ДАВИД
Том XIII , С. 563-564
опубликовано: 8 ноября 2011г.

ДАВИД

имя неск. рус. книгописцев, живших в 1-й пол. XV в.

Автограф мон. Давида. Иерусалимский устав. 1428 г. (РГБ. Рум. № 445. Л. 313)Автограф мон. Давида. Иерусалимский устав. 1428 г. (РГБ. Рум. № 445. Л. 313)1. Диакон («дьяк») церковь во имя арх. Михаила на Михайловой ул. Торговой стороны Вел. Новгорода. В 1424 г. он написал пергаменный Стихирарь минейный (ГИМ. Син. № 887) «к святому архангелу Михаилу повелением раб Божиих улицан Михаиловьцов и Видковлян и попов Еустафья и Феодора» (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. № 520. С. 362-375). Несомненно, с Д. может быть отождествлен соименный ему писец т. н. Шенкурского Пролога - «дьяк святаго Михаила на Михаилове улици», написавший книгу в 1429 (6937) г. «в Великом Новегороде ко святому Спасу за Волок в Шенкурью... повелением раба Божия Остафья Васильевица» (Калайдович. С. 9-10). Рукопись Пролога в 2 т. принадлежала в нач. XIX в. проф. Ф. Г. Баузе и погибла во время пожара в Москве в 1812 г. До последнего времени она датировалась 1229 (6737) г. (Моисеева. С. 308-309; Столярова. № 102, 502. С. 116-117, 437), однако цифра, обозначающая сотни в ней, несомненно, была исправлена ( - 900 на Ψ - 700) при одной из продаж с целью удревнения и соответственно повышения стоимости (обоснование датировки Шенкурского Пролога 1429-м г. см.: Янин В. Л. Новгородские акты XII-XV вв. М., 1991. С. 302, 305-306; Мошкова, Турилов. С. 45-48, 76-77).

Как писец Д. подчеркнуто традиционен: он писал на пергамене уставом, ничем не отличавшимся от книжных почерков XIV в., орнаментика выдержана в тератологическом стиле (образец почерка и украшения его рукописи 1424 г. см.: Смирнова. С. 32). В обеих рукописях (в Стихираре в меньших масштабах, в Прологе в больших) писец использовал одну и ту же систему тайнописи - простую литорею («тарабарскую грамоту»), широко распространенную в рус. письменности этого времени. Переписанный Д. в 1429 г. Пролог был украшен миниатюрами с изображениями святых в начале каждого месяца (Калайдович. С. 9-10; Моисеева. С. 308-309, 322) и являлся, т. о., заключительным звеном в традиции новгородских иллюстрированных Прологов, представленной списками рубежа XIV и XV вв. (такими, напр., как РГАДА. Ф. 381. № 162; РНБ. Погод. № 59).

2. Инок («черньчище») Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря близ Звенигорода, переписавший в 1428 г. пергаменный Иерусалимский устав («Око церковное») (РГБ. Ф. 256. Рум. № 445) «благословением... игумена Феодора... в обители Святыя Богородица, глаголимей Страж, цесарствующу Василию Васильевичу, в пределе князя великаго Юрья Дмитриевича», с оригинала, написанного в 1401 г. в К-поле «малейшим во единообразных Афанасием» (см.: Афанасий Русин), выходная запись к-рого приведена Д. полностью. Эта древнейшая из сохранившихся копия рукописи 1401 г., точно датированная, свидетельствует о распространении Иерусалимского устава в рус. общежительных мон-рях в 1-й трети XV в. Список, сделанный Д., представляет собой скромный монастырский обиходный кодекс форматом в 4°, написанный мелким уставом и лишенный украшений. В правописании рукописи наблюдается нек-рое отражение «второго южнославянского влияния» (Гальченко М. Г. Книжная культура. Книгописание. Надписи на иконах Др. Руси: Избр. работы. М.; СПб., 2001. С. 401).

Лит.: 1) Калайдович К. Ф. Известие о древностях славяно-русских и об И. Ф. Ферапонтове, 1-м собирателе оных. М., 1811; Срезневский И. И. Древние памятники рус. письма и языка (Х-XIV вв.). СПб., 18822. Стб. 99-100; Сперанский М. Н. Тайнопись в юго-слав. и рус. памятниках письма. Л., 1929. С. 98-99. (ЭСФ; Вып. 4. 3); Моисеева Г. Н. «Собрание российских древностей» проф. Баузе // ТОДРЛ. 1980. Т. 35. С. 301-344; Розов Н. Н. Книга в России в XV в. Л., 1981. С. 130, 135, 142; Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Вел. Новгорода, XV в. М., 1994. С. 22-23, 27, 32; Столярова Л. В. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерус. пергаменных кодексов XI-XIV вв. М., 2000. С. 116-117; Мошкова Л. В., Турилов А. А. Плоды ливанского кедра. М., 2003. С. 45-48, 76-77. 2) Востоков А. Х. Описание рус. и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 710-712; Вздорнов Г. И. Роль слав. мастерских письма К-поля и Афона в развитии книгописания и худож. оформления рус. рукописей на рубеже XIV-XV вв. // ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 177, 191-192. Прил. № 6.
А. А. Турилов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ВИССАРИОН имя неск. южнослав. книгописцев (монахов и мирян) кон. XV - 3-й четв. XVI в.
  • ГАВРИИЛ (не позднее кон. 90-х гг. XIV в.- после 1451), мон. из Нямецкого мон-ря, книгописец, каллиграф и оформитель рукописей, создатель славяно-молдав. каллиграфической школы
  • АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 1668), келарь Троице-Сергиевой монастыря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором
  • АФАНАСИЙ РУСИН (2-я пол. XIV в. - после 1436), тверской иером., подвизавшийся на Афоне
  • БЕСТИАРИЙ средневековый жанр лит-ры
  • BIBLIA PAUPERUM краткое иллюстрированное изложение библейских сюжетов; жанр назидательной лит-ры