БОБРИНСКИЙ
Том V , С. 381-382
опубликовано: 30 июля 2009г.

БОБРИНСКИЙ

Борис Алексеевич (род. 25.02.1925, Париж), протопресв., богослов, декан Свято-Сергиевского Православного Богословского ин-та в Париже (с 1993). Потомок сына имп. Екатерины II Великой и гр. Григория Орлова, сын гр. А. А. Бобринского и графини Н. П. Ферзен, покинувших Россию во время революции 1917 г. С 1944 по 1949 г. обучался в Свято-Сергиевском ин-те. Его преподавателями были еп. Кассиан (Безобразов), прот. Н. Афанасьев, архим. Киприан (Керн), прот. Г. Флоровский, прот. А. Шмеман, прот. В. Зеньковский, А. В. Карташёв и Л. А. Зандер. Большое влияние на становление богословских взглядов Б. оказала дружба с В. Н. Лосским. В 1949 г. под рук. прот. Г. Флоровского он написал и защитил диплом на тему «Таинство миропомазания у восточных отцов IV века», в к-ром предпринял попытку исследования богословия и практики совершения этого таинства в ранней сиро-палестинской традиции (свт. Кирилл Иерусалимский, прп. Ефрем Сирин, свт. Иоанн Златоуст и др.). С 1949 по 1951 г. Б. находился в научной командировке в Греции при богословском фак-те Афинского ун-та, изучал рукописи свт. Григория Паламы, хранящиеся на Афоне и в Афинах. После возвращения во Францию в 1951 г. был приглашен преподавать историю Др. Востока в Свято-Сергиевский ин-т, являлся инспектором ин-та. С 1954 г. профессор, заведует кафедрой догматического богословия по наст. время. Сферой особого интереса Б. в догматике является троичное богословие. В своем преподавании он сочетает глубину библейского богословия с постоянной обращенностью к святоотеческому наследию. Б. является одним из участников (вместе с прот. Г. Флоровским, прот. А. Шмеманом и протопр. И. Мейендорфом) «патристического возрождения» в рус. зарубежье во 2-й пол. XX в. В 1957 г. Б. женился на баронессе Елене Юрьевне Дистерло, имеет троих детей. Весной 1959 г. митр. Владимиром (Тихоницким) рукоположен во диакона, осенью того же года - во иерея. В 1968 г. назначен настоятелем франкоязычного правосл. прихода Пресв. Троицы в крипте св. Александра Невского собора в Париже. Его деятельность по переводу литургических текстов и внедрению правосл. богослужения на франц. языке, а также активная миссионерская деятельность его прихода способствовали распространению Православия во Франции и в Зап. Европе в целом. С 1969 по 1990 г. Б. являлся ответственным за правосл. участие в богословском преподавании в Высшем ин-те экуменических исследований при Католическом ун-те в Париже. В 1986 г. защитил докт. дис. при Свято-Сергиевском ин-те на тему «Почивание Святого Духа на Христе».

Автор мн. богословских трудов. «Le Mystère de la Sainte Trinité» (Тайна Святой Троицы, 1986) представляет собой курс правосл. триадологии, результат более чем 30-летнего преподавания в Свято-Сергиевском ин-те. В сочинении отражены основные положения правосл. триадологии и история ее понимания начиная с апостольских времен до падения К-поля. Б. показывает, что тринитарное учение св. отцов неотделимо от молитвенной жизни и богослужения. Поэтому учение о Св. Троице раскрыто в книге через обращение как к святоотеческому наследию, так и к богослужебным текстам. Дается правосл. анализ зап. учения о Filioque, основное внимание уделено правосл. учению о почивании Св. Духа на Христе. «Communion du Saint Esprit» (Причастие Святого Духа, 1992) - курс правосл. пневматологии, затрагивает догматическую тему превечного почивания Св. Духа на Христе, рассматривая ее последовательно в тринитарном, а затем экклезиологическом аспекте. «Le Mystère de l'Église» (Тайна Церкви, 2000) - курс лекций по правосл. экклезиологии, прочитанный в Свято-Сергиевском Богословском ин-те в Париже. В книге разбираются ветхозаветные прообразы Церкви и показывается их реализация в новозаветное время. Церковь и ее спасительная роль рассматриваются в неразрывной связи с правосл. триадологией и христологией. «La Compassion du Père» (Сострадание Отца, 2000) представляет попытку дать христ. ответ на вопрос о смысле страдания в совр. мире. Показывается, как через приобщение к жизни во Христе человек делается причастником сострадательной любви Отца, преодолевая свои одиночество и боль.

Б. принадлежат многочисленные статьи, в т. ч. опубликованные в России: Лекция по догматическому богословию о Св. Троице // Богословский сб. 1997. Вып. 1. С. 5-41; Наследие Адама с точки зрения о. Иоанна Мейендорфа // Там же. 1999. Вып. 3. С. 9-20; Тайна Пресвятой Троицы // Там же. 2000. Вып. 10. С. 9-21.

Свящ. Константин Польсков
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (1871- 1944), прот., экономист, философ, богослов
  • АНТОНИЙ (Храповицкий; 1863-1936), митр. Киевский и Галицкий, первоиерарх РПЦЗ
  • БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ СВЯТОГО ВЛАДИМИРА в Харбине
  • ВАСИЛИЙ (Родзянко Владимир Михайлович; 1915-1999), еп. Сан-Францисский и Запада
  • ВЕРХОВСКОЙ Сергей Сергеевич (1907 - 1986), богослов
  • ВИНОГРАДОВ Василий Петрович (1885 - 1968), протопресв. Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ), богослов
  • ВИТАЛИЙ (Устинов Ростислав Петрович; род. 1910), митр., бывш. первоиерарх Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ)
  • ГЛАГОЛЕВ Андрей Петрович (1898 - 1953), протоиерей, регент, автор обработок и издатель православных песнопений
  • ДИМИТРИЙ (Вознесенский Николай Федорович, 1871 - 1947), архиеп. Хайларский, церковный писатель, богослов, педагог
  • ЗЁРНОВ Николай Михайлович (1898 - 1980), рус. религ. мыслитель, богослов, историк Церкви и рус. культуры, представитель экуменического движения
  • ИЛЬИН Владимир Николаевич (1890/91 - 1974), философ, богослов, лит. и муз. критик, композитор
  • АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский