[греч. Καισάριος; лат. Caesarius] Назианзин (Каппадокийский) (ок. 330, поместье Арианз (ныне Сиврихисар, Турция), близ Карвали (ныне Гюзельюрт), к югу от г. Назианз, Каппадокия - кон. 368 - нач. 369, Никея (ныне Изник, Турция)), св. (пам. 9 марта; пам. зап. 25 февр.), врач, ученый, рим. политический деятель. Сын свт. Григория, еп. Назианзского (старшего), и св. Нонны, младший брат свт. Григория Богослова и св. Горгонии. Род. в семейном имении, принадлежавшем отцу, богатому и влиятельному аристократу. Основным источником сведений о св. К. является «Слово надгробное брату Кесарию», написанное свт. Григорием Богословом (Greg. Nazianz. Or. 7 // PG. 35. Col. 754-788; BHG, N 286); он также упомянут в письмах святителей Григория Богослова (Idem. Ep. 20, 29) и Василия Великого. В «Надгробном слове» (Εἰς Καισάριον τὸν αυτοῦ ἀδελφὸν ἐπιτάφιος, Funebris in laudem Caesarii fratris oratio) свт. Григорий особенно восхваляет брата за любовь к наукам, в т. ч. естественным - геометрии, астрономии и математике: «Восток, Запад и все страны, где только впоследствии бывал Кесарий, служат знаменитыми памятниками его учености», а также упоминает о его христ. добродетелях.
В наст. время доказано, что сведения о Кесарии, префекте К-поля, посаженном в тюрьму в 365 г. (упом. в Кодексе Феодосия), а также о Кесарии, авторе богословских диспутов, не имеют отношения к св. К. Кесарий, один из адресатов писем Григория Богослова, также др. лицо.
В возрасте ок. 5-6 лет К. вместе со старшим братом начал обучение под рук. домашнего учителя Картерия, затем учился у своего дяди по матери Амфилохия в г. Иконий (336-344). В 345-346 гг. братья продолжили занятия риторикой в Кесарии Каппадокийской, где познакомились с буд. святителем Василием Великим, также обучавшимся там. В 347-348 гг. К. и свт. Григорий занимались риторикой в известном образовательном центре Кесарии Палестинской, возможно у ритора Феспесия.
С 348 по 355/6 г. К. (сначала вместе с братом) продолжал обучение в Александрии, которая славилась уровнем медицинского образования, включавшего помимо прочего хирургические методики. Вскоре братья впервые разлучились: в 348 г. свт. Григорий уехал учиться в Афины.
Несмотря на то что К. был из христианской семьи, его отец и дядя дали ему, как и его брату, блестящее образование в таких областях, как античная философия, словесность и естественные науки.
Отношения между братьями были полны искренней любви. К. ободрял свт. Григория в стихотворных и риторических трудах, охотно слушал его речи. Свт. Григорий в свою очередь стремился влиять на жизнь К., напр. призывал его отказаться от придворной службы.
Братья встретились в К-поле, где у 27-летнего К. открывались широкие возможности как для врачебной, так и для придворной карьеры. Вероятно, по инициативе пациентов из наиболее влиятельных граждан была послана делегация к отсутствовавшему в то время в столице имп. Констанцию II с ходатайством о назначении К. на должность архиатра (т. е. придворного врача). Ходатайство было удовлетворено, и в 358 г. К. вновь прибыл в столицу из отцовского имения, где недолго проживал в 355/6 г.
Помимо разносторонней образованности К. был красив и высок ростом, что способствовало его придворной карьере. Вскоре он был введен в Сенат. В то время врачи, выходцы из состоятельных семей, стремились к политической карьере, которая считалась значительно выше медицинской. К. не наследовал отцовского имения как младший сын, поэтому желание образованного и талантливого юноши переселиться в столицу вполне объяснимо. Пребывание младшего сына епископа Назианза при имп. дворе вызывало недовольство в местных церковных кругах. Но, как отмечает свт. Григорий в «Слове надгробном брату Кесарию», его братом двигали стремления «быть полезным для города». К. лечил безвозмездно, отличался честностью (подобно его отцу, занимавшему гос. должность в своем родном городе) и целомудрием. Будучи некрещеным, т. к. церковные традиции того времени предполагали принятие таинства Крещения в зрелом возрасте (свт. Григорий крестился по обету приблизительно в 30 лет), К. считал себя христианином. Именно исповедание Христа было причиной того, что он не давал клятву Гиппократа, в которой упоминаются языческие боги, однако это, по-видимому, не влияло на доверие к нему знатных пациентов. Несмотря на возможность выгодно жениться, К. оставался безбрачным.
Свт. Григорий, как и остальные члены семьи, не одобрял нахождение К. при дворе, старший брат не раз советовал ему оставить государственную службу, креститься и заняться созерцанием и церковными делами, но безуспешно. Когда в кон. 361 г. к власти пришел имп. Юлиан Отступник, реставратор язычества, К. остался при дворе, продолжая исповедовать себя христианином. В кон. 362 г. свт. Григорий написал ему взволнованное письмо, требуя покинуть двор, т. к. его придворная служба компрометировала их престарелого отца-епископа и самого Григория в глазах церковной общины (Idem. Ep. 14). Вполне вероятно, что К. сопровождал императора летом 362 г. в Антиохию, и это послужило распространению слухов о том, что К. перешел в язычество (слухи сохр. и после смерти К.). Несмотря на попытки Юлиана склонить К. к переходу в язычество, тот исповедовал веру во Христа. После публичного философского диспута с императором К. получил отставку и был сослан в Назианз. Там он оставался до смерти имп. Юлиана Отступника (363).
После воцарения имп. Иовиана К. был снова призван ко двору и уже навсегда покинул родной Назианз. В правление императоров Валентиниана I и Валента он стремительно продвигался по карьерной лестнице и в 364 г. занимал должность хранителя гос. казны (квестора Вифинии), «комита священных щедрот», осуществлявшего контроль над налогами с личных земель императора, налогами с сенаторов, гос. рудниками, мельницами, монетными дворами, красильнями. Во время сильного землетрясения 11 окт. 368 г. в Никее (Вифиния) К. оказался под обломками рухнувшего здания, но уцелел. Считая свое спасение чудом, К. решился принять крещение и оставить светскую жизнь. Решение было поддержано свт. Григорием и их общим другом свт. Василием Великим. В это время К. заболел и скончался. Скорее всего он принял крещение на одре болезни. Перед смертью он завещал свое состояние нищим.
Прах К. долгое время оставался без погребения, его имущество расхищалось, и потребовалось вмешательство свт. Григория и помощь свт. Василия Великого, писавшего влиятельным друзьям К., чтобы урна с прахом была доставлена в Назианз.
Согласно надгробному слову, К. смог избегнуть опасностей мира, находясь в центре общественной жизни, оставался «христианским философом», подобно «монаху в миру», втайне ведя аскетическую жизнь. Свт. Григорий широко использует символику мученичества по отношению к К. Так, его прах был встречен в Назианзе с почетом, подобно праху мученика. Свт. Григорий говорит, что К. являлся ему после смерти облеченный сиянием.
Старший брат унаследовал сохранившееся имущество К., в т. ч. и его медицинскую б-ку. Большая часть средств была роздана Григорием и св. Нонной нуждающимся назианзской церковной общины. К. был погребен в усыпальнице, предназначавшейся для его родителей, позже рядом с ним была похоронена св. Нонна.
Именем К. подписаны «Вопросоответы» (᾿Ερωταποκρίσεις) 1-й пол. VI в., содержащие естественнонаучные и богословские рассуждения.
К. является главным действующим персонажем нескольких художественных произведений (Ford M. C. Gods and Legions. N. Y., 2002; 2-я ч. пьесы «Кесарь и Галилеянин» Х. Ибсена (Ибсен Х. Кесарь и Галилеянин. Росмерсхольм / Сост., ред., вступительная ст., примеч.: А. А. Юрьев. М., 2006); Джарман О. А. Врач из Вифинии (в печати)).
В Зап. Церкви К. считается покровителем врачей.