(† после 1481), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), соловецкий отшельник. Г. упоминается в Житии преподобных Зосимы и Савватия Соловецких как ученик прп. Зосимы, подвизавшийся в пу́стыни на Соловецких о-вах и удостоившийся двукратного явления ему прп. Зосимы в Соловецком в честь Преображения Господня муж. мон-ре, куда отшельник приходил на богослужение. Однажды в трапезной после заутрени, когда монахи разошлись по кельям, Г. увидел, как прп. Зосима вышел из гробницы прп. Савватия и вошел в свою, сказав Г.: «Подвизаися, да приимеши против трудов своих». В Великий четверг Г., стоя у дверей монастырской трапезной, видел, как прп. Зосима вошел в храм и стоял у царских врат, пока братия причащалась Св. Таин; святой подозвал Г.: «Иди и ты причастися» (Минеева. Т. 2. С. 49). Г. объяснял свои видения как свидетельства истинности обещания прп. Зосимы всегда пребывать с братией мон-ря.
Явления прп. Зосимы Г. произошли не ранее 1480-1481 гг., когда была сооружена гробница прп. Зосимы. С. В. Минеева относит рассказы о данных чудесах прп. Зосимы к тем, к-рые были добавлены к Житию преподобных Зосимы и Савватия, составленному в 1503 г. Спиридоном (впосл. митр. Киевский), игум. Досифеем в 1504-1514 гг.
Г. упоминается в «Описании о российских святых» (Барсуков. Источники агиографии. С. VI). Канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, установленный ок. 1831 г. (празднование Собору подтверждено в 1981), и в Собор Соловецких святых, празднование к-рому было установлено в 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II.
Г. представлена на нек-рых миниатюрах лицевых рукописей Повести о преподобных Зосиме и Савватии Соловецких и в составе клейм их житийных икон. Так, в иллюстрациях Жития кон. XVI - нач. XVII в. из б-ки И. А. Вахромеева (ГИМ. Вахром. № 71. Л. 80 об., 81 об.), сопровождающих рассказ о 2 явлениях прп. Зосимы его ученику, Г. изображен старцем в монашеской мантии и клобуке, с длинной волнистой бородой, слегка раздвоенной: на 1-й миниатюре в соответствии с повествованием - 4 раза (молящимся перед иконой, беседующим с прп. Зосимой, в молении перед его ракой, с группой монахов, к-рым рассказывает о видении); на 2-й - с непокрытой головой, стоящим последним, «по стране дверей церковных», во время причащения братии. Соловецкий список 1623 г. (РНБ. Солов. 556/175), предположительно выполненный с вахромеевской рукописи, в основном повторяет ее по составу и иконографии миниатюр. На иконных клеймах, как правило, использован 1-й сюжет, действие происходит внутри стен мон-ря, возле гробницы святого, иногда фигуры Г. и прп. Зосимы написаны дважды. Примерами являются новгородский образ с 55 клеймами, созданный между 1538 и 1549 гг. (ГИМ), из местного ряда иконостаса Преображенского собора Соловецкого мон-ря (указанным чудесам посвящены 53-е, 54-е клейма); сев. икона с 22 сюжетами Жития кон. XVI в. (ГРМ), происходящая из Белозерска (в 16-м клейме совмещены 2 явления).