ДИВНОГОРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Том XIV , С. 641-650
опубликовано: 24 апреля 2012г.

ДИВНОГОРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Содержание

(Воронежской и Борисоглебской епархии), в Лискинском р-не Воронежской обл., в 26 км к северо-востоку от г. Острогожска, на правом берегу р. Дон выше впадения в него р. Тихая Сосна. В просторечии меловые останцы в районе Д. м. и сам пещерный мон-рь назывались Дивье или Дивы.

Основан в 1653 г. игум. Гурием с братией, согласно грамотам о пожаловании мон-рю хлебной руги от 20 сент. 1657 г. и о передаче сенных покосов на р. Тихая Сосна от 1700 и 1701 гг. (Никольский. 1904. Вып. 5. С. 32-33). Но местное предание, бытовавшее с кон. XVII в., относило устроение пещерного мон-ря к более раннему периоду. В нач. XX в. историк П. В. Никольский писал, что «среди подвижников и простецов монахов и мирян упрочилось убеждение, что Дивногорские пещеры обязаны своим происхождением сицилийским выходцам» схимонахам Ксенофонту и Иоасафу, «спасавшимся от гонений язычников» (Никольский. 1910. Вып. 9. С. 180-181). По преданию, схимонахи подвизались в Киеве с преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими. Возможность существования на месте Д. м. древней обители подтверждают лишь косвенные данные: упоминания в переписке Московских митрополитов Феогноста и Алексия (XIV в.) неких игуменов Червлёного Яра, на землях к-рого впосл. располагался Д. м. (АИ. 1841. Т. 1. С. 1-4).

Дивногорский в честь Успения Богородицы мон-рь. Фотография. 2004 г.Дивногорский в честь Успения Богородицы мон-рь. Фотография. 2004 г.

Возможным свидетельством наличия монашеской жизни в XIV в. в районе Дивногорья является изображение неких пещер в меловом столпе на миниатюре из Лицевого летописного свода (70-е гг. XVI в.), иллюстрирующей «хожение» митр. Пимена в 1389 г. из Москвы в К-поль (см.: Бакланова. 1969. С. 126). Автор «хожения» оставил такое описание района Дивногорья: «Приплывахом к Тихой Сосне и видехом столпы камены белы, дивно же и красно стоят рядом, яко стози малы, белы же и светлы зело, над рекою над Сосною» (Пименово хожение в Царьград. 1984. С. 110). Возможно, под столпом автор сказания понимал башнеобразное жилище монаха-пустынника на миниатюре из Лицевого летописного свода, 70-е гг. XVI в. (2-й Остермановский том. БАН. 31.7.30-2. Л. 259). Изображенные художником столпы на правом берегу Дона могли соответствовать меловым скалам с пещерами в урочище М. Дивы при Д. м. Столпы на рисунке имеют узкие двери, над одной из к-рых расположен киот для иконы (Там же). Посетивший Дивногорье в 1696 г. ген. Патрик Гордон считал, что пещеры у М. Див выкопаны при визант. имп. Андронике (см.: Богословский. 1940. Т. 1. С. 310). Неизвестно, кого из 5 императоров, носивших это имя, имел в виду автор, но все они жили в XII-XIV вв.

Поводом к основанию мон-ря в 1653 г. послужило поселение черкасских казаков под предводительством И. Дзиньковского, обосновавшихся в 1652 г. вблизи Дивногорья во вновь построенном г. Острогожске. Они пришли на рус. службу и получили разрешение на жительство в городской крепости в целях охраны и колонизации края. С казацким полком покинули Приднепровье и монахи, преследовавшиеся католиками и униатами. Впосл. иноки-малороссы стали первыми насельниками мон-ря. В 1651 г. монахи Густынского и Мгарского в честь Преображения Господня мон-рей Киевской митрополии бежали в пределы Русского гос-ва, вероятно, нек-рые иноки поселились в Острогожске. О том, что иноки Д. м. пришли с Украины, свидетельствовал и антиминс, выданный в 1640 г. на постройку монастырской Никольской ц. «митрополитом Киевским и Галицким Петром Могилой, экзархом Трона Константинопольского, при владении короля Польского Владислава Четвертого». Он хранился в Д. м. и часто служил неверным основанием для определения даты создания обители.

Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 259)Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 259)

Во время крестьянской войны 1670 г. и до 80-х гг. XVII в. Д. м., находившийся на донских окраинах Русского гос-ва, подвергался набегам татар и «воровских людей». В случае опасности монахи укрывались в пещерах с неск. выходами. На колокольне рядом с колоколами стояли пушки. Летом и осенью 1670 г. Д. м. оказался на рубеже, разделявшем районы, контролируемые правительством, и восставший Дон, где действовали отряды под предводительством брата Степана Разина - Фрола. 26 сент. того же года у Д. м. состоялось сражение между основными силами разинцев на Дону и правительственными войсками. В 1671 г., при игум. Тихоне, 5 насельников, не выдержав беспокойной жизни, бежали из монастыря. Беглецы основали Никольский мон-рь на Девичьем городище у р. Псёл близ г. Суджа. В 1673 и 1677 гг. Д. м. подвергался нападениям татар. В 1686 г. Д. м. получил для охраны 2 пушки и 15 мушкетов. Во время Азовских походов царя Петра I рус. армия проходила мимо устья Тихой Сосны, и мн. участники походов оставили описания Д. м. Шедшие с воеводой Шеиным певчие дьяки Петра I служили в мон-ре литургию вместе с дивногорскими монахами.

В ставленой грамоте Белгородского митр. Феодосия от 3 февр. 1670 г. Д. м. именовался «Успения Пресвятой Богородицы и Николы чудотворца», в грамоте от 28 окт. 1673 г.- Успенским. В адм. отношении Д. м. первоначально входил в Патриаршую область, после учреждения Белгородской митрополии с 1667 по 1696 г.- в ее состав, в апр. 1699 г. был окончательно включен в состав Воронежской епархии. Мон-рь находился под «бдительным надзором» первого Воронежского епископа свт. Митрофана, при котором в обители «постепенно была уничтожена вольность монахов и самоуправство мирян». В 1697 г., проявляя заботу о монастырском хозяйстве, еп. Митрофан распорядился завести в обители приходо-расходную книгу.

В 1764 г. при издании штатов Д. м. предполагался к упразднению, но был сохранен «на прежнем положении». 13 июля 1773 г. после ходатайств свт. Тихона Задонского и его преемника еп. Воронежского Тихона (Якубовского) решением Синода Д. м. был оставлен «за штатом епархии, но без содержания из казны», с сохранением вотчин и угодий. Главными жертвователями мон-ря стали жители Острогожского у. и донские казаки. Указом Синода от 25 апр. 1786 г. Д. м. был упразднен без закрытия пещерных храмов и пещер. Указом от 6 дек. того же года архим. Иову с частью братии (5 иеромонахам, 2 иеродиаконам и 2 монахам) предписывалось «перейти на строительство в Коротоякский Вознесенский монастырь, а ризницу сдать в архиерейский дом, оставив достаточное число сосудов и одежд в храмах бывшего Дивногорского монастыря, обращенных в приходские для бывшей монастырской вотчины - слободы Селявной».

Местное население, продолжавшее посещать дивногорские пещеры, 1 сент. 1813 г. подало прошение еп. Воронежскому Антонию (Соколову), в к-ром сообщалось, что «отделенный от селений горами и реками монастырь является пустынножительством, и, хотя он уже четверть века как упразднен, жители как ближайших окрестных стран, так и отдаленных, из уважения и благоговения к тому месту, по причине обитавших там некогда блаженных мужей, часто посещают его, и в храмовые праздники там идет служба» (Никольский. 1910. Вып. 9. С. 150-151). В 10-20-х гг. XIX в. епархиальные власти предпринимали попытки возобновить обитель, но монастырские храмы оставались приходскими, а в постройках Д. м. проживал причт с семьями. С одним из ходатайств, имевшим значение в вопросе возрождения Д. м., в 1821 г. выступил строитель Коротоякского мон-ря иером. Моисей. Он доносил еп. Воронежскому Епифанию (Канивецкому), что дальнейшее существование Коротоякской обители затруднено: Дон подмывал и разрушал берег у мон-ря; в 1823 г. ограда дала трещины. Иером. Моисей предложил перевести Коротоякский мон-рь в Дивногорье, где «в уединении, удобнее выполнять монастырский устав; а теперь, в Коротояке, около монастыря рынок, трактир и питейные дома». В 1828 г. стараниями еп. Воронежского Антония (Смирницкого) Д. м. был восстановлен с переводом в него братии упраздненного Коротоякского мон-ря. 25 янв. того же года последовал указ Синода, разрешающий перенести Коротоякскую обитель на новое место, 8 февр.- указ духовной консистории о перенесении мон-ря «в местечко Дивы». Коротоякский мон-рь стал подворьем Д. м. 7 февр. 1837 г. указом архиеп. Антония (Смирницкого) Д. м. был приписан к Толшевскому в честь Преображения Господня мон-рю. В 1840 г. в Д. м. было введено общежитие, в 1864 г. мон-рь отнесен ко 2-му классу. В 1903 г. в Д. м. праздновалось 250-летие основания обители, к-рое возглавил архиеп. Воронежский Анастасий (Добрадин).

Настоятели и братия, именитые посетители

Вместе с первым игум. Гурием в Д. м. подвизались 10-15 насельников, а также «бельцы» и миряне-строители. При игум. Андронике (с 1658) в Д. м. проживало до 20 насельников, в 1714 г.- 12 иноков, в 1723 г.- 25 иноков. Акад. С. Г. Гмелин, посетивший монастырь в 1769 г., застал лишь игумена, в 1778 г. в Д. м. числилось 7 иеромонахов, в 1781 г.- 6 иеромонахов, 2 иеродиакона, 2 монаха, в 1788 г.- игумен, келарь, 2 иеромонаха и 5 монахов, в нач. ХХ в.- архимандрит, 10 иеромонахов, 7 иеродиаконов, 10 монахов, 40 послушников, 60 трудников и «неуказных послушников». Насельники Д. м. пытались бороться с расколом, распространившимся на Дону после 1682 г. В 1684 г. инок Герман отправился в центр раскола г. Черкасск и проповедовал там 2 года. Одним из уважаемых старцев XVIII в. был уставщик Д. м. о. Доримедонт. Среди почитаемых настоятелей XIX в. был строитель иером. Меркурий (Коротков; в схиме Марсалий).

В XVII-XX вв. Д. м. посетили более 30 архипастырей, в т. ч. преемники Воронежского свт. Митрофана - святители Тихон Задонский и Антоний (Смирницкий), сщмч. Тихон (Никаноров). В 1696 г. в Д. м. перед Азовским походом молился главнокомандующий сухопутными войсками А. С. Шеин, 6 мая 1699 г. обитель в первый раз посетил имп. Петр I, в 1702 г.- адмирал Ф. М. Апраксин, весной 1709 г.- Петр I вместе с архиеп. Воронежским и Елецким Арсением (Костюриным). Описание мон-ря и встречи Петра с монахами приводится в дневнике («Розыскания о Доне, Азовском море, Воронеже и Азове») вице-адмирала Корнелия Крюйса за 1699 г.: «Монастырь в меловой горе, стоя на своих натуральных столбах, в нем хитростно высеченных, в котором изрядная церковь есть с покоями. Недалеко деревянная каплица, в которой монахи зимою службу Божию отправляют. Сии люди живут зело благоговейно и не едят ничего кроме рыбы. Его Величество изволили со всеми имеющимися господами там кушать, в которое время немалое пушечная пальба с кораблей была. Но каждый раз монахи уклонялись и затыкали руками свои уши». Продолжая описание Дивногорья, Крюйс называет его «парадижем [раем] Российском земли». Пещерные памятники Д. м. привлекали к себе внимание не только историков, археологов и краеведов, но и известных писателей (Данилевский. 1853; Марков Е. Л. Поездка в Дивногорье // РВ. 1891. Кн. 5. С. 136-140; он же. Белогорские пещеры // РВ. 1892. Кн. 1. С. 265-277). В память посещения Д. м. вел. кн. Сергеем Александровичем в 1897 г. рядом с обителью на берегу Дона учреждена станция Об-ва спасания на водах.

Наземные постройки

Вид на Дивногорский мон-рь с юго-востока. Фотография. 1911 г.Вид на Дивногорский мон-рь с юго-востока. Фотография. 1911 г. При основании Д. м. на берегу р. Дон в 1653 г. была построена деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца с кельями и оградой. В 1658 г. возвели и в 1659 г. освятили деревянную ц. в честь Успения Пресв. Богородицы. В авг. 1685 г. посланный в район Дивногорья И. И. Жолобов «с товарищи» оставил описание Д. м.: «Ограда... рубленая брущатая дубовая четвероугольная. На углах четыре башни. В том монастыре соборная церковь во имя Пресвятыя Богородицы Успения, другая церковь с трапезою во имя великого чюдотворца Николая. А церкви построены брущатые, дубовые» («Доезд» жильца Ивана Жолобова 1685 г. // Зап. Липецкого обл. краевед. об-ва. Липецк, 2006. Вып. 5. С. 19). К 1750 г. обветшавшая Успенская ц. была разобрана, и в 1751 г. (по др. данным, в 1755) построен каменный Успенский собор с приделом свт. Николая Чудотворца - 3-лепестковый в плане, в скромных формах провинциального барокко. В 1758 г. на месте обветшавшей деревянной Никольской ц. по благословению еп. Воронежского Кирилла (Ляшевецкого) архим. Феодосием была освящена новая, теплая, каменная ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1780 г. были построены 2-ярусная каменная надвратная колокольня с зап. корпусом монашеских келий и вост. флигель. В 1860 г. на месте Владимирской ц. был заложен и в 1863 г. по благословению архиеп. Воронежского Иосифа (Богословского) освящен храм в честь Сицилийской иконы Божией Матери. В одном здании с церковью находился 2-этажный трапезный корпус; позднее здание было соединено переходом с зап. корпусом келий, в результате чего в кон. XIX в. образовался единый Г-образный корпус, ограничивающий монастырь с запада и севера. Были построены также 2-этажный настоятельский дом, 3-этажная гостиница, помещения для иконной и книжной лавок. В 1880-1886 гг. выстроили Успенский собор - «в византийском стиле, по образцу греческого храма вмч. Димитрия Солунского» в С.-Петербурге,- к-рый сохранил тем не менее нек-рые архитектурные черты предшествующей постройки. В 1904 г. была отремонтирована и 4 дек. того же года вик. Воронежской епархии еп. Острогожским Владимиром (Шимковичем) освящена трапезная ц. в честь Сицилийской иконы Божией Матери; в 1910 г. стены ее были выкрашены под цвет кирпича, на барабане написано 16 изображений святых.

Комплекс пещерного храма в честь Рождества св. Иоанна Предтечи с системой ходов в М. Дивах

Колокольня. Фотография. 2000 г.Колокольня. Фотография. 2000 г. Время сооружения первых подземных комплексов Дивногорья неизвестно. В 1653 г. при основании Д. м. была «выбита в камени в столбе у горы» ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (Никольский. 1904. Вып. 5. С. 32). Впосл. она была расширена и в 1693 г. переосвящена в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, о чем свидетельствовала надпись (ныне утрачена) в подножии мелового креста, над горним местом (А. М. Дивногорский Успенский мон-рь. 1864. С. 3). В 1846 г. архиеп. Антоний (Смирницкий) освятил в храме Рождества св. Иоанна Предтечи новый престол.

Архитектура этого храма ориентируется на зодчество Левобережной Украины 2-й пол. XVII в.; известно, что накануне начала строительных работ, 27 июня 1692 г., мон-рь получил разрешение поселять на монастырской земле «бобылей вольных людей» из-за Днепра. Пещерный комплекс состоит из подземного храма, обходной галереи с примыкающими к ней часовнями и группы келий, расположенных к северу от храма, и находится в меловом береговом кряже М. Див на высоте 40 м над основными наземными сооружениями мон-ря. Неск. выше по склону оврага, в еще одной меловой скале, также были вырублены помещения. Храм отличается достаточно большими для пещерных построек размерами (высота 4,75 м). Он 4-столпный (сев. столбы не сохр.), удлинен по продольной оси. В вост. части пространство расширено 2 клиросами под коробовыми сводами, отделенными меловыми парапетами. Алтарная стена с киотами прорезана 3 арками, ведущими в алтарь, жертвенник и диаконник. Над проемом центральной арки (высота 4 м) сохранились фрагменты росписи XIX в. с изображением Тайной вечери. В арочной нише над горним местом был высечен огромный крест с надписью об освящении храма в 1693 г. Неглубокий нартекс с 3 оконными проемами, расположенными над входом, отделен от основной части 2 столбами; в нем видны следы сооружений более ранних строительных периодов. В XIX в. пещеры были облицованы, над входом в храм на выступающей меловой скале была установлена главка с крестом (не сохр.). Церковь соединена неск. ходами с огибающей ее галереей; возможно, она использовалась при крестных ходах. В настоящее время церковь находится в аварийном состоянии.

В комплекс входят также группа келий и 2 часовни, реконструированные в XIX в. В меловом столпе в 40 м к юго-востоку от пещерной ц. Иоанна Предтечи вырублена колокольня; сохранилась часть арок звона и небольшое помещение в основании. В. И. Плужников относит колокольню к 90-м гг. XVII в.

Комплекс пещерного храма в честь Сицилийской Дивногорской иконы Божией Матери с системой ходов в Б. Дивах

Церковь находится в меловом столпе Б. Див, в 2 км южнее территории Д. м. и М. Див, на правом берегу р. Тихая Сосна при ее впадении в Дон. По преданию, церковь в столпе была вырублена в XI в. первыми иноками Д. м., к-рые принесли Сицилийскую икону Божией Матери. В 1831 г., после обретения чудотворного образа, пещеры были открыты и в 1856 г. переданы Д. м. В 1862 г. пещерная церковь была вновь освящена в честь Сицилийской иконы, в 1903 г. реконструирована.

Композиция комплекса в Б. Дивах имеет много общего с композицией комплекса в М. Дивах (в частности, идентична схема примыкания огибающей галереи), но длина переходов и количество дополнительных помещений меньше. В галерее размещены 9 стасидий. Меловой столп, в к-ром вырезан фасад храма, венчался некогда крестом. Над входом помещается единственное небольшое окно, над ним - киот с барочным наличником. Храм 3-нефный, клиросы вытесаны в вост. части. Алтарь имеет полуциркульную апсиду и прямоугольные в плане жертвенник и диаконник. В алтарной апсиде находится строго симметричная пирамидальная композиция из 5 ниш разной формы. Алтарь был отделен стеной с прилегающим 2-ярусным иконостасом с резными позолоченными деталями на белом лаковом фоне.

Вероятно, церковь создавалась в неск. строительных периодов. Первоначально был, видимо, вырублен небольшой храм на месте центрального нефа ныне существующего храма. От него остались 4 столба в зап. части центрального нефа и закругления от апсиды. При расширении храма была предпринята попытка убрать эти столбы, но падение части свода заставило отказаться от этого; из конструктивных соображений расстояние между новыми столбами было сокращено, а их толщина увеличена. Галерея также была вырублена в 2 этапа.

Святыни

Сицилийская Дивногорская икона Божией Матери. Список XIX в. (ц. в честь Сицилийской Дивногорской иконы Дивногорского мон-ря)Сицилийская Дивногорская икона Божией Матери. Список XIX в. (ц. в честь Сицилийской Дивногорской иконы Дивногорского мон-ря) Главной святыней Д. м. является Сицилийская Дивногорская икона Божией Матери. По преданию, она была принесена легендарными основателями мон-ря - «сицилийскими выходцами» Ксенофонтом и Иоасафом (Никольский. 1910. Вып. 9. С. 180-181). Икона с названием «Сицилийская Дивногорская» упоминается в рукописном сборнике 1727 г. (РГАДА. Ф. 196. Собр. Мазурина. Оп. 1. № 1189). В 1831 г., во время эпидемии холеры, икона была обретена в окрестностях Д. м., в урочище Б. Дивы, на меловом столпе. С 1886 г. икона находилась в трапезной части Успенского храма, с правой стороны арки, в деревянном резном киоте. Во время обнесения иконы по городам и селениям использовалась точная копия с нее. Прославленный многочисленными исцелениями образ получил в народе название «Исцелийский». Сицилийская Дивногорская икона (общецерковное празд. 18 февр.) пользовалась таким почитанием, что более 7 месяцев в году, а иногда в течение всего года отсутствовала в обители. Крестный ход с Сицилийской иконой Божией Матери. Фотография. Нач. XX в.Крестный ход с Сицилийской иконой Божией Матери. Фотография. Нач. XX в.Указом Святейшего Синода от 7 марта 1901 г. икона износилась из Д. м. на следующие сроки: с 29 авг. по 28 сент.- в Острогожск, с 29 сент. по 29 окт.- в слободу Алексеевку, с 30 окт. по 6 нояб.- в слободы Новенькую и Дубовскую, с 7 по 15 нояб.- в Бирюч, с 1 по 10 мая - в Бобров, с 11 по 18 мая в степи - имение гр. Орлова-Давыдова, с 11 июля по 1 авг.- в Коротояк, со 2 по 8 авг.- в с. Репьевка, с 24 по 28 авг.- в слободу Лиски. Мн. др. слободы и села приглашали к себе братию с иконой, служили молебны и в храмах, и в домах. Крестные ходы проходили через весь город или село, служились всенощные бдения, литургии и молебны. На перекрестках читалась молитва об избавлении от губительного поветрия либо благодарственная. Копии с чудотворной иконы во множестве распространялись и с честью устанавливались в храмах и домах.

В алтаре перед жертвенником в Успенской ц. находилась чтимая икона «Моление о чаше»; на горнем месте в позолоченной раме за зеркальным стеклом - икона Спасителя из первоначального деревянного храма XVII в. В Успенской ц. почитались также иконы свт. Николая Чудотворца (нач. XVIII в.), «Троеручица» (XVIII в.) с частицей мощей свт. Афанасия Александрийского. Внизу на иконе имелась надпись: «В сем образе мощи Афанасия, Патриарха Александрийского, мая 2 дня и записка угодника Тихона Задонского его руки». В 2-ярусном иконостасе трапезного храма находились иконы св. Алексия, человека Божия, и свт. Николая Чудотворца «древнего письма».

Ризница

Д. м. к 1912 г. была сопоставима с аналогичным собранием Митрофанова воронежского мон-ря. Имелось 5 сребропозлащенных риз для Сицилийской Дивногорской иконы, из них 2 находились постоянно на Острогожском подворье и 3 - в мон-ре (утрачены в 20-х гг. ХХ в.). Самая ценная, изготовленная при строителе иером. Назарии 28 окт. 1856 г., хранилась в мон-ре на иконе, а ее копии возлагались на износимые образы: «В короне алмазный цветок, по средине сапфир, на голове бриллиантовая звезда, на шее четырехугольное бриллиантовое украшение, в средине - сапфир; весу в ризе - 16 фунтов 421/2 золотника». В нач. XX в. риза была украшена новыми драгоценностями: бриллиантами, рубинами, алмазами, жемчугом. В Д. м. хранилось также 12 напрестольных серебряных крестов, 2 архимандритских креста с украшениями, 6 сребропозлащенных сосудов, 5 архимандритских митр, более 100 комплектов облачений, в т. ч. ризы и стихари, «ценные по их давности».

Библиотека

Д. м. известна с кон. XVII в. Помимо полного комплекта богослужебных книг имелись сочинения святителей Иоанна Златоуста, Григория Назианзина, прп. Ефрема Сирина, «Меч духовный», «Духовная беседа». В Д. м. хранилось также 12 Евангелий (в т. ч. 1621, 1689, 1740 и 1782). Архив Д. м. состоял в основном из документов XIX в. и был беден, Никольский нашел в нем «только одну небольшую связку бумаг, касающихся Дивногорского монастыря за XVIII в.». Документы архива были переплетены в книги и разделялись на отделы. Первый включал указы Воронежской духовной консистории по 1897 г. в 62 т. 2-й составляли приходо-расходные книги, распределенные по десятилетиям. В 3-й отдел были включены ведомости о личном составе мон-ря и об епитимийном духовенстве. В XX в. архив был утрачен.

Церковноприходская школа

при Д. м. была организована в нач. XX в. архим. Флорентием (Рышковым) по инициативе Воронежского архиеп. Анастасия (Добрадина). Свящ. А. Кременецкий (впосл. архим. Александр) так описывал школу: «Все дети-школьники - полные пенсионеры монастыря. Учитель содержится также на счет монастыря (квартира, стол и жалованья 360 р. в год). Образование детей монастырской школы не ограничивается только учебным курсом школы. Дети обучаются там же в монастыре, все без исключения музыке, преимущественно игре на скрипке, и каждый по своему желанию обучается какому-либо ремеслу: переплетному, портняжному и сапожному. Живут они в монастыре до возраста лет, а потом, с запасом знаний и обеспеченные на счет монастыря бельем, летнею и зимнею одеждою и обувью, а также снабженные до приискания места небольшою суммою денег (у каждого мальчика есть сберегательная книжка для вкладов в кассу гривенников, пятиалтынных, которые перепадают им больше от о. настоятеля в монастыре), они оставляют монастырь, унося с собою благодарное воспоминание о воспитавшей их св. обители».

Экономическое положение

25 янв. 1656 г. посланные в Москву иноки Д. м. били челом царю Алексею Михайловичу, что «по указу великаго государя велено было игумну Гурию с братьею 10 человекам для скудности давать по рублю человеку и с коротояцких таможенных и с кабацких доходов ежегодно без московские волокиты», о чем 29 янв. приказному человеку Данилу Шенкурскому в Коротояк была послана грамота. 20 сент. 1657 г. царь Алексей Михайлович «велел им своего государева жалованья хлебные милостыни давать в Коротояке из своих государевых житниц по 10 четей ржи, овса потому ж на год» (Никольский. 1904. Вып. 5. С. 32-33).

С сер. XVII в. главной хозяйственной заботой Д. м. стало построение мельницы и приобретение покосов. Вместе с вкладчиком полковником Дзиньковским настоятель игум. Андроник подал царю челобитную, в к-рой просил разрешить Д. м. построить «своим заводом» на р. Тихая Сосна мельницу и передать обители расположенный возле нее покос. Мельница была построена, а в 1663 г. мон-рю отмежевались луга в устье Тихой Сосны, ранее принадлежавшие коротоякским казакам. После набегов татар и отрядов Разина, в 1673 г., царь Алексей Михайлович пожаловал Д. м. «на свечи, на ладон, и на церковное строение, и на вино, и им на пропитание» право безоброчно построить на р. Потудани мельницу. Право на владение этой мельницей подтверждали и грамоты царей Феодора Иоанновича, Иоанна и Петра Алексеевичей.

В 1683 г. была возобновлена хлебная и денежная руга, к-рая в 1684 г. заменена передачей в безоброчное пользование мельницы на Песках в Острогожске, с 1670 г. принадлежавшей Дзиньковскому, писарю Марку Жуковцеву и сотнику Василию. Когда в 1671 г. Дзиньковский был казнен за участие в бунте Разина, то мельница была сдана на оброк жителю подмосковного с. Кадашева И. Кожевникову, с платой оброка 23 р. в год. Вскоре по ходатайству игум. Тихона мельница была возвращена мон-рю, но выдача обители денежного и хлебного жалованья прекратилась. В 1686 г. по просьбе игум. Тихона Д. м. было пожаловано 2 дес. земли для устройства мельничного двора и для выгона лошадей, а также разрешено пользоваться городским общим лесом. В том же году обитель получила вотчину Богучарский Яр с речкой Толучеевкой, вела торговлю солью с Царицыном (ныне Волгоград). Кроме того, вдова полковника П. Буларта Анна отдала Д. м. мельницу на р. Мерине у Острогожска.

При переходе в ведение Воронежской епархии Д. м. получил 900 четв. пашни. Указом царя Петра от 10 июля 1699 г. за мон-рем «закреплялись не одни только сенные покосы при впадении Тихой Сосны в Дон, но и пашенная земля не менее 650 четвертей в поле, а в трех полях - 1971 четверть, или 985 1/2 десятины, лесу и дубровы по бояракам к Дону - по косогорам - 10 десятин, сена по Ржавцу и по бояракам и по Дону - на 350 копен, т. е. 35 десятин», а также бесплодные земли на меловых берегах. Братия сдавала земли в аренду, привлекала хлебопашцев, переселявшихся из-за Днепра и освободившихся из тур. плена. Одна из попыток такого заселения была сделана еще в 1692 г., когда мон-рь приобрел 2 дес. земли под Острогожском. Архим. Тихон обратился с ходатайством к царю разрешить мон-рю селить на этой земле «вольных людей черкас», т. е. своих же земляков-малороссов. Разрешение последовало 24 июля 1692 г., но с ограничением: «На монастырскую землю селить таких людей, которые придут из-под ига турецкого и из иных тамошних стран, и из-за Днепра, самых свободных вольных людей, разведав о том про них подлинно; а из русских, також из великороссийских и малороссийских городов служилых и тяглых никаких чинов людей, и беглых боярских, и иных всяких помещичьих крестьян и бобылей, и задворных и деловых людей, и казаков и мещан, отнюдь не принимать». В возникшей монастырской слободе Дивной в 1715 г. было уже 100 дворов (с 1777 называлась Селявная). Но фактически Д. м. не приступал к использованию земли: в 1702 г. архим. Амвросий пояснял в челобитной острогожскому воеводе, что распахано земли только 2 дес.

Архим. Флорентий (Рышков). Фотография. Нач. XX в.Архим. Флорентий (Рышков). Фотография. Нач. XX в.

В нач. XVIII в. благосостояние Д. м. улучшилось: в 1702 г. кроме пожалованной земли имелось 40 четв. леса, 500 сенных покосов по Дону, ок. 100 крестьянских дворов и 327 крестьян, многочисленные рыбные ловли в реках, 5 мельниц, 4 пчельника, перевоз и воскобойня. В 1718 г. Д. м. было позволено торговать хлебом и скотом, приносила прибыль и привилегия безакцизных производства и торговли вином из монастырской «винницы». Это редкое для монастырского хозяйства явление объяснялось тем, что острогожским казакам при поселении на Тихой Сосне царем было дано право «беспошлинной выделки вина». В 1720 г. хозяйство Д. м. состояло из 35 лошадей, 40 голов крупного рогатого скота и 220 овец. Впосл. от продажи скота выручались сотни рублей в год. Кроме земли мон-рь продолжал пользоваться 5 мельницами, имел 4 пасеки, на к-рых стояло 492 улья, собирал натуральными продуктами 90 четв. ржи, 20 - пшеницы, 40 - гречи и 7 - пшена; сена - 500 волоковых копен, меда - 15 пудов, воска - 5 пудов. Но помимо натуральных сборов мон-рь имел значительные денежные доходы, держал на оброке вотчину Богучарский Яр и р. Толучеевку. При Д. м. действовали 2 ярмарки в течение года - в праздники свт. Николая Чудотворца (9 мая) и Успения Богородицы (15 авг.). Все это характеризовало обитель как солидного вотчинника.

Во 2-й четв. XVIII в. Д. м. был частично ограничен во владении недвижимым имуществом, но оставался самым богатым и процветавшим в Южнорусском крае. В перечнях после 1715 г. (и позже - в течение полувека) не упоминаются мельницы при впадении в Дон Тихой Сосны и на р. Мерине. О самой доходной острогожской Песковатской мельнице говорится, что она «взята на великого государя», следов., ограничения прав мон-рей при Петре I коснулись и Д. м. Др. мельница ок. 1714 г. была передана адмиралу Ф. М. Апраксину. В 1743 г. за Потуданскую мельницу мон-рь платил в казну оброк - 50 р. в год. С этого времени вновь одним из источников существования обители стало скотоводство и земледелие. Опись 1786 г. фиксирует тех же 327 подданных малороссиян, работавших на мон-рь, и 4 тыс. дес. земли. С 1782 по 1786 г. обитель продавала скота на 675 р., а 2 мельницы на Потудани и Тихой Сосне приносили ок. 1400 р. дохода.

Д. м. унаследовал имущество присоединенного к нему в 1828 г. Коротоякского мон-ря, за исключением Девицкой мельницы. Также в XIX в. Д. м. получил во владение от жертвователей более 100 дес. земельных участков, 50 дес. леса (с 1840) и мельницу в дер. Болдыревке в 25 верстах от обители. К нач. ХХ в. Д. м. принадлежали новые земельные участки, в т. ч. 250 дес. Нагайской дачи в Коротоякском у., лесной участок в 50 дес. близ с. Николаевского, 142 дес. земли около Городищенской дачи в Нижнедевицком у., 196 дес. бывш. гос. земли, 52 дес. в чресполосном владении и 11 дес. луга. Эти участки были неудобны тем, что находились в разных местах, а неоднократные попытки настоятелей приобрести землю рядом с обителью были безуспешны.

В марте 1899 г. на 100 дес. монастырской земли (сыпучих передвигающихся песках) в Нагайской даче за Доном была произведена посадка красной лозы (дикого винограда). Здесь же имелась распашная земля, на к-рой были обрывы, овраги, размывы - «все это засыпано, укреплено и произведена в них посадка леса разных пород на пространстве около 9 десятин». В 1901 г. архим. Флорентий (Рышков) получил в Графской казенной даче (ныне территория Воронежского заповедника) право на пользование саженцами сосны, поэтому к 1912 г. «половина прежних сыпучих песков представляла отрадную картину: молодые сосновые деревца перемежались рядами кустарника шелюги, защищающего сосну от ветров». В связи с этим 31 авг. 1908 г. Главным управлением землеустройства и земледелия архим. Флорентий был награжден золотой медалью «за труды по лесоразведению и укреплению оврагов и передвигающихся песков принадлежащей Дивногорскому монастырю дачи» Коротоякского у.

В нач. XX в. при Д. м. имелись приусадебное хозяйство, небольшая ферма и сыроварня. На скотном дворе размещались ледник для хранения молочных продуктов, сарай, 2-этажный амбар. В 1909 г. были построены новые, каменные, 2-этажные сараи с 3 отделениями для монастырских служб. За мон-рем числились дом для сторожей, 2 сарая для хозяйственных служб (с 1903) и буровой колодец с ручным насосом - «вода получилась весьма хорошего качества, которою бесплатно пользуются крестьяне во время полевых работ» (с 1911); каменный дом в г. Пятигорске, завещанный П. В. Марковским (с 1899), а также водная станция на Дону (с 1899). Мон-рь владел неск. подворьями.

Острогожское подворье

В 1707 г. по просьбе посадских людей в Острогожске была устроена часовня, находившаяся в ведении Шатрищегорского мон-ря. С 1715 г. часовней стал владеть Д. м. вместе с острогожским Пятницким девичьим монастырем, «деля поровну свечи, ладан и иные доходы». К 1720 г. вместо часовни была построена и 24 сент. 1721 г. митр. Воронежским Пахомием (Шпаковским) освящена каменная ц. в честь Преображения Господня. К 1786 г. на подворье имелись др. каменный храм, в честь Рождества Иоанна Предтечи, настоятельские покои, колокольня с комнатами духовного правления, деревянные архиерейские покои, 2-этажные каменные кельи, келья с сенями, пивоварня и 2 лавки, сдававшиеся внаем. С 1742 по 1745 г. на подворье действовала Острогожская ДС, в 1762-1766 гг.- Острогожская духовная школа. К кон. XVIII в. подворье было упразднено, покои и храмы разобраны и проданы казной.

Начальник жандармской команды штабс-капитан Н. Сергиев пожертвовал Д. м. участок земли в центре г. Острогожска для возобновления подворья, к-рый был утвержден за мон-рем 21 сент. 1866 г. В 1870 г. подворье (ц. в честь Сицилийской иконы Божией Матери и 2-этажный братский корпус) было построено и освящено архиеп. Воронежским Серафимом (Аретинским). На подворье ежедневно совершались монастырские богослужения, проживали не менее 10 монахов из братии Д. м. В храме за правым клиросом находилась чтимая копия Сицилийской иконы Божией Матери, за левым клиросом - чтимая икона вмч. Пантелеимона (пожертвована в 1861 купцом К. Б. Титлиновым, получившим исцеление от «чахоточной болезни»). Мн. иконы для этого храма, почти полностью утраченные после закрытия подворья в 1929 г., писал местный уроженец худож. И. Н. Крамской.

Шатрищенское подворье

В 8 км от Д. м., на правом берегу Дона, находится шатрообразная, конусовидная меловая гора, называющаяся Шатрище, с меловым столпом «дивой». В 1675 г. здесь была возобновлена Преображенская муж. обитель, в 1759-1764 гг. являвшаяся подворьем Д. м. В 1788 г. Острогожский земский суд постановил завалить вход в Шатрище, чтобы не привлекать пещерокопателей. Однако и после этого пещеры оставались открытыми. В 1-й пол. XIX в. местные жители обращались к Воронежским архиереям с просьбами возобновить богослужения в пещерах. С 1854 г. пещерный храм во имя ап. Иоанна Богослова стал подворьем Д. м. В кон. XIX - нач. XX в. общая длина пещерных ходов в Шатрище составляла более 600 м, а пещерный храм, отделанный для богослужений и укрепленный изнутри, приобрел первоначальную планировку. Церковь во имя Иоанна Богослова представляла собой сильно вытянутое к югу помещение под крестовым сводом, к-рое, возможно, переходило в трапезную. Освещалась церковь через маленькие окна, из к-рых открывался вид на Дон.

Коротоякское подворье

с 1828 г. занимало усадьбу бывш. Вознесенского мон-ря. К нему относились каменная ц. Вознесения Господня с приделом Казанской иконы Божией Матери, колокольня, каменный корпус. В годы Великой Отечественной войны постройки были почти полностью уничтожены.

К северу от Д. м., в окрестностях с. Селявного, являвшегося в XVIII в. слободой Д. м., находился комплекс пещер. Вход в пещеры - едва приметное отверстие в круглых скальных выступах на высоте 50 м над рекой. С 1851 г. здесь селились местные крестьяне-пещерокопатели. В 1856 г. по настоянию иноков Д. м. местные власти запретили продолжение пещерокопательства. В 1858 г. сооруженный пещерный комплекс был принят под надзор мон-ря с зачислением крестьян-пещерокопателей в состав братии. Подземные сооружения близ с. Селявного в плане представляют собой веерное полукружие от входа до противоположного конца, в середине к-рого находится храмовая часть. От нее в сторону отходят длинные пещеры-ходы.

Братское кладбище

располагалось выше мон-ря, близ пещерной ц. св. Иоанна Предтечи. Могилы первых насельников Дивных гор, в т. ч. легендарных иеромонахов Ксенофонта и Иоасафа, находились справа от входа в церковь, могилы преемников основателей мон-ря иеромонахов Макария, Серафима, архим. Николая - ниже, по краям бывш. Успенской ц. При входе в монастырскую трапезу был захоронен некий еп. Павел и «сотрудник его Василий». В нач. XX в. эти могилы оказались под соборной Успенской ц. По преданию, когда в нач. 50-х гг. XIX в. копали ров для устройства Митрофаниева придела Успенского храма, было обнаружено нетленное тело епископа. Игум. Меркурий сообщил об этом Воронежскому архиеп. Антонию (Смирницкому). Распоряжением архиеп. Антония гроб с телом еп. Павла был закрыт и над ним устроен склеп. Могила настоятеля Д. м. игум. Меркурия (в схиме Марсалий) находилась в пещерной церкви слева от входа. В Дивах похоронены также миряне - благотворители мон-ря. В 2001 г., при проведении строительных работ, братия монастыря обнаружила многочисленные останки, которые по совершении литии были погребены рядом с Успенским храмом; начата подготовка к восстановлению братского кладбища.

1924-2007 гг.

Братия и насельники Дивногорского мон-ря. Фотография. 2005 г.Братия и насельники Дивногорского мон-ря. Фотография. 2005 г. В 1924 г. Д. м. был закрыт, братия покинула обитель, в помещениях разместили дом отдыха, затем санаторий. Иконы были сожжены, утварь разворована, б-ка с архивом утоплены в Тихой Сосне. С 1936 г. был прекращен доступ в пещеры; впосл. решение было подтверждено Указом о запрещении несанкционированного посещения подземных полостей и рудников, шахт, пещер и каменоломен (1947) и Законом СССР о недрах (1949), к-рые регламентировали любительское «хождение под землю». В советский период комплекс наземных построек подвергся значительным изменениям и разрушениям.

В июле 2000 г. с участием специалистов ЦНПРМ, представителей Главного архитектурно-планировочного управления Воронежской обл. и Гос. инспекции охраны историко-культурного наследия проводилось комиссионное обследование объектов Д. м. с фотофиксацией элементов и частей памятников. В 1988 г. решением Воронежского облисполкома на территории Д. м. был создан филиал Воронежского обл. краеведческого музея - Историко-археологический музей-заповедник «Дивногорье».

В ответ на обращение митр. Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова) 28 мая 1997 г. комплекс Д. м. был передан Воронежской епархии, 25 дек. того же года решением Свящ. Синода РПЦ в мон-ре возобновилась монашеская жизнь. 25 окт. 1998 г. указом управляющего епархией (6 окт. 1999 синодальным решением) первым наместником стал игум. (с 2005 архимандрит) Парфений (Шалатонов). Решением Свящ. Синода от 25 дек. 2009 г. он был отстранен от должности наместника. 30 дек. 2009 г. наместником мон-ря назначен игум. Максим (Ладыгин). С 18 мая 2004 г. решением главы администрации Воронежской обл. действует Совет по восстановлению Д. м., к-рый возглавляют губернатор области В. Г. Кулаков и митр. Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин).

К 2007 г. очищены от завалов и укреплены своды пещерного храма во имя св. Иоанна Предтечи в М. Дивах, в 1998-2004 гг. были восстановлены Успенский собор, трапезный корпус с ц. Сицилийской иконы Божией Матери, корпуса и кельи, построены хозяйственные помещения и электроцех, оборудованы двор для содержания скота и птицы, водоотводы для стока талых и ливневых вод была установлена дренажная система. В свободное от богослужений время братия (в 2006 - 10 насельников: архимандрит, иеромонах, монах, 2 инока, 5 послушников) несет послушания на строительных работах, в огороде (2 га), в подсобном хозяйстве, на сенокосе. В пользовании монастыря находится 37 га земли.

В Д. м. почитаются 2 списка с чудотворной Сицилийской иконы Божией Матери, а также ковчежец с мощами святых. С сент. 2002 г. мон-рем издается газета «Дивногорье».

Д. м. находится на территории природного музея-заповедника «Дивногорье» (Управление культуры и туризма администрации Воронежской обл.). Здесь расположены памятники истории архитектуры федерального значения: пещерные церкви сер. XVII в. и единственные в регионе меловые столпы - останцы Дивы. Уникальные ландшафтные образования используются совместно с мон-рем. Доступ в пещеры ограничен, паломники посещают их в сопровождении братии или сотрудников музея, службы в пещерных храмах совершаются в дни церковных и престольных праздников.

Арх.: РГАДА. Ф. 210. Оп. 7а. Кн. 68. Л. 114-115; Оп. 12. Д. 921, 1068, 1260, 1323, 1327, 1345, 1518, 1560, 1698, 1837. Стб. 3. Л. 301-303; Стб. 126. Л. 97-98; РГИА. Ф. 796. Оп. 52. Д. 268; Оп. 98. Д. 196; Оп. 120. Д. 1454; Оп. 173. Д. 1080; Ф. 797. Оп. 2. Д. 5355; Оп. 30. Д. 5; Оп. 52. Д. 268; Ф. 834. Оп. 3. Д. 4036; ГАВО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 473, 482; Ф. Р-56. Оп. 1. Д. 166; Ф. Р-749 [Острогожский окружной отдел здравоохранения, 1928-1930 гг.]. Д. 48; Ф. Р-2392 [Воронежский террит. совет по управлению курортами центр. совета профсоюзов. 1939-1967 гг.]. Д. 1212; ЦДНИ ВО. Ф. 1. Д. 607. Л. 46; Ф. 3. Оп. 1. Д. 6369. Л. 15, 36; Ф. 5. Оп. 1. Д. 3610. Л. 78; Ф. 9353. Оп. 1. Д. 25444; Арх. Воронежского ЕУ. Годовые отчеты по Воронежской епархии за 1945, 1953, 1998-2003 гг.
Ист.: ДАИ. Вып. 12. № 17; Гмелин С. Путешествие по России для исследования трех царств естества. СПб., 1771. С. 57-59; Второв Н. И. Древние грамоты и др. письменные памятники, касающиеся Воронежск. губ. и частью Азова. Воронеж, 1850. Т. 1. С. 46; Память воронежцу И. Северцеву об осмотре им описи повреждений, причиненных Семилукскому мон-рю осевшею землею // Мат-лы для истории Воронежской и соседних губ. Воронеж, 1887. Т. 1: Воронежские акты. С. 300; Вейнберг Л. Б. Мат-лы по истории Воронежской и соседних губ. 1886. Вып. 8. № СССХХХI-II; 1888. Вып. 12. № 483; Веневитинов М. А. Из Воронежской летописи 1696 г. // Памятная кн. Воронежской губ. на 1896 г. Воронеж, 1896. Паг. 3. С. 1-25; Строительная книга Коротояка // Мат-лы для истории Воронежской и соседних губерний. Воронеж, 1889. Вып. 16: Акты XVII - XVIII вв. С. 1878-1893; Окладные книги Рязанской митрополии // Воронежская старина. Воронеж, 1902. Вып. 1. С. 127-132; Правдин А. М. Опись указам Свят. Синода, относящимся до Воронежской епархии, хранящимся в Воронежской духовной консистории, за 1743-1850 гг. // Там же. С. 357, 359, 361, 365; он же. Акты Дивногорского Успенского мон-ря // Там же. С. 57-90; Строельная книга г. Острогожска // Тр. Воронежской УАК. Воронеж, 1902. Вып. 1. С. 64-82; Склобовский Д. Я. Летопись г. Острогожска и 7-и церквей оного // Воронежская старина. 1902. Вып. 1. Отд. 2. С. 225-328; Тевяшов В. Н. Пещерные мон-ри Острогожского у. // Тр. Воронежской УАК. 1902. Вып. 1. С. 52-71; Никольский П. В. Мат-лы по истории монашества на Дону // Воронежская старина. 1903. Вып. 2. С. 68; 1904. Вып. 4. С. 177-231; Вып. 5. С. 6-20; он же. Переписные книги Воронежской епархии мон-рям // Там же. 1903. Вып. 2. С. 218, 220-221; он же. Успенский Дивногорский мон-рь: Ист. очерк. Воронеж, 1904; он же. Монашество на Дону // Воронежская старина. 1907. Вып. 6. С. 43-161; 1908. Вып. 7. С. 59-159; 1909. Вып. 8. С. 77-180; 1910. Вып. 9. С. 150-181; Макаренко Н. Е. Археологические исследования 1907-1909 гг. // Изв. Имп. археол. комиссии. СПб., 1911. Вып. 43. С. 20; Евгений (Болховитинов), митр. Ист., геогр. и экономическое описание Воронежской губ., собр. из историй, арх. записок и сказаний // Воронежская старина. 1912. Вып. 11. Прил. С. 1-196; Воссоединение Украины с Россией: Док-ты и мат-лы. М., 1954. Т. 2. С. 226-228; АСЭИ. 1964. Т. 3. С. 341; Воронежский край с древнейших времен до кон. XVII в.: Док-ты и мат-лы по истории края / Сост.: В. П. Загоровский. Воронеж, 1976. С. 70-72, 145-146; Воронежский край в XVIII в.: Док-ты и мат-лы по истории края / Сост.: В. М. Проторчина. Воронеж, 1980. С. 52-54, 171; Пименово хожение в Царьград // Книга хожений. 1984. С. 110; Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988. С. 135, 137-139, 143, 146, 149.
Лит.: Голиков И. И. Деяния Петра Великого. М., 1788. Ч. 2. С. 55-56; он же. Дополнения к деяниям Петра Великого. М., 1796. Т. 17. С. 65-70; Беляев И. Д. О сторожевой станичной и полевой службе на Польск. Украйне Московского гос-ва. М., 1846. С. 51; Данилевский Г. П. Дивногорск: (Очерк из путевых заметок) // ЖМНП. 1853. Нояб. Лит. приб. С. 6-18; А. М. Дивногорский мон-рь // Воронежские ГВ. 1862. № 4. С. 4-8; он же. Дивногорский Успенский мон-рь // Памятная кн. Воронежской губ. на 1863-1864 гг. Воронеж, 1864. С. 1-12; Веселовский Г. М. Город Острогожск (Воронежской губ.) и его уезд. Воронеж, 1867. С. 1-62; Краткие сведения о Дивногорском Успенском мон-ре. Воронеж, 1868; Веселовский Г. М., Воскресенский Н. В. Города Воронежской губ., их история и совр. состояние. Воронеж, 1876. С. 56-59; Димитрий (Самбикин), архим. Краткое сведение о Дивногорском Успенском мон-ре // Воронежские ЕВ. 1882. № 16. Приб. С. 511-559; он же. Указатель храмовых праздников Воронежской епархии. Воронеж, 1885-1886. Вып. 3-4. С. 10-22, 44-80, 123-140, 194-204; Вейнберг Л. Б. Воронежский край: Ист. очерк. Воронеж, 1885. Вып. 1. С. 12-14; он же. Пещерные памятники: Дивьи горы, Шатрище и Белогорье // Он же. Очерк замечательнейших древностей Воронежской губ. Воронеж, 1891. С. 41-54; Багалей Д. И. Очерки из истории колонизации степной окраины Московского гос-ва. М., 1887. С. 523; он же. Мат-лы для истории колонизации и быта Харьковской и отчасти Курской и Воронежской губ. Х., 1890. Т. 2. С. 3, 387; Зверев С. Е. Следы христианства на Дону в домонг. период // Тр. 10-го Археол. съезда. М., 1899. Т. 1. С. 316-326; Введенский С. Н. Вопрос о разграничении Воронежской епархии от Рязанской при св. Митрофане // Воронежская старина. 1903. Вып. 3. С. 73-93; он же. Червленый Яр: (Церк.-ист. и геогр. этюд) // Там же. 1904. Вып. 5. С. 347-376; Журнал заседаний ВУАК, 15 мая 1902 г. // Тр. Воронежской УАК. 1904. Вып. 2. С. 40-43; Прохоров Г. Мат-лы по истории Воронежской епархии // Воронежская старина. 1908. Вып. 7. С. 5-44; 1909. Вып. 8. С. 53-71; [Кременецкий А., свящ.] Успенский Дивногорский мон-рь, находящийся в Воронежской губ., и его святыня Сицилийская чудотворная икона Божией Матери. Воронеж, 1912; Stratonov I. Die Krim ihre Bedeutung für die Christianisierung der Ostslaven // Kyrios. 1936. S. 381-395; Богословский М. М. Петр I: Мат-лы для биографии. М., 1940. Т. 1. С. 310; 1948. Т. 4. С. 45; Ефименко П. П., Третьяков П. Н. Древнерусские поселения на Дону. М.; Л., 1948; Кошелев В. И. Схема расположения сторож и укреплений в Воронежском крае XVIII в. // Из истории Воронежской обл. Воронеж, 1954. С. 46-56; Бакланова Н. А. Описание рус. природы в Хождении митр. Пимена в Царьград в 1389 г. и отображение этого события в миниатюрах Лицевого летописного свода XVI в. // ТОДРЛ. 1969. Т. 24. С. 122-128; Каримов Г. А. Крепости Коротояк и Острогожск в XVII в. // Воронежский край на юж. рубежах России (XVII-XVIII вв.): [Сб. ст.]. Воронеж, 1981. С. 20-41; Загоровский В. П. Общий очерк истории заселения и хозяйственного освоения юж. окраин России в эпоху зрелого феодализма (XVI - нач. XVIII в.) // История заселения и хозяйственного освоения Воронежского края в эпоху феодализма: [Сб. ст.]. Воронеж, 1987. С. 3-23; он же. История вхождения Центр. Черноземья в состав Российского гос-ва в XVI в. Воронеж, 1991. С. 40-42; Плужников В. И. Пещерные мон-ри на Дону и Осколе // Памятники рус. архитектуры и монументального искусства: Города, ансамбли, зодчие. М., 1985. С. 93-115; Гольянов Э. В. Донские пещеры // Заповедные уголки Воронежской обл. Воронеж, 1983. С. 68-71; Колганов Б. Н. Роль мон-рей в заселении и хозяйственном освоении Воронежского у. в XVII в. // История заселения и хозяйственного освоения Воронежского края в эпоху феодализма. С. 34-45; Комарова И. И. Церковно-археол. учреждения и охрана памятников культуры в России кон. ХIХ - нач. ХХ в. // АЕ за 1990 г. М., 1992. С. 90-93; Кригер Л. В., Панкратова Т. Н., Плужникова В. И. Железнодорожная станция Дивногорье. Дивногорский Успенский муж. мон-рь // Мат-лы свода памятников истории и культуры РФ: Воронежская обл. М., 1993. Вып. 3. Ч. 2: Лискинский, Новохоперский р-ны. С. 39-53; Панкратова Т. Н., Плужникова В. И. Железнодорожная станция Дивногорье, урочище Шатрище. Шатрищский Преображенский мон-рь // Там же. С. 54-56; они же. С. Селявное: Комплекс пещерных сооружений, сер. XIX в. // Там же. С. 78-79; Бережной А. В., Мильков Ф. Н., Михно В. Б. Дивногорье: Природа и ландшафты. Воронеж, 1994; Амелькин А. О. Дивногорская обитель // Рус. провинция. Воронеж, 1995. Вып. 2. С. 136-152; он же. Древнейший мон-рь Воронежского края // Воронежский епарх. вестн. 1995. № 7/8. С. 40-45; № 9/12. С. 57-63; он же. Архитектурная история пещерных памятников Дивногорья // Археол. исслед. Высшей пед. школы: Сб. науч. тр. Воронеж, 1996. С. 208-217; Глазьев В. Н. Еп. Митрофан Воронежский: К истории отношений светской и духовной властей в кон. XVII - нач. XVIII в. // Церковь и ее деятели в истории России. Воронеж, 1993. [Вып. 1]. С. 71-81; он же. Страницы ранней церк. и монастырской истории г. Воронежа и Воронежского у. // Там же. 2001. Вып. 2. С. 45-64; Петрова Т. Пещерные мон-ри как явление рус. духовной культуры // К Свету. 1998. № 17. С. 90-115; Жиров С. С. Колонизационное значение мон-рей в освоении Курского края // Население и территория Центр. Черноземья и Запада России в прошлом и настоящем: Мат-лы VII науч. конф. по ист. демографии и ист. географии. Воронеж, 2000. С. 125-127; Шевченко Ю. Ю. Из истории христианских подземных сооружений Евразии // Боспорский феномен: Колонизация региона, формирование полисов, образование гос-ва: Мат-лы конф. СПб., 2001. Ч. 2. С. 275-278; Стёпкин В. В. Пещера у с. Селявное - «Ухо» // Вестн. Воронежского отдела РГО. 2001. Вып. 2. Т. 2. С. 71-74; он же. Пещерные памятники Среднедонского р-на // Спелестологические исслед. М., 2004. Вып. 4: Культовые пещеры Среднего Дона. С. 41-137; Комолова Э. В. Церковное развитие южнорус. региона в XVII в. // Из истории Воронежского края. Воронеж, 2002. № 10. С. 3-16; Митрофан (Шкурин), иером. Архиеп. Антоний (Смирницкий) // Воронежские архипастыри. Воронеж, 2003. С. 79-90; Сергий (Петров), архиеп. История Воронежской епархии от ее учреждения до наших дней. Ч. 1-4. С. 14, 245, 876 (Ркп.).
Игум. Митрофан (Шкурин)
Рубрики
Ключевые слова
См.также