АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ
Том I , С. 535
опубликовано: 23 ноября 2007г.

АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ

Содержание

(† нач. IV в.), мч. Дризипарский (пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта). Был воином и служил в Риме (по нек-рым источникам, происходил из г. Поццуоли в Кампании, близ Неаполя, по Никодиму Святогорцу - из Карфагена). Во время гонения имп. Максимиана Геркулия А. Р., отказавшись принести жертву идолу, предстал перед судом императора, обличил нечестивое поклонение бесам и убеждал исповедать Христа. Император предал его в руки комита Тивериана, к-рый приказал повесить А. Р. на дереве и рвать его тело железными крючьями. После этого Тивериан, взяв с собой А. Р., отправился во Фракию, чтобы и там начать преследование христиан. Туда же пришла и мать А. Р. блж. Пимения, узнавшая из видения обо всем, что произошло с сыном. Она навещала его в темнице и ободряла во время пыток: А. Р. жгли огнем, избивали и влачили по земле, рассыпав по ней железные колючки. Вскоре после этого А. Р. был обезглавлен в г. Дризипара (Друзипара) недалеко от Адрианополя; палач, сочувствовавший мученику, видел, как его душу вознесли на небо ангелы. Тело А. Р., брошенное Тиверианом в реку, вытащили и охраняли от хищных зверей и птиц 4 пса, пока его не нашла блж. Пимения, к-рая и похоронила сына с честью. В «Синаксаристе» Никодима Святогорца говорится, что память А. Р. отмечалась в мест. Кентуллины (Центумцеллы). На основании того, что автор сказания очень подробно описывает путь А. Р. из Рима во Фракию (приводит названия всех городов и местностей, где побывал А. Р., и указывает даже часы, когда происходили нек-рые события), можно предположить, что он либо сам был свидетелем мученичества А. Р., либо был знаком с житием, составленным его современником.

Историк Феофилакт Симокатта (VII в.) повествует, что аварский каган, изгнанный из Дризипары видением многочисленного войска, сжег ц. А. Р. в Анхиале и был наказан - болезнь уничтожила его воинов. Часть мощей святого сохранилась и находится в Праге.

Пространное житие святого переведено на слав. язык в кон. XI в. Краткое житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В XVI в. пространное и краткое жития включены под 13 мая в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 160-161).

В нек-рых греч. синаксарях в этот же день упоминается Александр, еп. Тиверианский, как предполагают, одно лицо с А. Р., неверное понимание жития к-рого привело к появлению в тексте епископского сана и названия несуществовавшей кафедры. Память этому святому переведена на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского; в XVI в. она внесена под 13 марта в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 161).

Гимнография

В серии Analecta Hymnica Graeca был издан канон А. Р., не вошедший в печатные Минеи (AHG. Vol. IX. P. 152-157). По греч. рукописи 1431 г. (Ath. Vatop. 1145. Fol. 78v - 83) известен канон (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа) А. Р. («Δεῦτε μυστικῶς ἀδελφοί» - Ταμεῖον. Ν 605. Σ. 199-200), многие тропари к-рого совпадают с опубликованным в AHG, однако он надписан именем св. Александра Хиосского.

Ист.: BHG, N 48-49; Феофилакт. История. VI 8; VII 26; ActaSS. Maii. T. 3. P. 197; ActaSS. Mart. T. 3. P. 687-688; ЖСв. Май. С. 443-463.
Лит.: Dufourcq A. Alexandre (10) // DHGE. T. 2. Col. 176; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 180-181; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 26; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 95.
А. И. Макаров, А. Ю. Никифорова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНТОНИЙ (Антонин), мч. Апамейский (пам. 9 нояб., греч. 10 нояб., зап. 2 или 3 сент.)
  • АПОЛЛОНИЙ (III в.), мч. Иконийский (10 июля)
  • ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня)
  • ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.)
  • КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.)
  • НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля)
  • АНАСТАСИЙ († 304), мч. Салонский (пам. 25 окт., 5 дек., пам. зап. 25 или 26 авг., 7 сент.)
  • АНТИОХ († нач. IV в. ), врач, мч. Севастийский (пам. 16 июля, греч.15 июля)
  • АРДАЛИОН (нач. IV в.), мч. (пам. 14 апр., греч. 18 апр.)
  • ВАРЛААМ († 304), мч. Антиохийский (пам. 19 нояб., пам. визант. 16 нояб., пам. арм. 22 нояб.)
  • ВИКТОР (II в.), мч. (пам. 11 нояб., пам. зап. 14 мая)
  • ВИКТОРИН, ВИКТОР, НИКИФОР, КЛАВДИЙ, ДИОДОР, СЕРАПИОН, ПАПИЙ мученики Коринфские (пам. 31 янв., 10 марта, пам. греч. 5 апр., пам. зап. 25 февр.)
  • ВИФЛЕЕМСКИЕ МЛАДЕНЦЫ мученики, убиенные по приказу царя Ирода в Вифлееме (пам. 29 дек., пам. зап. 28 дек.)
  • ЕЛЕВФЕРИЙ КУВИКУЛАРИЙ († нач. IV в.), мч. Византийский (пам. 4 авг., 15 дек.)
  • ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта)
  • ЗАКХЕЙ И АЛФЕЙ († 303), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 18 нояб.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 17 нояб.; пам. сиро-яковитская 17 нояб.)
  • ЗИНОН мч. Никомидийский (пам. 3 сент., 28 дек.; пам. греч. 28 дек.; пам. зап. 22 дек.)
  • ПЕТР АПСЕЛАМ († ок. 309), мч. Анейский (пам. 12, 13 янв.; пам. греч. 12 янв., 14 окт.; пам. зап. 11 янв.)
  • АВУДИМ († ок. 299), мч. Тенедосский (пам. 15 или 16 июля)
  • АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)