[Греч. Παναγία ἡ Παπαδική] (празднование 12 янв.), выносной (литийный) двухсторонний образ, почитаемый в мон-ре Хиландар на Св. Горе Афон. Сложившееся представление о чудотворных иконах Божией Матери на Афоне - их общем составе и истории каждой - отражают печатные издания кон. XIX - нач. XX в. (Вышний покров. 1997); эти сведения с нек-рыми поправками на наст. время включаются в обзоры икон совр. авторами (см., напр.: Θεοφύλακτος (Μαρινάκης). 2001). В отношении П. и. традиционно приводится предание о некоем поступившем в мон-рь иерее, к-рый называл себя православным, но оставался еретиком, за что и был обличен в притворстве Самой Пресв. Девой: во время крестного хода с водосвятием, когда он нес П. и., то «нечаянным образом» упал в море и утонул. Предание говорит о том, что неизменное участие П. и. в крестных ходах и водосвятиях началось после наказания еретика. О процессионном назначении иконы свидетельствует ее тип. Это 2-сторонний образ: на одной стороне представлена Богоматерь с Младенцем Христом, на другой - Введение во храм Пресв. Богородицы - праздник, в честь к-рого освящен кафоликон обители. Возможно, изображение храмового праздника обозначило эту икону во время процессий как храмовый образ, что в свою очередь стало традицией ее ношения исключительно лицами в священническом сане - иереями. По крайней мере с этой традицией связывают наименование иконы «Иерейская», или «Попская» (от греч. παπᾶς - отец, в отношении священников) - «простосердечное название», данное иконе сербами. Также в мон-ре существует обыкновение служащим иереям совершать отпуст перед этой иконой (Вышний покров. 1997. С. 63; Θεοφύλακτος (Μαρινάκης). 2001. σ. 360). Впервые название «Попская» встречается в «Кратком описании 20 афонских мон-рей», составленном не ранее 1810 г. (старший список: Ath. Pantel. Slav. 102).
Б. Милькович высказал предположение о том, что под названием «Старческая» в первом зафиксированном рассказе об иконах мон-ря Хиландар может упоминаться именно П. и. Рассказ был записан русским книжником со слов насельников обители во время их посольства в Москву в 1558-1559 гг. и вошел в сборник 60-х гг. XVI в. под названием «Повесть страшна и ужаса исполнена и душеполезна верным, споведание о святых чюдотворных иконах, еже суть во Святей горе Афоньстей, в монастыри, глаголемем Хиландарь, како и что чюдодействують» (ГИМ. Хлуд. № 147 Д. Л. 80-97; опубл.: Турилов. 1996. С. 514-529). В «Повести…» название «Старческая» объясняется тем, что икона «изобличает и биет» тех старцев, которые «не добре» управляют мон-рем и исполняют монашеские заповеди («монастырская строят»); конкретные случаи наказания, в т. ч. связанные с потоплением в море, в отношении этой иконы не приведены (ГИМ. Хлуд. № 147 Д. Л. 87; Турилов. 1996. С. 519). Там же, в истории Евнуговской иконы Божией Матери, излагается чудо ввержения в море и невредимого спасения монахов, несших во время крестного хода эту икону, к-рая после этого «чуда страшного» оставлена «недвижима», т. е. перестала участвовать в литийных процессиях «за страх морского ношения» (ГИМ. Хлуд. № 147 Д. Л. 87 об.; Турилов. 1996. С. 519). В версии сказания о хиландарских святынях по списку 1804 г. (Штављанин-Джорђевић Љ. Чудеса Пресвете Богородице Агапjа Крићанина и ново чудо Богородице Троjеручице ман-ра Хиландара // АрхПр. 1984/1985. Књ. 6/7. С. 275-290; Турилов. 1996. С. 525-529) упоминаются иконы с др. названиями: «Священническая» - с характеристикой чуда от Евнуговской иконы («не дает от места носитися») и «Правдолюбительница» - с описанием чуда, близкого к чуду от П. и.: икона «вержеся в море» с 2 иноками, к-рые несли ее «на литию близ моря», с одним из иноков она «на сухо изыде, а другого утопи», тот «окаянныи утоплены исповедал другу», что 15 лет провел в мон-ре, но никто не знал, что он «турчин… и не хотех покаятися, и ожидах время пакость монастыру сотворити» (Турилов. 1996. С. 529). Т. о., существовавшие еще в нач. XIX в. раздельно и с зафиксированными преданиями иконы «Священническая» («Старческая») и «Правдолюбительница» к концу века оказались объединены в истории П. и.; А. А. Турилов скорее склонен отождествлять П. и. с Евнуговской иконой (Он же. 2008. С. 184; Он же. 2011. С. 149, 269).
П. и. (размер 111/110×80 см) находится в наосе кафоликона у сев.-вост. столба. На лицевой стороне - образ Божией Матери типа «Одигитрия» с Младенцем Христом на Ее левой руке. Фигура Богородицы показана в легком развороте вправо и размещена так, что нижний срез доски приходится на линию до сгиба локтя правой руки, не видна также и кисть этой руки. Богоматерь и Христа отличает прямая, без наклона, посадка головы, взгляд направлен на молящегося. Мафорий темно-вишневый, чепец, со спускающимися по сторонам шеи концами,- имитация полупрозрачной ткани. На Младенце - темно-красный хитон (на месте расчистки живописного слоя - бело-голубой) и красно-коричневый гиматий с остатками ассиста. Богомладенец в левой опущенной руке держит свиток, правой - благословляет. Изображение специфически переданного именословного перстосложения, напоминающего не до конца открытую ладонь руки (едва прижаты 3-й и 4-й пальцы, отведены указательный и мизинец), породило дополнение к преданию о наказании еретика: якобы Богомладенец «намеревался вразумить его, как св. Николай Чудотворец вразумил Ария» - «заушением», или пощечиной (Вышний покров. 1997. С. 62; ср. также вариант объяснения жеста еп. Порфирием (Успенским): «Знак, подаваемый начальником хора к пению, а искусство пения называлось у греческих певцов «поповским»»; об этой трактовке критически высказался Н. П. Кондаков, см.: Кондаков. 2004. С. 171). Лицевая сторона иконы находится под серебряным с позолотой окладом, к-рый оставляет открытыми только лики и руки, причем на нем воспроизведена согнутая в молении правая рука Божией Матери с поручем на запястье и с прорезной в металле кистью руки, сквозь которую видна живопись нижней части мафория. Типы ликов восходят к образам палеологовского времени: черты лица Богоматери утонченные, глаза миндалевидные, нос удлиненный, уста небольшие; у Младенца Христа лик округлый, высокий лоб. Поновительские надписи традиционные, выполнены крупно белилами по охристому фону: по сторонам нимба Божией Матери - «ΜΡ ΘΥ», над Богомладенцем - «ΙΣ ΧΣ», в нимбе (в кресте) - «Ο, Ω, Ν»; слева на нижнем поле стоят инициалы художника-поновителя. Следы записи сплошные, особенно в области доличного (полностью переписаны мафорий, чепец, рубашка Младенца, фон, надписи), поэтому датировка иконы затруднена. Считается, что эти изменения, передающие стилистику раннего периода поствизант. живописи, были сделаны во 2-й пол. XVIII в. (Миљковић. 2006/2007. С. 226). Кондаков, полагая, что следы поновлений незначительны, относил П. и. к работе критского мастера XV в., причем заметил, что по своим чертам она близка к др. афонской святыне - ватопедской «Отрада, или Утешение» иконе Божией Матери («Парамифия»), к-рая датируется XIV в. (см.: Там же. С. 170). Первоначальная живопись на обороте П. и. с изображением «Введения во храм Пресв. Богородицы» (с эпизодом питания Марии, сидящей на ступени Святого Святых, и слетающим к Ней ангелом) имеет более сохранный вид, и ее стилистические особенности позволили исследователям отнести создание иконы к 3-й четв. XIV в., времени, когда при игум. Дорофее для монастырского кафоликона были созданы новые 11 икон Деисуса (1359/60); однако автором П. и. считают мастера, не причастного к работам, ведшимся в эти годы, т. е. к написанию икон Деисуса, к украшению Великого Четвероевангелия (Манастир Хиландар. 1998. С. 283). Икона вставлена в узкую раму, на оборотной стороне в нижней части по центру видны следы крепления для ее ношения.