(† нач. IV в.), мц. (пам. 31 июля), пострадала в правление имп. Диоклетиана. Сведения об этой святой содержатся в Беседе свт. Василия Великого на память мц. И.
У вдовы И., жившей в Кесарии Каппадокийской, один богатый горожанин отнял значительную часть имения (поля, деревни, стада, рабов и утварь). Она обратилась в суд, но ее обидчик заявил, что рим. законы распространяются только на язычников и, чтобы судиться, И. должна публично отречься от Христа. И. предпочла потерю земного богатства. Рассерженный ее дерзкими словами о бездушных идолах, судья решил предать И. сожжению, если она не откажется от христ. веры. Мученица с радостью взошла на костер. Ее тело осталось нетронутым огнем.
На основе Беседы свт. Василия Великого была составлена эпитома в составе Императорского Минология 1034-1041 гг. В ряде визант. календарей, напр. в Синаксарях семейства С по классификации И. Делеэ, память и Житие И. приводятся под 30 июля. В этот день ее празднование совершается согласно греч. печатной Минее (Венеция, 1591), «Синаксаристу» прп. Никодима Святогорца и совр. календарю Греческих Церквей. Под 30 июля память И. указана также в Римском Мартирологе (XVI в.). В славяно-рус. нестишных и стишных Прологах, ВМЧ и совр. календаре РПЦ память И. отмечена под 31 июля.
Рука И. хранится в ц. Мегали-Панагия в Иерусалиме (о ее подлинности свидетельствует грамота 1667 г. Иерусалимского патриарха Нектария).