ДАНИИЛ
Том XIV , С. 54-56
опубликовано: 16 января 2012г.

ДАНИИЛ

Содержание

(† после 576), прп. (пам. суббота сырную - в Соборе всех преподобных, пам. греч. 18 марта), игум. Скитский. Сведения о Д., центральной фигуре многочисленных греч., сир., эфиоп. и копт. сказаний о егип. подвижниках, содержатся в разрозненных текстах, объединенных местом и временем действия (егип. пустыня в окрестностях Александрии, сер. VI в.), создававшихся на греч. языке (BHG, N 2099z - 2102d) с кон. VI в. и позднее переведенных на др. языки (BHO, N 241-243). Впосл. в копт. и эфиоп. традициях эти истории были объединены в единый хронологически выстроенный цикл, основой к-рого стало «Житие аввы Даниила и святых, к-рых он знал». Согласно этому источнику, Д. пришел в Скит еще в юности, там он 40 лет жил «в общежитии» с др. монахами, затем стал отшельником. Тем не менее он продолжал посещать окрестные города (чаще всего Александрию) и поддерживать контакты с близлежащими мон-рями, на к-рые имел большое влияние. Большинство историй рассказаны от 1-го лица и представляют собой поучения, основанные на воспоминаниях Д. В молодости он был трижды похищен разбойниками: 2 раза его выкупали христиане, на 3-й раз Д., защищаясь, проломил одному из похитителей голову камнем. В отчаянии от совершенного поступка он отправился к Александрийскому патриарху, чтобы покаяться в убийстве и понести наказание, но тот отказался осудить его. В К-поле, Антиохии и Риме его также не стали подвергать суду. Только светские власти Александрии были готовы арестовать Д., однако правитель города, разобравшись в деле, велел отпустить монаха. Тогда подвижник сам назначил себе епитимию, взяв на себя заботу о прокаженном из Александрии, отвел его к себе в келью и втайне от всех долгое время кормил и ухаживал за ним.

В юности Д. был потрясен добротой некоего камнетеса Евлогия: каждый день тот собирал всех бродяг и нищих, приводил их к себе в дом, кормил и оставлял ночевать. Д. стал усердно молиться за него и был удостоен видения, в к-ром просил дать Евлогию богатства, поручившись за него перед ангелом. Вскоре Евлогий нашел клад. После этого он стал заботиться только о том, как бы скрыть от властей богатство. Вскоре ему удалось переправить клад в К-поль, а затем и самому перебраться в город (в царствование имп. Юстина), где он стал важным сановником. Спустя 2 года Д. снова было видение, в к-ром ангел спросил подвижника, знает ли он, что стало с Евлогием и как Д. будет отвечать за свое поручительство. Узнав о том, где находится Евлогий, Д. попытался вернуть его к прежней добродетельной жизни, но слуги, охранявшие Евлогия, по приказу господина избили подвижника. Д. продолжал молиться за спасение Евлогия. Вскоре тот впал в немилость, лишился всего богатства (возможно, он был причастен к восстанию «Ника» - ODB. Vol. 1. P. 584) и возвратился в свой город. Евлогий не решился рассказать правду о себе и говорил всем, что был в паломничестве в св. места. Он вернулся к своему прежнему обычаю, стал принимать нищих и бродяг. Спустя неск. лет Д. рассказал ему, что именно он стал причиной его внезапного и недолгого богатства.

Преподобные Даниил Скитский и Марк. Фреска в наретексе парекклисиона свт. Николая мон-ря Ватопед. 1802 г.Преподобные Даниил Скитский и Марк. Фреска в наретексе парекклисиона свт. Николая мон-ря Ватопед. 1802 г.

С циклом рассказов о Д. связаны одни из первых историй о юродивых. Рассказ о Марке, притворявшемся сумасшедшим, иногда рассматривается как самостоятельное Житие (BHG, N 2255). Кроме того, в одном из эпизодов «Жития аввы Даниила» содержится известная и характерная история о «тайных слугах Господа» (см.: Delehaye H. Sanctus: Essai sur le culte des saints dans l'Antiquité. Brux., 1927. P. 208-232. (SH; 17)). Игумения жен. мон-ря, где Д. вместе с учениками остановился на ночлег, пожаловалась ему на вечно пьяную монахиню, лежащую в беспамятстве посреди обители. Ночью Д. увидел, что эта монахиня ревностно молилась, но, завидев кого-нибудь из сестер, снова притворялась пьяной. Тайна была раскрыта, и настоятельница покаялась во всех обидах, к-рые нанесла ей по незнанию. Монахиня ушла, никого не предупредив и оставив надпись на воротах монастыря с просьбой молиться за нее.

Этот рассказ подтверждает авторитет Скитского мон-ря и лично Д.: в тексте особенно подчеркивается, что в жен. мон-рь могли пустить только монахов из Скита. По рекомендации Д. монаха могли принять в любой мон-рь. Ювелир Андроник и его жена Афанасия (см. в ст. Андроник и Афанасия, преподобные) после смерти детей решили уйти в мон-рь и в течение неск. лет ничего не знали друг о друге. Через нек-рое время они случайно встретились на пути в св. места, но не узнали друг друга, поскольку монашеская жизнь изменила их облик. Афанасия в муж. одежде выдала себя за мон. Афанасия. Следующие 12 лет жизни они провели в молчании в одной келье в находившемся неподалеку от Скита мон-ре Октокайдекатон (дословно - Восемнадцатый, т. е. располагавшийся на 18-й миле от Александрии), где поселились с разрешения Д. и подвизались под его духовным руководством. Однако после смерти Андроника и Афанасии Д. спорил с мон-рем по вопросу о том, где должны находиться мощи святых, и был вынужден уступить.

Д. скончался в г. Тамбок в Н. Египте, куда удалился после набега на Скит арабов-бедуинов (т. е. после 576) и где им был основан новый мон-рь. В соответствии с копт. и эфиоп. версиями рассказов Д. ушел туда после конфликта с офиц. церковной иерархией, к-рый произошел, когда Д. отказался подписать томос папы Льва I Великого и назвал постановление Халкидонского Собора безбожным (см.: Cauwenbergh. P. 22-23). В таком случае Д. мог вернуться в Скит не раньше смерти имп. Юстиниана (565).

С циклом повествований о Д. соотносится круг историй, в к-рых Д. упоминается как второстепенный персонаж. Переработки этих историй вошли в качестве заметок в вост. синаксари (К-польский, эфиоп. и составленный на арабском, Александрийский). Надо отметить, что ни в К-польском, ни в эфиоп. синаксарях Д. отдельно не упомянут, а заметка в араб. синаксаре о нем очень краткая (CSCO; 67. Arab.; 11. P. 109-110). В числе этих историй рассказы о патрикии Анастасии (BHG, N 79-80), о святых Андронике и Афанасии (BHG, N 120-123; BHO, N 242) и о св. Фомаиде Александрийской (BHG, N 2453-2453b). Последняя не была знакома с Д., и он также о ней никогда не слышал. Фомаида жила в Александрии, муж заботился о ней, однако свекор воспылал к ней страстью, а когда она попыталась его образумить, зарубил ее мечом. Д. узнал об этом и посчитал необходимым похоронить ее в Ските. На ее могилу приходили монахи, мучимые плотскими желаниями, и всегда избавлялись от них. В текстах почти нет сведений, позволяющих определить точное время и место написания большинства этих историй. Расхождения в датировке событий (напр., указание на то, что Андроник и Афанасия жили при имп. Феодосии I) не позволяют с уверенностью говорить о том, что во всех этих сказаниях «авва Даниил» - один и тот же человек (о хронологических несоответствиях см.: Cauwenbergh. P. 20-21). Древнейшей известной на сегодняшний день рукописью из цикла историй о Д. является палимпсест VII в. сиро-палестинского происхождения, содержащий рассказ о Евлогии и начало истории о патрикии Анастасии (Lewis. P. 10).

В наст. время корпус рассказов о Д. не издан; большая часть историй на сир., копт. и греч. языках, опубликованных до этого в неск. номерах ж. «Revue de l'Orient chrétien», была собрана в нач. XX в. Л. Клюнье в качестве 1-го т. сер. Biblithèque hagiographique orientale. Впосл. дополнительно были изданы некоторые неизвестные ранее рассказы (BHG, N 2102d: Mioni. P. 92-93; BHG, N 2102e [рассказ о сестре Д.], сир. текст и франц. пер. С. Брока (AnBoll. 1995. Vol. 113. P. 270-280)). В ун-те г. Лунд (Швеция) готовится к изданию полный корпус греч. текстов о Д. (Dahlman B. Daniel of Sketis: A Group of Hagiogr. Texts: Ed. with Introd., Transl. and Comment.).

Ист.: BHG, N 79-80, 120-123, 618, 2099z - 2102d, 2254-2255, 2453; BHO, N 241-243; Vita st. Andronicis et ejus conjugis // PG. 115. Col. 1049-1054; Goldschmidt L., Esteves Pereira F. M. Vida do Abba Daniel do Mosteiro de Scete. Lisbone, 1897 [эфиоп. Житие, португ. пер.]; Vie et récits de l'abbé Daniele de Scété (VI siècle) / Ed. L. Clugnet // ROC. 1900. Vol. 5. P. 50-73, 254-271, 370-391 [греч. Житие]; Idem / Ed. M.F. Nau // Ibid. P. 391-406; 1903. Vol. 8. P. 99 [сир.]; Idem. / Ed. M. I. Guidi // Ibid. 1900. Vol. 5. P. 535-564; 1901. Vol. 6. P. 51-56 [копт.]; 1901. Vol. 6. P. 56-87 [введ. и оглавление Л. Клюнье]; Vie (et récits) de l'abbé Daniele le Scétiote (VI siècle) // Clugnet. Bibl. orient. Vol. 1; SynCP. P. 523-528 [патрикий Анастасий]. P. 601-604 [Фомаида]; Guidi I. Elementa linguae copticae. Neapoli, 1924. P. 46-48 [часть копт. Жития]; Le synaxaire Éthiopien: Les mois de sanê, hamlê et nahasê / Ed. I. Guidi. Turnhout, 1913. (PO; T. 7. Fasc. 3); Synaxarium Alexandrinum I-III / Ed. J. Forget. (CSCO; 47-49. Arab.; 3-5. P., 1905-1906; CSCO; 67. Arab.; 11. P., 1912 [араб. текст]; CSCO; 78. Arab.; 12. R., 1921; CSCO; 90. Arab.; 13. Louvain, 1926 [франц. пер.]); Mioni E. Il Pratum Spirituale di G. Mosco: Gli episodi inediti del Cod. Marciano greco II 21 // OrChr. 1951. N 17. P. 61-94.
Лит.: Lewis A.-S. The Forty Martyrs of the Sinai Desert and the Story of Eulogios: From a Palestinian Syraic and Arabic Palimpsest. Camb., 1912; Cauwenbergh P., van. Étude sur les Moines d'Égypte depuis le Concile de Chalcédoine (451) jusqu'à l'invasion arabe (640). P., 1914; Evelyn White H. G. The Monasteries of the Wâdi 'n Natrûn. N. Y., 1932. Vol. 2: The History of the Monasteries of Nitria and of Scetis; Garitte G. Daniel de Scété // DHGE. Vol. 14. P. 70-72; Kazhdan A., Ševchenko N. P. Daniel of Sketis // ODB. Vol. 1. 584-585; Παπαδπουλος Σ. Γ. Ϫανιήλ, ὁ τῆς Σκήτεως // ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 954; Vivian T. Figures in the Carpet: Macarius the Great, Isaiah of Scetis, Daniel of Scetis, and Monastic Spirituality in the Wadi al-Natrun (Scetis): From the 4th to the 6th Cent. // The American Benedictine Review. 2005. Vol. 56. N 2. P. 117-151.
Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова

Иконография

Образ Д. в визант. искусстве встречается достаточно редко. Святой представлен седовласым старцем со слегка раздвоенной бородой средней длины, в традиц. для преподобного облачении: темной мантии и рясе. Образ присутствует в росписях кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция, 30-е гг. XI в.- в рост, на одной арке с вмч. Феодором Студитом; «Енклистре» мон-ря прп. Неофита на Кипре, ок. 1183 г.; нартекса собора мон-ря Хумор, 1535 г., мастер Фома Сучавский (Румыния) - со свитком в руке, между преподобными Саввой Освященным и Сисоем Великим.

В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) Д. описан как старец с остроконечной бородой (Ч. 3. § 13. № 29).

Лит.: Ерминия ДФ. С. 171.
Н. В. Герасименко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АКАКИЙ НОВЫЙ КАВСОКАЛИВИТ († 1730), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 12 апр.)
  • АЛИПИЙ СТОЛПНИК († VII в.), прп. (пам. 26 нояб.)
  • АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших)
  • АММОН НИТРИЙСКИЙ († между 345 и 350 г.), прп. (пам. 4 окт., греч. 15 марта, 29 февр., 7 дек.)
  • АНДРЕЙ ЮРОДИВЫЙ (V или IХ-X вв.), прп., блж. (пам. 2 окт., пам. греч. 28 мая)
  • АНДРОНИК И АФАНАСИЯ (IV-V вв.), супруги, подвизавшиеся в егип. скитах, преподобные (пам. 9 окт., пам. греч. 2 марта)
  • АНТИОХ (VI-VII вв.), писатель, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов , в подвиге просиявших; пам. греч. 24 дек.)
  • АРИС прп. Египетский (пам. в Соборе всех преподобных; пам. греч. 13 дек.)
  • АФИНОДОР (IV в.), прп., (пам. в Соборе всех преподобных отцов, пам. греч. 29 дек.)
  • АФРЕ прп. Египетский, отшельник Нитрийский (пам. в Соборе всех преподобных отцов, пам. греч. 8 июня)
  • АХИЛЛА (V в.), прп. Скитский, (пам. в Соборе всех преподобных, пам. греч. 17 янв.)
  • АХИЛЛИЙ еп. Ларисский († ок. 330), прп. (пам. 15 мая)
  • ВИТАЛИЙ (VII в.), прп. Александрийский (пам. 22 апр., пам. греч. 11 янв.)
  • ВИТИМИОН (IV-V вв.), прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших, пам. греч. 24 дек.)
  • ГАИЙ прп. (пам. в сырную субботу в Соборе всех преподобных; пам. греч. 31 дек.)
  • ГЕЛАСИЙ (V в.), палестинский подвижник, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших; пам. греч. 31 дек.)