ГУТЕНБЕРГ
Том XIII , С. 524-525
опубликовано: 31 октября 2011г.

ГУТЕНБЕРГ

Содержание

[нем. Gutenberg] Иоганн (ок. 1400, Майнц - 3.02.1468, там же), нем. изобретатель европ. способа книгопечатания.

Происходил из знатного городского рода г. Майнца - Генсфлейш. В 1420 г. семья Г. была изгнана из города в результате противостояния патрицианских родов и ремесленных цехов и обосновалась в Страсбурге, где Г. жил в 1434-1444 гг. В 30-х гг. XV в. занимался разными ремеслами - ювелирным делом, изготовлением зеркал, а также изданием ксилографических книг, печатаемых с деревянных досок. Вероятно, учился в ун-те; о полученном Г. специальном образовании ничего не известно.

Ок. 1447 г. Г. вернулся в Майнц. В авг. 1450 г. заключил договор с богатым горожанином И. Фустом об оснащении печатной мастерской. В 1452 г. в качестве подмастерья к товариществу Г. и Фуста присоединился П. Шеффер из Гернсхайма, служивший в 1449 г. переписчиком (каллиграфом) в Парижском ун-те. Шеффер, талантливый рисовальщик, улучшил шрифт, сделав его красивее, изящнее, и усовершенствовал способ отливки букв, начав изготовление пунсонов из стали. Доходы от нового предприятия были невелики, что послужило причиной разрыва. По т. н. Хельмаспергеровскому нотариальному акту (от 6 нояб. 1455) предметом тяжбы Г. с Фустом из-за «книжного дела» (Werk der B ücher ) служили типография и готовый типографский набор т. н. 42-строчной Библии. Суд обязал Г. возвратить набранную книгу и инструменты Фусту, а мастерскую оставил за Г. Обе типографии продолжили работу в Майнце. Фуст и Шеффер без участия Г. издали Псалтирь (1457). Г. составил новое товарищество с К. Гумери. Боясь преследования кредиторов, Г. не ставил свое имя на печатавшихся книгах.

В 1462 г. обе типографии, выпуская воззвания одной из сторон, приняли участие в междоусобной войне между архиеп. Майнцским Дитером фон Изенбургом, впавшим в немилость к папе Римскому Пию II, и гр. Нассау Адольфом, к-рому папа передал Майнцское архиеп-ство. После взятия города 28 окт. 1462 г. Адольфом, гр. Нассау, к-рого поддерживал Г., типография Фуста и Шеффера была разгромлена. По заключении мира (18 янв. 1465) в благодарность за поддержку новый архиепископ принял Г. на службу. С этого времени он жил в резиденции архиепископа в Эльтвилле близ Майнца, куда перевез и типографию. Г. похоронен в Майнце, на кладбище доминиканского мон-ря; место захоронения неизвестно.

Г. изобрел печатный станок, с созданием к-рого был механизирован печатный процесс. Первые опыты Г. по книгопечатанию относятся, видимо, к 1440 г.- в Страсбурге появилась «Латинская грамматика» Элия Доната (IV в.). После возвращения в Майнц (в 1445-1447) Г. издал календарь и переиздал «Латинскую грамматику». Одной из первых проб подвижных букв (1445/46), выполненных в готическом рукописном стиле, считается шрифт Г. (размер 21½ пункта), к-рым напечатан найденный в 1892 г. в Майнце листок из «Сказания о Страшном Суде» (Fragment vom Weltgericht). Позднее был отлит усовершенствованный шрифт, «календарный», получивший название по шрифту, к-рым был напечатан астрономический календарь на 1448 г., а также 12 экз. нового издания «Латинской грамматики», воззвание о походе христиан против турок, о возвращении взятого в 1453 г. К-поля (1454) и булла папы Каллиста III от 1456 г. Исследователь Г. Цедлер обнаружил в рукописи XV в. выступавший фальц (сгиб) пергамена, составлявший одно целое с внутренней оклейкой переплета, на к-ром был напечатан фрагмент календаря. Этот фрагмент впосл. был идентифицирован как астрономический календарь на 1448 г., изданный Г.

Типографский способ печати, изобретенный Г., использовался для массовой печати индульгенций. Известно 7 изданий индульгенций, сохранившихся по 1 или неск. экземпляров (всего 23), схожих по набору шрифтов и представляющих собой листовки с печатью только на одной стороне 2 новыми шрифтами (ок. 20 и 12 пунктов). В тексте оставлены пустые места, чтобы вписать имя получателя и дату получения.

Гутенбергова Библия

Лист из кн. Бытие. Гутенбергова Библия. Лейпциг, 1913–1914. Л. 5а (РГБ)Лист из кн. Бытие. Гутенбергова Библия. Лейпциг, 1913–1914. Л. 5а (РГБ) (или 42-строчная Библия - В42), первое полнообъемное печатное европ. издание, в своих формальных элементах (рисунок шрифта, формат и т. д.) имитирующее готические средневек. рукописные книги. Работа над Библией была начата ок. 1450 г. и закончена к 22 авг. 1455 г. Библия переплетена в 2 тома (in folio): в 1-м - 648, а во 2-м - 638 страниц (ок. 3,4 млн печатных знаков). Набрана литерами, отличавшимися от тех, к-рые использовались при печати «Латинской грамматики» (более мелкими - размер ок. 18 пунктов). При подготовке к изданию Библии было изготовлено множество шпаций (кусочков металла, заполнявших промежутки между словами). Набор осуществлялся одновременно по 2 страницы. Библия была напечатана в типографии Фуста и Шеффера уже после разрыва с Г.

В Гутенберговой Библии и в др. первопечатных европейских изданиях цветные инициалы, заголовки и орнамент рисовались от руки рубрикаторами и иллюминаторами. Иллюстрации, как и в др. книгах Г., отсутствуют. Пагинация (обозначение страниц), кустоды (помещение внизу страницы первого слова, к-рым начинается следующая страница), заглавный (выходной) лист также отсутствуют. Сохранились 41 экз. (14 на пергамене и 27 на бумаге) и 20 фрагментов этой Библии. В экземпляре, принадлежащем Национальной б-ке Франции (Париж), на обоих томах имеются пометы, из к-рых видно, что работа по вставке заглавных букв и украшению этого экземпляра закончилась в 1456 г. 42-строчная Библия в 2 экз. находится в Москве - в РГБ и НБ МГУ.

В 1458-1460 гг., после разрыва с Фустом и Шеффером, Г. напечатал т. н. 36-строчную Библию (В36), которая была переплетена в 3 тома (1768 страниц, размер шрифта 21½ пункта). Некоторые исследователи приписывают это издание не Г., а работавшему в Бамберге типографу А. Пфистеру. Издание 36-строчной Библии сохранилось в 13 экз. В разных б-ках хранятся также ок. 20 фрагментов, в 1 или неск. листов.

Печатная Псалтирь

Самая совершенная по технике выполнения книга, изданная при жизни Г.,- Псалтирь, отпечатанная Фустом и Шеффером в 1457 г., уже после разрыва с Г. Книга набрана новыми крупными шрифтами 2 типов (размеры 39 и 33 пункта), рубрики и заглавные буквы впервые напечатаны красной и синей краской. Части главных инициалов вырезаны отдельно для красной и синей красок. После намазывания краской они складывались, и печатание производилось одновременно всеми красками (черная, красная и синяя). Во мн. местах употреблены реглеты (широкие пластинки для заполнения большого пространства между строками, а также в строках, перед абзацами и в том случае, если строка кончается далеко от правого края набора). Все известные к наст. времени экземпляры (10 и 31 фрагмент) напечатаны на пергамене. Текст Псалтири изобилует опечатками, к-рые исправлялись в следующих тиражах. В этом издании впервые упомянуты имена печатников (без указания имени Г.) и год издания. Псалтирь была напечатана небольшим количеством экземпляров, издание повторено в 1459 г. с некоторой перестановкой и изменением текста. Сохранились 13 экз. и 4 фрагмента 2-го издания (все на пергамене).

Поздние работы Г.

«Католикон» (1460), соч. Иоанна Бальба Генуэзского, состоящее из лат. грамматики и словаря (373 стр. in folio, каждая в 2 столбца), - первое самостоятельное издание Г. после разрыва с Фустом и Шеффером. «Католикон» издан самым мелким из шрифтов (размер 11 пунктов); известно более 100 экз. К группе изданий малого объема, уступающих полнообъемным в типографском отношении, относятся календари - «Турецкий» (1454), «Кровопускательный и слабительный» (1456) и др., а также «Provinciale Romanum» (1456) - список епископств католич. Церкви. К. Вемер и др. считают, что эти издания были изготовлены не Г., а неким «неизвестным печатником».

Из-за анонимности изданий, традиционно связываемых с именем Г., а также притязаний Нидерландов на изобретение книгопечатания возник «гутенберговский вопрос», к-рый в наст. время сводится в основном к проблемам атрибуции, локализации и датировки приписываемых Г. изданий.

Лит.: Zedler G. Gutenberg-Forschungen. Lpz., 1901; idem. Die älteste Gutenbergtype. Mainz, 1902; idem. Die sogenannte Gutenbergbibel sowie die mit der 42-zeiligen Bibeltype ausgeführten kleineren Drücke. Mainz, 1929; Киселев Н. П. Изобретение книгопечатания и первые типографии в Европе // Ист. журнал. 1940. № 9. С. 77-89; Schneider H. Der Text der Gutenbergbibel: Zu ihrem 500-jährigen Jubiläum untersucht. Bonn, 1954; Люблинский В. С. На заре книгопечатания. Л., 1955; Ruppel A. Johannes Gutenberg: Sein Leben und sein Werk. Nieuwkoop, 19673; Lülfing H. Johannes Gutenberg und das Buchwesens des 14. und 15. Jh. Lpz., 1969; Варбанец Н. В. Йоханн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе: Опыт нового прочтения мат-ла. М., 1980; Немировский Е. Л. Иоганн Гутенберг, ок. 1399-1468. М., 1989; он же. Изобретение Иоганна Гутенберга: Из истории книгопечатания: Техн. аспекты. М., 2000; он же. Иоганн Гутенберг, ок. 1399-1468: Источниковедение и историография. Истоки. Жизнь и деятельность. Издания. М., 2001; Долгодрова Т. А. 42-строчная Библия Гутенберга из РГБ как выдающийся памятник печати // Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1996. Вып. 73. С. 125-140.
С. Ю. Агишев
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • БУЗУКУ Гьон (Иоанн) (XVI в.), албан. католич. свящ., автор первой печатной книги на албан. языке
  • «BOOK OF DURHAM» [англ.- Книга из Дарема], 3 раннесредневек. рукописи, хранящиеся в кафедральном соборе г. Дарема (Великобритания)
  • «BOOK OF KELLS» рукопись Четвероевангелия, памятник раннесредневек. искусства Ирландии
  • ДУБРОВСКОГО МИНЕЯ восточнослав. рукопись XI в., фрагмент Праздничной Минеи на июнь
  • МЛКЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Евангелие царицы Млке), иллюстрированная арм. рукопись Четвероевангелия; названа по имени жены царя Васпуракана Гагика I Арцруни (904 - между 936/937 и 943/944); создана в 862 г. и является древнейшей точно датированной арм. рукописью; редкий и художественно значимый памятник христ. искусства
  • ПЕЧАТНЫЙ ДВОР гос. типографское предприятие Русского государства, существовавшее с 60-х гг. XVI в. до 1721 г.
  • АБДАЛЛАХ ЗАХИР диакон, арабо-униатский писатель и церковный деятель
  • АКАФИСТНИК рукописный или печатный сборник, по преимуществу или полностью состоящий из акафистов