КИРСАНОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Том XXXV , С. 54-59
опубликовано: 23 января 2019г.

КИРСАНОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Содержание

находился в г. Кирсанов Тамбовской губ.

1780-1917 гг.

Кирсановский в честь Тихвинской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. XX в.Кирсановский в честь Тихвинской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Основан прп. Марфой (Апариной; в схиме Маргарита; † 1 сент. 1800), в 1780 г. переселившейся в Кирсанов из Саранска Пензенского наместничества. Ок. 1783 г. при своем доме Марфа устроила небольшую общину, состоявшую из девиц и вдов; хозяйственное руководство она поручила младшей сестре Пелагее Петровне Апариной († 20 авг. 1819). Считается, что духовниками Марфы были свящ. Гавриил, служивший в Архангельской ц. Тамбова, а также насельник Саровской в честь Успения Пресв. Богородицы пустыни иером. Исаия I (Зубков). По преданию, старицу Марфу неоднократно посещал по пути из Саровской пуст. игум. Назарий (Кондратьев; впосл. настоятель Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря). Он вспоминал сияющее лицо старицы, «казалось, что от нее исходила какая-то неведомая сила».

В 1800 г., после кончины прп. Марфы, по ее благословению общину возглавила Татьяна Пахомова († 1848), происходившая из гос. крестьян пригородной слободы Кирсанова. Но фактически делами по-прежнему заведовала П. Апарина, «строгая до чрезмерности». Под ее началом сестры «не только не могли переступить за порог своей келии, но даже не смели и выглянуть лишний раз в окно своего затвора» (Т. Пахомова. 1999. С. 157). Ок. 1814 г. рядом с городским Успенским собором был построен отдельный дом для общины, к-рая к 1819 г. насчитывала 30 чел.

11 февр. 1816 г. по благословению еп. Тамбовского и Шацкого Ионы (Василевского) община получила официальный статус богадельни, ее настоятельницей оставалась Пахомова. Сестры обеспечивали свое существование в общине тем, что пряли, ткали, красили полотна, шили ризы; изделия продавали в Кирсанове, Арзамасе, Н. Новгороде.

Игум. Антонина (Страхова). Фотография. Сер. XIX в.Игум. Антонина (Страхова). Фотография. Сер. XIX в.

Одной из помощниц Пахомовой стала Пелагея Сергеевна Апарина (в монашестве Палладия?), родная племянница первоначальниц Апариных, образованная, известная в светских городских кругах. Другой помощницей была послушница Анисия Васильевна Страхова. Весной 1823 г. она вместе с неск. сестрами приезжала в Арзамас с большой партией льняного полотна для Арзамасской женской общины. По пути сестры заехали в Саровскую пуст. По преданию, прп. Серафим благословил их и предсказал: «У вас будет храм; вот приедет к вам барынька, вы примите ее, угостите и она построит вам храм». Он посоветовал устроить небольшую церковь, «ибо не в обширных только храмах Бог живет». Преподобный подарил насельницам сборник молитв, к нач. XX в. хранившийся в особом ковчежце Тихвинского храма. «Книжка эта в малиновом бархатном переплете, величиною в молитвенник и имеет печатную надпись: «Книжица сия зборник именуемая, то есть, некоторых молений на всяк день потребных собрание, напечатася во святой Киево-Печерской Лавре 1819 г.»» На форзаце чернилами сделана надпись: «Благословение Саровской пустыни еромонаха Серафима». И далее: «...сия книжица принадлежит Кирсановския общины послушницы Анисии Васильевной» (Архангельский. 1907. С. 22-23).

Предсказание прп. Серафима вскоре сбылось. 21 сент. 1823 г. в обители остановилась майорша Мария Петровна Колычева (в монашестве Магдалина; † 1857), помещица из соседнего Балашовского у. Саратовской губ. Узнав о нуждах сестер, она решила оказать им материальную помощь, в т. ч. и в постройке для богадельни церкви. 10 июля 1825 г. еп. Тамбовский Афанасий (Телятев) выдал храмозданную грамоту и на участке земли за городом, исходатайствованном Пахомовой у граждан Кирсанова, началось строительство. Сестры принимали участие в закладке фундамента: копали землю, разводили известь, помогали кладчикам. 27 нояб. 1826 г. состоялось освящение храма в честь Тихвинского образа Божией Матери, который особо почитала прп. Марфа. Впосл. по благословению еп. Тамбовского Арсения (Москвина) в перестроенной церкви 14 июля 1837 г. было устроено 2 придела (в честь Рождества Христова и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»), позднее возвели колокольню с ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы.

Первоначально богадельня числилась при городском соборе Успения Пресв. Богородицы (1820), поэтому указом от 30 сент. 1826 г. Тихвинская ц. была наименована кладбищенской; при ней хоронили сестер богадельни. По епархиальному распоряжению богослужение в новом храме совершалось священнослужителями собора. Ок. 1836 г. по просьбе сестер и по ходатайству еп. Тамбовского Арсения Синод переименовал кладбищенскую Тихвинскую ц. в приходскую и к ней причислил жен. богадельню с 2 штатными священно-церковнослужителями. К нач. 1830 г. в богадельне проживали 70 девиц; на ее территории были построены 3 деревянных дома, 2-этажный каменный дом, 3 деревянных флигеля, деревянная ограда, дубовый сарай, 2 амбара и конюшни.

6 февр. 1846 г. во многом благодаря деятельности П. С. Апариной богадельня была преобразована в самостоятельную общежительную жен. общину. В это время под началом Пахомовой здесь жили ок. 180 девиц и вдов. 22 дек. в 1847 г. был определен штат сестер общины, в который в т. ч. входили староста церкви Мария Попова, казначея Александра Аболаматова. Пахомова была погребена у алтаря Тихвинского храма, новой настоятельницей сестры избрали А. В. Страхову.

7 апр. 1849 г. община получила статус жен. общежительного мон-ря; его штат (50 насельниц) составили 25 монахинь и 25 рясофорных послушниц; общежительный устав заимствовали по благословению прп. Серафима из Саровской пуст. После вечерни сестры собирались в храме на ежедневное вечернее правило, читали каноны Иисусу Сладчайшему, Божией Матери, ангелу-хранителю, всем святым с тем или др. акафистом. Затем читали помянник, «его же должно есть всякому иноку на всякий день по окончании келейного правила со всяким умилением чести». Во время трапезы одна из сестер со специально устроенной кафедры читала дневное Житие из Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского, а в воскресные дни - Толкование на Евангелие свт. Иоанна Златоуста. Ежедневное утреннее правило с полунощницей и акафистом Успению Пресв. Богородицы с каноном начиналось в 4 часа утра. Во время Великого поста помимо вечернего правила после помянника сестры совершали поклоны с молитвами: 150 поклонов с молитвой «Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас», 100 поклонов с молитвой «Пресвятая Богородице, спаси нас», 50 поклонов ангелу-хранителю и 5 раз «Богородице Дево, радуйся». Келейное правило каждой сестре назначалось индивидуально.

Храмы и другие постройки

В 1851 г. по благословению еп. Тамбовского Николая (Доброхотова) и по инициативе игум. Антонины начался разбор обветшавшего Тихвинского храма (1826). Но из-за обрушения (22 мая 1852) сев.зап. стороны колокольни работы по возведению новой церкви были приостановлены.

Тамбовская строительная комиссия предложила план нового храма. 22 сент. 1857 г. холодный 5-главый Тихвинский собор с колокольней был освящен еп. Тамбовским и Шацким Макарием (Булгаковым), но в 1866 г. началась перестройка храма. В новой каменной трапезной 27 нояб. 1867 г. архим. Виктор освятил придел в честь Рождества Христова, 27 (24?) сент. 1870 г. еп. Тамбовский Феодосий (Шаповаленко) - др. придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; 26 сент. 1861 г. в подвальном этаже, под трапезной, была освящена ц. во имя преподобных Онуфрия и Петра Афонских.

Храм впоследствии ремонтировался. На пожертвования кадомского купца М. Ф. Рожнова был построен и 29 июля 1897 г. лебедянским игум. Митрофаном освящен 3-ярусный резной позолоченный иконостас.

В 1908 г. в Тихвинской ц. на средства почетного гражданина С. И. Москалёва установили 4 голл. печи. 24 сент. 1889 г. еп. Тамбовский Виталий (Иосифов) освятил домовую ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы в 2-этажном деревянном на каменном фундаменте больничном корпусе для престарелых насельниц. Иконы из местного ряда этого храма, с правой стороны «Нерукотворный образ Спасителя», с левой - «Покров Пресв. Богородицы», в серебряных позолоченных ризах, украшенных драгоценными камнями, пожертвованы новой настоятельницей К. м. игум. Серафимой (Насоновой). В надписях, выполненных на обратной стороне этих икон, содержалось родительское благословение игумении.

К 1867 г. на территории мон-ря находились каменный корпус, деревянный игуменский корпус, 7 сестринских флигелей (Справочная книжка. 1876. С. 30-31); каменная ограда, на вост. стороне граничившая с домами местных жителей и р. Пурсовкой, ок. 17 корпусов, где размещались мастерские и кельи. В 1900 г. на монастырском дворе, напротив юж. дверей Тихвинского храма, был установлен колодец-водокачка. Вода подавалась для совершения водосвятий с крестными ходами. Над источником поставлена часовня с крестом. За оградой были здания приюта для девиц духовного звания, церковноприходской школы, 2-этажная каменная гостиница (1910), различные хозяйственные постройки, в т. ч. каменный конный двор (1908), скотный двор с сараями, 2 деревянные житницы, деревянная рига с 2 воротами, 5 погребов с деревянными срубами; в саду росли деревья и кустарники. В монастырских слободах были устроены 2 земские 2-классные школы; законоучитель получал 95 р. в год. В К. м. имелись различные мастерские. К 1907 г. в «золотной» (золотошвейной) мастерской, размещавшейся в игуменском корпусе, трудились 16 чел. За драгоценный омофор, изготовленный в К. м., мастерицы получили высшую награду на Всемирной Парижской выставке в 1900 г. В пуховой мастерской работали 10 сестер, в живописной, находившейся в 2-этажном деревянном корпусе, писали иконы 16 насельниц; в обзорной мастерской 12 сестер «убирали» цветами иконы и изготавливали ризы из фольги. Имелись также гладильная, шелкошвейная, ризная, бельевая, ткальная, башмачная, ковровая, канвовая (10 сестер шерстью вышивали по канве салфетки, ковры, подушки), пошивочная, просфорная мастерские.

В 1914 г., во время первой мировой войны, в К. м. был открыт лазарет на 10 коек; также обитель отдала представителям Красного Креста верхний этаж больничного корпуса для обустройства госпиталя.

Именитые насельницы, служители и посетители

Игум. Серафима (Насонова). Фотография. Нач. XX в.Игум. Серафима (Насонова). Фотография. Нач. XX в. Первой настоятельницей общежительного мон-ря сестры избрали 50-летнюю Анисию Страхову, к-рая 8 июля 1849 г. приняла постриг с именем Антонина и была возведена в сан игумении. В 1857 г. ей объявили «благословение Святейшего Синода», а в 1858 г., как значилось в грамоте, «за весьма хорошее поведение и примерную распорядительность по монастырю, равно и за усердное старание и приведение монастыря с года на год в лучшее устройство» наградили наперсным крестом. За 2 года до кончины игум. Антонина ослепла и, оставив свои обязанности, ушла на покой. 3 мая 1878 г. временное исправление должности настоятельницы было передано бывш. казначее мон. Ангелине, 2 февр. 1879 г.- мон. Асенефе († 31 марта 1906).

В 1879 г. К. м. возглавила бывш. казначея кадомского в честь иконы Божией Матери «Милостивая» жен. мон-ря мон. Серафима (Насонова; 1827-1904; с 25 марта 1880 г. игумения), мон. Асенефа перешла в козловский Боголюбский жен. мон-рь Тамбовской губ. Особое внимание игум. Серафима уделяла рукоделию: сестры освоили шитье шелком, организовали ковровую, башмачную, шерстяную и др. мастерские. Для работы в этих мастерских число насельниц увеличили до 450 чел. В 1885 г. игум. Серафима открыла церковноприходскую школу в доме, приобретенном у скончавшегося священника, а также устроила богадельню для престарелых сестер. По ее инициативе нищие ежедневно получали в обители бесплатный обед. В 1873 г. при К. м. был основан сиротский приют. К 1904 г. в приюте воспитывали 9 девочек, к-рые состояли на полном обеспечении мон-ря и учились в монастырской школе. В 1914 г. в этой школе обучалось уже 100 чел.

С 27 нояб. 1904 г. К. м. возглавляла мон. Антония (Новикова Анна Ивановна; с 19 дек. 1904 игумения; † 22 янв. 1910). Она род. в 1845 г. в Козельске в купеческой семье, в 1860 г. поступила в обитель по благословению оптинского старца прп. Макария (Иванова). Мон. Антония носила скромную одежду, довольствовалась общей трапезой. Особое внимание уделяла наведению порядка в подсобном монастырском хозяйстве в с. Кипец Кирсановского у. Тамбовской губ., которым управляла с 15 нояб. 1905 г. энергичная казначея Евгения (Волосатова). Игум. Антония была похоронена в обители. В том же году казначея Евгения возглавила К. м., став последней настоятельницей обители. В 1909 г. игум. Евгения была награждена наперсным крестом от Святейшего Синода.

Игум. Антония (Новикова). Фотография. Нач. XX в.Игум. Антония (Новикова). Фотография. Нач. XX в.

К. м. был известен как центр духовной жизни. Оптинский старец Макарий считал, что обитель отличается «строгой монастырской жизнью» (Настоятельница Тихвино-Богородицкого Кирсановского жен. мон-ря игум. Антония: Некролог // Тамбовские ЕВ. 1910. № 31. С. 1094-1098). В 1-й пол. XIX в. некоторые сестры поддерживали духовную связь с задонским затворником Стратоником (Г. А. Машуриным), в нач. XX в. мн. монахини окормлялись у прмч. Варлаама (Коноплёва), архимандрита Белогорского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря. Среди подвижниц обители известна юродивая старица Евдокия, получившая благословение прп. Серафима Саровского, и схим. Аполлинария, отличавшаяся строгостью и аскетичностью жизни. Насельница К. м. игум. Анфия в 1868 г. возглавила елабужский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь. Мон. Аполлинария († 1879) стала строительницей Оржевского Боголюбского мон-ря близ с. Оржевка Кирсановского у.

В 1876 г. в К. м. проживали 162 насельницы (игумения, казначея, 41 монахиня, 91 рясофорная послушница, 28 указных послушниц), в 1890 г.- более 500, к нач. XX в.- 233, к 1907 г.- 562 насельницы (в т. ч. игумения, казначея, благочинная, экономка, схимница, 126 монахинь, а также послушницы, живущие по указам и на испытании).

Первым самостоятельным священником и духовником сестер был прот. Гавриил Федорович Калаисовский, перешедший из с. Сухой Калаис Кирсановского у. (похоронен у алтаря Тихвинской ц.), 2-м священником был Иоанн Васильевич Базилев. Затем в К. м. служили свящ. Алексей Федорович Кандидов († 1871) и свящ. Василий Ефимович Базилев, с 1871 г.- свящ. (затем протоиерей) Василий Лаврентьевич Салтыков (1853-1901; (похоронен напротив алтаря Тихвинской ц.) и свящ. Федор Иванович Некторов. В нач. XX в. в К. м. также служили свящ. Симеон Андреевич Левкоев и свящ. Василий Никитич Архангельский (впосл. примкнул к обновленческому расколу). Деятельность пастырей не ограничивалась только монастырским служением, к обители был причислен приход «для пропитания доброхотными даяниями священно-церковнослужителей». По инициативе свящ. В. Архангельского было учреждено Серафимовское общество трезвости, к 1907 г. в нем состояло ок. 300 чел.

«Монастырь за белыми стенами. Храмы и здания все белые. Земли мощеные. «Монашки»,- все так их звали тогда,- чисто одетые. В храмах тоже чистота»,- вспоминал впосл. митр. Вениамин (Федченков), неоднократно посещавший К. м. в 90-х гг. XIX и позднее. Буд. митр. Московский и Коломенский сщмч. Владимир (Богоявленский) в нояб. 1892 и 5 июня 1901 г. приезжал в Кирсанов. В 1901 г. он принимал участие в погребении своего родственника свящ. В. Салтыкова, клирика Тихвинского храма.

Святыни, реликвии, библиотека

В Тихвинской ц. на правой стороне 1-го столба с зап. стороны помещался чтимый Тихвинский образ Божией Матери «греческой живописи», приобретенный в 1826 г. у московского статского советника Г. П. Смольвинского при посредничестве симоновского архим. Мелхиседека. Считалось, что это был «подлинный список» с чудотворного образа, хранившегося в Тихвине. К 1907 г. киот (позолоченная стеклянная резная рама) для этой иконы был встроен в иконостас: «Риза иконы серебряная, вызолоченная, весом 12 фунтов и 6 золотников. Серебряные, вызолоченные венцы и короны украшены стразами и разноцветными камнями». На иконе хранились 2 золотые пожертвованные цепи, в каждую были вставлены по 3 больших камня; на одной цепи небольшой золотой крест. Здесь же висели 4 нити мелкого жемчуга и множество украшений из серебра. Среди особо ценных икон иконостаса выделялся образ Спасителя в серебряной ризе (весом в 111/2 фунта) с серебряным позолоченным венцом, украшенным разноцветными камнями и позолоченной рамой. В верху иконы - сияние с херувимами, Казанская икона Божией Матери, украшенная помимо позолоченной рамы жемчугом весом ок. 10 золотников.

26 июня, в день празднования святыни К. м.- Тихвинской иконы Божией Матери, в городе устраивали ярмарку. «На мосту скромно стояли две монашки около большой иконы, вероятно, копии с главной, и люди, крестясь, бросали им грошики на тарелку»,- вспоминал митр. Вениамин (Федченков). С 1826 г. в этот день из кирсановского Успенского собора в К. м. совершался крестный ход (Вениамин, митр. На рубеже двух эпох. М., 1994. С. 85; Поселянин Е. Богоматерь: Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М., 2002. Кн. 1. С. 651). В архиве К. м. хранилось рукописное «Сказание о явлении чудотворныя Пресвятыя Богородицы иконы, нарицаемыя Тихвинския, что при Тихвино-Богородицком женском монастыре в г. Кирсанове, Тамбовской епархии и чудесах от нея», в к-ром к нач. XX в. было отмечено 15 случаев явления «чудес» от образа.

В К. м. хранились: Евангелие «на александрийской бумаге», обложенное малиновым бархатом, «верхняя доска серебряная под золотом с обыкновенными изображениями под чернь» (1815); Евангелие «на александрийской бумаге, в малиновом бархатном переплете, обложенном по обеим сторонам крышек серебром под золотом с рельефными изображениями на верхней доске Спасителя, сидящего на престоле с сиянием вокруг, на верху Господь Саваоф, внизу два ангела на коленях и по углам четыре Евангелиста» (1825); позолоченный крест (вес 21 фунт), плащаница «превосходной работы, лики написаны на полотне, наложенном на бархате; кругом вышита золотом со словами, также вышитыми золотом и жемчугом», 14 священнических облачений, расшитых золотом сестрами обители, серебряные сосуды XIX в. В б-ке, устроенной в Тихвинском храме, хранилось 167 книг.

Материальное положение

К. м. владел земельными участками в Кирсановском у.: 150 дес. пахотной земли при с. Перевоз (отведено казной в 1853); 100 дес. пахотной земли на территории дач с. Архангельского (пожертвование М. П. Колычевой в 1847); 100 дес. пахотной земли при дер. Беклемишевке (пожертвование жены коллежского советника М. Н. Дубровской (урожд. Сипягиной) в 1872). Большая часть этой земли сдавалась в аренду крестьянам. В 1865 г. сестры получили пожертвование от вдовы К. Д. Выропаевой (Воропаевой?) участок земли 650 дес. 1200 кв. саж. при с. Кипец, который обрабатывали сами. В дек. 1895 г. нижегородская купчиха А. П. Котельникова пожертвовала 48 дес. 1200 кв. саж. даче с. Козмодемьянского (Рамза) Кирсановского у.

К 1917 г. земельные владения К. м. насчитывали 1049 дес. Кроме пахотной земли обители принадлежали 21 дес. мелкого дровяного леса и 109 дес. сенокосов по р. Вороне. Выращиваемого на монастырской земле хлеба хватало на всех насельниц. Столкнулись с трудностями только в неурожайном 1891 г., когда пришлось купить 7 вагонов зерна. На следующий год положение улучшилось. К. м. посетил еп. Тамбовский Иероним (Экземплярский). Осмотрев обитель и ее местоположение, он заметил, что за водой сестрам приходится выходить за ограду к р. Пурсовке. Преосвященный рекомендовал настоятельнице провести канал по монастырскому огороду и сделать пруд. На первоначальное устройство канала епископ пожертвовал из своих средств 50 р. В 1893 г. канал и пруд были устроены. В 1904-1905 гг. в связи с волнениями крестьян возникла новая сложность: «Крестьяне непрестанно грозили уничтожить хутор (в с. Кипец), увозили хлеб, уводили скот и поджигали постройки» (Тамбовские ЕВ. 1907. № 51. С. 2374-2380; 1910. № 31. С. 1094-1098).

К. м. получал пособие из казны - 300 р. Капиталы обители содержались в казначейских билетах на сумму 70 857 р. 85 к., в т. ч. 17 833 р. принадлежали причту, к-рый получал с них проценты (Андреевский. 1911. С. 874). По материальной обеспеченности к 1917 г. К. м. занимал 2-е место среди 12 жен. обителей Тамбовской епархии.

1917-2014 гг.

Келейный корпус Кирсановского мон-ря. Фотография. 2006 г.Келейный корпус Кирсановского мон-ря. Фотография. 2006 г. В янв. 1918 г. был издан декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», в февр. того же года при Кирсановском уездном Исполнительном комитете с целью «проведения декрета в жизнь» начал работу специальный подотдел. Волостным исполнительным комитетам были разосланы циркуляры о составлении описей церковного имущества и о заключении договоров с общинами верующих на аренду храмов. Вскоре были изъяты все капиталы из 4 городских церквей и мон-рей.

В апр. 1918 г. 15 сестер, обвиненные в скупке краденого, были арестованы. Суть дела состояла в том, что ранее кирсановским купцам С. Л. Белынскому и И. Л. Фёдорову земство выдало ордера на покупку мануфактуры, часть к-рой и приобрели насельницы. После 1918 г. мануфактура стала «достоянием народа», а сестры и купцы обвинялись в расхищении «государственного имущества». Одновременно больничный корпус, где располагался госпиталь для солдат, раненных на фронтах первой мировой войны, перешел в распоряжение властей. В авг. 1918 г. главному врачу госпиталя отдали монастырский флигель, в игуменском корпусе устроили общежитие училища, 2 сестринских корпуса заняли 1-й Козловский и 2-й Кирсановский эскадроны. 27 дек. 1918 г. монастырская община, преобразованная в коммуну, обратилась в муниципальный отдел с просьбой выделить 3 пуда масла. Сестрам вместо масла выдали 5 пудов сельди. В янв. 1919 г., отпуская муку на 530 чел., отдел потребовал изгнать из обители всех «лишних».

Тихвинская ц. Кирсановского мон-ря. 1857 г. Фотография. 2006 г.Тихвинская ц. Кирсановского мон-ря. 1857 г. Фотография. 2006 г.

Вероятно, в нач. 30-х гг. XX в. (1932 г.?) община и приходская Тихвинская ц. были закрыты. Некоторые насельницы в это время проживали в городе, иногда группами по 3-5 чел. Так, после 1918 г. в Кирсанове жил мон. Филарет (Попов Филипп Феофанович) с сестрой мон. Ираидой (Поповой) и теткой Анастасией, общавшиеся с тихвинскими монахинями. Среди репрессированных сестер обители - прмц. Маргарита (Закачурина), арестованная 22 марта 1937 г. и обвиненная в «контрреволюционной деятельности», а также в том, что она - «участница к/р группы монашества и церковников». Прмц. Феврония (Ишина), талантливая иконописица, впервые была арестована 25 февр. 1934 г. и обвинена в «принадлежности к к/р церковно-монархической группе, состоящей из реакционного духовенства и монашества». 21 марта 1934 г. Тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ по Центрально-Чернозёмной обл. она была приговорена к 3 годам исправительно-трудовых работ условно. 22 марта 1937 г. вновь арестована, обвинена в том, что «является активной участницей к/р группы монашества и церковников» и в том же году расстреляна; канонизирована на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ 13-16 авг. 2000 г.

Мон. Евдокия Антоновна Афиногенова (1895-1938?) после 1918 г. проживала в Москве, работала прислугой. Особым совещанием при Коллегии ОГПУ 14 апр. 1931 г. арестована и 30 апр. осуждена по ст. 58-10 УК РСФСР на 3 года ИТЛ по «Следственному делу Алексинского Ф. Н.» за «активную а/с деятельность, выражающуюся в организации нелегальных сестричеств и братств, оказании помощи ссыльному духовенству». В апр.-мае 1931 г. находилась в Бутырской тюрьме г. Москве, затем - в Вишлаге ОГПУ Усолья; 11 окт. 1991 г. прокуратурой СССР реабилитирована. Мон. Евдокия Даниловна Буровлева (1858 - 16 февр. 1938) в 30-х гг. XX в. проживала в с. Сосновка (ныне Бековского рна Пензенской обл.), 13 февр. 1938 г. Тройкой при УНКВД СССР по Саратовской обл. приговорена по «Архивному уголовному делу 11068» к расстрелу, по ст. 58-10 УК РСФСР; 30 мая 1989 г. пензенским областным судом реабилитирована.

В 1936 г. в зданиях бывш. обители был организован техникум механизации. В начале Великой Отечественной войны была частично разрушена и вскоре разобрана колокольня Тихвинской ц. В Тихвинской ц. устроили сначала торфяной склад, затем гаражи, позже - мастерские и гаражи с сельскохозяйственной техникой аграрного техникума. По свидетельству очевидцев, в нач. 50-х гг. XX в. на апсиде монастырского храма появилось изображение Покрова Пресв. Богородицы. Местонахождение чудотворной Тихвинской иконы неизвестно.

В сер.- 2-й пол. 40-х гг. XX в. в Кирсанове служили священники Алексий Швыряев, Тимофей Скопинцев, Георгий Шашурин, а также Алексий Ветринский, совершавший богослужения по домам и духовно окормлявший сестер бывш. мон-ря. В 1988 г. к юбилею 1000-летия Крещения Руси по ходатайству еп. Тамбовского и Мичуринского Евгения (Ждана) в Собор Тамбовских святых была включена основательница К. м. прп. Марфа (Апарина), прославленная как местночтимая подвижница Тамбовского края. В 2002 г. над местом ее захоронения на Воздвиженском кладбище Тамбова была устроена часовня. Мощи преподобной, обретенные по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, пребывают в храме в честь иконы «Всех скорбящих Радость» тамбовского в честь Вознесения Господня жен. мон-ря.

К нач. XXI в. от построек К. м. сохранились лишь Тихвинская ц., трапезный и 2 келейных корпуса. 24 апр. 2009 г. состоялась церемония передачи храма Тамбовской епархии. 14 авг., в праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня, еп. Тамбовский и Мичуринский Феодосий (Васнев) совершил его малое освящение и отслужил первую Божественную литургию. Архиерей передал церкви и «в благословение обители, градоначальникам, городу и горожанам» икону прп. Марфы с частицей ее мощей. 9 июля 2011 г. в Тихвинском храме еп. Тамбовский Феодосий совершил литургию с молебном перед подаренными приходу Тихвинской иконой и образом прп. Марфы. К июню 2012 г. закончились работы по восстановлению Скорбященского придела Тихвинского храма, к 2014 г. возведен центральный и установлены 4 малых барабана. 9 июля 2013 г. богослужение в Тихвинском храме совершили 2 архипастыря - Тамбовский и Рассказовский митр. Феодосий и Уваровский и Кирсановский еп. Игнатий (Румянцев) в сослужении священников Кирсановского благочиния Алексия Проворова и Антония Лукошина, духовенства Тихвинского и Космодамиановского храмов Кирсанова.

Приход Тихвинской ц. входит в состав Уваровской и Кирсановской епархии Тамбовской митрополии, настоятель - свящ. Алексий Проворов.

Арх.: ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1302. Л. 538; Д. 1967. Л. 32, 36; Арх. УФСБ по Тамбовской обл. Д. Р-10510; Архив УФСБ по Ивановской обл. Д. 4057-П.
Лит.: Хитров Г. В., прот. Историко-стат. описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861. Вып. 1. С. 61, 204, 235, 268, 335; Сладкопевцев И., свящ. Сказание о жизни и кончине Марфы Петровны Апариной, первоначальницы жен. мон-ря в г. Кирсанове // Странник. 1861. Дек. С. 199-209; он же. Тихвино-Богородицкий общежительный жен. мон-рь в г. Кирсанове. Тамбов, 1862; Справочная книжка по Тамбовской епархии за 1876 г. Тамбов, 1876; Архангельский В., свящ. Тихвино-Богородицкий общежительный жен. мон-рь в г. Кирсанове: Ист. очерк. Тамбов, 1907; он же. Настоятельница Тихвино-Богородицкого Кирсановского жен. мон-ря игум. Антония: (Некр.) // Тамбовские ЕВ. 1910. № 31. С. 1094-1098; Денисов. 1908. С. 812; Андриевский А. Е. Историко-стат. описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911; Левин О. Ю. Религ. жизнь Кирсановского у., 1800-1917 гг. Тамбов, 1998. Маш.; Т. Пахомова, настоятельница жен. мон-ря в г. Кирсанове // ЖПодв. 1999. Янв. С. 154-164; Жизнеописание прп. Марфы Тамбовской. Тамбов, 2007; Обретение св. мощей прп. Марфы Тамбовской // ЖМП. 2007. № 3. С. 61-65; Позднякова И. Обитель прп. Марфы Тамбовской: Кирсановский ТихвиноБогородицкий мон-рь // Тамбовские ЕВ. 2011. № 3. С. 28-30; Левин О. Ю., Просветов Р. Ю. Кирсанов православный. Тамбов, 2012.
Д. Б. Кочетов
Рубрики
Ключевые слова
См.также