КАМПАНОПЕТРА
Том XXX , С. 82-83
опубликовано: 8 мая 2017г.

КАМПАНОПЕТРА

[греч. Καμπανόπετρα], раннехристианская базилика, выдающийся памятник кипрской архитектуры. Расположена на юго-вост. окраине Саламина (Констанции), с внутренней стороны городской стены. К. не упоминается в источниках, древнее посвящение неизвестно. Совр. название, по одной версии, происходит от построенных на развалинах К. каменных хижин (καμπάνα - хижина, πέτρα - камень). По др. версии, оно связано с тем, что необрушившаяся сев. опора центрального входа в атриум напоминала звонницу (καμπάνα - колокол). Сохранились стены на высоту до 3 м, пол и часть колонн.

Базилика Кампанопетра, Саламин. Кон. V - нач. VI в.Базилика Кампанопетра, Саламин. Кон. V - нач. VI в.Типологические особенности коринфских капителей т. н. феодосианского типа указывают на то, что К. была построена в кон. V - нач. VI в., возможно в связи с подтверждением автокефального статуса Кипрской Православной Церкви при имп. Зиноне, когда архиеп. Анфемий возвел близ Саламина базилику во имя ап. Варнавы. Как отмечает Ж. Ру (Roux. 1998. P. 235), по описанию в Энкомии ап. Варнаве авторства мон. Александра Кипрского атриум базилики ап. Варнавы весьма схож с атриумом К. (Hagiographica Cypria. 1993. IV 44-46). Судя по находкам монет имп. Константа II, выпущенных после 651 г. (Roux. 1998. P. 250), К. уцелела после 1-го нападения халифа Муавии на Саламин. Вероятно, она пришла в запустение после его 2-го рейда (653-654), когда большинство жителей Саламина покинули город. Незадолго до разрушения базилики был начат ее ремонт, к-рый так и не смогли завершить. Византийцы посещали базилику и впосл., на что указывают находки монет императоров Константина V Копронима и Василия II Болгаробойцы. В XIII в. на руинах базилики были устроены печи для обжига извести. Последние находки монет относятся к XIV в. Видимо, К. была окончательно заброшена в результате землетрясения.

Как и большинство ранневизант. базилик Кипра, К. представляет собой комплекс церковных зданий. Его ядро - 3-нефная базилика (41´ 20 м), некогда перекрытая деревянными стропилами, с 3 выраженными снаружи алтарными апсидами. Нефы разделены 2 рядами по 12 колонн и 2 полуколоннами из проконесского мрамора с феодосианскими капителями. Над боковыми нефами находились хоры. В центральной апсиде устроен высокий 6-ступенчатый синтрон с проходом под ним (как в ц. Св. Ирины в К-поле). В отличие от большинства кипрских базилик в К. нет проходов между апсидами. По центральной оси главного нефа был расположен мраморный амвон. Между ним и синтроном находилась П-образная алтарная преграда, выступавшая в наос до уровня 3-й с востока колонны.

Базилика фланкирована с севера и юга 2 коридорами, предназначенными для прохода в вост. атриум. Такие же коридоры были устроены в базиликах свт. Епифания в Саламине и Хрисополитиссы в Пафосе, а также в епископской базилике Куриона. В VI в. к юж. коридору с востока пристроили апсиду и помещение было превращено в погребальную часовню (обнаружены саркофаги, могилы и костницы). Часовня использовалась для захоронений и после разрушения базилики.

С запада базилика открывается 3 проходами в нартекс (3,5×33,5 м) с апсидами в торцах. Предполагают, что наличие подобных апсид в базиликах свт. Епифания и К. связано с итальянским влиянием, дошедшим через М. Азию (Delvoye. 1976. P. 12-13. Not. 6, 25; Papageorghiou. 1986. P. 492). В свою очередь 3 прохода (центральный очень широк, боковые находятся по осям коридоров) соединяют нартекс с прямоугольным зап. атриумом (40×36 м), обнесенным по периметру колоннадой. В центре атриума был большой круглый фиал из мрамора с 8-гранным киворием. Снаружи с севера, запада и юга атриум (а нартекс - с севера и юга) окружали 2-этажные ряды комнат, выходивших дверями в атриум, причем сев. комнаты соединены проходами между собой. По всей видимости, это были жилища служителей К. и паломников, а также помещения для хозяйственных нужд. Судя по фрагментам напольной мозаики из каменных тессер, на 2-м этаже были также и парадные помещения. С запада к К. примыкал еще один двор такого же размера, как и атриум, с колоннадами с севера, востока и юга.

С востока к апсидам и коридорам К. примыкал 2-й атриум (28×28 м), огороженный простой стеной, с поперечным коридором с востока. По осям, продолжающим линию стен между базиликой и коридорами, шли колоннады. С востока центральная часть колоннады заменена стеной, у к-рой с запада располагался киворий на 6 опорах, предназначенный, очевидно, для хранения какой-то святыни. Вост. часть вост. атриума устлана наборным полом в технике opus sectile. К востоку от К., за вост. атриумом, располагались термы. Они находились на более низком уровне и почти достигали моря. Их пол был выстлан цветной мраморной плиткой.

Вост. атриум уникален для кипрских базилик и имеет, по мнению Ш. Дельвуа, аналог - вост. атриум иерусалимского храма Гроба Господня времени равноап. имп. Константина I Великого. Впрочем, предположение этого исследователя, что в К. хранилась частица Честного Креста, остается гипотезой: поздние источники (XIII-XIV вв.), сообщающие о даровании равноап. Еленой частиц Креста кипрским храмам, ничего не говорят о К. Однако очевидно, что К. была паломнической базиликой, подобно базилике ап. Варнавы. Не вызывает сомнения у исследователей и зависимость архитектуры К. от к-польского зодчества. На это указывают выступающие наружу апсиды, высокий синтрон, хоры, нартекс с нишами в торцах, а также проконесский мрамор и др. детали.

На более позднем этапе к К. с севера был пристроен баптистерий в форме небольшого зального храма с 3 помещениями перед ним, а еще позднее - ряд помещений к востоку от него и у сев.-вост. и юго-вост. углов вост. атриума.

Единственная сохранившаяся in situ декорация К.- выложенный мраморной плиткой пол в базилике (нартекс, пастофории), в вост. атриуме и в баптистерии (пол в др. помещениях К. был устлан желтыми плитами из сланца). Особенно роскошен наборный мраморный пол в технике opus sectile с чисто геометрическими мотивами, в т. ч. с мотивом пересекающихся кругов. Стены были отделаны большими плитами разноцветного мрамора.

Лит.: Delvoye Ch. La place de Chypre dans l'architecture paléochrétienne de la Méditerranée // Πρακτικὰ τοῦ Πρώτου Διεθνοῦς Κυπρολογικοῦ Συνεδρίου. Λευκωσία, 1972. Τ. 2. Σ. 17-21; idem. L'Art paléochrétien de Chypre // XVe Congrès Intern. d'Études Byzantines: Rapports and co-rapports. Athénes, 1976. P. 1-52 (var. pag.); Papageorghiou A. L'architecture paléochrétienne de Chypre // Corso di cultura sull'arte Ravennate e Bizantina. Ravenna, 1985. Vol. 32. P. 299-324; idem. Foreign Influences on the Early Christian Architecture of Cyprus // Acts of the Intern. Archaeol. Symposium «Cyprus between the Orient and the Occident». Nicosia, 1986. P. 490-497; idem. (Π[απαγεωργίου] Α.). Καμπανόπετρας βασιλική // ΜΚΕ. 1987. Τ. 6. Σ. 224-225; Hagiographica Cypria: Sancti Barnabae laudatio auctore Alexandro Monacho et Sanctorum Bartholomaei et Barnabae vita e Menologio Imperiali deprompta; Vita Sancti Auxibii / Ed. P. Van Deun, J. Noret. Turnhout; Leuven, 1993. P. 208-236. (CCSG; 26); Roux G. La Basilique de Campanopétra. P., 1998. (Salamine de Chypre; 15).
А. Ю. Виноградов
Рубрики
Ключевые слова
См.также