БОРОВИКОВСКИЙ
Том VI , С. 78-79
опубликовано: 10 сентября 2009г.

БОРОВИКОВСКИЙ

В. Л. Боровиковский. Фототипия с портрета худож. И. В. Бугаевского-Благодарного (РГБ)В. Л. Боровиковский. Фототипия с портрета худож. И. В. Бугаевского-Благодарного (РГБ) Владимир Лукич (24.07.1757, г. Миргород - 6.04.1825, С.-Петербург), рус. живописец, иконописец. Род. в семье казачьего старшины, потомственного иконописца, получившего в 1796 г. дворянство. Первые уроки живописи брал у своего отца вместе с братьями Иваном и Петром. В 1774 г. вступил в Миргородский полк, в 1783 г. в чине поручика вышел в отставку и занялся иконописью, составившей значительную часть его живописного наследия укр. периода (большинство работ не сохр.). В 1784 г. Б. исполнил иконостас для Троицкой ц. в Миргороде и ряд икон. Все работы написаны маслом, в их стиле заметно влияние как зап. иконных образцов («Неувядаемый Цвет», 1787, Киевский художественный музей), так и светского искусства («Царь Давид», 1787, ГРМ).

Богоматерь с Младенцем. 1-я четв. XIX в. Худож. В. Л. Боровиковский (ГРМ)Богоматерь с Младенцем. 1-я четв. XIX в. Худож. В. Л. Боровиковский (ГРМ)

В 1787 г. предводитель миргородского дворянства поэт В. В. Капнист привлек Б. к оформлению дворца, в к-ром должна была остановиться имп. Екатерина II во время путешествия в Крым. Императрице понравились аллегорические композиции мастера (не сохр.), и она пригласила его в С.-Петербург.

В дек. 1788 г. Б. приехал в С.-Петербург, где первое время жил в доме архит. Н. А. Львова. Большое влияние на формирование мировоззрения и эстетических взглядов Б. оказал литературно-художественный кружок Львова, один из значительных центров просветительства в рус. культуре XVIII в., куда входили Г. Р. Державин, М. М. Херасков, Д. Г. Левицкий и др. С 1792 г. Б. занимался живописью у австр. худож. И. Б. Лампи Старшего, пользовался советами Левицкого. В ранний петербургский период Б. писал миниатюрные портреты, получившие распространение в рус. культуре кон. XVIII в. (напр., портрет В. В. Капниста, нач. 90-х гг. XVIII в., ГРМ). В 1794 г. за портрет «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (1794, ГТГ) он получил звание «назначенного» в академики, за портрет вел. кн. Константина Павловича (Чувашский гос. художественный музей, Чебоксары) был удостоен звания академика (1795); с 1802 г. советник АХ.

Св. блгв. вел. кн. Александр Невский. Худож. В. Л. Боровиковский (ГТГ)Св. блгв. вел. кн. Александр Невский. Худож. В. Л. Боровиковский (ГТГ)

Творчество Б. является вершиной сентиментального портрета в рус. искусстве (портреты М. И. Лопухиной (1797, ГТГ), ген. Ф. А. Боровского (1799, ГРМ)). В кон. 1790 - нач. 1800 г. им написаны парадные портреты, в к-рых сочетались условность и индивидуальная характеристика моделей, а также семейные портреты (графини А. И. Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой, (1803, ГРМ), Г. Г. Кушелёва с детьми и др.).

В С.-Петербурге Б. не оставлял занятия религ. живописью: в 1791 г. написал образы в технике гризайли для церкви в имении Львова Арпачеве в Тверской губ. К 90-м гг. XVIII в. относятся иконы для собора Борисоглебского мон-ря в Торжке и Иосифовского собора в Могилёве. Для царских врат главного иконостаса Казанского собора в С.-Петербурге написал Благовещение, образы евангелистов и др. (1804-1811), позднее Б. сделал с них литографии. Религ. живопись Б. связана с традицией «украинского барокко», с характерной реалистической трактовкой объемов и пространства.

В 1814-1815 гг. Б. выполнил иконостас для Покровской церкви с. Романовка Черниговской губ. В иконах заметны отступления от традиц. иконописи, возможно, это было связано с душевным состоянием художника, уходом в мистику. В 1802 г. под влиянием Н. И. Новикова и статс-секретаря АХ А. Ф. Лабзина Б. вступил в масонскую ложу «Умирающий сфинкс». Среди работ этого периода известны портреты духовных лиц: Католикоса Грузии Антония (1811, ГТГ), митр. Михаила (Десницкого) (1816, ГРМ). В 1819-1824 гг. был членом «Духовного союза» Е. Ф. Татариновой.

Б. имел частную школу в С.-Петербурге, среди его учеников наиболее известны А. Г. Венецианов, И. В. Бугаевский-Благородный.

Лит.: Архангельская А. И. Боровиковский. М., 1946; Алексеева Т. В. Боровиковский. М., 1960; она же. В. Л. Боровиковский и рус. культура на рубеже XVIII-XIX вв. М., 1975; Михайлова К. В. В. Л. Боровиковский. М., 1968; Маркина Л. А. Новые приобретения произведений Левицкого и Боровиковского в Третьяковской галерее // Искусство. М., 1993. № 1. С. 74-77; Петинова Е. Ф. Русские живописцы XVIII в. СПб., 2002. С. 174-187.
Н. А. Топурия
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • БРУНИ Федор Антонович (1799 - 1875), рус. живописец, график
  • БРЮЛЛОВ Карл Павлович (1799 - 1852), рус. живописец
  • ВАСИЛЬЕВ Василий Васильевич (1828 - 1894), художник, иконописец
  • ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (1871 — 1960), рус. живописец, историк искусства, реформатор музейного и реставрационного дела в Россиии СССР; действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947), народный художник СССР (1956)
  • ДАНИИЛ (Болотов Дмитрий Михайлович; 1837 - 1907), иером., худож., иконописец, фотограф
  • ДИОНИСИЙ (ок. 1430/40 - между 1503 и 1508), рус. художник, работал в области монументальной живописи, иконописи, книжной миниатюры
  • КАТИН (Катинов) Николай Иванович (1777 - после 1865?), вологодский художник и иконописец
  • КЛИМОВ Евгений Евгеньевич (1901-1990), художник, искусствовед, иконописец, реставратор церковного искусства, мемуарист