ПИМЕН
Том LVI, С. 465-468
опубликовано: 28 мая 2024г.

ПИМЕН

(Белоликов Петр Захариевич; 5.11.1879, погост Васильевское-Романово Череповецкого у. Новгородской губ. (ныне дер. Васильевское Череповецкого р-на Вологодской обл.) - 16.09.1918, близ г. Верного (с 1921 Алма-Ата)), сщмч. (пам. 3 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Семиреченский и Верненский. Род. в семье священника ц. во имя свт. Василия Великого на погосте Васильевское-Романово Захарии Ивановича. По отцу - двоюродный брат Петроградского прот. сщмч. Философа Орнатского; по двоюродному брату прот. Иоанну Орнатскому - в свойском родстве с прав. Иоанном Кронштадтским (Сергиевым). В 1894 г. окончил Кирилловское ДУ, в 1900 г.- Новгородскую ДС по 1-му разряду и поступил в КДА. 6 авг. 1903 г. Киевским и Галицким митр. Флавианом (Городецким) пострижен в монашество с именем Пимен. 24 авг. 1903 г. рукоположен во диакона, 3 июня 1904 г.- во иерея. В 1904 г. окончил КДА 5-м по списку со степенью кандидата богословия за соч. «Отношение Вселенских Соборов к творениям церковных писателей». Указом от 12 авг. 1904 г. назначен на должность члена Урмийской духовной миссии и направлен в г. Урмия в Персию (ныне Зап. Азербайджан, Иран). С 7 июля 1906 г. помощник начальника миссии. В круг его обязанностей входили руководство уч-щем миссии, преподавание и воспитательная работа в нем, богослужения и проповедничество в церкви при миссии, помощь урмийским христианам в судебно-гражданских делах, создание публикаций в российских периодических изданиях с целью информирования общественности о делах миссии. Находясь в составе миссии, овладел сир. языком, что позволило ему вести проповедь среди правосл. ассирийцев. Кроме миссионерских трудов в 1916-1917 гг. занимался окормлением рус. военных отрядов в Урмии: соединений 7-го Кавказского отдельного армейского корпуса и части 2-го Кавказского кавалерийского корпуса.

Сщмч. Пимен (Белоликов), еп. Семиреченский и Верненский. Фотография. Кон. 10-х гг. ХХ в.Сщмч. Пимен (Белоликов), еп. Семиреченский и Верненский. Фотография. Кон. 10-х гг. ХХ в.

Обширное печатное наследие П. рассеяно по центральным периодическим изданиям и по церковной и светской периодике тех мест, в к-рых ему довелось служить. Это проповеди, миссионерская публицистика, реплики на общественно-политические события, переводы. П. был активным членом переводческой комиссии при Урмийской миссии: переводил на сир. (арамейский) язык богослужебные тексты, с русского на т. н. новосир. (иначе «ассирийский») язык - учебники для уч-ща, с древнего сирийского на рус. язык - раннесирийские житийные и святоотеческие тексты, в т. ч. «один памятник Сирийской дидаскалии», ставший впосл. темой его магистер. диссертации. 6 сент. 1908 г. возведен в сан игумена. Дважды оставлял Урмийскую миссию и возвращался в нее, что было связано с непростой обстановкой в миссии по вине ее начальника архим. Сергия (Лаврова; с 1913 епископ). 3 марта 1911 г. П. назначен ректором Александровской миссионерской ДС в ст-це Ардонской Владикавказского окр. Терского края (ныне г. Ардон, Республика Сев. Осетия). В связи с отъездом миссионера ассир. газ. «Кёхва» («Звезда») писала: «С сожалением извещаем об отбытии из русской миссии и отъезде в Россию Архимандрита Пимена. Этот духовный отец был любим и уважаем всеми сирийцами и был настоящим рабом Божиим» (Кёхва. 1911. № 23). 12 июня 1911 г. в Михаило-Архангельском соборе Владикавказа возведен в сан архимандрита. Своему духовному отцу митр. Флавиану писал, что в Ардонской «прожил год деятельной жизнью, энергично наблюдал за хозяйством [семинарии], с воспитанниками и преподавателями прожил весь год мирно, без малейших недоразумений. Был благочинным монастырей епархии» (РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 736. Л. 12-13). В этот период вел переписку с Финляндским и Выборгским архиеп. Сергием (Страгородским; впосл. патриарх Московский и всея Руси) и Токийским и Японским архиеп. Николаем (Касаткиным). Они поддержали его в намерении вернуться в состав Урмийской миссии. Возвратился в Урмию на прежнюю должность по указу от 25 июля 1912 г. О добровольном возвращении П. писал «Кавказский благовестник»: «Это назначение в особенности знаменательно тем, что состоялось по желанию самого же архимандрита Пимена. Причем он оставил видное место ректора Александровской семинарии в ст-це Ардонской, сулившее ему быстрое повышение по службе. Миссионер по призванию, он изучил сир. язык и с любовью говорит о развитии православной миссионерской деятельности не только в Урмии, а и в Курдистане и даже в Турции. Отправляясь к горячо любимой миссии уже во второй раз, архимандрит Пимен, помимо миссионерской деятельности, думает там закончить свои ученые труды» (Кавказский благовестник. 1912. № 13. 2 сент. С. 7-10). Полтора года повторного пребывания в Урмии были лучшими в его миссионерской биографии, что в немалой степени было связано с длительным пребыванием начальника миссии еп. Сергия (Лаврова) в С.-Петербурге. После его возвращения П. вновь подал прошение о переводе. В период начавшихся военных действий с Турцией во время первой мировой войны, эвакуации из Урмии миссии и христиан-ассирийцев отсутствие коллегиальности в принятии решений, с т. зр. П., было категорически недопустимо и исключало его дальнейшее пребывание в миссии. С 1913 по июль 1914 г. редактор русской версии журнала миссии «Православная Урмия».

8 окт. 1914 г. назначен ректором Пермской ДС. Трудясь в Перми, П. находил полное взаимопонимание с Пермским и Соликамским еп. сщмч. Андроником (Никольским; впосл. архиепископ), стал его ревностным соработником. Сумел успешно перестроить учебный процесс после того, как в здании семинарии был размещен военный лазарет. С нояб. 1914 г. председатель правления Пермского епархиального общества трезвости, организатор трезвеннических праздников с многотысячными шествиями. П. являлся почетным председателем лазаретского семинарского комитета, председателем об-ва вспомоществования недостаточным воспитанникам семинарии, зампредседателем Пермского епархиального комитета Православного миссионерского об-ва и Пермского отд-ния Палестинского Православного общества в России, членом учредительного комитета по оказанию помощи детям лиц, призванных на войну, членом комиссии при пермском губернаторе по отчуждению помещений под военные лазареты, почетным членом Стефановского братства г. Перми, членом военно-спортивного комитета. Как ректор ДС часто беседовал с воспитанниками, выстраивая их приоритеты в пользу высших побуждений. Публиковал в «Пермских епархиальных ведомостях» речи, проповеди, заметки и отчеты о деятельности Об-ва трезвости. 7 июля 1916 г. вместо ожидаемого назначения на должность викария Пермской епархии в сане епископа Соликамского, о чем ходатайствовал еп. Андроник (Никольский), вновь получил назначение в Урмию начальником духовной миссии с возведением в сан епископа. 6 авг. 1916 г. хиротонисан во епископа с назначением на Салмасскую кафедру в Казанском соборе Петрограда. Награжден орденами св. Анны 3-й степени (5 мая 1908) и 2-й степени (6 мая 1912), св. Владимира 4-й степени (6 мая 1915) и 3-й степени (2 окт. 1916).

Христ. население Урмии жестоко пострадало от тур. оккупации 1914-1916 гг., здания миссии требовали ремонта, часть их была отдана под военный лазарет; у миссии обнаружились огромные долги, сотрудники не получали жалованья; также в Урмии случился неурожай хлеба и винограда. В этой ситуации П. не мог оказывать должной денежной помощи бедствующему христ. населению, как это делали урмийские инославные миссии. Он платил жалование учителям в сир. школах из личных средств.

Обращения за помощью в Синод, к обер-прокурору, министру иностранных дел, в Гос. думу, в Петроградское урмийское Кирилло-Сергиевское братство оказались напрасными. Получив высокую аттестацию от Мин-ва иностранных дел, 5 марта 1917 г. П. прибыл в Петроград, чтобы лично доложить в Синоде о положении дел, но в условиях начавшейся революции надежды на помощь уже не было. По возвращении в Урмию столкнулся с интригами ассир. правосл. еп. Мар Илии, желавшего удаления рус. епископа из Урмии и единоличного управления правосл. ассирийцами. Пребывание в Урмии осложнялось противодействием и угрозами со стороны Совета солдатских депутатов Кавказского корпуса. По многочисленным прошениям самого П. («Лучше быть псаломщиком в России, чем епископом в Урмии») отозван из Ирана, назначен викарием Туркестанской епархии с титулом «епископ Семиреченский и Верненский». Указ о назначении от 9 июня 1917 г. прибыл с опозданием, до кафедрального г. Верного Семиреченского и Верненского викариатства П. добрался 11 окт. 1917 г.

Власть Временного правительства в форме казачьей диктатуры Семиреченского казачьего войска сохранялась в Верном и Семиреченской обл. до 3 марта 1918 г. Совершая поездки по приходам епархии, П. поддерживал ее как законную власть. В условиях гражданской войны, начавшейся весной 1918 г. между казачеством и крестьянами-переселенцами из-за притязаний последних на казачьи земельные наделы, устраивал миротворческие крестные ходы в ближние станицы; посещал в больнице Красного Креста раненых красноармейцев, но надеялся на помощь белых отрядов, формировавшихся на северо-востоке области. Стал свидетелем жестокого расказачивания в близлежащих станицах, проведенного ташкентским отрядом Е. Мураева в июне 1918 г. В переписке с областным исполкомом пригрозил ему анафемой за неуважение к решениям Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Был противником декретов СНК «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» и «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Игнорировал требования сдать чековую книжку с суммами, предназначенными для восстановления храмов и молитвенных домов, разрушенных в ходе Киргизского восстания 1916 г. В период казачьей диктатуры обвинялся в причастности к убийству революционеров К. В. Овчарова и А. П. Березовского (дело было закрыто по майской амнистии, объявленной центральной властью).

Совместным решением ревкома, облисполкома и командующего Северным фронтом Л. П. Емелева для «полевого суда» над епископом с Северного фронта был вызван отряд И. Е. Мамонтова - Д. И. Кихтенко. По воспоминаниям члена верненского ревтрибунала С. Г. Малетина, П. «в своем доме принимал тьму всяких паломников. Целые дни у него торчал народ. Бешеную агитацию он разводил. Терпели, терпели это, а потом раз ночью арестовали его, вывели в Баумскую рощу и там расстреляли» (ЦГА Респ. Казахстан. Ф. 1770. Оп. 1. Д. 22). Сохранилось подробное описание ареста, оставленное насельником архиерейского дома игум. Вадимом (Жёлудем). Вечером 16 сент. 1918 г. консистория сообщила об аресте П. в Ташкент Туркестанскому еп. Иннокентию (Пустынскому), и тот сделал запрос в Совнарком Туркестанской Республики, в состав к-рой входила Семиреченская обл. Арест там расценили как самоуправство и потребовали доставить П. к ним, но в ответ из Верного пришло ложное донесение об уже состоявшейся отправке П. в Ташкент. Место расстрела П. было найдено в 1996 г. после расспросов старожилов. Есть достоверные сведения о том, что П. тайно похоронен в парке возле кафедрального собора на месте, предназначавшемся накануне революционных событий для перезахоронения праха основателя города ген. Г. А. Колпаковского. По тем же сведениям, П. встретил смерть со смирением и творил молитву.

12 окт. 1997 г. канонизирован как местночтимый святой Алма-Атинской епархии. Прославлен для общецерковного почитания Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

Соч.: Урмийская правосл. миссия: Отчет о состоянии в 1905 г. Урмия, 1905; Утешение правосл. миссии в Персии: (Письмо в редакцию) // Рус. паломник. 1906. № 43. С. 692; Урмийские горизонты // ПрибЦВед. 1906. № 29. С. 2339-2341; Угрозы православию в Персии // Там же. № 45. С. 2955-2957; Из правосл. Урмии // Там же. 1907. № 51/52. С. 2361-2362; Вести из правосл. Урмии (Персия) // Там же. 1909. № 39. С. 1839-1842; Забытая кончина: К кончине еп. Мар-Ионы Урмийского и Супурганского 23 апр. 1910 г. // Рус. паломник. 1910. № 50. С. 815; Беседа о хранении веры в христ. об-ве. К., 1910; Правосл. Урмия в годы персид. смут. К., 1911. Высота пастырского служения и путь приготовления к нему: К вопросу о реформе духовной школы // Рус. паломник. 1911. № 15. С. 621-633; Слово на день Казанской иконы Божией Матери (22 окт.) об избрании России в удел Богоматери // Там же. № 21. С. 767-772; Слово перед открытием Владикавказского отд-ния ИППО: «Св. Земля - наше драгоценное наследие» // Там же. № 24. С. 826-840; Из донесения ректора Ардонской ДС архим. Пимена Его Высокопреосвященству: О поездке с воспитанниками в г. Грозный // Там же. 1912. № 8. С. 240-241; Памяти почившего апостола Японии // Там же. № 9. С. 266-268; Письма миссионера // Правосл. Урмия. 1912-1914. № 7-23; О религ. значении царской власти в рус. истории // Там же. 1913. № 11. С. 4-6; Речь на отпевании убитого при перестрелке с курдами в Таргяваре сотника Горско-Моздокского казачьего полка Л. Баева, произнесенная в храме свт. Николая в г. Урмия 17-го июля // Там же. № 15. С. 2-3; Один из немногих отцов миссии: Памяти новопреставл. архиеп. Иннокентия // Там же. № 16. С. 2; Поучение к молодым стрелкам Урмийского отряда // Там же. 1914. № 16. С. 3-4; Миссионерская нужда и важный праздничный подарок местному христ. населению // Там же. № 20. С. 2-3; Законы святы, да исполнители каковы? // Там же. № 22. С. 2-3; Поучение перед закладкой здания для Николаевского 6-классного гор. уч-ща в г. Урмии (30 мая 1914 г.) // Там же. № 23. С. 2; Акт 6-го выпуска воспитанников уч-ща при Урмийской правосл. миссии (30 июня) // Там же. С. 16-17; Краткий отчет о состоянии муж. уч-ща при Урмийской правосл. миссии в 1913-1914 уч. г. // Там же. С. 17-20; Наш черед // Там же. 1914. С. 22-23; О посланиях св. ап. Павла в связи с его жизнью и деятельностью. К., 1915; Бодрость духа: Произнесено в семинарской ц. 16 нояб. 1914 г. // Пермские ЕВ. 1914. № 35. Отд. неофиц. С. 719-721; Новогодние пожелания // Там же. 1915. № 1. С. 4-6; Памяти праведника: На день кончины о. прот. Иоанна Ильича Сергиева Кронштадтского // Там же. 1915. № 1. С. 6-9; Из преданий о волхвах, поклонявшихся младенцу Христу в Вифлееме // Там же. 1915. № 1. С. 22; Чего потребует для нашего счастья новый год? // Там же. 1915. № 2. С. 25-29; К вопросу об анафематствовании // Там же. 1915. № 6. С. 176-177; «Святой паломник»: Речь, произ. 25 февр. в зале Обществ. собрания г. Перми на вечере, устроенном для усиления средств ИППО // Там же. 1915. № 8/9. С. 224-229; Человек Запада и человек Правосл. России: (По Киреевскому) // Там же. С. 277; Обновление души: (Поучение, произ. в семинарском храме 29 марта 1915 г.) // Там же. № 11. С. 319-322; «Великая победа в прошлом да повторится в будущем» // Там же. № 14. С. 319-322; Трудное, но благое дело: (Речь на трезвенно-патриотическом празднике) // Там же. 1915. № 19. С. 585-586; Отчет о деятельности Пермского епарх. братства трезвости // Там же. 1915. № 22. С. 695-700; № 23. С. 726-729; Положение обязывает: (Речь к началу нового уч. г.) // Там же. 1915. № 26. С. 847; Место религии в жизни культ. гос-в и наша отсталость в этом отношении // Там же. 1915. № 32. С. 991-995; Печальная судьба христиан Персии: (Наблюдения и восп. миссионера) // ПрибЦВед. 1915. № 38. С. 2086-2090; № 39. С. 2102-2106; Ко взятию Эрзерума // Пермские ЕВ. 1916. № 7. С. 196-197; Трудности избрания пастырей церковных по изображению св. Иоанна Златоуста: (К вопросу о предполагаемом преобразовании правосл. приходов) // Там же. 1916. № 13-14. С. 322-324; Св. Земля в родной поэзии // Там же. 1916. № 11/12. С. 282-285; Ныне все должны быть подвижниками: С крыльца Пермского кафедр. собора перед началом крестного хода // Там же. 1916. № 15. С. 366-367; Помянух дни древния и поучихся: (Слово на литургии в с. Кольцово Пермской епархии // В ответ благовествования. Пермь, 1916; Речь начальника... при наречении его во епископа Салмасского // ПрибЦВед. 1916. № 33. С. 809-811; Правосл. миссия в Урмии // Колокол: Газ. 1916. № 3103. С. 2; № 3104. С. 1; Маленькие восп. о праведном муже // Кронштадтский пастырь. 1916. № 36. С. 503-505; Письмо... о материальной помощи урмийским правосл. жителям, разоренным в результате тур. нашествия на Урмию // Пермские ЕВ. 1916. № 35/36. С. 877; Еще одна жертва войны - изуродованные св. иконы // Рус. паломник. 1917. № 31/32; Ответ на статью Ф. Атурая «Русские миссионеры в Урмии» // Голос краевого Совета депутатов Кавказской Армии. Тифлис. 1917. № 43, 4 авг.; Вступительная речь... к духовенству и гражданам г. Верного, сказанная им в кафедральном соборе 11 окт. // Туркестанские ЕВ. Отд. неофиц. 1917. № 21. С. 345-347; «Добро сильнее зла»: (Речь на неделе 21 по Пятидесятнице) // Там же. 1917. № 22. С. 365-369; Для чего нам теперь нужен Всерос. Патриарх? // Там же. 1917. № 24. С. 420-424; Какое чудо нам ныне нужно?: (Из чтений в Народном доме г. Верного) // Там же. 1918. № 1. С. 1-7.
Пер.: Догматическое богословие на новосир. языке. Урмия, 1912. Ч. 1: Перевод «Догматического богословия» митр. Макария (Булгакова); Служба праздника Рождества Богородицы: Пер. на древнесир. Урмия, б. г.; Служба праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста: Пер. на древнесир. Урмия, б. г.; Служба 4-го гласа недельного круга: Пер. на древнесир. Урмия, Б. г; Житие блаж. Мар-Евгена, начальника иноков в стране Низибийской на горе Изла: Пер. с сир. Серг. П., 1913; Житие св. Иакова, еп. Низибийского в обл. Тхумы: Пер. с древнесир. // Правосл. Урмия. 1913. № 9. С. 3-7; Сказание о славных делах Раббулы, епископа благословенного г. Ургэй (Эдессы): Пер. с древнесир. // Там же. 1913-1914. № 10-16; Часть послания блж. Раббулы, к-рое было написано к блж. Кириллу: Пер. с древнесир. // Там же. 1913. № 18. С. 2-6; Речь о человечестве Господа, к-рую написал Кирилл, еп. Александрии к блг. царю Феодосию: Пер. с древнесир. // Там же. 1914. № 19-24; Гимны св. Раббулы, еп. Эдесского: Пер. с нем. // Там же. 1914. № 19-23; Послание блж. Кирилла к блж. Раббуле: Пер. с древнесир. // Там же. 1914. № 18. С. 2-4; Изъяснение, к-рое произнес Мар-Раббула, еп. Ургэй, в К-польском храме пред всем народом: Пер. с древнесир. // Там же. 1914. № 18. С. 4-6; Молитвы Мар-Раббулы: Пер. с древнесир. // Там же. 1914. № 18. С. 6.
Арх.: Алма-Атинский обл. архив. Ф. 26. Оп. 1. Д. 210; Ф. 409. Оп. 1. Д. 12; Ф. 489. Оп. 1. Д. 43; Оп. 7. Д. 1; Ф. 1416. Оп. 1. Д. 9; АВП РИ. Ф. 293. Оп. 571. Д. 179, 185; Архив Президента Респ. Казахстан. Ф. 811. Оп. 4. Д. 60; Архив СПб епархии. Ф. 3. Оп. 6б. Оп. 134; ГАПО. Ф. Р-973. Оп. 1. Д. 725; РГИА. Ф. 796. Оп. 193 (1911). Д. 1395 [7015]. Отд. 6. Ст. 1. Л. 8-9 об.; Оп. 199 (1914). Д. 189. Отд. 6. Ст. 1. Л. 26-27; Оп. 204 (1917). Д. 8. Отд. 6. Ст. 1. Л. 2; Отд. 4. Ст. 1. Д. 68, 70; Оп. 205. Д. 736; Ф. 797. Оп. 84 (1914). Отд. 2. Ст. 3. Д. 149; Оп. 86 (1916). Отд. 3. Ст. 4. Д. 153; ЦГА Респ. Казахстан. Ф. 1770. Оп. 1. Д. 22.
Лит.: Встреча нового о. ректора архим. Пимена // Пермские ЕВ. 1914. № 32. С. 666-667; Раненые в Пермской ДС // Там же. Отд. неофиц. 1915. № 2. С. 42-45; На чтениях в новом Стефановском зале // Там же. № 33. С. 1017-1019; Трезвенно-патриотический праздник в Перми // Там же. 1916. № 16. С. 223-228; Паломничество трезвенников // Там же. № 19. С. 478-480; Проводы архим. Пимена // Там же. № 23/24. С. 564-567; Петербургский листок. 1916. № 214, 6 авг.; Владимир (Богоявленский), митр. Речь при вручении епископского жезла еп. Пимену, начальнику Урмийской миссии. 6 авг. 1916 г. // ЦВ. 1916. № 30/31. С. 812; Н. С. Урмийская духовная миссия // Колокол: Газ. Пг.; 1916. № 3066. С. 2; Преосв. Пимен Салмасский // Там же. № 3076. С. 3; Пособие Урмийской духовной миссии // Там же. № 3077. С. 3; Отъезд еп. Пимена Салмасского // Там же. № 3086. С. 3; Андроник (Никольский), еп. Непременно надо помочь правосл. сирийцам разоренной врагом Урмии // Пермские ЕВ. 1916. № 35/36. С. 877-878; К прибытию преосв. Пимена в г. Верный // Туркестанские ЕВ. Отд. неофиц. 1917. № 21. С. 347-350; Указ Семиреченского облисполкома // Вестн. Семиреченского трудового народа. 1918. 18(5) сент.; Виноградов П. Роль собора в годы гражданской войны: Ист. справка // Советская степь: Газ. Оренбург, 1929. 10 окт.; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 404; Ситковский В. Грабеж церквей и мечетей - грабеж душ, истории, культуры // Горизонт: Еженед. Алма-Ата, 1992. 4-10 янв.; Балашов Н., свящ. Мученики братья Белоликовы // Речь: Газ. Череповец, 1993. № 220(18665), 5 нояб. С. 3; Стефан (Садо), иером. Российская правосл. миссия в Урмии (1898-1918) // ХЧ. 1996. № 13. С. 73-112; Королев В. А. Любовью побеждая страх: Жизнеописания нмч. Российских: Архиеп. Пермский Андроник, еп. Соликамский Феофан, архиеп. Черниговский Василий, еп. Семиреченский Пимен, 1867-1918. Фрязино, 1998; Ходаковская О. И. Из отчих объятий: Еп. Семиреченский и Верненский Пимен (Белоликов) // СПбЕВ. 1998. №. 18. С. 67-74; она же. Сщмч. Пимен, еп. Семиреченский и Верненский. Серг. П., 2000; она же. Там где сияют горные вершины: Докум. исслед. жизни и трудов преосв. Пимена, еп. Семиреченского и Верненского, священномученика. Алма-Ата, 20121, 20192 (в печ.); Святые новомученики и исповедники, в земле Казахстанской просиявшие. М., 2008. С. 117-123.
О. И. Ходаковская
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ПОРФИРИЙ (Гулевич Поликарп Васильевич; 1864-1937), еп. Феодосийский и Крымский, сщмч. (пам. 19 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Крымских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских, в Соборе новомучеников и исповедников Екатеринославских, в Соборе Винницких святых)
  • АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых)
  • АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
  • АНТОНИЙ (Панкеев; 1892-1938), еп. Белгородский, сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
  • АРКАДИЙ (Ершов Александр Павлович; 1878-1937), еп. Свердловский, сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
  • АРКАДИЙ (Остальский Аркадий Иосифович; 1888-1937), еп. Бежецкий, викарий Тверской епархии, сщмч., (пам. 16 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
  • БОРИС (Воскобойников Семен Тимофеевич; 1875 - 1937), еп. Ивановский, сщмч. (пам. 23 нояб., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
  • ВАРСОНОФИЙ (Лебедев Василий Павлович, 1871 - 1918), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • ВАСИЛИЙ (Зеленцов Василий Иванович; 1870-1930), еп. Прилукский, вик. Полтавской епархии., сщмч. (пам. 25 янв, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)
  • ГЕРМАН (Коккель (Кокель) Григорий Афанасьевич; 1883-1937), еп. Благовещенский, сщмч. (пам. 20 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
  • ГЕРМАН (Косолапов Николай Васильевич; 1882-1919), еп. Вольский, сщмч. (пам 27 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
  • ЕРМОГЕН (Долганёв (Долганов) Георгий Ефремович; 1858 - 1918), еп. Тобольский и Сибирский, сщмч. (пам. 16 июня, 20 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых)
  • ЕФРЕМ (Кузнецов Епифаний Андреевич; 1875-1918), еп., сщмч. (пам. 23 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
  • ИГНАТИЙ (Садковский Сергей Сергеевич; 1887-1938), еп., сщмч. (пам. 28 янв., в Соборе Рязанских святых, в Соборе Воронежских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
  • ИОАНН (Троянский Иван Ефимович; 1862-1937), еп. Осташковский, сщмч. (пам. 22 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
  • ИОАСАФ (Жевахов; 1874 - 1937), сщмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Курских святых), кн., еп. Могилёвский.