(Ряшенцев Николай Степанович; 10.11.1883 (по др. данным, 1874 или 1876), Тамбов - 15.09.1937, Сыктывкар), сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), еп. Вязниковский. Из семьи купца 2-й гильдии, брат Пермского архиеп. Варлаама (Ряшенцева), рано лишился отца. По окончании тамбовской гимназии поступил в 1902 г. в КазДА. В 1903 г. пострижен в монашество, в 1905 г. рукоположен во иерея. В 1906 г. окончил ДА со степенью канд. богословия. С 17 авг. 1906 г. преподаватель, с 1 дек. 1907 г. инспектор Псковской ДС. 30 янв. 1910 г. переведен в Вифанскую ДС, 22 июня 1912 г. назначен ее ректором с возведением в сан архимандрита. Благодаря усилиям Г. был предпринят капитальный ремонт здания семинарии. 24 мая 1916 г. Г. был награжден орденом св. Владимира 4-й степени. В июле-авг. 1915 и апр.-авг. 1917 г. был откомандирован в качестве священника в действующую армию. Г. обладал даром проповедника.
После закрытия Вифанской ДС Г. в 1918 г. переехал в Данилов московский муж. мон-рь, где вместе с еп. Феодором (Поздеевским) составил акафист блгв. кн. Даниилу. 27 сент. 1919 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. Пребывал в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре. Организовывал в окрестных приходах чтение проповедей и преподавание Закона Божия, что стало поводом для доноса на архиерея в ВЧК. Г. был арестован 19 февр. 1921 г., содержался в московской Бутырской тюрьме вместе с митр. Сергием (Страгородским), с к-рым совершал богослужения в одной из камер. Освобожден 22 апр. 1921 г. Вновь арестован в июле 1922 г., через год приговорен к 2-летней ссылке, к-рую отбывал в Зап. Сибири, в Тобольском окр.: до дек. 1924 г. в с. Самарове (ныне в черте г. Ханты-Мансийска), затем до авг. 1925 г. в дер. Чучелинские Юрты. По окончании срока ссылки вернулся в Москву, где 30 нояб. 1925 г. вновь был арестован. Обвинялся вместе с др. архиереями в создании нелегального Синода при Патриаршем Местоблюстителе митр. Крутицком сщмч. Петре (Полянском). 21 мая 1926 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 2 годам ссылки, к-рую отбывал в Каракалпакской автономной обл.: сначала в г. Турткуле, с февр. 1927 г. в г. Ходжейли. 7 окт. 1927 г. поддержал на собрании ссыльного епископата в Ходжейли «Декларацию 1927 г.» Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и Временного Свящ. Синода .
Освобожден 14 янв. 1928 г., 26 июня назначен епископом Вязниковским, викарием Владимирской епархии. В кон. 20-х гг. в Вязниках усилилось давление властей на верующих. После того как в местной печати появились статьи с предложениями передать Казанский собор в г. Вязники под клуб или жилые помещения для рабочих, 26 окт. 1928 г. прихожане собрались у уездного исполкома в защиту храма. В организации выступления верующих власти обвинили клириков и руководство церковного совета Казанского собора, а также Г. как их «идейного руководителя». 14 дек. 1928 г. архиерей был арестован по делу о «группировке вязниковских церковников» и помещен в тюрьму Владимира. Епископа обвиняли во введении в вязниковских храмах моления «о богохранимой державе Российской» и в «антисоветских высказываниях» во время проповедей.
Постановлением особого совещания при Коллегии ОГПУ СССР от 17 мая 1929 г. Г. был приговорен к 3 годам ИТЛ. Отбывал срок заключения в отделении СЛОН в г. Кемь Карельской АССР. В янв. 1930 г. переведен на Соловки, где вскоре заболел тифом и в конце того же года вместе с др. больными и неспособными к труду вывезен на материк. Постановлением Центральной комиссии ОГПУ по разгрузке Соловецкого лагеря от 10 апр. 1931 г. дальнейший срок заключения Г. был заменен ссылкой. С июня 1931 г. жил в с. Красноборск близ Котласа, в июле переехал в Вел. Устюг, в окт. 1931 г.- в с. Деревянск, в марте 1932 г.- в с. Вочь, с нояб. жил близ с. Усть-Колом Коми (Зырян) автономной обл.
В февр. 1933 г. Г. был освобожден из ссылки, выехал в г. Арзамас. По дороге в Москве имел беседу с митр. Сергием (Страгородским), но нового назначения не получил. В Арзамасе совершал богослужения с Арзамасским еп. Серапионом (Шевалеевским). Вместе с ним был арестован в марте 1934 г., после того как верующие воспрепятствовали захвату обновленцами Рождественского храма Арзамаса. 15 апр. Г. был приговорен к 3 годам ссылки. Отбывал срок на ст. Опарино (ныне на территории Кировской обл.), с 10 авг. 1934 г.- в с. Кочпон, под Сыктывкаром Коми (Зырян) автономной обл. В Кочпоне под духовным рук. Г. сложилась община из ссыльных священнослужителей и мирян, к-рые по возможности оказывали помощь нуждающимся, в первую очередь находившимся в лагерях. По воскресным дням в доме Г. собирались для молитвенного общения и беседы ссыльные архиереи Вологодский архиеп. Стефан (Знамировский) и еп. Серапион (Шевалеевский), священники и миряне. Г. организовал кружок любителей духовного пения при местном храме в честь Казанской иконы Божией Матери - единственном действовавшем храме в области.
Заключения и ссылки воспринимались Г. как странничество. В одном из писем он признавался, что иногда его посещали мысли о тщетной трате лет, проведенных в неволе. Но такие сомнения продолжались недолго. «Я верю,- писал Г. из ссылки,- что и самое время, и обстановка, и все, с чем приходится встречаться на своем пути, постепенно выправляет то ненужное и вредное, чем заразилась душа в прежнее время, и рано или поздно с нее спадут те цепи, какие наложил на нее грех, небрежение и привязанность к земному» (Письма владыки Германа. С. 226). Сохранив светлый, исполненный христ. надежды взгляд на мир, Г. был твердо убежден, что в годину бедствий совершается дело Божие: «Происходит не только одно разрушение твердыни и того, что для многих святое святых, но происходит очищение этих святынь, их освящение через огонь жестоких испытаний… Сейчас все с Его печатью в скорби, в Гефсимании и на Голгофе. Это верно, но так же несомненно, что все усилия и творчество направлены на создание таких форм жизни, какая в своей принципиально идейной части вся Им предуказана, без Него не может быть осуществлена и неминуемо приведет к Нему» (Там же. С. 238).
Тяготы ссылки мало тревожили Г. ввиду его постоянной готовности принять за веру страдания и смерть. За 5 лет до мученической кончины он написал: «Многие из нас предназначены, быть может, быть искупительными жертвами, и надо, таким образом, думать более не о том, чтобы получить возможность жить где-либо в городе, а о граде грядущем, где все наше земное со всеми скорбями и невзгодами только путь и дверь» (Там же. С. 226). Г. был арестован 24 февр. 1937 г., обвинен в организации из ссыльного и местного духовенства «контрреволюционной группы «Священная дружина»». Содержался в тюрьме в Сыктывкаре. Расстрелян по приговору Особой тройки УНКВД Коми АССР от 13 сент. 1937 г. На месте расстрела и захоронения Г. в наст. время находится городской аэропорт. Имя Г. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода 6 окт. 2001 г.