ДИОНИСИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ
Том XV , С. 358-370
опубликовано: 4 июля 2012г.

ДИОНИСИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ

Содержание

Мон-рь прп. Дионисия на АфонеМон-рь прп. Дионисия на Афоне [Дионисиат; греч. ῾Ιερὰ Μονὴ τοῦ ῾Αγίου Διονυσίου], в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, общежительный, мужской. Расположен на крутой прибрежной скале юго-зап. побережья п-ова Афон (Айон-Орос), на высоте ок. 80 м над уровнем моря, между мон-рями прп. Григория и св. Павла. В иерархии 20 афонских мон-рей занимает 5-е место, хотя в ранний период существования занимал 19-е место (согласно 3-му Уставу Св. Горы (1394)).

В источниках встречается неск. названий мон-ря: Великого Комнина, Петра (т. е. скала) или Неа-Петра (новая скала), Честного Предтечи и св. Дионисия. Представитель Д. м. каждый 5-й год председательствует в Свящ. Эпистасии (см. в ст. Афон). Игумен - архим. Петр (с 1989). Общее число братии - 53 чел., в т. ч. 8 монахов в зависимых от мон-ря келлиях. Главные праздники - Рождество св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня (7 июля), Собор Иоанна Предтечи (20 янв.), память прп. Дионисия и его учеников (25 июля), свт. Нифонта II, патриарха К-польского (11 авг.), суббота Акафиста (суббота 5-й седмицы Великого поста), вторник Светлой седмицы (крестный ход с Акафистной иконой Божией Матери).

Мон-рь управляется избираемым пожизненно на общем собрании братии игуменом и герондией (духовным собором или советом старцев) из 8 членов. Ими также избирается на год орган исполнительной власти - эпитропия из 2 членов, к-рая вместе с игуменом осуществляет решения герондии как власти законодательной. Распределение властных полномочий между герондией и эпитропией касается экономических и адм. вопросов, а духовная власть принадлежит игумену. Д. м. имеет 8 келлий в окрестностях Кареи и кафизму св. Апостолов рядом с мон-рем. Наиболее значимые келлии - Рождества Богородицы на территории Протата и св. Стефана (представительство мон-ря в Карее), а также келлия Введения во храм Пресв. Богородицы. В сев.-зап. части полуострова находится большое подворье мон-ря Моноксилит. Из 47 подворий за пределами Афона, упоминавшихся в исторических документах, в наст. время в распоряжении Д. м. осталось лишь небольшое лесное угодье на п-ове Халкидики, маленькое подворье на о-ве Айос-Эфстратиос и неск. строений в Фессалонике.

Основание монастыря

Основателем Д. м. считается прп. Дионисий Афонский (1316-1388). В 1335 г. в возрасте 19 лет он поступил в афонский мон-рь Филофея, где игуменом был его родной брат Феодосий. В 1347 г. в сане иеромонаха он удалился в пещеру на гору М. Афон. С 1350 по 1355 г. вокруг него собралось братство из 18 монахов, построивших неподалеку храм Иоанна Предтечи. В Житии прп. Максима Кавсокаливита (XIV в.) прп. Дионисий упоминается как «игумен славного Предтечи Малого Афона» (AnBoll. 1936. Vol. 54. P. 49, 56, 96). Строительство обители преподобный начал ок. 1364 г. (Δωρόθεος. 1985. Σ. 294), после того как он многократно наблюдал столп света, восходивший на небо с прибрежной скалы, где расположен совр. монастырь. Это скалистое место было подготовлено для строительства ценой немалых усилий, и вскоре была воздвигнута 1-я постройка - башня высотой 20 м для защиты от пиратов. Обитель быстро стала известной за пределами Св. Горы. Впервые она упоминается под названием Неа-Петра в 1366 г. в хрисовуле имп. Иоанна V Палеолога (1341-1391), в к-ром подтверждается владение ею подворьем на о-ве Лемнос, пожалованным братству приближенными императора Иоанном Геракисом и военачальником Астрасом в 1362 г. (Actes de Dionysiou. 1968. P. 49-50). Скорее всего название Неа-Петра дано по аналогии с названием др. афонского мон-ря на скале, построенного незадолго до Д. м.,- Симонопетра или же с названиями др. мон-рей на скалах (Δωρόθεος. Σ. 294; Πεντζκης. Τ. 2. Σ. 105). С. Пападопулос высказывает предположение, что Д. м. был основан между 1370 и 1374 гг., а в хрисовуле 1366 г. упоминается соседний монастырь, впосл. пришедший в запустение и давший свое название обители, основанной прп. Дионисием (Παπαδπουλος. Σ. 84). Однако такое предположение не находит подтверждений в источниках, кроме того, ландшафтные особенности не позволяют допустить существование еще одного мон-ря в окрестностях Д. м. По др. сведениям, Д. м. был основан между 1356 и 1362 гг. на участке земли, подаренном прп. Дионисию протом Дорофеем (Kopaћ Д. Света Гора под српском влашћу (1345-1371) // ЗРВИ. 1992. Т. 31. С. 135).

Золотая печать имп. Алексея III Великого Комнина на ктиторском хрисовуле. 1374 г.Золотая печать имп. Алексея III Великого Комнина на ктиторском хрисовуле. 1374 г.В 1374 г. прп. Дионисий предпринял поездку в Трапезунд к брату свт. Феодосию, митр. Трапезундскому, за финансовой помощью, поскольку пожертвований духовных чад преподобного на строительство мон-ря не хватало. В Трапезунде состоялось знакомство прп. Дионисия с имп. Алексеем III Великим Комнином, к-рый дал большую сумму на строительство мон-ря с условием вечного поминовения членов его семьи (подробно о сборе пожертвований на начальном этапе строительства Д. м. см. в ст. Дионисий, прп.). Пожалование мон-рю земли и денежных средств сопровождалось выдачей хрисовула с изображением императора и его супруги. Тогда же (ок. 1375), вероятно, была написана и ктиторская икона с фронтальным изображением земного (имп. Алексей III Великий Комнин) и небесного (Иоанн Креститель) покровителей обители, держащих в руках модель монастырского собора. Обещанные ежегодные пожертвования мон-рь получал по крайней мере 30 лет после кончины прп. Дионисия от имп. Алексея IV Великого Комнина, но после 1420 г. в актах Д. м. встречаются только свидетельства о жаловании земельных наделов императорами династии Палеологов (Καδς. 2004. Σ. 21). Ктиторство трапезундского императора положило начало практике обращения святогорских мон-рей к правосл. правителям, владения которых не соседствовали с Афоном. Эта традиция получила особенно широкое распространение в эпоху османского владычества.

Уже неск. годами позже основания мон-ря (12 июня 1389) по просьбе прп. Дионисия, искавшего льгот для нового мон-ря, патриарх К-польский Антоний IV издал 1-й указ об обители (Actes de Dionysiou. 1968. P. 66-67). В нем Д. м. называется патриаршим мон-рем, оговаривается его независимость от прота Св. Горы и местного епископа и утверждается строгий общежительный устав, сложившийся уже на ранней стадии образования братства.

Активное строительство началось в мон-ре после падения К-поля (1453), когда в числе проч. жертвователей обители много дарений делали господари Молдавии и Валахии, благодаря к-рым в основном сложился совр. облик мон-ря. В 1-й четв. XVI в. главным жертвователем был господарь Валахии Нягое Басараб (1512-1521), давший деньги на постройку башни мон-ря (1520) и каменного водопровода взамен деревянного. Он же даровал Д. м. честную главу св. Иоанна Предтечи в золотом ковчеге и посеребренную раку в виде храма для мощей К-польского патриарха свт. Нифонта II, духовным чадом к-рого он являлся. Вскоре после этого (25 окт. 1535) большая часть мон-ря сгорела, и господарь Молдавии Петру Рареш, бывший ктитором и жертвователем денег на росписи монастырского собора, на свои средства отстроил все вост. крыло Д. м. (Μαμαλκης. 1971. Σ. 243). Его дочь Руксандра вместе с супругом господарем Молдавии Александру III Лэпушняну взяла на себя расходы по возведению 6-этажного крыла со стороны моря. Руксандра и ее сын господарь Молдавии Богдан IV выкупили у султана Селима II (1568) большую часть отобранных им у Д. м. владений (Γαβριήλ,ρχιμ. 1959. Σ. 112). Среди ктиторов поминается и мон. Силуан, руководивший строительством при этих правителях.

Миниатюра с изображением имп. Алексея III Великого Комнина и имп. Феодоры в ктиторском хрисовуле. 1374 г.Миниатюра с изображением имп. Алексея III Великого Комнина и имп. Феодоры в ктиторском хрисовуле. 1374 г.

Также 2 брата, Лазарь и Бойос из Исвороса (совр. Стратоники) на п-ове Халкидики, значительно расширили в сторону сада 7-этажное юго-вост. крыло, в к-ром располагаются продуктовые склады, кухня, портняжная мастерская и кельи братии. Примерно в то же время 2 др. брата, Мануил и Фома из г. Серры, построили монастырскую пристань и восстановили древнее подворье Д. м. Орфани у горы Пангеон в Вост. Македонии.

В 1574 г. Д. м. выкупил у мон-ря Ксиропотам его полномочия и с того времени находится на 5-м месте в иерархии святогорских обителей, обладая правом раз в 5 лет председательствовать в Свящ. эпистасии в лице своего представителя.

В 1601 г. Д. м. принадлежал к числу афонских мон-рей, плативших османским властям самые высокие подати (Фоmић. 2000. С. 74). В 1600-1709 гг. Д. м. вел имущественные споры с Хиландаром по поводу земельных владений в Моноксилите, завершившиеся в пользу Д. м. (Там же. С. 54, 60, 255-256, 261). В 1661 г. Д. м. приобрел в Карее 6 келлий, продававшихся для уплаты долгов Протата; по числу этих покупок он занял 4-е место среди мон-рей Афона, после Хиландара, Великой Лавры и Иверского мон-ря (Там же. С. 268). Сохранились сведения о приезде монастырских посольств в Москву за «милостыней» в 1627 (во главе с архим. Иеремией) и 1633 гг. (во главе с архим. Лаврентием) (Бантыш-Каменский. Реестры по греческим делам Московского архива Коллегии иностранных дел (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1). М., 2001. С. 53, 67). В 1627 г. архим. Григорий просил российские власти помочь денежными средствами для возвращения монастырских священных сосудов, заложенных, чтобы выкупить у разбойников одного из иноков, на что посольству было выделено 175 р. (Фоmић. 2000. С. 160). В 1632 г. келарь Д. м. старец Иоаким приехал в Москву и просил о приеме на российскую службу (Бантыш-Каменский. 2001. С. 65).

В 1617 г. по указу К-польского патриарха Тимофея II, подписанному патриархами Антиохийским Афанасием II и Иерусалимским Феофаном IV, были подтверждены и расширены ставропигиальные привилегии мон-ря, дарованные ему согласно патриаршей грамоте 1389 г. (Καδς. 2004. Σ. 24). Позднее патриарх Феофан, уйдя на покой, подвизался в Д. м. Также в Д. м. монашествовали, пожертвовав обители все свое состояние, митрополиты Ираклийский Макарий, Белградский Иеремия (1787) и Иоанн Франкопулос, тайный советник прусского посла в К-поле (1800). В благодарность за пожертвования мон-рь давал обещание совершать всенощные бдения за благотворителей и их родственников и поминовения их. Среди ктиторов, имеющих 1 или неск. дней поминовения - игум. Иоаким, в 1756 г. выделивший средства на обновление всех сводов Д. м., некий Хаджи Ангелакис (помогал в 1803-1812) и др.

Имп. Алексей III Великий Комнин и св. Иоанн Креститель. Икона. Ок. 1375 г.Имп. Алексей III Великий Комнин и св. Иоанн Креститель. Икона. Ок. 1375 г.

Число братии в кон. XV - 2-й пол. XVIII в. (по данным монастырских посольств, иностранных паломников и путешественников) существенно колебалось: ок. 1490 г. насчитывалось до 80 монахов, в 1530/31 г.- 118, в 1561 г.- свыше 200, в 1569 г.- 46, в 1582/83 г.- свыше 150, в 1634/35 г.- 306, в 1709 г.- более 1 тыс., в 1765 г.- 120 монахов (Фоmић. 2000. С. 99).

В годы тур. владычества Д. м. часто оказывался в трудном экономическом положении, что отчасти объяснялось нерадением нек-рых его экономов. К-польский патриарх отстранял их от должности и заменял более достойными монахами, иногда вносившими на покрытие долга личные средства. В свою очередь некоторые жертвователи получали звание старца, игумена или эконома в качестве почетного титула.

Др. общим для афонских обителей способом решения финансовых проблем были обращения к правосл. правителям. Так, царь Михаил Феодорович (1613-1645) во время сильного экономического упадка мон-ря дал разрешение монахам каждый 6-й год совершать в России сбор пожертвований (Μαμαλκης. 1971. Σ. 274-275, 303). В 1713 г. господарь Валахии мч. Константин (Брынковяну) назначил ежегодное пожертвование Д. м. 4 тыс. аспров. Его преемник Стефан Кантакузин удвоил эту сумму, к-рая выплачивалась и 2 его преемниками. В 1763 г. Святейший Синод Русской Церкви выделил некоторую сумму для поддержки Д. м.

Тяжелое экономическое положение усугубляли стихийные бедствия - землетрясения (1585, 1765), обильные снегопады (1600) и особенно наводнения (1715, 1794, 1820, 1911). По причине труднодоступности обитель почти не пострадала от пиратских нападений. Это единственный афонский мон-рь, где не было пожара с 1535 г., и благодаря этому в нем сохранилось большое количество древних рукописей и икон. Наибольшие разрушения принесли наводнения 1715 и 1820 гг., из к-рых последнее было самым разорительным. Поток воды разрушил водопровод, мельницу, затопил сад, мощеные дороги и сильно повредил здания монастырской пристани, унеся в море из находившегося там склада более 50 т зерна. Чтобы возместить нанесенный ущерб, игум. Стефан отправился за помощью в К-поль, но в это время (янв. 1821) в столице происходили предреволюционные события (революция началась в марте 1821), поэтому поездка оказалась безрезультатной.

В том же году турки заняли п-ов Касандра, уведя в плен все его население и угрожая так же поступить с Афоном, принявшим сторону восставших (из Д. м. на Касандру была перевезена большая пушка). В этой ситуации игум. Стефан решил вывезти святыни и ценности, среди которых были иконы Божией Матери «Фанеромени» и «Древний Предтеча», в свободную от турок Грецию. Во время загрузки корабля ночью 23 дек. 1821 г. внезапно поднялся шторм, и корабль унесло в море, в то время как большая часть имущества и 7 из числа сопровождавших его монахов остались на пристани. После упорной борьбы со стихией монахам удалось чудесным образом доставить на борт в шлюпке обе чтимые иконы.

Сначала монахи поселились на о-ве Порос, где расположили к себе местных жителей после молебна перед десницей св. Иоанна Предтечи об исчезновении саранчи. Но взятие турками острова вынудило монахов переселиться на о-в Закинф (Ионические о-ва), где они прожили 4 года на подворье своего мон-ря. Еще 1,5 года они жили на др. подворье Д. м., на о-ве Скопелос, и 6 июня 1830 г., после почти 10-летних скитаний, вернулись на Афон.

Старец Исаак Дионисиатский. Фотография. 1-я пол. ХХ в.Старец Исаак Дионисиатский. Фотография. 1-я пол. ХХ в.За это время в разных местах Греции погибло 30 монахов Д. м., еще 10 были казнены турками в 1822 г. в тюрьме «Белая башня» в Фессалонике по обвинению в содействии восстанию. Оставшиеся в Д. м. 14 монахов во главе с новым игум. Евлогием терпели издевательства тур. гарнизона. На молодых монахах турки возили дрова, как на мулах, а пожилые ушли на конак Д. м. в Карею. По возвращении братии в мон-рь возникли нек-рые уставные разногласия по причине различного образа монашеской жизни во время вынужденных странствий и плена. Духовная жизнь на Афоне, где в это время находились беженцы, в т. ч. женщины и дети, а также строители, восстанавливающие разрушенные мон-ри, пришла в упадок. Патриарх К-польский Константин I был вынужден призвать афонские монастыри к установлению традиц. порядка (обращение от 30 сент. 1830).

В 1884-1885 гг. были обновлены обветшавшие постройки Д. м., начало застраиваться пространство ближе к руслу потока Аэропотамос. По всему периметру был воздвигнут дополнительный этаж. Общая сумма расходов на строительство составила свыше 1,1 тыс. золотых тур. лир.

Пожары 1908, 1918, 1924 и 1945 гг. практически уничтожили лесные угодья рядом с монастырем, а от наводнения 1911 г. в числе др. обителей сильно пострадало подворье Д. м. Моноксилит.

Д. м. был задуман своим основателем прп. Дионисием как общежительный мон-рь и утвержден в этом качестве патриаршим указом 1389 г. В сер. XVI в. обитель перешла на особножительный, или идиоритмический, устав, но в 1616 г. возвратилась к первоначальному устроению. Однако с сер. XVII в. мон-рь снова вынужден был, в первую очередь по экономическим причинам, жить по смешанному, общежительно-особножительному уставу. Строго общежительный устав официально возобновился в Д. м. указом К-польского патриарха Каллиника V в 1805 г. Благодаря традициям строгого устава и особенностям местоположения Д. м. называют также Аскитомонастирион (подвижнический мон-рь). Позднее обители Дохиар (1834) и св. Павла (1839) при переходе на общежительный устав попросили назначить им игуменов из братии Д. м. В нач. XX в. в Д. м. было много различных мастерских. Число братии составляло 108 монахов, среди к-рых были греки, киприоты, русские, сербы, румыны, болгары и албанцы.

Игум. Гавриил и старец Кириак. Фотография. Кон. XIX в.Игум. Гавриил и старец Кириак. Фотография. Кон. XIX в.

В кон. XIX-XX в. Д. м., как и на протяжении всей истории, был знаменит почитаемыми старцами и подвижниками. Из них наиболее известны старцы Виталий († 1895), Симеон Типикарь († 1897), Дорофей († 1898), Папа-Лаврентий († 1899), Никифор Серб и иером. Аверкий († 1900), Дамиан и Феодорит († 1902), Дионисий и Каллиник († 1903), Иларион Архондарь († 1905), Венедикт († 1914), Константин († 1915), Агапий Мельник († 1919), иером. Иоанн и Дометий Типикарь († 1920), Онуфрий († 1921), Герман († 1924), Исидор († 1925), Артемий († 1929) и др. Особенно почитается в обители старец Исаак Дионисиатский (1850-1932), проживший в Д. м. 60 лет, с его пребыванием в мон-ре связано много поучительных историй и чудес. Он происходил из крестьянской семьи из г. Эдирне, при крещении получил имя Иоанн Георгий. Придя в юные годы на Афон, попросился в Д. м. и был принят, несмотря на строгий отбор послушников. Подвизался на подворье Моноксилит и в принадлежащих Д. м. владениях в Каламарии (Херувим, архим. Современные старцы Горы Афон. М., 2002. С. 267-293). Известны также старцы Иларион, Геннадий и Досифей Шорник († 1933), архимандриты Хризостом († 1933), Марк Дионисиатский (игумен Д. м. в 1926-1931; † 1938), старцы Иаков († 1939), Серафим Наксийский († 1943) и Серафим Фракийский († 1952), монахи Виссарион († 1952), Игнатий († 1953). С именами этих подвижников связаны многочисленные рассказы о чудесах исцеления, спасении души и мн. др.

В XX в. Д. м. упрочил позиции одного из главнейших духовных центров Св. Горы. Среди наиболее известных игуменов Д. м. в XX в.- игум. Досифей (1889-1926, 1931-1935), в общей сложности за время более чем 40-летнего игуменства он перенес различные нестроения, которые преодолел благодаря смирению и благочестию. Игум. Гавриил (1936-1976; † 1986) сыграл важную роль в процветании обители за время долгого игуменства. Он прибыл на Афон в 1910 г., был сначала иеромонахом. Духовный ученик старца Исаака Дионисиатского, игум. Гавриил известен как церковный писатель и историк Д. м. Игум. Харалампий (1910-2001; игумен в 1978-1989) прославился как ревностный подвижник и мудрый духовник.

В XX в. среди насельников Д. м. были мн. ученые монахи, в числе к-рых - богословы и церковные писатели. Наиболее значимо творчество мон. Феоклита Дионисиатского, автора мн. богословских сочинений, а также книг, посвященных афонским старцам. В России наиболее известна его фундаментальная работа о жизни и творчестве прп. Никодима Святогорца, написанная в 1958 г. (Преподобный Никодим Святогорец: Житие и труды. М., 2005).

Др. известный насельник Д. м.- Иосиф Дионисиатский, совр. писатель и агиограф. На рус. язык переведена его книга об игум. Д. м. Харалампии, духовным чадом к-рого был мон. Иосиф (Наставник молитвы Иисусовой: Жизнеописание Старца Харалампия Дионисиатского / Пер. с греч. братии пустыни Новая Фиваида Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. М., 2005).

Подворья

Д. м. в разные периоды истории владел многочисленными подворьями (47), расположенными большей частью за пределами Св. Горы, в основном на п-ове Халкидики. Подворья не только служили аграрными угодьями, но и являлись духовными и культурными центрами.

Моноксилит - единственное подворье Д. м., расположенное на Св. Горе между пределами Хиландара и рус. подворьем Хрумица. Название восходит к местному подвижнику, использовавшему для общения с внешним миром лодку из цельной сосны (моноксил, т. е. однодревку). В документах упоминается мон-рь Моноксилит, к-рый пришел в запустение и был приписан к Великой Лавре, а затем, не позднее нач. XVII в., к Д. м. На подворье возделывались виноградники и производилось вино. Сюда направляли молодых послушников, пока у них не отрастет борода. Подворье сильно пострадало от наводнения 1911 г., землетрясения 1933 г. и пожаров 1922, 1927, 1937 и 1938 гг. Имеет храмы во имя свт. Василия Великого (центральный), при к-ром есть кельи, винные погреба и скрипторий, во имя вмч. Артемия и свт. Николая Чудотворца, в честь Рождества Пресв. Богородицы на пристани и во имя св. Бессребреников в винограднике.

Наиболее значимые подворья за пределами Афона: Касандра (п-ов Касандра, земля пожалована имп. Иоанном VIII Палеологом в 1407), Мариана (близ совр. Полийироса), Метангици (п-ов Халкидики), Орфани (близ совр. г. Элефтеруполи) с визант. времени, подворья на островах Закинф, Тасос и Лесбос, в Кидонии (совр. Айвалык, Турция), в г. Филиппополь (совр. Пловдив, Болгария), Хотэрани (совр. Румыния). Все подворья пережили 2 тяжелых события: секуляризацию внешних монастырских владений в 1568 г. султаном Селимом II, после чего последовал выкуп большей их части молдав. правителями Руксандрой, Александру и их сыном Богданом, и национализацию греческим правительством афонских подворий в Греции для размещения беженцев из М. Азии после т. н. малоазийской катастрофы (1922), когда греч. правительство предоставило приют 1,3 млн беженцев. Т. о., Д. м. лишился всех земель и построек на этих подворьях, хотя в некоторых случаях за ним остались закреплены храмы.

Монастырский комплекс

Д. м. возвышается над морем на крутой 80-метровой скале. Как и в остальных мон-рях Афона, постройки Д. м., включая укрепленную башню, располагаются по периметру двора, в центре к-рого находится соборный храм (кафоликон). Особенностями Д. м. являются отсутствие свободного пространства между стенами кафоликона и окружающими его постройками из-за их размещения на тесной скале и нависающие друг над другом деревянные этажи келий со стороны пристани.

Башня мон-ря прп. Дионисия. 1520 г.Башня мон-ря прп. Дионисия. 1520 г.

Главный вход в вост. крыле Д. м. выполнен в виде арки со сводами, имеющей внешние и внутренние ворота. Те и другие, представляющие собой толстые доски, окованные железом, были изготовлены в 1803 г. на средства Хадзи Пазардзиклиса, ставшего впосл. монахом Д. м. с именем Дионисий. Над внешними воротами под сводчатым козырьком находится изображение Рождества Иоанна Предтечи (1837) с неугасимой лампадой перед ним, а над внутренними - др. фреска, с деисусным чином. Двор мон-ря - узкий проход между храмом и стенами, в нем нет традиц. фиалы для освящения воды. По правую сторону от входа расположен источник с резной мраморной плитой (XIX в.). Нижний этаж вост. крыла занимают пекарня и винные погреба, выше - кельи отцов, портняжная мастерская, 4 храма и звонница.

Башня (высота 23,9 м), построенная по всем правилам оборонительных сооружений, примыкает к сев. крылу, хотя и является отдельным строением. Она имеет квадратное сечение и делится на 4 этажа, у 2 из к-рых сводчатые потолки. До высоты 5 м она представляет собой сплошной монолит из скалы, камней и извести с небольшой цистерной, а выше внутреннее пространство со всех сторон ограждено стенами 2-метровой толщины. На 3-м этаже по периметру расположены отверстия для поливания неприятелей кипящим маслом или расплавленным свинцом, а крыша увенчана зубцами. Судя по сохранившейся на мраморной плите надписи, башня была построена на средства валашского господаря Нягое в 1520 г. В монастыре сохранилось 2 портрета Нягое Басараба - погрудный вместе с сыном Феодосием, 10-е гг. XVI в., и поясной, в предстоянии Николаю Чудотворцу, 1-я четв. XVI в. (Θησαυρο. 1997. Ν 2. 37; 2. 38).

Архондарик (гостиница) занимает 2 этажа сев. крыла почти на всем его протяжении. На 1-м этаже располагается приемный зал, кухня и неск. комнат, а остальные комнаты, вмещающие до 50 паломников, находятся на 2-м этаже. Под архондариком - помещения просфорной и свечной мастерской. Слева от гранитной лестницы, ведущей в гостиницу,- проскинитарий с древней иконой св. Иоанна Предтечи и неугасимой лампадой. На этом месте прп. Дионисий видел огненный столп, указывавший место для основания мон-ря. В юж., самом массивном крыле расположены игуменские покои с комнатой ожидания, в к-рой проводятся также собрания герондии, трапезная, кухня и кельи отцов. На нижнем этаже, под игуменскими покоями,- кельи иноков, где есть и келья свт. Нифонта. В глубине корпуса находятся темные комнаты, до 1-й пол. XVIII в. здесь подвизались отцы, искавшие особо строгих подвигов. Так, в одной из них, высеченной в скале, в течение 60 лет подвизался прп. Леонтий Дионисиатский. В наст. время эти комнаты используются как складские помещения. Точно под кельей игумена находится больница на 4 койки и палата для престарелых, а между ними - больничный храм ап. Иоанна Богослова.

Звонница, расположенная в вост. крыле, на уровне 2-го этажа примыкает к правой части алтаря кафоликона, опирается на мраморную колонну с надписью: ᾿Ιησοῦς Χριστὸς Νικᾷ. На 1-м из 3 ее этажей размещены повседневные била, на 2-м - праздничные и колокола. На 3-м этаже со стороны двора видны большие часы, до недавнего времени отбивавшие часы на большом колоколе. Звонница является одним из самых древних строений мон-ря, когда-то она служила надвратной башней.

Кафоликон

Роспись алтаря кафоликона мон-ря прп. Дионисия. 1547 г.Роспись алтаря кафоликона мон-ря прп. Дионисия. 1547 г.в честь Рождества св. Иоанна Крестителя построен в 1535-1547 гг.; внутренние размеры: 28×18 м, высота - 20 м. Относится к характерному для храмов Афона типу одноглавого крестово-купольного триконха с лити и экзонартексом. Лити - просторное 2-столпное помещение, в большинстве афонских кафоликонов заменяющее нартекс, с 2 куполами. С сев. стороны к нему примыкает бесстолпный однокупольный придел Акафистной, или Мироточивой, иконы Божией Матери. С запада к лити и приделу Акафиста пристроен экзонартекс. Тесное пространство между ним и старой трапезной, расположенной в западной части комплекса монастырских строений, превращено в крытую галерею. Как и в др. близких по плану кафоликонах афонских мон-рей Пантократор (1363, ремонт - в 1536) и Кутлумуш (ок. 1540), по сторонам от алтарной апсиды находятся 2 ротондальных изнутри и многогранных снаружи купольных компартимента, в левом размещен жертвенник, в правом - т. н. типикарий - помещение для хранения богослужебных книг, икон и реликвий.

Снаружи стены храма окрашены в темно-порфирный цвет, кровли свинцовые. Интерьер декорирован росписями, разделенными на 6 ярусов, нижний имитирует мозаику из мрамора. Иконографическая программа традиционна для визант. храмов.

В куполе изображен Христос Пантократор в окружении Небесных сил и Богородицы с Иоанном Предтечей, между окнами барабана - пророки со свитками (14), в парусах - евангелисты. В конхе алтаря представлена Богоматерь Платитера (Ширшая небес) между 2 ангелами. Ниже - изображение Божественной литургии со служащими ангелами; под ней - «Причащение апостолов», и в 1-м регистре - ряд святителей. По сторонам размещены сцены из ВЗ. В куполе жертвенника - благословляющий Христос Эммануил в славе, окруженный символами евангелистов, в скуфье купола - 8 святителей поколенно, в парусах - сцены жертвоприношения Авраама. Композиция в апсиде жертвенника иллюстрирует тропарь Великой субботы «Во гробе плотски… и на престоле был еси»: Христос изображен сидящим на престоле и ниже - лежащим во гробе, по сторонам стоят прав. Иаков и прор. Исаия. Рядом с окнами под апсидой - ростовые изображения ангелов и херувимов. В куполе типикария 4 ангела возносят мандорлу с изображением Богородицы типа Влахернской. В парусах представлены «Неопалимая Купина» и «Моисей, получающий скрижали закона», ниже - ростовые изображения святителей. На зап. гранях арок вост. колонн - «Благовещение». В юж. конхе помещена композиция «Преображение». В сев. конхе - «Сошествие во ад».

Центральные царские двери, ведущие из лити в наос. Ок. 1547 г.Центральные царские двери, ведущие из лити в наос. Ок. 1547 г.

Основной темой росписи кафоликона стали сцены из жизни Христа (детство, чудеса, Страсти, события по Воскресении). В юго-зап. компартименте храма помещается Богородичный цикл, в сев.-зап.- цикл св. Иоанна Крестителя.

На стенах наоса - св. воины и апостолы в рост; на сев. стене - мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест, на южной - семья ктитора Д. м. господаря Петра. На зап. стене представлены св. аскеты в рост, под ними, над входом и ктиторской надписью,- «Успение Пресв. Богородицы».

Фрески кафоликона (наос и лити) (1546-1547) прекрасно сохранились и представляют большую художественную ценность. Ктиторская надпись над юж. дверями не упоминает имя иконописца, но из типика 1634 г. известно, что храм расписал «дивный мастер Зорзис с Крита». Стилистические особенности роднят росписи кафоликона Д. м. с работами мастера Феофана Критского (1-я треть XVI в.), учеником к-рого мог являться Зорзис (Μαμαλκης. 1971. Σ. 394). Его отождествляют с критским худож. XVI в. Дзордзисом Фукасом, к-рый, согласно письменным источникам, расписал некоторые храмы в Греции и на Афоне, но ни одной его работы не сохранилось. Детальный анализ живописи позволяет выявить работу неск. мастеров, вероятно учеников Зорзиса.

Преподобные Савва и Дионисий. Роспись кафоликона мон-ря прп. Дионисия. 1547 г.Преподобные Савва и Дионисий. Роспись кафоликона мон-ря прп. Дионисия. 1547 г.

Фрески экзонартекса принадлежат неизвестному румын. мастеру XVIII в., который пользовался в качестве образца работами Мануила Панселина. Позднее маленькие, изящные надписи были заменены грубыми прописями. В верхнем ярусе экзонартекса изображены сцены из Акафиста Пресв. Богородице, в др.- мученики.

Достопримечательностью собора считается ореховый золоченый резной иконостас кон. XVIII в., украшенный богатым растительным орнаментом. От первоначального иконостаса, сооруженного на пожертвования молдав. господаря Александру в 1553 г., сохранились нек-рые фрагменты внутри алтаря, напр. большое Распятие, в покоях игумена, епископский трон XV в., декорированный сценами «Рождество св. Иоанна Крестителя», «Усекновение главы св. Иоанна Крестителя» и др., выполненными в высоком рельефе. Достойны внимания резные изделия, богато украшенные инкрустацией из перламутра, слоновой кости и др. материалов: аналой, 4 позолоченные сени храма, сень над престолом в алтаре (1685) и др. Произведениями искусства является и бронзовая утварь кафоликона: большое паникадило с литыми изображениями св. воинов и ангелов; хорoс на 72 свечи, считающийся самым древним на Св. Горе (12 небольших двусторонних икон на нем датируются 1600); 2 больших подсвечника, лампады (1857) и др.

Св. Иоанн Креститель. Икона. XIV в.Св. Иоанн Креститель. Икона. XIV в.

В кафоликоне хранится древняя чудотворная икона св. Иоанна Крестителя в позолоченной и посеребренной ризе, уцелевшая в пожаре 1535 г., известная под названием «Древний Предтеча». Образ был подарен господарем Александром в благодарность за исцеление сына Константина. В том же киоте находится икона Божией Матери «Страстная». В левом киоте - икона «Богородица Живоносный Источник» (1669) и икона прп. Дионисия (XVI в.). Рядом с центральным проскинитарием находится икона св. Иоанна Крестителя (1688) в ризе (1930).

Праздничный ряд иконостаса состоит из икон (51×41 см), являющихся образцом искусства иконописи критской школы 1-й пол. XVI в. В местном ряду иконы Христа и Богоматери также созданы в XVI в., икона св. Иоанна Крестителя написана в XVII в. (серебряный нимб - XIX в.). На внутренней поверхности сев.-вост. колонны сени престола находится драгоценная дароносица нач. XVIII в., напротив нее на стене - ковчег с мощами свт. Нифонта и его жезл. На престоле хранится крест, дар Д. м. имп. Елены Драгаш († 1450), супруги имп. Мануила II, принявшей впосл. постриг с именем Ипомони (греч.- терпение).

Крытая галерея (20×4 м) между трапезной и экзонартексом расписана сценами из Апокалипсиса - это 1-й по времени создания цикл из 10 аналогичных, сохранившихся на Св. Горе. Предлагались самые разные датировки - от 1523 до 1603 г.; наиболее убедительной представляется позиция П. Хубера (Huber P. Athos: Leben. Glaube. Kunst. Zürich, 19823. S. 367), относившего создание сцен из Апокалипсиса к периоду между 1563 и 1568 гг. (Ibidem). Иконография цикла практически полностью повторяет серию из 21 гравюры Лукаса Кранаха Старшего, подготовленную в 1522 г. для 1-го издания нем. перевода НЗ Мартина Лютера («Сентябрьский Новый Завет»), а также созданную на ее основе (с незначительными изменениями) в 1523 г. серию гравюр Ханса Хольбейна Младшего. По мнению Хубера, книги с гравюрами попали на Св. Гору через ктиторов мон-ря валашского господаря Александру и его жену Руксандру (подробности см.: Ibid. S. 378-382). На сев. стене изображены «Притча о добром самарянине» (где на месте гостинника представлен ап. Павел), «Неопалимая Купина», «Моисей, получающий скрижали закона», «Моисей, сходящий с горы Синай», «Даниил во рву львином» и «Успение прп. Ефрема Сирина». На зап., юж. и вост. сторонах галереи помещены изображения «Христос Виноградная Лоза», «Христос Возлежащий» со сценой «Гостеприимство Авраама», Деисус. На площадке напротив центральной двери экзонартекса, входящей в галерею, называемой «Синаксис», совершается великое водосвятие.

Свт. Нифонт и прп. Дионисий. Икона из иконостаса кафоликона мон-ря прп. Дионисия. 1818 г.Свт. Нифонт и прп. Дионисий. Икона из иконостаса кафоликона мон-ря прп. Дионисия. 1818 г.

Общая трапезная, расположенная в юж. крыле рядом с кафоликоном, вмещает до 200 чел. Старое помещение трапезной, параллельное экзонартексу и более обширное, полностью оформлено мастерами критской школы. Сев. и юж. стены расписаны в 3 яруса: верхний - чудеса Господа, средний - сцены из Жития св. Иоанна Крестителя, нижний - ростовые изображения аскетов. Вост. стену занимает композиция «Страшный Суд», на зап. стене в апсиде изображен св. Иоанн Креститель с прп. Дионисием и свт. Нифонтом, в конхе апсиды - иллюстрация к рождественской стихире «Что Ти принесем, Христе».

В 1568 г. на средства молдав. господаря Александру Лэпушняну и его супруги Руксандры трапезная была расширена к югу, для чего часть стены была разрушена и укреплена 2 мраморными колоннами, так что новое помещение приобрело в плане Т-образную форму. Пристройка также расписана. В юж. конхе помещена композиция «Тайная вечеря», под ней - святители и преподобные. В соседних небольших конхах изображены сцены «Гостеприимство Авраама» и «Три отрока в пещи огненной», рядом - 12 патриархов, в оконных проемах - апостолы от 70. Зап. стена занята композициями «Лествица Иоанна Синаита» и «Собор Небесных сил бесплотных по падении денницы», а также изображениями мучеников в рост и сценами мучений. На противоположной стене - ростовые изображения иерархов в монашеских одеждах и композиция «Смерть грешного монаха». Согласно надписи под «Тайной вечерей», фрески были выполнены в 1603 г. на средства некоего иерея Димитрия. В центр деревянного потолка, украшенного прямоугольниками и ромбами, помещена икона Христа. У правой колонны, расположенной между 2 помещениями трапезной, возвышается резной амвон (1727).

Храмы, приделы и другие строения

К северу от лити находится придел Акафистной, или Мироточивой, иконы Божией Матери, к-рая является одним из главных сокровищ мон-ря. Эта древнейшая на Афоне чудотворная икона входит в иконостас придела с правой стороны. Она выполнена из восковой мастики, черты лика размыты по причине истечения мира. Эту икону держал в руках Сергий I, патриарх К-польский, обходя стены осажденного персами и славянами К-поля (626). Заступничеством Пресв. Богородицы неприятельский флот был рассеян штормом, и город спасен. Перед этой иконой впервые был совершен Акафист Пресв. Богородице. Литургию в приделе служат ежедневно, по субботам ее возглавляет игумен. На великие праздники икона крестным ходом переносится в кафоликон и ставится в киоте перед левой колонной. Серебряная позолоченная риза, согласно надписи на ней, изготовлена в 1786 г. На оборотной стороне серебряной ризы изображено вручение иконы прп. Дионисию имп. Трапезунда Алексеем III Комнином в 1374 г. С иконой связано много чудес. Похищенная пиратами (1592), она была возвращена ими в мон-рь, после того как Пресв. Богородица явилась в открытом море капитану корабля, на к-рый обрушился шторм, и приказала вернуть Свою икону. Когда по прибытии в Д. м. был открыт ковчег, в к-ром лежала икона, он оказался наполненным благоухающим миром. 2 пирата при виде чуда покаялись и стали монахами. Др. чудо произошло с начальником Афонской академии Евгением Вулгарисом (архиепископ Славянский и Херсонский при Екатерине II). Он подробно описал исцеление от опухоли в груди в 1758 г. от этой иконы. Фрески придела выполнены в 1890 г.

Выше лити кафоликона находятся 2 придела. Придел св. Архангелов расписан монахами Меркурием и Германом в кон. XVI - нач. XVII в. Росписи и иконостас др. придела, освященного во имя прп. Дионисия, выполнены в XX в. Маленький храм св. Бессребреников расположен под кафоликоном в небольшой пещере и имеет выход к морю. Храм был построен в 1542 г., а фрески нач. XVII в. были записаны во 2-й пол. XIX в.

Акафистная икона Божией Матери. XIV в.Акафистная икона Божией Матери. XIV в.

Больничная церковь во имя ап. Иоанна Богослова построена в XVI в. Росписи относятся ко 2-й пол. XVI - нач. XVII в. Нартекс расписан в 1615 г. (Σμιρνκης. 1903. Σ. 508). Иконостас современен основанию храма.

Самый маленький храм мон-ря во имя свт. Николая Чудотворца расположен на 2-м этаже звонницы. Его иконостас включает композицию над царскими вратами, изображающую виноградную лозу со вписанными в медальоны ликами Христа и 12 апостолов, а также иконы Спасителя и свт. Николая (обе XVII в.).

Храм во имя свт. Иоанна Златоуста на 3-м этаже мон-ря расписан сценами из его Жития. По надписи на иконе святителя (1695) можно судить о времени постройки храма. На том же этаже расположен более просторный храм во имя свт. Нифонта. Судя по ктиторским надписям, он был построен скевофилаксом Вениамином в 1782 г., в нем сохранились иконы, написанные Вениамином. С храмом свт. Иоанна Златоуста сообщается храм вмч. Георгия Победоносца, расписанный мон. Даниилом в 1609 г., работавшим также над иконостасом и царскими вратами (все убранство хорошо сохр.). На 3-м этаже сев. крыла находится храм во имя свт. Нектария Эгинского на месте прежнего храма Всех святых, от к-рого остались немногочисленные фрески в алтаре (Богородица Платитера с 2 иерархами). Новый храм во имя прп. Никодима Святогорца примыкает к помещению музея на 2-м этаже юж. крыла.

Вне стен обители находится храм Всех святых на монастырском кладбище, расписанный мон. Меркурием в 1627 г. на средства мон. Герасима из Дунайских княжеств. Судя по множеству икон Божией Матери (Акафист из 24 сюжетов: Введение во храм, Иоаким и Анна, пророчествующие о Деве, изображение Богородицы с архангелами над входом и др.), ранее этот храм был посвящен Ей. Иконостас новый, но выполнен по образцу старого и содержит некоторые древние иконы. Снаружи храма в стене имеется ниша, где находится гроб св. патриарха Нифонта. Кроме того, обители принадлежит храм во имя вмч. Димитрия на пристани с фресками XVII в. Кафизма свт. Нифонта и св. Дионисиатских отцов с одноименной церковью находится немного выше обители на той же скале, к ней ведет лестница из 150 ступеней. В 1903 г. она полностью сгорела, восстановлена в 1908 г. Рядом с кафизмой находится пещера свт. Нифонта. Еще одна кафизма, 12 апостолов,- на небольшой скале напротив мон-ря на др. стороне потока. В храме есть росписи XVIII (школа иером. Дионисия Фурноаграфиота) и XIX вв. Кафизма ап. Иакова, брата Господня,- на дороге, ведущей вдоль потока к вершине М. Афона. Она используется монахами для молитвенного уединения, раньше служила скрипторием. Вплоть до кон. XIX в. там был также и храм свт. Николая Чудотворца. К северо-западу от мон-ря находится кафизма св. Онуфрия со ступенчатыми садами, к к-рой ведет выложенная камнем извилистая тропа. Раньше на этом месте была келлия Друванисти. Немного выше ее расположена кафизма Пресв. Богородицы, напротив к-рой есть пещера, где подвизался прп. Дионисий и видел огненный столп, возвышавшийся на месте нынешнего мон-ря. С левой стороны поднимающейся в Д. м. дороги сохранилась часовня, построенная в воспоминание о чуде, когда св. Иоанн Предтеча остановил в этом месте пиратов и спас мон-рь от разграбления. Здесь же была и торжественная встреча монахами патриарха Нифонта, после того как о ней было открыто игумену св. Иоанном Крестителем. Когда-то в этом месте разгружали ослов, не позволяя им приближаться к входу в мон-рь. Мон-рю принадлежат 6 келлий в Карее и недалеко от нее, из к-рых келлия св. Стефана служит конаком, 3 посвящены Пресв. Богородице (Благовещения и Рождества в Карее и Введения у потока Пения), 1 - Димитрию и 1 - свт. Николаю Чудотворцу.

Реликвии и мощи святых

Десница св. Иоанна КрестителяДесница св. Иоанна КрестителяМон-рь располагает значительным собранием аналойных икон, имеющих большую церковную, историческую и культурную ценность. Кроме упомянутых икон кафоликона и др. храмов много икон выставлено в примыкающем к музею-ризнице длинном и узком помещении, в конце к-рого находится храм во имя прп. Никодима Святогорца. В иконостасе этого храма стоят царские врата XV в. и 2 иконы - Христа с архангелами (XV в.) и Богородицы Оранты эпохи Палеологов, остальные иконы размещены по стенам. Среди них можно отметить двустороннюю икону с Иоанном Предтечей и имп. Алексеем III Великим Комнином с одной стороны и 4 Трапезундскими святыми - с другой (XIV в.), 2 иконы «Распятие Христа» (XIV-XV вв.), ряд из 21 иконы 1-й пол. XVI в., 4 изображения пустынных отцов (кон. XVI в.), иконы нач. XVII в., выполненные монахами Даниилом и Меркурием, и большое количество более поздних икон. Неск. икон большого размера помещено в комнате для собраний - это Деисус критского иконописца Евфросина (1542): Христос, Богородица, Предтеча и апостолы Петр и Павел.

Мощевик патриарха Нифонта. 1515 г.Мощевик патриарха Нифонта. 1515 г.В Д. м. хранятся мощи многих святых. Главная реликвия - десница св. Иоанна Предтечи, «пришествие» которой в обитель (1800) торжественно празднуется в 4-е воскресенье Великого поста. Особую ценность имеют 3 мощевика: свт. Нифонта в виде храма, реликварий с миром вмч. Димитрия и ковчежец с правой рукой прп. Матроны Хиосской, где находится также миниатюрная бумажная рукопись Псалтири, самая маленькая на Афоне (8×5,5 см). Мощевик патриарха Нифонта является даром валашского господаря Нягое Басараба. Он выполнен в виде точной копии 5-купольного храма во имя свт. Николая Чудотворца, построенного этим правителем недалеко от Бухареста и бывшего тогда митрополией Тырговиште. Мощевик (вес ок. 20 кг, размеры 42×30×42 см) выполнен из золота, серебра и смальты и представляет собой уникальный образец трансильванского искусства. В нем находятся мощи свт. Нифонта, за исключением главы и правой руки, хранящихся в румын. мон-ре Куртя-де-Арджеш. После кончины святителя в Д. м. его останки были отвезены в Валахию посланными Нягое, где от них происходило много исцелений. По заповеди явившегося ему во сне свт. Нифонта Нягое вернул мощи в мон-рь в роскошном мощевике, а взамен оставленной им у себя части его мощей даровал Д. м. честную главу Иоанна Предтечи в драгоценной раке. Глава была похищена пиратами в 1765 г., когда монахи везли ее на подворье на о-ве Айос-Эфстратиос для водосвятия, а затем оказалась в главной мечети Дамаска (Сирия), где и находится в наст. время. Это происшествие послужило поводом для строгого запрета на вывоз десницы Иоанна Предтечи за пределы Д. м.

Собор Дионисиатских святых. Икона. 1930 г.Собор Дионисиатских святых. Икона. 1930 г.

В Д. м. хранятся 3 больших креста с фрагментами Животворящего Древа, частями багряницы и ризы Христа, частью честного пояса Пресв. Богородицы, к-рая была получена в Ватопеде в обмен на палец Иоанна Предтечи, и частью ризы Богоматери. Из наиболее чтимых мощей в мон-ре находятся: главы св. Григория, еп. Акрагантского, имп. Феофано, мучениц Фомаиды Александрийской, Кириакии Неокесарийской, мч. Меркурия (часть), св. Петра, архиеп. Александрийского, и св. Филофея, игум. Дионисиатского (впосл. митрополит Трапезундский) (часть), ап. и евангелиста Луки, священномучеников Антипы, Власия, Елевферия, Модеста, святителей Иоанна Милостивого и Иоанна Колонийского, мч. Кирика Тарсийского, вмч. Пантелеимона, прп. Параскевы; фрагмент вериг ап. Петра; нога мч. Кирика и нога мч. Трифона; нижняя челюсть первомч. Стефана. Чтимой реликвией является небольшой золотой кивот, украшенный жемчугом и кораллами, в к-ром хранится восковая масса, где, по преданию, хранятся частицы честной главы св. Иоанна Предтечи. Все мощи находятся в серебряных, позолоченных и резных ковчежцах и выставляются для поклонения в день памяти того или иного святого 97 раз в году (более подробный перечень мощей см.: Γαβριήλ,ρχιμ. 1959. Σ. 72-73, 77-90).

В Д. м. подвизались 11 святых, не считая основателя: прп. Дометий, преемник прп. Дионисия († 1405), св. Нифонт II, патриарх К-польский († 1508), ученики свт. Нифонта: преподобномученики Макарий (казнен турками в 1507) и Иоасаф (казнен турками в 1516), преподобные Леонтий Мироточивый († 1576), Филофей († 1610), церковный писатель прп. Никодим Святогорец (жил в Д. м. 2 года, † 1809), преподобномученики Геннадий и Христофор Адрианопольский (казнены турками в 1818), иконописец Иосиф, по преданию написавший икону архангелов в иконостасе кафоликона, и Павел Пелопоннесский (казнены турками в 1819).

Описание святынь Д. м. наряду с описанием святынь др. святогорских обителей содержится в рассказе игумена Русского Пантелеимонова монастыря, записанном во время его пребывания в 1561 г. в Москве (см.: Ундольский В. М. Сказание о Святой горе Афонской, 1560 г. // ЧОИДР. 1846. Кн. 4. С. 15-32).

Библиотека и архив

Моление в Гефсиманском саду. Заставка Евангелия. XI в. (Cod. 587)Моление в Гефсиманском саду. Заставка Евангелия. XI в. (Cod. 587) Б-ка Д. м. в наст. время расположена на 1-м этаже стыка вост. и сев. крыла (планируется ее перевод в башню). Она считается одной из самых богатых и лучше всего организованных б-к Св. Горы, будучи 4-й по значимости. Собрание состоит из рукописного и печатного отделов. Из 1,1 тыс. хранящихся в б-ке рукописей большая часть каталогизирована: проф. Афинского ун-та С. Ламброс описал 586 рукописей (Λμπρος Σπ. Κατάλογος τῶν ἐν ταῖς Βιβλιοθήκαις τοῦ ῾Αγίου ῎Ορους λληνικῶν κωδίκων. Κανταβρυγία, 1895. Τ. 1. Σ. 319-436), еп. Евлогий дополнил его труд (Κουρλας, Ελγιος Λαυριτης. Κατάλογος ῾Αγιορειτικῶν χειρογράφων. Τ. 1: [Κώδικες τῆς μονῆς τοῦ ῾Αγίου Διονυσίου] // Θεολογία. 1936. Τ. 14. Σ. 114-128, 330-347), мон. Евфимий, библиотекарь Д. м., описал еще 211 греч. и 5 слав. кодексов (Εὐθύμιος Διονυσιάτης. Συμπληρωματικὸς κατάλογος λληνικῶν χειρογράφων // ΕΕΒΣ. 1957. Τ. 27. Σ. 233-271, 387-390).

Рукописи датируются от IX до XX в., большинство относится к поствизант. времени (Евангелия, Апостолы, Минеи, Жития, творения отцов Церкви). Есть рукописи светского содержания: произведения греч. философов, исторические, филологические, правовые и т. п. 27 рукописей представляют собой свитки (из них 25 пергамены XII-XV вв.), 148 - пергаменные кодексы. 3 рукописи являются палимпсестами, нек-рые выполнены уставным письмом. Большинство книг написано иноками Д. м. в кон. XVI - 1-й пол. XVII в. Организатором скриптория был игум. Феона, каллиграф, трудившийся над перепиской книг. Нек-рые рукописи были созданы вне монастыря, в основном на его подворьях. На многих рукописях имеются заметки (свыше 3 тыс.), относящиеся к обстоятельствам написания, купли, продажи и т. п., а также содержащие информацию по истории обители.

Четвероевангелие. XIII в. (Cod. 589)Четвероевангелие. XIII в. (Cod. 589)

Среди иллюминированных рукописей выделяется знаменитое имп. Евангелие (Cod. 587, XI в.). Оно содержит ок. 80 прекрасно сохранившихся миниатюр. Переплет деревянный с позолоченным и серебряным окладом (XVI в.), украшен сценами «Распятие» и «Рождество Предтечи» и изображением дарителя - молдав. господаря Мирчи с семьей. Еще одна уникальная рукопись - Четвероевангелие (Cod. 588) с более поздним окладом (1565). Большую ценность имеют еще 2 рукописи: Слова свт. Григория Богослова (Cod. 61, XII в.) с 17 прекрасными иллюстрациями и Псалтирь XIV в. (Cod. 65) с 14. Достойны внимания также рукописи с миниатюрами N 2, 4, 13, 14, 33 и 34, 33-я помимо миниатюр имеет редкий деревянный оклад с тонкой резьбой, изображающей праздники и святых (ок. 270 лиц (XIII в.)). Миниатюры из 49 рукописей X-XVII вв. (в т. ч. из славяно-молдавского Евангелия № 799) опубликованы: Οἱ θησαυρο τοῦ ῾Αγίου ῎Ορους. Σειρά Α´ Εἰκονογραφημένα χειρόγραφα. ᾿Αθῆναι, 1973. Τ. Α. Σ. 36-233; каталог - с. 373-449.

В б-ке имеется 6 слав. богослужебных рукописей (3 серб. и 3 среднеболг.- из последних 1 валашская и 1 молдав.) XV-XVI вв. (№ 799-804) (Славянские рукописи афонских обителей / Сост.: А. А. Турилов, Л. В. Мошкова; Ред.: А.-Э. Н. Тахиаос. Фессалоника, 1999. № 170, 197, 198, 337, 355, 674). Наибольший интерес среди них представляет серб. Минея Праздничная (№ 801) сер. XVI в., украшенная 4 миниатюрами.

Распятие. Пластина из слоновой кости. Х в.Распятие. Пластина из слоновой кости. Х в.

Количество печатных изданий Д. м. достигает 10 тыс., из к-рых половина является редкими старыми книгами, а 6 - первопечатными изданиями 2-й пол. XV в. Среди книг XVI-XX вв. есть редкие издания Свящ. Писания, святоотеческих сочинений, словари, номоканоны и др. Евангелие 1552 г. украшено рукописными изображениями евангелистов.

Архив содержит различные имп., патриаршие грамоты, связанные с историей, правами и собственностью Д. м. и его подворий. 1-я систематизация архива была проделана в 1909-1915 гг. ученым мон. Дометием, а документы позднее 1700 г. приведены в порядок мон. Феоклитом Дионисиатисом, совр. насельником Д. м. Документы визант. и поствизант. эпохи расписаны в хронологической последовательности, а позднейшие и иноязычные каталогизированы по месту их написания (подворья Д. м.). Большая часть архива, кроме документов, выставленных в музее, находится в 2 металлических емкостях, менее важные документы хранятся в специальных деревянных ящиках. Наиболее ценны визант. хартии с золотыми, восковыми и свинцовыми печатями, связанные с основанием Д. м. и данными ему привилегиями и правами. В первую очередь это ктиторский хрисовул (1374/75) имп. Алексея III Великого Комнина, написанный на толстой бумаге, с 2 золотыми печатями (см. также в ст. Дионисий, прп.). Более ранним является хрисовул имп. Иоанна VI Кантакузина (1347), в к-ром он дарит Димитрию Кавасиле землю в Каламарии, позже перешедшую в собственность Д. м. В хрисовуле Иоанна VII Палеолога (1408) зафиксировано дарение подворья Марискин на п-ове Касандра, более позднее распоряжение имп. Мануила II Палеолога (1414) сообщает об освобождении насельников этого подворья от налогов. Указ имп. Алексея IV Великого Комнина (1416) подтверждает ежегодное предоставление Д. м. 1 тыс. комнинатов, в случае невозможности приезда представителя мон-ря предусматривается передача денег эпитропу Д. м. в Трапезунде. Далее следуют распоряжения деспота Фессалоники Андроника Палеолога (1417, 1418, 1420 и 1421), относящиеся к тому же подворью на Касандре и оговаривающие его устройство, права Д. м. и предоставление имп. помощи.

Самой древней из патриарших грамот является сигиллий патриарха Антония IV (1389), в к-ром Д. м. предоставляется титул и привилегии патриаршего мон-ря. Подобного рода грамота патриарха Тимофея II (1617) называет Д. м. патриаршим и ставропигиальным мон-рем и освобождает его от подчинения власти прота, а также разрешает нек-рые вопросы, касающиеся внутреннего устроения Д. м. и др.

Музей-ризница

Здесь хранятся наиболее ценные дары, сделанные знатными людьми и иерархами. Многие пожертвованы митр. Белградским Иеремией, послом в Пруссии Иоанном Франкопулосом и христианами из России. В числе экспонатов - некоторые ценные рукописи с миниатюрами в дорогих окладах и др. реликвии, тканые изделия, напр. плащаница XVI в., дар господаря Молдавии Петру Рареша, ценные священнические и архиерейские облачения (саккосы митр. Иеремии и патриарха Нифонта, энколпион последнего, митры, епитрахили, орари, палицы, жезлы, покровцы и др.). Надписи на тканых изделиях содержат сведения об их изготовителях, бывш. владельцах и жертвователях. В ризнице хранятся кресты с Животворящим Древом, ценные резные кресты, священные сосуды, кадильницы, панагии, печати, богатая коллекция древних монет, небольшая пластинка X в. из слоновой кости с резным изображением Распятия с предстоящими у креста Богородицей и Иоанном Богословом, ангелами и воинами. Серебряный и позолоченный оклад массивного рус. Евангелия украшен смальтой и драгоценными камнями разных цветов, между к-рыми помещены изображения евангелистов и Воскресения Спасителя. Из России его привез иеродиак. Симеон, пожертвовавший и позолоченную чашу, также со смальтой, и др. предметы на сумму 1,2 тыс. золотых грошей. Так, существуют еще 5 крестов с Животворящим Древом, украшенных жемчугом и кораллами, самый большой из которых используется на освящении воды и выставляется для поклонения в Крестопоклонную неделю. Есть серебряные с позолотой и смальтой рипиды (1661), резные деревянные панагии, 2 дарохранительницы - русская с эмалью и перламутровая иерусалимская, митры с изображениями и др.

Лит.: Ιωάννου Κομνινοῦ Περιγραφὴ τῆς μονῆς Διονυσίου // Montfaucon B., de. Palaeographia graeca. P., 1708. P. 476-477; Dräsecke J. Vom Dionysios-Kloster auf dem Athos // BZ. 1893. Bd. 2. S. 79-95; Μωραϊτίδης Α. Δ. Τὸ ἱερὸν κοινόβιον τοῦ Διονυσίου // Παρνασσός. 1894/1895. Τ. 17. Σ. 17-32; Βλάχος Κ., διάκ. ῾Η χερσόνησος τοῦ ῾Αγίου ῎Ορους καί αἱ ἐν αὐτῇ μοναί καί μοναχοί πάλαί τε καί νῦν. Βόλος, 1903; Σμιρνάκης Γ. Τό ῞Αγιον ῎Ορος. Αθῆναι, 1903; Νικόδημος Διονυσιάτης, μον. Μονή Διονυσίου, Πανελλήνιον Λεύκωμα ᾿Εθνικῆς ῾Εκατονταετηρίδος, 1821-1921. Αθῆναι, 1923; ῾Η χρυσῆ βίβλος τοῦ ῾Ελληνισμοῦ. Αθῆναι, 1925. Τ. 3. Σ. 126-130; Un preşios chiuot de la Neagoe Basarab Voeuod (1512-1521) în mânãstirea Dionisiu din Sfântul Munte Athos. Bucur., 1933. P. 8; Χρύσανθος, μιτρ. Τραπεζοῦντος. ῾Η ᾿Εκκλησία Τραπεζοῦντος. ᾿Αθῆναι, 1933; Ευθύμιος Διονυσιάτης. Τὸ πλῆρες κείμενον τοῦ ὑπέρ τῆς ἐν ΑΟ τοῦ ῎Αθῳ ΙΜ τοῦ ἁγ. Διονυσίου χρυσοβόλλου τοῦ αὐτοκράτορος Τραπεζούντος ᾿Αλεξίου Γ´ τοῦ Μεγάλου Κομνηνοῦ ἐν ἔτει 1374 // Ποντιακὴ ᾿Εστία 1950. Ν 1. Σ. 195-198; Κουρίλας, Εὐλόγιος Λαυριτης, επ. Τὸ ἡσυχαστήριον τοῦ ἁγίου ᾿Ονουφρίου εἰς τὸν Μικρὸν ῎Αθωνα ἢ ᾿Αντιάθωνα ᾿Εν τοῖς ὁρίοις τῆς μονῆς τοῦ ῾Αγίου Διονυσίου, τὸ πρωτόπλασμα τῆς νῦν μεγάλης μονῆς // ᾿Αγιορειτική Βιβλιοθήκη. 1954. Τ. 19. Σ. 15-22; idem. Τὸ κέντρον τῶν ῾Ησυχαστῶν. ῾Ο Μικρὸς ῎Αθος τοῦ ῾Αγίου Διονυσίου, Αἱ οἰκειακα ἔριδες τῶν δύο κατέροθεν μονῶν // Ibid. Σ. 282-289, 376-384; Οἰκονομίδης Ν. Πρόσταγμα ᾿Αλεξίου Δ´ τοῦ Μεγάλου Κομνηνοῦ περ τῆς ἐν ῎Αθῳ μονῆς τοῦ Διονυσίου // Νέον ᾿θήναιον. 1955. Τ. 1. Σ. 15-22; Νικολόπουλος Π., Οἰκονομίδης Ν. ῾Ιερά Μονή Διονυσίου. Κατάλογος τοῦ ᾿Αρχείου // Σύμμεκτα. 1956. Τ. 1. Σ. 257-328; Μαμαλάκης Ι. Διήγησις περί ῾Αγίου ῎Ορους ἐν καιρῷ τῆς ἐπαναστασίας τοῦ 1821 // ᾿Επιστημονικὴ ᾿Επετηρς τῆς Θεολογικῆς Σχολῆς τοῦ Πανεπιστημίου. ᾿Αθηνῶν, 1957. Τ. 7; idem. Τό ῞Αγιον ῎Ορος διά μέσου τῶν αἰώνων. Θεσσαλονίκη, 1971; Γαβριήλ, ἀρχιμ. ῾Η ἐν ῾Αγίῳ ῎Ορει ῾Ιερά Μονή τοῦ ῾Αγίου Διονυσίου. Αθῆναι, 1959; Παπαδόπουλος Σ. Γ. Διονυσίου ῾Αγίου, Μονή, ἐν ῎Αθῳ // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 83-90; Actes de Dionysiou / Ed. N. Oikonomidès. P., 1968. 2 vol. (Archives de l'Athos; 4); Οἱ θησαυρο τοῦ ῾Αγίου ῎Ορους. Εἰκονογραφημένα χειρόγραφα. ᾿Αθῆναι, 1973. Τ. 1. Σ. 36-233, 392-449; Huber P. Athos: Leben. Glaube. Kunst. Zürich, 19823; Δωρόθεος, μον. Τό ῞Αγιον ῎Ορος̇ Μύηση στήν ἱστορία του καί τή ζωή του. Κατερίνη, 1985. Τ. 1. Σ. 291-305; Χρήστου Π. Τό ῞Αγιον ῎Ορος. ᾿Αθωνική Πολιτεία - ῾Ιστορία Τέχνη Ζωή. Αθῆναι, 1987; Καδᾶς Σ. Κῶδιξ ῾Ιερᾶς Μονῆς Διονυσίου (ιη´- ιθ´ αἰ.). ῞Αγιον ῎Ορος, 1994; idem. Τά σημειώματα τῶν χειρογράφων τῆς ῾Ιερᾶς Μονῆς Διονυσίου. ῞Αγιον ῎Ορος, 1996; idem. ῾Ιερά Μονή τοῦ ῾Αγίου Διονυσίου ῞Αγιον ῎Ορος, 20044; ῾Ιερά Μονή τοῦ ῾Αγίου Διονυσίου // Δελτίον Διοικήσεως Επιχειρήσεως. 2000. Τ. 39. Σ. 20-27; Θησαυρο τοῦ ῾Αγίου ῎Ορους. Θεσσακινήκη, 1997; Фотић Л. Света Гора и Хиландар у Османском царству (XV-XVII вв.). Београд, 2000; Doens Ir. Bibliographie de la Sainte Montagne de l'Athos. Mont Athos, 2001; Θεοφυλάκτος (Μαρινάκης),ρχιμ. Θαυματούργες εἰκόνες τῆς Παναγίας στο ῞Αγιον ῎Ορος. Θεσσαλονήκη, 2001. Σ. 95-107; ῾Ιερά Μονή τοῦ ῾Αγίου Διονυσίου. Τοιχογραφίες τοῦ Καθολικοῦ. ῞Αγιον ῎Ορος, 2003; Πεντζίκης Γ. Ν. ´Αγιον ´Ορος: ´Ενας πλήρης ταξιδιωτικός οδηγός. Αθήνα, 2003. Τ. 2. Σ. 103-118; Λάζαρος (Διονυσιάτης), μον. Διονυσιωτικαί διηγήσεις. ῞Αγιον ῎Ορος, 20045; ῞Οσιος Διονύσιος ὁ κτίτωρ. ῞Αγιον ῎Ορος, 2004; ῾Ο ῞Αγιος Νήφων, πατριάρχης Κωνσταντινουπόλεως. ῞Αγιον ῎Ορος, 2004; Διονυσιάτικον Αγιολόγιον. ῞Αγιον ῎Ορος, 2004.
Иером. Леонтий (Козлов)

Рукописное наследие Д. м. и культурные связи с Россией

Первые сведения о Д. м. появились на Руси довольно рано, но более полная и систематическая информация была получена благодаря книжной деятельности Максима Грека (жил на Руси в 1518-1556). Среди мн. его произведений следует отметить послание 1518-1519 гг. к вел. кн. Московскому и всея Руси Василию III об афонских обителях, в к-ром он в числе проч. обителей уделяет внимание описанию монашеской жизни Д. м. Максим Грек излагает историю основания обители, сообщает о 95 насельниках, отдает предпочтение общежительным мон-рям, каким является Д. м., по сравнению с особножительными, говорит о гармоничном сочетании монастырских послушаний и молитв. Максим Грек подчеркивает особенности общежительного мон-ря: отсутствие у монахов личной собственности; вклад при вступлении в обитель не влияет на положение монаха.

Др. рукописью, имеющей прямое отношение к афоно-русским лит. связям, является рукопись, хранящаяся в б-ке Д. м. (№ 446, авг. 1592),- сборник служб святым и др. сочинения. В конце рукописи переписчик иером. Макарий оставил греч. надпись о том, что она написана в Москве в лето 7100-е, индикта 5-го, месяца авг. в 13-й день, в царствование Феодора и царицы Ирины, когда родила дочь его Феодосию. Иером. Макарий был, вероятно, одним из многочисленных посланцев, к-рые в поисках денежных средств для своих монастырей приходили в XVI в. в Москву. Нередко они долгое время жили в рус. столице, занимаясь книгописанием. Покидая Москву, они, как правило, увозили с собой и переписанные книги.

Неск. рукописей было послано братией Д. м. в Россию с Арсением (Сухановым), в сер. XVII в. отправленным патриархом Никоном на Афон. В архиве Д. м. сохранился интересный документ, в к-ром говорится о том, что продажа книг в 1654 г. в Россию была осуществлена афонскими мон-рями без офиц. разрешения тур. властей. Этот документ был впервые издан в 1958 г. С. Кириакидисом по копии, переписанной для него библиотекарем Д. м. Евфимием. На связь афонского документа с поездкой за рукописями Арсения (Суханова) и с необходимостью отнесения его к 1654 г. указал сразу же вслед за публикацией Кириакидиса М. Ласкарис (Lascaris M. Arsène Suchanov et les manuscripts de l'Athos: Un nouveau document (10 juin 1654) // Byz. 1959. Vol. 28. P. 543-545). Несколько подписей представителей афонских мон-рей Хиландар, Ксенофонт, Зограф и мон-ря св. Павла славянские. Арсений (Суханов) вывез из Д. м. 34 рукописи. В кон. XIX в. 17 из них хранились в Патриаршей б-ке в Москве: 6 рукописей X в., 4 - XI в., 2 - XII в., 1 - XIII в., 2 - XIV в., 1 - XV в., 1 - XVII в. В наст. время удалось выявить еще нек-рое число манускриптов, вывезенных Арсением (Сухановым), т. о., из 34 рукописей известно местонахождение 30.

К нач. XVIII в. относится краткое упоминание о книгохранилище Д. м. у Иоанна Комнина из Валахии, посетившего в 1700 г. Афон. Рус. паломник В. Г. Григорович-Барский, приводя подробное описание книжного собрания, называет общее число рукописей - 1500. Особенно отмечает Псалтирь, приобретение к-рой монахи связывали с именем Алексея III Великого Комнина. Кроме того, Григорович-Барский сообщает о грамоте Алексея Михайловича.

Следующим по времени Д. м. посетил мон. Саровской пуст. Игнатий (1767). Его сведения скудны и не содержат новой информации.

Следующий этап в изучении рукописного наследия Д. м. и др. афонских книгохранилищ для рус. исследователей начался с сер. XIX в., после войн с Турцией, препятствовавших паломничеству. В 1844 г. Д. м. посетил иером. Серафим (Веснин), написавший по материалам поездки кн. «Письма Святогорца к друзьям своим о Святой Горе Афонской» (М., 18958. С. 107-108). Однако в просьбе осмотреть книгохранилище Д. м. Серафиму было отказано, поскольку, по словам настоятеля, он отдал неким русским драгоценную книгу в обмен на посулы богатого пожертвования, но помощи от русских мон-рь не дождался. Вскоре после Серафима архимандриты Порфирий (Успенский), Антонин (Капустин) и др. начали систематическое изучение афонских б-к и встречали в Д. м. радушный прием.

В Д. м. побывал отечественный исследователь В. И. Григорович, к-рый жил на Афоне с 24 сент. 1844 по 26 янв. 1845 г. За это время он просмотрел 445 слав. и 2,8 тыс. греч. рукописей. В дневниках Григорович рассказал, что в отсутствие игумена ему позволили побывать в б-ке Д. м., где он видел ок. 400 книг и 50 рукописей, в основном богословских, ктиторский хрисовул Алексея III Комнина, слав. рукописей не видел.

Вскоре после его отъезда на Афон прибыл архим. Порфирий (Успенский). Он, так же как Арсений (Суханов), вывез в Россию неск. рукописей из б-ки Д. м. Порфирий отобрал в этом мон-ре ряд древних манускриптов для их дальнейшего изучения в России, к-рые после его смерти были переданы в имп. Публичную б-ку в С.-Петербурге, где и хранятся в наст. время.

Следующим по времени посетителем Д. м. был болг. исследователь К. Д. Петкович (Дмитриев-Петкович; 1852). Как и иером. Серафиму (Веснину), ему сначала отказали в осмотре книгохранилища, но потом дали согласие. Он сообщает о виденных ок. 100 некаталогизированных рукописях, среди которых - 10 Евангелий, Псалтирь (1313) с 9 прекрасными изображениями, рукопись с отрывками произведений Геродота и жизнеописаний Плутарха, а также некая Летопись «от Сотворения мира до имп. Михаила, сына Константина Дуки» (2-я пол. XI в.), которая содержала сведения о принятии болгарами христианства. Кроме того, Петкович отметил, что в обители проживало ок. 120 монахов, из которых было 8 болгар.

В 1859 г. на Афон прибыл архим. Антонин (Капустин). В книгохранилище Протата в Карее он обнаружил пергаменную рукопись, содержащую творения свт. Василия Великого, с позднейшей припиской о сильном пожаре в Д. м. (1535).

Большой вклад в изучение рукописного наследия Д. м. внесли сотрудники Русского археологического ин-та в К-поле под рук. Ф. И. Успенского. В 1895 г. была организована научная экспедиция на Афон, в к-рой приняли участие сотрудники ин-та. В ходе исследования в б-ке Д. м. был найден обширный материал по истории Трапезунда и рус. Причерноморья (код. № 154).

Также в кон. XIX в. по инициативе франц. школы в Афинах возникла мысль о систематическом изучении афонских архитектурных и рукописных памятников. Русский археологический ин-т в К-поле принял предложение объединить усилия для совместной работы на Афоне и для издания афонских памятников. Мин-во народного просвещения также внесло лепту в изучение афонских древностей, командировав в 1896 г. на Афон Д. В. Айналова. Необходимо отметить вклад Х. М. Лопарёва, к-рый посетил в 1896 г. Афон в качестве библиотекаря рукописного отдела имп. Публичной б-ки в С.-Петербурге. Время визита в Д. м. он посвятил плодотворному исследованию агиографических рукописей.

Одним из последних дореволюционных исследователей, посетивших афонские мон-ри, был иером. Пантелеимон (Успенский) - с апр. по окт. 1913 г. В период между 2 мировыми войнами в Д. м. был шотл. паломник Сидней Лох.

В наст. время б-ка Д. м. помещается на верхнем этаже нового крыла мон-ря. Она насчитывает 804 рукописи, написанные на пергамене, бомбицине и бумаге, 27 литургических свитков на пергамене. Большое число рукописей содержит миниатюры, украшенные заглавными буквами. Особый интерес представляют рукописи № 2, 13, 14, 61, 65, 587 и 588; № 587 - Лекционарий XI в. с 80 миниатюрами, № 33 (XI в.) в добавление к миниатюрам имеет редкое деревянное покрытие с резьбой, изображающей евангельские сцены. В б-ке также находится свыше 5 тыс. печатных книг, среди которых есть инкунабулы.

Ист.: Пешеходца Василия Григоровича-Барского-Плаки-Албова, уроженца Киевского, монаха Антиохийского, путешествие к св. местам в Европе, Азии и Африке. СПб., 1778. С. 728; он же. Странствования по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1885. Ч. 1. С. 241-242; Антонин (Капустин), архим. Заметки поклонника Св. Горы. К., 1864. С. 123; Петкович К. Д. Обзор афонских древностей // ЗИАН. 1865. Т. 6. Кн. 1. Прил. № 4. С. 41-42; Григорович В. И. Очерк путешествия по европейской Турции. М., 18772. С. 24; Иоанн Комнин. Проскинитарий горы Афонския или описание св. горы Афона // ПДП. 1888. № 43. С. 40; Игнатий (Деншин). Описание путешествия о. Игнатия в Царьград, Афонскую Гору, Св. землю и Египет, 1766-1776 / Ред.: В. Н. Хитрово. СПб., 1891. С. 11. (ППС; Вып. 36. Т. 12. (Вып. 3)); Лопарёв X. М. Краткий отчет о поездке на Афон летом 1896 г. // СИППО. 1898. T. 8. № 1. С. 32; Loch S. Athos: The Holy Mountain. L., 1957. P. 232-233; Послание Максима Грека Василию III // ВВ. 1965. T. 26. С. 131 [публ. по списку Новгородско-Софийского собр. рукописей РНБ. № 1498. Л. 289-305 об.].
Лит.: Белокуров С. А. Собрание патриархом Никоном книг с Востока // ХЧ. 1882. Ч. 2. № 9/10. C. 444-494; Фонкич Б. Л. Греко-русские культурные связи в XV-XVII вв. М., 1977. С. 52; Kadas S. Mount Athos. Athens, 1979. P. 66-67.
Архим. Августин (Никитин)
Рубрики
Ключевые слова
См.также