(† после 1573), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Муезерский, основатель (?) Муезерского муж. мон-ря во имя Св. Троицы (существовал на о-ве Троица на Муезере (Беломорский р-н Карелии)). Сведений о житии святого нет. К. назван в списке с закладной 1573 г., хранившейся в Муезерской пуст. (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 991. Л. 2, 1572-1699 гг.). Согласно местному преданию, зафиксированному в краеведческой и агиографической лит-ре XIX - нач. XX в., К. был иноком Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря и приплыл на о-в Троица на каменной плите (до 70-х гг. XX в. почитаемая каменная плита находилась рядом со входом в часовню в честь Нерукотворного образа Спасителя в бывш. Муезерской пуст.).
Троицкий Муезерский мон-рь был основан, по всей видимости, в 70-80-х гг. XVI в. Первое упоминание о нем содержится в «Описной книге Кемской волости», составленной в 1591 г. сотником Семеном Юреневым при передаче части пограничных земель Поморья Соловецкому мон-рю: «Да на Маслозерской же земли, на Муезере на острову монастырек, а в нем храм Троицы Живоначальные, пустынька, а в ней пять братов; а питаюца от своих трудов лешею пашенкою и на озере рыбу ловят» (Досифей (Немчинов). 1836. С. 283-284). В 1600 г. в пустынь по челобитной игум. Фирса была послана жалованная грамота царя Бориса Феодоровича Годунова, в к-рой упоминается жалованная грамота, данная в 1587 г. царем Феодором Иоанновичем игум. Фирсу и братии новоучрежденного Муезерского монастыря: «Били нам челом из Вотьцкие пятины с Каянскаго рубежа, из пустыни Троицы Живоначальные с Муезера игумен Фирс с братьею, а сказал. Стоит-де тот их монастырь Соловецкого монастыря в вотчине Кемские волости, на угодье на Муе озере, и к тому-де их монастырю пашни немного; а пашут-де сами и питаютца своими трудами... Тот монастырь стал ново, и нашие денежные и хлебные руги в тот их монастырь нейдет ничего. И в прошлом-де в 95 [1587] году по его (игумена Фирса.- Авт.) челобитью дана им блаженные памяти государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии грамота». Копии грамот, данных муезерской братии царями Борисом Годуновым (12 июня 1600), Михаилом Феодоровичем (5 марта 1616), которые освобождали пустынь вместе с др. соловецкими владениями от уплаты всех сборов и от повинностей, хранились в архиве Соловецкого монастыря (Там же. С. 385-387).
В кон. XVI в. Муезерский мон-рь назывался Кассиановой пуст.: «Касьянова пустынь на Муезере» упомянута в Дозорной книге Лопских погостов 1597 г. (История Карелии. 1987. С. 189). По-видимому, К. был основателем обители или жившим в ней почитаемым подвижником. До нач. 60-х гг. XX в. в алтаре муезерской Никольской ц. находился каменный крест, в надписи на к-ром основателем мон-ря назван Геннадий: «Поставил сий крест первоначальной старец Геннадий 7081 [1573] августа в 11 день» (крест был увезен в Ленинград экспедицией ГРМ, см.: Смирнова. 1964). Однако подлинность надписи палеографически не доказана, как не доказано и муезерское происхождение креста: он не упоминается в описях имущества Никольской ц. до 1851 г.
Древнейшим храмом Муезерской обители была Троицкая ц. Предположительно в 1602-1605 гг. в обители построили деревянную трапезную Никольскую ц. (эта дата названа в храмозданной надписи, установленной на церкви во время ремонта в 1897-1901 гг.; однако вкладные записи под 1589 и 1591 гг. сообщают о вкладах «в монастырь к Троице да Николе на Муезеро» - РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 991. Л. 2 об.). В 1672 г. с юж. стороны Никольской ц. была построена часовня в честь Нерукотворного образа Спасителя. В часовне хранились 2 деревянных поклонных креста, поставленных в 1672 и 1682 гг., с резными изображениями Господа Иисуса Христа, Божией Матери, ап. Иоанна Богослова, Марфы и Марии и сотника Лонгина (в 1961 скульптуры Марфы и Марии, ап. Иоанна Богослова, сотника Лонгина, Пресв. Богородицы были перевезены в ГРМ). Позднее была построена еще одна часовня с северной стороны Никольского храма; по более поздним свидетельствам, эта часовня стояла над местом погребения К.
По переписи 1677 г., в Муезерской пуст. жили 12 иноков, «крестьян состояло 33 души мужеска пола» (Там же. Л. 155 об.). В 1764 г. мон-рь был упразднен, его имущество вывезли, Троицкий храм сгорел, братские кельи и др. строения со временем разрушились. Никольский храм стал приходским, богослужения совершались дважды в год - в день Св. Троицы и в праздник прор. Илии, за состоянием храма приглядывал сторож, избиравшийся из крестьян ближайших деревень (НАРК. Ф. 176. Оп. 1. Д. 40/727, 40/728). В 1847 г. прихожане Никольского храма, среди к-рых было много старообрядцев, по предложению Архангельской консистории согласились отремонтировать храм, но от постройки причтового дома отказались, вслед. чего муезерская Никольская ц. была приписана к новооткрытому Маслозерскому приходу Архангельской епархии. В XIX в. продолжались захоронения на кладбище возле Никольской ц. В 1897-1901 гг. на средства крестьян окрестных деревень, Соловецкого мон-ря и Архангельской епархии храм был вновь отремонтирован.
В документах и сочинениях кон. XIX - нач. XX в. содержатся сведения о почитании местными жителями К., считавшегося основателем Муезерского мон-ря. В документе «Об исправлении Николаевской муезерской церкви. 1898-1901 гг.» впервые упоминаются мощи К.: «На северной стороне от церкви в 25 саженях находится часовня, в коей погребен инок Кассиан, почитаемый окрестными жителями за праведного» (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 964. Л. 1, 2, 35). В 1912 г. свящ. Г. Корельский писал о том, что в Никольскую ц. приходили из окрестных сел на Богоявление, в день Св. Троицы, в неделю Всех святых; «кроме сих праздников многие дают обещание по разным случаям в жизни сходить к Троице на Муезеро свечу поставить и помолиться у гробницы преп. Кассиана» (Корельский. 1912. С. 385-390).
В 1911 г. в Муезерском мон-ре побывал священник из г. Кемь В. И. Мелетиев, описавший достопримечательности упраздненной обители, в частности могилу К., в письме от 26 сент. 1911 г. председателю Архангельского епархиального ЦАК И. М. Сибирцеву: «В меньшей часовне у правой боковой стены находятся под спудом мощи св. подвижника Кассиана, основателя Муезерского монастыря. Место погребения св. подвижника теперь обозначено грубо сколоченными досками, наподобие ящика, имеющего с одной стороны большое отверстие. Вообще, это изделие столь топорно, примитивно и непривлекательно, что... совершенно не соответствует ни памяти св. подвижника, ни тому почитанию, которым он пользуется у окрестных жителей, которые, несмотря на то что заражены духом раскола, чтут усердно святого и приходят в старинную церковь» (ГААО. Ф. 510. Оп. 1. Д. 60. Л. 28). Мелетиев просил комитет содействовать поиску сведений о святом и образца для создания иконы К. Письмо было зачитано на заседании Архангельского ЦАК в окт. 1911 г., было принято решение «выслать священнику Маслозерского прихода… Григорию Корельскому из средств комитета 25 рублей». Настоятелю Соловецкого мон-ря направили письмо с просьбой прислать материалы о К. (Там же. Л. 28, 30-32 об.). В 1913 г. причт Маслозерского прихода сообщил епархиальному ЦАК, что «устроена гробница» К. (Там же. Д. 66. Л. 70, 1914 г.). Икона святого написана не была.
К наст. времени в бывш. пустыни сохранились Никольский храм, обе часовни, монастырский колодец из больших валунов. Иконостас и утварь из Никольской ц. были утрачены в 60-х гг. XX в. (Архив Центра по гос. охране объектов культурного наследия Респ. Карелия. Паспорт № 1809). Согласно описи Никольской ц. 1-й пол. XIX в., в храме имелись образы Соловецких и др. севернорус. святых: «Спаситель, пред ним в молении преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Филиппа митрополита, Иоанна и Логгина, Яренгских чудотворцов» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 170. Л. 53-56); медные луженые лампады были подарены храму в 1751 г. соловецким архим. Геннадием. В сер. 70-х гг. XX в. на о-ве Троица проводились реставрационные работы: с Никольского храма сняли обшивку, заменили сгнившие бревна. По свидетельству местных жителей, реставраторы, жившие в часовне Нерукотоворного образа Спасителя, непочтительно обращались с каменной плитой К.: рубили на ней дрова, выполняли др. работы, в результате чего плита раскололась, после этого неск. реставраторов заболели и уехали. В наст. время остров посещают как паломники местные жители и приезжие из разных городов России. В 2009 г. кафедра лит-ры Карельской гос. педагогической академии организовала этнографическую экспедицию для исследования почитания К.: было опрошено ок. 60 чел., из них только трое могли сообщить что-либо о святом. Они рассказали, что К. приплыл на о-в Троица на большой гранитной плите, он посылает испытания паломникам и сурово наказывает за неблагочестивое поведение. Наталья из Беломорска рассказала, что по молитвам святому у нее после мн. лет бесплодия родилась дочь; женщина приезжает на остров каждый год вместе со своей семьей, чтобы помолиться К. и навести порядок в часовнях и в Никольской ц. Кемский Благовещенский во имя новомучеников и исповедников Российских мон-рь возрождает Муезерскую пуст., в Никольском храме раз в год священнослужители обители служат литургию.
К. канонизирован в составе Собора Новгородских святых, возобновленном в 1981 г. (празднование Собору первоначально установлено в 1831). Канонизация подтверждена включением его имени в Собор Соловецких святых, празднование которому было установлено в 1993 г. Совр. молитва К. восходит к молитвам прп. Ипатию Печерскому, целебнику, и прп. Агапиту, врачу безмездному, Печерскому.
Изображения К. встречаются в совр. композиции «Собор Соловецких святых», напр. на иконе ок. 2005 г. из ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове в Москве (подворье Соловецкого мон-ря) - в верхнем ряду левой группы, с непокрытой головой (на др. совр. иконе из этого храма он упом. в надписи на правом поле).