[греч. ̓Ανυσία] († 286-305), мц. Фессалоникийская (пам. 30 дек.). Пострадала при имп. Максимиане. Сохранились 2 греч. жития А.: 1-е предположительно принадлежит Симеону Метафрасту, 2-е - диакону и референдарию Григорию; похвальное слово А. написано Патриархом К-польским Филофеем Коккином (XIV в.). А. родилась в Фессалонике в христ. семье и воспитывалась в благочестии. После смерти богатых родителей А. продала оставшееся ей в наследство имущество и стала помогать нуждающимся: раздавать деньги нищим и служить узникам в темницах. А. вела затворническую жизнь, пребывая в посте и молитве, на пропитание зарабатывала рукоделием. Во время гонений на христиан на пути в церковь она была убита рим. воином, к-рый хотел насильно увлечь ее на языческое празднование. Была похоронена недалеко от Кассандриотийских ворот, впосл. над местом ее погребения построили церковь.
Память А. содержится 30 дек. в большинстве греч. календарей, указывается в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 233-234), Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 355-357), Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. (Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 367, 379) и Феодора Продрома нач. XII в. (Teodoro Prodromo. Calendario. P. 108) и др.
Наиболее ранним свидетельством почитания А. на Руси является упоминание ее памяти в месяцеслове Остромирова Евангелия 1056-1057 гг. (Л. 256). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А., включенный в рус. нестишной Пролог (древнейший список - РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в. (Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 184)). В 1-й пол. XIV в. житие А. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещены краткие жития из Стишного и нестишного Прологов (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 273-274 (1-я паг.)).
Память А. (без службы) зафиксирована в Типиконе Великой ц. X в. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 168). Различные редакции уставов, как студийских - Студийско-Алексиевского Типикона 1034 г. (ГИМ. Син. 330. Л. 120 об.- 121), Евергетидского Типикона 1-й пол. XII в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 367-368), так и иерусалимских - Типикона, используемого ныне в РПЦ (Т. 1. С. 370), первопечатного рус. Типикона, указывают 30 дек. совершение службы 2 святых без знака (см. Знаки праздников месяцеслова) в соединении с попразднством Рождества Христова. Студийско-Алексиевский Типикон предписывает совершать службу ап. Тимона и А., остальные уставы - службу А. и прп. Мелании, пение последования к-рой перенесено с 31 дек. (из-за отдания праздника Рождества Христова). Последование А. в совр. слав. и греч. печатных Минеях, состоящее из 3 стихир на Господи воззвах 4-го гласа, канона 4-го гласа Феофана с седальном и кондаком, известно уже по рукописным Минеям студийской традиции (ГИМ. Син. 162. Л. 277-288 - Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 41-42). В греч. рукописях (напр., Marc. gr. II 166. Fol. 226v - 227, XIII-XIV вв.- Ταμεῖον. Ν. 395. Σ. 138) сохранился анонимный канон А. 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа.