н. отправился к папе Геласию II, бежавшему из Рима и находившемуся в Сен-Жиль-дю-Гар. Он получил от папы отпущение грехов за канонические нарушения при рукоположении и право проповедовать повсеместно. Н. начал вести жизнь странствующего проповедника. В Пальмовое воскресенье 1119 г. состоялась его 1-я проповедь в Валансьене. В этом городе 3 его спутника (2 мирянина и субдиакон) неожиданно скончались и были погребены. Вскоре заболел и сам Н. Один из помощников Бурхарда, еп. Камбре, капеллан Гуго из Фос-ла-Виль, стал ухаживать за больным Н. и решил стать его учеником. Когда Н. выздоровел, они стали странствовать вместе. Согласно житийной традиции, святой изгонял нечистых духов, исцелял больных и примирял враждовавших.

После смерти папы Геласия II Н. отправился к папе Римскому Каллисту II (1119-1124) на Собор в Реймсе (окт. 1119). Участники Собора уговаривали Н. умерить аскетические подвиги, но он не согласился. Тогда его поручили заботам еп. Варфоломея Ланского (поскольку у Н. были влиятельные родственники в Лане). Н., не знавший франц. языка, начал изучать его. В «Житии А» сообщается, что в 1119 г. он хотел послушать лекции принадлежавшего к Ланской школе магистра Радульфа (прежде всего его комментарии к Пс 118). Но Дрогон, приор мон-ря Сен-Никез в Реймсе, отговорил его от получения светского образования, убедив, что Н. находится под водительством Св. Духа.

Из Реймса папа Каллист II прибыл в Лан (11-18 нояб. 1119). Согласно «Житию А», Н. был поставлен аббатом мон-ря св. Мартина в Лане, но монахи не приняли его сурового образа жизни. В действительности в это время мон-рь возглавлял приор Роберт, что подтверждается грамотой еп. Варфоломея Ланского. В «Житии B» говорится, что Н. сразу отказался от предложения возглавить этот мон-рь, а Хериманн добавляет, что Н. отказался из скромности, а также по причине того, что мон-рь находился в городе (Ex Herimanni De miraculis S. Mariae Laudunensis // MGH. SS. T. 12. P. 655-656). В Камбре у Н. появился еще один ученик - Эвермод, ему он рассказал, где хочет быть погребен (позже Эвермод был провизором в мон-ре Готтесгнаден, приором мон-ря Пресв. Девы Марии в Магдебурге и в 1154-1178 епископом Ратцебурга). Первый ученик святого, Гуго из Фос-ла-Виль, к тому времени покинул Н. и вернулся к Бурхарду, еп. Камбре.

В 1120 г. Н. получил у еп. Варфоломея Ланского разрешение основать общину в мест. Премонтре (лат. Praemonstratus, или Pratum monstratum; совр. деп. Эн). Там находилась маленькая ц. Иоанна Крестителя, принадлежавшая бенедиктинскому аббатству св. Викентия в Лане. Поскольку в тех местах нельзя было достать даже хлеба для Евхаристии, храм пребывал в запустении. Передача земли и церкви была оформлена в 1121 г. (Donationes piae S. Norberto et Praemonstratensibus factae // PL. 170. Col. 1359-1364). Аббат Хериманн добавляет, что Н. пригласил к себе из Ланской школы 7 самых богатых учеников, однако один из них украл все деньги и скрылся. В агиографических источниках сообщается, что на Страстной седмице (11-17 апр. 1120) в Премонтре вместе с Н. пришли 13 учеников.

В новой общине Н. сначала хотел принять обычаи цистерцианцев, однако затем выбрал устав блж. Августина. Согласно «Дополнениям к Житию В», Н. явился блж. Августин со своим уставом в руках и повелел следовать ему. Первое принесение обетов (professio) по этому уставу в Премонтре состоялось на Рождество Христово в 1121 г. Для своих последователей Н. ввел особое облачение из шерсти белого цвета, чтобы выразить идею соединения священнослужения и покаянной жизни.

Мн. источники сообщают, что в Кёльне Н. чудесным образом обрел мощи святых (мц. Урсулы и 11 тыс. дев-мучениц, Фиванского легиона, св. мучеников Эвальдов, мч. Гереона; в послании Рудольфа из Сен-Трона говорится, что Н. в поисках св. мощей столкнулся с неким противодействием - MGH. SS. T. 10. P. 330). Он торжественно перенес частицы мощей мц. Урсулы и мч. Гереона в Премонтре. Но во время освящения главной церкви при участии епископа и при большом стечении народа развалился каменный алтарь, что было воспринято как дурной знак. Н. назначил новую дату и тайно освятил церковь 18 нояб. 1122 г., хотя всем говорил, что новое освящение состоится только в будущем.

Земельные владения обители Премонтре были закреплены грамотой кор. Людовика VI. 28 июня 1124 г. в Нуайоне легаты папы Римского Каллиста II утвердили новый орден, а 16 февр. 1126 г. была получена булла папы Римского Гонория II (Jaffé. RPR. N 7244; PL. 166. Col. 1249-1251). Орденские статуты приняли уже в 1128/29 г., при преемнике Н., которым стал его 1-й ученик Гуго. Папской буллой от 12 апр. 1131 г. аббатство Премонтре было провозглашено материнской обителью. Одним из путей расширения ордена стала передача в пользу премонстрантов «частных» церквей. Так, гр. Намюра Готфрид I и его жена в 1121 г. передали Н. мон-рь Флореф (Бельгия). Гр. Каппенберга Готфрид и его жена Ютта передали Н. свой замок, чтобы там были основаны мужской и женский мон-ри, и сами принесли в них обеты. Брат Готфрида Отто основал мон-ри в Фарларе (возле г. Косфельда) и Ильбенштадте (возле г. Майнца). Однако такая поддержка семьей графа деятельности Н. вызвала противодействие со стороны его тестя, Фридриха, гр. Арнсберга, который несколько раз осаждал Каппенберг, но, согласно Житию Готфрида, был наказан внезапной смертью.

Н. принимал в орден не всех. Он отказался принять гр. Тибо (Теобальда) IV Шампанского († 1152), убедив его вести благочестивую жизнь в миру и устроив его брак с племянницей Регенсбургского еп. Хартвига I (1105-1126) Матильдой, дочерью Энгельберта II, герц. Тревизо, маркгр. Каринтийского.

Вероятно, в 1124 г. Н. и премонстрантов пригласили в Антверпен бороться с ересью Танхельма (убитого в 1115) (об этой ереси см.: Epistola Traiectensis Ecclesiae ad Fridericum episcopum Coloniensem de Tanchelmo seductore (1112-1114) // PL. 170. Col. 1312-1316). После проповеди, к-рая имела успех, Н. получил прозвание Антверпенский апостол, а премонстрантам была передана ц. св. Михаила в Антверпене (Oorkondenboek der Witheerenabdij van S.-Michiels te Antwerpen / Ed. P. J. Goetschalckx. Antw., 1909. N 2, 3). Кроме того, члены ордена построили свою церковь в Брасхате.

В апр. 1126 г. Н. отказался занять епископскую кафедру Вюрцбурга, но 18 июля 1126 г. на Шпайерском Соборе под председательством кор. Лотаря Саксонского он был избран архиепископом Магдебурга. 25 июля того же года состоялось рукоположение Н.; его провел еп. Удо (Одон) Наумбургский. Н. получил паллий от папы Римского Гонория II.

В Магдебург Н. вошел босой и в рубище. Первыми деяниями нового архиепископа стали учет доходов диоцеза и реформа капитула (Н. требовал от каноников строгого соблюдения целибата). Наибольшее недовольство вызвало решение Н. заменить каноников коллегиальной ц. Пресв. Девы Марии (при ней был госпиталь) общиной премонстрантов во главе с его учеником Эвермодом. Ордену отошли 6 приходов в городе и 14 - в Магдебургском архиеп-стве. В 1129 г. архиепископ пережил 2 покушения.

Поводом для открытого столкновения архиепископа с недовольными членами капитула и поддержавшими их горожанами стало решение Н. заново освятить кафедральный собор (согласно Житиям, Н. получил некую информацию, к-рая по канонам требовала переосвящения храма). Из-за всеобщего недовольства переосвящение было проведено тайно в ночь на 30 июня. После того как об этом стало известно, в городе вспыхнуло восстание. Н. укрылся в башне, которую осадила толпа восставших горожан. Архиепископу удалось бежать в мон-рь Петерсберг. На Магдебург он наложил интердикт. Через 6 недель горожанам пришлось пойти на примирение с архиепископом, они принесли покаяние. На Реймсском Соборе 1131 г. Н. получил грамоту от папы о замене соборного капитула Магдебурга общиной премонстрантов.

В 1127 г. Н. участвовал в организации военного похода под командованием кор. Лотаря (имп. Лотарь III в 1133-1137) против вендов (лютичей), которые были разбиты, их языческое капище в Ретре сожжено. Н. организовал сбор десятины. Когда в 1130 г. в Риме началась схизма, вместе с католич. св. Бернардом Клервоским (1090-1153) и архиеп. Конрадом I Зальцбургским (1106-1147) Н. занял сторону папы Римского Иннокентия II, хотя прежде дружил с Пьетро Пьерлеони (антипапой Анаклетом II (1130-1138)) (сохр. адресованное Н. послание Губерта, еп. Лукки, о схизме - Pontificum Romanorum… vitae / Ed. J. M. Watterich. Lipsiae, 1862. T. 2. P. 179-182). Некоторое время Н. был имп. канцлером Италии (Annales Magdeburgenses. An. 1132 // MGH. SS. T. 16. P. 184), но впосл. отказался от этой должности. 4 июня 1133 г. он устроил имп. коронацию Лотаря III в Латеранской базилике, т. к. базилика св. Петра была захвачена сторонниками антипапы. За помощь в налаживании отношений между папой и императором Н. добился от Иннокентия II издания буллы, подчинявшей Магдебургу епископов Польши и Померании (4 июня 1133 - Jaffé. RPR. N 7629 (5458); Gesta Archiepiscoporum Magdeburgensium. An. 1126 // MGH. SS. T. 14. P. 414; Regesta Archiepiscopatus Magdeburgensis. Magdeburg, 1876. T. 1. N 1058).

После возвращения из Италии Н. заболел, 4 месяца провел в тяжелом состоянии и скончался. В Житиях сообщается, что тело Н. в течение 8 дней оставалось нетленным, его перевозили из одного мон-ря в другой, пока члены капитула и премонстранты ц. Пресв. Девы Марии в Магдебурге спорили о том, где Н. должен быть похоронен. По-видимому, эта информация является агиографическим преувеличением, поскольку известна точная дата погребения - 11 июня. Н. был погребен в церкви аббатства Пресв. Девы Марии в Магдебурге, в центре храма перед алтарем Св. Креста, потом, вероятно еще при жизни аббата Гуго, мощи перенесли в хор.

Почитание

В 1200 г. магдебургские премонстранты составили описание чудес Н. для начала канонизационного процесса в Риме. Однако Н. был признан святым ордена премонстрантов только 28 июля 1582 г. (бреве папы Римского Григория XIII (1572-1585)). В бревиарии премонстрантов служба Н. указана под 6 июня. 7 сент. 1621 г. память 6 июня стала общей для всей Римско-католической Церкви (включена в Римский Миссал и Бревиарий). 16 авг. 1625 г. папа Урбан VIII (1623-1644) перенес орденское празднование на 11 июля, а празднику 6 июня была добавлена октава. 7 сент. 1672 г. праздник 6 июня был повышен в статусе и стал «двойным».

В 1626-1627 гг. благодаря усилиям аббата Каспара фон Квестенберга († 1640) и военным победам имп. Фердинанда II († 1637) мощи Н. были перенесены богемскими премонстрантами из лютеранского Магдебурга в Прагу в Страговский мон-рь, 2 мая 1627 г. помещены в сев. боковом приделе монастырской церкви (события изложены в соч.: Narratio translati e Saxonia in Boëmiam sacri corporis beatissimi viri, Norberti, Parthenopolitani olim archiepiscopi… Pragae, 1627). Однако в 1709 г. врач Ф. Бюттнер опубликовал работу, в к-рой доказывал, что во время перенесения мощей была вскрыта могила не Н., а др. Магдебургского архиепископа - Генриха († 1107); по мнению Бюттнера, мощи Н. по-прежнему находятся в Магдебурге (Büttner F. Pseudonorbertus ex narratione Pragensi translati e Saxonia in Boioemiam corporis Norberti. Jena, 1709; опровержение выводов Бюттнера см.: Epistola… pro veritate translatarum Parthenopoli Pragam S. Norberti… Contra Pseudo-Norbertum a F. Buttnero. Prag, 1710; Hermann M. A. Der von Magdeburg in die königliche Haubt-Stadt Prag auf den Berg Sion übertragene hl. Norbertus. Prag, 1727).

Сочинения

Н. долгое время приписывалось авторство 3 проповедей. Первая - «Ad fratres suos» (или «Ad candidos canonicos»; инципит: «Hortamur vos, fratres dilectissimi») - была адресована членам ордена премонстрантов. Она была широко известна в ордене с XV в. и включалась в орденский бревиарий. По 3 рукописям ее издал ван дер Стерре (Sermo SS. P. Norberti ad varia exemplaria recensitus // Sterre J. Chr., van der. Vita S. Norberi. Antverpiae, 1656. P. 261-270). Сомнения в подлинности этой проповеди впервые высказал Пл. Лефевр (RHE. 1923. Т. 19. P. 218-220).

Две другие проповеди были адресованы народу (Sermones duo ad populum - PL. 170. Col. 1357-1358). Одну Н. якобы произнес летом 1129 г. в Магдебурге (инципит: «Dolens a vobis discesseram»; впервые изд.: Hugo Ch. L. Le Vie de S. Norbert. Luxembourg, 1704. P. 354-355). Ее происхождение неизвестно, но авторство этой проповеди Н. точно не принадлежит. Др. проповедь (инципит: «Viri fratres, Dominus noster Jesus Christus cum discipulos suos ad praedicandum mitteret») является выдержкой из гл. 15 «Жития В».

Кроме того, под именем Н. вплоть до XIX в. иногда публиковали сочинение Алкуина «О добродетелях и пороках» (De virtutibus et vitiis), напр., под названием «Monita spiritualia» в изд.: Manuale canonicorum praemonstratensium. Argentorati, 1742. P. 38-46 (сочинение Алкуина см.: MGH. Epp. T. 4. P. 464-465; PL. 101. Col. 613-632; Szarmach P. E. The Latin Tradition of Alcuin's Liber de Virtutibus et Vitiis, cap. 27-35, with Special Reference to Vercelli Homily XX // Mediaevalia. Binghampton (N. Y.), 1986. Vol. 12. P. 13-41).

Н. и его деятельность в оценках современников

Современники оставили противоречивые отзывы о личности Н. В житийной традиции он описывался как красивый человек, довольно высокого роста и хорошо сложенный (forma decorus, statura gracilis ac paululum longus; gratiosus in visu), всегда веселый (aspectu hilaris, vultu serenus), приветливый и обходительный (gratus omnibus et habilis universis). Часто отмечалось, что у Н. был талант красноречия. О его образовании и богословских взглядах судить крайне сложно из-за отсутствия его сочинений.

Характерной чертой деятельности Н. является сочетание монашеской аскезы и пастырского служения. Однако его избрание епископом поставило под вопрос те идеалы апостольской бедности, которые он проповедовал, ведя жизнь странствующего аскета: он и его ученики постились круглый год, питаясь один раз в сутки, путешествовали босиком даже зимой, на большие расстояния перемещались только верхом на ослах и т. д. В полемическом соч. «Диалог между клюнийцем и цистерцианцем» клюниец говорит, что последователи Н. стали называться премонстрантами, а не норбертинцами потому, что основатель ордена отступил от первоначальных идеалов (Le moine Idung et ses deux ouvrages: «Argumentum super quatuor questionibus» et «Dialogus duorum monachorum» / Ed. R. B. C. Huygens. Spoleto, 1980. P. 142).

Еще до епископского рукоположения (между 1115 и 1124) Н. вступил в спор с бенедиктинцем Рупертом Дойцским († 1129). Главной темой полемики был вопрос, могут ли монахи проповедовать и публично учить в Церкви или основная цель монашества - покаяние и оплакивание собственных грехов. По сути спор шел о том, что выше - монашество или священство. Поскольку у Н. и Руперта Дойцского был общий покровитель Куно, аббат мон-ря Зигбург, на первых встречах они вели себя весьма благожелательно по отношению друг к другу. Однако, как сообщает Руперт, однажды Н. попросил у него для изучения трактат «О божественных службах», который еще не был обнародован. Спустя несколько дней Н. вернул его, ни о чем не спрашивая, а потом начал прилюдно обвинять Руперта в ереси, будто он учит, что от Пресв. Девы Марии воплотился Св. Дух (Rupert. Tuit. Super quaedam capitula Regulae divi Benedicti abbatis. 1 // PL. 170. Col. 490). Также Руперт Дойцский упрекал Н. в принятии сана с каноническими нарушениями (Ibid. Col. 492), что, вероятно, и вызвало спор о священстве и монашестве. Между 1119 и 1121 гг. Руперт Дойцский составил в Кёльне (где Н. побывал в 1121 и 1122) полемический трактат «Диспут монаха и клирика о том, что монаху позволено проповедовать», в котором изобразил Н. клириком (Idem. Altercatio monachi et clerici, quod liceat monacho praedicare // PL. 170. Col. 537-542; см. также новое издание: Idem. Opera apologetica / Ed. M. L. Arduini. Turnhout, 2012. (CCCM; 28)). Филипп из Арвана, аббат премонстрантского мон-ря Бон-Эсперанс (Эно) в 50-х гг. XII в., в опровержение «Диспута...» написал большой трактат, в к-ром намекал на то, что неприязнь Руперта Дойцского к Н. была вызвана конкретным обстоятельством: учителя Ланской школы признали т. зр. Н. более здравой, а Руперт хотел доказать, что он остался победителем в споре (Philipp de Harveng. De institutione clericorum: De continentia clericorum. 103 // PL. 203. Col. 807; подробнее о споре см.: Engen J. H., van. Rupert of Deutz. Berkeley; Los Ang.; L., 1983. P. 310-340).

В житийной традиции Н. представлен пророком и чудотворцем (исцелил слепую в Вюрцбурге, предсказал голод в Вестфалии, войну кор. Лотарю и др.). Католич. св. Бернард Клервоский, лично знакомый с Н., восхищался им, называя небесной фистулой (caelesti fistula), т. е. трубочкой, через которую в римском обряде могло совершаться причащение Св. Крови (Bernard. Clar. Ep. 56 // SC. 2001. N 458. P. 194). Бернард отмечал, что Н. ближе всех к Богу и способен проникать в божественные тайны (Idem. Ep. 8. 4 // SC. 1997. N 425. P. 206). В послании к Готфриду, еп. Шартрскому (датируется 1120-1124), Бернард писал, что Н. верил в скорое пришествие антихриста, к-рое должно было совершиться уже в этом поколении (Idem. Ep. 56 // SC. 2001. N 458. P. 194).

Однако Абеляр в проповеди 33 на память Иоанна Крестителя, написанной между 1126 и 1131 гг. (вероятно, ближе к 1126, когда Н. в последний раз был во франкоязычных регионах), называл Н. примером «фальшивой религиозности» (ficto religionis nomine) и «ложных чудес» (simulatione miraculorum) (Abaelardus. Sermo 33 // PL. 178. Col. 605). Абеляр рассказал, что Н. и его ученик Фарсит (по-видимому, это аббат Гуго), молясь прилюдно и простираясь ниц, пытались воскресить умершего, но у них это не получилось, и они обвинили собравшуюся толпу в маловерии (по мнению Граувена, описываемые события относятся к 1119-1125, когда Н. был странствующим проповедником - Grauwen. 1987). В «Истории моих бедствий» (между 1132 и 1134) Абеляр писал, не называя имени Н., что после Собора в Суасоне (1121) «новые апостолы», один из которых реформировал жизнь регулярных каноников (вероятно, имелся в виду Н.), а другой - жизнь монахов (т. е. Бернард Клервоский), стали клеветать на него и настроили против Абеляра не только духовные, но и светские власти; из страха перед этими проповедниками от него отвернулись даже близкие друзья (Abaelardus. Hist. calamit. 12 // PL. 178. Col. 163-164).

В католич. предании Н. остался прежде всего как «апостол Евхаристии», чьи чудеса так или иначе были связаны с богослужением: он ежедневно совершал мессу, даже во время странствований его проповедь всегда была соединена с мессой. Это представление о Н. было упрочено его борьбой с еретическим учением Танхельма, отрицавшего, судя по всему, учение о Пресуществлении. В житийной традиции часто подчеркивается готовность Н. пожертвовать собой ради сохранения Св. Даров: когда после своего обращения он совершал мессу в крипте, в освященную уже чашу упал ядовитый паук, но Н., дабы не выливать Дары, проглотил Св. Кровь вместе с пауком и приготовился умереть от яда, однако чудесным образом чихнул, и паук вылетел у него через нос. Чудо с пауком имеет параллель в Житии Виталия из Савиньи, хотя прямой лит. зависимости между ними нет (Vita BB. Vitalis et Gaufridi // AnBoll. 1882. Т. 1. P. 376).

Ист.: Vita auctore Canonico Praemonstratensi coaevo // ActaSS. Iun. T. 1. P. 761-793; 17412. P. 809-858; 18673. P. 807-847; PL. 170. Col. 1235-1358; Vita Norberti // MGH. SS. T. 12. P. 670-703; Ex Herimanni De miraculis S. Mariae Laudunensis // Ibid. T. 12. P. 654-660; Continuatio Praemonstratensis // Ibid. T. 6. P. 447-456; Gesta Archiepiscoporum Magdeburgensium, anno 1126 // Ibid. T. 14. P. 412-414; Additamenta fratrum Cappenbergensium ad vitam Norberti posteriorem // Ibid. T. 12. P. 704-706; Fundatio monasterii Gratiae Dei // Ibid. T. 20. P. 685-691; Vita Godefridi Cappenbergensis // Ibid. T. 12. P. 513-530; Herimannus abbas. Liber de restauratione abbatiae Sancti Martini Tornacensis / Ed. R. B. C. Huygens. Turnhout, 2010. (CCCM; 236).
Лит.: Rosenmund R. Die ältesten Biographieen des hl. Norbert: Eine kritische Studie. B., 1874; Hertel G. Zur Lebensbeschreibung des Erzbischofs Norbert von Magdeburg // FzDG. 1880. Bd. 20. S. 587-599; Žák A. Der hl. Norbert, Herr von Gennep, Stifter des Praemonstratenserordens und Erzbischof von Magdeburg: Ein Lebensbild. W., 1900; Рашков С. А. Норберт Премонстратенский // ЖМНП. 1902. Ч. 341. № 5. Отд. 2. С. 54-86; Kirkfleet C. J. History of St. Norbert, Founder of the Norbertine (Premonstratensian) Order, Apostle of the Blessed Sacrament, Archbishop of Magdeburg. L., 1916; Promnitz E. Der hl. Norbert, der Stifter des Praemonstratenserordens. Prag, 1929; Brandl B. Zum 800-jährigen Todestag des hl. Norbert, des Gründers des Prämonstratenserordens. Marienbad, 1934; Lefèvre Pl. L'épisode de la conversion de St. Norbert et la tradition hagiographique du «Vita Norberti» // RHE. 1961. Vol. 56. N 3/4. P. 813-826; Niemeyer G. Die Vitae Godefridi Cappenbergensis // DA. 1967. Bd. 23. S. 405-467; eadem. Die Miracula S. Mariae Laudunensis des Abtes Hermann von Tournai: Verfasser und Entstehungszeit // Ibid. 1971. Bd. 27. S. 135-174; Backmund N. Die mittelalterlichen Geschichtsschreiber des Prämonstratenserordens. Averbode, 1972; Weinfurter S. Norbert von Xanten: Ordenstifter und «Eigenkirchenherr» // AKG. 1977. Bd. 59. S. 66-98; idem. Norbert von Xanten und die Entstehung des Prämonstratenserordens // Barbarossa und die Prämonstratenser. Göppingen, 1989. S. 67-100; idem. Norbert von Xanten im Urteil seiner Zeitgenossen. Xanten, 1992; Grauwen W. M. Norbertus Aartsbisschop van Maagdenburg (1126-1134). Brux., 1978; idem. Inleiding tot de Vita Norberti A // Analecta Praemonstratensia. Tongerloo, 1984. Vol. 60. N 1/2. P. 5-48; idem. Het getuigenis van Abaelard over Norbert van Gennep // Ibid. 1987. Vol. 63. N 1/2. P. 5-25; idem. Twee onuitgegeven oorkonden over Norbert van Gennep // Ibid. 1988. Vol. 64. P. 273-287; idem. Rupert van Deutz en Norbert van Gennep in de recente literatuur // Ibid. 1989. Vol. 65. P. 152-161; idem. Inleiding tot de Vita Norberti B // Ibid. 1990. Vol. 66. N 3/4. P. 123-202; Petit Fr. Norbert et l'origine des Prémontrés. P., 1981; Norbert von Xanten - Adliger, Ordensstifter, Kirchenfürst / Hrsg. K. Elm. Köln, 1984; Boespflug Fr. Le diable et la trinité tricéphales: À propos d'une pseudo-«vision de la Trinité» advenue à un novice de St. Norbert de Xanten // RSR. 1998. T. 72. Fasc. 2. P. 156-175; Halder K. H. Norbert von Xanten: Der Gründer des Prämonstratenserordens und seine Zeit. Innsbruck, 2010.
А. А. Ткаченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ЛАВРЕНТИЙ († 2.02.619 (?), 2-й архиеп. Дуроверна, св. (пам. зап. 2 февр.)
  • ЛАВРЕНТИЙ (ок. 1128 - 1180), архиеп. Дублина, св. Римско-католической Церкви (пам. 14 нояб., 10 мая)
  • ОДОН [Ода, Одо] († 2.06.958), св. (пам. зап. 4 июля, 2 июня, 29 мая), архиеп. Кентерберийский (с 941)
  • ОЛЕГАРИЙ [Олегер] (ок. 1060 или 1069 - 1137), св. Римско-католической Церкви (пам. 6 марта), еп. Барселоны (с 1116), архиеп. Таррагоны (с 1118)
  • ПАВЛИН († 10.10.644, г. Дуробривы (ныне Рочестер), графство Кент, Англия), св. (пам. зап. 10 окт.), архиеп. Эборака (ныне Йорк) (625-633) и еп. Дуробрив (с 633)
  • АДАЛЬГАР КОРВЕЙСКИЙ († 909), архиеп. Бременский и Гамбургский , свт. (пам. зап. 9 мая)
  • АДОН (ок. 819 - 874 или 875), архиеп. Вьеннский, свт. (пам. зап. 16 дек.)
  • АМВРОСИЙ († ок. 455), архиеп., свт. (пам. зап. 3 сент.)