[Арм. Օձռւճ], церковь в одноименном поселке Лорийской обл. Республики Армения, возведенная в 40-х гг. VII в. (ранее датировалась кон. VI в. или 1-й пол. VIII в., временем правления католикоса Ованнеса III Одзнеци). Исторически располагалась в Вел. Армении, в пров. Гугарк (визант. Гогарена), в гаваре Ташир. Обмеры сделаны в 1859 г. (Д. Гримм), первые научные изыскания произведены в нач. XX в. Дж. Ривойрой, Й. Стржиговским, Т. Тораманяном, Г. Овсепяном, Н. Токарским. Эпиграфические надписи VII в. на вост. стене и юж. портале исследованы К. Кафадаряном, П. Мурадяном, Г. Шахкяном. Храм поновлялся в 1801, 1888 (ротонды над пастофориями), 1939, 1949-1950, 1977 и 2013-2014 гг.
Крупные размеры 4-столпного крестово-купольного храма (31,62×20,71 м) позволяют предположить, что это - епископский собор, близкий по типу к церквам Сурб-Ованнес в Багаване (631-639), Сурб-Гаяне в Вагаршапате (30-е гг. VII в.), Мрен (завершена в 639), выстроенный в технике «мидис» с использованием фельзитного кремово-охристого туфа, пористого трахита и базальта (на камнях сохр. метки мастеров-каменщиков); первоначально был покрыт черепицей (Казарян. 2012. Т. 2. С. 282, 284). О. долгое время определяли как купольную базилику. Однако при вытянутом плане и узких боковых нефах в ней доминируют 4 подкупольные опоры, а подкупольный квадрат завершается поперечными сводчатыми рукавами креста (они заметны и снаружи), прерывающими протяженность боковых нефов и нарушающими композицию, характерную для базилики. Продольные рукава заметно длиннее поперечных, на зап. стороне для поддержки хоров установлена дополнительная, 3-я пара меньших по высоте, чем остальные, столбов, или пристенных пилонов (сохр. остатки кронштейнов).
Церковь имеет 3 входа, оформленных снаружи перемычкой и выступающей аркой, и фланкированных парными полуколоннами. Апсида неглубокая, пространство вимы практически отсутствует, к ней примыкают перекрытые продольными сводами прямоугольные пастофории, выходящие в боковые нефы. Переход к куполу осуществлен с помощью 4 тромпов, за ними расположены 8-гранный барабан с 4 окнами на осях и небольшие завершающие тромпы. Купол имеет слегка вытянутую форму, изнутри украшен исходящими из вершины 16 гуртами-лучами. Наос освещается крупными окнами на торцах рукавов и малыми - в стенах угловых зон.
Еще одна особенность О.- наличие обходной галереи, к-рая заканчивается на сев. стороне апсидой и прямоугольным приделом - на южной. Галерея образована 6 арочными проемами на прямоугольных опорах по продольным сторонам и сплошной стеной сводчатого коридора с одним арочным проемом на зап. стороне. Доминирующее положение зап. входа подчеркнуто пристенной аркатурой и окаймляющим вход рельефным поясом. Внешние пилястры стен, не соответствующие столбам аркад галереи, согласованы с пропорциями продольных входов. При этом вост. стена церкви, в которой сходятся стены главной апсиды, пастофориев и приделов внешних галерей, выложена единой кладкой без швов, что свидетельствует о постройке этих частей в одно время. К такому выводу приводят и сохранившиеся кронштейны подпружных арок на продольных внешних стенах. Возможно, обходная галерея была спроектирована изначально (Там же. С. 283), но выстроена несколько позднее основного объема храма.
Фигуративные и орнаментальные рельефы, декорирующие интерьер и экстерьер, обветрены или стесаны при перестройках. В архитектурном декоре выделяются карнизы, украшенные подковообразными арочками и треугольниками двойного и даже тройного ряда, напоминающие декор собора в Мрене и предвосхищающие появление декора Звартноца и Аруча, что указывает на датировку О. 40-ми гг. VII в.
Храм декорирован как рельефами, современными его возведению, так и сполиями V-VI и VII вв. К фрагментам V-VI вв. относятся плиты, вмурованные в кладку подкупольных пилонов на высоте 3-4 м, с рельефными равноконечными крестами в медальонах, лентами, парными птицами (на нек-рых сохр. следы окраски), а также продолговатые плиты (на высоте 90 см) с геометрическим орнаментом. Возможно, они принадлежали более ранней церкви. Сполиями являются и 2 больших фрагмента в экстерьере - на вост. стене и над перемычкой зап. входа. На 1-м изображен включенный в орнаментальную раму вытянутый крест, справа - небольшая фигура Богоматери с Младенцем на троне. На 2-м представлена часть композиции «Вознесение Христово» с ангелом и 4 апостолами. Стилистически они близки к скульптуре VII в.
Оформление порталов и рельефы на фасадах были выполнены одновременно с возведением церкви. Тимпан юж. входа украшен удлиненным процветшим крестом; схожий крест меньших размеров высечен над входом в юж. придел обходной галереи. Зап. (главный) вход фланкирован подчеркнуто объемными парными полуколоннами и декорирован орнаментальным рельефом, изображающим виноградную лозу, высеченную под углом 45°. Тщательность обработки указывает на связь О. с закавказскими памятниками 30-40-х гг. VII в. (Мрен, Мастара, Джвари).
Уникальность облику храма придают крупные рельефные вставки над оконными бровками южного, восточного и северного фасадов. Они композиционно связаны. На рельефе вост. фасада, напоминающем процветший крест, изображена полуфигура Христа, держащего в левой руке раскрытое Евангелие с арм. текстом (Ин 1. 1), правой рукой Он указывает на текст; вокруг - симметричные пальмовые ветви. Голова и плечи утрачены, отчетливо читается очертание нимба. Одеяние моделировано мелкими графичными складками, схематично отмечающими контуры тела. Справа и слева от полуциркульного обрамления входа расположены полуфигуры ангелов. Изначально композицию замыкал арочный козырек, напоминавший тот, что украшал храм в Джвари и впосл. был сбит. На несохранившемся рельефе юж. фасада просматриваются лишь очертания фигуры в рост, в к-рой ряд исследователей склонны видеть изображение Богоматери. Однако более вероятно, что здесь был представлен апостол, парный лучше сохранившемуся на сев. фасаде (различимы нимб, кодекс, свисающий плат). Т. о., на фасадах О. изображен своеобразный триптих (аналогичный принцип использован в Джвари) - Спаситель и апостолы Петр и Павел, который представляет сцену «Даяние Закона» (Traditio Legis), известную в раннесредневек. скульптуре и стенописи Армении и Грузии (Мрен, Аруч, Цроми). Фигуры апостолов дополнены изображениями летящих ангелов (юж. фасад) и детализированных виноградных лоз (сев. фасад). В нише крещальни имеется рельеф «Богоматерь с Младенцем», названный С. Тер-Нерсесяном каменной иконой. Стилистическая общность с др. рельефами позволила Г. Овсепяну и Г. Шахкяну предположить, что изначально этот рельеф размещался над бровкой зап. фасада. Пропорции фигур, характер трактовки складок, крыльев, листьев винограда близки к закавказским памятникам VII в.- храмам Мрен и Джвари в Мцхете.
Одзунский монумент - архитектурное сооружение в сев.-вост. части О. Состоит из высокого цоколя с лестничным маршем с зап. стороны, несущего 2-пролетную арку с 2 стелами высотой 4 м, построен из зеленоватого фельзита. Стелы покрыты рельефами, имеют 4 грани, скошенные углы и прямоугольное сечение. Прежняя датировка монумента (V-VI вв.) пересмотрена, т. к. характер его кладки, орнамент карнизов, особенности рельефов близки к кладке и рельефному декору храма О. (1-я пол. VII в.). Монумент реставрировался в 1949-1950 гг. В Армении и Грузии известны др. раннесредневек. стелы без архитектурного обрамления, близость стел монумента к стеле из Хандиси (Грузия) позволяет предположить их исполнение в одной мастерской.
Лицевые грани стел покрыты фигуративными изображениями в прямоугольных рамах, боковые - растительным и геометрическим орнаментом из кругов, кринов, виноградной лозы; венчают их капители, представляющие собой модели 2-ярусных базилик с декоративными арочными галереями и углублением для хранения мощей,- символы храма Гроба Господня. Значительная часть рельефов и их тонировки красного цвета утрачены. Содержание иконографической программы исследователи прочитывают по-разному. Б. Аракелян, Л. Азарян и др. считают, что рельефы посвящены обращению Армении в христианство, согласно «Агафангелу», и идентифицируют на них изображения св. Григория Просветителя, апостолов Варфоломея и Фаддея, св. Саргиса (Сергия), Хосровидухт, св. Гаяне, Трдата Великого в виде вепря (фигура со звериной головой). З. Акопян отмечает общехрист. контекст. Он сгруппировал рельефы в 4 ряда: праздничный (зап. сторона сев. стелы) состоит из композиций «Жертвоприношение Авраама» (реконструкция), «Богоматерь с Младенцем», «Рождество Христово», «Благовещение», «Крещение Господне» и 2 несохранившихся сегментов; апостольский (зап. сторона юж. стелы): «Христос на троне» и 6 сегментов с парными изображениями апостолов (сохр. 4); ряд святых (вост. сторона сев. стелы): 3 отрока в пещи огненной, св. воины (один перемещен на соседнюю стелу), мученики, св. Христофор Кинокефал, Небесный Иерусалим в виде башнеобразного сооружения и 3 фрагментарно сохранившихся рельефа с фигурами, имеющими нимбы и кресты мучеников; донаторский ряд (вост. сторона юж. стелы): равноконечный крест в медальоне, 4 сегмента с фронтальными женскими и мужскими фигурами донаторов без нимбов в позе орантов, сильно разрушенный сегмент с 3 фигурами. Схематичная, линеарно-плоскостная трактовка статичных фигур приближает их к аскетичным моленным образам.