(VII в.), прп. Александрийский (пам. 22 апр., пам. греч. 11 янв.), инок мон-ря прп. аввы Серида (пам. 13 авг.) в Газе. Пришел в Александрию в возрасте 60 лет во время Патриаршества свт. Иоанна V Милостивого (пам. 12 нояб.). В. нес необычный духовный подвиг. Нанимаясь на работу в городе, он брал за свой труд 12 медных монет, на одну из к-рых вечером покупал скудную пищу, весь день проводя в посте. Остальные деньги В. тратил в публичном доме: составив список всех блудниц Александрии, он поочередно обходил каждую, отдавая ей деньги с условием, что женщина в эту ночь воздержится от греха. Сам же В. проводил ночь в молитвах за блудницу, взяв с нее клятву не разглашать его поступок. Однажды некая женщина попыталась рассказать о подвиге старца, но по Божию попущению подверглась беснованию. Мн. падшие женщины, вняв увещеваниям старца, раскаивались и оставляли постыдное занятие. Однако горожане, уверенные в том, что В. еженощно предается греху, обвиняли его в том, что он позорит монашеский чин. Святой же, стремясь любой ценой скрыть свое богоугодное делание, отвечал, что и монахи имеют плотские слабости. Однажды, повстречав В. на пороге публичного дома, некий юноша ударил его по щеке, обличая в мнимом грехе. В. предсказал ему, что юноша получит в ответ такой удар, что весь город услышит его крик. Вскоре юноше явился бес и ударил его по щеке так сильно, что на крик сбежалось огромное количество народа. Придя в себя, юноша привел людей к келье подвижника, где они нашли коленопреклоненного В., скончавшегося во время молитвы. Тогда бывшие в толпе блудницы рассказали о его подвиге, и горожане раскаялись в своем осуждении, удивляясь необычайному смирению старца. От мощей В. происходили исцеления. В его погребении участвовал Патриарх, в свое время не поверивший доносу на святого. Юноша, получивший удар от беса, стал монахом, а мн. свидетели жизни В. взяли себе за правило никогда не осуждать ближнего.
Сказание о В. является частью Жития свт. Иоанна V Милостивого, Патриарха Александрийского, написанного в VII в. Леонтием, еп. Неаполитанским (Неаполь - средневек. название совр. г. Лимасол, Кипр) (BHG, N 886).
Память святого указывалась в нек-рых визант. стишных синаксарях (напр., Paris. gr. 1582, XIV в.), а затем была внесена в печатную Минею (Венеция, 1595). РПЦ празднует его память 22 апр., т. к. под этим числом краткое повествование о В., извлеченное из жития Иоанна Милостивого, было включено в раздел слов и поучений древнерус. Пролога, а в ВМЧ помещено «Слово о преподобнем мнисе Виталии, како оставль келию, иде во Александрию и спасе блудницу» (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 91, 99 (2-я паг.)).