КАЦАРЕТСКАЯ ЕПАРХИЯ
Том XXXII , С. 137-141
опубликовано: 27 января 2018г.

КАЦАРЕТСКАЯ ЕПАРХИЯ

Содержание

[груз. კაწრეთის ეპარჟია] (до 506/7 - 1765; с нач. XVII в. Самебская) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (Мцхетский Католикосат), кафедра - в церкви (позже - монастыре) Кацарети, во имя Св. Троицы (Самеба), расположенной в 8-10 км от с. Хашми (Сагареджойский муниципалитет, Кахети).

География

Территории К. е. находились в исторической пров. Кахети (Вост. Грузия), в среднем течении р. Иори. Наиболее ранние сведения о точных границах К. е. относятся к XVIII в. По описанию царевича Вахушти Багратиони (1696-1757), «выше (Хашми.- Авт.), в ущелье (р. Самебисхеви.- Авт.) стоит церковь Святой Троицы, большая, со сводом. Сидит там епископ, пастырь страны выше этого (Самебисхеви.- Авт.) до Эрцо» (Вахушти Багратиони. 1973. С. 530). Зап. граница К. е. проходила по р. Самебисхеви (ныне Жати, левый приток р. Иори), которая отделяла земли К. е. от территорий Ниноцминдской епархии. Села Хашми и Карабулахи (на карте Вахушти обозначено юго-восточнее Хашми) считались уделом Кацаретского (Самебского) архиерея (кацарели или самебели), а с. Патардзеули находилось вне его юрисдикции (Вахушти Багратиони. 1997. С. 42-43; Жордания. 1903. С. 34-35, 160-161; Исторические док-ты Гареджи. 2008. Т. 1. С. 206, 291, 488). Т. о., можно установить, что К. е. принадлежали земли: по левому берегу р. Иори - ограниченные вершинами, разделяющими ущелья Жати и Твалт-Хеви; по правому берегу - защищенные горным массивом с вершинами Сиони, Натахтари, Сарыял, Шестепе. На севере К. е. граничила с пров. Эрцо, к-рая входила в состав Челетской (позже Харчашнийской) епархии. Здесь естественную границу составляли хребет Иално и горные вершины, разделяющие ущелья рек Гомбори и Вашлиани. На востоке К. е. была отделена от территорий Руставской епархии Куро-Иорским водоразделом: граница шла от хребта Иално до горы Шестепе. На юге К. е. граничила с Гареджийской пуст., на северо-западе Гомборский хребет отделял территории К. е. от Алавердской епархии.

За пределами К. е. кацарели распространял свою юрисдикцию на села Батаани и Джораани в Орхеви (ныне в Тианетском муниципалитете, южнее Сионского водохранилища) «с их округами по обеим сторонам Иори» на территории Челетской епархии; на земли «в Ахмете и Уто по обеим сторонам (реки.- Авт.) Орвили» и на «виноградник, пожертвованный царем Леоном (царь Кахети Леван (1520-1574).- Авт.) в Ахмете», находившиеся в Алавердской епархии; на села Алиабад, Тасмалури (Тасмалы.- Авт.), Сакени и Энисели в Некресской и Гиш-Курмухской епархии (Исторические док-ты Гареджи. 2008. С. 206). По сообщению Вахушти Багратиони, кацарели (самебели) претендовал также на мон-ри пуст. Гареджи (Вахушти Багратиони. 1973. С. 530). Однако в дарственной грамоте царя Кахети Давида II (Имамкули-хана) (1703-1722) указано, что самебели окормлял насельников гареджийского монастыря Натлисмцемели во имя св. Иоанна Предтечи (Исторические док-ты Гареджи. 2008. Т. 1. С. 207), к-рый владел землями, а также крестьянами в населенных пунктах на территории К. е.: Уджарма, Хашми, Росабаули и Карабулахи (Там же. 2011. С. 613, 734-735, 740).

Кацарели окормлял христиан не всех земель, находившихся в К. е. Так, согласно источникам XIV-XVI вв., патриаршему кафедральному собору Светицховели (т. е. католикосу-патриарху Грузии) принадлежали с. Мухаани (предположительно совр. Мухровани близ Уджармы), Мцхетис-Гора (груз. «Мцхетский холм», местоположение неизв.), Ражиант-эклесиа (груз. «церковь Ражиани», очевидно ц. во имя мч. Раждена, возведенная царем св. Вахтангом Горгасали близ Уджармы; точное местоположение неизв.), окрестности Самгорского канала, мон-рь Квавистави близ пещеры Хорауги (на карте Вахушти Багратиони обозначен северо-восточнее с. Сартичала (Вахушти Багратиони. 1997. С. 42-43)), с. Килмати и Килматская крепость (ныне Русиани), с. Аскиловани (ныне Аскилаури), с. Верена и Веренская крепость (ныне Верона), Пад(л)ашени (возможно, речь идет о с. Палдо), села Тадзреби, Кехи, Сабацминда, Каноби (местоположение неизв.), окрестности р. Дзмарашвили в Кацарети (Иммунитетные грамоты владений Церкви в Мцхете за 1392 и 1447 гг. // ПГП. 1970. Т. 3. С. 180, 190; Дарственная грамота Мцхетскому католикосу, обновленная царем Александром II в 1579 г. // Там же. 1965. Т. 2. С. 198). Кроме первоиерарха ГПЦ земли в К. е. имел также руствели (Руставский архиерей): ему принадлежали села Самгори и Хорауги (Гуджар церкви Гмртаеба, 1722 г. // Там же. С. 371).

История

Точная дата основания К. е. неизвестна. Первое упоминание о Кацарети находится в груз. летописи «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли): просветительница Грузии св. Нина после Крещения центральной части царства Картли проповедовала в др. районах страны, спустилась «в Кхоети (Кухети.- Авт.) и остановилась в Кацарети (близ совр. с. Хашми.- Авт.) и крестила кхоетских и соджских князей с их народом; крестила здесь кхоелов и суджов» (Мокцеваи Картлисай. 1963. С. 89; Обращение Грузии. 1989. С. 26). По мнению Ф. Жордании, «старая церковь Кацарети была построена на месте, где святая Нино воздвигла святой крест» (Жордания. Хроники. 1892. Т. 1. С. 33). К. е. не названа в списке кафедр, основанных царем Грузии св. Вахтангом Горгасали (V). Очевидно, она была образована в конце царствования св. Вахтанга или при его преемнике царе Дачи. Территории К. е. охватывали окрестности города-крепости Уджарма, адм. центра Кахети. В колофоне т. н. мцхетского списка (также список еп. Самебского Николая) свода грузинских летописей «Картлис Цховреба» (НЦРГ. Q 1219, 1697 г.), отражавшем древнюю церковно-географическую традицию, было написано, что кафедра К. е. находилась «у врат Уджармы» (Климиашвили. 1960. С. 372). Поскольку в результате церковных реформ, проведенных царем св. Вахтангом, пастырем Уджармы и ее окрестностей был ниноцминдели (Ниноцминдский архиерей), можно думать, что К. е. выделилась из Ниноцминдской епархии (Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали // КЦ. 1955. Т. 1. С. 199; Он же. 2008. С. 100).

Мон-рь Кацарети. Рис. Т. Бейера. 1925 г.Мон-рь Кацарети. Рис. Т. Бейера. 1925 г.Впервые кацарели (касдраци в арм. источнике) еп. Захария упомянут среди 24 груз. архиереев, поставивших свои подписи под решениями Двинского Собора 505/6 г. (Книга посланий. 1968. С. 97-98; Какабадзе. 1924. С. 50-52; Джавахишвили. История народа. 1960. Т. 1. С. 300). В послании от 607 г. католикоса Картли Кириона I (599-614/6) подтверждены хиротонии 35 епископов, входивших в Картлийский (Мцхетский) Католикосат; очевидно, среди них был и кацарели (Книга посланий. 1968. С. 90).

После Крещения Картли на территории К. е. долго длилось противостояние христиан и язычников. Поход в Вост. Грузию визант. имп. Ираклия в 627 г. во многом определил дальнейшее развитие церковной жизни в регионе: по приказу императора в Уджарме и ее окрестностях «маги и огнепоклонники... были... истреблены» (Сумбат Давитис-дзе. История и повествование о Багратиони // КЦ. 1955. Т. 1. С. 375; Он же. 2008. С. 223). В VIII-X вв. К. е., как и вся Вост. Грузия, перенесла нашествие арабов, в XI в.- сельджуков. В XII в. на территории епархии были проведены широкомасштабные строительные работы: восстановлены церкви и крепости, проведены оросительные каналы. В XIV-XV вв. был значительно перестроен кафоликон Кацарети.

Согласно источнику XIII в. «Распорядок царского двора» («Освящение мира»), кацарели при помазании правителя единой Грузии на царство занимал в XI в. (а также и впосл.) 20-е место среди груз. архиереев: он сидел после цилкнели (Цилканского) и перед урбнели (Урбнисским) (ПГП. 1965. Т. 2. С. 47-49).

Известен крупный политический деятель сер. XIII в. Василий Чкондидели-Уджармели (Столетняя летопись // КЦ. 1959. Т. 2. С. 253, 268; То же. 2008. С. 373, 380). Если название «Уджармели», как и «Чкондидели», обозначает принадлежность епископа к конкретной кафедре, можно предположить, что «Уджарма» выступает в этом контексте как синоним «Кацарети» и еп. Василий - кацарели. Сохранились нек-рые сведения о кацарели Феодоре (1502-1536): его пытали во время нашествия на Вост. Грузию иран. шаха Тахмаспа I (Тахмасиба) (1524-1576); он был похоронен в ц. во имя св. Иоанна Предтечи в Сартичала (ЦГИАГ. Ф. 1461: Полиевкт Григорьевич Карбелашвили. Д. 17).

После распада единой Грузии в кон. XV в. цари Кахети уделяли особое внимание восстановлению церквей и кахетинских церковных кафедр. Кацарели, Кацарети и его святыни упоминаются в делах московского посольства в Кахети в 1589 г. (Белокуров. 1889. С. CXXII). Подстрекаемые представителями светской власти епископы Кахети в этот период неоднократно пытались выйти из повиновения католикосу-патриарху Вост. Грузии (Мцхетскому). В грамоте верности кахетинских архиереев католикосу-патриарху Вост. Грузии (Мцхетскому) Доментию I (ок. 1556-1560) упоминается кацарели Игнатий (ПГП. 1970. Т. 3. С. 268-269), в грамоте верности католикосу-патриарху Николаю VII (Бараташвили; 1561-1584) - еп. Филипп (Там же. С. 343-344).

В Кормчей книге (XV в., поновлена в XVII в.; РНБ. O. I. 58), представляющей собой иллюминированный литургический сборник, сохранился автограф самебели Иакова (Чолокашвили), поэта и богослова, близкого сподвижника царя Кахети Теймураза I (1606-1616, 1634-1648). Свящ. Полиевкт Карбелашвили датирует надпись, выполненную асомтаврули, 1627 г. В ней указано, что обновлено было «здесь написанное и изображенное с помощью самебели Иакова». Возможно, рукопись принадлежала архиерею (НЦРГ. Ф. 1461. Д. 17; История одной рукописи. 2012. С. 3). В одном из фрагментов документа 1642 г. назван самебели еп. Захария (Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 455). В дарственной грамоте от 1662 г. еп. Захария именуется попеременно самебели и кацарели (Исторические документы Гареджи. 2011. Т. 2. С. 725-726). С кон. XVII в. в документальных и нарративных источниках засвидетельствовано преимущественно название «самебели», паства называется «сасамебло» (т. е. принадлежавшая самебели) (Жордания. 1903. С. 160-161). Вместе с тем наименования «Кацарети» и «Кацаретская церковь Самеба» просуществовали до кон. XVIII в. (Исторические док-ты Гареджи. 2008. Т. 1. С. 205-207; Какабадзе. 1913. Т. 5. С. 54-55; ПГП. 1970. Т. 3. С. 916; Жордания. 1903. С. 160-161).

К. е. в этот период входила в садрошо (воеводство), возглавляемое руствели. Во время военного похода самебели выступал вместе со своими подданными; к основным силам царства они присоединялись в Уджарме (Определение Руставского садрошо, 1722 г. // ПГП. 1965. Т. 2. С. 384-387).

В церковной иерархии Вост. Грузии самебели занимал 19-е место. В документе, который Д. Пурцеладзе датирует 1673 г. и в котором подтверждается избрание на престол католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) Малахии (не идентифицирован; возможно, речь идет о неизвестном по др. источникам католикосе-патриархе, краткое время занимавшем престол при царе Кахети Арчиле II (1664-1675)), кацарели подписался после никозели (Никозского архиерея) и перед урбнели. Среди 9 кахетинских архиереев самебели, по свидетельству архидиак. Павла Алеппского, занимал 4-е место: после руствели и перед ниноцминдели (Павел Алеппский. 1973. С. 74).

В кон. XVII-XVIII в. самебели активно участвовали в церковной и культурной жизни Грузии. Почти 70 лет (90-е гг. XVII в.- 1760) в юрисдикцию епархии входил монастырь Натлисмцемели (Какабадзе. 1913. Т. 5. С. 76-77; Исторические документы Гареджи. 2008. Т. 1. С. 413-414). В 90-х гг. XVII в. Самебские епископы Николай (Чолокашвили) и Николай (Мдивнишвили) оказали существенную помощь возрождению монастыря Натлисмцемели и вернули потерянные земли (Исторические док-ты Гареджи. 2008. Т. 1. С. 97-98; 2011. Т. 2. С. 734-735). В 1690 г. в постановлениях картлийских и кахетинских архиереев, касавшихся положения дел в Давидгареджийской лавре, настоятелем к-рой был назначен Онуфрий (Мачутадзе), упомянут еп. Николай (Чолокашвили) (ПГП. 1970. Т. 3. С. 597-598). В 1696 г. еп. Николай (Мдивнишвили) составил «Иммунитетную грамоту кахетинских епископов и вельмож для Давидгареджи» (Там же. С. 605-607). В 1697 г. по его заказу был переписан свод груз. летописей «Картлис Цховреба». Этот вариант получил в историографии наименование «Список самебели Николая» (также «Мцхетский список»). Не позднее 1701 г. самебели Николай получил сан архиепископа (Дарственная грамота архиеп. Самебского Николая мон-рю Натлисмцемели // Исторические док-ты Гереджи. 2008. С. 125). В 1701 г. архиеп. Николай пожертвовал рукопись мон-рю Натлисмцемели. Также известно, что он был участником Собора архиереев Картли и Кахети 1702 г., на к-ром были определены устав и правила для мон-рей пуст. Гареджи (Там же. С. 633-635). В 1705 г. архиеп. Николай на правах арбитра участвовал в имущественном разделе внутри рода князей Чолокашвили (Решение по делу разделения семьи Чолокашвили // ЦГИАГ. Ф. 1448. Д. 5329; ПГП. 1971. Т. 4. С. 213-216). Архиеп. Николай был упомянут также в грамоте пожертвований мон-рю св. Додо, составленной еп. Ниноцминдским Иосифом в 1709 г. (ПГП. 1970. Т. 3. С. 654-663), в «Решении Акури и Ванта по делу имения Давида» от 1 июня 1710 г. (ЦГИАГ. Ф. 1448. Д. 3175; ПГП. 1971. Т. 4. С. 231-232) и в «Книге самебели Николая к руствели Христофору об уступке крепостного» (1710) (ПГП. 1970. Т. 3. С. 666). В 1710 г. царь Давид II пожертвовал мон-рю Кацарети и архиеп. Николаю поместья, к-рые принадлежали К. е. с давних времен: земли «Самебской усадьбы» близ Сагареджо, берега реки «под Котмани... дорогу до Иори, у речки Мцарецкали», территории «по эту сторону храма Самеба и по ту сторону Патардзеули», с. Хашми, земли «в Орхеви Батаани и Джораани», виноградник, пожертвованный царем Кахети Леваном «по эту и ту сторону реки Иори в Ахмета», владения в Энисели, Алиабаде, Тасмалури (ныне Тосмало), Сакени и др. (Жордания. 1903. С. 32-36; ПГП. 1970. Т. 3. С. 205-206).

Среди самебели особенно известен еп. Иосиф (Квабулидзе) (Кобулашвили) (ок. 1711 - кон. 20-х гг. XVIII в.), многое сделавший для возрождения жизни в епархии: он восстановил мон-рь Кацарети, превратив его в епархиальный центр просвещения и культуры. В мон-ре была открыта школа, в к-рой получали начальное образование крестьянские дети из близлежащих сел. Еп. Иосиф много ездил по епархии и просвещал крестьян, беседовал с ними об истории ГПЦ, груз. лит-ре и т. д. (Карумидзе. 1998. С. 229). Также он делал значительные пожертвования в мон-рь Натлисмцемели (Исторические док-ты Гареджи. 2008. С. 133, 135, 739). При еп. Иосифе К. е. и мон-рь Кацарети пользовались особым расположением царя Кахети Давида II. В 1716 г. князья Баадур, Бидзина и Джамасп Чолокашвили письменно заверили еп. Иосифа, что не будут претендовать на церковь Хашми (Кацарети) (Там же. 2011. С. 770). В 1717 г. моурави (управляющий) Сагареджойским моуравством Баадур Чолокашвили пожертвовал монастырю Кацарети крепостных с поместьями: «...препрославленной Уджармской Самеба (т. е. Кацарети.- Авт.)... этой церкви и на твое имя (еп. Иосифа.- Авт.) жертвуем крепостных, живущих в Хашми, вместе с поместьями... издавна принадлежавшие вам, что было написано и в гуджари, и которые жаловал вам царь Кахети Имамкули-хан» (Какабадзе. 1913. С. 28-29).

После вторжения в Вост. Грузию турок и лезгин, опустошивших К. е., еп. Иосиф в 1723 г. был переведен на Цилканскую кафедру и возведен в сан архиепископа. Он именовал себя архиепископом Цилканским и Самебским - очевидно, архиерей не оставил окормление К. е. В 1730 г. турки разорили Картли и Кахети, архиеп. Иосиф в 1731 г. выехал в Россию, где вместе со свт. Иосифом (Саакадзе) занимался изданием грузинских книг в Москве и основанием Кизлярского в честь Воздвижения Креста Господня мон-ря.

Последний известный самебели - еп. Иоанн, который был упомянут среди свидетелей в купчих грамотах 1739 г. (Исторические док-ты Гареджи. 2008. Т. 1. С. 337, 339), в грамоте 1746 г. Ломиашвили настоятелю Давидгареджийской лавры некресели (еп. Некресскому) Иоанну о добровольном обращении в крепостных (Там же. С. 361), в «Книге пожертвований монахини Елены Николаю Алавердскому» того же года (ПГП. 1970. Т. 3. С. 790-791), в грамоте 1749 г. Автандила Джавахишвили настоятелю мон-ря Натлисмцемели об отсутствии имущественных претензий к с. Чвироси (Исторические док-ты Гареджи. 2008. Т. 1. С. 371-372). Еп. Иоанн был участником церковных Соборов: 1748 г., на котором рассматривались нарушения в ГПЦ и пути их искоренения (подпись еп. Иоанна стоит в документе 11-й, между подписями цилкнели Христофора и урбнели Филиппа (ПГП. 1970. Т. 3. С. 798-804)), и 1762 г., где решались мн. вопросы епархиального управления и контроль за исполнением постановлений Собора был поручен алавердели Зинону, некресели Досифею и самебели Иоанну (Там же. С. 848-850). В 1752 г. католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони; 1744-1755, 1764-1788) наградил еп. Иоанна правом носить облачения из виссона (Там же. С. 823). По указу царя Картли Теймураза II (1744-1762), царя Кахети Ираклия II (1744-1762) и католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) Иосифа (1755-1764) от 29 марта 1760 г. мон-рь Натлисмцемели был выведен из юрисдикции самебели и переведен в ведение ниноцминдели (Там же. С. 843; Исторические док-ты Гареджи. 2008. С. 403).

К. е., как и др. епархии Вост. Грузии, в XVII-XVIII вв. неоднократно разоряли персы и лезгинские племена (леки). Периодически ее объединяли с другими епархиями (напр., с Руставской в сер. XVII в.- Исторические документы Гареджи. 2011. С. 725), либо она оставалась вдовствующей (ПГП. 1970. Т. 3. С. 929).

В 1765 г. указом царя Картли-Кахети Ираклия II (1762-1798) и католикоса-патриарха Антония I К. е. была упразднена. Ее территории были разделены по р. Иори (Там же. С. 916) и переданы в управление еп. Руставскому Доментию и митр. Ниноцминдскому Савве (Там же. С. 860). Царь Ираклий II (в документе ошибочно указан 1720) оставил митр. Савве следующее распоряжение: «Когда восстановятся церкви Самеба и Додо, должно им вернуть крестьян, поместья и украшения» (Исторические документы Гареджи. 2011. Т. 2. С. 777). В 1780 г. по распоряжению царя Ираклия II митр. Савва передал в управление земли мон-рей Кацарети и св. Додо в Гареджи настоятелю Давидгареджийской лавры архим. Герману и настоятелю Натлисмцемели архим. Евфимию (Там же. 2008. С. 518-519). Грамотой от 30 июня 1798 г. царь Картли-Кахети Георгий XII (1798-1800) подтвердил права настоятеля Натлисмцемели на земли Кацарети и повелел ему учредить в церкви свою резиденцию (Там же. 2011. С. 681-684). В грамотах от 1791 и 1800 гг. архим. Евфимий назван управляющим (მოურნე) церкви Кацарети (Там же. С. 824; Жордания. 1903. С. 161). В грамоте 1791 г. указано, что архим. Евфимий отказался от спорных земель, принадлежавших К. е., кроме земель близ Хашми (Жордания. 1903. С. 160-161).

После вхождения Вост. Грузии в состав России и упразднения автокефалии ГПЦ (30 июня 1811) территории К. е. вошли в состав Алавердско-Кахетинской (Алавердско-Телавской) епархии Грузинского Экзархата РПЦ, с 30 авг. 1814 г.- Сигнахской и Кизикской, находившимися в юрисдикции архиеп. Иоанна (Макашвили), 28 дек. 1818 г.- Карталино-Кахетинской епархии, к-рой управлял экзарх Грузии. В настоящее время территории К. е. находятся в юрисдикции Сагареджойско-Ниноцминдской епархии ГПЦ.

Архиереи К. е.

епископы Захария (нач. VI в.), Василий Чкондидели-Уджармели (?) (сер. XIII в.), Феодор (1502-1536), Игнатий (до 1560), Филипп (до 1584), Иаков (Чолокашвили) (20-30-е гг. XVII в.), Захария (40-60-е гг. XVII в.), Николай (Чолокашвили) (кон. 80-х гг. XVII в.- 1695), Николай (Мдивнишвили) (1695-1710; не позднее 1701 архиепископ), Иосиф (Квабулидзе) (Кобулашвили) (ок. 1711 - кон. 20-х гг. XVIII в., с 1723 архиепископ), Иоанн (30-60-е гг. XVIII в.).

Ист.: Белокуров С. А. Сношения России с Кавказом. М., 1889. Вып. 1; Жордания Ф. Ист. док-ты мон-рей и церквей Картли и Кахети. Поти, 1903 (на груз. яз.); Какабадзе С. Ист. док-ты. Тифлис, 1913. Т. 5 (на груз. яз.); Мокцеваи Картлисай // ПДГАЛ. 1963. Т. 1; То же [Обращение Грузии] / Пер. с древнегруз.: Е. Такаишвили; ред., исслед., коммент.: М. Чхартишвили. Тбилиси, 1989; Книга посланий / Сост., пер. на груз., исслед., коммент.: З. Алексидзе. Тбилиси, 1968 (на арм. и груз. языках); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского // КЦ. 1973. Т. 4; он же. Атлас Грузии. Тбилиси, 1997 (на груз. и рус. языках); Павел Алеппский, архидиак. Материалы к истории Грузии XVII в.: Описание Грузии, сост. Павлом Алеппским / Сост.: Н. Ш. Асатиани. Тбилиси, 1973 (на груз. и рус. яз.); Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала // Картлис Цховреба: История Грузии. Тбилиси, 2008. С. 75-136; Столетняя летопись // Там же. С. 331-413; Сумбат Давитис-дзе. История и повествование о Багратионах // Там же. С. 221-242; Исторические док-ты Гареджи XIII-XVIII вв. / Сост.: Д. Ломидзе, М. Чумбуридзе, З. Схиртладзе. Тбилиси, 2008. Т. 1; 2011. Т. 2 (на груз. яз.).
Лит.: Какабадзе С. Вопросы генезиса груз. государственности // Саисторио моамбе (Ист. вестник). Тифлис, 1924. № 1. С. 5-7 (на груз. яз.); Климиашвили А. Новый список «Картлис Цховреба» 1697 г. // Вестн. АН Груз. ССР. Тбилиси, 1960. Т. 24. № 3. С. 371-376; Карумидзе В., Карумидзе Н. Хашми: История, современность. Тбилиси, 1998. Т. 1 (на груз. яз.); История одной рукописи: Грузино-греч. иллюминированная рукопись из С.-Петербургской коллекции. Тбилиси, 2012 (на груз. яз.).
А. Тордиа, Г. Чеишвили, М. Шаоршадзе
Рубрики
Ключевые слова
См.также