ГАРГАНО
Том X , С. 414-415
опубликовано: 27 октября 2010г.

ГАРГАНО

[итал. Gargano; лат. Garganus mons], известняковый горный массив (площадь - 2 тыс. кв. км, высота - до 1056 м), п-ов на Адриатическом побережье Апулии (Юж. Италия). Близ мест. Монте-Сант-Анджело находится бенедиктинское аббатство Гаргано, на территории к-рого расположено известное с раннего средневековья место почитания арх. Михаила - центр паломничества.

Основным источником по истории возникновения пещерного храма является «Книга о явлении святого Михаила на горе Гаргано» (Liber de apparitione Sancti Michaelis in Monte Gargano), составленная в кон. VIII - нач. IX в. неизвестным автором (BHL, N 5948). «Книга» была переведена на греч. язык не позднее X в. (Leanza). Согласно тексту, однажды (время неизвестно) некий местный житель бродил по горам в поисках потерявшегося быка, к-рого он обнаружил около входа в пещеру. Рассерженный человек выстрелил в него из лука, но порыв ветра перевернул стрелу так, что она попала в стрелявшего. Свидетели этого события поняли, что видели знамение и обратились за разъяснением к епископу (не назван по имени) ближайшего г. Сипонтo. После 3-дневного поста епископу явился арх. Михаил и сообщил, что он является стражем и попечителем этого места.

Пещера св. Михаила. Монте-Сант-АнджелоПещера св. Михаила. Монте-Сант-Анджело

Через нек-рое время на жителей городов Сипонто и Беневенто напали неаполитанцы, тогда еще бывшие язычниками. По молитвам епископа и всех христиан, призвавших на помощь арх. Михаила, на язычников обрушился с неба огненный ливень, громы и молнии; половина их была уничтожена, а остальные обратились в бегство. В пещере, покровителем к-рой был арх. Михаил, на камне обнаружился небольшой отпечаток человеческой ноги. Вскоре из каменной крыши над алтарем пещерной церкви забил целебный источник, получивший название Капля.

В Житии Лаврентия, еп. Сипонто, составленном в IX-XI вв. (BHL, N 4790-4791), т. е. гораздо позже «Книги», он назван тем самым епископом, к-рому являлся архангел, а также основателем пещерного храма, возникшего, согласно житию, в 493 г., а победа над неаполитанцами отнесена к 8 мая 492 г. Там же сообщается, что в 494 г. Г. посетил папа Римский Геласий I. То, что он был современником событий, следует из Liber Pontificalis (LP. Vol. 1. P. 255). Однако Геласий I в сочинениях, рассказывая о неск. храмах во имя арх. Михаила, ни разу не упомянул святилище на горе Г. Празднование в Г. в честь арх. Михаила совершается 8 мая, в день победы над язычниками, согласно Житию Лаврентия. Этот праздник известен с XI в. (Grégoir H. Repertorium Liturgicum Italicum // Studi Medievali. 1968. N 9. P. 480-481), однако существует и др. день памяти арх. Михаила - 29 (30) сент., какой из 2 праздников отмечался раньше в Г.- неизвестно.

По данным археологических раскопок, древнейшая часть пещерного храма может быть отнесена к кон. V - нач. VI в. Из надписи известно, что лестница в храме была сооружена в 70-х гг. VII в. попечительством лангобардского герцога близлежащего г. Беневенто (Trotta, Renzulli). О существовании святилища ок. 660 г. упомянуто в «Истории лангобардов» Павла Диакона (Paul Diac. Historia Langobardorum. IV 46) и неск. позже в Мартирологе Иеронима (посл. треть VIII в.). Впосл. храм стал «национальным святилищем» Лангобардского герц-ства и местом паломничества. С кон. Х в. Г.- аванпост лат. Церкви на территории правосл. Византийской империи. По преданию, Мел, возглавивший восстание в Бари (1009-1012), встретил здесь возвращавшихся из Св. земли норманнских паломников и вооружил их для борьбы с Византией. При норманнах аббатство Гаргано стало обязательным пунктом остановки для паломников и крестоносцев, но постепенно утратило свое значение по сравнению с Бари - центром почитания мощей свт. Николая, архиеп. Мирликийского.

У входа в бенедиктинское аббатство Гаргано находится колокольня (1274) и т. н. могила Ротари, романское центрическое сооружение, вероятно мавзолей или баптистерий (рубеж XI-XII вв.). В пещерном храме с алтарем сохранился трон епископа (XII в.) и бронзовые двери со сценами из ВЗ и чудес арх. Михаила (К-поль, 1076). От древнего г. Сипонто, чьи жители в 1256 г. были полностью переселены в близлежащую Манфредонию, дошел собор св. Марии Великой (сер. XI в., перестроен в XIII в.), романский, но с элементами, близкими к визант. (квадратный в плане, с куполом на 4 опорах) и арм. (слепая аркада на колонках в интерьере и экстерьере) архитектуре; сохранилась обширная крипта (на 20 колоннах) и раннехрист. саркофаг в качестве престола собора.

Ист.: Liber de apparitione S. Michaelis in Monte Gargano / Ed. G. Waitzin // MGH. Scr. Lang. P. 541-543; BHL, N 4790-4791; Paul Diac. Historia Langobardorum // MGH. Scr. Lang. P. 45-187; ActaSS. Nov. T. 2. P. 2. P. 532.
Лит.: Rasi G. Il Gargano, Monte S. Angelo e le Badie di Capitanata. Mil., 1927; Il Santuario di S. Michele sul Gargano dal VI al IX sec.: Atti del Conv., 9-10 dic. 1978. Bari, 1980; Leanza S. Una versione graeca inedita dell'Apparitio S. Michaelis in monte Gargano // VetChr. 1985. T. 22. P. 291-316; Keuserlingk A., von. Monte Gargano: Europas ältestes Michaelsheiligtum. Stuttg., 19873; Otranto G., Carletti C. Il Santuario di S. Michele Archangelo sul Gargano: Dalle origini al IX sec. Bari, 1990; Trotta M., Renzulli A. I luoghi del Liber de apparitione di S. Michele al Gargano: L'ecclesia beati Petri // VetChr. 1998. T. 35. P. 335-359; L'angelo, la montagna, il pelegrino: Monte Sant'Angelo: [Cat.] / Ed. P. Belli d'Elia. Foggia, 1999; Per la gloria dell'archangelo: Le colleczioni del Museo Devozionale d. Basilica di S. Michele sul Gargano. Foggia, 2001; Everett N. The «Liber de apparitione S. Michaelis in Monte Gargano» and the Hagiography of Dispossesion // AnBoll. 2002. Vol. 120. P. 364-391.
О. Н. Афиногенова, Л. К. Масиель Санчес
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АБУ-МИНА руины «города паломников» в пуст. Марьют
  • БЕЙТ-САХУР св. место в окрестн. Вифлеема
  • ВИФЕЗДА название купальни в евангельском описании чуда исцеления Иисусом Христом расслабленного
  • ВИФФАГИЯ селение на склоне Елеонской горы, недалеко от Вифании
  • КАСТЕЛЬСЕПРИО город в обл. Ломбардия (Италия)
  • АВЕРКИЯ (ИЕРАПОЛЬСКОГО) ЭПИТАФИЯ самая ранняя идентифицированная христианская надпись
  • АВКСЕНТИЯ СВЯТОГО ГОРА в 12 км к юго-востоку от Халкидона, первоначально называвшаяся Скопа
  • АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
  • АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата
  • АККО морской порт и крепость севернее мыса Кармель (Израиль)
  • АЛЕКСАНДРИЯ центр Александрийской Православной Церкви, второй по величине город Арабской Республики Египет, крупный морской порт на побережье Средиземного моря, в зап. части дельты Нила
  • АЛЬБАНЫ САРКОФАГ один из первых (ок. 270 г.) христ. саркофагов в Европе