КИНЦВИСИ
Том XXXIII , С. 571-576
опубликовано: 31 июля 2018г.

КИНЦВИСИ

Содержание

[груз. ყინცვისი], муж. мон-рь во имя свт. Николая Мирликийского (XII-XIII вв.) Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви. Расположен в 2-3 км от одноименного селения, в исторической пров. Грузии Шида-Картли, в ущелье р. Дзама (массив Лихского хребта, Карельский р-н Грузии), в 7 км к юго-западу от г. Карели.

История

Кафоликон во имя свт. Николая Чудотворца. Нач. XIII в.Кафоликон во имя свт. Николая Чудотворца. Нач. XIII в. Народная этимология производит наименование Кинцвиси от выражения «кинул цуравс» (ყინულ ცურავს - «скользить по льду»), т. е. подразумевается, что в ущелье обилие снегов и сильные морозы, или от слова «кинци» (ყინწი - «шейка», «возвышенная местность»). Однако ни одна из этих версий научно не подтверждена (Бедошвили. 2002. С. 449-451).

Топоним Кинцвиси в форме Кинцуиси впервые упоминается в дарственной грамоте (1031-1033) католикоса-патриарха всей Грузии Мелхиседека I (1010-1033) мцхетскому кафедральному собору Светицховели. Он писал, что купил в Картли и пожертвовал собору «монастырь Палаврай с четырьмя селениями; и Цукити с окрестностями его; Кинцуиси с окрестностями его» (Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1. С. 26; ПГП. 1970. Т. 3. С. 22). К., как и мн. села и монастыри юж. части Шида-Картли, до нач. XIX в. находился во владении Светицховели, т. е. принадлежал католикосу-патриарху всей Грузии (позже католикосу-патриарху Вост. Грузии).

Заза Панаскертели-Цицишвили (справа внизу). Роспись сев. стены нартекса кафоликона во имя свт. Николая Чудотворца. Сер. XVIII в.Заза Панаскертели-Цицишвили (справа внизу). Роспись сев. стены нартекса кафоликона во имя свт. Николая Чудотворца. Сер. XVIII в.

Основание монастыря датируется XII-XIII вв. Но поскольку древнейшим строением К. является ц. во имя Пресв. Богородицы X в. (некоторые ученые датируют ее рубежом XI и XII вв. или XIII в.), возможно существование обители уже в это время. В нач. XIII в. в К. был воздвигнут храм во имя свт. Николая Мирликийского. На его стенах были изображены портреты ктиторов - царя Грузии Георгия III (1156-1184), его дочери царицы св. Тамары (1184-1207/13), ее сына царевича Георгия IV Лаши (царь Грузии в 1207/13-1222), а также мцигнобартухуцеси (первого везира) св. Тамары еп. Чкондидского Антона (Глонистависдзе). Нек-рые ученые считают, что отсутствие фигуры католикоса-патриарха среди изображенных ктиторов указывает на стремление царского двора превратить юж. часть Шида-Картли в царский домен. На протяжении XIV-XV вв. этими землями, получившими название княжества Сацициано, владел княжеский род Панаскертели-Цицишвили. Основатель рода Заза также был изображен в ц. во имя свт. Николая. Монастырь стал усыпальницей князей Цицишвили (ПГП. 1970. Т. 3. С. 569). В центральной части ц. свт. Николая, около сев. столба, сохранилась могила Кайхосро Цицишвили († 1740) и надпись на надгробной плите (Бочоридзе. 2011. С. 156). В XV в. в К. была выстроена малая зальная ц. во имя вмч. Георгия, в XVI-XVII вв. возведены крепостная стена и ворота с колокольней.

В «Описании царства Грузинского» историка 1-й пол. XVIII в. Вахушти Багратиони К. упоминается как действующий мон-рь, его настоятель назван архимандритом (имя неизв.) (КЦ. 1973. Т. 4. С. 344). Во 2-й пол. XVIII в. княжество Сацициано сильно пострадало от набегов лезгинских племен. Российский путешественник нем. происхождения сер. XVIII в. И. А. Гюльденштедт писал, что в Сацициано «есть несколько сел, населенных грузинами, но это, скорее, разоренные села, и все это выглядит очень похоже на необитаемую пустыню» (Гюльденштедт. 2002. С. 156). В документе 1770 г., составленном при дворе царя Картли-Кахети Ираклия II (1762-1798) для российских резидентов, среди монастырей Картли и Кахети назван также «архимандритский монастырь Кинцивиси Николая Чудотворца, разоренный» (Мачарадзе. 1988. С. 551). Груз. историк нач. XX в. Ф. Жордания упоминает Кинцвисскую икону свт. Николая, «великолепно писанную на камне». По его сведениям, икона была обновлена в 1751 г. на средства Зазы Панаскертели-Цицишвили и его супруги Туты (Жордания. Хроники. 1967. Т. 3. С. 217). Упоминания о К. как о действующем мон-ре в документах и трудах историков XIX - нач. XX в. отсутствуют. Однако известно, что в 1849 г. кнг. Тинатин Георгиевна Цицианова (Цицишвили) пожертвовала «в Кинцвиси» икону свт. Николая. Очевидно, имеется в виду ц. во имя свт. Николая, к-рая в XIX в. была открыта. В 20-х гг. XX в. Г. Бочоридзе перенес в Тифлис отдельные фрагменты этой иконы, сильно поврежденной (местонахождение неизв.) (Бочоридзе. 2011. С. 266).

На протяжении XX в. К. неск. раз реставрировался. В основном обновляли кровли церквей свт. Николая, Пресв. Богородицы и вмч. Георгия; также была произведена консервация уцелевшей части ц. Пресв. Богородицы. В 1964-1966 гг. фрески храма свт. Николая были расчищены и укреплены реставраторами Ш. Абрамишвили и К. Н. Бакурадзе. В мае 1997 г. монастырская жизнь в К. была восстановлена. Сначала К. действовал как жен. мон-рь, с 2001 г.- как мужской. В 2001 г. Международный центр искусств закончил консервацию и основные реставрационные работы в ц. свт. Николая. В 2003 г. работы по сохранению уцелевших фрагментов стенной росписи были произведены в ц. Пресв. Богородицы. В кон. XX - нач. XXI в. на территории монастыря было построено неск. зданий, в т. ч. келейный корпус. В 2011 г. была восстановлена звонница. В обители подвизаются 12 монахов.

Современные настоятели К.

иеродиак. Зураб (Зеинклишвили), архим. Исаия (Гогиберидзе), архим. Шио (Хардзеишвили) (погиб во время автокатастрофы 19 нояб. 2006), архим. Георгий (Едилашвили), игум. Симеон (Цакашвили), игум. Гедеон (Тибилашвили), иером. Андрей (Гвехидзе).

Г. Чеишвили

Архитектура

Монастырский комплекс включает 3 церкви и ворота со звонницей над ними (6,3×6,15 м, высота 11 м), расположенные к северу от главного храма К. В центре монастыря находится кафоликон во имя свт. Николая Чудотворца. Это крестово-купольный храм (19,7´ 14 м (без поздних притворов), высота 24,3 м) типа вписанного креста. Треугольные в плане ниши вост. фасада, многооконный барабан, паруса обычны для церквей такого типа.

Ворота со звонницей мон-ря КинцвисиВорота со звонницей мон-ря Кинцвиси

В отличие от большинства груз. церквей XI-XV вв., выстроенных из тесаного камня, кафоликон К. и современный ему кафоликон мон-ря Тимотесубани сложены из кирпича, что лишило мастеров возможности использовать разработанную к тому времени систему фасадного декора, основанную на богатом репертуаре резьбы по камню. Выразительность фасаду придают разбивка, точно найденные размеры и пропорции оконных проемов, скупой декор - аркатура 12-оконного, суживающегося кверху барабана, ниш и портала с входом на зап. фасаде. Дифференцируя пропорции арок в интерьере (более низкие и широкие в западной и более высокие и узкие в вост. части) и их очертания (полуциркульные на западе и заостренные на востоке), зодчий придал различный вид зап. и вост. частям церкви. Двухступенчатый цоколь подчеркивает устремленность храма вверх. В древности купол кафоликона, очевидно, был покрыт обливной черепицей.

Крест в плане выявлен снаружи повышенными центральными объемами каждой из его ветвей. Одинаково решены 3-частные сев. и юж. фасады: центральная часть выше боковых, она освещена 3 окнами (одним в верхней части и 2 в нижней) и увенчана 2-скатной кровлей. В позднее средневековье из тесаного камня к зданию с севера и с юга были пристроены притворы, перекрытые 2-скатными кровлями; в юж. притворе длиннее вост. часть, в северном - западная. Наиболее полно сохранился юж. притвор: вход в него обрамлен 3-уровневым порталом с капителями и базами, в тимпане помещен рельефный крест с узким окном над ним видна апсида. Южный притвор освещается узким восточным окном; сев. притвор имеет дополнительный вход с запада. Зап. фасад кафоликона образует 3-частный нартекс перед зап. стеной храма, который ниже ее по высоте. Средняя часть нартекса, как и на фасадах храма, с севера и юга выше боковых и увенчана 2-скатной кровлей. В нижней части боковые арки-ниши, как считают исследователи, в свое время были открытыми, но в XV в. заложены кирпичом, ныне освещаются узкими окнами. В верхней части нартекса - 3 арочных окна: маленькое - в центре и более крупные - по бокам. Двухэтажный нартекс в груз. средневек. архитектуре редкость; очевидно, образцом для кафоликона К. послужило устройство храма Цроми (VII в.) и кафоликона монастыря Тигва (1152), выстроенного дочерью груз. царя св. Давида IV Строителя Тамар.

Интерьер кафоликона К. имеет вид купольного зала, что было обусловлено, по мнению акад. В. В. Беридзе, перекрытием зап. межрукавных пространств по оси «север-юг». Два свободно стоящих подкупольных столба (устои) в центральной части и 3-частный алтарь типичны для груз. храмового зодчества 2-й пол. XI в. Со 2-й пол. XII - нач. XIII в. в кафоликоне К., подобно др. купольным церквам, нет развитых хоров. Однако вдоль зап. стены церкви приблизительно на половине ее высоты был устроен узкий горизонтальный выступ. Дверной проем вел с него в 3-частное помещение, расположенное над нартексом. Во время реконструкции XV в. компартименты нартекса были превращены в 3 самостоятельных помещения с проходом через среднее. Также в интерьере кафоликона сохранились 3-частная арочная алтарная преграда, выстроенная из кирпича в XVI-XVII вв. и расписанная цветочным орнаментом, и каменный престол предположительно XV-XVI вв.

Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца. XV в.Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца. XV в.Церковь во имя вмч. Георгия (5,1´ 4,5 м, высота 5,2 м; XV в.) расположена у зап. фасада кафоликона. Это строение зального типа из тесаных квадр; в отделке внутренней части дверного проема и окон использован кирпич. Церковь установлена на 2-ступенчатом низком цоколе, перекрыта 2-скатной кровлей, вход расположен с юга. Здание освещается маленьким окном с юга (смещено к востоку от входа) и большим - с запада. Над зап. окном помещено рельефное изображение креста.

Церковь во имя Пресв. Богородицы (11,2´ 4,5 м; X в.) расположена в сев.-зап. части комплекса, над обрывом. Это бесстолпное, слегка вытянутое по оси «запад-восток» сооружение с одной апсидой, сложенное из блоков туфа красного и серого цвета. Здание сильно разрушено (вероятно, вслед. оползня), сохранились лишь алтарная часть и вост. часть наоса, ныне перекрытые 2-скатной кровлей.

Д. Т.

Росписи К.

занимают особое место среди памятников средневек. искусства Грузии, они выполнены на высоком художественном уровне и интересны содержащимися в них историческими сведениями. По сравнению со скромным оформлением фасада кафоликона во имя свт. Николая его интерьер почти целиком украшен стенной росписью, поражающей богатством колорита, в основе к-рого лазурный цвет, и величественностью образов. На основе стилистического анализа и изучения представленных в ктиторском ряду портретов исторических деятелей роспись датируют нач. XIII в., предположительно 1205-1206 гг. (по мнению В. Н. Лазарева, не позже 1208). В целом традиц. программу росписи отличает от одновременных памятников визант. и груз. живописи включение в нее неск. ведущих тем, волновавших правосл. мир той эпохи, и их переработка с учетом груз. церковных и художественных традиций.

Роспись барабана кафоликона во имя свт. Николая Чудотворца. Нач. XIII в.Роспись барабана кафоликона во имя свт. Николая Чудотворца. Нач. XIII в.

В скуфье купола представлена типичная для груз. искусства композиция «Слава креста» в окружении 9 архангелов с 3-фигурным Деисусом в вост. части; в простенках окон барабана в 2 ряда расположены по 12 изображений праотцев и пророков (первосвящ. Аарона, пророков Илии, Моисея, Ионы, Иоиля, Аввакума, Софонии, Захарии, Иезекииля, Малахии, Иеремии, Исаии) и мучеников (Мины, Созара (?), Иакова, Флора и Лавра, Марка, Платона, Гурия, Самона и Авива, Онисифора, Андрея Стратилата); в парусах - поясные изображения евангелистов в медальонах, каждое фланкировано 2 парящими ангелами.

В конхе апсиды - композиция с образом Божией Матери, сидящей на престоле с Младенцем на коленях, Ей предстоят 2 архангела. В нижнем регистре центральной части конхи между алтарными окнами - образы 2 святителей, определяемых хорошо сохранившимися груз. надписями как свт. Николай, еп. Мирликийский, и свт. Сильвестр, папа Римский. Парное изображение этих святителей - участников Вселенского I Собора, а также композиция, представляющая этот Собор в зап. части храма (на вост. склоне зап. свода; сохр. абрисы), придают росписи антиеретическую направленность, что было обусловлено исторической обстановкой в Византийской империи и в Грузии того времени. На стенах вимы помещена 2-частная сцена «Причащение апостолов». В самом нижнем регистре (стены апсиды и вимы) - чин святителей (начиная с сев. части вимы: сщмч. Петр I, еп. Александрийский, Григорий Чудотворец, Кирилл, патриарх Александрийский, Николай Чудотворец, Власий (?) (Харалампий (?)), Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Баер (?) (Багр(ат) (?)), Василий Великий, Афанасий I Великий, Григорий Нисский и Митрофан I, патриарх К-польский). В полуциркульной нише - поясное изображение Христа Пантократора, в проемах окон - 6 фигур архидиаконов (Тимона, Тимофея, Тита, Стефана, Пармения, Прохора).

Своеобразно решено расположение евангельских сюжетов, включающих праздничный и Страстной циклы. Их последовательность основана на принципе антифона: сцены расположены на неск. пространственных осях, переходя из одного рукава в противоположный и обратно. Начало цикла помещено в вост. части юж. свода и открывается сценами «Рождество Пресв. Богородицы», «Введение во храм Пресв. Богородицы», «Благовещение Пресв. Богородицы» и «Рождество Христово». Затем праздничные сцены переходят в сев. рукав, где помещены «Сретение» (плохо сохр.), «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Распятие», «Оплакивание Христа», «Жены-мироносицы у гроба Господня», «Сошествие во ад». Цикл продолжается в юж. рукаве, где находятся сцены «Вознесение Господне», «Сошествие Св. Духа», «Успение Пресв. Богородицы», «Уверение ап. Фомы», «Тайная вечеря».

Сошествие во ад. Роспись кафоликона во имя свт. Николая Чудотворца. Нач. XIII в.Сошествие во ад. Роспись кафоликона во имя свт. Николая Чудотворца. Нач. XIII в.

В кафоликоне представлен самый ранний из сохранившихся в груз. искусстве житийных циклов свт. Николая. Большое количество сцен и их размещение в основном объеме храма (в центральных сводах и на стенах зап. рукава, а также в межрукавных пространствах) связаны с посвящением кафоликона свт. Николаю (в визант. традиции эти изображения обычно находились в нартексе и в приделах храма, реже - в жертвеннике). Роспись сохранилась плохо, большинство сцен погибло, однако принцип их распределения достаточно ясен. По мнению специалистов, изначально в храме было представлено не менее 20 сцен из Жития свт. Николая. Читаются «Крещение свт. Николая», «Рукоположение в священнический сан», «Низвержение идолов», «Свт. Николай спасает от казни трех воинов, невинно осужденных», «Спасение троих детей», «Чудо на море», «Благодарение троих воинов за спасение» (?), «Явление свт. Николая имп. Константину I Великому во сне» и др. Очевидно, сцены не следуют хронологии Жития святителя.

Крупные фигуры мучеников, подвижников, пустынников, врачевателей, столпников, пророков изображены в проемах окон, а весь нижний регистр заполнен фигурами св. воинов. В нижнем регистре зап. стены, в плоских нишах с юж. стороны, помещены изображения вмч. Евстафия Плакиды с женой и 2 детьми и мучеников Кирика и Иулитты. Среди образов груз. святых особо выделяется большое поясное изображение просветительницы Грузии св. Нины на выступе южной стены. На зап. стене по сторонам входа на горизонтальном выступе помещены фигуры 4 груз. преподобных (Давида Гареджийского, Иоанна Зедазнийского, Шио Мгвимского и неизв. святого). Отдельная тема росписи связана с прославлением рода Багратиони. В нижнем регистре на сев. стене представлены: царь Георгий III (к тому времени уже скончавшийся), его дочь царица св. Тамара и ее сын царевич Георгий IV Лаша. Они изображены в 3/4-ном повороте перед иконой сидящего на троне Иисуса Христа. Члены царствующего дома представлены в росписи как преемники ветхозаветных царей; претензии Багратиони на происхождение от рода библейского царя Давида подчеркиваются введением в программу росписи композиции «Древо Иессеево» (юго-зап. компартимент юж. стены, напротив сев. входа), тождеством образов царя Соломона (композиция «Сошествие во ад») и царицы св. Тамары, направленным на Багратиони жестом ангела у гроба Господня (композиция «Жены-мироносицы у гроба Господня»), который трактуют как намек на включение Багратиони в совершающееся чудо спасения, и т. д. Считается, что редкие сцены «Древо Иессеево» и «Три отрока в пещи огненной» (центральная часть зап. стены, над входом на галерею), выражающие догмат о Христе как о Богочеловеке, придали росписи антимонофизитскую направленность.

Царица Тамара. Фрагмент ктиторской композиции из кафоликона во имя свт. Николая Чудотворца. Нач. XIII в.Царица Тамара. Фрагмент ктиторской композиции из кафоликона во имя свт. Николая Чудотворца. Нач. XIII в.

На юж. стене с моделью храма в руках изображен ктитор, еп. Чкондидский Антон (Глонистависдзе), предстоящий поясному образу свт. Николая, к-рого первый везир особо почитал. Считается, что он принял непосредственное участие в посвящении кафоликона святителю. Объяснение этому находят в биографии мцигнобартухуцеси: когда еп. Антон подвергся несправедливому притеснению со стороны католикоса-патриарха всей Грузии Михаила IV (Мирианисдзе) (1178-1187), был созван церковный Собор, на к-рый из Иерусалима был приглашен бывш. католикос-патриарх Грузии Николай I (Гулаберисдзе) (50-е гг. XII в.) (его небесный покровитель - свт. Николай), и благодаря его авторитету еп. Антон был оправдан.

Церковь обильно украшена орнаментом. На всех арках, сводах, в проемах окон находятся помещенные в медальоны изображения процветших крестов, размер к-рых увеличивается по мере приближения к центральной композиции в скуфье купола «Слава креста». Общее решение пространства храма отвечает стилю высокого монументализма грузинской живописи кон. X - нач. XII в. (крупные композиции и фигуры, лаконичность, репрезентативность, центрическое построение сцен). В то же время росписи присущи такие новые черты, как динамичность рисунка, утонченная моделировка форм, удлиненные пропорции фигур, летящие складки одежд и т. д. Представлены как мощные и монументальные образы, так и изящные и нежные, очерченные каллиграфически упругой тонкой линией; лики прозрачные, как бы вплавленные притенениями и высветлениями, выражают лиричность, нежность и печаль или строгость и созерцательность. В непрерывном динамичном движении рисунок объединяет фигуры, композиции и настенные циклы. Совмещение нежности и силы, монументальности и рафинированности - характерная черта росписи кафоликона свт. Николая.

Ангел. Фрагмент сцены «Жены-мироносицы у гроба Господня» в кафоликоне во имя свт. Николая Чудотворца. Нач. XIII в.Ангел. Фрагмент сцены «Жены-мироносицы у гроба Господня» в кафоликоне во имя свт. Николая Чудотворца. Нач. XIII в.

Во фресках можно различить неск. живописных почерков (6 или 7), но при этом роспись представляет единое произведение, что в немалой степени определяется ее колоритом, соотношением лазурного, светло-зеленого и ярко-белого, с вкраплениями киноварных и тепло-золотистых тонов, обогащенное применением золота на нимбах и одеяниях. Основной лазурный цвет (фон, разделка одежд, орнаменты, изображение архитектуры и т. д.) в росписях К. отличается особой светоносностью, с ним соотносится такой же светящийся зеленый (кадмий светлый). Символическое сопоставление лазурного и белого дополняет восприятие образов. Так, напр., поземы выполнены ярко-белым цветом - подобное решение характерно для росписи еще неск. груз. памятников того времени: Озаани, Тимотесубани, Бетаниа, Бертубани.

Фигура ангела из сцены «Жены-мироносицы у гроба Господня» воплощает сущность кинцвисской росписи и стала символом груз. живописи. Ее характеризуют сочетание монументальности и лиричности, пластичность струящегося рисунка, богатство колорита, мягкая лепка лика и рук, контрапост фигуры, динамичность в рисунке крыльев, решенных в киноварно-лазурно-белой гамме, почти манерный жест руки, глубокая одухотворенность образа. Фигура ангела является композиционным центром сев. стены.

В нартексе сохранились более поздние разновременные росписи со следами переделок. Пространство поделено на 3 части 2 встроенными позже стенами. Фрески более низкого художественного уровня: колорит глухой, невыразительный; линия жесткая, грубая; манера письма упрощенная; пропорции фигур укороченные. На плоскостях стен и на сводах нартекса помещена обширная композиция «Страшный Суд» (XVI в.); на перегородках - Деисус, Мандилион (Спас на убрусе), фигуры апостолов (XVII в.) и т. д. На сев. стене-перегородке находится фигура известного врача и политического деятеля XV в. Зазы Панаскертели-Цицишвили. Он предстоит поясному изображению свт. Николая, приписанному позднее, возможно при полной замене живописи нартекса в XVI или XVII в. Сев. компартимент нартекса сильно закопчен, смутно различаются фигуры святых, обрамленные арками, на стенах и сводах видны сцены, характерные для программ усыпальниц: «Сошествие во ад», «Жены-мироносицы у гроба Господня» и т. д.

Божия Матерь «Одигитрия» на троне. Роспись конхи апсиды ц. во имя Пресв. Богородицы. Сер. XIII в.Божия Матерь «Одигитрия» на троне. Роспись конхи апсиды ц. во имя Пресв. Богородицы. Сер. XIII в.В апсиде церкви во имя Пресв. Богородицы сохранились фрагменты живописи, датируемой по стилистическим признакам сер. XIII в. Роспись во многом перекликается с фресками кафоликона К. В конхе апсиды помещено изображение Божией Матери «Одигитрия» на троне с благословляющим Младенцем, фланкированная фигурами 2 архангелов. В среднем регистре представлена композиция «Причащение апостолов» в довольно редком иконографическом изводе, характеризующемся усилением литургического влияния на программу росписей: между сценами «Причащение хлебом» и «Причащение вином» включено изображение Иисуса Христа с маленьким крестом в руках, молящегося перед алтарем, под киворием которого изображены серафим и херувим. Возможно, этот сюжет указывает на те моменты литургии, когда происходит пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы и читаются тайные молитвы.

В том же регистре на стенах вимы помещены 2 сцены с чудесами Иисуса Христа («Усмирение бури» и «Воскрешение дочери Иаира»), к-рые редко включались в программу росписи апсиды в то время. Считается, что сцена исцеления связана с росписью апсиды, раскрывающей догмат о спасении через воплощение Богочеловека и причащение Св. Даров. В нижнем регистре находится святительский ряд, фигуры представлены в 3/4-ном повороте по отношению к центру; в простенках окон - фигуры архидиаконов Стефана и Прохора.

Стилистически роспись этой церкви следует за росписью кафоликона - колорит практически идентичен, но линия более хрупкая, тонкая, пропорции фигур удлиненные, формы почти невесомые, преобладает нарративно-дидактическое начало.

М. Дидебулидзе
Ист.: Корпус груз. ист. док-тов / Сост.: Т. Енукидзе, В. Силогава, Н. Шошиашвили. Тбилиси, 1984. Т. 1: Груз. ист. док-ты IX-XIII вв. (на груз. яз.); Мачарадзе В. Материалы по истории русско-груз. отношений 2-й пол. XVIII в. Тбилиси, 1988. Ч. 3 (на груз. яз.); Бедошвили Г. Толково-этимологический словарь груз. топонимов. Тбилиси, 2002. Т. 1 (на груз. яз.); Гюльденштедт И. Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг. / Пер.: Т. Шафрановская. СПб., 2002.
Лит.: Макалатия С. Дзамское ущелье // Он же. Памятники материальной культуры. Тбилиси, 1961. С. 24-27 (на груз. яз.); Амиранашвили Ш. История груз. искусства. Тбилиси, 1963. С. 225-229; Вачеишвили К. Об изображении кинцвисского ктитора // Моамбе (Бюллетень) / АН Груз. ССР. Тбилиси, 1963. Вып. 32. С. 745-752 (на груз. яз.); Пиралишвили О. Росписи Кинцвиси и вопросы груз. Ренессанса // Сабчота хеловнеба (Советское искусство). Тбилиси, 1976. Вып. 4. С. 46-56 (на груз. яз.); он же. Фрески Кинцвиси. Тбилиси, 1979 (на груз. яз.); Закарая П. Груз. центрально-купольная архитектура. Тбилиси, 1978. Т. 2: XII-XIII вв. (на груз. яз.); Velmans T. Les fresques de l'église de la Vierge à Kintcvisi: Une image unique de la Communion des Apôtres // Cah. Аrch. 1978. Vol. 27. P. 147-161; Алибегашвили Г. Светский портрет в груз. средневек. монументальной живописи. Тбилиси, 1979; Alpago Novello A., Beridze V. e. a. Art and architecture in medieval Georgia / Preface T. Hackens. Louvaine-la-Neuve, 1980. Р. 96-97; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 143-144; Девдариани Ф., Закарая П. Комплекс Кинцвиси // Свод памятников истории и культуры Грузии. Тбилиси, 1990. Т. 5: Горийский, Каспийский, Мцхетский, Карельский, Хашурский р-ны. С. 404-409 (на груз. яз.); Привалова Е. Нек-рые особенности груз. росписей рубежа XII-XIII вв. // Ars Georgica (Груз. искусство). Сер. А: Древнее искусство. Тбилиси, 1991. Вып. 10. С. 143-158; Беридзе В. Груз. церк. зодчество XVI-XVIII вв. Тбилиси, 1994 (на груз. яз.); Симонишвили Н. Роспись ц. Богородицы в Кинцвиси: АКД. Тбилиси, 1994 (на груз. яз.); Velmans T., Alpago Novello A. Miroir de l'invisible: Peintures murales et architecture de la Géorgie (VI-XV s.). Saint-Léger-Vauban, 1996. P. 43-55, 93-103; Eastmond A. Royal Imagery in Medieval Georgia. Univ. Park, 1998. Р. 141-154; Туманишвили Д. К интерпретации архитектуры ц. св. Николая в Кинцвиси // Он же. Письма и очерки: Сб. Тбилиси, 2001. С. 122-148 (на груз. яз.); Дидебулидзе М. Новые данные о фресках XIII в. кинцвисской ц. свт. Николая / Сакартвелос сидзвелени (Груз. древности). Тбилиси, 2002. Вып. 1. С. 85-100 (на груз. яз.); она же. Отражение теологической полемики в росписи ц. свт. Николая // Там же. 2004. Вып. 6. С. 116-146 (на груз. яз.); eadem. (Didebulidze). St. Nicholas in the 13th cent. mural painting of Kintsvisi Сhurch, Georgia // Iconographica. Firenze, 2007. Vol. 6. P. 61-77; eadem. Image of the Three Youths in Furnace on the Background of the Anti-Heretical Disputes in the End of the 12th cent. // Proc. of the 2nd Intern. Symp. of Georgian Culture. Florence, Nov. 2-9, 2009. Tbilisi, 2011. P. 120-126; Генгиури Н. Kuppelhalle / Ред.: Д. Туманишвили. Тбилиси, 2005. С. 56-63, 145-149 (на груз. яз.); Церковь свт. Николая в Кинцвиси // Программа культурного наследия, 2004-2005. Тбилиси, 2006. С. 56-59 (на груз. яз.); Бочоридзе Г. Церкви, мон-ри и древности Картли. Тбилиси, 2011 (на груз. яз.).
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ВАРДЗИА пещерный муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, Грузия
  • ГАРЕДЖИ комплекс пещерных мон-рей в Грузии
  • ГЕЛАТИ мон-рь (Кутаисская и Гаенатская епархия Грузинской Православной Церкви), крупный религ. и культурный центр Грузии
  • ДЖВАРИ [Мцхетский Джвари; ц. Креста], в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви
  • ДЖРУЧИ вмч. Георгия муж. мон-рь (XI в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)
  • ДЖУМАТИ муж. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила (XIV-XV вв.) Шемокмедской епархии Грузинской Православной Церкви