КАЛЛИСТ II КСАНФОПУЛ
Том XXIX , С. 527-528
опубликовано: 7 апреля 2017г.

КАЛЛИСТ II КСАНФОПУЛ

[греч. Κάλλιστος Ξανθόπουλος] († 1397), патриарх К-польский (1397), визант. монах-исихаст, аскетический писатель, старший (?) брат и соавтор мон. Игнатия Ксанфопула (PLP, N 20818). Биографические сведения о К. К. и его брате чрезвычайно скудны. К. К. и Игнатий родились в К-поле. Оба жили отшельнической жизнью на Афоне, пока не основали небольшую монашескую общину, а затем мон-рь Ксанфопулов, где, вероятно, подвизался свт. Симеон Фессалоникийский, близко знавший К. К. и Игнатия. Вот что пишет о братьях свт. Симеон: «Хотя они были отраслями царственного города, но, оставив все и пожив сперва девственно и одиноко в подчинении, а потом подвижнически и по-небесному вместе и неразлучно… явились… светилами в мире, владеющими словом жизни. Едва ли не более других освященных они показали единения во Христе и любви, так что нельзя было никогда подметить и небольшого разногласия в мнениях и нравах того и другого, или на минуту какого-нибудь огорчения, что в людях почти неизбежно» (Sym. Thessal. De sacr. precat. 295 // PG. 155. Col. 544).

Мон-рь Ксанфопулов, точное местонахождение которого неизвестно, назывался первоначально простой «келлией», однако в кон. XIV - нач. XV в. он стал одним из важнейших центров церковной жизни К-поля. Самые известные лица, происходившие из этого мон-ря - иером. Макарий (PLP, N 16233), духовник имп. Мануила II Палеолога, и патриарх К-польский Исидор II (PLP, N 8306). Мон-рь являлся также одним из певч. центров, с ним связана деятельность 3 мелургов XV в.- иеромонахов Гавриила, Герасима (PLP, N 3743) и Марка (впосл. митрополит Коринфский; PLP, N 17061).

В первые годы XV в. скрипторий мон-ря Ксанфопулов сыграл важную роль в распространении произведений Николая Кавасилы и Димитрия Кидониса, переписанных писцом Иоасафом. Многие видные церковные деятели того времени были связаны с монастырем Ксанфопулов: кроме патриарха Исидора и свт. Симеона Фессалоникийского это Макарий Анкирский, свт. Марк Евгеник, митр. Эфесский, и латинофрон Мануил Калека.

17 мая 1397 г. К. К. был избран патриархом и представил исповедание веры (Miklosich, Müller. Vol. 2. P. 292-295; ср.: RegPatr, N 3052). Однако его Патриаршество продлилось всего 3 месяца по причине скорой смерти.

Об Игнатии Ксанфопуле нет никаких сведений, за исключением слов свт. Симеона (Sym. Thessal. De sacr. precat. 295 // PG. 155. Col. 544). Вероятно, он пережил старшего брата и был духовным отцом мон-ря Ксанфопулов, как это следует из письма свт. Симеона Фессалоникийского игумену мон-ря Ксанфопулов Макарию, написанного в 1423 г. (см.: Balfour D. Politico-historical Works of Symeon Archbishop of Thessalonica (1416/17 to 1429). W., 1979. P. 91.l.19, 21; 92. l. 7, 15; 93. l. 3; а также: P. 285. (Wiener byzant. Stud.; 13)). В любом случае Игнатий умер еще при жизни свт. Симеона, т. е. до 1429 г.

Главным произведением К. К. является написанное в соавторстве с братом Игнатием соч. «Метод и точное правило… о выбирающих безмолвное и монашеское житие» в 100 главах (Callist. Xanth. Method // Θιλοκαλία. Τ. 4. Σ. 197-295 = PG. 147. Col. 636-812; рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 329-456; итал. пер.: Rigo. 2008. P. 669-786). Как сообщается во 2-й гл., «Сотница» была составлена в традиц. жанре «глав» по просьбе некоего монаха (χάριν ἐπερωτήσεώς τινος ἀδελφοῦ) их обители, к-рый захотел получить наставление и правило в записанном виде (πολλάκις ἐπῄτησας λόγον κα κανόνα ἔγγραφον) для своего и др. братьев использования в духовной жизни.

«Сотница» представляет собой своеобразный комментированный флорилегий, собранный по темам (подробное исследование об источниках «Сотницы» см.: Rigo. 2011). В качестве авторитетных источников для флорилегия выступают церковные авторы и св. отцы I тыс.: Евагрий Понтийский (под именем Нила Анкирского), прп. Исаак Сирин, Диадох Фотикийский, «Вопросоответы» прп. Варсонофия и Иоанна (Meth. et reg. 37, 52 // PG. 147. Col. 708BC, 733D - 736A), прп. Иоанн Лествичник, прп. Дорофей Газский (параллели с творениями прп. Дорофея (Сар. 15, 17) или даже прямые цитаты из их творений (Сар. 30 = Doct. 10; Сap. 35 = Doct. 15)), прп. Иоанн Дамаскин и др. При составлении «Сотницы» для цитации авторов К. К. и Игнатий использовал уже существовавшие к тому времени флорилегии Антиохийского патриарха Иоанна V(IV) Оксита (2-я пол. XI в.) (в т. ч. приписываемый ему флорилегий на тему Евхаристии), флорилегий из трактата «О хранении сердца» Никифора Исихаста (PLP, N 20325; † после 1282), т. н. florilegium vatopedinum, содержащийся во множестве рукописей, старейшей из которых является рукопись Ath. Vatop. 57 (2-я пол. XIII в.).

В «Сотнице» К. К. и Игнатий также используют, но без упоминания имен сочинения современников, писателей XIII-XIV вв. (в т. ч. цитируя по ним более древних авторов): прп. Григория Синаита, свт. Григория Паламы и Каллиста Ангеликуда, трактат «О хранении сердца» Никифора Исихаста. Напр., авторы «Сотницы» используют творения Каллиста Ангеликуда, не упоминая его имени: 16-я гл. «Сотницы» содержит заимствования из «Слова 16» «Исихастского утешения» - «О мысленной брани» (Περ νοητοῦ πολέμου.- Callistos Angelicoudes. Quatre traites hesychastes inedits / Introd., texte crit., trad. et notes archim. Symeon Koutsas. Athènes, 1998. P. 120-122) (Rigo. 2011. P. 397-398).

Т. о., «Сотница» с ее четкой тематической структурой является прекрасным примером заключительного периода визант. мистики, синтеза древней и современной авторам аскетических традиций, где центральное место занимают молитва Иисусова и сопутствующие ей психофизические методы.

Перу К. К. и Игнатия принадлежат также опубликованное прп. Никодимом Святогорцем под именем Каллиста соч. «О плодах умной и сердечной молитвы» (Κῆπος χαρίτων. ᾿Ενετίῃσιν, 1819. Σ. 221-222) (этот трактат отсутствует в греч. и рус. «Добротолюбии», но имеется в славянском: ИАБ, № 6. 1903) и письмо мон. Иоасафу (PLP, N 8894), перевод к-рого по рукописи Vat. Barber. gr. 355 (Fol. 309r) выполнен А. Риго (Rigo. 1993. P. 202-203; Idem. 2008. P. 789-790).

«Святыми» (ἅγιοι) и «божественными» (θείοι) К. К. и Игнатий назывались уже ближайшими современниками (Исидор Фессалоникийский, Сильвестр Сиропул), однако не удается найти следы реального почитания братьев во святых вплоть до XVIII в., когда прп. Никодим Святогорец в «Синаксаре» указал на 22 нояб. как на память К. К. На самом деле 22 нояб.- день памяти некоего прп. Каллиста (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 362). Эта память древнее XIV в. и уже содержится в греч. афонских Синаксарях XIII в. (ГИМ. Син. греч. № 369, 390; см.: Владимир (Филантропов). Описание. С. 527).

Лит.: PLP, N 20820; ИАБ, 6, № 1897-1911; Grumel V. Notes sur Calliste II Xanthopoulos // REB. 1960. Vol. 18. P. 200-204; Rigo A., ed. L'amore della quiete: L'Esicasmo bizantino tra il XIII e il XV secolo. Magnano, 1993; idem. La spiritualità monastica bizantina e lo Pseudo-Dionigi l'Areopagita // Il monachesimo tra eredità e aperture: Atti del simposio «Testi e temi nella tradizione del monachesimo cristiano». R., 2004. P. 351-392. (StAnselm; 140) (рус. пер.: Риго А. Византийская духовность и Псевдо-Дионисий Ареопагит / Пер.: Г. Вдовина // Символ. 2007. № 52. С. 72-116); idem, ed. Mistici Bizantini. Torino, 2008; idem. Une summa ou un florilege commente sur la vie spirituelle?: L'œuvre «Methodos kai kanon» de Calliste et Ignace Xanthopouloi // Encyclopedic Trends in Byzantium? / Ed. P. Van Deun, C. Macé. Leuven, 2011. P. 387-438. (OLA; 212); Λιάκουρας Κ. ῾Η περ τῆς πνευματικῆς ζωῆς κα τελειώσεως νηπτικὴ διδασκαλία Καλλίστου κα ᾿Ιγνατίου τῶν Ξανθοπούλων. ᾿Αθῆναι, 2001 [= ΕΕΘΣΠΑ. 1999. Τ. 34. Σ. 327-386].
М. М. Бернацкий
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГАПИЙ Ланд(ос) (Критянин) (кон. XVI в. - после 1664); греч. монах, писатель и издатель
  • АГАТАНГЕЛ митр. Белградский - см. Агафангел, К-польский Патриарх
  • АГАФАНГЕЛ (1760-е гг.-1832), Патриарх К-польский (1826-1830)
  • АКАКИЙ († 489), Патриарх К-польский (с марта 472)
  • АЛЕКСИЙ СТУДИТ Патриарх К-польский (1025 – 1043)
  • АНАСТАСИЙ Патриарх К-польский (730-754)