[Федеративная Республика Бразилия; португ. Republica Federativa do Brasil], гос-во в Юж. Америке. Территория: 8512 тыс. кв. км. Столица: Бразилиа (2 млн). Крупнейшие города: Сан-Паулу (ок. 10 млн), Рио-де-Жанейро (5,6 млн), Белу-Оризонти (2,1 млн), Салвадор (2,3 млн), Ресифи (1,4 млн). Гос. язык: португальский. География. Самая крупная страна Лат. Америки, занимает 47,3% территории Южноамериканского континента. На востоке омывается Атлантическим океаном (протяженность береговой линии 6840 км). Граничит: на севере с заморским департаментом Франции Гвианой, Суринамом, Гайаной, Венесуэлой, Колумбией; на западе с Перу; на юго-западе с Боливией, Парагваем, Аргентиной, Уругваем. Большую часть территории страны занимает Бразильское нагорье, на севере - бассейн р. Амазонки (60% к-рого принадлежит Б.) и ее притоков Токантинс, Шингу, Тапажос, Мадейра, Пурус, Журуа, Жапура и Риу-Негру, образующих крупнейшую в мире Амазонскую низменность (1,8 млн кв. км). Население: 176,9 млн чел. (2003), что составляет ок. половины населения Юж. Америки; 62% граждан Б. моложе 29 лет; 81% бразильцев проживает в городах. Ок. 86,6% населения живут на северо-востоке, юго-востоке и юге страны (ок. 36% территории Б.); наиболее плотно заселены прибрежные районы между городами Ильеус и Натал, где расположены плантации сахарного тростника, и юго-вост. районы, где выращивают кофе. Браз. этнос вобрал в себя черты 3 рас: монголоидной (коренное население - индейцы), негроидной (негры-рабы) и европеоидной (потомки европ. эмигрантов). В XV в. в Б. насчитывалось неск. сотен индейских племен (ок. 1 млн чел.), к-рые можно подразделить на 2 основные группы. Первая - индейцы тропических лесов, или «индейцы каное» (языки группы «тупи-гуарани»), населявшие тропические леса вдоль побережья, а также долину р. Амазонки и ее притоков, занимались земледелием и различными ремеслами. Вторая - т. н. маргинальные индейцы, жители внутренних плато Центр. Б. (языки группы «же»), охотники и собиратели, не знавшие ремесел (передвигались только по суше). С началом колонизации численность коренного населения из-за привезенных европейцами болезней и жестокой эксплуатации резко сократилась. В наст. время количество индейцев достигло 250 тыс. (в 1972 их было 130 тыс.), в т. ч. и благодаря гос. программе поддержки коренного населения, по к-рой было выделено 850 тыс. кв. км, т. е. 10% территории Б. (т. н. природные парки яномами, шингу и др. племен), для свободного проживания коренного населения; совр. индейцы относятся к 200 племенным группам и говорят на 180 языках. В Б. проживают и др. представители монголоидной расы: 1,3 млн японцев и их потомков, а также китайцы (0,1%) и корейцы (0,1%). По 1-й переписи, проведенной в Б. в 1582 г., там уже находилось 14 тыс. негров-рабов, количество к-рых росло вместе с увеличением площадей сахарных и кофейных плантаций, с открытием новых золотых и алмазных копей. По нек-рым данным, с нач. XVI по кон. XIX в. в Б. было ввезено от 5 до 12 млн черных рабов, в основном из Зап. Судана народности хауса, манде, фулани, из Зап. Нигерии - йоруба, фон, фанти, ашанти, из Анголы и Мозамбика - негры бантуязычных племен. В 1798 г. население Б. составляло 3,3 млн чел., из них 1,6 млн были рабами. Окончательно рабство было отменено в стране в 1888 г. В наст. время к «черным бразильцам» относят себя ок. 6% населения страны. Европеоидная раса вначале была представлена только португальцами, лишь в XIX-XX вв. появились немцы, итальянцы, а затем поляки, русские, евреи, украинцы, а также арабы из Ливана и Сирии. В наст. время «белые бразильцы» составляют ок. 55% населения Б. Наиболее крупными этнолингвистическими группами среди них являются португальцы (15%), итальянцы (11%), испанцы (10%), немцы (3%), в стране проживают русские (ок. 1%), поляки, евреи, арабы (палестинцы, ливанцы, сирийцы), армяне, украинцы, венгры, румыны, греки, голландцы и др.
Одной из особенностей браз. этноса является наличие специфических групп населения, возникших в результате смешанных браков представителей различных рас. Метисы (в Амазонии их называют «кабокло») являются потомками португальцев (и др. «белых бразильцев») и индейцев, мулаты - португальцев (и др. «белых бразильцев») и африканцев, пардо - индейцев и африканцев. Вместе они составляют ок. 38% населения Б.
Б. является федеративной президентской республикой. Страна разделена на 26 штатов и столичный Федеральный округ. Вмешательство центра в дела субъектов федерации строго регламентируется и допускается лишь в случае, когда затрагиваются интересы всей страны. Высшая законодательная власть принадлежит Национальному конгрессу, состоящему из палаты депутатов и федерального сената. Президент утверждает одобренные конгрессом законопроекты. Исполнительную власть осуществляют президент и возглавляемый им кабинет министров. В Б. отсутствует Мин-во обороны, его заменяют 3 военных министра (по родам войск) и Генеральный штаб. Высшую судебную власть осуществляют Федеральный верховный суд и Высший суд правосудия. Их члены назначаются президентом с согласия сената. В 1964-1985 гг. в Б. правили военно-диктаторские режимы. Система представительной демократии была восстановлена при первом гражданском правительстве Ж. Сарнея Косты (1985-1990). Конституция 1988 г. (с поправками в 1994 и 1997) провозгласила Б. демократическим правовым гос-вом.
93% населения в Б.- христиане: ок. 80% - католики, до 13% - протестанты. В стране практикуются также индейские и афро-браз. культы (кандомбле, шанго, макумба и др.); существуют общины буддистов, иудеев и мусульман. Православные Церкви. Приходы РПЦ в Б. входят в Аргентинскую и Южноамериканскую епархию. В Б. находятся епархии К-польского Патриархата (в Сан-Паулу), Антиохийского Патриархата (в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу) и РПЦЗ (в Сан-Паулу). Католическая Церковь. На территории страны расположено 41 архиеп-ство, 219 еп-ств и территориальных прелатур, 1 аббатство с территориальной юрисдикцией. Кроме того, существует ординатура для католиков вост. обрядов (униатов), в к-рую входят 3 еп-ства: украинское, маронитское и мелкитское. Существуют также приходы Армянской Апостольской Церкви (епархия в Сан-Паулу), епархия Сиро-яковитской Церкви (в Белу-Оризонти), с 1991 г. неск. приходов Коптской Церкви. Протестантские церкви, деноминации и секты представлены Евангелическо-лютеранской Церковью Бразилии и Евангелической Церковью лютеранского исповедания Бразилии (ок. 4 млн прихожан), Епископальной Англиканской Церковью Бразилии (состоит из 7 диоцезов; возглавляется епископом; 110 тыс. прихожан), Методистской Церковью Бразилии (60 тыс.); малочисленными реформатскими церквами; баптистами (ок. 2 млн), пятидесятниками (по различным данным, от 13 до 17 млн), неопятидесятниками (ок. 8 млн), меннонитами (ок. 7 тыс.); Плимутскими братьями, адвентистами седьмого дня, а также псевдохрист. сектами - свидетелями Иеговы (ок. 1,2 млн) и мормонами (650 тыс.).
Буддизм исповедуют часть японцев (63% из них - христиане), китайцы, корейцы и бразильцы, не имеющие азиат. корней. Первый буддийский храм был построен в 1932 г. в Сан-Паулу. В 1955 г. почти одновременно были зарегистрированы «Община буддистов Южной Америки», созданная потомками япон. эмигрантов, и «Буддийское общество Бразилии» под рук. проф. философии М. Н. Асеведо, позднее сделавшего перевод на португ. язык книги Д. Т. Судзуки «Введение в дзэ-буддизм». В 1976 г. буддийский монах Р. Токуда организовал в шт. Эспириту-Санту первый в Лат. Америке дзэн мон-рь (в 1984 в шт. Минас-Жерайе появился второй); в 1985 г. был создан Центр изучения буддизма в Порту-Алегри, к-рый объединяет все существующие в Б. направления, включая и нек-рые школы тибет. буддизма (с 1988). Всего в Б., по нек-рым данным, ок. 500 тыс. буддистов. Иудаизм получил распространение в Б. вслед. европ. иммиграции из Германии, Центр. Европы и Ближ. Востока. Евр. общины существуют в таких крупных городах, как Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Куритиба, и объединяются в «Еврейскую религиозную ассоциацию» (ок. 130 тыс.). Ислам исповедуют эмигранты-арабы из стран Ближ. Востока и Пакистана, гл. обр. сунниты. Религ. синкретизм выражается в специфических афро-бразильских культах, популярных среди различных слоев населения Б., а также в наличии в стране приверженцев спиритуалистического учения кардекианства (по имени основателя - француза Алена Кардека), появившегося в Б. во 2-й пол. XIX в. (в 1884 была создана Федерация бразильских спиритуалистов, в наст. время в нее входят ок. 3% населения Б.). Среди афро-браз. культов наиболее популярны кандомбле, макумба и шанго. Кандомбле, наиболее распространенный в шт. Баия, объединяет верования йоруба с элементами христианства. Так, африкан. божества (ориши) отождествляются с христ. святыми: высшее божество Олорун - с Иисусом Христом; Шанго, повелитель грома и молнии,- со св. Иеронимом и св. Барбарой; Еманжа, повелительница моря и воды,- с Пресв. Девой Марией; Огун, божество войны и покровитель кузнецов,- со св. Георгием и св. Антонием; Ибежи, покровитель близнецов,- со св. Космой и св. Дамианом. Макумба - культ, распространенный в штатах Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу,- соединяет в себе элементы верований бантуязычных племен Африки, индейцев тупи-гуарани и христианства. В пантеон макумба входят мн. синкретические божества из пантеона кандомбле, но значительную часть его составляют индейские божества. Высшее божество Султан изображается в виде индейца, стреляющего из лука. Шанго (чанго) распространен гл. обр. в штатах Пернамбуку, Алагоас и Параиба. Как и в кандомбле, высшим божеством является Олорун, а посредником между ним и людьми - Шанго, божество грома и молнии. Культовые обряды совершаются в специальных помещениях - терейрах, жрецов, исполняющих эти обряды, называют «отцом» и «матерью» богов; кульминацией любого обряда является момент состояния транса у жреца (или у кого-то из участников), когда в него «вселяется» призываемое божество. По нек-рым данным, ок. 30 млн жителей Б. практикуют афро-браз. культы.
В 1500 г. на побережье Б. высадился португ. мореплаватель Педру А. Кабрал и объявил территорию владением Португалии. В 1549 г. первые миссионеры, 5 иезуитов во главе с Мануэлом да Нобрега, прибыли в Б. вместе с первым губернатором Томе ди Соуза. В 1553 г. Нобрега был назначен провинциалом Б. Спустя год он открыл иезуитскую коллегию, руководителем к-рой стал свящ. Жозе ди Аншиета. Он составил первую грамматику языка тупи-гуарани и перевел на него катехизис, оставил описание природных условий Б.
Папа Юлий III наделил португ. власти правами патроната над Церковью, т. о. попавшей в зависимость от гос-ва, исключением был орден иезуитов, подчинявшийся непосредственно папе. Значительную роль в колонизации Б. сыграли францисканцы, бенедиктинцы, доминиканцы, капуцины, кармелиты. Нек-рые из них появились в 80-х гг. XVI в., но гл. обр. их деятельность (основание мон-рей и школ, в т. ч. для индейцев) пришлась на XVII в.
В 70-х гг. XVII в. были учреждены первые в Б. еп-ства в Рио-де-Жанейро, Олинде, Сан-Луисе и архиеп-ство Баия. С кон. XVII до сер. XVIII в. между Церковью и светской администрацией постоянно возникали конфликты по вопросу о правах индейского населения, особенно в связи с правом превращать индейцев в рабов. Католич. Церковь противилась этому, и в 1537 г. папа Павел III издал буллу, запрещавшую порабощение туземцев. В результате в страну начали ввозить рабов из Африки, против чего церковные власти не возражали. Негры-рабы с течением времени привнесли в католицизм элементы своей культуры и верований. Они объединялись в церковные братства, имели в городах отдельные от белых церкви, к-рые превращались в центры религ. синкретизма.
В 1759-1760 гг. по решению премьер-министра Португалии С. Ж. Помбала иезуитский орден был распущен, а его члены изгнаны из метрополии и колоний, в частности из Б., где к тому времени было 134 члена ордена. Вновь в страну иезуиты вернулись в 1841 г. В кон. XX в. в Б. было 4 иезуитские провинции.
В 1822 г. была провозглашена независимость Б. от Португалии, но страна оставалась монархией вплоть до свержения имп. Педру II в 1889 г. Католич. клир поддержал сторонников независимости, при этом его подавляющее большинство являлись приверженцами монархии, поэтому разрыв с метрополией не был воспринят как революционный шаг и католич. Церковь не испытала потрясений. Национальная конституционная ассамблея под председательством епископа Рио-де-Жанейро в 1823 г. приняла конституцию. В ней гарантировалась свобода всех христ. религий. В отношении нехрист. религий объявлялась терпимость, но все исповедующие их лишались политических прав. Римско-католич. исповедание объявлялось гос., и ему оказывалась поддержка. Право патроната передавалось императору Б. В 1824 г. была принята новая «имперская конституция», к-рая действовала до провозглашения республики в 1889 г. В части, касавшейся религии, в нее были внесены нек-рые изменения. Исповедание нехрист. религий разрешалось при условии, что их представители будут совершать богослужения в частных домах либо в специально сооруженных для этого зданиях, не имеющих вида церкви. Конституция даровала гражданские и политические права браз. граждан всем натурализованным иностранцам независимо от их вероисповедания. Урегулирование отношений между Ватиканом и браз. монархией завершилось в 1828 г., когда папа объявил, что согласен «терпеть», но не признавать право патроната браз. правительства. Браз. католич. иерархия поддержала главенство гос-ва над Церковью, в т. ч. прерогативы гос-ва в отношении к.-л. возможных претензий со стороны Ватикана.
В 1828 г. Палата представителей национальной ассамблеи, куда входили 22 прелата и председателем к-рой был католич. епископ, приняла закон, запрещавший въезд и пребывание в стране монахов-иностранцев, а также деятельность монашеских орденов, подчиняющихся кому-либо вне Б. (т. е. Папскому престолу), создание новых монашеских орденов. Монахов запрещенных орденов высылали, а их имущество подлежало конфискации. В 1830 г. в Б. был назначен первый в Лат. Америке папский нунций, полномочия к-рого простирались на весь континент.
В 1889 г. была провозглашена республика, что повлекло отделение Церкви от гос-ва. Новое положение предполагало введение гражданской регистрации брака, секуляризацию образования, прекращение выплаты содержания духовенству. Члены монашеских орденов, давшие папе Римскому клятву послушания, лишались избирательного права. С приходом к власти в 1930 г. Ж. Д. Варгаса в результате «либеральной революции» возобновилась традиция тесного взаимодействия Церкви и гос-ва. Конституционные акты 1934 и 1937 гг. разрешали гос-ву оказывать финансовую поддержку Церкви, члены религ. орденов вновь получили избирательные права, признавался церковный брак и запрещались разводы. Были приняты законы, разрешавшие включать религ. обучение в план школьных занятий и предоставлять гос. субсидии католич. учебным заведениям. В 1922 г. была образована Конфедерация католич. ассоциаций, позже возник Центр обеспечения жизни, к-рый координировал образовательные, рабочие, журналистские католич. объединения. В 1935 г. на его основе появилась орг-ция «Бразильское католическое действие» (вошедшая в международное «Католическое действие»). Спустя 2 года оно официально заменило все др. орг-ции католиков-мирян. В 1941 г. был открыт Католический ун-т в Рио-де-Жанейро. В 1952 г. была создана Национальная епископская конференция, в 1954 г. учреждена Конференция монашествующих. Национальная епископская конференция планировала ввести программы обучения широких слоев населения с помощью радиопередач, создание христ. сельских профсоюзов, проведение аграрной реформы. Епископы рассматривали деятельность этой орг-ции как альтернативу назревавшей, по их мнению, в нач. 60-х гг. революции. К тому времени ок. половины средних учебных заведений, субсидируемых гос-вом, контролировалось Церковью. Духовенство пользовалось политическими правами и было представлено в гос. и федеральных законодательных органах.
В 1964 г. в Б. произошел гос. переворот, положивший начало военной диктатуре, просуществовавшей в стране до 1985 г. Поначалу Церковь не встречала к.-л. серьезных препятствий своим социальным инициативам. К тому времени признание и широкое практическое применение в церковной среде получила теория браз. философа и педагога П. Фрейри, в основе к-рой лежала идея построения демократического общества на пути духовного раскрепощения народа под лозунгом «Просвещение-сознание-свобода». В кампанию по просвещению масс включились и рядовые священнослужители, и епископат. Популярность идей Фрейри в католич. среде вышла за пределы не только Б., но и Лат. Америки. Одним из выдающихся католич. деятелей этого периода был Элдер Камара, архиеп. Олинде и Ресифи, к-рого называли «апостолом прав человека, социальной справедливости и мира». В 60-х гг. он основал ненасильственное «Движение морального давления» с целью помощи обездоленным людям.
С 70-х гг. в браз. католицизме получила широкое распространение «теология освобождения», в разработку к-рой внесли свой вклад францисканец Л. Бофф и философ, социолог и теолог У. Ассман. Социальные идеи теологии освобождения разделяли не только миряне, рядовые церковнослужители, но и мн. иерархи. При их содействии в Б. широкое распространение получили христ. низовые общины. В сер. 80-х гг. число их членов доходило до 2 млн. Внутри самой Церкви наметилось разделение между прогрессистами и традиционалистами, имела место консолидация христ. правых сил и создание консервативной католич. орг-ции «Защита традиций, семьи и частной собственности». Она выступила союзником диктатуры в наступлении на приверженцев «теологии освобождения».
После начала репрессий в кон. 60-х гг. ХХ в. Фрейри был арестован и выслан из страны. В 1968-1977 гг. был наложен запрет на все публичные выступления Камары и даже на упоминание его имени. Католич. пресса и радиостанции, приходская деятельность оказались под пристальным наблюдением властей. Прекратились гос. дотации на образование. Священников, особенно в сельской местности, заключали в тюрьмы и высылали из страны. В ответ Национальная епископская конференция заявила о праве Церкви быть моральным судьей правительственной политики и говорить от имени общества. Наиболее выдающимися критиками полицейских порядков и защитниками обездоленного большинства были Камара и кард. Паулу Эваристу Арнс (оба выдвигались на Нобелевскую премию мира за вклад в борьбу за социальную справедливость), кард. Алоисиу Лоршейдер, президент Латиноамериканской епископской конференции, епископы Педру Касалдалига и Иву Лоршейтер, президент Национальной епископской конференции.
С установлением гражданского правления (1985) католич. Церковь включилась в решение социально-экономических проблем. Организованная ею «кампания братства» под девизом «новое тысячелетие без нищих» основывалась на взаимодействии с представителями всех конфессий и с профсоюзами, на содействии созданию кооперативов, на поддержке аграрной реформы, демократизации СМИ и т. п. В победу на президентских выборах 2002 г. Луиша Игнасиу Лулы да Силва, кандидата от левой партии трудящихся, внесла свой вклад и католич. Церковь. Она принимала непосредственное участие в формировании партии, начиная со времени ее образования в 1979 г. Руководство браз. католич. Церкви разделяет программу партии и поддерживает ее.
По-настоящему бразильцы познакомились с протестантизмом только в XIX в., когда эмиграция в страну приобрела массовый характер и усилилось миссионерское движение среди протестант. церквей и деноминаций в США, получивших свободный доступ в Б. после установления республики (1889) и отделения Церкви от гос-ва.
Протестантов Б. можно условно разделить на 3 большие группы: традиц. (исторические) церкви и деноминации, имеющие европ. и североамер. корни и появившиеся в основном во 2-й пол. XIX в., пятидесятнические группы, к-рые возникли в стране в 10-х гг. ХХ в., после появления миссионеров Ассамблеи Бога (США); общины евангелистов-неоортодоксов, организованные после второй мировой войны под влиянием миссионеров из США.
Эмигрантов из Германии (первые прибыли в 1823), как правило, сопровождали лютеран. пасторы, поэтому уже в 1837 г. была создана Евангелическо-лютеранская церковь; с 1886 г. действовали уже 4 региональных независимых синода. В 1968 г. они объединились, образовав Евангелическую Церковь лютеранского исповедания Бразилии. В 1946 г. была создана лютеран. Богословская школа в Сан-Леополду (с 1984 Высшая богословская школа). В результате раскола, происшедшего в 90-х гг., и деятельности амер. миссионеров из Лютеранской Церкви Миссури Синода в 1904 г. возникла Евангелическо-лютеранская Церковь Бразилии, к-рая стала 15-м округом Миссури Синода. В 1968 г. пастор этой Церкви Р. Бекер основал Лютеранский ун-т Бразилии в Сан-Паулу.
Первый пресвитерианский миссионер Р. Калли приехал из Шотландии в Б. в 1855 г.; в 1858 г. он создал общину Рио-де-Жанейро; затем прибыл представитель амер. пресвитериан Р. Симонтон (1859), к-рый организовал свою общину в Рио (1863). В 1888 г. состоялся Объединительный синод Пресвитерианской церкви Бразилии, но уже в нач. XX в. в церкви произошел раскол по вопросу о совместимости членства в церкви и масонских ложах; в результате пастор Э. К. Перейру, негативно относившийся к масонству, основал консервативную Независимую Пресвитерианскую церковь Бразилии (1903). Последующие расколы породили Консервативную пресвитерианскую церковь (1938), Фундаменталистскую пресвитерианскую церковь (1956), Обновленную пресвитерианскую церковь (1975; близкая к пятидесятничеству), Объединенную пресвитерианскую церковь Бразилии (до 1978 Национальная федерация пресвитерианских церквей), Традиционную пресвитерианскую церковь Бразилии (1993). В Б. было образовано неск. национальных церквей реформатской традиции: армян. (1927), венг. (1932), две голл. (1933 и 1991), араб. (1954), швейцар. (1958), япон. (1960), китайско-тайваньская (1962), две корейские (1964 и 1984), канад. (1994). Большинство браз. реформатских и пресвитерианских церквей входят в Латиноамериканскую Ассоциацию Пресвитерианских и Реформатских Церквей.
Методистские миссионеры из США прибыли в Б. в 1867 г. (их первая неудачная миссия относится к 1835), но численность общин увеличивалась довольно медленно и самостоятельная Методистская церковь была создана только в 1930 г. Позднее появились также небольшие группы Свободных методистов и Вестлианские (Уэстлианские) методистские группы. Южная баптистская конвенция (США) прислала своих миссионеров в 1881 г. В 1907 г. началась история Бразильской баптистской конвенции, к-рая в наст. время насчитывает ок. 1 млн членов и входит в Баптистский всемирный альянс. В 1902 г. в стране появились проповедники адвентистов седьмого дня; количество их общин быстро выросло благодаря интенсивному использованию радио и организации библейских курсов по переписке. В кон. 20-х гг. XX в. в Б. из СССР приехали меннониты, их общины начали регистрироваться в стране с 1930 г. В наст. время они в основном объединены в Ассоциацию меннонитских церквей Бразилии, Евангелическую ассоциацию меннонитов, Бразильскую конвенцию церквей братских меннонитов.
Бразильское пятидесятничество произошло от миссионерских конгрегаций: Ассамблеи Бога, основанной в 1910-1911 гг. приехавшими из Чикаго (США) миссионерами-шведами Даниелем Бергом и Гуннаром Вингреном (в наст. время самая крупная протестант. конгрегация Б., насчитывающая от 8 до 13 млн чел.), Конгрегации христиан Бразилии, возникшей после раскола среди пресвитериан под рук. амер. миссионеров в 1909 г. в Сан-Паулу (в наст. время ок. 4 млн чел.) и конгрегации т. н. Квадратного Евангелия, созданной в 40-х гг. амер. миссионерами и получившей название от квадратных тентов, под к-рыми они проповедовали на площадях в Сан-Паулу (в наст. время ок. 200 тыс.). С кон. 50-х гг. XX в. стали возникать пятидесятнические деноминации т. н. второй, а позднее третьей волны (неопятидесятнические, или «автономные», конгрегации), создававшиеся бразильцами для бразильцев. «Классические пятидесятники» уделяли и уделяют основное внимание харизматическому дару «говорения на языках» (глоссолалии), «вторая волна» сосредоточена на даре «божественного исцеления», «третья» видит свое предназначение в даре «изгнания бесов» (экзорцизма).
По нек-рым данным, количество пятидесятников и неопятидесятников в целом по Юж. Америке выросло на 500% за период с 1960 по 1980 г. и каждую неделю на континенте появляется 40 новых общин. Нек-рая часть новых членов приходит непосредственно из «классических» протестант. церквей. Одной из причин является то, что пятидесятнические проповедники обещают им скорейшее разрешение проблем и помощь в улучшении условий жизни (в т. ч. и финансовую), а также свободное выражение религ. чувств в любых доступных формах. Наибольших успехов в этом направлении добилась неопятидесятническая конгрегация «Всемирная церковь Царствия Божия», организованная в кон. 70-х гг. в Рио-де-Жанейро Э. Мачеду, бывш. проповедником пятидесятнической конгрегации «Пятидесятническая церковь «Новая жизнь»». В наст. время общины этой конгрегации существуют в 50 странах мира (включая и Россию) и, по нек-рым данным, насчитывают ок. 6 млн членов. В Б. у конгрегации 2500 молитвенных домов и ок. 3 млн прихожан; ей принадлежит 47 теле- и 26 радиостанций, а также изд-во, звукозаписывающая компания, банк и газета. «Всемирная церковь» занимает радикально отрицательную позицию по отношению как к афро-браз. культам, так и к католич. Церкви. В 1995 г., во время телеинтервью, старший проповедник церкви Серхио фон Гельде разбил керамическое изображение Девы Марии, назвав его «ужасной, безблагодатной куклой, которая никому ничем не сможет помочь». Позднее он был обвинен в религ. дискриминации и осквернении национальной святыни и приговорен к 2 годам тюремного заключения, что тем не менее никак не отразилось на взглядах и деятельности орг-ции. Как и большинство неопятидесятнических орг-ций, «Всемирная церковь» широко практикует «божественное исцеление» и экзорцизм и придерживается «теологии преуспевания». За последние десятилетия XX в. количество протестантов возросло с 9,1 до 15,4%. Протестантами называют себя в шт. Рондония 2,7%, в Эспириту-Санту - 27,5%; в Рорайма - 23,6%, в Рио-де-Жанейро - 21,1%, Гояс - 20,8% и в Акри - 20,4% населения. В период с 1991 по 2000 г. протестантами стали 11 млн бразильцев. Количество «нерелигиозных» бразильцев увеличилось с 4,8 до 7,3%.
Православие пришло в Б. в нач. XX в. с первой волной иммиграции христиан-арабов, русских, украинцев, греков, армян. В 1903 г. сир. эмигранты, принадлежавшие к Антиохийскому Патриархату, основали в Сан-Паулу первую в Б. правосл. церковь, в окт. 1925 г. в помещении сир. церкви открылся первый рус. приход, в 1930 г. в Рио-де-Жанейро - второй. В 1931 г. неподалеку от Рио-де-Жанейро был выстроен рус. храм во имя Св. Троицы, действующий до наст. времени. В 1934 г. рус. православные, к-рые тогда признавали над собой юрисдикцию заграничного Архиерейского синода во главе с митр. Антонием (Храповицким), обратились к нему с просьбой открыть в Б. рус. архиерейскую кафедру. В окт. 1934 г. кафедра была открыта, первым ее предстоятелем стал еп. Детройтский, вик. Восточноамериканской епархии Феодосий (Самойлович) с усвоением ему титула «еп. Сан-Паульский и всей Бразилии», к-рый прибыл в Б. 5 янв. 1935 г. В 1939 г. Бразильская епархия РПЦЗ была признана гос-вом, а 6 авг. того же года в Сан-Паулу был освящен кафедральный собор во имя свт. Николая. К кон. 50-х гг. в Б. насчитывалось более 10 рус. правосл. приходов. В 90-х гг. мн. браз. правосл. приходы перешли под юрисдикцию РПЦ. Всего в кон. 2002 г. у РПЦ в Б. было 6 храмов: во имя прп. Сергия Радонежского в Порту-Алегри, апостолов Петра и Павла в Санта-Розе, ап. Иоанна Богослова в Кампина-дас-Мисойес, ап. Иоанна Богослова и мц. Зинаиды в Рио-де-Жанейро, в честь Воскресения Христова в Сан-Паулу. Они входят в Аргентинскую и Южноамериканскую епархию. С 1994 г. в Порту-Алегри находится резиденция постоянного представителя РПЦ в Б. К-польскому Патриархату, к-рый представлен епархией Сан-Паулу и всей Бразилии (кафедра в соборе св. Петра в Сан-Паулу) в составе образованной в 1996 г. митрополии Буэнос-Айреса и Юж. Америки, подчиняются ок. 10 приходов, состоящих из потомков греч. и укр. эмигрантов. В 1993 г. епископы Украинской Православной Церкви США (УПЦ США; бывш. раскольники-автокефалисты, в 1995 г. перешедшие в юрисдикцию К-польского Патриархата) во главе с митр. Константином Баганом рукоположили для Б. епископа с титулом «Бразильский и всей Южной Америки»; его резиденция находится в г. Куритиба на юго-востоке Б.
Старообрядчество. Первая группа старообрядцев прибыла в Б. в 1958 г. из Гонконга и в июле того же года основала колонию Санта-Крус (г. Понта-Гроса, шт. Парана). В 1962 г. в колонию Пау-Фураду (шт. Парана) прибыла часть семей казаков-некрасовцев из Турции. В 1963-1964 гг. большая группа старообрядцев при содействии Толстовского фонда эмигрировала из Б. в США (штаты Орегон и Аляска). В 80-х гг. были основаны поселения на северо-западе Б., в штатах Гояс и Мату-Гросу. Старообрядцы, проживающие в Б., заняты в основном в сельском хозяйстве. В семьях сохраняется патриархальный уклад. Браки обычно заключаются рано, часто между представителями старообрядческих общин разных стран (напр., Б. и Австралии). Строго соблюдается ограничение на вступление в брак кровных и духовных родственников («до 8-го колена»). Браки с местным населением очень редки. Сохраняются рус. фольклорные и бытовые традиции. До наст. времени в качестве повседневного используется старинный тип рус. одежды. Основной язык общения в семье - рус., дети получают 8-классное образование в гос. школах на португ. языке по браз. программе. Вслед. этого у части молодежи португ. постепенно вытесняет рус. язык.
Большинство браз. старообрядцев - беспоповцы, причисляющие себя к Спасову согласию. Однако совр. старообрядцы, проживающие в Б.,- потомки представителей разных регионов России и соответственно различных согласий. Они сохраняют традиции иконописи, чтения и знаменного пения, пения духовных стихов. Большинство знает церковнослав. язык, владеет крюковой грамотой. Нотация в певч. книгах знаменная с пометами и признаками, тексты истинноречные. Сохранена традиция общинного пения. Часть богослужебных книг вывезена из России в 20-30-х гг. ХХ в. (рукописные и печатные), др. отпечатаны в Б. и США, а также привезены из России уже в кон. ХХ в. Сохранены рукописные «памятные книги», в к-рых зафиксирована история общин.
Согласно принятой в 1988 г. конституции, браз. гос-во гарантирует всем проживающим в Б. лицам «свободу совести и верований… включая свободное отправление религ. культа… и защиту мест богослужения и совершения обрядов», если только религ. или философские убеждения не влекут отказа от гражданских обязанностей (ст. 5). Вооруженные силы обязаны предоставлять возможность альтернативной службы для тех, кому религ. убеждения не позволяют брать в руки оружие (ст. 143). Органы гос. власти не имеют права «учреждать религиозные культы или церкви, субсидировать их, вмешиваться в их деятельность или устанавливать с ними или их представителями отношения… за исключением сотрудничества ради общественных интересов» (ст. 19). В школах «религиозное образование является необязательным», но «предоставляется во временных рамках обычных школьных занятий» (ст. 210), религ. школы имеют доступ к общественным фондам (ст. 213). Гос-во признает церковный брак, если при его заключении не были нарушены законы страны (ст. 226).