(Катинов) Николай Иванович (1777, с. Коровничье, близ Спасо-Прилуцкого мон-ря, Вологодского у. Архангелогородской губ.- после 1865?), вологодский художник и иконописец. Сын вольноэкономического крестьянина, иконописца Ивана Матвеевича Катинова; впоследствии стал воспитанником именитого вологодского купца С. И. Митрополова. В 1799-1806 гг. обучался вольноприходящим учеником в АХ по классу исторической живописи у проф. И. А. Акимова, получил аттестат классного художника 1-й степени. Делал рисунки для программы «Русская правда» (РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. 1 за 1804 г. Д. 1730. Л. 2). Существует гипотеза, что супругой В. А. Тропинина стала сестра К. Анна (1780-1855), навещавшая брата в АХ (портреты К. предположительно имеются в рисунках Тропинина, ГТГ).
В 1807-1833 гг. К. был учителем рисовального искусства в Вологодской губ. муж. гимназии (ГАВО. Ф. 438. Оп. 3. Д. 221, 735). Имел много учеников в Вологде, среди них - И. П. Титов (учитель рисования Вологодского уездного уч-ща - Там же. Ф. 43. Оп. 3. Ед. хр. 759. Л. 5), В. А. Миронов (учитель рисования Тотемского уездного уч-ща). Принимал участие в работах по оформлению церквей, иконостасов. В частности, в 1814 г. написал иконы для иконостаса ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Солдатской слободе Вологды, для ц. свт. Николая Чудотворца в Елданцах близ с. Браткова Вологодского у. и губ. (Там же. Ф. 1. Оп. 4. Д. 38. Л. 32 об., 35). По заказу М. Ф. Алябьевой писал иконы для местного ряда иконостаса теплой церкви вологодского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря (1818; см.: Там же. Д. 53. Л. 1), также для холодного собора Казанской иконы Божией Матери и для ц. вмч. Димитрия Солунского в Широгорье (1824; см.: Там же. Д. 88. Л. 1), для ц. Воскресения словущего в с. Устье (1835, вместе с худож. К. М. Козловым; см.: Там же. Д. 128. Л. 20). В 1839 г. заключил договор с купцом В. Черкасовым на написание икон для местного ряда иконостаса придела мч. Иоанна Воина в Воскресенском соборе Лальска (Там же. Д. 139. Л. 4 об.- 5).
В 1850 г. К. вошел в комиссию по приему и освидетельствованию качества поновления стенной живописи, осуществленного ярославским худож. А. М. Колчиным с артелью в Софийском соборе Вологды (Там же. Ф. 528. Оп. 1. Д. 68. Л. 82 об., 113; Петрова Т. Г. Вологодский Софийский собор: Путев. / ВГИАХМЗ. Вологда, 2011. С. 38). По сведениям Н. Титова, в иконостасе Преображенской ц. Спасо-Каменного мон-ря отдельные образы были написаны К. (Титов. 1847). С. П. Шевырёв упомянул плащаницу письма К. в вологодской ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Рощенье, сохраняемую прот. П. В. Васильевским как реликвия (Шевырев. 1850). В наст. время иконы с подписью К. неизвестны.
Сын К. Александр (1815-1874) с 10 лет обучался в АХ сначала на живописном, затем на архитектурном отд-нии, жил в С.-Петербурге. В Спасо-Прилуцком Димитриевом мон-ре работал родственник К. худож. П. С. Лопотов (Даен М. Е. Живописная школа Вологодского Спасо-Прилуцкого мон-ря во 2-й пол. XVIII - нач. XIX в. (в печати)).
Дом К. находился в приходе ц. свт. Леонтия Ростовского на Иеремеевом ручью в Вологде. В именном списке владельцев недвижимой собственности Вологды за 1860-1865 гг. этот дом числится за титулярным советником К. (ГАВО. Ф. 476. Оп. 2. Д. 55. Л. 117 об.). Судя по низкой оценке стоимости дома (175 р.), в последние годы К. жил в бедности. После 1865 г. его имя не упоминается в исповедных ведомостях Леонтиевского храма (Там же. Ф. 1063. Оп. 20. Д. 24, 1866-1875 гг.). В метрических книгах церкви запись о смерти К. не обнаружена: вероятно, он умер не в Вологде.
К. писал парадные царские портреты: в 1824 г.- имп. Александра I для Вологодской губ. гимназии (находился в вестибюле здания), в 1828 г.- имп. Екатерины II по заказу Вологодского купеческого об-ва, в 1833 г.- имп. Николая I (поясной вариант 1840 г.- в Вологодской обл. картинной галерее). В наст. время известны 8 произведений К., в т. ч. «Автопортрет» и «Портрет вел. кн. Александра Павловича в юношеском возрасте» (нач. XIX в., ВГИАХМЗ), являющийся творческой копией с портрета 1792 г. кисти франц. худож. Ж. Л. Вуаля (ГЭ, повторение в собрании ГРМ; см.: Немилова И. С. Франц. живопись, XVIII в.: Кат. Л., 1985. С. 429. № 335; Живопись ХVIII - нач. ХХ в.: Кат. / ГРМ. Л., 1980. № 1293). К. исполнил 3 портрета архиеп. Иринея (Нестеровича) (все в собрании ВГИАХМЗ; см.: ПЭ. Т. 26. С. 465-466; ранее считались портретами еп. Евлампия (Пятницкого); см.: ПЭ. Т. 17. С. 155-156). Поясной парадный портрет, находившийся в настоятельских кельях Спасо-Прилуцкого монастыря, имеет авторскую подпись художника (слева внизу охристым цветом: «П: Nиколай Катинъ. 1848 Года»). Два др. (погрудных) изображения архиеп. Иринея (ок. 1848, происходят из Духовской ц. Вологды и вологодского древлехранилища), а также «Портрет протоиерея» (сер. XIX в., ВГИАХМЗ) приписываются К. на основе стилистических и технологических особенностей. Этюд натурщика, исполненный маслом на бумаге, хранится в собрании ТОКГ.
Живописные работы К. можно причислить к романтическому направлению в искусстве 1-й четв. XIX в., что сближает их с ранними произведениями Тропинина. Влияние романтизма особенно проявилось в ранних портретах К.: для них характерны поэтизация образа, пластическая мягкость, воздушность в передаче пространственной среды. Впосл. работы художника приобрели большую определенность в передаче характера человека, соответствующую академическим принципам сер. XIX в.