Иван Иванович (11.12.1821, Тамбовская губ.- 30.11.1874, С.-Петербург), архит.-худож., археолог, исследователь древнерус. зодчества. Внук крепостного мастерового, дослужившегося до главного управляющего Выксунскими металлургическими заводами, И. Р. Баташёва; сын Ивана Максимовича Горностаева (1790-1840), предположительно управляющего в имении Шепелева, к концу жизни - сотрудника «Отечественных записок» П. П. Свиньина; племянник А. М. Горностаева и архит. Царскосельского дворцового правления Василия Максимовича Горностаева (1795-1856). Приблизительно с 1826 г. семья жила в С.-Петербурге, где Г. окончил с отличием 3-ю гимназию. В 1842-1846 гг. в качестве вольноприходящего ученика занимался в архитектурном классе АХ под рук. А. П. Брюллова. Награжден серебряными медалями: в 1844 г.- 2-й; в 1845 г.- 1-й; в 1846 г. получил звание неклассного художника и чин 14-го класса. С 1846 по 1851 г. на собственные средства, изучив неск. языков, совершил путешествие по Италии, Греции, Турции, Палестине, Египту, Франции и Германии для ознакомления с памятниками античности и средневековья (в нек-рых местах был первым из рус. архитекторов) и лит-рой по истории зодчества. По возвращении в С.-Петербург в 1851 г. занялся частной практикой. В 1854 г. был удостоен звания академика архитектуры за проект «Почтамт в столичном городе».
Г. являлся членом Общества поощрения художеств, Московского архитектурного об-ва, РАО (с 1861), по поручению к-рого производил историко-археологические изыскания, прежде всего церковного зодчества в Новгородской и Псковской губерниях (1858-1859, с П. И. Савваитовым; в 1868 исправлял древние крепостные стены), в ряде зап. губерний (1864, с Д. М. Струковым) (часть рисунков и обмеров хранится в ГНИМА). Был известен как рисовальщик и акварелист: в 1860 г. за поднесенный имп. Марии Александровне альбом рисунков получил в награду бриллиантовый перстень, за «рисунки древних зданий» был удостоен Большой золотой медали на Московской политехнической выставке (1872).
Г. был заведующим Музеем православ. иконописания (до 1861), основанным в 1856 г. в С.-Петербурге при АХ. При Г. со складов МВД в музей поступили древности, конфискованные у старообрядцев; собрание предметов церковной старины с хоров собора Св. Софии в Новгороде, в т. ч. бронзовый хорос XII в., «халдейская пещь» XVI в., резные фигуры новгородских святителей XVI-XVII вв.; часть афонской коллекции П. И. Севастьянова.
Наибольшей известности Г. достиг в области педагогической деятельности и популяризации истории искусства в различных слоях рус. общества. С 1860 по 1874 г. он преподавал историю изящных искусств в АХ, с янв. 1860 г.- в звании профессора. На основе своих лекций составил первый в России сводный курс истории искусств, за к-рый АН присудила Демидовскую премию (1862). Лекции Г. были литографированы (Древнехрист. искусство. СПб., 1864. Отд. I; Визант. искусство. СПб., 1864. Отд. II; Латинский стиль. СПб., 1864. Отд. III; История искусства средних веков: Романский стиль. СПб., 1864; История искусства ср. веков: Живопись и скульптура готической эпохи. СПб., 1864; История искусства в Зап. Азии. СПб., 1866; История искусства в М. Азии. СПб., 1870; и др.). Г. изучал историю костюма (История костюма в древнехрист. и визант. эпохи. СПб., 1864 (литогр.), и др.), опубликовал географический очерк Греции (СПб., 1873). Для средних классов АХ составил ряд курсов (Кр. изложение первых правил начертательной геометрии. СПб., 1862; Главнейшие правила перспективы. СПб., 1863; Теория теней. СПб., 1863). Г. часто сопровождал своих учеников в Эрмитаж, уделял особое внимание знакомству с образцами рус. нац. стиля. В 1870 г. он стал основателем и заведующим художественно-промышленными классами при С.-Петербургской рисовальной школе для вольноприходящих при Обществе поощрения художников.
С 1856 до 1870 г. Г. являлся сотрудником Имп. Публичной б-ки, работал преимущественно под рук. своего родственника (мужа сестры) и друга В. И. Собольщикова в Отделении изящных искусств и технологии. В 1859 г. временно ведал строительной частью б-ки, за что получил благодарность от имп. Александра II. Совместно с Собольщиковым Г. составил и реализовал проекты Готического зала «во вкусе средневек. монастырских рефекториев» («Кабинет Фауста», 1857-1858) и Нового читального зала в «римско-итальянском стиле» (1859-1862) (совр. адрес: пл. Островского, 1). За время службы в б-ке был награжден орденами св. Анны 2-й степени и св. Станислава 3-й степени.
С 1867 г. до конца жизни Г. состоял в должности архитектора С.-Петербургского ун-та, где по его проектам была сооружена Ботаническая аудитория (1867), а после передачи ун-ту из военного ведомства здания «для игры в мяч» (совр. адрес: Университетская наб., 7-9) - его реконструкция с устройством одного из самых больших в России Библиотечного зала и Физического кабинета (1872-1873). Др. петербургские проекты: перестройка доходного дома (наб. канала Грибоедова, 115; 1868), решетка сада Ф. К. Сан-Галли (Лиговский пр., 62; 1873); фонари на Мало-Конюшенном и Театральном мостах.
Наибольший интерес в творчестве Г. представляют 2 проекта соборных храмов в провинциальных мон-рях, связанные с именем свт. Игнатия (Брянчанинова), лично знавшего Г., и осуществленные после кончины зодчего. Проект собора в честь местночтимой Иверской иконы Божией Матери в Николо-Бабаевском мон-ре Костромской (ныне Ярославской) епархии был составлен Г. в соответствии с «величественной идеей нового храма» свт. Игнатия, поселившегося на покое в 1861 г. в мон-ре. В Мин-ве путей сообщения и публичных зданий находили, что «архитектурные линии в нем слишком смелы, чтобы могли быть благонадежно исполнены», и проект удалось согласовать только после личного объяснения архитектора. 21 мая 1865 г. он был одобрен имп. Александром II. Это единственный достоверно известный случай непосредственного контроля свт. Игнатия за архитектурным обликом храма. «Над построением храма очевиден перст Богоматери»,- писал свт. Игнатий. Средства на постройку были изысканы благодаря усилиям преемника свт. Игнатия и его духовного сына архим. Иустина (Татаринова), председателя строительной комиссии, его брата П. А. Брянчанинова и подрядчика каменных работ ярославского мещанина И. Ф. Федотова. Постройка храма велась под наблюдением с.-петербургского архит. П. С. Садовникова. Впосл. архим. Иустин и мон. Василий (Федотов) были погребены в соборе, мон. Павел (Брянчанинов) - у его паперти.
Стиль постройки (1865-1877, отделка до 1895), отличавшейся традиц. для эклектики дробностью форм, трудно поддается определению, хотя в нем преобладают рус. мотивы XVII в. По внешнему виду находили сходство собора с храмом Воскресения Христова в Иерусалиме. 2-этажный храм имел в плане форму креста, был увенчан грандиозным 3-ступенчатым световым барабаном над средокрестием и возвышающейся над ним массивной луковичной главой, по форме и отделке напоминающей царский венец. Зап. фасад храма с входом, обрамленным перспективным порталом, а также входы, расположенные в ризалитах боковых фасадов, фланкировали 3-ярусные, увенчанные шатрами башни, к-рые поддерживали ступенчатую композицию центральной главы. В нишах фасадов и киотах купола были помещены изображения святых, в киотах главы - изображения 12 наиболее чтимых икон Божией Матери. В храме было 4 престола: на верхнем этаже центральный освящен в честь Иверской иконы Божией Матери (8 сент. 1877), придельный - в честь Нерукотворного образа Спасителя и во имя мц. Александры (8 мая 1893); на нижнем этаже центральный - в честь Рождества Христова (22 янв. 1889), придельный - в честь Сретения Господня и во имя сщмч. Игнатия Богоносца (26 янв. 1889). В 1894-1895 гг. артелью Н. М. Сафонова была выполнена роспись. Собор разрушен в 30-х гг. XX в.
При посредничестве Брянчанинова Г. создал проект храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Усть-Медведицком мон-ре обл. Войска Донского (совр. г. Серафимович). Игум. Арсения (Серебрякова), посетив Николо-Бабаевскую обитель, получила планы и смету Г., составленные в 1871-1872 гг. Первоначально предполагалось повторить архитектуру Иверского собора, но реализованный проект не имеет с ним общих характеристик. С весны 1874 г. начались строительные работы, 23 июня 1874 г. состоялось освящение места для постройки, в 1875 г., уже после кончины Г.,- закладка собора. Строительство велось под наблюдением игумении (храм впосл. стал для нее усыпальницей) и войскового архит. акад. А. А. Ященко, он же составил проект внутренней отделки; иконостас спроектировал архит. П. П. Зыков 1-й, иконы написаны в Троице-Сергиевой лавре. В 1885 г. были освящены главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери и 2 придела: во имя апостолов Петра и Павла (архим. Иустином (Татариновым)) и во имя мч. Василия Анкирского.
Собор имеет план в форме лат. креста, зап. часть к-рого - протяженная трапезная с притвором - соответствует типу 3-нефной базилики. С востока к основному объему примыкают 3 сильно вынесенные граненые апсиды, центральная из к-рых достигает высоты храма. Над средокрестием приподняты стены четверика, увенчанного пятиглавием со шлемовидными куполами (4 малые главки утрачены, центральная глава - на световом 8-гранном барабане). В отделке преобладают романские и визант. элементы, полуциркульные завершения. Фасады воспроизводят формы позакомарного покрытия; центральная часть зап. рукава перекрыта 2-скатной базиликальной кровлей. Прясла и угловые части фасадов оформлены полуколонками с кубоватыми капителями. Богато профилированный карниз делит фасады на 2 яруса. В верхнем помещены большие полуциркульные окна; на фасадах зап., сев., юж. рукавов креста - композиции из 3 окон, среднее из к-рых выше 2 боковых, обведенных единым архивольтом. В пряслах нижнего яруса - малые двойные, разделенные полуколонками полуциркульные окна. Широко применен лекальный кирпич, из к-рого, в частности, выложены разнообразные кресты на фасадах, применены также сухарики, валики, поребрик. В интерьере выделяется решение трапезной: центральный неф в 2 раза шире боковых и отделен от них 2 рядами колонн, между к-рыми переброшены высокие арки. Отделку 6 колонн белого итал. мрамора с «византийскими» резными капителями по рис. Г. выполнил петербургский мастер Баринов, росписи в 1884 г.- худож. Соколова. Цокольный этаж церкви соединен с пещерами. Собор закрыт в 1929 г., в наст. время восстанавливается, является самым большим из сохранившихся в Волгоградской епархии.
Известны работы Г. в области монументальной и мемориальной скульптуры: проект памятника 1000-летию России в Новгороде (1860, 2-я премия), надгробия М. И. Глинки на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (1859-1860, скульптор Н. А. Лаверецкий, перенесено с утратами) и А. М. Горностаева в Троице-Сергиевой пуст. (после 1862), проект памятника кн. Димитрию Пожарскому в Суздале (1865, не осуществлен).
Напряженная деятельность подорвала здоровье Г.; в нач. 1874 г. врачи предписали ему после перенесенного инсульта немедленно отправиться за границу. Уже получив от АХ увольнение и средства для поездки, Г. скоропостижно скончался. Похоронен на Шуваловском кладбище С.-Петербурга рядом с Собольщиковым, могилы утрачены.