ГАЛАТА
Том X , С. 293-295
опубликовано: 20 октября 2010г.

ГАЛАТА

[греч. Γαλάτα], сел. в долине Солея в горном массиве Троодос (Кипр). В Г. и ее окрестностях расположены памятники архитектуры и живописи нач. XVI в.: в центре селения - ц. во имя св. Созомена, на окраине - ц. Пресв. Богородицы (Панагии тис Подиту) и ц. во имя арх. Михаила, в 2,5 км к северу - ц. во имя праведных Иоакима и Анны (XII в.). Кроме того, в Г. находятся церкви во имя св. Параскевы, свт. Николая и вмч. Георгия, поствизант. небольшие 1-нефные строения с деревянными 2-скатными крышами, украшенные фресками, и совр. большая крестово-купольная ц. во имя Пресв. Богородицы «Одигитрии».

Церковь Пресв. Богородицы в Галате. 1502 г.Церковь Пресв. Богородицы в Галате. 1502 г.Церковь Пресв. Богородицы (Панагии тис Подиту) (Παναγία τῆς Ποδύθου) построена в 1502 г. Из посвятительной надписи известно, что она была освящена во имя Божией Матери Елеусы и являлась монастырским собором. Название «тис Подиту» предположительно связывают с композицией «Моисей, снимающий сандалии перед Неопалимой Купиной», изображающей момент, когда из Купины раздался глас, повелевший ему разуться (от греч. глагола ἀποδύνω - Исх 3. 5).

Церковь построена на средства Димитрия де Корон и его жены Елены. О ктиторе известно, что он находился на службе у кипрского кор. Иакова II Лузиньяна (1464-1473). Наос обстроен галереей, высокая, остроконечная, черепичная крыша защищает здание от зимней непогоды. Мон-рь продолжал действовать и в XVIII в.: в 1735 г. В. Г. Григорович-Барский застал здесь 2 монахов, живущих в большой бедности (Григорович-Барский. Ч. 2. С. 261).

Росписи, совр. постройке церкви, сохранились в алтарной части храма, на вост. и зап. фронтонах. Они принадлежат к итало-визант. школе живописи и являются примером стиля, основанного на синтезе визант. и ренессансных элементов, к-рый распространился на Кипре после перехода острова под власть венецианцев в 1489 г.

На внешней стороне зап. фронтона представлен портрет Димитрия и Елены де Корон, подносящих Богородице модель храма. Справа от ктиторской композиции изображен монах и 2 фигуры в светской одежде - мужчина и женщина. Выше расположена большая композиция «Свыше пророцы Тя предвозвестиша»: Богоматерь с Младенцем на престоле в окружении 10 пророков со свитками, содержащими пророчества о Деве Марии и Боговоплощении. В верхнем углу фронтона изображен Ветхий денми, благословляющий обеими руками.

Над зап., главным входом расположена композиция «Сошествие во ад», по обеим сторонам - фигуры Богоматери (слева) и Христа (справа).

С внутренней стороны зап. фронтон венчает многофигурная композиция «Распятие», отличающаяся необычной динамичностью.

В конхе апсиды изображены Божия Матерь с Младенцем на престоле и 2 архангела; ниже - «Причащение апостолов». Справа и слева от них - фигуры арх. Гавриила и Богоматери из композиции «Благовещение», под ними - Давид и Соломон.

На вост. фронтоне над апсидой помещено 2 сцены: Моисей перед Неопалимой Купиной, внутри к-рой находится изображение Божией Матери Влахернитиссы, и Моисей, получающий скрижали завета. В остроконечном завершении фронтона помещен Нерукотворный образ Спасителя. На сев. и юж. стенах алтаря находится 6 сцен из апокрифического Евангелия Иакова, посвященных праведным Иоакиму и Анне.

Живопись отличается объемностью фигур и многочисленными зап. чертами: напр., Иуда изображен бородатым мужчиной, а не юношей, как было принято в Византии (в композиции «Причащение апостолов»), а Мария Магдалина - с распущенными волосами (в композиции «Распятие»).

На сев. и юж. стенах находятся остатки фресок XVII в. (напр., фигуры апостолов Петра и Павла). Деревянный, резной иконостас нач. XVI в. поновлялся в 1783 г. Церковь внесена в число памятников, охраняемых ЮНЕСКО.

Богородица на престоле, с предстоящими архангелами. Роспись апсиды ц. Пресв. Богородицы. 1502 г.Богородица на престоле, с предстоящими архангелами. Роспись апсиды ц. Пресв. Богородицы. 1502 г.Церковь арх. Михаила или Пресв. Богородицы (называемая также Архангелос и Феотокос) находится в 100 м от ц. Панагии тис Подиту. Небольшая 1-нефная церковь с 2-скатной деревянной крышей. Над сев. дверью изображен Деисус с коленопреклоненными ктиторами из венецианской семьи Дзаккариа. В надписи говорится, что храм во имя Пресв. Богородицы был построен на средства Стефана Дзаккариа и его супруги Луизы, а расписан по заказу Паоло Дзаккариа, его супруги Мадлен и их детей. Росписи выполнены в 1514 г. худож. Симеоном Авксентисом. По мнению А. Ксингопулоса, живопись Авксентиса и его помощников испытала влияние критской школы, но лики выполнены в традиц. строгой манере.

В апсиде изображены Богоматерь Оранта с 2 архангелами и «Служба святых отцов», на вост. фронтоне - «Вознесение Господне». Композиция «Сошествие св. Духа» обрамляет полукругом конху апсиды. На сев. стене алтаря помещено «Жертвоприношение Авраама», на юж. - «Гостеприимство Авраама», над нишей жертвенника - «Христос во гробе», справа от апсиды - первомч. Стефан.

Композиции расположены на стенах в 2 ряда: наверху - двунадесятые праздники и страстной цикл, внизу - фигуры святых в полный рост: св. Иоанн Предтеча, свт. Николай Чудотворец, ап. Лука, преподобные Антоний Великий, Савва Освященный, Феодосий Великий, Вихиан, Созомен, великомученицы Варвара, Екатерина, мц. Ирина, преподобные Андроник и Афанасия, св. Параскева, вмц. Марина, вмч. Георгий, поражающий дракона, вмч. Димитрий, равноапостольные Константин и Елена, арх. Михаил.

Святые Кириакия и Варвара. Роспись ц. св. Созомена в Галате. 1516 г.Святые Кириакия и Варвара. Роспись ц. св. Созомена в Галате. 1516 г.Над юж. дверью изображен Нерукотворный образ Спасителя на убрусе (Мандилион), над зап. входом - на чрепии (Керамион).

Церковь св. Созомена была построена и расписана, согласно надписи над зап. дверью, в 1513 г. на средства 13 жителей Г. и «законоведа» Иоанна из соседней дер. Темврия. Фрески были выполнены Симеоном Авксентисом. Схема росписей та же, что и в ц. арх. Михаила, но они выполнены более нарядно. В апсиде - Богоматерь Оранта (погрудное изображение, подписанное Πανυπερφώτιος, т. е. Всепресветлая) с архангелами и «Служба святых отцов», на вост. фронтоне - «Вознесение Господне» и «Сошествие Св. Духа». По обеим сторонам конхи - «Жертвоприношение Авраама» и «Гостеприимство Авраама». На сев. стене апсиды - кипрский св. Афанасий Пентасхинитис, на правой - прп. Онуфрий, в нише жертвенника - «Христос во гробе».

Верхний ряд стен занимают двунадесятые праздники, страстной и протоевангельский циклы, в нижнем ряду помещены фигуры святых: на юж. стене - ап. Иоанн Богослов, свт. Николай Чудотворец, апостолы Петр и Павел, прп. Антоний Великий, арх. Михаил, мч. Мамант верхом на льве, равноапостольные Константин и Елена, ап. Лука, святые Иоанн Лампадист, Параскева, мц. Кириакия, великомученицы Варвара, Екатерина, на зап. стене - преподобные Вихиан, Иона, Симеон Столпник, Симеон Дивногорец, Кириак Отшельник, свт. Ираклидий, на сев. стене - «Чудо вмч. Георгия о змии». Над ним - 5 сцен из Жития вмч. Георгия. Фреску сопровождает надпись, в к-рой поясняется, что эта сцена выполнена по заказу Георгия, сына Максима, и его семьи. Далее следуют изображения великомучеников Меркурия, Феодора Стратилата, мч. Нестора, великомучеников Димитрия Солунского и Георгия, преподобных Андроника и Афанасии.

На внешней стороне сев. стены расположены композиции «Страшный Суд», «Семь Вселенских Соборов», «Торжество Православия». В нише над главным входом изображен прп. Созомен, кипрский святой, во имя к-рого освящена церковь. Позднее церковь была обстроена галереей.

Церковь св. Параскевы первоначально являлась кладбищенской. По архитектурному типу она сходна с ц. арх. Михаила, к сев.-вост. углу добавлена пристройка. Фрески в апсиде подписаны Симеоном Авксентисом с датой - 1514 г. Однако качество живописи заставляет предполагать, что большая часть росписей выполнена его учениками (Stylianou. P. 106). Сохранились фрески в алтарной части храма: Богоматерь Оранта с 2 архангелами в конхе, «Служба святых отцов» - в нижней зоне апсиды, «Вознесение Господне» - на фронтоне, «Сошествие Св. Духа» - вокруг конхи. Фрески в конхе поновлялись в XVII в., к этому времени относится ктиторская надпись, упоминающая свящ. Иоанна, его жену и детей.

Церковь праведных Иоакима и Анны, 2-нефная, с 2-скатной крышей, видимо, первоначально имела купол. От постройки XII в. сохранилась сев. стена и, возможно, апсида. Здание перестраивалось в XIV в., колокольня сооружена в нач. ХХ в. Сохранилась фреска нач. XII в. с изображением 40 Севастийских мучеников (на сев. стене) и фрагмент сцены «Рождество Богородицы» (на сев. стене алтарной части храма). Они стилистически близки к росписям ц. Панагии Асину (1105/06). К XIV в. относятся композиции «Сретение» и «Причащение Марии Египетской прп. Зосимой». Иконостас XVII в., в церкви хранится чтимая икона Божией Матери Калионитиссы (XVI в.) со сценами из Жития праведных Иоакима и Анны (XIII в.), на оборотной стороне - «Распятие» (XIII в.).

Лит.: Григорович-Барский В. Г. Странствования… по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1886. Ч. 2. С. 261; Παπαγεωργίου Α. Ποδίθου ή Ποδύθου Παναγίας μοναστήρι // ΜΚΕ. 1989. T. 11. Σ. 354-356; Der Parthog G. Byzantine and Medieval Cyprus. L., 1994. P. 147-153; Stylianou A. and J. The Painted Churches of Cyprus. Nicosia, 1997. P. 84-109; Hein E., Jakovljevič A., Kleidt B. Cyprus: Byzantine Churches and Monasteries Mosaics and Frescoes. Ratingen, 1997. P. 61-65.
О. В. Лосева
Рубрики
Ключевые слова
См.также