ГОЛУБИНСКИЙ
Том XI , С. 718-719
опубликовано: 13 апреля 2011г.

ГОЛУБИНСКИЙ

Д. Ф. Голубинский. Фототипия. Нач. ХХ в. (ГИМ)Д. Ф. Голубинский. Фототипия. Нач. ХХ в. (ГИМ) Дмитрий Федорович (19.05.1832, Сергиевский посад Дмитровского у. Московской губ.- 23.11.1903, там же), проф. МДА. Сын прот. Ф. А. Голубинского. Окончил Вифанскую ДС в 1850 г., МДА в 1854 г. Оставлен при академии в должности бакалавра физико-математических наук. 31 авг. 1855 г. удостоен степени магистра богословия за соч. «О безбрачии». 23 сент. 1864 г. получил звание ординарного профессора по классу физико-математических наук. В 1868 г. Г. подал ректору МДА прот. А. В. Горскому записку «О необходимости преподавания физико-математических наук в Духовных Академиях». Готовящийся новый Устав ДА не предусматривал места для этих дисциплин, но Г. отмечал их важность для богопознания, апологетики, изучения богословия и библеистики, а также для подготовки квалифицированных преподавателей по этим предметам для духовных семинарий. Его мысли встретили сочувствие со стороны Горского, однако с 1870/71 уч. г. в МДА, согласно Уставу 1869 г., кафедра физико-математических наук была упразднена. Г. отказался от предложения занять др. вакантную кафедру и ходатайствовал о создании в академии кафедры естественнонаучной апологетики. Московский митр. свт. Иннокентий (Вениаминов) поддержал идею, 12 окт. 1870 г. определением Святейшего Синода было дано разрешение на преподавание в МДА естественнонаучной апологетики, что было поручено Г., ставшему сверхштатным преподавателем. Расходы взяла на себя Московская епархия. Курс Г. состоял из лекций по физике (с элементарными сведениями по химии) и астрономии. Он ставил цель доказать бытие Бога через изучение целесообразности устройства звездного мира и системы законов физики и химии. В 1901 г. получил звание заслуженного профессора МДА (хотя, согласно академическому Уставу, сверхштатный преподаватель не мог именоваться профессором). После смерти Г. курс естественнонаучной апологетики был упразднен.

Г. писал апологетические статьи, в к-рых также опирался на данные естественных наук. Уделял большое внимание календарной проблеме, опубликовал в «Московских ведомостях» серию статей «Вопрос об уравнении года гражданского с астрономическим». Был сторонником И. Г. Медлера, к-рый выдвигал идею реформы григорианского календаря. Г. предлагал с 1940 г. (год окончания великого индиктиона) заменить юлианский и григорианский календари единым «медлеровским». После кончины В. В. Болотова в 1900 г. Г. стал представителем Святейшего Синода в Комиссии по календарному вопросу при С.-Петербургской АН.

Г. отличался широкой благотворительностью, с 1880 г. являлся членом (с 1891 председателем совета) братства прп. Сергия Радонежского, созданного при МДА с благотворительной целью, в 1884-1885 гг. состоял членом Комиссии народных чтений при читальне Политехнического музея. Произведен в чин действительного статского советника, награжден неск. орденами.

По свидетельству митр. Евлогия (Георгиевского), в повседневной жизни Г. «напоминал юродивого. Одевался плохо, носил костюм фасона прошлого века; был другом всей нищей братии в Сергиевском посаде, которая ходила за ним толпой. Каждое утро он молился у гроба преподобного Сергия». Скончался после продолжительной болезни. «Когда он умер, вся посадская беднота его оплакивала»,- вспоминал митр. Евлогий. Погребен в Сергиевском посаде, на кладбище МДА.

Арх.: ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 5049. Л. 8; Ф. 1869.
Соч.: Разбор и опровержение ложного мнения о Кивоте Завета // ПрТСО. 1862. Ч. 21. С. 224-278; Восп. о математических занятиях проф. прот. П. С. Делицына // Там же. 1863. Ч. 22. С. 693-713; Христ. размышления об устройстве Земли // ДЧ. 1863. № 1. С. 69-89; № 6. С. 115-140; № 9. С. 45-66; № 10. С. 97-108; № 11. С. 191-206; № 12. С. 291-306; О кругообращении атмосферы. М., 1864; Книга Секки «Единство физических сил» и тенденции вятского изд. ее на рус. яз. // ПО. 1875. № 4. С. 657-674; О замерзании воды в связи с учением о конечных причинах: (Против Тиндаля) // ДЧ. 1875. № 2. С. 163-180; Памяти Моск. митр. Иннокентия // Там же. 1880. № 5. С. 96-109; Памяти высокопреосв. Алексия (Лаврова-Платонова), архиеп. Литовского // Там же. 1891. № 12; О времени празднования Пасхи у христиан Востока и Запада // БВ. 1892. № 4. С. 73-88; Открытое письмо к NN: По поводу вопросов о творении мира // Там же. 1895. № 8. С. 200-223; Пророчество Прав. Симеона. М., 1898; Премудрое устройство природы человека по учению отцов и учителей Церкви // ДЧ. 1898. Т. 2. С. 19-28; Т. 3. С. 411-417; 1899. Т. 1. С. 27-35; Вопрос об уравнении года гражданского с астрономическим: По поводу ошибок, замечаемых в григорианском календаре. М., 1899; Участие прот. А. В. Горского в деле учреждения при МДА каф. естественнонауч. апологетики // БВ. 1900. № 11. С. 467-474; Из моих воспоминаний // ДЧ. 1901. № 12. С. 556-559; 1902. № 1. С. 45-48; Памяти архиеп. Харьковского Амвросия (Ключарева). М., 1902.
Лит.: Введенский Д. И. Правосл. богослов и смиренный христианин. М., 1904; Памяти проф. Д. Ф. Голубинского. Серг. П., 1904; Глаголев С. С. Проф. Д. Ф. Голубинский // У Троицы в Академии: 1814-1914: Юбил. сб. ист. мат-лов. М., 1914. С. 111-138; Фарфоровский С. В. Памяти проф. МДА Д. Ф. Голубинского // Там же. С. 652-653; Горский С. Памяти Д. Ф. Голубинского // Памяти почивших наставников. Серг. П., 1914. С. 646-651; Голубцов С. А., протодиак. МДА в нач. XX в.: Профессура и сотрудники. М., 1999. С. 31-33.
Г. Е. Колыванов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГАФАНГЕЛ (Соловьёв Алексей Федорович; 1812-1876), архиеп. Волынский и Житомирский
  • АЙВАЗОВ Иван Георгиевич (1872-1964), богослов, публицист, миссионер
  • АЛЕКСАНДР (Тимофеев Николай Анатольевич; 1941–2003), архиеп. Саратовский и Вольский
  • АЛЕКСИЙ (Лавров-Платонов Александр Федорович; ок. 1830 - 1890), архиеп. Литовский и Виленский, канонист