(XIV-XVI вв.?), прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 28 авг.- в Соборе преподобных Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), затворник. К. не упоминается в составленных к 30-м гг. XIII в. Киево-Печерском патерике, «Повести временных лет» и Житии прп. Феодосия Печерского, следов., маловероятно, что он жил в домонг. эпоху. Архим. Леонид (Кавелин) без к.-л. оснований считал, что преподобный жил в XIII в. Впервые имя К. встречается в изданной в 1638 г. по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) «Тератургиме» киево-печерского инока Афанасия Кальнофойского, в перечне преподобных отцов, похороненных в Дальних пещерах. К. назван св. иноком и постником. В имевшейся у еп. Модеста (Стрельбицкого) рукописи предположительно 2-й пол. XVII в. «Краткие жизнеописания преподобных отец Дальних пещер» о К. сообщалось, что он был смиренным, послушливым, трудолюбивым постником, принудил бесов исповедать, сколько в Печерском мон-ре иноков, могущих прогонять бесов. В качестве дня памяти К. еп. Модест указал помимо 28 авг. еще и 29 янв.
Местная канонизация подвижника совершилась во 2-й пол. XVII в., когда киево-печерский архим. Варлаам (Ясинский; 1684-1690, впосл. митрополит Киевский) установил празднование Собору преподобных отцов Дальних пещер, тогда же была составлена служба (Служба преподобным отцем Печерским, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают // Службы преподобным отцам Печерским. К., 1763. Л. 108). Общецерковное почитание святого установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым разрешалось печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. К.) в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. учреждено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. Отдельный день памяти К. был установлен во 2-й пол. XIX в. Имеются тропарь и кондак К. Имя его упоминается в 4-м тропаре 8-й песни канона преподобным отцам Дальних пещер (кон. XVII в.).
Описание облика К. содержится в иконописном подлиннике кон. XVIII в.: «Сед, брада Николина, на главе клабук черн, риза преподобническа, испод бакан, руки у сердца, длани вверх, левой ногой стоит впрям» (БАН. Строг. № 66. Л. 317 об., «левыя страны» 33-й). Единственное известное единоличное изображение К., выполненное в нач. XXI в. (возможно, на основе более раннего изображения работы мастеров Киево-Печерской лавры), находится на стене возле места затвора с мощами святого (в локуле) в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. К. написан фронтально, оплечно, в темной монашеской мантии, голова покрыта куколем, борода седая раздвоенная. Прямоличный погрудный образ К. в округлом клобуке с раздвоенной на конце русой бородой, левая рука на груди, имеется в верхнем ряду на иконе «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия» (1890), созданной в мастерской Киево-Печерской лавры (находится при нижнем входе в Дальние пещеры).
К. представлен на иконах «Собор Киево-Печерских святых» в правой группе чудотворцев Дальних пещер (за прп. Феодосием Киево-Печерским), в центре 5-го ряда, за прп. Павлом Послушливым, рядом с др. затворниками. Как правило, это оплечный образ святого вполоборота влево, в монашеском клобуке, с окладистой бородой с проседью. Так он написан на иконе 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ; см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117), на иконе посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ - Крючкова Т. А. Иркутские иконы: Кат. / ИркОХМ. М., 1991. С. 62. Кат. 28) - клобук высокий округлый, бороды не видно, надпись на нимбе: «пр(д) Касiанъ затво:». Др. варианты изображения К. в том же месте композиции встречаются, напр., на палехской иконе 1-й пол. XIX в. из частного собрания (Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр. / Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. статей: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87) - в островерхой схиме, с более узкой на конце и волнистой бородой, надпись: « »; на эмалевом образе 3-й четв. XIX в. из Нововалаамского мон-ря (Финляндия) - борода седая округлая, средней величины; на иконе посл. четв. XIX в. из ц. Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария) - в образе средовека, с крупными чертами лица. Место полуфигуры К. на иконе могло меняться: в центре 4-го ряда правой группы на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР; святой наименован затворником); в левой группе чудотворцев в 6-м ряду 3-й слева - на иконе 2-й пол. XIX в. из частного собрания, надпись: « » («И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. [57]). К. изображен также на иконах, выполненных в посл. четв. XIX в. в иконописных селах Владимирской губ. (СГХМ, ризница СДМ, частное собрание; см.: «Аз есмь Путь…»: Святыни путевые и паломнические: Кат. выст. Саратов, 2005. Кат. 45. Ил.; Всё остаётся людям: Рус. иконопись XVII-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Кат. выст. М., 2010. С. 220-221. Кат. 98), а также в иконописном среднике на 3-створчатом складне с резными праздниками на створках (ЦМиАР).
Известно более 15 гравюр и много литографий с композицией Собора Киево-Печерских чудотворцев. К. представлен справа в 4-м, 5-м или 6-м ряду: на киевской гравюре В. Белецкого (1751; 1756 - РГБ), на раскрашенных гравюрах 1-й четв. и 1-й трети XIX в. (РГБ, ГЛМ), на тонолитографии 1893 г. и хромолитографии 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ), на хромолитографии кон. XIX - нач. XX в. (Почаевская Успенская лавра), на хромолитографии 1903 г. московской мастерской И. Д. Сытина (ц. вмц. Варвары в Казани) и др. Редкое изображение К. во 2-м ряду правой группы помещено на раскрашенной литографии 1883 г., отпечатанной в мастерской А. Абрамова (ГРМ, см.: Русские мон-ри: Искусство и традиции / ГРМ. СПб., 1997. С. 169).
В XX в. образ К. введен в группу чудотворцев Дальних пещер (в верхнем ряду 2-й слева) на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие», созданных мон. Иулианией (Соколовой) в 1934 г., нач. и кон. 50-х гг. XX в. (2 в ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), а также на их списках кон. XX - нач. XXI в. (Н. Е. Алдошина, Н. В. Масюкова и др.).