Евгений Евгеньевич (8.05.1901, г. Митава Курляндской губ. (ныне Елгава, Латвия) - 29.12.1990, близ г. Олбани, шт. Нью-Йорк, США), художник, искусствовед, иконописец, реставратор церковного искусства, мемуарист. Происходил из семьи с родовыми художественными традициями. Прадед по отцу - академик архитектуры И. И. Климов (1811-1883), дед - с.-петербургский архитектор-строитель А. И. Климов (1841-1887), мать - из потомков славившегося своим искусством с.-петербургского каретного мастера Иоханна Даниеля Кунста, выехавшего из Германии в кон. XVIII в.
В дореволюционные годы семья К. проживала в Либаве (ныне Лиепая, Латвия), затем в Варшаве. Февральская революция застала буд. художника в Петрограде, откуда он в авг. 1917 г. вместе с семьей переехал на Дон и поселился в Новочеркасске. Cлужил в качестве вольноопределяющегося в Белой Армии санитаром, телефонистом, был курсантом морской радиошколы. Получив в 1921 г. латв. гражданство, переехал в Ригу и тогда же поступил в Латвийскую АХ. Занимался живописью и графикой под рук. профессоров Я. Тилберга, В. К. Пурвита, Х. Гринберга и Я. Зариньша, слушал лекции по истории искусства византолога и специалиста в области древнерус. иконописи проф. Ф. Д. Швейнфурта и проф. Б. Р. Виппера. Писал портреты и бытовые сцены из жизни Московского форштадта - исторического района Риги, с XVII в. заселявшегося русскими. В студенческие годы участвовал в этнографической экспедиции в русские села Латгалии (на востоке Латвии), где рисовал портреты крестьян и делал зарисовки предметов старины. Обучался иконописи и реставрации икон у иконописца старообрядца П. М. Софронова. В 1928 г. вместе с группой студентов АХ совершил экскурсионную поездку в Россию: побывал в Москве, Ленинграде, Новгороде, Пскове, Сергиевом Посаде (Троице-Сергиевой лавре). В московских реставрационных мастерских знакомился с реставрацией икон, общался с исследователями древнерус. живописи А. И. Анисимовым и И. Э. Грабарем. По признанию художника, эта поездка еще больше утвердила его в любви ко всему русскому.
Итогом почти ежегодных творческих поездок К. в кон. 20-х - 30-х гг. XX в. в Печорский край (Петсери (ныне Печоры), Ирбоска (ныне дер. Изборск), окрестные села (тогда на территории Эстонии)) стала серия портретов, живописных пейзажей и гравюр с видами древних церквей и Успенского Псково-Печерского мон-ря. В это время значительную роль в становлении творчества К. сыграли встреча с худож. М. В. Добужинским и многолетняя дружба с видными деятелями культуры рус. зарубежья - историками А. И. Макаровским (впосл. профессор ЛДА) и Н. Е. Андреевым, философом И. А. Ильиным.
В 1929 г. К. окончил АХ с дипломом художника и искусствоведа; обе профессии станут определяющими в его творчестве. В том же году на деньги, заработанные реставрацией, больше месяца провел в Париже: изучал живопись в музеях, исполнил серию этюдов с видами города, публиковал свои работы в парижском ж. «Revue archeologique». Участвовал в Выставке рус. искусства в Копенгагене (1929). Провел 2 персональные выставки (Рига, 1929; Гаага, Нидерланды, 1938), совместно с Э. Э. Преном (Рига, 1937) и вел. кнг. Ольгой Александровной (Гаага, 1939 и 1940). Преподавал историю рус. искусства и рисунок в Латвийском ун-те и гимназиях Риги. Публиковал статьи и рецензии в рижских периодических изданиях, занимался устройством выставок рус. художников. Созданные К. серии офортов, вошедшие в альбомы «Десять городских пейзажей» (1928), «Городские пейзажи» (1936), «По Печорскому краю» (с предисловием проф. А. И. Макаровского, 1938), получили высокую оценку А. Н. Бенуа, как представляющие «крупный интерес в историческом и в художественном отношении» (Александр Бенуа размышляет. 1968. С. 469) и стоящие в одном ряду с работами ведущих мастеров совр. рус. графики.
В 1932 г. К. выступил с инициативой учреждения в Латвии об-ва ревнителей искусства и старины «Акрополь», основной целью к-рого была пропаганда рус. искусства; избран секретарем. В 1934 г. путешествовал по Италии (альбом гравюр «Италия» (1934) с пояснениями на латыш. яз.), во Флоренции познакомился с худож. Н. Н. Лоховым. В довоенные годы посетил Австрию и Германию. В 1936 г. состоялась 2-я поездка К. в Россию. В Москве он познакомился с ведущими советскими графиками Г. С. Верейским и В. А. Фаворским. В Ленинграде К. удалось посетить фонды Отдела рисунков ГЭ, он делал зарисовки памятников архитектуры. Реставрировал иконы и настенные росписи правосл. церквей Риги, написал (cовместно с Ю. Г. Рыковским и Н. Н. Андабурским) композицию «Св. Троица» в алтарной росписи рижской ц. св. Иоанна Крестителя (1932). В 1939 г. создал эскиз мозаики «Св. Иоанн Предтеча» для часовни-усыпальницы сщмч. Иоанна (Поммера), написал икону «Рождество Христово» для рижского кафедрального собора, выполнил мозаичную композицию «Рига», в 1940 г.- мозаику «Спас Нерукотворный».
С приходом в Латвию советской власти был назначен зав. рус. отделом, затем - зам. директора Латвийского художественного музея (1940). В 1941 г., во время нем. оккупации Риги, был отстранен от должности за участие в эвакуации художественных ценностей из Латвии перед приходом немцев. В 1941 г. выпустил альбом литографий «Riga». В 1942-1943 гг. вышли в свет альбом графики К. «Bilder vom Ostland» и 3 выпуска альбома малого формата «E. Klimoff. Aus dem Osten». В 1942 г. посетил оккупированные немцами Вильнюс, Каунас, Таллин, Нарву и дважды Псков. По материалам этих поездок создал 2 серии гравюр, вошедшие в альбомы «По Прибалтике» (1942), «Псков» (1943). В 1943 г. совершил поездку в Прагу и Вену. Графические работы К. военных лет отличаются драматичным, порой трагическим настроением («Псков в 1942 году», «Рундальский дворец», «Разрушения Пскова», «Гетто в Вильно» и др.). В мае 1943 г. К. закончил эскиз мозаики «Св. Троица» - творческую реплику иконы прп. Андрея Рублёва. Значительная по размерам (1,8×1,2 м) и редкая по технике исполнения фарфоровая мозаика была выполнена к нач. марта 1944 г. по заказу К. в мастерской г. Метлахе (Германия) - одной из лучших в Европе и предназначалась по замыслу художника для установки на Троицких воротах Псковского Крома (кремля). Впосл. хранилась в ц. св. Иоанна Крестителя в Риге, затем в Троицком кафедральном соборе Пскова. В 2003 г. установлена над центральным входом в Псковский кремль.
В годы войны К. регулярно участвовал в выставках рус. художников (Рига, 1942, 1943, 1944). В авг. 1944 г. состоялась его персональная выставка в Вюрцбурге (Германия), вызвавшая сочувственные отзывы в немецкой прессе. Переехав в 1944 г. в Прагу, К. ок. года работал в Русском археологическом ин-те им. Н. П. Кондакова, где занимался реставрацией картин и икон. Впервые в истории ин-та расчистил ряд произведений древнерусской живописи (в т. ч. икону «Спас» из бывш. собрания К. Т. Солдатёнкова (ныне в ГТГ), приписывавшуюся кисти прп. Андрея Рублёва). Внес свой вклад в мозаичное убранство Успенской ц. на Ольшанском кладбище в Праге. По окончании реставрационных работ переехал в расположенный неподалеку от Праги городок Зац (чешск. Жатец), где написал ряд городских пейзажей маслом, издал альбом малого формата «Saaz». С вступлением в город Красной Армии выполнял оформительские работы по заказам советского командования.
В авг. 1945 г. ввиду угрозы насильственной депортации в СССР и последующего ареста переехал в амер. оккупационную зону Германии. Четыре года провел в баварской дер. Хайденхайм, писал иконы, портреты и пейзажи. По воспоминаниям сына художника проф. А. Е. Климова, несмотря на тяжелейшие бытовые условия тех лет (К. потерял все зубы от недостатка питания), в баварский период (1945-1949) он создал ряд великолепных пейзажей, большое количество портретов и превосходных рисунков. Это был, вероятно, один из наиболее продуктивных периодов в творческой биографии К. Во время краткого пребывания в г. Китцинген он создал серию литографий (альбом «Kitzingen am Main», 1948).
В 1949 г. вместе с семьей эмигрировал в Канаду. В разные годы жил в Труа-Ривьере, Квебеке, Монреале. Произвел частичную реставрацию временно находившейся в Канаде на пути в США чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Тогда же выполнил портрет привезшего эту святыню из Риги Иоанна (Гарклавса) в бытность им епископом Детройтским и Кливлендским (1950). Создал неск. графических серий, вошедших в альбомы: «Québec» (1952); «Ce qui s'en va» (1954); «Ports de Gaspe» (1954); «Côtes de la Gaspésie» (1955); «Toronto» (1955). Его пейзажи просторов Канады, рисунки и гравюры с видами ее городов с тихими улочками, уютными деревянными домами, церквами, садами и парками получили всеобщее признание. Местная пресса особо отмечала работы, «посвященные старой, уходящей Канаде, ее непрезентабельным уголкам, полным, однако, поэзии». В 1971 г. статья о творчестве К. была включена в справочник «Художники Канады». В 1964 г. К. совершил поездку в Палестину (альбом в малом формате «Monuments of Palestine», 1977). Издал малоформатные альбомы репродукций гравюр и рисунков: «Reproductions of Drawings and Lithographs» (1974); «Reproductions of portraits (paintings and drawings)» (1975); «Dessins de Québek» (1976); «Поэты и писатели русского Зарубежья» (1978); «Toronto» (1980). Провел в Канаде ок. 10 персональных выставок, в т. ч. выставку религ. искусства при правосл. соборе Петра и Павла в Монреале (1975). Подготовил к публикации книгу воспоминаний Добужинского (Н.-Й., 1976).
К 70-м гг. XX в. относится знакомство и общение с А. И. Солженицыным. К. создал 2 портрета писателя (рисунок карандашом и эскиз мозаики). В канадский период особенно широко развернулась деятельность К.-искусствоведа. В течение 20 лет он читал курс лекций по истории рус. искусства в учебных заведениях Американского континента: в колледже Мидлбери в шт. Вермонт, Индианском ун-те и ун-те Квебека. До конца жизни выступал с докладами и лекциями о рус. художниках в различных аудиториях Канады, США, Франции, Швейцарии, Бельгии. Искусствоведческие работы К., убежденного сторонника реализма, отличает интерес к религиозно-этическим проблемам, он считал, что «вопросы этики, религии переплетены с искусством… Искусство, не основанное на религиозном чувстве, скатывается в бездну» (Русские художники. 2002. C. 51).
Огромное творческое наследие К. составляют: 12 альбомов офортов и литографий; 10 серий графических работ, изданных в малом формате; 70 живописных пейзажей и множество этюдов; 30 эскизов мозаик; многочисленные иконы, хранящиеся в частных собраниях и правосл. храмах Квебека, Оттавы, Торонто, Олбани и Монреаля; ок. 200 живописных портретов; большая серия графических портретов представителей 3 поколений русской эмиграции; ок. 150 статей на русском и иностранных языках и 2 книги о рус. художниках; опубликованные посмертно 2 книги воспоминаний, охватывающие период от детских лет автора до 1978 г.; частично изданные дневники 30-х - 40-х гг. XX в. В 1989 г. К. передал в дар Советскому фонду культуры коллекцию работ А. Н. Бенуа, 2 картины В. И. Сурикова и большое число собственных произведений. В наст. время более 50 его работ хранится в Псковском историко-художественном музее-заповеднике, а также в ГРМ, ГМИИ, Музее Б. Л. Пастернака, Доме рус. зарубежья им. А. И. Солженицына, в частных собраниях. Зарождающийся интерес к творчеству К. в России лишь эхо его широкого признания на Западе; к 80-летию художника было опубликовано свыше 40 посвященных ему статей на рус., англ., франц., нем., итал. и греч. языках.
К. скончался в результате автомобильной катастрофы. Отпевали его в Монреале, похоронен в правосл. части кладбища в Оттаве.