КАМЕННОБРОДСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Том XXX , С. 36-39
опубликовано: 16 мая 2017г.

КАМЕННОБРОДСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Содержание

(Волгоградской митрополии), находится при с. Каменный Брод Ольховского р-на Волгоградской обл. Первоначально женский. К югу, западу и северу от К. м. расположен разветвленный комплекс меловых пещер - природных и рукотворных, изучение к-рых ведется с 1984 г. волгоградскими спелеологами, в частности К. Э. и Ю. В. Полевыми. Район бывш. владельческой слободы Каменный Брод Ольховской вол. Царицынского у. считается местом уединенного жительства монашествующих или членов сект. Предания относили начало проживания подвижников в пещерах к различному времени: от монголо-татар. нашествия в XIII в. до сер. XVIII в. Пещеры благодаря положению в достаточной степени были защищены от набегов неприятелей. К 2012 г. от входа, расположенного с вост. стороны, начинаются 3 основные галереи, ориентированные на стороны света, с нишами-«кельями». Верхний ярус представляет собой пещерный комплекс протяженностью ок. 200 м. Раскопан еще один ярус; по преданию, некогда существовал и нижний ярус. Считается, что пещеры по высоте и технике отделки (наличие следов острого орудия на стенах) близки к Дивногорским монастырским пещерам Ср. Дона (Макаренко П. Е. Археологические исследования 1907-1909. Маяцкое городище // ИИАК. 1911. Вып. 43. С. 45-46). Имеются также общие черты в структуре и планиметрии пещер К. м. и Араповских пещер (Тульская обл.), пещерного городка в г. Рузе, Варяжских пещер в Киеве.

Каменнобродский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. 2008 г.Каменнобродский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. 2008 г.В 1793 г. окрестные земли были переданы во владение поручика Ивана Персидского. В XVIII в. из малороссов, в т. ч. бывш. крепостных Персидских, сформировалась владельческая слобода Каменный Брод. В 2 верстах от слободы, между меловыми скалами, по благословению еп. Саратовского и Царицынского Иоанникия (Руднева) была основана жен. община в память посещения в 1863 г. г. Царицына (ныне Волгоград) наследником цесаревичем вел. кн. Николаем Александровичем († 12 апр. 1865). Часть имения пожертвовали надворный советник Петр Иванович Персидский и его супруга Серафима Петровна. Участок (445 дес.) на правом лесном нагорном берегу р. Иловли включал пахотные земли и дубовый лес. В 1863 г. в с. Каменный Брод Персидским была построена каменная приходская ц. в честь Казанской иконы Божией Матери (разрушена в советское время). Вероятно, именно в ней молились насельницы (до 60 чел.), к-рые первое время проживали в частном доме в с. Каменный Брод.

Возглавила общину (1865-1867) Пелагея Николаевна Водолагина, переведенная из Дубовской общины (см. Дубовский в честь Вознесения Господня мон-рь). При ней на средства Персидского был выстроен главный каменный 2-этажный келейный корпус (1867-1868), в к-ром проживало ок. 60 чел. С 1868 г. общину возглавляла инокиня Смарагда из рыбинского Софийского мон-ря, в 1869-1874 гг.- А. А. Виноградова, из крестьянок Тульской губ.

8 дек. 1873 г. имп. Александр II утвердил определения Святейшего Синода от 15 мая и 14 сент. 1873 г. об учреждении в с. Каменный Брод жен. общины. 16 янв. 1874 г. Синод сообщил Правительствующему сенату об учреждении общины и укреплении за ней недвижимого имущества. Сестрам вменялось в обязанность создание больницы, в которой нуждалось окрестное население. Земский врач должен был работать в этой больнице, но приемный покой (для местных жителей) почти не использовался по назначению за недостатком средств. В 1875-1879 гг. общину возглавляла М. И. Лобачёва, из крестьян Аткарского у. Саратовской губ. В 1877 г., во время русско-тур. войны, по ее инициативе был образован «отряд сердобольных монахинь» (10 чел.), к-рые изготовляли корпию, бинты и шили белье для отправки раненым солдатам; неск. насельниц работали в царицынском лазарете.

В 1879 г. по распоряжению еп. Саратовского Тихона (Покровского) начальницей была утверждена инокиня Вера (Филиппова Марфа Николаевна; † 29 сент. 1893), бывш. насельница тульского в честь Успения Пресвятой Богородицы жен. мон-ря. С ее именем связана «смута» в общине, подорвавшая авторитет обители среди окрестного населения. Инокиня Вера закрыла приемный покой, уволила выборных сестер и ок. 20 монахинь. Помещики Персидские обвинили инокиню Веру в злоупотреблениях, растрате церковных средств и гонениях на сестер, но та вскоре была оправдана. В 1885 г. при поддержке епархиального начальства инокиня Вера была освобождена от суда и следствия, а насельницам запрещено заниматься «очернительством» начальницы. В 1886 г. ушедшие из общины сестры П. В. Акимкина и М. К. Лукьяненко подали жалобу на начальницу в Саратовскую консисторию. Но после рассмотрения жалоба была признана необоснованной. Как считалось, причиной разногласий послужило то, что вдова Персидского использовала нек-рых сестер (бывш. крепостных) в качестве домашней прислуги. В 1889 г. инокиня Вера приняла постриг в мантию с именем Афанасия, в общине был введен монастырский устав.

В 1893 г. мон. Афанасия направила прошение Саратовскому еп. Авраамию (Летницкому) о преобразовании общины в мон-рь. Принятие соответствующего решения в основном по причинам материального характера (наличие долгов) было отложено до приобретения не менее 6 тыс. р. собственного капитала. Лишь 17 сент. 1903 г., при настоятельнице мон. Сусанне (с 1895), указом Синода община получила статус Белогорского Каменнобродского Свято-Троицкого мон-ря. В 1904 г. мон. Сусанна была удостоена игуменского сана за введение «строгого устава», в 1910 г.- наперсного креста.

К 1887 г. в общине проживало 97 сестер, в 1889 г.- монахиня и 101 послушница, в 1892 г.- монахиня и 95 послушниц, в 1895 г.- мон. Сусанна и 127 послушниц, в 1901 г.- мон. Сусанна и 160 (по др. сведениям, 170) послушниц. В 1911 г. в К. м. жили 41 мантийная монахиня и 169 послушниц, в 1913 г.- 38 монахинь и 183 послушницы. 29 дек. 1914 г. указом Синода в должности настоятельницы с возведением в сан игумении была утверждена мон. Еннафа.

С 1886 г. священники общины получали ежегодное жалованье в 500 р. и содержание. С этого года до 21 сент. 1894 г. штатным священником К. м. был о. Мануил Мысовский (Мысковский?), с 27 сент. 1894 г.- Михаил Малов, с 5 апр. 1896 г.- Иоанн Подольский. 15 дек. 1908 г. место было предоставлено Николаю Николеву, «временно-заштатному священнику» с. Б. Ивановка Царицынского у. 5 мая 1913 г. благочинным обители был назначен ректор Саратовской ДС архим. Серафим (Лукьянов), а духовником - иером. Георгий из церкви саратовской киновии в честь Страстей Господних. 14 марта 1915 г. духовник, законоучитель, последний монастырский свящ. Симеон Туркин был награжден скуфьей за присоединение к Церкви 5 старообрядцев. Прот. Павел Победоносцев, один из последних клириков Казанской ц. в с. Каменный Брод, был репрессирован в советское время (к июню 2012 готовились материалы для его канонизации).

1 янв. 1896 г. при общине были открыты приют и одноклассная школа для девочек (10-20 чел.), в к-рой воспитанницы обучались золотошвейному мастерству. В 1903 г. для школы был выстроен новый просторный корпус. К 1911 г. в школе обучались 19 девочек и мальчик. С 1911 г. при обители имелись больничная палата и аптека, монастырский штат включал фельдшерицу. В июле 1913 г. 2 или 3 насельницы должны были обучаться на миссионерских курсах в саратовском Крестовоздвиженском жен. мон-ре (в т. ч. на «книгонош»). В янв.-февр. 1917 г. 2 насельницы посещали миссионерские противосектантские курсы при балашовском Покровском мон-ре. В годы первой мировой войны монахини ушли сестрами милосердия на фронт, в обители проводился сбор пожертвований для солдат. Существовала трапезная для нищих.

К кон. XIX в. недалеко от К. м. открылся незамерзающий источник минерализованной воды, всего обнаружено 9 родников. Для приема многочисленных паломников к источникам (в т. ч. представителей дворянских фамилий - Голицыных, Строгановых, Трубецких) были выстроены 4 гостиницы и странноприимных дома.

Храмы и святыни

Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и место разрушенного Троицкого собора. Фотография. 2008 г.Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и место разрушенного Троицкого собора. Фотография. 2008 г. На средства С. П. Персидской на 1-м этаже каменного келейного («главного») корпуса была устроена теплая домовая ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», 5 окт. 1869 г. освященная местным благочинным. В 1876 г. архит. И. И. Готгардтом был разработан проект монастырского собора. Пятишатровый храм с декоративным убранством в рус. стиле (килевидные кокошники и проч.) предполагалось построить по проектам, близким к проектам К. А. Тона (напр., Мироновская ц. в С.-Петербурге, Христорождественский собор в Красноярске). Однако однопрестольный холодный собор во имя Св. Троицы был возведен по др. проекту на пожертвования Персидского и др. благотворителей. Храм освятил 17 сент. 1895 г. еп. Саратовский и Царицынский Николай (Налимов) в сослужении прот. Иакова Ивановского, благочинного прот. Владимира Веселовского, общинного свящ. Михаила Малова и священников соседних сел. На торжестве присутствовало до 10 тыс. чел. Центричный, крестообразный в плане храм с угловыми компартиментами был завершен массивным луковичным пятиглавием. Декоративное убранство (килевидные кокошники, 3/4-ные колонки, ширинки, кронштейны, декоративные кресты и филенки) было выдержано в традициях узорочья XVII в. Архитектурный стиль собора соответствовал традициям рус. храмостроительства кон. XIX в. Иконостас оценивался в 10 тыс. р., иконы с ризами изготовила царицынская мастерская купца В. Рысина. В 1914 г. в К. м. была возведена колокольня на деревянных столбах, примыкавшая к келейным корпусам. 21 мая 1915 г. еп. Саратовский и Царицынский Палладий (Добронравов) освятил монастырскую часовню, построенную в версте от обители.

Перед основанием общины Персидский приобрел для нее в Москве 5 икон, в т. ч. «Преображения Господня», Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (XVIII в.) и 2 больших образа Пресв. Троицы - в серебряном и золотом окладах. Персидская сделала вклад в ризницу - Евангелие в серебряном окладе, украшенное финифтью, серебряный позолоченный крест, богослужебную утварь, облачения и колокола. В янв. 1908 г. купеческие вдовы М. Тараканова и М. Маслова из г. Царицына пожертвовали в Троицкий собор «сребропозлащенную плащаницу с гробницей» стоимостью 300 р. В 1897 г. земский начальник 3-го участка Н. А. Дьяченко пожертвовал в Троицкий храм икону свт. Николая Чудотворца, а в 1900 г.- киот и металлический подсвечник. В 1901 г. еп. Николай (Налимов) передал в дар мон. Сусанне Коневскую икону Божией Матери (к 2012 возвращена в К. м.).

Хозяйство

Изначально при общине была устроена хлебопекарня с келейной и избой для пекарей; налажено рыболовство, хлебопашество и скотоводство. В 1871 г. в пользу общины поступили пожертвования деньгами и строительными материалами от местных крестьян П. Лемешкина (820 р.), К. В. Семиненковой (1,4 тыс. р.). В 1874 г. Персидская пожертвовала общине земельный надел в 485 дес. 1995 кв. саж. стоимостью 6 тыс. р. На этой земле находились 2 каменных здания, в одном из к-рых размещались Скорбященская ц. и больница, в другом - трапезная, просфорная и кухня. На территории общины также были 3 деревянных флигеля, обложенные кирпичом, в 2 проживали сестры, в одном - священник; каменная с арками стена (46 саж.) с 2 деревянными воротами, 2 каменные караулки, кладовая; 2 деревянных амбара, погреб и каретный сарай. В 80-х гг. XIX в. при К. м. были устроены просфорная, кирпичный завод, золотошвейная мастерская, построены амбары, хлев для крупного рогатого скота, конюшня, свинарник, птичник, сооружена ветряная мельница на горе. Под руководством монахини, прибывшей из Москвы, сестры обучались плетению кружев, были открыты коверное, ткацкое, вязальное производства.

В 1886 г. вдова священника Подольской губ. Д. Покровская перечислила обители 500 р. В следующем году по завещанию вдовы хорунжего Астраханского казачьего войска П. П. Кабатовой (вероятно, входила в число сестер общины) мон-рю было передано 109 дес. 970 кв. саж. земли близ хутора Неткачева Камышинского у. Саратовской губ. Впосл. община сдавала этот участок в аренду. На 1901 г. капитал общины составлял 7 тыс. р. церковных сумм и 5,7 тыс. р. кредитными билетами. В 5 раз (по сравнению с 1896) вырос доход от скотоводства и сельского хозяйства.

К нач. XX в. община владела подворьями в г. Камышине (на арендуемой у города территории) и на хуторе Фролово (на собственной земле). На Камышинском подворье жили сестры, выпекавшие просфоры для домовой церкви при Камышинской тюрьме, а на подворье на хуторе - ухаживавшие за садом и огородом. Фроловское подворье оценивалось в 460 р., здесь находились деревянные дом, амбар, конюшня, сарай и ледник. К 1903 г. земельные владения мон-ря составляли 611 дес. 920 кв. саж., к-рые занимали в т. ч. персиковая и ореховая рощи. Вероятно, к 1917 г. имелось также подворье в Донской епархии (ныне ст-ца Арчединская Михайловского р-на).

1923-2012 гг.

Вход в пещеру. Фотография. 2008 г.Вход в пещеру. Фотография. 2008 г. В 1923 г. сестры организовали сельскохозяйственную общину «Артель усиленного труда» во главе с мон. Еннафой. В янв. 1928 г. 65 монахинь дали подписку Сталинградскому уездному финансовому отделу о невозможности оплачивать проживание в мон-ре по 323 р. 84 к. в месяц и обязались освободить помещения к 1 февр. 1928 г. Вскоре К. м. был закрыт и разграблен, уничтожены иконостас и колокола. Нек-рые монахини переехали в ближайшие села Каменный Брод, Ольховка, Михайловка, а те, кто остались, были арестованы и в нояб. 1927 г. отправлены по этапу в Астрахань; из-за холода и жестокого обращения до города дошли лишь 12 чел.

В кон. 20-х гг. К. м. находился в заброшенном состоянии, затем в корпусах разместилась коммуна, жителями которой было разграблено монастырское кладбище. В 1934-1938 гг. были разрушены Троицкий храм и др. постройки, ряд корпусов разобраны на кирпич. Помещения Скорбященской ц. и келейного корпуса использовались в хозяйственных нуждах. Во время второй мировой войны на территории К. м. располагался госпиталь, в частности для тифозных больных. С 1945 по 1959 г. в здании крестильни размещалась машинно-тракторная станция, в домах жили семьи работников, в здании трапезной был скотный двор. В 1959 г. сохранившиеся постройки были переданы конезаводу, в Скорбященском храме устроена конюшня, в кельях поселились жители вновь образованного пос. Госконюшня. Гос. предприятие по коневодству «Ольховское» устроило в помещениях Скорбященской ц. «бычатник», в игуменском доме - зерносклад, в просфорной - склад, в келейном корпусе - контору, в погребах и трапезной - магазин, склад, кузницу и мастерскую.

Братский корпус. Фотография. 2008 г.Братский корпус. Фотография. 2008 г.В 1990 г. архиеп. Саратовский и Волгоградский Пимен (Хмелевский) обратился к Волгоградскому обл. совету народных депутатов с просьбой о возвращении обители РПЦ. 17 июля 1991 г. Волгоградский совет народных депутатов рассмотрел заявление архиеп. Волгоградского и Камышинского Германа (Тимофеева) о передаче епархии зданий бывш. мон-рей, в т. ч. было принято решение о возвращении Церкви строений К. м. Решением Синода от 18 июля 1991 г. К. м. был возрожден как мужской. Указом архиеп. Германа от 5 авг. 1991 г. наместником назначен иером. Савва (Кудинов; † 2009). Постановлением администрации Ольховского р-на от 18 апр. 1994 г. земли были окончательно закреплены в собственности обители. Постановлением администрации Волгоградской обл. от 14 дек. 1994 г. мон-рю были возвращены все постройки. 27 авг. 1996 г. наместником назначен иером. Елисей (Фомкин; со 2 апр. 1997 благочинный мон-рей Волгоградской епархии, с 6 окт. 2011 настоятель, с 31 марта 2012 г. епископ Урюпинский). Братию помимо настоятеля составляют иеромонах, монах, инок и послушник. К. м. неоднократно посещал правящий архиерей митр. Герман.

В 1991 г. в старом монастырском корпусе была устроена домовая Троицкая ц. К 1994 г. для богослужений была приспособлена Скорбященская ц., игуменский дом был разобран. В 1999-2001 гг. Скорбященскую ц. отремонтировали и утеплили. Восстановлены келейный корпус, трапезная (с 2004 архиерейские покои, келья настоятеля, гостиные комнаты и архондарик), братские кельи, ограда и др. постройки. Очищены и приведены в порядок 4 св. источника, в т. ч. радоновый Свято-Троицкий, «серебряный» и сероводородный. В пещерах оборудована надвратная часовня (2002). В глубине верхнего яруса располагается подземная часовня. С 2002 г. в К. м. введена система водоснабжения, с 2004 г. строится гостиница, в 2006 г. проведен ремонт электроснабжения, с 2009 г. осуществляется газификация. Выполнены предпроектные разработки по воссозданию Троицкого собора с сохранением общего планового решения и отдельных элементов декора, а также ведется строительство шатровой колокольни. Уцелевшие части надгробий с могил монахинь Афанасии и Серафимы Персидской были перенесены в нояб. 2004 г. и установлены рядом друг с другом. В К. м. хранятся чтимые иконы XVIII в. «Всех скорбящих Радость» и Христа Спасителя.

Хозяйство монастыря составляет 673 га, в т. ч. пашни занимают 349 га, сенокосы - 20, пастбища - 148, прочие - 156 га. Разводят кур, имеется скотный двор (бычки, лошадь). В пойме Иловли сохранились остатки заповедной дубовой рощи (возраст дубов от 300 до 400 лет). На склонах гор в окрестностях мон-ря произрастает стелющийся можжевельник (такое место - единственное в Волгоградской обл.). 22 апр. 2008 г. на территории К. м. школьники заложили дубовую «Аллею добра».

В 1996 г. было открыто подворье К. м. при волгоградской каменной ц. во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского (1992-1994), с 2005 г. строится новый храм в русско-визант. стиле (архит. А. И. Лотник). В 2006 г. в селах Захаровка и Каменный Брод силами жителей и насельников созданы молельные комнаты и освящены памятные кресты. 6 нояб. того же года на сев. оконечности К. м. был поставлен и освящен памятный крест. В г. Камышине сохранился деревянный дом, ранее принадлежавший обители.

Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 182. Д. 1611; Ф. 797. Оп. 42-II-3. (1872-1874). Д. 222; Ф. 799. Оп. 33. (1910). Д. 1795; ГА Волгоградской обл. Ф. 37. Оп. 1. Д. 1036. Л. 61.
Ист.: Извлечение из отчета обер-прокурора Св. Синода за 1873 г. СПб., 1874. С. 92; То же, за 1877 г. СПб., 1878. С. 28.
Лит.: Зверинский. Т. 1. С. 162; Минх А. Н. Ист.-географический словарь Саратовской губ. Саратов, 1900. Т. 1. Вып. 2. С. 376-378; Денисов Л. И. Правосл. мон-ри Российской империи. М., 1908. С. 759-760; Гуревич-Афанасьев П. А. Каменно-Бродская жен. община // Саратовские ГВ. 1895. Ч. неофиц. № 81. С. 2; Освящение храма в Св.-Троицкой Каменнобродской жен. общине Царицынского у. // Саратовские ЕВ. 1895. Отд. неофиц. № 20. С. 858-859; Краткие сведения о церквях Саратовской епархии, существующих при них причтах и прихожанах // Там же. 1897. № 5. Отд. офиц. Прил. С. 617-619, 628-629; Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912. С. 440-441, 666; Иванов С. М. Свято-Троицкий Белогорский мон-рь // Русские мон-ри: Средняя и Нижняя Волга. М., 2004. С. 456-473; Елисей (Фомкин), игум., Дронов П. Р. Дела благословенные. Набережные Челны, 2008; он же. Св.-Троицкий Каменно-Бродский мон-рь. Набережные Челны, 2010; Святые обители: Мон-ри Волгоградской епархии / Сост. игум. Елисей (Фомкин). Набережные Челны, 2008. С. 129-174; Курышова Л. В. Жен. мон-ри России: Своеобразие культурных традиций: (На примере мон-рей Волгоградской обл.): АКД. Волгоград, 2010; Шевченко Ю. Ю. Христианские пещерные святыни. СПб., 2010. Т. 2. С. 496-498.
Свящ. Александр Берташ, Э. П. Р.
Рубрики
Ключевые слова
См.также