(† 15.10.1385, Киев), свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородмских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, в 1384 г. был поставлен в К-поле на Киевскую и всея Руси митрополичью кафедру. Возможно, в миру носил имя Давид (на это может указывать запись в кормовой книге нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря 1595 г. о праздновании памяти первоначальника; см.: Макарий (Миролюбов). С. 363-364). В «Книге степенной царского родословия» нач. 60-х гг. XVI в. содержится свидетельство о том, что Д. основал нижегородский Печерский мон-рь. В сочинениях ученых 1-й пол. XIX в. отразилась традиция, согласно к-рой Д. был пострижеником Киево-Печерского мон-ря, основавшим в подражание ему нижегородский Печерский мон-рь. Однако в нижегородской обители до 1648 г. не было престола, посвященного Успению Пресвятой Богородицы - главному празднику Киево-Печерского мон-ря, неизвестны следы особого почитания в мон-ре преподобных Антония и Феодосия Печерских.
В летописной записи о возведении Д. в 1374 г. на Суздальскую кафедру содержится его характеристика: «...изящена в Божественых писаниих, учителна и книгам сказателя, монастырем строителя и мнишьскому житию наставника... общему житию началника» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 105-106). Т. о., основанный Д. нижегородский Печерский мон-рь был общежительным в отличие от мон-рей более раннего времени; к 1374 г. настоятель обители носил высокий сан архимандрита. Упоминание о Д. как об устроителе мон-рей подтверждается сообщением Жития прп. Евфимия Суздальского о том, что в 1352 г. Д. послал своего ученика прп. Евфимия в Суздаль, чтобы основать там общежительный мон-рь, еще 11 насельников нижегородского Печерского мон-ря с той же целью отправились в др. «верховские города». Учеником Д. также был живший в его келье прп. Макарий Унженский.
В 1-е воскресенье Великого поста («на Збор») 1374 г. митр. св. Алексий возглавил в Москве хиротонию Д. во епископа «Суждалю, и Новугороду Нижнему, и Городцю» (Там же. Стб. 105). Ранее, в 1363-1365 гг., свт. Алексий вывел Н. Новгород и Городец из-под власти Суздальского еп. Алексия и включил в состав Митрополичьей области. В 1374 г. территория епархии была восстановлена и ее границы совпали с границами Нижегородско-Суздальского княжества. Такой акт свидетельствует о наличии дружественных отношений не только между нижегородско-суздальским кн. Димитрием (Фомой) Константиновичем и его зятем вел. кн. св. Димитрием Иоанновичем, но и между митрополитом и новым Суздальским епископом. Позднее вел. кн. Василий I Димитриевич и митр. св. Киприан утверждали, что Н. Новгород и Городец не были присоединены к Суздальской епархии, а лишь переданы в управление Д. как экзарху К-польского патриарха. Но и в этом случае есть основание говорить о доброжелательных отношениях между митрополитом и епископом. Все это позволяет признать обоснованной т. зр. Г. М. Прохорова о том, что Д. принимал участие в решении 2 князей разорвать отношения с Мамаем и освободиться от власти Орды. В 1377 г. «по благословению» Д. была написана Лаврентьевская летопись (см. Летописание).
После смерти в 1378 г. митр. Алексия вел. кн. Димитрий Иоаннович выдвинул кандидатом на митрополичью кафедру своего «печатника» Михаила (Митяя). Д., прибыв в Москву на Собор, имевший целью поставление великокняжеского фаворита в епископы, не посетил Митяя, а на Соборе выступил против его поставления. Это привело к конфликту между Д. и Митяем, к-рый угрожал Суздальскому епископу карами после возвращения из К-поля. Исследователи предполагают, что Д., как и прп. Сергию Радонежскому, не нравилось вмешательство вел. князя в церковные дела. Опасаясь, что Д. помешает Митяю в К-поле, вел. князь приказал святителя «нужею удръжати». Д. был освобожден лишь тогда, когда он обязался не ездить в К-поль и поручителем за него выступил прп. Сергий. Д. не сдержал обещания и летом 1379 г. направился по Волге к Сараю, чтобы оттуда ехать в Византию.
В К-поле Д. задержался. Летом 1381 г. он прислал оттуда с мон. Малахией Философом 2 образа Богоматери, один представлял собой копию чудотворного образа «Одигитрия». Иконы были поставлены в Спасском соборе Н. Новгорода и в соборе Суздаля. Из К-поля архиерей привез часть Крови Спасителя, частицу Гроба Господня, частицу тернового венца, мощи мн. святых. В 1383 г. по приказу вел. князя реликвии были заключены в серебряный ковчег; в надписи на нем отмечено, что Д. сумел их получить «споспешники имея богоносныя отъца во Цариграде» (Орлов А. С. Библиография русских надписей: XI-XV вв. М.; Л., 1952. С. 94). Поездка была для Д. успешной. Суздальская епархия стала архиепископией, К-польский патриарх Нил подтвердил принадлежность к ней Н. Новгорода и Городца, Д. получил право носить «крещатые ризы». В грамоте патриарха о возведении Д. в сан архиепископа о нем говорилось как о человеке строгой, аскетической жизни и знатоке Свящ. Писания и канонов. Патриарх угрожал проклятием каждому, кто захочет «честь Церкви тоя архиепископли отъяти ли отторгнути церковное от предела ея» (РИБ. Т. 6. Стб. 203. № 23).
Благодаря авторитету, к-рый Д. приобрел в К-поле, ему была поручена важная миссия (при этом, по-видимому, он получил полномочия патриаршего экзарха). В 1382 г., до возвращения в Суздальскую епархию, Д. приехал в Вел. Новгород как посланец патриарха Нила «с благословением и с грамотами» (НПЛ. С. 379). Одна из грамот была посвящена еретикам-стригольникам, которые отказывались подчиняться церковной иерархии, обвиняя священнослужителей в симонии. Разъясняя ошибочность их взглядов, патриарх писал, что он и Синод посылают в Новгородскую епархию Д., который наставит стригольников и приведет к соединению с Церковью. После Вел. Новгорода Д. посетил Псков, «поучая закону Божию» и «утвержая правовернии вере» (Там же). (По гипотезе Прохорова, именно Д. составил «списание» против стригольников, обычно атрибутируемое свт. Стефану Пермскому.)
Находясь в Пскове, Д. узнал, что в псковском Снетогорском в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ре общежительство было установлено ктитором - основателем обители, к-рый не оставил братии письменного устава, поэтому правила общежительства здесь нарушались. Д. дал Снетогорскому мон-рю грамоту, в к-рой содержались похвалы «общему житию» как наиболее совершенному устройству монастырской жизни и были изложены основные правила монастырской киновии (общность имущества, общая трапеза, полное послушание монахов настоятелю). Д. обязал монахов соблюдать эти правила под угрозой отлучения со стороны патриарха.
С пребыванием Д. в Пскове связано внесение дополнений в «Грамоту великого князя Александра» (св. кн. Александра Ярославича Невского или св. кн. Александра Михайловича Тверского), т. е. в Псковскую судную грамоту - судебник Псковской республики. По-видимому, эти поправки касались разграничения духовной и светской юрисдикций. Внесение дополнений сопровождалось «заклятьем», нарушителям новых установлений Д. угрожал быть «под тягостию отлучения пресвятого патриарха Вселеньскаго» (РИБ. Т. 6. Стб. 210. № 24).
Зимой 1382/83 г. Д. вернулся в Суздальскую епархию, 6 янв., на Богоявление, он совершил в Суздале чин освящения воды. Вскоре Д. отправился в К-поль «о управление митрополиа Русскыя» (ПСРЛ. Т. 13. Стб. 148). Вместе с ним поехал духовный отец вел. князя прп. Феодор. Д. привез в К-поль письма с обвинениями против митр. Пимена а архим. Феодор сообщил, что после низложения Пимена вел. князь просит возвести на митрополичью кафедру Д. Есть основания полагать, что поездка Д. была связана с заключением в 1383 г. московско-литов. соглашения, по которому Литовский вел. кн. Владислав (Ягайло) обязался принять Православие и жениться на дочери вел. кн. Димитрия Донского. Очевидно, в связи с этим соглашением было принято решение о ликвидации установившегося в 1375 г. раздела Киевской митрополии на московскую часть, к-рой управлял митр. Пимен, и литовскую во главе с митр. св. Киприаном. Предполагалось, что во главе воссоединившейся общерусской митрополии должен был встать Д.
Поставленный в К-поле митрополитом, Д. в 1384 г. прибыл в Киев, где был арестован киевским кн. Владимиром (Василием) Ольгердовичем, обвинившим святителя в том, что тот поехал в К-поль «без повеления» литов. князей. К этому времени Ягайло разорвал соглашение с Димитрием Донским, утратила силу и договоренность о занятии митрополичьей кафедры Д. Святитель скончался в заключении, был похоронен в Антониевых пещерах Киево-Печерского мон-ря.
В сообщении «Рогожского летописца» 40-х гг. XV в. о смерти Д. отмечено, что «есть тело его и доныне цело и нетленно» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 151). Эта запись, читавшаяся уже в летописном своде нач. XV в., отразившемся в московской Троицкой летописи, свидетельствует о рано начавшемся почитании Д.
По-видимому, спустя нек-рое время мощи святителя были перенесены из Киево-Печерского мон-ря в Н. Новгород. Об этом, а также о нетленности св. мощей сообщает Симон (Азарьин) в составленном им Месяцеслове, где отмечена память Д. как «преподобного отца нашего», к-рый «в Киеве в заточении душу свою Господеви предал, а оттуду по неколицех летех мощи его перенесены в Нижней целы и нетленны благодатию Божиею» (РГБ. МДА. № 201. Л. 321 об., сер. 50-х гг. XVII в.). По-видимому, Д. был погребен в нижегородском Печерском мон-ре, в таком случае его мощи были утрачены в результате оползня, разрушившего мон-рь на первоначальном месте 18 июня 1597 г. В XVII в. останков Д. уже не было в киевских пещерах, упоминание о них отсутствует в «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского (К., 1638).
С сер. XVI в. известно о почитании Д. в Н. Новгороде. В синодике 1552 г. нижегородского Печерского мон-ря говорится, что он написан в обители «преподобного чудотворца Деонисиа» (Макарий (Миролюбов). С. 364). В Похвальном слове рус. святым Григория Суздальского (2-я пол. XVI в.) о Д. сказано сразу после Киево-Печерских святых. Он прославляется как устроитель многолюдного («аки град») пещерного мон-ря, наставник монахов («емуже и ученик множество бе, числом и до 500 в ангельском чине причитаются»), духовный отец мн. тысяч мирян («толикы тысуща приведе Господеви, толикых душь попечение име»), архиерей, имевший «разсуждение от Святаго Духа во обоих в образех же и вещех: во иноческих же и миръских» (Макарий (Веретенников), архим. Эпоха новых чудотворцев: (Похвальное слово новым рус. святым инока Григория Суздальского) // АиО. 1997. № 2(13). С. 136-137). В офиц. общерус. летописании XVI в. о почитании Д. свидетельств нет, кроме указания на нетленность его мощей, взятого из более ранних сводов.
В уставной записи московского Успенского собора, составленной при патриархе Филарете в 1621 г., под 26 июня отмечена «память иже во святых отца нашего Дионисия, архиепископа Суждальского» с указанием: «Поют, как настоятель изволит» (Голубинский. Канонизация святых. С. 422). С той же датой как днем кончины Д. упомянут в «Палинодии» архим. Захарии (Копыстенского) 1621 г. (РИБ. Т. 4. Стб. 854), в месяцеслове в составе «Полуустава» (монашеского молитвослова), опубликованного в Киеве в 1643 г., в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) (С. 12). Во 2-м тропаре 9-й песни канона преподобных отцов Печерских, составленного ок. 1643 г. по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы), по-видимому, Мелетием Сиригом, Д. упомянут среди др. святителей (Дива печер Лаврських. К., 1987. С. 148).
В Успенской (теплой) ц. нижегородского Печерского мон-ря в 1887 г. был устроен посвященный Д. придел. В кон. XIX в., видимо в той же обители, была составлена служба святителю (не опубл.). В посл. четв. XX в. игум. Дионисий (Колесник) написал службу, акафист, Похвальное слово Д. и Житие святителя (Свт. Дионисий, архиеп. Суздальский: Служба. Акафист. Житие / Сост.: игум. Дионисий (Колесник). М., 2004).
Изображения Д., известные со 2-й пол. XVI в., встречаются относительно редко. Как правило, они связаны с 2 основными центрами почитания святого - его кафедральным городом Суздалем и Н. Новгородом (2-м по значению городом Суздальской епархии, где находился основанный Д. Печерский Вознесенский мон-рь). Д. обычно изображался вместе с др. чтимыми в этих городах святыми; его отдельные иконы немногочисленны, в основном относятся к кон. XX - нач. XXI в. Значительное место в иконографии святителя занимают исторические композиции с его участием - иллюстрации летописных текстов и сюжеты житийных циклов, посвященных ученикам Д.- преподобным Макарию Унженскому (Желтоводскому) и Евфимию Суздальскому. Иконографические признаки образа святого варьируются: он мог изображаться не только в богослужебных архиерейских одеждах (фелонь, омофор и митра), но и в архиерейской мантии и клобуке, а также в иноческом одеянии (особенно на житийных клеймах, соответствующих времени его настоятельства в Печерском мон-ре).
Описания изображения Д. приводятся в иконописных подлинниках под 26 июня (день памяти прп. Давида Солунского - очевидно, тезоименитого святого Д. по мирскому имени): «И преподобнаго отца нашего Димитрия [Дионисия], епископа Суждальскаго, чудотворца, сед, брада подоле Сергиевы, риза святительская бакан, в шапке, амфор и Евангелие» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 110); сходные описания - в подлинниках 20-30-х гг. XIX в. (ИРЛИ. Перетц. № 524. Л. 177 об.; РНБ. Погод. № 1931. Л. 174 об.); в сводном подлиннике Г. Д. Филимонова аналогичные сведения дополнены указанием: «...инде пишут надсед, брада меньше Власиевы» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 60). Согласно руководству В. Д. Фартусова, Д.- «старец, русского типа, сед, волосы недлины, борода немного менее средней величины; в фелони и омофоре» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 327).
Наиболее ранние изображения Д. входят в состав миниатюр Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. В 1-м Остермановском томе (БАН. 31. 7. 30-1. Л. 764 об., 765, 766 об., 767, 767 об., 768), в частности, помещены композиции, иллюстрирующие Повесть о Митяе (Михаиле), одним из героев к-рой является Д.: святитель укоряет блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича, задумавшего возвести Митяя в митрополичий сан; Митяй посылает к Д. узнать, отчего тот не пришел к нему за благословением; Д. и Митяй перед вел. кн. Димитрием (Митяй сообщает вел. князю о намерении Д. отправиться в К-поль); задержание Д. по приказу вел. князя; бегство Д. по Волге и его путешествие в К-поль по морю. Путешествие святителя по Волге также представлено на миниатюре 2-го Остермановского тома (БАН. 31. 7. 30-2. Л. 10). Д. показан старцем с довольно длинной, заостренной на конце и раздвоенной бородой, облачен в рясу, черный клобук и архиерейскую мантию с источниками.
Древнейшее сохранившееся изображение Д. в качестве почитаемого святого связано с Суздалем. Оно помещено на шитой пелене 2-й пол. XVI в. (70-80-е гг.?) с образом Божией Матери «Моление о народе» и припадающими святыми (ГВСМЗ; обнаружена в 2005 в погребении свт. Арсения Элассонского в соборе Рождества Богородицы в Суздале, очевидно, принадлежала этому храму или архиерейскому дому). Святитель показан в нижнем из 2 рядов коленопреклоненных святых вместе с преподобными Евфимием и Евфросинией Суздальскими и кн. Миной (женихом прп. Евфросинии), в верхнем ряду - святители Николай Чудотворец, Алексий Московский, Иоанн и Феодор Суздальские. Д. представлен не в святительском облачении, а в монашеских одеждах - в мантии и спадающем с головы клобуке, с довольно длинной округлой бородой, в надписи именуется «Дионисий Печерский» (по Киево-Печерскому мон-рю, где святой был погребен, или, более вероятно, по основанному им Печерскому мон-рю в Н. Новгороде). Отразившееся в этой композиции восприятие Д. как преподобного, очевидно, объясняется его местным почитанием в Печерском мон-ре и развитием почитания постриженика святого - прп. Евфимия Суздальского, представленного рядом, но на более почетном месте. Создание пелены с изображением Собора Суздальских чудотворцев в молении Божией Матери можно связать с деятельностью еп. Варлаама (1570-1584), к-рый уделял большое внимание прославлению местных святых и, по-видимому, пытался установить почитание Д. в его кафедральном городе, ориентируясь на традицию, сложившуюся в Н. Новгороде.
Несмотря на существование данных о почитании Д. в нижегородском Печерском мон-ре во 2-й пол. XVI в. (Добротворский С. М., свящ. Описание Нижегородского Печерского 1-кл. муж. мон-ря. Н. Новг., 1849. С. 70; Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей Нижегородской губ. СПб., 1857. С. 363-364), отсутствуют сведения об изображениях святителя в это время. Возможно, это связано с событиями 1597 г., когда Печерский мон-рь был полностью разрушен оползнем и перенесен на новое место. Согласно писцовым книгам Н. Новгорода 1620-1621 гг., в обители находился только 1 образ Д., размещавшийся на св. вратах вместе с иконами мучеников Бориса и Глеба, Феодора, мц. Параскевы Пятницы, преподобных Евфимия Суздальского и Макария Унженского (Писцовые и переписные книги XVII в. по Н. Новгороду // РИБ. СПб., 1898. Т. 17. Стб. 343). Сопоставление образа Д. с изображениями его учеников позволяет предположить, что он тоже был представлен в монашеских одеждах. Очевидно, немного позднее, после возведения в Печерском мон-ре каменных храмов, там появились др. иконы Д. с учениками (одна из них находилась в посвященной ему надвратной церкви: Четыркин. 1887. С. 127; Тарасенко. 2006. Т. 1. С. 178). Сведения о праздновании памяти Д. в Успенском соборе Московского Кремля при патриархе Филарете (Голубцов А. П. Чиновники Моск. Успенского собора и выходы патр. Никона. М., 1908. С. 59) служат косвенным указанием на то, что его изображения были известны в столице.
В монашеском облачении (иногда с настоятельским посохом) Д. представлен в сюжетах Жития прп. Макария Унженского (иконография цикла сформировалась ко 2-й пол. XVII в.). На иконе 1-й трети XVIII в. из Введенской ц. Рыбной слободы в Галиче (КГОИАМЗ) Д. благословляет отрока Макария на пострижение и постригает его (в 1-м случае в надписи назван «архимандрит Дионисий»). Сцена пострижения прп. Макария содержится и в др. житийных циклах, напр. на иконе 2-й пол. XVIII в. из Введенской ц. Рыбной слободы в Галиче (КГОИАМЗ), но здесь постригающий святого монах не назван по имени. На костромской иконе нач. XVIII в. (ГТГ) прп. Макария постригает архиерей, по типу лика похожий на Д.,- возможно, такое изображение появилось под влиянием сведений о последующей хиротонии Д.
Сцены с участием Д. присутствуют и в цикле Жития др. его ученика - прп. Евфимия Суздальского, в частности в росписи Евфимиевского придела Преображенского собора Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале (1689, поновления - 1867). Они могли быть представлены и на житийных иконах прп. Евфимия, упомянутых в описи Спасо-Евфимиева мон-ря 1660 г. (Описная книга Спасского мон-ря 1660 г. / Публ. К. Тихонравова // Ежегодник Владимирского губ. стат. ком-та. Владимир, 1878. Т. 2. Прил. С. 22, 40).
Хотя Д. не принадлежал к числу наиболее почитаемых Суздальских святых (в опубл. описях крупнейших суздальских храмов XVII в. его иконы не упом.), во 2-й пол. XVII-XIX в. его изображения среди местных чудотворцев встречались в храмах Суздальской епархии. Один из ранних примеров - образ из иконостаса собора Покровского мон-ря, заказанный в 1674 г. в числе проч. икон местного ряда вязниковскому иконописцу М. И. Пономарёву. Кроме Д. на иконе были изображены Суздальские святители Иоанн, Феодор и Симон, в состав местного ряда также входили иконы Суздальских преподобных Евфимия, Евфросинии и Софии (Кочетков. Словарь иконописцев. С. 495). В 1756 г. Суздальский митр. Сильвестр приказал изобразить Д. и свт. Симона на иконе Суздальских чудотворцев (Федоров. 1855. С. 22, 29). Эти сведения указывают на стремление Суздальских архиереев расширить круг местных святых, включив в него подвижников, погребенных за пределами Суздаля, но тесно связанных с этим городом. При этом Д. часто сопоставлялся со свт. Симоном, к-рый, согласно распространенному преданию, тоже был погребен в Киево-Печерской лавре. Вероятно, подобные произведения первоначально были связаны с Рождественским собором и архиерейским домом, позднее они получили распространение в др. храмах епархии.
По свидетельству В. Т. Георгиевского (Георгиевский. 1896. С. 127), во Флорищевой пуст. находился образ святых Феодора, Иоанна, Симона, Д., Евфимия и Евфросинии Суздальских и свт. Димитрия Ростовского (судя по изображению последнего, икона была создана не ранее 1757). Представление о подобных изображениях дают 2 сохранившиеся иконы Суздальских святых - композиция на оборотной стороне 2-стороннего образа 1-й трети XVIII в. из ц. Казанской иконы Божией Матери в Суздале и икона сер. XIX в. из Рождественского собора (обе в ГВСМЗ). Последняя (Д. изображен вместе со святителями Иоанном, Феодором, Симоном, преподобными Евфимием и Евфросинией Суздальскими) написана на доске горизонтального формата и, вероятно, первоначально была установлена под какой-то Богородичной иконой. На этих иконах Д. облачен в фелонь, омофор и митру (в отличие от традиц. изображений святителей Иоанна и Феодора в белом клобуке), тип лика в целом соответствует рекомендациям иконописных подлинников. Во 2-м случае Д. держит в руках напрестольный крест, что, вероятно, должно было напоминать о реликвиях Страстей Господних, привезенных святителем из К-поля. Образ Д. вместе с др. Суздальскими чудотворцами (в числе сонма рус. святых) вышит на вставном подоле XVIII в. к саккосу митр. Казанского Лаврентия 60-х гг. XVII в. (ГОМРТ; см.: Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. Кат. 95. С. 296).
В XIX в. изображения Д., очевидно, продолжали создаваться и в Н. Новгороде, в т. ч. для Печерского мон-ря (в трапезной ц. Успения Богородицы обители существовал придел во имя святителя; см.: Лавров Д. В. Нижегородский Вознесенский Печерский мон-рь. СПб., 1892. С. 12). В 1869 г. для нижегородского кафедрального Преображенского собора была написана икона чтимых в городе святых - блгв. вел. кн. Георгия Всеволодовича Владимирского (основателя Н. Новгорода), преподобных Сергия Радонежского (примирителя нижегородских и московских князей), Евфимия Суздальского и Макария Унженского (уроженцев города и пострижеников Печерского мон-ря) и Д. как основателя Печерского монастыря (Добровольский. 1912. С. 26).
Под 26 июня Д. представлен на некоторых минейных иконах и гравюрах XVIII в.- на иконе-таблетке 1701 г. (ГТГ), на листе гравированных святцев И. К. Любецкого 1730 г. (РГБ), на иконе 2-й четв. XVIII в. (собр. Галереи Академии во Флоренции), на иконе 1758 г. письма И. Ф. Липина из ц. ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе Костромы (КГОИАМЗ). Вместе с тем изображения святителя отсутствуют в распространенной в поздней иконописи композиции «Собор Киево-Печерских святых». В иконографии «Собор русских святых» образ Д. встречается редко, напр. на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР).
В монументальной живописи образ Д. присутствует в росписи алтаря придела блгв. вел. кн. Александра Невского (70-е гг. XIX в., худож. В. Д. Фартусов по эскизам акад. Н. А. Лаврова) - в алтарной арке над иконостасом с южной стороны вместе со свт. Иаковом Ростовским (Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 76). Д. включен в группу подвижников XIV в. в стенописи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.).
Д. изображен на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в., нач. 50-х гг. XX в., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, Данилов муж. мон-рь в Москве) и совр. повторениях; в разработанных ею же в сер. XX в. композициях «Собор святителей, в земле Российской просиявших» (в группе Суздальских чудотворцев, в митре) и «Святые первосвятители всея Руси» (митрополичьи палаты ТСЛ) - в группе Киевских святителей на фоне собора Св. Софии в Киеве, в архиерейской мантии и белом клобуке, с раскрытыми ладонями.
В кон. XX - нач. XXI в. было выполнено неск. икон Д. (в т. ч. резных и шитых), находящихся в нижегородском Печерском мон-ре и в ц. Св. Троицы в Троицкой слободе в Москве (подворье ТСЛ),- поясные и ростовые, как правило, в фелони, митре, с Евангелием в левой руке. Облик святого обычно соответствует описаниям иконописных подлинников, хотя в нек-рых произведениях Д. представлен не старцем, а средовеком с короткой бородой и длинными волосами. Иногда святитель изображен в саккосе, что, вероятно, отражает факт его поставления в Русские митрополиты (1384), но при этом не в белом, а в черном клобуке. В Печерском мон-ре существует образ Д. с Печерской иконой Божией Матери в руках (образ хранился в обители, по позднему преданию, принадлежал святителю). На нек-рых иконах фоном служит панорама Печерского мон-ря.
Совр. иконописцами разработана иконография житийного цикла Д. в кратком варианте - икона с 4 клеймами (подворье ТСЛ): Д. отсылает иноков на проповедь, татарин Сарайка стреляет в Д. из лука, Д. обличает стригольников в Пскове, патриарх К-польский поставляет Д. в митрополиты. Развернутый житийный цикл представлен на иконе с 18 клеймами из Вознесенского собора Печерского мон-ря. Сюжеты Жития Д. также включены в состав росписи 2003 г. трапезной Вознесенского собора Печерского мон-ря, а именно: основание Печерского мон-ря; кн. Борис Константинович испрашивает у Д. его ученика прп. Евфимия для основания обители в Суздале; свт. Алексий Московский поставляет Д. в епископы; осуждение и взятие под стражу святителя; прп. Сергий Радонежский поручается за Д.; святитель отправляется в К-поль, Д. прибывает в К-поль; заточение святителя в Киеве и др.