КАЛМЫКИЯ
Том XXIX , С. 565-571
опубликовано: 13 апреля 2017г.

КАЛМЫКИЯ

Содержание

субъект РФ в составе Южного федерального окр. Территория - 74 731 кв. км. Центр - Элиста. К. расположена на крайнем юго-востоке европ. части России, граничит на юге с Республикой Дагестан, на юго-западе со Ставропольским краем, на западе с Ростовской обл., на северо-западе с Волгоградской обл., на востоке с Астраханской обл. Регион расположен в зонах степей, полупустынь и пустынь. В сев.-вост. части К. протекает Волга, на юге расположено Чограйское водохранилище, юго-вост. часть территории омывается Каспийским м. Население - 289,4 тыс. чел. (2010). Национальный состав: калмыки - 57,4%, русские - 30,2, даргинцы - 2,7, казахи - 1,7, турки-месхетинцы - 1,3, чеченцы - 1,2% и др.

История, административное устройство

Предки калмыков - ойраты (зап. монголы), жившие в Центр. Азии (Джунгария и соседние регионы), в кон. ХVI - нач. XVII в. разделились, часть ойратов переместилась через Юж. и Зап. Сибирь на Н. Волгу и в Сев. Прикаспий, где поселилась в 1-й трети XVII в., вытеснив оттуда ногайцев. В процессе переселения зап. монголы сформировались в отдельный этнос - калмыков. В сер. XVII в. калмыки окончательно утвердились на западе Великой степи, частью подчинив себе, частью вытеснив кочевья Больших и Малых ногаев в Крым и на Кавказ. Кочевья калм. племен на Н. Волге и в Сев. Прикаспии занимали территорию на юге до Терека, на севере до г. Самары, на западе до р. Дон и на востоке до р. Яик (Урал); позже ареал проживания уменьшился и примерно стал соответствовать границам совр. К. Первым правителем образовавшегося на Н. Волге Калмыцкого (Торгоутского) ханства (существовало в 1633-1771) был тайша Хо-Урлюк (1633-1644). Ханство делилось на улусы, управляемые нойонами, улусы состояли из аймаков и хотонов, подчинявшихся зайсангам. Расцвета ханство достигло в период правления Аюки (1672-1724).

Калмыки оказались на территории Российского гос-ва в нач. ХVII в. В 1608 г. царь Василий Иоаннович Шуйский принял одно из первых калм. посольств и ответил согласием на просьбу о принятии калмыками рус. подданства. В 1655 г. калмыки дали 1-ю шертную запись (присяга на верность) рус. царю (впосл. калмыки неоднократно давали шерти и нарушали их). Со 2-й пол. XVII в. по просьбе рус. правительства калмыки участвовали в военных походах: в 1665-1666 гг. отряды калмыков воевали на Украине против татар, турок и поляков, в 1668-1670 гг. вместе с донскими и запорожскими казаками участвовали в походе против Крымского ханства, в 1676-1681 гг. сражались на стороне русских против турок, в 1696 г. вместе с рус. войсками брали Азов, в 1700-1721 гг. калмыки принимали активное участие в Северной войне, в т. ч. в Полтавской битве. Сохраняя лояльность России, калм. ханы в XVII - 1-й пол. XVIII в. проводили самостоятельную политику. В период правления Аюки калмыки и подвластные им татары часто нападали на рус. селения; в 1684 г. Аюка перенес военные действия за Урал: воевал с киргиз-кайсаками, потом покорил мангышлакских туркмен; к этому же периоду относятся его войны с северокавказскими народами. В XVII-XVIII вв. Калмыцкое ханство сохраняло постоянную связь с др. монг. гос-вами. В XVII в., несмотря на договоры о зависимости от России, калм. ханы получали утверждение своего статуса от далай-ламы.

После смерти Аюки (1724) рус. правительство установило практику прямого назначения правителя Калмыцкого ханства в статусе наместника. В 1732-1734 гг. население ряда улусов, не подчинившихся новому хану, откочевало на Кубань. В сер. XVIII в. наместник Калмыцкого ханства был включен в систему управления Астраханской губ., в 1762 г. проведена реформа традиц. судебно-адм. органа калмыков - зарго, в результате чего судебная и политическая власть хана (наместника) уменьшилась. Во время русско-тур. войны 1735-1739 гг. многочисленное Калмыцкое войско (иррегулярное конное войско в рус. армии) сыграло решающую роль на северокавказском театре военных действий. Калмыки также приняли участие в русско-шведской войне (1741-1743), в Семилетней войне (1756-1763) и в русско-турецкой войне 1768-1774 гг.

В янв. 1771 г. почти 3/4 калмыков (ок. 150 тыс. чел.) во главе с ханом Убаши ушли из России на территории, контролируемые Китаем; до места назначения дошла половина откочевавших, весь скот был потерян. На Волге осталось ок. 55 тыс. чел. Причиной переселения стало недовольство мн. калм. нойонов количеством военной добычи, являвшейся традиц. источником благосостояния, а также проводившимися рус. правительством христианизацией калмыков и колонизацией мест кочевий. Указом имп. Екатерины II Алексеевны от 19 окт. 1771 г. Калмыцкое ханство было ликвидировано, его территория на правах автономного образования Калмыцкая степь вошла в состав Астраханской губ. 10 марта 1825 г. были изданы «Правила для управления калмыцким народом», согласно которым калм. дела передавались из ведения Мин-ва иностранных дел в ведение Мин-ва внутренних дел Российской империи. Во 2-й пол. XIX в. Калмыцкая степь делилась на улусы: Малодербетовский, Манычский, Александровский (Хошеутовский), Багацохуровский, Икицохуровский, Харахусовский, Яндыко-Мочажный, Эркетеневский, Большедербетовский (в 1860 вошел в состав Ставропольской губ.).

После Октябрьской революции 1917 г. часть калмыков вступила в Астраханское казачье войско. Летом-осенью 1919 г. большая часть территории расселения калмыков оказалась под контролем белых войск, к марту 1920 г. здесь установилась советская власть. В июле 1920 г. была образована Автономная обл. калмыцкого трудового народа в составе РСФСР с центром в Астрахани (с 1926 (фактически с 1928) центр - Элиста). Область делилась на улусы: Багацохуровский, Большедербетовский, Икицохуровский, Калмыцко-Базаринский, Малодербетовский, Манычский, Хашеутовский, Эркетеневский, Яндыко-Мочажный, а также Ремонтненский у. В 1926 г. повсеместно был введен алфавит на основе кириллицы. В 1935 г. область была преобразована в Калмыцкую АССР. В 30-х гг. XX в. в К. совершались социальные и хозяйственные преобразования, связанные с окончательным переходом калмыков от кочевого образа жизни к оседлому.

В авг. 1942 - янв. 1943 г., во время Великой Отечественной войны, значительная часть К. была оккупирована нем. войсками. В дек. 1943 г. вслед. обвинения калмыков в коллаборационизме Калмыцкая АССР была упразднена, ее территория передана Астраханской обл., г. Элиста переименован в Степной, более 92 тыс. чел. были депортированы в Сибирь, Ср. Азию, Казахстан. Обвинение было огульным, поскольку из 200 тыс. жителей К. против немцев в Великой Отечественной войне воевало ок. 50 тыс. чел., из них 14 тыс. были награждены орденами и медалями, 8 калмыков удостоены звания Героя Советского Союза (на стороне Германии выступил только Калмыцкий кавалерийский корпус численностью ок. 3,5 тыс. чел.).

Автономия К. была восстановлена указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 янв. 1957 г., по которому была образована Калмыцкая автономная обл. в составе Ставропольского края, в июле 1958 г. область была преобразована в Калмыцкую АССР, территория Долбанского и Приволжского улусов бывш. Калмыцкой АССР осталась в Астраханской обл. В 1957-1959 гг. на родные земли вернулось свыше 72,6 тыс. калмыков. За годы советских пятилеток в К. интенсивно развивались сельское хозяйство и промышленность. Большую роль в возрождении республики сыграл Герой Советского Союза ген.-лейтенант Б. Городовиков, 18 лет возглавлявший К. в должности первого секретаря обкома КПСС.

В окт. 1990 г. была провозглашена Калмыцкая ССР в составе РСФСР, в февр. 1992 г. она получила совр. название. В апр. 1993 г. впервые был избран Президент К., в 1994 г. принято Степное уложение (Конституция).

В составе республики 13 районов (Городовиковский, Ики-Бурульский, Кетченеровский, Лаганский, Малодербетовский, Октябрьский, Приютненский, Сарпинский, Целинный, Черноземельский, Юстинский, Яшалтинский, Яшкульский), 3 города, 112 сельских администраций. В К. проживает 1/3 калмыков, ок. 400 тыс. калмыков живут в Китае, Монголии, в Зап. Европе и в США.

Р. Б. Дякиева

Религия

К 2012 г. в К. насчитывалось 75 религ. орг-ций, из них 18 общин РПЦ, составляющих Элистинскую и Калмыцкую епархию, 3 римско-католич. общины, 14 протестант. общин, 5 мусульманских и 35 буддийских общин. С 2004 г. действует Межрелигиозный совет традиц. конфессий К., в к-рый входят представители Православия, ислама и буддизма.

Русская Православная Церковь. Первые сведения о крещении калмыков относятся ко 2-й пол. XVII в. 27 февр. 1673 г. тайша Аюка и астраханский воевода кн. Я. Н. Одоевский подписали шерть, в к-рой предусматривалось, что калм. власти не будут требовать у российской стороны возвращения беглых калмыков, принявших христианство. Аналогичная шерть была подписана 15 янв. 1677 г.

Кафедральный Казанский собор в Элисте. 1996–1997 гг.Кафедральный Казанский собор в Элисте. 1996–1997 гг.В 1-й четв. XVIII в. началась целенаправленная миссионерская работа среди калмыков. В 1724 г. в С.-Петербурге был крещен хан калмыков Баксадай Дорджи Тайчин; в свое кочевье между Волгой и Доном, неподалеку от Царицына (ныне Волгоград), он увез походную церковь, устроенную по рисунку имп. Петра I Алексеевича. Служить в миссионерском походно-улусном храме был назначен иером. Троице-Сергиева мон-ря Никодим (Ленкевич), владевший калм. языком. Благодаря проповеди иером. Никодима в 1725-1734 гг. было крещено ок. 1700 чел., новообращенных селили в Царицыне, Чугуеве и Астрахани. В 1737 г. для крещеных калмыков-казаков была основана крепость Ставрополь-на-Волге (ныне Тольятти). В 1732 г. по предложению архим. Никодима в астраханском во имя св. Иоанна Предтечи мон-ре было открыто училище для крещеных детей-калмыков. В 1733 г., когда архим. Никодим был уволен на покой, школу перевели в астраханский в честь Преображения Господня монастырь, в 50-80-х гг. XIX в. при мон-ре обучалось от 15 до 40 детей. Никодим (Ленкевич) собирал буддийские рукописи, которые отослал в Синод. Миссионер перевел на калм. язык молитву «Отче наш», Символ веры и декалог с комментариями. В 1731 г. Мефодий, архим. астраханского Преображенского мон-ря, с миссионерскими целями основал приписную к мон-рю Высокогорскую Николаевскую пуст., где принимали крещение калмыки. В 50-х гг. XVIII в. иером. Аарон крестил в Николаевской ц. 248 калмыков. Миссионерам предписывалось действовать убеждением, запрещалось применять насильственные методы.

Церковь вмч. Георгия Победоносца в Элисте. 1998 г.Церковь вмч. Георгия Победоносца в Элисте. 1998 г.В 40-50-х гг. XVIII в. было создано неск. походно-улусных церквей. В результате их деятельности к сер. 1754 г. число принявших крещение калмыков достигло 8695 чел. В 1762 г. была заложена походно-улусная церковь, осуществлявшая миссионерскую деятельность из Енотаевска, где располагалась резиденция крещеного калм. нойона А. Ф. Дондукова. В посл. четв. XVIII в. походно-улусные церкви прекратили работу, что было вызвано уходом большей части калмыков в Джунгарию. Походно-улусные храмы были возобновлены в сер. XIX в. В 1846 г. имп. Николай I Павлович предписал учредить походно-улусную церковь для правосл. населения Калмыцкой степи, храм был освящен в 1853 г., в нем служил свящ.-миссионер Василий Дилигенский. Храм предназначался гл. обр. для рус. крестьян-переселенцев на калм. землях, чиновников и торговцев, живших в калм. улусах. Походно-улусная церковь действовала до 1872 г.

В 1839 г. в Царицыне открылась школа для детей правосл. калмыков, наиболее активным из учителей был Василий Дилигенский, составивший букварь калм. языка, активно занимавшийся переводом церковных книг на калм. язык. В сер. XIX в. на калм. язык христ. книги переводил свящ. Пармен Смирнов, в 1887 г. вышел перевод на калм. язык НЗ востоковеда А. М. Позднеева. Все переводы делались на старокалм. язык (заяпандитский текст).

Церковь прп. Сергия Радонежского. 2005 г.Церковь прп. Сергия Радонежского. 2005 г.В сер. XIX в. в К. появились первые стационарные правосл. храмы. 30 дек. 1846 г. имп. Николай I издал указ «О заселении дорог на калмыцких землях в Астраханской губернии», в котором предусматривалось создание поселений в Калмыцкой степи. Вскоре здесь появились переселенческие села Плодовитое, Тундутово, Обильное, Садовое, Приютное, Элиста и др., в новых селениях возводились правосл. храмы. В посл. трети XIX в. правосл. храмы строились и для крещеных калмыков. Первая церковь в Элисте - небольшой деревянный храм во имя свт. Николая Чудотворца - была сооружена в 80-х гг. XIX в. Здание сгорело в 1896 г., на его месте через 2 года была построена деревянная ц. в честь Воздвижения Креста Господня. В 1933 г. храм был закрыт, в 1939 г. здание разобрали.

В 1871 г. в Астрахани начал работу епархиальный комитет Православного миссионерского об-ва, на средства комитета в местах кочевий калмыков создавались миссионерские станы и пункты. В 1877 г. в калм. стане был построен 1-й правосл. храм, появилась возможность содержать штатных священников-миссионеров. К 1904 г. комитет открыл 3 миссионерских стана и 6 пунктов. По распоряжению Астраханского еп. Митрофана (Невского) в 1894 г. при архиерейском доме начала работу 2-классная миссионерская школа-приют для подготовки детей калмыков к миссионерскому служению.

Выдающиеся священнослужители-миссионеры (Иоанн Нигровский, Василий Кряжимский, И. и Т. Третьяковы, Пармен Смирнов, Феодор Лушпаев, Леонид Лопатин, Василий Парабучев и др.) помимо богослужения занимались организацией начальных школ и б-к для калмыков, праздничных и воскресных просветительских чтений и собеседований, распространением душеполезной лит-ры, краеведческой работой. Первые церковноприходские школы в К. открылись в 70-х гг. XIX в. в переселенческих селах Тундутово, Садовое, Улан-Эрге и в миссионерском стане Найн-Шиир (ныне с. Воробьёвка). После издания 13 июня 1884 г. «Правил о церковноприходских школах» были учреждены школы в селах Обильное, Плодовитое, Вознесеновка, в пос. Лагань, в Князе-Михайловском и Чилгирском миссионерских станах, в посл. десятилетие XIX - нач. XX в.- в с. Солёном, в пос. Яшкуль, в урочище Амта-Бургуста.

В нач. ХХ в. в границах совр. К. действовали 20 приходских и миссионерских храмов в населенных пунктах Элиста, Кегульта, Тундутово, Обильное, Плодовитое, Садовое, Уманцево, Приютное, Вознесеновка, Троицкое, Улан-Эрге, Лагань, Оленичево, Чилгир, Бислюрта (Воробьёвка), Яшкуль, Князе-Михайловское (ныне с. Красномихайловское Яшалтинского р-на), Солёное, Утта, Башанта (ныне г. Городовиковск). Храмы в К. входили в состав Астраханской и Ставропольской епархий.

В 1926 г. на территории Калмыцкой автономной обл. функционировало 17 правосл. приходов, к 1940 г. в К. не осталось ни одной легальной правосл. общины, церкви были разрушены или использовались для хозяйственных нужд. В 20-30-х гг. XX в. подверглись репрессиям православные священники: Н. Алексеев (с. Улан-Эрге), А. Прозоров (с. Тундутово), А. Тимофеев (пос. Лагань), З. Медведев (с. Вознесеновка), Г. Кобец (с. Яшалта), К. Генерозов (с. Садовое), В. Назаров (с. Уманцево).

В период нем. оккупации К. ряд общин возобновили деятельность. В 1942 г. открылись молитвенные дома (в зданиях бывш. церковноприходских школ) в Элисте, в селах Приютном и Троицком. После освобождения К. от немцев молитвенные дома в Элисте и Приютном были зарегистрированы советскими властями и до нач. 90-х гг. XX в. оставались единственными действующими приходами в Калмыцкой АССР. Приходы входили в Ставропольско-Бакинскую епархию.

В 60-90-х гг. XX в. надзор за деятельностью религ. организаций в К. осуществлял уполномоченный по делам религий при Совете министров Калмыцкой АССР. Должность была учреждена в 1960 г., 14 янв. 1991 г. введена должность уполномоченного Совета министров КАССР по работе и связям с религ. орг-циями, в 1993 г. при Мин-ве социальной политики К. образован департамент по делам религии, в 1998 г. департамент был упразднен, его полномочия переданы региональному Мин-ву культуры, национальной политики и по делам религии. В 1966 г. уполномоченный по делам религий по Калмыцкой АССР Б. Комаев сообщал, что по постановлению Совета министров СССР от 16 нояб. 1961 г. «Об усилении контроля за выполнением советского законодательства о культах» было введено дополнительное налогообложение священников Иоанна Шандрыгина из Элисты и Григория Тихоновича из Приютного (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 29). В сер. 70-х гг. в К. были выявлены нелегальные общины Истинно православной церкви (см. Истинно православные христиане). Выяснилось, что в 1974 г. один из лидеров этого сообщества - Г. Я. Секач, объявивший себя катакомбным Могилёвским еп. Геннадием, организовал в Элисте подпольную общину в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1976 г. деятельность этой группы была прекращена, прошли аресты (Там же. Оп. 6. Д. 944). В истории правосл. элистинского прихода во 2-й пол. XX в. наиболее известными были священники Владимир Сергеев (50-е гг.), Иоанн Шандрыгин (2-я пол. 60-х - нач. 80-х гг.) и Владимир Остапенко (служил в Элисте с 1985, принял монашество с именем Зосима, с 1995 управлял новообразованной Элистинской епархией).

7 окт. 1995 г. постановлением Свящ. Синода была образована Элистинская и Калмыцкая епархия. В 1996-1997 гг. в Элисте на месте разрушенной в 1939 г. Крестовоздвиженской ц. был воздвигнут кафедральный собор в честь Казанской иконы Божией Матери, освященный Патриархом Московским и всея Руси Алексием II во время визита в К. В 2008 г. в Элистинской епархии было 16 приходов, в дек. 2011 г. в епархии насчитывалось 20 приходов, 26 храмов и 14 молитвенных комнат.

Римско-католическая Церковь. Католики появились в К. в сер. XIX в., когда здесь стали селиться поволжские немцы; в Калмыцкую степь были сосланы неск. участников польского восстания 1863-1864 гг. Первое католич. богослужение в республике было совершено в 1993 г., в следующем году в Элисте был зарегистрирован католический приход во имя Франциска Ассизского. В 1995 г. получили регистрацию еще 2 прихода: Антония Падуанского в Городовиковске и Максимилиана Кольбе в с. Весёлом Городовиковского р-на. В 1996 г. в Элисте, Городовиковске и Весёлом построены часовни, при элистинском приходе действуют молодежный центр «Ассизи» и воскресная школа для детей. Католич. приходами в К. ведает францисканский орден, они входят в состав католич. Саратовской епархии. Католики в К. (ок. 150 чел.) по национальности немцы, поляки, есть небольшое число русских и армян.

Протестантские церкви, деноминации и секты. В К. действуют 14 зарегистрированных организаций различных протестант. направлений, в т. ч. 5 общин евангельских христиан (см. в ст. Баптисты), 4 общины христиан веры евангельской (пятидесятников), по одной общине лютеран (см. Лютеранство), баптистов, адвентистов седьмого дня, харизматов и Иеговы свидетелей. Большинство общин, кроме баптистской, пятидесятнической и лютеранской, было создано в постсоветский период проповедниками с Украины, из Молдавии, США, Канады, Бразилии. В 2001 г. 5 протестант. орг-ций в К. объединились в Калмыцкую епархию Евангельского христианского миссионерского союза. Члены протестант. орг-ций в К. (ок. 800 чел.) - в основном немцы и русские, есть небольшое число калмыков и представителей др. народов.

Лютеранство было принесено в К. в 70-х гг. XIX в. нем. переселенцами и распространилось в местах их компактного проживания в совр. Яшалтинском и Городовиковском районах. Вслед. массовой эмиграции нем. населения в Германию в 90-х гг. XX в. в К. осталась 1 лютеран. община.

В кон. XIX в. на территории К. появились группы баптистов, самая крупная находилась в Элисте. В 20-30-х гг. XX в. с баптистами соединились молокане, центром деятельности к-рых в К. было с. Овата (ныне Целинного р-на). В наст. время баптист. община в Элисте является одной из самых крупных среди протестант. групп. Имеются незарегистрированные общины баптистов в Городовиковске и с. Виноградном, незарегистрированая группа инициативников - в Элисте.

В 70-х гг. XX в. в селах Эсто-Алтай и Краснополье Яшалтинского р-на образовались группы пятидесятников, в 2008 г. в К. имелось зарегистрированное об-во пятидесятников, в наст. время оно объединяет 4 общины. Без регистрации в Элисте действуют харизматы: «Церковь «Новая жизнь»» и община «Ассоциации «Часовня на Голгофе»» («Церковь Калвари»).

Адвентисты известны в республике с 1993 г., имеют общины в Элисте и пос. Ики-Бурул.

В 1995 г. в республику из Ставрополя приехали проповедники-иеговисты; община свидетелей Иеговы, насчитывавшая 34 чел., была зарегистрирована в 1999 г., в наст. время в нее входит ок. 100 чел. В авг. 2010 г. прокуратура К. вынесла предупреждение председателю иеговистской общины в связи с распространением им литературы экстремистского содержания.

С. С. Белоусов

Ислам. До Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в К. имелось 2 мечети - в поселках Калмыцкий Базар (с 1944 пос. Приволжский, ныне в составе г. Астрахань) и Учтамак бывш. Калмыцко-Базаринского улуса. Они были закрыты до кон. 30-х гг. XX в. В 60-х гг. XX в. при поддержке гос-ва шло массовое переселение мусульман в К. из густонаселенных республик Сев. Кавказа (Дагестан, Чечено-Ингушетия). В 1995 г. в пос. Прикумском Черноземельского р-на была открыта мечеть, в настоящее время мечети действуют в поселках Яшалта, Ульяновское, Артезиан, Прикумский и в г. Лагань. В 2000 г. в К. был создан «Единый мусульманский центр», в 2004 г. избран муфтий республики, через 3 года начало работу Духовное управление мусульман К., входящее в Координационный совет мусульман Сев. Кавказа. В ведении Калмыцкого духовного управления мусульман состоят 4 орг-ции, 6 религ. групп.

В. Б. Папуев

Буддизм. Распространение буддизма среди ойратов происходило в 2 этапа: в XIII - нач. XIV в. и в кон. XVI - нач. XVII в. В XIII в. в результате утверждения монг. династии Юань в Китае буддизм получил статус гос. религии, после падения Юаньской империи буддизм сохранялся у монг. народов только среди знати.

Новый этап распространения буддизма среди монголов начался в кон. XVI в. К этому времени монгольские кочевья представляли собой разрозненные княжества, власть всемонгольских ханов была очень слабой. Почти одновременно с туметами (юж. монголами) Алтан-хана, принявшего в 1578 г. закон о 10 буддийских добродетелях, буддистами стали в Сев. Монголии представители Халхи, в Зап. Монголии - ойраты. Первым князем, обратившимся к буддизму среди ойратов, был торгутский правитель Сайн-Тэнэс-Мерген-Темене, сын к-рого Нейджи тойн (Цаган Номин-хан) по благословению далай-ламы начал распространять учение среди монголов и ойратов. Из его ойратских учеников выдвинулся Зая-пандита Намкхай Чжамцо. По повелению далай-ламы Нейджи-тойн и Зая-пандита поделили кочевья монголов, и каждый проповедовал буддизм в своем регионе.

Массовой религией монг. народов буддизм стал в XVII в. Распространение буддизма среди ойратов, в нач. XVII в. откочевавших на запад, до Н. Поволжья и Сев. Прикаспия, сопутствовало и способствовало консолидации калм. народа. Решениями съезда ойратских и монг. князей и духовенства в 1640 г. буддизм был объявлен гос. религией. В этот период у ойратов и калмыков появились первые буддийские храмы. Самый ранний известный ойратский монастырь упоминается в грамоте царя Михаила Феодоровича 1616 г. Мон-рь «Дархан Дорджин кит» располагался на берегу Иртыша, его также называли «Семь палат» (с чем связано название г. Семипалатинска). Среди др. ранних буддийских построек известен мон-рь Аблаинкит (Аблайкет), т. е. кн. Аблая, сводного брата Зая-пандиты (основан в 1654), его описал Ф. Байков, 1-й посол России в Китае. Аблаинкит и др. ранние мон-ри ойратов были разрушены.

В XVIII в., в период наибольшего расцвета Калмыцкого ханства, контакты К. с буддийским миром были очень тесными. В 1771 г. откочевавший из России хан Убаши взял с собой б-ку буддийских рукописей и реликвии, которые хранились впоследствии в специально созданном калмыками храме в Китае. После ликвидации в 1771 г. Калмыцкого ханства в Российской империи постепенно формировалась система управления Калмыцкой степью Астраханской губ. В «Положениях по управлению калмыцким народом» (1825, 1834, 1847) изложены в т. ч. меры, направленные на сокращение влияния буддизма и на расширение христ. миссии, предполагалось установить контроль за количеством буддийских мон-рей и духовенства. К кон. XVIII в. в К. имелось 14 буддийских мон-рей (хурулов). В нач. XIX в. калмыки начали называть все храмы мон-рями, в офиц. данных 1836 г. упоминалось 106 хурулов. В ходе обсуждения мер по сокращению числа буддийских общин предлагалось уменьшить количество хурулов в 5 раз. В окончательном варианте документа, принятом в 1847 г., было утверждено 67 хурулов: 25 больших и 42 малых, в каждом хуруле полагалось иметь соответственно 36 и 18 духовных лиц. В 60-х гг. XIX в. были приняты меры по сокращению количества храмов, «лишние» хурулы были объявлены малыми, другие стали именоваться молитвенными кибитками, некоторые перешли на неофиц. положение. Такая ситуация сохранялась до нач. ХХ в., когда оживилась религ. деятельность буддистов. В этот период усилились связи К. с Монголией, в калм. степях часто появлялся посланник далай-ламы XIII А. Доржиев. В 90-х гг. XIX в. Бааза-бакши Менкеджуев при родовом хуруле открыл 1-ю высшую философскую школу в К.- Чёря (цанид). В 1907-1908 гг. при содействии А. Доржиева в К. были учреждены 2 буддийских академии.

Первые 2 десятилетия XX в. характеризовались оживлением деятельности буддийской церкви в К., ростом численности хурулов и духовенства, появлением высших школ, движением за обновление буддизма. Идеи возвращения к «чистому» буддизму нашли яркое выражение в сочинении духовного лидера движения директора Чёря Б. Боваева - поэме «Услаждение слуха» (Пг., 1916). Возврат к подлинному буддизму понимался как расширение влияния религии, строительство новых храмов и более глубокое усвоение догматов верующими. На съезде буддийского духовенства 22 июля 1917 г. было принято решение увеличить количество хурулов до 111, численность духовенства довести до 2730 чел.

Движение обновления буддизма в К. было насильственно прервано в ходе развернутой советской властью борьбы с религией. В 1924-1928 гг. в К. действовало 70 зарегистрированных буддийских об-в, в к-рых насчитывалось 38 452 рядовых члена и 1904 священнослужителя. В нач. 1931 г. в К. начались репрессии против духовенства. В 1936 г. в 14 действовавших храмах был 41 священнослужитель, к началу Великой Отечественной войны в республике не было ни одного действовавшего буддийского храма.

В период депортации (1943-1957) из-за отсутствия храмов буддийская обрядность у калмыков сохранялась на бытовом уровне. После возвращения калмыцкого народа на родину и восстановления автономии К. (1957) буддизм оставался под запретом. Ко времени регистрации в 1988 г. в Элисте 1-й буддийской общины в республике не было ни одного храма. В последующие десятилетия в К. были построены буддийские храмы, число к-рых достигло 30. Повсеместно возводятся сооружения буддийской культовой архитектуры, среди к-рых особой популярностью пользуются мемориальные сооружения - ступы (калм. субурган). В поселениях республики открыты десятки субурганов, посвященных религ. событиям и деятелям.

Мощный импульс развитию буддизма в К. дал 1-й приезд в республику далай-ламы XIV летом 1991 г. Он провел 3 молебна, посетил хурул, освятил место строительства храмового комплекса. Осенью 1992 г. далай-лама вновь прибыл в республику, побывал в 3 районах, освятил храмы в Лагани и пос. Джалыково. В 1991 г. было создано независимое от Центрального духовного управления буддистов СССР Объединение буддистов К. (ОБК). В 1991 г. прошла 1-я конференция ОБК, на к-рой был утвержден устав и избран Шаджин-лама. В Элисте открылся молодежный просветительский буддийский центр (позднее переименован в дхарма-центр), где преподаются основы буддизма, тибет. языка и древнеинд. логики. В 1994 г. в Элисте прошел международный буддийский форум. В 1995 г. состоялось открытие филиала Международного ин-та движения Карма-кагью. Буддизм представлен в республике еще 2 школами: Сакья и Нингма. В пос. Ики-Бурул действует хурул школы Нингма. Центры Ченрези и Тилопа в Элисте придерживаются традиционного для калмыков буддизма школы Гелугпа. Значительным событием стало открытие в 1996 г. Сякюсн-Сюме (мон-рь Геден-Шеддуп-Чойкорлинг) в Элисте, где находится полутораметровая статуя Будды Шакьямуни из уральского мрамора.

К. неоднократно посещал один из главных иерархов школы Гелуг Богдо-гегян IX, ежегодно бывает с визитами лама Еше Лодой Ринпоче. В 2003-2004 гг. неск. раз приезжали тибетские монахи из тантрического монастыря Гьюдмед - старинного учебного заведения школы Гелуг, построившие в К. 3 песочные мандалы, к-рые символизируют матрицу Вселенной и одновременно дворец божеств. В 2004 г. К. вновь посетил далай-лама и освятил место для строительства нового буддийского храма. Через год в Элисте состоялось открытие храма Бурхн-Багшин-Алтн-Сюме (Золотая обитель Будды Шакьямуни), который является самым крупным культовым буддийским сооружением в Европе.

В наст. время в К. действуют 35 зарегистрированных объединений буддистов, из них 34 относятся к традиционному для К. направлению буддизма - махаяне, 1 община принадлежит к движению Карма-кагью. В республике функционирует более 30 хурулов. Крупные храмы возведены в городах Лагань, Городовиковск, в поселках Цаган-Аман, Комсомольский, Яшкуль, Ики-Бурул, Кетченеры, Троицкое, Аршань-Зельмень, Ульдючины и Хомутников. К. регулярно посещают буддийские наставники из-за рубежа, студенты из К. учатся в высших буддийских школах Бурятии, Монголии, Индии и др. Активно публикуется буддийская лит-ра. Буддийские храмы стали значимыми культурными центрами в республике, а буддизм - одним из признаков самоидентификации.

Э. П. Бакаева

Новые религиозные движения представлены в К. «Обществом Сознания Кришны» (вайшнавы), «Общиной последователей веры Бахаи», Армией спасения, близкой к сайентологии общественной организацией «Имперская академия мысли», группой последователей учения Н. К. Рериха (последние позиционируют себя как стронники необуддизма). Все эти движения имеют по одной организации в Элисте, из них только последователи веры Бахаи в 2003 г. были зарегистрированы. До кон. 90-х гг. XX в. большую активность в К. проявляли секта мунитов (см. Мун Сан Мён) и близкие к ней общественные орг-ции.

Лит.: Пюрвеев Д. Б. Архитектура Калмыкии. М., 1975; Ламаизм в Калмыкии и вопросы науч. атеизма. Элиста, 1980; Команджаев А. Н. Положение ламаистской церкви в калмыцком обществе (кон. XIX - нач. XX в.) // Orient: Альманах. СПб., 1992. Вып. 1: Буддизм и Россия. С. 148-151; Бакаева Э. П. Буддизм в Калмыкии: Ист.-этногр. очерки. Элиста, 1994; Борисенко И. В. Храмы Калмыкии. Элиста, 1994; Дорджиева Г. Ш. Буддизм и христианство в Калмыкии. Элиста, 1995; Максимов К. Н. Калмыкия - субьект Рос. Федерации. М., 1995; он же. История нац. государственности в Калмыкии (нач. ХVII-ХХ вв.). М., 2000; Белоусов С. С. Поселение начиналось с церкви: Село Воробьёвка (Бислюрта), 1877-1917. М., 1998; он же. Правосл. приходы в Калмыкии в XIX - нач. XX в. (1806-1917 гг.). Элиста, 2003; Ленкова М. В. Единство Калмыкии в составе единой России. Элиста, 2003; Орлова К. В. История христианизации калмыков, сер. XVII - нач. XX в. М., 2006; Басхаев А. Н. Буддийская церковь Калмыкии: 1900-1943 гг. Элиста, 2007; Басхаев А. Н., Дякиева Р. Б. Ойрат-калмыки: ХII-ХIХ вв.: (История и культура калмыцкого народа с древнейших времен до нач. ХIХ в.). Элиста, 2007; Буддизм в России. СПб., 2009. № 42: [К 400-летию Калмыкии].
В. Г. Пидгайко
Рубрики
Ключевые слова
См.также