АНТОНИЙ
Том II , С. 610
опубликовано: 12 октября 2008г.

АНТОНИЙ

Содержание

[Антонин] (IV в.), мч. Апамейский (пам. 9 нояб., греч. 10 нояб., зап. 2 или 3 сент.), пострадал при имп. Констанции II. Упомянут у Феодорита Кирского (Graec. affect. cur. VIII 69). Согласно греч. синаксарному житию, А. происходил из Сирии и был по профессии каменщиком. Проповедовал христианство среди язычников. Удалившись на 2 года в пустынное место, он подвизался под руководством некоего отшельника по имени Тимофей. Укрепленный его молитвами, А. вернулся в родной город, где во время языческого празднества сокрушил идолов. Подвергшись после этого различным мучениям, он был вынужден удалиться в Апамею Сирийскую. Епископ этого города поручил ему построить храм Св. Троицы, но язычники ночью схватили А. и мечами рассекли его тело на части. В Сирии А. особо почитался уже вскоре после кончины; есть сведения, что в нач. VI в. существовал храм, построенный в его честь. Согласно Феодориту Кирскому, установленный в честь А. церковный праздник заменил в Апамее языческое празднество, к-рое раньше отмечалось в это время.

В визант. календарях память А. указывается или 9 нояб.- в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 151-152) и Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 208), или 10 нояб.- в Типиконе Великой ц. IX-X вв. (Mateos. Typicon. P. 96) и Петровом Синаксаре XI в. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 351). Во многих рукописях святой назван Антонином.

На Руси в 1-й пол. XII в. был осуществлен перевод краткого жития А., включенный в состав нестишного Пролога под 9 нояб. (древнейший список: РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в.- Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 168). В ВМЧ помещено проложное житие А. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 143 (1-я паг.)).

Гимнография

По греч. рукописи XI в. (Sinait. gr. 570. Fol. 18-20 - Ταμεῖον. Ν. 177. Σ. 79) известен канон Иосифа А. 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа с акростихом «̀ρδβλθυοτεΑθλους γεραίρω τοῦ σοφοῦ ̓Αντωνίου. ̓Ιωσήφ» (греч.- Подвиги восхваляю мудрого Антония. Иосиф). В совр. богослужебной практике правосл. Церквей последование А. не поется. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени помещен стишной синаксарь А. (Νοέμβριος. Σ. ῾῾῾).

Ист.: PG. 83. Col. 1033 [свидетельство Феодорита Кирского]; MartHieron. P. 484 f.; MartRom. P. 376; SynCP. Col. 208; ЖСв. Ноябрь. С. 189.
Лит.: Aigrain R. Antonin (1) // DHGE. T. 3. Col. 848-849; Frutaz A. P. Antoninos // LTK. Bd. 2. Sp. 665; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 962.
А. Ю. Никифорова
Рубрики
Ключевые слова
См.также