ВЫШЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Том X , С. 113-115
опубликовано: 16 сентября 2010г.

ВЫШЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Вышенский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XXI в.Вышенский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. (Рязанской и Касимовской епархии), находится в дер. Выша Шацкого р-на Рязанской обл. Первоначально муж. мон-рь, занимал территорию в 8 верстах от наст. местоположения, вверх по р. Выше (к ХIХ в. сохр. остатки фундаментов построек). Время основания неизвестно, в нач. XVII в. насельников притесняли местные жители. По челобитной строителя игум. Тихона (1625-1661) и по грамоте царицы-инокини Марфы (Романовой) в 1625 г. Успенская ц., кельи и «всякие хоромы» В. м. были перенесены на недоступный для мирян правый берег р. Выши, при ее впадении в р. Цну (по преданию, пущенная братией по течению реки икона Божией Матери пристала именно в том месте).

В кон. XVII в. В. м. пострадал от пожара, в 1724 г. был приписан к Чернееву во имя свт. Николая Чудотворца мон-рю. В 1739 г. в В. м. проживали иером. Иосиф и 4 насельника, в 1744 г.- 3 монаха и 1 псаломщик. Указом Рязанской духовной консистории 10 марта 1753 г. для служения в В. м. был переведен иером. Авраамий из Троицкого мон-ря «на устье реки Павловой» (см. ст. Рязанский во имя Св. Троицы мон-рь). К сер. XVIII в. в В. м. находились деревянные Успенский храм, ц. во имя прп. Сергия Радонежского, кельи. На месте сгоревшей Успенской ц. (ок. 1754) был построен и игум. Василием освящен каменный храм (1761-1762), в к-ром в 90-х гг. XVIII в. устроен левый придел во имя прп. Сергия Радонежского. Во 2-й пол. XVIII в. в В. м. находилась также дубовая колокольня, «рублена осьмериком, крыта тесом», с 4 колоколами. Мон-рь имел небольшие сенокосные угодья и пасеку, денежного жалованья не полагалось. В 1764 г. В. м. стал самостоятельным, заштатным, к 1780 г. в его хозяйстве имелось 5 лошадей, рогатый скот, пасека (5 ульев), 389 четв. земли, сенные покосы (700 копен). Часть монастырских земель обрабатывали крестьяне с уплатой оброка в обитель (25 р. в год).

Собор в честь Казанской иконы Божией Матери. 1831–1843 гг. Фотография. 2005 г.Собор в честь Казанской иконы Божией Матери. 1831–1843 гг. Фотография. 2005 г.В 1799 г. В. м. был отнесен к Тамбовской епархии. Архиеп. Тамбовский Феофил (Раев) перевел из Саровской пуст. в В. м. строителя иером. Тихона, к-рый застал обветшавшие Никольскую ц. («пол сгнил и служение исправлять опасно»), колокольню, обвалившиеся кельи. Трудами иером. Тихона были возведены каменные 8 келий, ограда с башнями и кельями в них, 4-ярусная колокольня, на 2-м ярусе к-рой 8 янв. 1818 г. освящена ц. во имя Св. Троицы. Иером. Тихон ввел в В. м. правила, близкие к уставу Саровской пуст. Монахи проживали в кельях по одному, занимались рукоделием, изготовляли крестики из кипариса, шили, вязали рыболовные сети.

7 марта 1827 г. насельница московского в честь Вознесения Господня мон-ря мон. Миропия (Аденкова) передала в В. м. чудотворный список с Казанской иконы Божией Матери, ставший главной святыней обители, а также серебряный позолоченный крест с частицами мощей ап. Матфея, святителей Василия Великого, Спиридона Тримифунтского. Перед образом горела неугасимая лампада, мн. паломники получали исцеления, к 30-м гг. Успенская ц. не вмещала молящихся. В 1831-1843 гг. на средства прот. И. Наполинского был построен 5-главый собор, главный престол к-рого освящен еп. Тамбовским Николаем (Доброхотовым) 16 июня 1844 г. в честь Казанской иконы Божией Матери, правый придел - 15 авг. 1845 г. в честь Владимирской иконы Божией Матери, левый придел - 16 авг. 1845 г. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Зимой Вышенская Казанская икона находилась за правым клиросом теплой Успенской ц., летом - по левую сторону от царских врат Казанского собора.

30 марта 1862 г. еп. Тамбовский свт. Феофан Затворник назначил настоятелем В. м. эконома Тамбовского архиерейского дома игум. Аркадия (Честонова; впосл. архимандрит). Святейший Синод разрешил жителям Тамбова, Кирсанова, Моршанска переносить из мон-ря крестным ходом чудотворный образ Вышенской Казанской Божией Матери для служения молебнов с 19 апр. в течение всего лета. В 1891-1892 гг. архим. Аркадий устроил на могиле мон. Миропии (Аденковой) в тамбовском в честь Вознесения Господня мон-ре часовню с неугасимой лампадой.

Успенская церковь. 1864 г. Фотография. 2005 г.Успенская церковь. 1864 г. Фотография. 2005 г.При архим. Аркадии в В. м. были построены новый иконостас и престол в Успенской ц. (1864), деревянная гостиница (1865), каменные 2-этажный корпус и корпус для престарелых и больных монахов, 2 гостиницы, пекарня, квасоварня, конюшня, постоялый двор, открыты богадельня и аптека. С 1874 г. велось строительство каменного 5-главого собора в честь Рождества Христова (длина 66 аршин, ширина 48, высота 56 аршин). Главный престол освящен 30 сент. 1890 г., правый придел во имя мучеников Адриана и Наталии - 1 окт., в левом приделе располагалась ризница. В храме находились икона и ковчег с частицами мощей Кизических мучеников, а также 8 серебряных крестов с частицами камня Гроба Господня, Креста Господня и мощей св. Иоанна Крестителя, святителей Иоанна Златоуста и Лазаря, еп. Кипрского, священномучеников Игнатия Богоносца, Ипатия, еп. Гангрского, великомучеников Иакова Персянина, Феодора Стратилата, Феодора Тирона, Евстафия Плакиды, прмч. Андрея Критского, вмц. Варвары, мц. Феклы, прп. Пимена Великого, блгв. кн. Александра Невского, блгв. кнг. Февронии Муромской и др.

С 17 июня 1866 г. в В. м. пребывал на покое (с 1872 в затворе) свт. Феофан (Говоров). С сент. 1867 г. он проживал в устроенных при просфорном корпусе покоях с домовым храмом в честь Богоявления. С 1872 г. святитель ежедневно служил литургию в домовой церкви, вел обширную переписку, написал неск. богословских и экзегетических трудов, собрал б-ку, изготовил престол, жертвенник и иконостас для Богоявленской ц., написал иконы для др. храмов В. м. Со свт. Феофаном и архим. Аркадием общались посетившие В. м. 12-15 сент. 1886 г. вел. кнг. св. Елисавета Феодоровна и вел. кн. Сергей Александрович. После кончины в 1894 г. свт. Феофан был похоронен во Владимирском приделе Казанского собора. На мраморной гробнице был начертан текст из послания ап. Павла, а также помещен вызолоченный резной киот с иконами Воскресения Христова и прп. Феофана Исповедника.

В. м. осуществлял широкую благотворительную деятельность. Во время голода 1891-1892 гг. и в годы русско-япон. войны проходили бесплатные трапезы, открылись лазареты, делались значительные пожертвования в епархиальные комитеты Красного Креста и др. орг-ции. На средства мон-ря были отремонтированы здания и выстроена церковь в Шацком ДУ, почетным блюстителем к-рого с 1877 г. был архим. Аркадий. В. м. учредил и содержал церковные школы в имении Нарышкиных Быкова Гора, в дер. Купле (в 2-этажном каменном доме с храмом, квартирами для учителей, общежитием), в селах Золотая Поляна и Шаморга. Ежегодно мон-рь жертвовал по 300 р. на церковные школы Шацкого у. и по 1000 р. на школы в Тамбовской епархии. При принесении Вышенской Казанской иконы в Тамбов 1/3 пожертвований направлялась на духовно-учебные заведения епархии.

Мощи свт. Феофана в Успенской церкви. Фотография. 2005 г.Мощи свт. Феофана в Успенской церкви. Фотография. 2005 г.В 1865 г. В. м. владел 398 дес. земли, в нач. XX в.- 1348 дес. земли (в т. ч. 508 дес. пахотной и 300 дес. луговой земли на р. Цне), бо́льшая часть к-рой сдавалась в аренду. К 1905 г. у В. м. имелся неприкосновенный фонд в 265 030 р. На берегу р. Цны мон-рь построил деревянную часовню с домом для пономаря и сторожа лесных угодий. К 1905 г. в В. м. проживало ок. 70 чел., к 1917 г.- ок. 100 чел. После кончины в 1907 г. архим. Аркадия (похоронен у алтаря Рождественской ц.) настоятелем стал игум. Ипатий.

В 1919 г. В. м. был закрыт, часть братии изгнана, территория передана лесхозу, свиносовхозу, детскому городку им. III Интернационала (учителя жили в братском корпусе, дети - в трапезной). По благословению игум. Августина (Щеглова) монашескую общину в В. м. с 1923 г. возглавлял иером. Дорофей (Аникин), к-рый вместе с иеромонахами Арсением (Егоровым), Иовом (Мироновым), Макарием (Шешляковым), мон. Пахомием жил в маленькой комнате на территории обители, совершал богослужения. Часть насельников жили в близлежащих селах, в т. ч. игум. Августин (Щеглов), иеромонахи Сергий (Васильев), Феофан (Яркин), Леонтий (Купряшкин), мон. Аркадий (Эктов). Ок. 1930 г. бо́льшая часть братии была арестована. Успенский и Рождественский храмы, нек-рое время действовавшие как приходские, к 1938 г. были закрыты. С 1938 г. в В. м. находилась психиатрическая больница, в к-рой в 60-х гг. содержались более 900 чел. В Казанском и Рождественском соборах были размещены больничные склады. В 1973 г. усердием неск. священнослужителей, в т. ч. настоятеля Сергиевской ц. в с. Эммануиловка прот. Г. Глазунова, были обретены и тайно перенесены в Троице-Сергиеву лавру мощи свт. Феофана. С 1988 г. мощи святителя находились в Сергиевском храме Эммануиловки. У алтаря храма были погребены и обретенные в В. м. нетленные останки архим. Аркадия (Честонова). С 1947 г. в том же храме находится сохраненная 2 монахинями Вышенская Казанская икона Божией Матери. Паломники со всей России и из-за рубежа приезжали в сельскую церковь для поклонения святыням.

В 1990 г. часть зданий В. м. была передана РПЦ, первыми насельницами стали прихожанки Скорбященской ц. г. Рязани. Указом Синода от 14 июня 1990 г. настоятельницей стала игум. Нонна (Знаменская). К нач. 2005 г. мон-рю переданы Успенский, Рождественский и Казанский храмы, др. постройки, но, ввиду того что на территории В. м. размещается психиатрическая лечебница (ок. 500 больных), сестры проживают на подворье В. м. в дер. Быкова Гора Шацкого р-на. В одном из помещений подворья освящена домовая ц. во имя свт. Феофана Вышенского. Насельницы ежедневно приезжают на богослужения в восстановленный Успенский храм В. м. 29 июня 2002 г. крестным ходом во главе с Патриархом Московским Алексием II из Сергиевского храма Эммануиловки в Успенскую ц. были перенесены мощи свт. Феофана. К апр. 2005 г. в В. м. реставрируются Казанский и Рождественский соборы, отремонтированы кельи для постоянного проживания в мон-ре игум. Нонны и священноначалия.

В. м. осуществляет издательскую деятельность, при мон-ре действует воскресная школа, ежемесячно проводятся беседы священнослужителей В. м. с учащимися и преподавателями техникума, профтехучилища, культпросветучилища, средней общеобразовательной школы, а также с работниками районной б-ки г. Шацка. Клирики мон-ря посещают исправительные учреждения ЖХ-385/21, ЖХ-385/14, ЖХ-3385/04, воинские учреждения. Сестры вышивают плащаницы, воздухи, шьют подризники, выпекают просфоры.

Планируется перевод пациентов психиатрической лечебницы в строящуюся с 2003 г. в дер. Выше больницу на 400 мест.

Арх.: Архив Рязанского ЕУ. Д. Вышенский Успенский жен. мон-рь; ГАРО. Ф. 627. Оп. 178-232 (204). Д. 17. Св. 213; Ф. 974. Оп. 1. Д. 4. Св. 4; Д. 4; Оп. 2. Д. 15. Св. 2; Д. 18. Св. 2; Д. 22. Св. 2; Ф. Р-4. Оп. 1. Д. 534. Л. 145, 148. № 78/1209; Л. 185, 187-188, 196, 353; Ф. Р-2798. Оп. 1. Д. 92. С. 97-98; Ф. Р-2971. Д. 8. Св. 1; Ф. Р-3789. Оп. 1. Д. 2, 3. С. 10; Д. 7, 9, 39, 40, 76, 86.
Ист.: Богданов Д. Ф. Описание док-тов Черниева мон-ря и Вышенской пуст. // Изв. Тамбовской учен. арх. комис. 1890. Вып. 26-30. С. 100-102; Книга окладная мон-рям и церквям и часовням Шацкого города и Кадома // Там же. 1895. Вып. 39-40. С. 146-224.
Лит.: ИРИ. Ч. 3. С. 634-635; Перенесение иконы из Вышенской пуст. в г. Моршанск // Тамбовские ЕВ. 1862. № 9. С. 357-358; Вышенская чудотворная икона Казанской Божией Матери // Там же. 1867. № 12. С. 544-546; Принесение чудотворной Вышенской иконы Матери Божией в г. Тамбов // Там же. 1872. № 8. С. 436-438; Общежительная Успенская Вышенская пуст. // Там же. 1881. № 7. С. 246-263; № 9. С. 303-308; № 10. С. 322-345; № 11. С. 367-381; Добролюбов И., свящ. Ист.-стат. описание церквей и мон-рей Рязанской епархии. Зарайск, 1884. Т. 1; Токмаков И. Ф. Мат-лы для исторического и церк.-археол. описания Шацкого у. Тамбовской губ. // Изв. Тамбовской учен. арх. комис. 1886. Вып. 7-12. С. 58-71; Иероним (Алякринский), архим. Рязанские достопамятности. Рязань, 1889. С. 45, 61-63, 72, 73, 126; он же. Доп. о Рязанской епархии сведения. Рязань, 1891. С. 1, 13, 14, 26; Дьяконов П. Земельная тяжба Вышенской пуст. и Кирилло-Белозерского мон-ря в кон. XVI в. // Изв. Тамбовской учен. арх. комис. 1893. Вып. 35-38. С. 31-43; Кондратов А. Игум. Тихон, подвижник Вышинский // ДЧ. 1899. № 12. С. 599-609; Вышинско-Куплинская 2-классная школа как тип школы монастырской // Тамбовские ЕВ. 1909. № 24. С. 1216-1220; Ист.-стат. описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911. С. 819-823; Смирнов П. А. Жизнь и учение преосв. Феофана, Вышенского Затворника. [М.], 1997p. С. 102-188; Архим. Аркадий - настоятель Вышинской пуст. // Вышенский паломник. Рязань, 1997. № 2. С. 64-66; № 3. С. 75-77; № 4. С. 98-100; Варвара (Знаменская), мон. Возобновление богослужений в Вышенской пуст. // Там же. 1998. № 3. С. 136-143; Николаева С. Г. Коллекция гравированных антиминсов в собр. ГМИР. СПб., 2003. С. 113; Повествование о чудотворной иконе Божией Матери «Казанская-Вышенская». Рязань, 2003; Берхина Т. Г. Судьба Шацкой Вышенской Успенской пуст. и ее насельников после закрытия // Рязанский церк. вестн. 2005. № 3-4.
Игум. Серафим (Питерский), мон. Мелетия (Панкова), Ю. Е. Букатина
Рубрики
Ключевые слова
См.также