ИУСТ
Том XXVIII , С. 575-580
опубликовано: 26 октября 2016г.

ИУСТ

Содержание

[франц. Just] (IV в.), св. (пам. зап. 2 сент.), еп. г. Лугдун (ныне Лион, Франция). Сведения об И. в источниках немногочисленны и связаны в основном с участием святого в церковных Соборах. И. был возведен на Лугдунскую кафедру после 343 г., когда на Сардикийском Соборе присутствовал его предшественник, еп. Вериссим. В 374 г. И. принял участие в работе Собора в Валенции (ныне Валанс). В 381 г. он присутствовал на Соборе в Аквилее, созванном святителями Амвросием Медиоланским и Валерианом Аквилейским для осуждения арианских епископов из Иллирика. На заседаниях Собора присутствовали 32 прелата, в т. ч. 5 епископов из Галлии. Со стороны ариан выступали Палладий, еп. Ратиарии (близ совр. с. Арчара, Болгария), и Секундин, еп. Сингидуна (ныне Белград). В актах Собора зафиксированы неск. реплик И., к-рый осудил ариан, не признававших Бога Сына совечным Отцу, а также высказался за низложение еп. Палладия. Вместе с Массилийским (Марсельским) еп. Прокулом и Аравсионским (Оранжским) еп. Констанцием И. назван «представителем галлов» (legatus Gallorum).

Известны 2 редакции Жития И., краткая (BHL, N 4599) и пространная (BHL, N 4600), датировка к-рых остается предметом дискуссии. По мнению Л. С. Тиймона, изучившего пространную редакцию, составителем Жития И. был Констанций Лугдунский, написавший также Житие св. Германа Автиссиодурского (Осерского). Болландист Ж. Стилтинг отверг гипотезу Тиймона и предположил, что краткая редакция была составлена на рубеже IV и V вв., пространная версия создана значительно позже. Это мнение поддержали Л. Дюшен и А. Ковиль. Б. де Врежиль отметил, что Житие И. скорее всего восходит к сер. V в., но впосл. неоднократно перерабатывалось (Le diocèse de Lyon. 1983. P. 20). Б. Божар предложила датировать составление краткой редакции сер. V в., указав на наличие в ней представлений о значимости аскетического подвига и на параллели с сочинениями св. Иоанна Кассиана Римлянина. С т. зр. Божар, Житие было составлено под влиянием галльского монашеского движения V в., среди участников которого был св. Евхерий, еп. Лугдунский (2-я четв. V в.) (Beaujard. 2000. P. 105-106). Согласно Ж. Марилье, краткая редакция Жития И. является позднейшей переработкой, выполненной для богослужебных целей, тогда как пространная версия была составлена примерно в сер. IX в. Ее автор опирался на достоверные источники, хотя и не всегда мог верно их интерпретировать (Marilier. 1966. Col. 31). Мнение большинства исследователей о составлении Жития И. в кон. IV или в V в. основано на утверждении агиографа, что он слушал рассказы 90-летнего пресвитера, к-рый некогда удалился с И. в егип. пустыню. Эти сведения, а также упоминание о св. старцах Макарии и Пафнутии, с которыми И. подвизался в пустыне, содержатся только в краткой редакции. Однако в пространной редакции приведены др. подробности (об участии И. в церковном Соборе в Италии и др.). В остальном обе редакции практически идентичны по содержанию, в них включены пространные риторические отступления, молитвенные воззвания к святому, похвалы и авторские комментарии (так, агиограф рассуждает о значении имен Иуст (праведный) и Виатор (путник); в пространной редакции подвиг мученичества за Христа сопоставляется с бескровным мученичеством, аскезой). Сложно установить, какая версия является первоначальной, но пространная редакция более однородна с т. зр. стилистики повествования. Ссылка на рассказы старца-пресвитера и упоминание о святых Макарии и Пафнутии скорее всего являются добавлениями, целью к-рых было поместить жизнь И. в исторический контекст и обосновать достоверность изложенных в Житии сведений. Основное содержание Жития заключается в повествовании об удалении И. в егип. пустыню и в описании его аскетических подвигов, к-рое носит шаблонный характер. Отсутствие сведений о деятельности И. как еп. Лугдунского позволяет полагать, что составитель Жития мало знал о святом.

Церковь св. Иуста на плане Лиона. Ок. 1550 г. (Lyon. Archives municipales)Церковь св. Иуста на плане Лиона. Ок. 1550 г. (Lyon. Archives municipales)Согласно пространной редакции Жития, до возведения на епископскую кафедру И. был диаконом в г. Вьенна. Он управлял Лугдунским еп-ством много лет и прославился добродетелями. Это вызвало ненависть диавола, к-рый начал строить против святого козни. Один горожанин в припадке безумия вооружился и стал убивать людей. Когда поднялась паника, он скрылся в церкви и, угрожая поджечь храм, вынудил И. поклясться, что его заключат в темницу и сохранят ему жизнь. Однако по выходе из церкви убийца был немедленно растерзан толпой. И. счел себя виновным в этом и недостойным занимать епископскую кафедру. Спустя нек-рое время, возвращаясь из Италии, И. остановился близ Турнона (ныне Турнон-сюр-Рон, деп. Ардеш) и, решив не продолжать путь в Лугдун, созвал близких людей, попрощался с ними и поспешно отправился обратно. Прибыв на берег моря, между Арелатом (ныне Арль) и Массилией (ныне Марсель) он обнаружил судно, готовое отплыть в Египет. За И. последовал юный чтец Виатор, к-рый умолил святого взять его с собой. В егип. пустыне И. и Виатор поселились среди монахов, причем святой из смирения скрывал свой епископский сан. Через нек-рое время на собрании монахов некий паломник из Галлии узнал И. и открыл его тайну. Затем в Египет для встречи с И. приехал пресв. Антиох из Лугдуна (впосл. ставший епископом), чье прибытие святой предсказал заранее. Перед кончиной И. сообщил скорбевшему Виатору, что он также вскоре умрет. Усердием жителей Лугдуна останки святого были перенесены в Галлию.

Изложенная в Житии легенда об удалении И. в егип. пустыню соответствует данным, приведенным в Иеронимовом Мартирологе. По мнению Дюшена, при составлении галльской редакции Мартиролога в кон. VI в. в Автиссиодуре был использован календарь Лугдунского еп-ства (MartHieron. P. XLI). В Мартирологе указаны 5 дней поминовения И., в т. ч. перенесение его тела из пустыни (4 авг.) и память св. отрока Виатора или Виктора, ученика И. (21 окт.). Т. о., в кон. VI в. было известно о кончине святого в некой пустыне и о его ученике Виаторе. Более подробные сведения об И. содержатся в источниках IX в., прежде всего в сочинениях Адона, архиеп. Вьеннского († 874/5). Адон был знаком с Житием И., пересказ фрагментов из к-рого включен в составленный им Мартиролог, в Хронике он указал дополнительные подробности: И. был уроженцем Вьенны, вырос при Вьеннском еп. Пасхазии и служил диаконом при еп. Клавдии (упом. под 441 и 442) (PL. 123. Col. 96). Хронологические несоответствия не позволяют признать эти сведения достоверными. В Мартирологе Адон указал, что И. скончался 14 окт., его тело было привезено в Лугдун 4 авг. и похоронено 2 сент. К IX в. относится также стихотворная эпитафия И., текст к-рой известен из рукописей (возможно, составлена Флором Лионским). Содержание эпитафии соответствует данным, приведенным в Житии (Inscriptions chrétiennes de la Gaule, antérieures au VIIIe siècle / Éd. E.-F. Le Blant. P., 1856. T. 1. P. 61-62; MGH. Poet. T. 2. P. 547).

По средневек. легендариям известна «смешанная» редакция Жития И., в к-рой часть повествования заимствована из краткой редакции, часть - из пространной. Краткие сказания об И. представлены в приложениях к «Золотой легенде» Иакова из Варацце и в «Перечне святых» Петра Наталиса (Petr. Natal. CatSS. IX 66).

Почитание

Самое раннее упоминание о богослужебном поминовении И. принадлежит Сидонию Аполлинарию, к-рый в письме к Эрифию (469) описал свое участие в праздновании дня памяти святого в Лугдуне (Sidon. Apol. Ep. V 17). Богослужение совершалось в «просторнейшей» (capacissima) базилике с галереями (diffusis cryptoporticibus), к-рая, однако, не вмещала множество собравшихся паломников. Ночью состоялась торжественная процессия, затем вигилия, на к-рой псалмы антифонно (alternante) пели монахи и клирики. В ожидании 3-го часа и мессы, к-рую должен был совершать епископ, паломники отдыхали на кладбище (см.: Decourt, Lucas. 1993. P. 122-123). Упоминание о «первых холодах осенней Авроры» свидетельствует о том, что Сидоний скорее всего присутствовал на праздновании памяти И. 2 сент. (Beaujard. 2000. P. 472).

Согласно Иеронимову Мартирологу, в кон. VI в. было известно 5 дней поминовения И.: 14 июля - кончина святого (Lugduno Galliae natale sancti Iusti episcopi et confessoris), 4 авг.- перенесение его мощей из пустыни (Lugduno Galliae aduentus corporis sancti Iusti episcopi de heremo), 2 сент.- погребение святого (по нек-рым рукописям, также освящение базилики - Lugduno Galliae (depositio) beati Iusti episcopi [et dedicatio basilice ipsius]), 14 окт.- перенесение мощей И. в Лугдуне ((translatio corporis) Iusti confessoris), 21 окт.- совместное поминовение И. и св. Виатора (Lugduno Galliae Iusti et beati Viatoris discipuli sancti Iusti episcopi). По мнению И. Делеэ, поминовение И. под 14 июля внесено в Мартиролог ошибочно и является дупликацией памяти 14 окт. Вероятно, наличие столь значительного количества дней памяти И. связано с особым почитанием И. в Лугдуне.

В т. н. исторических Мартирологах IX в. число дней памяти И. сокращается. Так, в Мартирологе нач. IX в. из Лиона (Paris. lat. 2879) поминовение святого указано 2 сент. и 14 окт. (кончина), 21 окт. указана кончина св. Виатора. По мнению А. Кантена, эти празднования были заимствованы из Иеронимова Мартиролога (Quentin. 1908. P. 139, 177-178). Кантен также полагал, что составитель лионского Мартиролога использовал Житие И., хотя прямых заимствований из Жития в Мартирологе нет. В 1-й пол. IX в. Флор Лионский в Мартирологе указал те же дни поминовения И., отметив, что 4 авг. совершалась память перенесения останков (aduentus corporis) И. в Лион. В Мартирологе Адона Вьеннского (2-я пол. IX в.) поминовение И. также указано под 4 авг. (перенесение тела святого из пустыни), 2 сент. (погребение) и 14 окт. (кончина). К этим записям Адон добавил сказания, основанные на Житии И., а также привел дополнительные сведения (о погребении И. в базилике св. Маккавеев и проч.) (PL. 123. Col. 318, 343-344, 378-379; 383). Вероятно, Адон также впервые указал память св. Антиоха, еп. Лугдунского (15 окт.), сведения о к-ром он почерпнул из Жития И. (см.: Quentin. 1908. P. 232, 443, 485, 553). Из Мартиролога Адона Вьеннского 3 дня поминовения И. и память св. Виатора 21 окт. перенесены в Мартиролог, составленный Ноткером Заикой († 912) (PL. 131. Col. 1132, 1147, 1159, 1162), и в интерполированную версию Мартиролога Беды Достопочтенного (PL. 94. Col. 998, 1029-1031, 1072, 1078). В др. Мартирологах память И. указана только 2 сент., напр. в Мартирологах Вандальберта Прюмского (848) (MGH. Poet. T. 2. P. 593), Узуарда (2-я пол. IX в.) (PL. 124. 427-430, 601-602) и Псевдо-Флора (IX в.) (PL. 94. Col. 1072). Поминовение И. 4 авг. и 14 окт. внесено среди поздних добавлений к Мартирологу Узуарда (PL. 124. Col. 331-332, 575-576). В XVI в. кард. Цезарь Бароний включил в Римский Мартиролог память И. под 2 сент. (перенесение мощей И. и Виатора) и 14 окт.

В средние века празднование памяти И., как и др. местных святых, не было обязательным для церквей Лионского архиепископства. Однако поминовение И. совершалось в городских храмах Лиона. Так, в интерполированной версии Мартиролога Флора, к-рая использовалась в кафедральном соборе Лиона в XII-XIII вв., а также в календаре XIV в. из церкви св. И. указаны 3 дня памяти И.: перенесение мощей святого из пустыни (4 авг.), перенесение мощей (2 сент.) и кончина (14 окт.), 21 окт. совершалось поминовение св. Виатора (Martyrologe de la sainte église de Lyon / Éd. J. Condamin, J.-B. Vanel. Lyon; P., 1902. P. 72, 81, 94, 95, 132-134, 157-158). В 1245 г. Римский папа Иннокентий IV даровал отпущение грехов тем, кто посещали церковь св. И. в день его памяти 4 сент. или в октаву праздника (Martin. 1905. N 1093). Празднование памяти И. 4 сент. было особенно торжественным (см.: Moreni D. Notizie istoriche dei contorni di Firenze. Firenze, 1795. Vol. 6. P. 27). В этот день устраивалась процессия, в совершении вечерни и мессы участвовали каноники кафедрального капитула (Roussillac. 1843. P. 453). Известно и о др. празднествах, к-рые проводились в храме. Так, в булле папы Римского Климента V от 1307 г. упоминается о шествии каноников кафедрального капитула и ц. св. Павла, а также духовенства др. церквей со знаменами, крестами и реликвиями в 1-й день рогаций к церкви св. И. (Martin. 1905. N 2360).

В печатном миссале Лионского архиеп-ства 1556 г. (Missale iuxta ritum sancte Ecclesie Lugdunensis, Galliarum primatis. Lugduni, 1556. Fol. 207, 216v, 222v) и в миссалах и бревиариях XVII в. поминовение И. указано под 4 авг., 2 сент. и 14 окт. В календаре миссала 1737 г. и в богослужебных книгах XIX в. празднование 14 окт. отсутствует. В этот период основным днем поминовения И. считалось 2 сент. (semiduplex или semiduplex maius; в миссале 1866 - duplex), празднование 4 авг. указывалось со статусом простого поминовения (simplex). День памяти св. Виатора со 2-й пол. XIX в. обозначен со статусом semiduplex (ранее simplex), что отражало распространение почитания святого. В наст. время память И. 2 сент. празднуется в архиеп-стве Лион и еп-стве Сент-Этьен, 21 окт. в диоцезе Лион совершается поминовение св. Виатора.

Сведения о начале почитания И. и сооружении в Лугдуне посвященной ему базилики немногочисленны. Авторы XIX в. приводили вымышленные сведения о том, что в раннехристианскую эпоху на этом месте существовал тайный подземный храм, где размещалась епископская кафедра. Храм был посвящен св. братьям Маккавеям, к-рых отождествляли с Лугдунскими мучениками 177 г. (Roussillac. 1843. P. 449-450; Vachet A. Les paroisses du diocèse de Lyon. Lérins, 1899. P. 517). К базилике св. И. ошибочно относили приведенные Сидонием Аполлинарием сведения о строительстве храма Лугдунским еп. Пациентом (2-я пол. V в.) (Sidon. Apol. Ep. II 10; IX 3). В действительности речь шла о соборной церкви (см.: Decourt, Lucas. 1993. P. 121-122).

Историю базилики, построенной над могилой И., стало возможным проследить благодаря археологическим раскопкам, к-рые проводились в 70-х гг. XX в. под рук. Ж. Ф. Рейно (тем не менее датировка этапов строительства храма остается неопределенной). Базилика находилась на юж. окраине Лугдуна, на территории некрополя, к-рый возник в III в. на месте заброшенного жилого квартала. Исследовано более 300 захоронений IV-V вв., а также 3 мавзолея IV в., разрушенные при сооружении храма. Первая базилика изучена фрагментарно (апсида, часть юж. стены), предположительно имела 3 нефа (ок. 33,6×21 м). С сев.-вост. стороны апсиды храма обнаружены фрагменты прямоугольного сооружения (8×6,5 м) с апсидой и, возможно, с открытыми портиками. Несмотря на отсутствие следов захоронений, здание скорее всего служило мавзолеем. Неизвестно, является ли этот мавзолей местом погребения И., т. к. время его строительства и разрушения определить не удалось. Также сложно датировать сооружение 1-й базилики, Рейно предлагал относить храм ко 2-й пол. IV в. (Archéologie médiévale. Caen, 1980. T. 10. P. 110) или к нач. V в. (Reynaud J.-F. e. a. 1989. P. 1502).

По мнению Рейно, в V в. храм неоднократно перестраивался и приобрел вид 3-нефной базилики (длина ок. 45 м) с широким трансептом и галереями-портиками, под рукавами трансепта и под юж. нефом были устроены небольшие крипты. В последнюю очередь была сооружена полигональная апсида. Согласно Рейно, начало перестройки храма относится к V в., в 469 г. Сидоний Аполлинарий засвидетельствовал наличие галерей. В криптах были обнаружены монеты бургундского кор. Гундобада († 516), поэтому Рейно считал, что основная часть строительных работ была завершена ко времени устройства крипт (нач. VI в.). Однако возможны и др. датировки сооружения храма. Так, строительство могло начаться во 2-й пол. V в. и продолжаться до VII в. (см.: Beaujard. 2000. P. 343-345). Вероятно, со строительством 2-й базилики связано установление празднеств в память освящения храма (2 сент.) и перенесения мощей И. (14 окт.), к-рые указаны в нек-рых рукописях Иеронимова Мартиролога.

В V в. базилика И. служила усыпальницей Лугдунских епископов, здесь были похоронены еп. Альпин, Антиох, Элпидий, Пациент и Стефан, в VII в.- еп. Аригий. Григорий Турский упоминал о пресвитере, который непочтительно отозвался о почившем Лугдунском еп. Ницетии († 573) и к-рому Ницетий явился в сопровождении святых И. и Евхерия (Greg. Turon. Vit. Patr. VIII 5). В одной из версий перечня Лугдунских епископов упоминается о том, что еп. Аригий (1-я четв. VII в.) построил мон-рь во имя И., вероятно, находившийся при базилике (Duchesne. Fastes. T. 2. P. 160).

Значительно больше сведений о почитании И. и о посвященном ему храме относится к IX в. Это связано с укреплением позиций Лионской кафедры при еп. Лейдраде (798-816) и архиеп. Агобарде (816-840) и с началом Каролингского возрождения. Усилиями еп. Лейдрада в Лионе были восстановлены церкви и мон-ри, реформировано богослужение, основаны школы пения и чтения, возрожден скрипторий. При кафедральном соборе и крупнейших храмах были учреждены капитулы (Rubellin. 2003. P. 148-152). Самое раннее упоминание о капитуле церкви св. И. содержится в поминальной книге аббатства Райхенау (ок. 830), согласно к-рой при храме жили 25 каноников под рук. хореп. Агерика (Libri confraternitatum S. Galli, Augiensis, Fabariensis / Ed. P. Piper. B., 1884. P. 257. (MGH. Necrologia Germaniae. Suppl.)). В 868 г. по указанию архиеп. Ремигия I храм был восстановлен хореп. Авдуином, в состав капитула вошли 20 каноников, из них 6 были приписаны к ц. св. Иринея, подчиненной в это время храму св. И. Согласно данным, приведенным Адоном Вьеннским, церковь св. И. ранее была посвящена св. братьям Маккавеям, в ней находились гробницы И., Виатора и мн. Лионских епископов.

После того как члены капитула св. И. отказались принять устав регулярных каноников вопреки указаниям архиеп. Гуго из Ди (1082-1106), сторонника григорианской реформы, ц. св. Иринея была изъята из ведения капитула. В 1170 г. Римский папа Александр III принял капитул св. И. под свое покровительство. К нач. XIV в. в состав капитула входили 19 каноников, к-рым присваивалось баронское достоинство. Первоначально капитул возглавлял аббат (обычно избирался из членов кафедрального капитула), с 1290 г.- Лионский архиепископ, руководство повседневной деятельностью осуществлял обедиенциарий. Вокруг храма сложилось поселение (бург), окруженное крепостной стеной с 22 башнями, его жители находились под светской и духовной юрисдикцией капитула. Благодаря мощным укреплениям бург св. И. в 1244-1251 гг. служил резиденцией Римского папы Иннокентия IV, в 1305 г. здесь состоялась коронация папы Климента V. Во время посещений Лиона в бурге неоднократно останавливались короли Франции и др. знатные особы, в 1312 г. укрепление было передано под королевский контроль (Cochard. 1830. P. 10-12). Во время восстания жителей Лиона против духовных сеньоров (1268-1269) бург, где нашли убежище каноники кафедрального капитула, подвергся осаде.

В XII-XIII вв. была построена новая церковь св. И., о к-рой известно по описаниям, по данным археологических раскопок и по изображению на плане Лиона 1550 г. Храм был построен в романском стиле, имел 3 нефа (длина ок. 65 м) и трансепт, зап. фасад с 5 порталами фланкировали 2 невысокие башни. На главном портале находились скульптурные изображения Христа, св. Иоанна Крестителя и Иоанна евангелиста, мучеников Епиподия и Александра и Лионских епископов Иринея и И. Первоначально хор церкви окружал деамбулаторий с 3 капеллами, но впосл. проект был изменен (вероятно, из-за недостатка средств), размеры храма уменьшены, вместо деамбулатория сооружена узкая, выступавшая внутрь трансепта апсида. Завершению строительства способствовало пребывание в бурге св. И. папы Римского Иннокентия IV, к-рый принял капитул под покровительство (Martin. 1905. N 1258), предоставил ряд привилегий (Ibid. N 1252-1256, 1285, 1294, 1314-1315, 1349, 1369, 1376) и неоднократно призывал верующих из разных стран жертвовать на сооружение храма (Ibid. N 1137, 1164, 1193, 1202, 1206, 1281, 1307-1309, 1333, 1361, 1366-1367). В булле, изданной ранее 1251 г., упоминается об освящении храма понтификом в понедельник Страстной седмицы (Ibid. N 1278), однако в то время строительство не было окончено. Привилегии в пользу капитула, целью к-рых было в т. ч. завершение храма, издавали Римские папы Александр IV (Ibid. N 1444-1446, 1448, 1452, 1455) и Григорий X (Ibid. N 1547), строительные работы были окончены после 1273 г. (Roussillac. 1843. P. 456). В 1288 г. в храме были открыты гробницы святых И., Виатора, епископов Альпина, Антиоха, Аригия, Пациента, Ремигия I, Стефана и Элпидия. На мн. гробницах находились мраморные доски с эпитафиями. Кроме того, в церкви почитались мощи Вифлеемских младенцев, 7 братьев Маккавеев и др. святых (ActaSS. Iun. T. 5. P. 344-347). В церкви насчитывалось 24 алтаря, в т. ч. особая капелла во имя И. 2 сент. 1292 г. Вьеннский архиеп. Гийом де Ливрон возглавил церемонию перенесения мощей И. в алебастровую гробницу, установленную на мраморных колоннах за главным алтарем храма. В 1330 г. для главы И. был изготовлен серебряный реликварий в виде поясной фигуры епископа в митре и с посохом.

Весной 1562 г. Лион был захвачен войском гугенотов во главе с Франсуа де Бомоном, бароном дез Адре. Городские церкви подверглись осквернению, их убранство было расхищено или уничтожено. Вскоре после захвата города гугеноты уничтожили укрепления бурга св. И., осенью 1562 г. они взорвали храм. Летом 1563 г. власть короля в Лионе была восстановлена, каноники церкви св. И. вернулись в город. Ввиду отсутствия средств на восстановление разрушенного храма и зданий капитула было принято решение построить временную церковь во имя И. внутри городских стен. Храм (без фасадной и алтарной частей) освящен в 1591 г., в 1662-1663 гг. воздвигнут хор, в 1704 г. строительство было завершено. В 1745 г. капитул храма состоял из 25 каноников. Большинство мощей святых, хранившихся в разрушенной церкви, были утрачены, но часть святынь каноникам удалось спасти. В храме находились реликварий с черепом и позвонком И., часть мощей мч. Епиподия и рука мч. Александра, а также частицы мощей святых Евхерия, Иринея и др. (Vachet A. Les anciens couvents de Lyon. Lyon, 1895. P. 654-655). С 1618 г. частица мощей И. хранилась в коллегиальной ц. св. Иоанна в г. Сен-Шамон, ранее святыня принадлежала семейству де Турнон, из к-рого якобы происходил И. (Boissieu M., de. L'église collégiale de Saint-Jean-Baptiste à Saint-Chamond: Son chapitre, ses reliques. Lyon, 1880. P. 221-222).

Во время Французской революции капитул храма св. И. был упразднен (1790), церковь передана приходу. После начала террора (1793) храм был осквернен, хранившиеся в нем святыни уничтожены. Согласно Д. Мейнису, глава И. была выброшена на кладбище, но звонарь спрятал святыню и впосл. вернул ее в храм (M[eynis] D. Notice sur les reliques des saints de l'Église de Lyon. Lyon, 1865. P. 33). Под рук. кард. Жозефа Феша (архиеп. Лионский в 1802-1839) в Лионе началось возрождение церковной жизни. В 1831 г. церковь св. И. после реставрации была освящена, в алтарь храма помещены частицы мощей святых И. и Иринея. Кард. Феш собирал сведения о частицах мощей лионских святых, хранившихся за пределами архиеп-ства, с целью собрать их в Лионе, вместо реликвий, утраченных во время религ. войн и Французской революции. Мейнис привел сведения о том, что в 1644 г. часть мощей И. была передана капитулу г. Фермо (Италия). В 1804 г. по просьбе кард. Ж. Феша кард. Чезаре Бранкадоро, архиеп. Фермо, вернул в Лион кость руки И. Святыня была помещена в ризнице кафедрального собора, от нее отделили частицы для приходских храмов Лионского архиеп-ства, освященных во имя И. (Ibid. P. 33-34). Вероятно, мощи хранились не в г. Фермо, а в ц. св. Стефана в Монте-Сан-Джусто (обл. Марке), где И. почитался как один из св. покровителей.

Несмотря на успешное возрождение церковной жизни, почитание И. не получило широкого распространения. Больше внимания уделялось др. святым, связанным с древнейшей историей Лионской кафедры,- мученикам, пострадавшим в 177 г., епископам Пофину и Иринею. Однако в XIX в. возродилось почитание св. Виатора, в основном благодаря деятельности Об-ва клириков св. Виатора, основанного в 1831 г. пресв. Луи Кербом, приходским священником в сел. Вурль близ Лиона. Члены об-ва (виаторианцы) осуществляли катехизацию, помогали приходским священникам, а также занимались обустройством школ. В XIX в. отделения об-ва, получившего активную поддержку церковной иерархии, существовали во Франции, в Канаде и в США, в нач. XXI в. виаторианцы присутствуют в 15 странах. В изданиях, опубликованных при поддержке об-ва, рассказывается о св. Виаторе как об усердном катехизаторе и преданном помощнике епископа (см., напр.: Bourget I. Vie de Saint Viateur, confesseur et lecteur de l'Église de Lyon. Montréal, 1897).

В наст. время часть мощей (рука) И. хранится в музее кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Согласно акту о перенесении мощей от 6 сент. 1295 г., к каноникам храма св. И. обратился флорентийский купец Бернардуччо Альдобрандески, живший в Лионе, к-рый сообщил о том, что в пригороде Флоренции находится женский монастырь во имя И. По просьбе купца каноники во главе с обедиенциарием Гуго Брюном передали для мон-ря кость руки И. в серебряном реликварии, а также Житие святого и посвященные ему богослужебные тексты. От имени монахинь Альдобрандески обязался следить за тем, чтобы 4 сент., день памяти И., праздновался в обители с подобающей торжественностью. Акт передачи мощей за подписью 2 нотариев был заверен печатью капитула и официала Лионской курии (Moreni D. Notizie istoriche dei contorni di Firenze. Firenze, 1795. Vol. 6. P. 23-29). В XV в. мон-рь Сан-Джусто-алле-Мура в пригороде Флоренции был передан иезуатам, здания обители разрушены во время осады Флоренции войсками имп. Карла V (1529-1530). В 1680 г. рука И. и акт, удостоверяющий подлинность святыни, были помещены в ризницу собора. Мощи находятся в серебряном реликварии в форме руки (сделан во Франции в 3-й четв. XIII в.), на котором сохранилась надпись: «Здесь почивает рука блж. Иуста, некогда архиепископа Лионского, которую приобрел и поместил сюда Бернардуччо, сын господина Альдебранда» (Cocchi A. Les anciens reliquaires de Santa Maria del Fiore et de San Giovanni de Florence. Florence, 1903 2. P. 30-31; L'arte a Firenze nell'età di Dante (1250-1300) / Ed. A. Tartuferi, M. Scalini. Firenze; Mil., 2004. P. 158, 166-167).

Ист.: BHL, N 4599-4600; ActaSS. Sept. T. 1. P. 365-376; Oct. T. 6. P. 395; MartHieron. Comment. P. 374-375, 417-418, 483-484, 555-556, 565-567; MartRom. Comment. P. 376-377, 452, 454.
Лит.: Raynaud T. Opera omnia. Lugduni, 1665. T. 8: Hagiologium Lugdunense. P. 70-72; Cochard N.-F. Notice historique sur le bourg de St.-Just-lès-Lyon. [Lyon], 1830; Collombet F.-Z. Vies des saints du diocèse de Lyon. Lyon; P., 1835. P. 78-87, 407-422; Roussillac A. L'église de Saint-Just // Lyon ancien et moderne / Éd. L. Boitel. Lyon, 1843. T. 2. P. 449-473; Fisquet H. J. P. La France pontificale (Gallia christiana): Histoire chronologique et biographique des archevêques et évêques de tous les diocèses de France. P., [1867. Vol. 4:] Métropole de Lyon et Vienne: Lyon. P. 46-51, 708-709; Guigue M.-C. Destruction de l'église de Saint-Just, du cloître et de partie du faubourg par les protestants en 1562. Lyon, 1878; idem. Visite des corps saints de l'église Saint-Just de Lyon // Mémoires de la Société nationale des antiquaires de France. P., 1879. P. 115-118; Martin J.-B. Conciles et bullaire du diocèse de Lyon: Des origines à la réunion du Lyonnais à la France en 1312. Lyon, 1905; idem. Histoire des églises et chapelles de Lyon. Lyon, 1908. T. 1. P. 150-160, 169-170; Duchesne. Fastes. T. 2. P. 162; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 177-178, 219-220, 249, 338, 384, 435, 438, 443-444, 484-485, 552-553, 673; Coville A. Recherches sur l'histoire de Lyon. P., 1928. P. 441-444; Griffe É. La Gaule chrétienne à l'époque romane. P.; Toulouse, 1947. T. 1. P. 314-315, 342-343, 373; Keyser-Lorcin M.-T. La baronnie de Saint-Just au Moyen-Âge: Des origines à 1434: Diss. Lyon, 1954; Marilier J. Giusto di Lione // BiblSS. 1966. Vol. 7. Col. 31-32; Reynaud J.-F., Bonnet Ch. Les fouilles médiévales de Saint-Just // Archéologia. P., 1972. Vol. 50. P. 44-50; Reynaud J.-F. Les fouilles de sauvetage de l'église Saint-Just et du groupe épiscopal de Lyon (église Saint-Étienne et Sainte-Croix) // CRAI. 1973. Vol. 117. N 2. P. 346-364; Le diocèse de Lyon / Éd. J. Gadille. P., 1983. (Histoire des diocèses de France; 16); Reynaud J.-F. e. a. Les édifices funéraires et les nécropoles dans les Alpes et la Vallée du Rhône: Origines et premiers développements // Actes du XIe congrès intern. d'archéologie chrétienne. R., 1989. Vol. 2. P. 1475-1514; Decourt J.-C., Lucas G. Lyon dans les textes grecs et latins: La géographie et l'histoire de Lugdunum de la fondation de la colonie (43 avant J.-C.) à l'occupation burgonde (460 après J.-C.). Lyon; P., 1993; Beaujard B. Le culte des saints en Gaule: Les premiers temps. D'Hilaire de Poitiers à la fin du VIe siècle. P., 2000; Wyss S. Le cloître de Saint-Just à travers les âges. Lyon, 2002; Rubellin M. Église et société chrétienne d'Agobard à Valdès. Lyon, 2003; Aubert R. Juste (saint), évêque de Lyon // DHGE. T. 28. Col. 646-647.
А. А. Королёв
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ИЛАРИЙ (ок. 315 - 367), свт. (пам. зап. 13 янв.), еп. Пиктавийский, богослов, отец и учитель Церкви
  • АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви
  • АВЕНТИН († 528), еп. Шартрский, свт. (пам. зап. 4 февр.)
  • АВИТ Алцим Экдиций (ок. 450 – ок. 518 или 525), еп. Вьеннский, свт. (пам. зап. 5 февр.)
  • АВИТ (571-594 или 595), еп. Клермонский, свт. (пам. зап. 21 авг., 4 сент.)
  • АВКСИЛИЙ ИРЛАНДСКИЙ († ок. 460), свт. ( пам. зап. 19 марта)
  • АВРЕЛИАН (III-IV вв.), еп. Лиможский, свт. (пам. зап. 10 мая, 17 нояб.)
  • АВРЕЛИЙ († 475?), еп. Ридицийский, свт. (пам. зап. 9 нояб.)
  • АВРЕЛИЙ († между 427 и 430), еп. Карфагенский, свт. (пам. зап. 20 июля)
  • АГРИППИН († 540), еп. г. Августодун, свт. (пам. зап. 1 янв., 9 июля)