ВЕРОНИКА
Том VII , С. 722-723
опубликовано: 1 декабря 2009г.

ВЕРОНИКА

Исцеление кровоточивой жены. Фрагмент христ. саркофага. IV в. (Латеранский музей. Рим)Исцеление кровоточивой жены. Фрагмент христ. саркофага. IV в. (Латеранский музей. Рим) [Верника, Вереника; греч. Βερονίκη; лат. Veronica] (I в.), св. (пам. греч. 12 июля, пам. зап. 4 февр.). Отождествляется христ. Преданием с неназванной в Евангелиях по имени кровоточивой женой, получившей исцеление, прикоснувшись к одеждам Спасителя (Мф 9. 20-22; Мк 5. 25-34; Лк 8. 43-48), и благочестивой жительницей Иерусалима, отершей платом лик Спасителя во время Крестного пути на Голгофу. Кровоточивая жена, согласно Оригену (1-я четв. III в.), в учении гностиков-валентиниан выступала как одно из олицетворений Мудрости (Προυνικὸν σοφίαν - Orig. Contra Cels. VI 35). Впервые имя В. появляется в «Актах Пилата» (III-IV в.), вошедших впосл. в качестве составной части в апокрифическое Евангелие от Никодима (IV-V вв.): во время суда над Христом В. свидетельствовала, что 12 лет страдала кровотечением и исцелилась от одного прикосновения к краю одежды Спасителя (Гл. 7). Евсевий Кесарийский сообщает, что исцеленная Спасителем кровоточивая жена происходила из Кесарии Филипповой (Панеады) на севере Палестины (Euseb. Hist. eccl. VII 18) и рядом с ее домом находилась бронзовая скульптурная композиция, изображавшая Иисуса и кровоточивую, из каменного пьедестала к-рой росла целебная трава, излечивавшая различные недуги. Эта скульптура была уничтожена при имп. Юлиане Отступнике. (Sozom. Hist. eccl. V 21). Рассказ Евсевия повторяется и варьируется мн. восточнохрист. и западнохрист. авторами. Имя В. и рассказ о панеадской статуе соединены в сер. VI в. в тексте Хроники Иоанна Малалы (Ioan. Malal. Chron. P. 237).

Св. Вероника. Икона. Ок. 1420 г. Мастер «Св. Вероники» (Старая Пинакотека. Мюнхен)Св. Вероника. Икона. Ок. 1420 г. Мастер «Св. Вероники» (Старая Пинакотека. Мюнхен)

В Псевдо-Климентовых гомилиях имя В. носит дочь хананеянки (Clem. Rom. Hom. 3. 73), об исцелении к-рой Спасителем говорится в Евангелии (Мф 15. 22-28).

Др. цикл апокрифов о плате В. возник под влиянием преданий об эдесском царе Авгаре, его переписке с Иисусом Христом и Нерукотворном образе Спасителя. Сказания о В. как о владелице изображения Спасителя получили распространение исключительно в западнохрист. ареале; несомненна вторичность этих легенд о В. по отношению к авгаровскому циклу. В поздних вариантах этой легенды говорится о том, что изображение Спасителя было отослано в Эдессу и передано дочери царя Авгаря по имени В. Предполагают, что само имя Вероника произошло от лат. названия изображения Христа - vera icon (подлинный образ).

Согласно лат. апокрифу «Смерть Пилата» (Mors Pilati) (Гл. 2-3), последовательница Христа В. решила заказать Его портрет художнику, но Спаситель, узнав ее желание, приложил холст к Своему Лику и запечатлел на нем Свой Образ. Через нек-рое время после Распятия до тяжело болевшего имп. Тиберия дошли слухи о знаменитом целителе, совершавшем чудеса в Палестине. Не зная о казни Иисуса, он отправил за ним своего служителя Волусиана. В. убедила посланца императора, что для исцеления достаточно с благоговением воззреть на Нерукотворный образ. Волусиан и В. доставляют образ Спасителя в Рим, и воздавший Ему почести Тиберий выздоровел. В апокрифе «Кара Спасителя» (Vindicta Salvatoris) рассказывается, что Волусиан отнял силой у В. изображение Спасителя и отослал его для поклонения имп. Тиберию, к-рый исцелился от проказы. Перед смертью В. передала плат с изображением Спасителя сщмч. Клименту, папе Римскому.

Наибольшее распространение получило средневек. предание о встрече Иисуса Христа во время Его следования на Голгофу с В., к-рая протянула Ему свое головное покрывало, чтобы отереть с лица пот и кровь. Когда Господь вернул его В., на плате отобразился Его искаженный страданием Лик. Это предание возникло в XII-XIII вв. и зафиксировано в Библии Рожера из Аржантёя (ок. 1300). Крестный путь (Via Dolorosa), к-рым идут паломники в Иерусалиме, включает VI остановку на том месте, где произошло это событие. В наст. время здесь находится храм (арх. А. Барлуцци), принадлежащий греко-католич. (униатскому) жен. мон-рю «младших сестер Иисуса», в нижней части к-рого, по преданию, располагался дом В.

Образ на плате хранился долгое время в ц. Санта-Мария Маджоре, а затем - в базилике св. Петра в Риме. Первые достоверные сведения о почитании плата В. в часовне Девы Марии, находившейся перед внутренней входной стеной базилики св. Петра, относятся к IX в.

Из зап. средневек. легенд одна отождествляет В. с Марфой, сестрой прав. Лазаря (Гервасий из Тилбери, ок. 1210), др. называет ее женой мытаря Закхея (впосл., согласно легенде, отшельник Амадур) и повествует о проповеди ими Евангелия в Центр. Галлии.

Памяти В. нет в Иеронимовом Мартирологе и др. древнейших календарях. Она почиталась местно: напр., в Бордо чтилась ее гробница, в Милане память В. праздновалась с особой службой до XVI в., когда архиеп. Карло Борромео († 1584) исключил ее из амвросианского миссала. После изобретения фотографии В. была объявлена папским декретом покровительницей фотографов.

Память В. Кровоточивой (греч. ἡ αἱμορροοῦσα) отмечена под 12 июля в Синаксаре К-польской ц. Х в. (SynCP. Col. 818) и Типиконе Великой ц. X в. (Mateos. Typicon. Т. 1. P. 338), под 13 июля - в ряде визант. календарей (напр., Paris. Coisl. 223, 1301 г.) и древнерус. Прологах (РГАДА. Тип. 173. Л. 160; Тип. 174. Л. 116 об., XIV в.). В древнерус. лит-ру сказание о В. попало из слав. перевода хроники Иоанна Малалы (через посредство Летописца Еллинского и Римского) и вошло в нек-рые списки Четиих Миней под 16 авг. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 415-417 (2-я паг.)). В рус. Хронографе редакции 1617 г. в гл. 53 содержится ст. «О вопрошении кровоточивым недугом исцелевшия жены от Ирода царя сотворити Образ Христов», восходящая к тому же тексту Хроники Малалы (Творогов. С. 6-7).

Ист.: ActaSS. Febr. T. 1. Р. 449-457; Mai. T. 7. P. 356; BHL, N 4218-4222, 8549; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 6. Σ. 59; Tischendorf C. Evangelia apocrypha. Lpz., 18962. S. 456-458, 478-485; Dobschütz E., von. Christusbilder: Untersuch. z. christl. Legende. Lpz., 1899. S. 197-202 (1-я паг.), 276-333 (2-я паг.). (TU; 18); NTApo. Bd. 1. S. 330-358; Апокрифические сказания об Иисусе, св. семействе и свидетелях Христовых. М., 1999. С. 80, 121-123.
Лит.: Migne J.-B. Dictionnaire des apocryphes. P., 1858. T. 1. P. 1169-1180; T. 2. Р. 1065-1068; Lipsius R.-A. Die Pilatus-Akten. Braunschweig, 1876. S. 34-38; idem. Die edessenische Abgar-Sage kritisch untersucht. Braunschweig, 1880. S. 62-67; Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой б-ки. СПб., 1890. С. 68-72, 279-281; Bourrieres M. Saint Amadour et Sainte Veronique: Disciples de Notre-Seigneur et apôtres des Gaules. P., 1895; Шестаков Д. П. Исследования в области греч. нар. сказаний о святых. Варшава, 1910. С. 11-12; 202; Darley E. Les «Acta Salvatoris»: un Évangile de la Passion et de la Résurrection et une mission apostolique en Aquitanie. P., 1913; idem. Les Actes du Sauveur, la lettre de Pilate, les Missions de Volusien, de Nathan, la Vindicte: Leurs origines et leurs transformations. P., 1919; Творогов О. В. Легенда о кровоточивой жене Веронике // СККДР. 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 6-7; Бельтинг Х. Образ и культ: история образа до эпохи искусства. М., 2002. С. 237-238, 248-256, 601-604.
Е. Н. Мещерская, Д. В. Зайцев
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
  • АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ († нач. IV в.), мч. Дризипарский (пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта)
  • АНТИПАТР еп. Бостры Аравийск., свт. (пам. греч. и пам. зап.13 июня)
  • АНТОНИЙ (Антонин), мч. Апамейский (пам. 9 нояб., греч. 10 нояб., зап. 2 или 3 сент.)
  • АПОЛЛИНАРИЙ († 75), еп. Равенны, сщмч. (пам. 23 июля)
  • АПОЛЛИНАРИЯ († ок. 470), прп. (пам. 5 янв.)