КАТИН
Том XXXII , С. 40-41
опубликовано: 4 января 2018г.

КАТИН

(Катинов) Николай Иванович (1777, с. Коровничье, близ Спасо-Прилуцкого мон-ря, Вологодского у. Архангелогородской губ.- после 1865?), вологодский художник и иконописец. Сын вольноэкономического крестьянина, иконописца Ивана Матвеевича Катинова; впоследствии стал воспитанником именитого вологодского купца С. И. Митрополова. В 1799-1806 гг. обучался вольноприходящим учеником в АХ по классу исторической живописи у проф. И. А. Акимова, получил аттестат классного художника 1-й степени. Делал рисунки для программы «Русская правда» (РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. 1 за 1804 г. Д. 1730. Л. 2). Существует гипотеза, что супругой В. А. Тропинина стала сестра К. Анна (1780-1855), навещавшая брата в АХ (портреты К. предположительно имеются в рисунках Тропинина, ГТГ).

Автопортрет. Нач. XIX в. Худож. Н. И. Катин (ВГИАХМЗ)Автопортрет. Нач. XIX в. Худож. Н. И. Катин (ВГИАХМЗ)В 1807-1833 гг. К. был учителем рисовального искусства в Вологодской губ. муж. гимназии (ГАВО. Ф. 438. Оп. 3. Д. 221, 735). Имел много учеников в Вологде, среди них - И. П. Титов (учитель рисования Вологодского уездного уч-ща - Там же. Ф. 43. Оп. 3. Ед. хр. 759. Л. 5), В. А. Миронов (учитель рисования Тотемского уездного уч-ща). Принимал участие в работах по оформлению церквей, иконостасов. В частности, в 1814 г. написал иконы для иконостаса ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Солдатской слободе Вологды, для ц. свт. Николая Чудотворца в Елданцах близ с. Браткова Вологодского у. и губ. (Там же. Ф. 1. Оп. 4. Д. 38. Л. 32 об., 35). По заказу М. Ф. Алябьевой писал иконы для местного ряда иконостаса теплой церкви вологодского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря (1818; см.: Там же. Д. 53. Л. 1), также для холодного собора Казанской иконы Божией Матери и для ц. вмч. Димитрия Солунского в Широгорье (1824; см.: Там же. Д. 88. Л. 1), для ц. Воскресения словущего в с. Устье (1835, вместе с худож. К. М. Козловым; см.: Там же. Д. 128. Л. 20). В 1839 г. заключил договор с купцом В. Черкасовым на написание икон для местного ряда иконостаса придела мч. Иоанна Воина в Воскресенском соборе Лальска (Там же. Д. 139. Л. 4 об.- 5).

Портрет вел. кн. Александра Павловича. Нач. XIX в. Худож. Н. И. Катин (ВГИАХМЗ)Портрет вел. кн. Александра Павловича. Нач. XIX в. Худож. Н. И. Катин (ВГИАХМЗ)В 1850 г. К. вошел в комиссию по приему и освидетельствованию качества поновления стенной живописи, осуществленного ярославским худож. А. М. Колчиным с артелью в Софийском соборе Вологды (Там же. Ф. 528. Оп. 1. Д. 68. Л. 82 об., 113; Петрова Т. Г. Вологодский Софийский собор: Путев. / ВГИАХМЗ. Вологда, 2011. С. 38). По сведениям Н. Титова, в иконостасе Преображенской ц. Спасо-Каменного мон-ря отдельные образы были написаны К. (Титов. 1847). С. П. Шевырёв упомянул плащаницу письма К. в вологодской ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Рощенье, сохраняемую прот. П. В. Васильевским как реликвия (Шевырев. 1850). В наст. время иконы с подписью К. неизвестны.

Портрет архиеп. Иринея (Нестеровича). Ок. 1848 г. Худож. Н. И. Катин. Вологда ВОКМПортрет архиеп. Иринея (Нестеровича). Ок. 1848 г. Худож. Н. И. Катин. Вологда ВОКМСын К. Александр (1815-1874) с 10 лет обучался в АХ сначала на живописном, затем на архитектурном отд-нии, жил в С.-Петербурге. В Спасо-Прилуцком Димитриевом мон-ре работал родственник К. худож. П. С. Лопотов (Даен М. Е. Живописная школа Вологодского Спасо-Прилуцкого мон-ря во 2-й пол. XVIII - нач. XIX в. (в печати)).

Дом К. находился в приходе ц. свт. Леонтия Ростовского на Иеремеевом ручью в Вологде. В именном списке владельцев недвижимой собственности Вологды за 1860-1865 гг. этот дом числится за титулярным советником К. (ГАВО. Ф. 476. Оп. 2. Д. 55. Л. 117 об.). Судя по низкой оценке стоимости дома (175 р.), в последние годы К. жил в бедности. После 1865 г. его имя не упоминается в исповедных ведомостях Леонтиевского храма (Там же. Ф. 1063. Оп. 20. Д. 24, 1866-1875 гг.). В метрических книгах церкви запись о смерти К. не обнаружена: вероятно, он умер не в Вологде.

К. писал парадные царские портреты: в 1824 г.- имп. Александра I для Вологодской губ. гимназии (находился в вестибюле здания), в 1828 г.- имп. Екатерины II по заказу Вологодского купеческого об-ва, в 1833 г.- имп. Николая I (поясной вариант 1840 г.- в Вологодской обл. картинной галерее). В наст. время известны 8 произведений К., в т. ч. «Автопортрет» и «Портрет вел. кн. Александра Павловича в юношеском возрасте» (нач. XIX в., ВГИАХМЗ), являющийся творческой копией с портрета 1792 г. кисти франц. худож. Ж. Л. Вуаля (ГЭ, повторение в собрании ГРМ; см.: Немилова И. С. Франц. живопись, XVIII в.: Кат. Л., 1985. С. 429. № 335; Живопись ХVIII - нач. ХХ в.: Кат. / ГРМ. Л., 1980. № 1293). К. исполнил 3 портрета архиеп. Иринея (Нестеровича) (все в собрании ВГИАХМЗ; см.: ПЭ. Т. 26. С. 465-466; ранее считались портретами еп. Евлампия (Пятницкого); см.: ПЭ. Т. 17. С. 155-156). Поясной парадный портрет, находившийся в настоятельских кельях Спасо-Прилуцкого монастыря, имеет авторскую подпись художника (слева внизу охристым цветом: «П: Nиколай Катинъ. 1848 Года»). Два др. (погрудных) изображения архиеп. Иринея (ок. 1848, происходят из Духовской ц. Вологды и вологодского древлехранилища), а также «Портрет протоиерея» (сер. XIX в., ВГИАХМЗ) приписываются К. на основе стилистических и технологических особенностей. Этюд натурщика, исполненный маслом на бумаге, хранится в собрании ТОКГ.

Живописные работы К. можно причислить к романтическому направлению в искусстве 1-й четв. XIX в., что сближает их с ранними произведениями Тропинина. Влияние романтизма особенно проявилось в ранних портретах К.: для них характерны поэтизация образа, пластическая мягкость, воздушность в передаче пространственной среды. Впосл. работы художника приобрели большую определенность в передаче характера человека, соответствующую академическим принципам сер. XIX в.

Лит.: Титов Н. О посещении Белавинской пуст., находящейся на Каменном о-ве близ с. Кубенское // Вологодские ГВ. 1847. № 32. С. 310-312; Шевырев С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский мон-рь. М., 1850. Ч. 1. С. 122; Сборник материалов для истории имп. С.-Петербургской АХ за 100 лет ее существования / Ред.: П. Н. Петров. СПб., 1864. Ч. 1. С. 477, 481, 486; Указатель к сб. мат-лов для истории имп. С.-Петербургской АХ за 100 лет ее существования / Сост.: А. Е. Юндолов. СПб., 1887. С. 424, 452, 473; Лебедев В. О святынях Вологодской епархии // Вологодские ЕВ. 1901. № 2. С. 21-22; Кондаков С. Н. Список рус. художников к юбил. справочнику имп. АХ. СПб., 1915. С. 88; Даен М. Е. Н. И. Катин - забытый художник окружения В. А. Тропинина // Экспертиза и атрибуция произведений изобразит. искусства: VII науч. конф.: Мат-лы 2001 г. / ГТГ, объединение «Магнум АРС». М., 2003. С. 85-90; она же. К вопросу об особенностях творчества Н. И. Катина и новые факты его биографии // Тропининский вестн. М., 2005. Вып. 3. С. 104-121; она же. Новые открытия портретного искусства // Мир музея. М., 2007. № 7. С. 28; она же. Об одном из портретов вологодского худож. Н. И. Катина // Экспертиза объектов культурного наследия. М., 2009. Вып. 1: Темперная и масляная живопись. С. 312-317.
М. Е. Даен
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич (1757-1825), рус. живописец, иконописец
  • БРЮЛЛОВ Карл Павлович (1799 - 1852), рус. живописец
  • БЫКОВСКИЙ Михаил Доримедонтович (1801 - 1885), рус. архитектор, преподаватель, живописец и график
  • ВАСИЛЬЕВ Василий Васильевич (1828 - 1894), художник, иконописец
  • ВАСНЕЦОВЫ братья, рус. художники
  • ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич (1842-1904), рус. художник, публицист, общественный деятель, путешественник
  • ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (1871 — 1960), рус. живописец, историк искусства, реформатор музейного и реставрационного дела в Россиии СССР; действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947), народный художник СССР (1956)
  • ДАНИИЛ (Болотов Дмитрий Михайлович; 1837 - 1907), иером., худож., иконописец, фотограф