Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДИСКАНТ
Т. 15, С. 398-399 опубликовано: 9 июля 2012г.


ДИСКАНТ

Ди́скант [средневек. лат. discantus, от лат. dis- - приставка, означающая разделение, расчленение, и cantus - пение], муз. термин.

1. Вид многоголосия в средневековой профессиональной музыке XII-XV вв. Имеет импровизационную природу, что объясняется особенностями средневек. культуры, ориентированной на устную практику.

Термин «Д.» пришел на смену понятиям «органум» и «диафония». Его возникновение связывают с различиями, наметившимися в муз. приемах многоголосного письма. После 1330 г. термин «Д.» сменяется понятием «контрапункт». В некоторых случаях оба термина используются как равнозначные. Так, автор «Анонима XI Кусмакера» утверждает, что «контрапункт есть дискант» (contrapunctus est discantus). Переход от одного термина к другому показывают трактаты XIII-XIV вв. Если Иоанн де Гарландиа (ок. 1240), Франко Кёльнский (ок. 1260), Ламберт (ок. 1275), автор «Анонима IV Кусмакера» (ок. 1280), Иоанн де Грокейо (ок. 1280), Вальтер Одингтон (ок. 1300) еще описывают Д., то автор «Анонима V Кусмакера» (кон. XIV в.), Просдоцимус де Бельдемандис (ок. 1412), Иоанн Тинкторис (1477) уже говорят о контрапункте.

В средневек. теории музыки термин «Д.» имел неск. значений: голос, присочиняемый к главному; многоголосие в целом; область учения о многоголосии. Как отдельный голос Д. располагался над ведущим напевом (обычно в нижнем голосе), называемым cantus, vox principalis, tenor, cantus prius factus, cantus firmus. Как склад многоголосия реализовался в условиях ведущих средневек. жанров органума, кондукта, мотета. Отличался ритмической (первоначально модально-мензуральной, а затем мензуральной) организацией голосов, «размеренных всецело» (simpliciter mensurabilis) от частично размеренного (partim mensurabilis) органума, согласно Франко Кёльнскому.

Ранние образцы Д. представляли собой двухголосие силлабического склада «нота против ноты». К сер. XIII в. появляются образцы «распетого дисканта», допускающие мелизматику (часто в конце разделов), или тип многоголосия «несколько нот против одной». 1-й из них Петр Быстрая Рука (Palma ociosa) (1336) называет discantus simplex (простой Д.), 2-й - discantus mensurabilis (размеренный Д.). Др. названия для 2-го типа: discantus floridus (цветистый Д.), discantus fractibilis (раздробленный Д.).

Одними из первых учение о Д. изложили Иоанн де Гарландиа и Франко Кёльнский. Авторы приводят классификацию интервалов (консонансов, или конкордансов,- совершенных, несовершенных и средних - и диссонансов, или дискордансов,- совершенных, несовершенных, у Гарландиа еще и средних), правила их использования в форме (в начальных, серединных и заключительных разделах), а также нормы голосоведения (противоположного, косвенного и в исключительных случаях прямого). Франко формулирует закон перехода диссонанса в консонанс: «Всякий несовершенный дискорданс хорошо звучит непосредственно перед конкордансом» (CSM. Vol. 18. P. 68).

На рубеже XIV и XV вв. возникает т. н. англ. Д. Ему предшествовал гимель - специфический вид англ. многоголосия, основанный на пении несовершенными консонансами (терциями и секстами). Англ. Д. имел ряд общих признаков с континентальным Д.: импровизационную основу, многоголосие «нота против ноты», силлабический стиль. Письменные образцы англ. Д. восходят к XIII в. Описание Д. содержат трактаты Леонела Пауэра, Иоанна из Тьюксбери (1351), Псевдо-Хилстона (после 1450), Гилельмо (ок. 1470), анонимные трактаты «Правило дисканта» (Regula discantus), «Что касается способа петь дискант» (Circa modum discantandi). Профессиональная интерпретация англ. Д. характеризуется рядом признаков: положением хорала в среднем голосе; отсутствием ритмического противопоставления хорала и свободных голосов; консонантной вертикалью. На основе англ. Д. возникла континентальная техника фобурдона.

Лит.: Bukofzer M. Geschichte des englischen Diskants und des Fauxbourdons nach den theoretischen Quellen. Strasbourg, 1936. Baden-Baden, 1973; idem. Discantus // MGG. Bd. 3. S. 559-578; idem. Studies in Medieval and Renaissance Music. N. Y., 1950; Reese G. Music in the Middle Ages. N. Y., 1940; Waite W. Discantus, Copula, Organum // JAMS. 1952. Vol. 5. P. 77-87; Dittmer L. An English Discantuum Volumen // Musica disciplina. 1954. Vol. 8. P. 19-58; Spiess L. Discant, Descant, Diaphony, and Organum: a Problem in Definitions // JAMS. 1955. Vol. 8. P. 144-147; Crocker R. L. Discant, Counterpoint, and Harmony // Ibid. 1962. Vol. 15. P. 1-21; Kenney S. W. The Theory of Discant // Eadem. Walter Frye and the «Contenance Angloise». New Haven, 1964. P. 91-122; Sanders E. H. Cantilena and Discant in 14th-Cent. England // Musica disciplina. 1965. Vol. 19. P. 7-52; Hughes A. Mensural Polyphony for Choir in 15th-Cent. England // JAMS. 1966. Vol. 19. P. 352-369; Besseler H., Gülke P. Schriftbild der mehrstimmigen Musik // Musikgeschichte in Bildern. Bd. 3-5: Musik des Mittelalters und der Renaissance / Begr. v. H. Besseler, M. Schneider, hrsg. v. W. Bachmann. Lpz., 1973; Flotzinger R. Non-Mensural Sacred Polyphony (Discantus) in Medieval Austria // Le polifonie primitive in Friuli e in Europa. Cividale del Friuli, 1980. P. 43-61; Apfel E. Diskant und Kontrapunkt in der Musiktheorie des 12. bis 15. Jh. Wilhelmshaven, 1982; Сапонов М. А. Искусство импровизации: Импровизационные виды творчества в западноевроп. музыке средних веков и Возрождения. М., 1982; Евдокимова Ю. К. Многоголосие средневековья: X-XIV вв. // История полифонии. М., 1983. Т. 1. С. 43-46, 59-63, 73-106; она же. Музыка эпохи Возрождения. XV в. // Там же. М., 1989. Т. 2а. C. 12-28; Wegman R. C. From Maker to Composer: Improvisation and Musical Authorship in the Low Countries, 1450-1500 // JAMS. 1996. Vol. 49. P. 409-479; Симакова Н. А. Контрапункт строгого стиля и фуга: История, теория, практика. Ч. 1: Контрапункт строгого стиля как художественная традиция и учеб. дисциплина. М., 2002. С. 51-74; Румянцева М. А. Особенности многоголосия XIII в. М., 2005.
Н. И. Тарасевич

2. Высокий детский певч. голос с диапазоном c1-a2, а также исполняемая им или высоким жен. голосом (сопрано: диапазон c1-c3 (e3)) партия в хоре или вокальном ансамбле. Ранее Д. именовались только голоса мальчиков, певших партию Д. в хоре. Со временем так стали называть любой высокий детский певч. голос (как мальчиков, так и девочек), затем заменили это название сопрано.

3. Верхний голос в 4-голосном изложении (то же, что сопрано). Самая высокая партия многоголосного произведения. В XVI в., когда в мадригальном пении из-за его сложности партию Д. стали поручать певцам-кастратам, т. н. сопранистам, эта партия стала называться также «сопрано».

В рус. церковном пении Д. называется верхняя партия многоголосного произведения. В России термин стал активно употребляться с появлением консонантного многоголосия (XVII в.). Сначала Д. (или дышкантом) назывался верхний голос (или голоса) в рус. и укр. партесном многоголосии - стиле хорового пения XVII - 1-й пол. XVIII в. «протоестественного» или «концертового» вида с количеством партий от 3 до 48. «Дышкант» - также название книги из комплекта хоровых партий партесных сочинений, которые сохранились большей частью именно в виде комплектов голосов (полных или неполных), редко - в виде партитур (см. собрания рукописей: ГИМ. Син. певч., Епарх. певч.).

Дышкантом называли верхние голоса в своих сочинениях авторы партесных концертов и партесных гармонизаций, среди к-рых - Н. П. Дилецкий (1630? - после 1723?), теоретик партесного пения, автор «Мусикийской грамматики»; С. И. Беляев, государев певчий дьяк, с 1699 г. уставщик царского хора; В. П. Титов, государев певчий дьяк в 1678-1698 гг. На основе изучения рукописей, содержащих песнопения Беляева, в т. ч. его автографов, установлена последовательность сочинения партий 4-голосной партитуры: тенор-бас- дышкант-альт (см., напр.: ГИМ. Епарх. певч. № 25. Октоих - автограф).

Термин «Д.» сохраняется в профессиональной композиторской и исполнительской лексике в XVIII-XX вв. С XVIII в. наравне с этим термином стали активно употреблять термин «сопрано». В 1880 г. А. А. Архангельский в сформированном им в С.-Петербурге хоре впервые в рус. церковнопевч. практике заменил голоса мальчиков (Д. и альтов) жен. голосами - сопрано. До этого мужчины и женщины вместе в рус. церковных хорах не пели. Идея Архангельского нашла подражателей, тем более что исполнительский уровень его хора был высоким.

Термин «Д.» активно употреблялся и в практике Синодального хора. Так, напр., Д. называл верхнюю партию А. Д. Кастальский - директор Синодального уч-ща и хора (с 1910), автор ок. 200 духовных сочинений и переложений, составлявших основу клиросного (и в большой мере концертного) репертуара Синодального хора в 1900-х гг. Термин встречается также в совр. композиторской и исполнительской практиках.

4. Д. (дишкант), высокий солирующий голос, исполняющий подголосок в импровизационной манере в виде украшения. Встречается в донских казачьих песнях и песнях вост. областей Украины и Белоруссии, где его называют также подголосником или подводкой.

5. В XVI-XVII вв. наименование самого высокого инструмента в семействе однотипных инструментов (напр., Д.-виола, Д.-тромбон, Д.-альт, Д.-блокфлейта, Д.-бомбарда и т. п.).

6. Органный регистр, охватывающий верхнюю половину клавиатуры; часто дополняется соответствующим басовым регистром, напр. гобой-фагот (см. ст. Орган).

Лит.: Разумовский Д. В. Церковное пение в России. М., 1867-1869. Вып. 1-3; он же. Государевы певчие дьяки XVII в. М., 1881; Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной методологии. М., 1929-1937. Ч. 1-3; Tarneaud J., Seeman М. La voix et la parole. P., 1950; Luchsinger R., Arnold G. E. Lehrbuch der Stimme- und Sprachheilkunde. W., 19592; Hussen R. La voix chantée. P., 1960; Успенский Н. Д. Древнерус. певч. иcкусство. М., 1965, 19712; Vennard W. Singing: the Mechanism and the Technic. N. Y., 1968; Детский голос: (Экспериментальные исследования) / Ред.: В. Н. Шацкая. М., 1970; Протопопов В. В. Музыка петровского времени о победе под Полтавой // Музыка на Полтавскую победу. М., 1973. С. 212-215. (ПРМИ; 2); Дилецкий Н. Идеа грамматики мусикийской / Публ., пер., исслед. и коммент.: В. В. Протопопов. М., 1979. (ПРМИ; 7); Герасимова-Персидская Н. А. Партесный концерт в истории муз. культуры. М., 1983; Синодальный хор и училище церковного пения. М., 1998. (РДМДМ; 1); Гурьева Н. В. Система осмогласия в рус. Литургии кон. XVII - нач. XVIII в.: Канд. дис. М., 2000.
Н. В. Гурьева
Ключевые слова:
Церковное пение Пение многоголосное Музыка. Основные понятия Дискант, музыкальный термин
См.также:
АЛЬТ название певческого голоса и исполняемой им партии
ГЕРАСИМОВА-ПЕРСИДСКАЯ Нина Александровна (род. 23.12.1927, Киев), укр. музыковед, исследователь укр. традиции многоголосного пения ХVII в.
АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально-теоретических руководств
АЛЛЕМАНОВ Дмитрий Васильевич (1867-1928), свящ., композитор, исследователь церк. пения, педагог
АЛЛИЛУИАРИЙ изменяемая часть Божественной литургии, песнопение, предваряющее чтение Евангелия
АНИКСАНДАРИИ в визант. церк. пении назв. распев. части предначинательн. псалма на вечерне
АНТИФОН богослужебн. песнопения
БАГРЕЦОВ Федор Алексеевич (1812-1874), регент Чудова мон-ря, автор духовно-муз. сочинений