ГУБМАЙЕР
Том XIII , С. 401-402
опубликовано: 27 сентября 2011г.

ГУБМАЙЕР

Б. Губмайер. Гравюра. XVI в.Б. Губмайер. Гравюра. XVI в.Гу́бмайер [нем. Hubmaier, Hübmaier] Бальтазар (ок. 1480, Фридберг, близ Аугсбурга - 10.03.1528, Вена), один из основоположников движения анабаптистов.

Окончив лат. школу в Аугсбурге, Г. поступил в ун-т Фрайбурга (май 1503), где изучал философию и теологию под рук. И. Экка (впосл. ярый противник Реформации). В 1507 г. из-за отсутствия средств Г. был вынужден работать учителем в Шаффхаузене. В 1508 г. вернулся в ун-т, через 3 года получил степень магистра теологии и вслед за Экком переехал в Ингольштадт. В 1512 г. получил степень доктора теологии в ун-те Ингольштадта, а в 1515 г. стал его вице-ректором. С 1516 г. 5 лет служил священником в Регенсбурге, где был известен как проповедник и непримиримый борец с иудаизмом. В 1519 г., во время Великого поста, Г. стал инициатором изгнания евреев из города. На месте разрушенной синагоги была построена ц. Св. Девы, и Г. был назначен ее капелланом. Благодаря распространившимся слухам о происходивших там чудесах храм превратился в центр паломничества и приносил большой доход городской казне. В том же году вышла папская булла о том, что паломникам, посетившим святыню, на 100 дней сокращался срок пребывания в чистилище. С 1521 г. по приглашению городского совета г. Вальдсхут (ныне Вальдсхут-Тинген, земля Баден-Вюртемберг, Германия) Г. 2 года служил там приходским священником. Он вступил в переписку с гуманистами Эразмом Роттердамским и И. Эколампадием, начал изучение посланий ап. Павла и работ теологов Виттенбергского ун-та, в т. ч. писем М. Лютера. С осени 1522 до марта 1523 г. в Регенсбурге Г. много времени проводил в группе сторонников Лютера, появившихся в городе, и, вернувшись в Вальдсхут, стал открыто проповедовать идеи Реформации. Он познакомился с У. Цвингли и И. Вадианом и впосл. вспоминал, что во время их бесед в мае 1523 г. Цвингли соглашался с ним, что практика крещения младенцев не имеет подтверждения в Свящ. Писании и крещение должно совершаться не раньше, чем ребенок будет способен воспринять «уроки веры». Г. принял участие в т. н. Втором цюрихском диспуте (26-28 окт. 1523), где выступил против католич. богослужения и иконопочитания. В дек. 1523 г. представители гос. власти прибыли в Вальдсхут и потребовали передать Г. в руки еп. Констанца как примкнувшего к «Лютеровой секте» и ложно истолковавшего Свящ. Писание. Городской совет отказался выдать Г. и отправил офиц. послание, в к-ром говорилось, что Г. «толкует Писание просто и понятно». В апр. 1524 г. Г. представил городскому совету «18 тезисов» с изложением своих богословских взглядов. Он назвал Свящ. Писание единственным авторитетом в вероучении и христ. жизни, утверждал, что крещение можно совершать только по вере и оправдание возможно только верой. С т. зр. Г., использование св. воды, свечей и священных изображений в церкви не имеет смысла, так же как и паломничества, а целибат клира может быть даже опасен; месса не жертвоприношение, а воспоминание о жертве Христовой, и она должна совершаться на родном языке прихожан (Г. использовал термин «Kirchgenossen» - товарищи по церкви). Заканчивается работа фразой, к-рая стала девизом Г.: «Истина бессмертна».

В июле 1524 г. австр. правительство отдало приказ атаковать Вальдсхут, в к-ром под рук. Г. полным ходом шли реформы, и Г. пришлось бежать в швейцар. Шаффхаузен, где он провел 2 месяца и написал работу «Еретики и те, кто их сжигают». В сочинении, адресованном «брату Антонию, викарию Констанца», Г. выступал против преследования еретиков, даже если доказано, что они таковыми являются. Он считал, что эти люди нуждаются в мягком научении истинной вере и что учение Христово никак не согласуется с призывом к сожжению еретиков, и пояснял, что «меч, принесенный Христом»,- это «меч слова Божия», поэтому гражданские власти не имели права карать еретиков. В окт. 1524 г. Г. вернулся в Вальдсхут, в янв. следующего года женился на Элизабет Хёглин. Весной 1525 г. в город прибыл изгнанный из Цюриха анабаптист В. Рёблин; 14 апреля Г. и ок. 60 его единомышленников приняли от Рёблина повторное крещение, а к кон. апреля анабаптистами стала большая часть городского совета и более 300 горожан. В июле того же года Г. опубликовал трактат «Свод христианской жизни», в к-ром писал, что человек должен понимать, что только при помощи Христа он сможет покаяться и обратиться к жизни по заповедям Его. По принятии решения следовать за Христом человек публично исповедует свою веру и крестится, и тогда он становится благовестником и обязан нести Евангелие миру, погрязшему в неверии и насилии. Особое место в трактате уделено описанию Евхаристии как «пищи, данной в воспоминание о крови, пролитой Христом во спасение грешников». Присутствие Христа в Евхаристии отрицается, т. к. Он «придет только в час последнего Суда». В том же году в ответ на соч. Цвингли «О крещении, перекрещивании и крещении младенцев» Г. опубликовал трактат Г. «О христианском крещении верующих», где более подробно изложил аргументы в пользу крещения по вере как единственной формы крещения, данной в НЗ. Слово Божие становится доступным через проповедь, затем услышанная благая весть производит в человеке изменения, необходимые для покаяния, и только после покаяния и исповедания веры становится возможным принятие крещения.

В дек. 1525 г. Вальдсхут был захвачен австр. войсками, и тяжело больному Г. пришлось бежать в Цюрих. В городе его быстро обнаружил Цвингли, по его приказу Г. был арестован, а затем предстал перед городским советом, где должен был доказать, что он не еретик. Г., отвечая на вопросы, говорил, что он «никогда не объявлял себя безгрешным», не учил, что христиане должны уклоняться от гос. службы и защиты отечества и не могут владеть собственностью. Члены совета решили, что Г. надо публично отречься от своих взглядов на крещение, в противном случае он будет отправлен в Австрию. Отречение должно было состояться в воскресенье в церкви после проповеди Цвингли. Но, выслушав рекомендации членов совета, Г. начал им объяснять, почему он не согласен с крещением младенцев. За это его отправили в тюрьму и подвергли пыткам. Спустя 7 месяцев Г. зачитал отречение в 4 церквах Цюриха и получил разрешение покинуть город. Во время короткой остановки в Аугсбурге он повторно крестил Г. Денка, а затем отправился в Моравию.

В Никольсбурге (Микулове) благодаря толерантности правителя Моравии барона Л. фон Лихтенштейна нашли приют ок. 12 тыс. анабаптистов. По приглашению барона туда переехал из Цюриха издатель С. Зорг, к-рый в дальнейшем печатал произведения Г. Первым было соч. «Мнение древних и современных учителей Церкви о том, что дети не должны быть крещены до того, как получат научение в вере», в к-ром Г. собрал в поддержку своего мнения цитаты из творений Оригена, Тертуллиана, блж. Иеронима Стридонского, свт. Афанасия Великого и др., а также Лютера, Цвингли, Эколампадия и В. Ф. Капито. Осенью 1526 г. была опубликована «Краткая апология», написанная Г. по просьбе семьи Лихтенштейн, чтобы он мог защитить себя от обвинений, выдвинутых против него Цвингли и эрцгерц. Фердинандом. В «Краткой апологии» в основном говорится о том, что Г. никогда не призывал к неповиновению светским властям, а учение, которое он проповедует, является не новым и «сектантским», а единым учением кафолической Церкви, что подтверждалось большим количеством цитат из Библии. В этой же работе Г. представил концепцию «трех крещений»: первое, внутреннее, производимое в человеке Св. Духом; второе, водное, к-рое служит внешним выражением внутренних изменений; третье, крещение кровью, христианин принимает, когда он страдает за веру. В «Христианском катехизисе» (опубл. в 1527) Г. описывает крещение кровью как «ежедневное умерщвление плоти».

В февр. 1527 г. эрцгерц. Фердинанд стал королем Чехии и вскоре потребовал от Лихтенштейна выдать Г. Спустя нек-рое время Г. и его жена оказались в заключении в замке Кройценштайн под Веной, где находились до марта 1528 г. Здесь Г. написал последнюю «Апологию», в к-рой пытался убедить власти, что его взгляды на свободу воли и спасение только верой полностью соответствуют вероучению Римско-католической Церкви; особо он отметил, что никогда не разделял эсхатологические взгляды Г. Гута. Тем не менее Г. был признан виновным в ереси и 10 марта 1528 г. в Вене после пыток на дыбе был предан публичной казни через сожжение. Жена Г. была также признана виновной в ереси и 3 дня спустя была утоплена в р. Дунай.

Соч.: Achtzehen schlussrede so betreffende ein gantz Cristlich Leben war an es gelegen ist. [S. l.], 1524; Ein ernstliche Christenliche erbietung an einen Ersamen Rate zu Schaffhusen [S. l.], 1524; Schlussreden, … Pfarrer zu Waltzhut ein Bruder H. Zwinglis, dem I. Eckio zu Ingoldstatt ... meysterlich zu examinieren Fürbotten hat. [Zürich, 1524]; Von Ketzern und iren verbrennern vergleichung der Geschrifften. [Konstanz], 1524; Ain Sum[me] ains gantzen Christenlichen Lebens durch Baldasaren Frydberger ... an die drey Kirche[n] Regenspurg, Ingolstat un[n] Fridberg ... Sonderlich ain bericht den kinder Touff und das Nachtmal belagent. [S. l.], 1525; Von dem Christlichen Tauff der gläubigen. [Strasbourg], 1525; Ein Gesprech auf Mayster Vlrichs Zwinglens zu Zürch Tauffbüchlen, von dem Kindertauff. Nicolspurg, 1526; Schriften / Hrsg. G. Westin, T. Bergsten. Gutersloh, 1962; Balthasar Hubmaier, theologian of Anabaptism / Transl., ed. H. W. Pipkin, J. H. Yoder. Scottdale, 1989.
И. Р. Л.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНАБАПТИСТЫ радикальное религиозное движение XVI в.
  • БРАТЬЯ протестант. деноминация
  • ГОФМАН Мельхиор (ок. 1500 — ок. 1543), нем. мистик, анабаптист
  • ГРЕБЕЛЬ Конрад (ок. 1489 - 1526), один из лидеров движения анабаптистов в Швейцарии