КУРСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Том XXXIX, С. 465-470
опубликовано: 3 марта 2020г.

КУРСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Содержание

Курский в честь Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение» мон-рь. Фотография. Кон. XIX в.Курский в честь Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение» мон-рь. Фотография. Кон. XIX в. (Курской и Рыльской епархии Курской митрополии), находится в г. Курске. Основан в 1613 г. на горе, при впадении в р. Тускарь ручья Кур. В писцовых книгах 1651 г. указано, что К. м. стоял в крепостном остроге (Ларионов. 1786. С. 19).

1613-1918 гг.

Устроение К. м. связывают с обороной крепости г. Курска в 1612 г. под предводительством стольника Ю. И. Татищева от польско-литов. интервентов под командованием гетмана С. Жолкевского. По преданию, жители города дали обет, если «Милосердный Бог и Пречистая Богородица врагам - литовским людям не предадут», построить мон-рь «в малом острожку возле города», посвященный Курской-Коренной иконе Божией Матери «Знамение», в 1604 г. увезенной Лжедмитрием I в Москву в царские чертоги (ГАКО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 1. Л. 12). «И как... отступили оные литовские люди от... крепости, не взяв ее, граждане курские, выполняя обещание свое... начали монастырь строить» в остроге (Амвросий (Гиновский). 1792. С. 14; Головашенко. 1854. С. 32).

В 1613 г. новоизбранный царь Михаил Феодорович Романов особой грамотой разрешил «монастырь огородить и двор устроить». К 1615 г. в К. м. были построены «клецки» деревянная ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в форме 5-угольного сруба, а также келья строителя Варлаама и 14 братских келий. Первыми монахами стали насельники разоренной курской Коренной в честь Рождества Пресв. Богородицы пустыни во главе с игум. Иосифом. Новая обитель была посвящена Рождеству Богородицы. В 1615 г. из Курска в Москву была отправлена делегация во главе с соборным диак. Поликарпом, ходатайствовавшая перед царем о возвращении образа. Вскоре икону торжественно перенесли в Курск и поставили в Воскресенской ц. В 1618 г. повелением царя Михаила Феодоровича (ГАКО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 1. Л. 12) Коренной образ перенесли в монастырскую Богородице-Рождественскую ц. и поставили «на уготованном месте». По преданию, в том же году состоялся 1-й крестный ход в Коренную пуст., впосл. ставший традиционным. В 1619 г. приписными к К. м. состояли Божедомский мон-рь, курский во имя Св. Троицы монастырь, Коренная и Липиновская пустыни (РГАДА. Ф. 281. Оп. 1. Д. 6195. Л. 4). К. м., ставший главной обителью Курского края, назывался «Большим монастырем Пресвятой Богородицы Курской», в 1621 г. в нем проживали игум. Аркадий и 33 старца в 14 кельях, в 1631 г.- ок. 40 насельников (Истомин. 1857. С. 11).

Грамотой от 22 июня 1619 г. К. м. освобождался от гос. податей, а в 1629 г. получил тарханную грамоту: «Кто через сию нашу государеву жалованную тарханную грамоту строителя с братиею и их монастырских слуг и крестьян и рыбных ловцов и мельников чем изобидит,- и тому от нас великого государя и царя и великого князя Михаила Федоровича всея России, быть в опале» (Памятная книжка. 1892. С. 59).

В 1626 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Филарета (Романова) началось строительство дубовой шатровой Рождество-Богородицкой ц. «о двадцати стенах» (ГАКО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 1. Л. 15). К 1630 г. в обители была поставлена и ц. во имя прп. Михаила Малеина с приделом преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В 1631 г., при строителе Варлааме, К. м. сгорел в пожаре, возникшем от удара молнии, был отстроен, а в янв. 1634 г. вместе с городом разграблен польск. войсками под командованием кн. Иеремии Михаила Корибута-Вишневецкого, приписные слободки Троицкого и Божедомского мон-рей сожжены. В 1643 г. мон-рь был разорен крымскими татарами, в «вотчинах его крестьянские жилища разорили без остатка, на гумнах в скирдах и на полях хлеб и сено пожгли и потравили». К 1645 г. в возрожденной обители имелись шатровая Богородице-Рождественская ц. с приделами, колокольня, настоятельская и 12 братских келий, трапезная, хлебная изба, поваренная, больница. По писцовой книге 1645 г. К. м. владел 3 деревнями и 2 слободами в Курском у. (2405 четв. земли в поле).

3 июня 1649 г. в ответ на челобитную горожан Г. И. Малышева и С. Калугина по указу царя Алексея Михайловича (ГАКО. Ф. 186. Оп. 1. Д. 10. Л. 173) в К. м. был заложен и в нач. 80 г. XVII в. на средства, выделенные из царской казны, построен кирпичный собор в честь иконы Божией Матери «Знамение»; монастырь стал называться Знаменским. Во время строительства куряне ломали кирпич и дикий камень из стен старинной постройки, на к-рую указал игум. Никодим, обнаруживший в 15 верстах от Курска, «на старом городище, близ реки Рати, в земляном валу от древности вшедшие в землю, неведомо чьи палаты». Храм (58 м в длину, 11,5 - в ширину) возводили под рук. воеводы Лодыженского строитель Московского приказа каменных дел Семен Белый, каменных дел мастер Оська Микитин, артель из Углича и приказчик Сергей Калугин (Сперанский. 1930. С. 135). Точная дата освящения храма не установлена, известно лишь, что при поставлении в настоятели архим. Александра в 1683 г. строительные работы были уже закончены.

Одновременно на пожертвования курского воеводы кн. Г. Г. Ромодановского были построены домовая ц. в честь Богоявления при настоятельских покоях (освящена в 1688 митр. Белгородским и Обоянским Авраамием († 1702)), ц. во имя апостолов Петра и Павла на св. воротах, братские кельи, каменная ограда с башнями, хозяйственные службы. Государи Иоанн и Петр Алексеевичи «по чувству благоговейного уважения» подарили обители медный колокол весом 50 пудов 4 фунта. Согласно монастырской описи 1733 г., на одной из башен ограды имелись «железные часы с девятью колоколами, один из которых часовой, 1693 года (23 пуда 36 фунтов), при колоколах молотки железные». В той же описи отмечены хранившиеся в монастыре книги: «Библия в лицах польской печати, «Труба» киевской печати, книга Петра Могилы киевской печати». При настоятеле (1752-1770) архим. Гедеоне (Антопском (Антонском)) во всех храмах были «обновлены» иконостасы, а Знаменская ц. стала 5-главой. К 1785 г. в К. м. находились 3 каменные церкви, настоятельские покои, братские кельи, ограда с башнями, «из коих на одной имеются часы», ледник с палаткой, конюшня, сараи, житница, пивоварня, пекарня, кузница (Памятная книжка. 1892. С. 63; Ларионов. 1786. С. 39).

Собор в честь Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение». 1815–1826 гг. Фотография. Нач. ХХ в.Собор в честь Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение». 1815–1826 гг. Фотография. Нач. ХХ в.

По грамоте царя Алексея Михайловича в дар К. м. было отведено урочище Дикое поле с крестьянами, к-рые обязывались «пашню на монастырь пахать и доход всякий платить» (Танков. 1913. С. 390). В 1678 г. за К. м. числилось 169 крестьянских дворов.

27 нояб. 1681 г. по соборному постановлению об учреждении новых епархий К. м. был приписан к Курскому архиерейскому дому (СГГД. Т. 4. № 128; АИ. Т. 5. № 75). В 1705 г. К. м. владел приписными селами Смородинное, Поныры, Долгое, деревнями Служня, Тазова, Жерновец, Ясенок, Ст. Слободка, Виногробль, хутором Гремячим, в к-рых проживали 4836 крестьян. В 1722 г. мон-рь приобрел дачу (впосл. Знаменская дача) в 4 верстах от г. Курска на верховьях ручья Кура. Согласно указу имп. Екатерины I от 28 июля 1725 г., Коренной мон-рь к «Знаменскому монастырю не приписан, а исчисляется за един монастырь под ведением Знаменского монастыря архимандрии», поскольку Коренной мон-рь «построен прежде Знаменского», на месте обретения чудотворного образа (ГАКО. Ф. 186. Оп. 1. Д. 5. Л. 36; Д. 10. Л. 82, 87). По описи 1733 г. за К. м. числилась и Липиновская Троицкая пуст. с 4 пасеками в 173 улья и с 7 мельницами. В К. м. развивались промыслы, имелись иконописная, столярная, кузнечная и др. мастерские, изготовлялись экипажи для архиереев, к сер. XVIII в. налаживалось производство высококачественной кожи (юфти).

В 1764 г. К. м. стал второклассным с положенным количеством братии (архимандрит, казначей, 6 иеромонахов, 2 пономаря, просвирник, ключник, чашник, писец и 16 служителей). На жалованье этим лицам, на ремонт мон-ря, на платеж подушных денег за служителей, на конюшенные припасы и проч. потребности было определено 1341 р. 90 к. ассигнациями с предоставлением обители права дополнительно употреблять на свое содержание доходы, выручаемые от продажи свечей. В 1797 г. этот оклад был увеличен на 1030 р. ассигнациями. С 1764 г. Коренная пуст. получила статус самостоятельной обители.

После утверждения в 1782 г. регулярного плана застройки г. Курска был снесен Курский крепостной вал. Архитектурный облик К. м. в XVII-XVIII вв. известен по плану и описанию 1785 г. (РГИА. Ф. 1399. Оп. 1. Ед. хр. 450; Раздорский. 1998). Косоугольная территория неправильной формы была обнесена каменной стеной с 6-гранными башнями. В центре, ближе к вост. стене, находился Знаменский собор. Это был 2-этажный храм «кораблем» с 3-частным алтарем, компактным четвериком и небольшой трапезной. Собор соединялся переходом на аркадах с настоятельскими покоями и ц. Богоявления, расположенными к югу. К северу от собора был продолговатый корпус братских келий с покоями строителя, соединенный со св. воротами и с ц. апостолов Петра и Павла.

На плане 1785 г. показан проект перестройки обители. Территорию должны были расширить к юго-западу, придав ей очертания, близкие к квадрату. Предполагалось частично заменить старые стены, а на углах новых выстроить круглые башни. План был реализован не полностью: в К. м. перестроили ограду и 2 угловые башни, упразднили ветхие здания, в т. ч. Богоявленскую и Петропавловскую церкви.

В кон. XVIII в. Знаменский собор был перестроен в переходных формах от барокко к классицизму. Его облик зафиксирован на чертеже 1815 г. (Холодова. 2003. С. 21). К четверику с полукруглой апсидой и 4-пилястровыми фронтонными портиками на торцах с запада примыкали короткая трапезная и 3-ярусная колокольня. Четверик завершался глухим восьмериком с 8-лотковым куполом, прорезанным люкарнами.

В кон. 1814 г. архиеп. Курский и Белгородский Феоктист (Мочульский) доносил в Синод, что 27 нояб. того же года в Знаменском соборе во время служения молебна в присутствии губернатора и др. «губернских чиновников» «с правой стороны с заднего купола упала часть штукатурки». В результате обследования собора, к-рое провели архиеп. Феоктист и губ. архит. П. К. Шмит, обнаружены трещины на своде трапезной, на стенах, а также на юж. стороне храма под простенком между 2 окнами, что объяснили осадкой фундамента. Архим. Иоакинф инициировал возведение нового собора, к-рый был заложен в 1815 г. в память о победе в Отечественной войне 1812 г. Руководил строительством архим. Палладий (Белевцев), бывш. артиллерийский офицер. 13 янв. 1826 г. собор был освящен. К кон. XIX в. в нем имелись приделы: святых Александра Невского и Митрофана Воронежского (южный); свт. Тихона Задонского и прп. Серафима Саровского (северный); прп. Сергия Радонежского (в трапезной); Сретения Господня; свт. Николая Чудотворца (на юж. хорах, над трапезной).

В янв. 1826 г. в соборе был поставлен гроб с телом скончавшегося в Таганроге имп. Александра I Павловича, отслужена панихида.

Храм в честь Воскресения Христова курского Знаменского мон-ря. 1875–1876 гг. Фотография. Нач. ХХ в.Храм в честь Воскресения Христова курского Знаменского мон-ря. 1875–1876 гг. Фотография. Нач. ХХ в.

Изначально это был центричный кубический 5-главый собор с монументальным тамбурным куполом (пролет 18 м, общая высота ок. 45 м, первоначальный полусферический купол заменен яйцевидным в советское время), 4 малыми куполами и полукруглой апсидой. Все купола выкрашены алюминиевой краской. С 3 сторон были 6-колонные коринфские портики под треугольными фронтонами. В 1826 г. с запада пристроили длинную трапезную с 2 парными колокольнями по образцу Троицкого собора Александро-Невской лавры в С.-Петербурге, придавшую зданию продольные очертания (в советское время колокольни были утрачены, в кон. XX в. воссоздана одна: она поставлена не на прежнем месте, а примыкает к сев. фасаду трапезной). Пристройка трапезной изменила образ собора. В результате он стал напоминать Андреевский собор в Кронштадте (1805-1817; не сохр., архит. А. Д. Захаров). В 1853-1854 гг. архит. Н. И. Козловский застроил боковые колонные портики собора (в советское время портики восстановили в первозданном виде).

Интерьер был украшен коринфскими полуколоннами, лепниной и живописью на религ. сюжеты (худож. Рукавицын). Низкий иконостас в ордерных формах был отлит в Петербурге из чугуна и позолочен.

В сер. XIX в. на обоих башнях Знаменского собора были установлены колокола общим весом 32 т. Особенно выделялся большой колокол, пожертвованный в 1866 г. белгородским купцом Н. И. Чумичевым.

Указом Синода от 8 июля 1833 г. был осуществлен перевод архиерейского дома и духовной консистории из уездного Белгорода в губ. Курск, в помещения мон-ря, который стал третьеклассным. Курский историк Н. П. Сенаторский отмечал: «Наличные здания Знаменского монастыря по своей ветхости и своеобразному расположению не могли с должным удобством приютить в своих стенах даже одного архиерея с певческой капеллою и прислугою... Обстоятельно ознакомившись с печальным состоянием монастырских зданий, преосвященный Илиодор признал необходимым на месте прежнего настоятельского дома, разобрав его, устроить каменный дом, годный для пребывания архиерейского с необходимыми помещениями для певчих, братии и прислуги». В итоге резиденция архиепископа разместилась в каменном 2-этажном корпусе, расположенном рядом с собором. На верхнем этаже находились покои архиепископа, а нижний занимали монастырский наместник, архиерейский секретарь и служащие канцелярии преосвященного. В 1851-1853 гг. к корпусу была пристроена Крестовая ц. во имя Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста). От вост. портика архиерейского корпуса к Знаменскому храму вела крытая галерея с проездом под ней, сообщавшая покои архиерея с собором.

12 дек. 1854 г. по ходатайству архиеп. Курского и Белгородского Илиодора (Чистякова) К. м. стал первоклассным необщежительным с архиерейским управлением. В 1857 г. в обители проживали наместник, 7 иеромонахов, 7 монахов, 12 послушников (в т. ч. 2 пономаря, 2 архиерейских келейника) и 44 чел. на испытании.

К нач. XX в. в К. м. находились также храм в честь Воскресения Христова с приделами прп. Феодосия Печерского и св. Иосифа Песнопевца (1875-1876), каменные 2-этажный корпус (1847), одноэтажный флигель с больницей, трапезой, кухней и пекарней (1845), здание архиерейской кухни, флигель для проживания архиерейских певчих, сарай для экипажей, кузница, деревянные братская баня, амбар. К 1860 г. обитель окружала каменная ограда с 2 воротами и 2 башнями. За оградой имелись каменный конный двор с каретным сараем, конюшней и 2 флигелями. Мон-рь владел Знаменской дачей на ручье Кур (60 дес. 2550 кв. саж.) с 2-этажным каменным корпусом, в к-ром освящена ц. во имя ап. Иоанна Богослова, с 2 кухнями, баней, каретным сараем, рощей, фруктовым садом, приносящим ежегодный доход в 600 р. серебром, с «усадебным местом» за р. Тускарь в Стрелецкой слободе, с загородным 2-этажным деревянным архиерейским домом в Белгороде. В 1908 г. К. м. располагал 404 дес. земли. В нем проживали 40 монахов, 9 указных послушников и 20 находящихся на испытании. При К. м. имелся приют для мальчиков-сирот епархиального духовенства, названный Александровским в память имп. Александра II Николаевича.

Главная святыня К. м., Курская-Коренная икона в вызолоченном деревянном киоте, находилась в чугунной вызолоченной сени с 4 колоннами в Знаменском соборе, слева от клироса. В ночь на 8 марта 1898 г. некий А. Г. Уфимцев устроил взрыв в монастырском соборе, но икона не пострадала. Это событие легло в основу сюжета пьесы «Савва» (1906) Л. Н. Андреева, в которой под именем революционера Саввы выведен Уфимцев. В соборе хранилась и икона «Знамение», к-рой в 1855 г. архиеп. Илиодор (Чистяков) благословлял курское ополчение во время Крымской войны 1853-1856 гг.

С чудотворной Коренной иконой совершались крестные ходы в Коренную пуст. Но время пребывания святыни в пустыни менялось: сначала - одна неделя, с 1765 г. по просьбе игум. Коренной обители Исаии этот срок был продлен до 2 недель. В 1767 г. указом Свящ. Синода носить икону в Коренную пуст. запретили. В 1806 г. Высочайшим повелением было определено, чтобы икона находилась в Коренной пуст. с пятницы 9-й седмицы по Пасхе до 12 сент. В эти дни святыню переносили из Курска в Коренную пуст. и обратно торжественным крестным ходом, который, по воспоминаниям, растягивался на весь путь от К. м. до Коренной пуст.- 27 верст.

Среди др. святынь и древностей к нач. XX в. в К. м. хранились: икона арх. Михаила, пожалованная войскам вел. кн. Михаилом Павловичем и переданная воинами в мон-рь; золотая риза для Курской-Коренной иконы, «устроенная» в 1598 г. и пожалованная царем Феодором Иоанновичем; др. риза для иконы, выполненная в мастерской с.-петербургского ювелира Барбе (стоимость 28 127 р.); серебряное паникадило (более 4 пудов) с привесами, пожертвованное в 1700 г. А. И. Хлюстиным, и др. На монастырском дворе стоял медный литой колокол 1689 г.- дар царей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софии. Колокол был снят с колокольни в 1860 г. вслед. трещины, поставлен в сев.-вост. стороне ограды мон-ря на пьедестале.

14 июня 1787 г. К. м. посетила имп. Екатерина II Алексеевна, пожертвовавшая архим. Амвросию с братией 1 тыс. р. Один из жителей Стрелецкой слободы поднес императрице выведенные им самим яблоки. Назвав слобожанина «добрым крестьянином», государыня пожаловала ему 100 р. С тех пор этот сорт яблок был известен под названием «добрый крестьянин» и широко распространен на территории Курского края. В 1859 г. К. м. посетил имп. Александр II. 20 апр. 1893 г. в обители молился св. прав. Иоанн Кронштадтский (Сергиев), которому еп. Курский и Белгородский Иустин (Охотин) подарил икону «с изображением драгоценнейшей святыни Курской Знамения Божией Матери». На следующий день, в праздник Преполовения Пятидесятницы, по окончании литургии Кронштадтский пастырь совершил крестный ход для освящения воды на р. Тускарь, в котором участвовал губернатор гр. А. Д. Милютин (Посещение г. Курска о. Иоанном Сергиевым (Кронштадтским) // Курские ЕВ. 1893. № 16. Ч. неофиц. С. 332). 1 сент. 1902 г. К. м. посетил имп. св. Николай II Александрович с семьей, молился у Курского-Коренного образа, получил в дар от Курского еп. Лаврентия (Некрасова) 2 копии этой иконы. К 1913 г., когда отмечалось 300-летие основания обители, на добровольные пожертвования были отремонтированы Знаменский собор (в т. ч. купол алтаря заменен железобетонным) и др. постройки.

В К. м. настоятельствовали строители и игумены, с 1674 г.- архимандриты. Архим. Иов (Базилевич; † 1776) 31 окт. 1770 г. был хиротонисан во епископа Переяславского и Бориспольского, архим. Аполлос (Терешкевич; † 1817) 14 окт. 1813 г.- во епископа Слободско-Украинского и Харьковского. В 1735 г. в К. м. был сослан бывш. архиеп. Белгородский и Обоянский Досифей (Богданович-Любимский; † 1736), запрещенный в священнослужении. Среди почитаемых насельников К. м.- иером. Василий (Кишкин), мон. Амфилохий (Лутовинов), буд. глава 17-й Пекинской духовной миссии, подвижники Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пустыни, в т. ч. иером. Иасон (Чумаченко). По преданию, в июне 1764 г., во время крестного хода, при встрече с Курской-Коренной иконой получил исцеление 10-летний П. И. Мошнин (прп. Серафим Саровский). В 1812 г. в К. м. проживали 17 монашествующих и 17 бельцов, а также в 1812-1816 гг.- гофмаршал Высочайшего двора кн. П. В. Мещерский.

Д. Б. Кочетов, А. Н. Я.

1919-2015 гг.

25 авг. 1919 г. Курский городской Совет рабочих и красноармейских депутатов заключил договор с общиной и прихожанами мон-ря, к-рым в «бессрочное, бесплатное пользование» передавались Знаменский собор, Трехсвятительская ц., примыкающая к архиерейскому корпусу, и Воскресенский храм. В 1919 г. власти изъяли из мон-ря пожертвования курян на ризу Коренной иконы, бриллиантовый крест, ордена покойных архиереев, митру Курского архиеп. Тихона (Василевского).

В сент. 1919 г. Курск заняли части Добровольческой Армии ген. А. П. Кутепова. По сообщению газ. «Курские вести» от 3 окт. 1919 г., 1 окт. в Знаменском соборе К. м. еп. Феофан (Гаврилов) отслужил литургию, по окончании к-рой «при огромном стечении народа был отслужен благодарственный молебен с многолетием Русскому Христолюбивому воинству и его вождям». Но вскоре Добровольческая Армия оставила Курск. Наместник К. м. архим. Иероним (Чернов) с неск. насельниками, архиеп. Феофаном и архимандритом Коренной пуст. Варнавой покинул монастырь вместе с частями Добровольческой Армии. Они вывезли с собой в Королевство сербов, хорватов и словенцев, а затем в Мюнхен и Курскую-Коренную икону.

К нач. 1920 г., после возвращения советской власти, часть помещений К. м. была занята бойцами 119-го батальона. В окт. 1920 - дек. 1922 г. настоятелем К. м. был еп. Рыльский Никон (Пурлевский), непосредственное управление обителью осуществляли члены правления, избираемые из числа братии. В его состав входил и иером. Иеремия (Куркин; † 1930), впосл. архимандрит мон-ря.

В нояб. 1921 г. при осмотре монастыря инспектором Курского губ. отдела управления Брусенцовым выяснилось, что жилые корпуса заняты 26-м батальоном войск внутренней охраны республики, а доступ насельникам во внутренний двор запрещен. С нояб. 1921 г. игум. Иеремия входил в состав комиссии от монашеской общины, учрежденной для предотвращения расхищения и осквернения закрытой Воскресенской ц. В 1922 г. К. м. насчитывал 36 насельников, проживавших в условиях, когда уже «весь двор мужского монастыря и помещения на нем были заняты 20-й отдельной стрелковой ротой при Губполитуправлении (бывш. 26-й батальон ВВЧК)».

В 1924 г. К. м. был окончательно закрыт, архим. Иеремия уехал в родное с. Дровосечное Малоархангельского у. Орловской губ., где до ареста в 1930 г. служил священником в Покровской ц.

В окт. 1926 г. Курский губполитпросвет обратился в президиум Курского горсовета с ходатайством «о закреплении и передаче Курскому краеведческому музею всей усадьбы и зданий бывшего мужского монастыря». 2 нояб. 1926 г. президиум Курского горсовета удовлетворил это ходатайство, и 23 нояб. горкоммунотдел составил акт передачи музею монастырской усадьбы (площадью 6176,94 кв. м). Летом 1926 г. в архиерейском доме были устроены выставочные залы для промышленно-экономического отдела краеведческого музея, оборудованы 2 рабочие комнаты и комната б-ки. Неск. монастырских флигелей музей сдавал в аренду различным предприятиям и учреждениям, Воскресенскую ц.- Архивному бюро под архивохранилище.

В 1932 г. Знаменский приход был закрыт, в 1935 г. снесли 4 маленьких купола и обе колокольни, в помещении собора оборудовали кинотеатр, к-рый в 1937 г. назвали «Октябрь». Во время Великой Отечественной войны здание кинотеатра выгорело. В нояб. 1945 г. все постройки К. м. были переданы заводу низковольтной электроаппаратуры, в центральной части собора устроен склад оборудования, в трапезной - штамповочный цех, а в помещении с юж. стороны - цех пластмасс. Др. цех размещался в подвале Воскресенской ц. В 2 башнях монастырской ограды находились склады. В 1956 г. отремонтированный кинотеатр «Октябрь» вновь был открыт. В 1956-1989 гг. в алтарной части Трехсвятительской ц. архиерейского корпуса размещался планетарий.

В авг. 1992 г. К. м. был возрожден, в 1999-2000 гг. отреставрирован Знаменский собор, ставший кафедральным. 23 апр. 2000 г. на восстановленные малые купола подняты золотые маковки и кресты. 16 нояб. 2000 г. митр. Курский и Рыльский Ювеналий (Тарасов) освятил главный престол Знаменского кафедрального собора. На 2-м этаже храма устроена ц. в честь Державной иконы Божией Матери. Осенью 2001 г. с внешней стороны трапезной пристроена сев. колокольня. Восстановлен также Воскресенский храм (1875).

21-22 мая 2007 г. в Знаменском соборе совершал богослужения Первоиерарх РПЦЗ митр. Нью-Йоркский и Восточноамериканский Лавр (Шкурла). 23 сент. 2009 г. в этот собор Патриархом Московским и всея Руси Кириллом для временного поклонения была доставлена чудотворная Курская-Коренная икона. 1 окт. 2009 г. собор посетил Президент РФ Д. А. Медведев.

В Знаменский собор передан точный список Коренной иконы, написанный в 1902 г. иноками обители. Среди др. святынь, находящихся в соборе,- чтимый образ архиеп. Шанхайского и Сан-Францисского свт. Иоанна (Максимовича) с частицей мощей, икона св. Матроны Московской с частицей мощей, подаренная Святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II, икона прп. Серафима Саровского с частицей мощей, напрестольный крест-мощевик с частью Древа Креста Господня, частицами мощей ап. Андрея Первозванного, вмч. Пантелеимона, мч. Каллиника и др. 15 янв. 2013 г. при Знаменском кафедральном соборе был похоронен схимитр. Ювеналий.

5-6 окт. 2011 г. Свящ. Синод утвердил архиеп. Курского и Рыльского Германа в должности настоятеля мон-ря. В сент.-окт. 2013 г. в К. м. состоялись торжества, посвященные 400-летию основания мон-ря, в которых приняли участие архиеп. Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Арндт) и священнослужители РПЦЗ.

Арх.: РГИА. Ф. 1293. Оп. 168. Ед. хр. 5-12; Ф. 1399. Оп. 1. Ед. хр. 450; РГВИА. Ф. 349. Ед. хр. 4559; ГАКО. Ф. 186.
Ист.: Ларионов С. И. Описание Курского наместничества из древних и новых разных о нем известий вкратце. М., 1786; Амвросий (Гиновский), архим. История о городе Курске, о явлении чудотв. Знамения Пресв. Богородицы иконы, сочиненная в 1786 г. из разных рукописей, грамот царских и патриарших, такожде и из рукописного летописца, в курском Знаменском монастыре находящихся. Курск, 1792; СГГД. 1826. Т. 4. № 128; Долгоруков И. М. Славны бубны за горами, или Путешествие мое кое-куда, 1810 г. // ЧОИДР. 1869. Т. 2. Отд. 2. С. 1-170; Иванов П. И. Описание Гос. архива старых дел. М., 1850. С. 344; Акты XVII-XVIII вв., извлеч. А. Н. Зерцаловым / МАМЮ. М., 1897. С. 100.
Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 196-204; Головашенко А. М. Кр. ист. обзор Курской губ. Курск, 1854; Истомин И., свящ. Ист. описание курского Знаменского 1-кл. мон-ря. Курск, 1857; Лебедев А. С. Эпизод из истории борьбы духовной власти в России с народно-религиозными обычаями // ЧОИДР. 1884. Т. 2. Смесь. С. 21-28; он же. Ист. разыскания в южнорус. архивах. М., 1885. Вып. 2. С. 21-28, 40-48; Троицкий Н. И. Памятники Знаменского мон-ря в Курске. Курск, 1884; Памятная кн. Курской губ. за 1892 г. Курск, 1892; Танков А. А. Курский Знаменский собор // Курские ЕВ. 1894. № 8. С. 142-143; он же. Ист. летопись Курского дворянства. М., 1913. Т. 1; Зверинский. Т. 1. № 201; Денисов. С. 346-347; Четыркин Ф. В. Курская святыня: Курско-Коренная икона Богоматери и места пребывания св. иконы - Знаменский мон-рь и Коренная пуст. СПб., 1899; Златоверховников Н. И. Памятники старины и нового времени и др. достопримечательности Курской губ. Курск, 1902. С. 2-7; Танков А. А., Златоверховников Н. И. Путеводитель по г. Курску. Курск, 1902; Булгаков Г. И. Внешний вид Курского Знаменского мон-ря в прошлом по архивным док-там. Курск, 1913. С. 3-4; Сенаторский Н. Курский Знаменский мон-рь // Курские ЕВ. 1913. Ч. неофиц. № 45. С. 888; Сперанский А. Очерки по истории приказа каменных дел Московского гос-ва. М., 1930; Габель В. Ф., Гулин И. Н. Курск. М., 1951; Иоанн (Маслов), схиархим. Глинский патерик. М., 1997. С. 551; Арцыбашева Т. Н. Курский край и монастырская культура. Курск, 1998; она же. Курский Знаменский муж. мон-рь // Русские мон-ри: Юг России. М., 2006. С. 206-221; Раздорский А. И. Курский Знаменский мон-рь по плану 1785 г. // Наследие монастырской культуры. СПб., 1998. Вып. 3. С. 39-46; он же. Церковно-ист. и стат. описание Курской епархии 1850-х гг. // События и люди в док-тах курских архивов. Курск, 2003. Вып. 2. С. 61-74; он же. Архиереи Курского края XVII-XX вв. Курск, 2004; Шпилев А. Г. Знаменский мон-рь. Курск, 2000; он же. Курский Знаменский муж. мон-рь в 1918-1932 гг.: (К вопросу о взаимодействии РПЦ и гос. органов в первые десятилетия Советской власти) // Русский сб. Брянск, 2011. С. 86-92. (Тр. каф. отеч. истории древности и средневековья Брянского гос. ун-та); Поселянин Е. Богоматерь: Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М., 2002. Кн. 2. С. 81; Бугров Ю. А. История Курской епархии. Курск, 2003; Жиров С. С. История мон-рей и монашества Курской епархии во 2-й пол. XIX в.: Канд. дис. Курск, 2003; Холодова Е. В. Зодчие Курского края XVII-XX вв.: Иллюстр. биогр. словарь. Курск, 2003. С. 21, 102, 156-157, 183, 233-234; Кобец О., прот., и др. История Белгородской епархии. Белгород, 2006; Синодик священнослужителей, монашествующей братии и благотворителей / Сост.: В. В. Легостаев. Калуга, 2008. Кн. 1. Ч. 2: Боровский у. С. 289; Новиков Н. М. Знаменский кафедр. собор г. Курска. Курск, 2009; Афанасьев Н. Н. Последний наместник Курского Знаменского мон-ря нач. ХХ в. архим. Иеремия (1920-1924) // Образование и воспитание гражданина в контексте церк.-обществ. сотрудничества: Мат-лы VIII Всерос. науч.-образ. Знаменских чт. Курск, 2012; Афанасьев Н. Н., Волобуева Е. А., Александр (Зимин), иеродиак. Курский Знаменский муж. мон-рь: К 400-летию основания. Курск, 2013.
Д. Б. Кочетов
Рубрики
Ключевые слова
См.также