(1-я пол. XVI в., близ Осташковской слободы, ныне г. Осташков Тверской обл.- 22.02.1614, Нилова Столобенская пуст.), прп. (пам. 22 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Столо́бенский, устроитель Ниловой Столобенской в честь Богоявления мужской пустыни на о-ве Столобное (Столбный) на оз. Селигер (совр. Осташковский р-н Тверской обл.). Сведения о Г. содержатся в написанном святым предисловии к Житию прп. Нила Столобенского (кон. XVI в.). Житие прп. Нила, автором к-рого был инок вологодской Свято-Троицкой Герасимовой пуст. Филофей (Пирогов), основано на записях Г. о прп. Ниле. (Ранее в историографии господствовало не имеющее достаточного обоснования мнение о том, что Филофей был монахом Герасимова Болдинского во имя Святой Троицы мужского монастыря - Ключевский. С. 313-314; Будовниц. С. 349; Лихачёв. С. 473.)
Ок. 1580 г. (датировка В. О. Ключевского) Г. поступил в Рожковский мон-рь во имя свт. Николая, находившийся в 2 км от о-ва Столобное и являвшийся вотчинным мон-рем Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря. После кончины прп. Нила († 1554/55) мн. иноки из разных мон-рей приходили на место его подвигов и оставались там для молитвы. Г., с детства много слышавший о подвижничестве прп. Нила, также часто посещал о-в Столобное, молился в часовне над могилой преподобного и в конце концов принял решение там поселиться. 3 года он жил на острове вместе с Антонием, игум. одного из новгородских мон-рей. Иноки возобновили часовню над могилой прп. Нила, устроили гробницу и покров на нее. Затем Г. покинул пустынь для странствий по св. местам, ок. 1590 г. (датировка Ключевского) вернулся. В 1591-1594 гг. Г. с помощью холмогорца Б. Козьмина и др. паломников построил на острове деревянный храм в честь Богоявления с приделом во имя блж. Василия Московского и колокольней. Вокруг храма возникла монашеская община из паломников, пришедших на остров для молитвы у гробницы прп. Нила и оставшихся здесь. От патриарха Московского и всея Руси св. Иова Г. в 1594 г. получил грамоту, благословляющую на открытие муж. пустыни с общежительным уставом, настоятелем со званием строителя был определен Г. (грамота не сохр.).
Сведения о начальном периоде существования Ниловой пуст. дошли в составленной святым перед кончиной «Духовной памяти». Г. перечисляет в ней приобретенные им для Богоявленской ц. иконы, богослужебную утварь (оловянную), облачения (среди них - стихарь, украшенный золотным шитьем и жемчугом). Во время настоятельства Г. была заново отстроена часовня прп. Нила, на гробнице находилась икона преподобного, написанная в 1595 г. монахами Оршина в честь Вознесения Господня женского монастыря Иовом и Нифонтом по рассказам людей, знавших прп. Нила. При Г. были построены трапезная, 6 келий на острове, келья «на наволоке» (берегу озера), хозяйственные сооружения. Преподобный купил в Осташковской слободе двор, где «устроил келью и трапезу на трудолюбивую братию для покоя, и Божественной службы, и царского богомолья» (Герман Столобенский. Духовная память. С. 138). Земли Нилова пуст. в период своего устроения не имела. При Г. начало формироваться книжное собрание мон-ря, к кон. XVII в. ставшее крупной б-кой. В 1614 г. мон-рь имел печатную книгу (Служебник, купленный Г. в Москве) и 31 рукописную (в т. ч. канон прп. Нилу Столобенскому, 2 списка Устава обители, Житие прп. Нила). В первые годы XVII в. и в Смутное время пустынь пострадала от неурожая, голода, разграбления селений на берегах Селигера.
С самых первых посещений о-ва Столобное Г. записывал рассказы о жизни и чудотворениях прп. Нила, к-рые он слышал от паломников, знавших преподобного или получивших помощь по молитвам к нему. Эту работу Г. продолжил, будучи настоятелем Ниловой пуст. Он записывал случаи чудотворений у гробницы прп. Нила (в 1599 Г. с братией мон-ря служил благодарственный молебен после исцеления от «скорчения» ног крестьянина из дер. Ляпино Т. Уразова - РГБ. Ф. 304. № 672. Л. 105). По смирению Г. не был удовлетворен своей работой (хотя написанное им предисловие к Житию прп. Нила свидетельствует о его несомненном лит. даровании) и хотел, чтобы Житие составил опытный инок-книжник. Ок. 1595-1596 гг. Г. послал свои записи иноку Свято-Троицкой Герасимовой пуст. Филофею (Пирогову), затем более 2 лет не имел от него ответа. Будучи в Москве в 1598 г. на Земском соборе, избравшем на царство Бориса Феодоровича Годунова, Г. встретил игум. Герасимовой пуст. Феоктиста и передал ему «списки о житии и о чудесех преподобного Нила». Вскоре после этого (не ранее 1599) Филофей завершил работу над Житием прп. Нила, в к-рое, по-видимому, целиком вошли записи Г. Филофей также составил стихиры и канон преподобному. Вероятно, с этого времени в Ниловой пуст. началось богослужебное празднование памяти прп. Нила.
В 1614 г., незадолго до смерти, Г. составил «Духовную память», являющуюся первым историческим описанием Ниловой Столобенской пуст. Дата кончины святого указана в монастырском синодике 1638 г. Преемником Г. по управлению пустынью стал его ученик, избранный святым на игуменство, св. Нектарий (Теляшин), впосл. архиеп. Тобольский и Сибирский. Г. был похоронен у колокольни монастырской Богоявленской ц., могила святого почиталась в обители. После того как в 1821-1825 гг. был построен каменный Богоявленский собор (сохр.), гробница святого оказалась в подвале собора.
Канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было возобновлено в 1981 г. по благословению Новгородского митр. Антония (Мельникова) (Собор установлен ок. 1831). 5 июля 2005 г. в дер. Соснице Осташковского р-на архиеп. Тверской и Кашинский Виктор (Олейник) и архиеп. Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий) освятили строившуюся с 2003 г. 2-этажную деревянную церковь, в к-рой верхний храм посвящен Г., нижний - прп. Нилу Столобенскому. В 2005 г. было создано правосл. братство во имя Г.
Г. сохранилась в составе житийных циклов прп. Нила Столобенского, причем не прослеживается устойчивой традиции изображения его облика. Наиболее ранним образцом является миниатюра «Построение храма в Ниловой пустыни» в рукописи Жития прп. Нила нач. XVII в. из Троицкой Герасимовой обители на Кайсаровом ручье в Вологде (впосл. в б-ке Ф. А. Толстого; в наст. время: РНБ. Q 1 329. Л. 34): Г. в монашеской мантии и клобуке, с небольшой окладистой бородой, без нимба, благословляет строителей церкви.
На иконе прп. Нила Столобенского с 19 клеймами жития кон. XVIII - нач. XIX в. (собрание А. И. Буркина, Москва) представлен ряд композиций: приход на о-в Столобное иноков (Г. и игум. Антоний, плывущие в лодке); Г. с иноками в Прасаловском (согласно надписи) мон-ре вручает епископу письмо о составлении Жития прп. Нила; епископ и Г., пишущий Житие святого; Г. благословляет создать первый образ прп. Нила иноков-иконописцев Иова и Нифонта (изображены коленопреклоненными, с нимбами). На всех клеймах устроитель Ниловой пуст. представлен в монашеском одеянии и с четками, в куколе или с непокрытой головой, с седой бородой средней величины, имеет нимб, назван преподобным («с. пб. Гермон»).
Неск. аналогичных сюжетов воспроизведено на иконе прп. Нила Столобенского с 52 клеймами жития (40-50-е гг. XIX в.) из часовни монастырского с. Сиговка (в наст. время в Казанской ц. дер. В. Котицы Осташковского р-на Тверской обл.), где Г. написан без нимба, иногда в профиль, с короткой бородой и длинными прядями, а в композиции исцеления Исаии Травкова во время молебна у гробницы прп. Нила - в мантии и епитрахили, с раскрытой книгой.
На одном из клейм близкой по составу иконы 1902 г. мастера из Торжка Н. И. Новосёлова (ГЭ; находилась в ц. иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Стеклянном заводе в С.-Петербурге) Г.- средовек, с небольшой темной бородой, совещается с Борисом Холмогорцем о постройке первого храма, на другом - он стоит с богомольцем, поведавшим ему об иноках-иконописцах. С нек-рыми отличиями, напр., в изображении облика и возраста подвижника, ландшафта мон-ря указанные сюжеты повторяются на др. иконах XVIII - нач. XX в. (ВГИАХМЗ, ТГОМ, частные собрания Москвы, С.-Петербурга и Твери).