КСИРОПОТАМ
Том XXXIX, С. 220-229
опубликовано: 22 февраля 2020г.

КСИРОПОТАМ

Содержание

[греч. ῾Ιερὰ Μονὴ Ξηροποτάμου], мон-рь, занимающий 8-е место в иерархии афонских обителей. Расположен на юго-зап. берегу п-ова Айон-Орос (Афон), между Русским мон-рем вмч. Пантелеимона и пристанью Дафни. К. построен на небольшой возвышенности рядом с глубоким горным потоком Ксиропотамос (греч.- «сухая река»), к-рый и дал свое имя мон-рю. В древности обитель также носила название Хлоропотам («зелёная река»), но это наименование быстро вышло из употребления.

История монастыря

По афонскому преданию, К. был основан визант. имп. Пульхерией (453-457), сестрой Феодосия II Младшего. В то время на Афоне еще существовали города. На месте, где была построена обитель, находился г. Стратоникия. В мон-ре бережно хранятся святыни, которые предание связывает с именем этой правительницы. Считается, что Пульхерия передала в дар основанной ей обители крест с частицей Честного и Животворящего Древа Господня, дискос из стеатита и мощи 40 Севастийских мучеников. Впосл. из-за араб. набегов Стратоникия и К. пришли в запустение.

Прп. Павел Ксиропотамский. Роспись кафоликона мон-ря Протат. 1310 г. Мастер Мануил ПанселинПрп. Павел Ксиропотамский. Роспись кафоликона мон-ря Протат. 1310 г. Мастер Мануил ПанселинНесмотря на то что хрисовул о возобновлении К. визант. имп. Романом I Лакапином (919-944) исследователи считают поддельным, мон-рь был основан приблизительно в это время: он уже существовал в 956 г., когда получил от протоспафария Иоанна 1000 модиев земли в местности Озолимн близ Иерисса, и это дарение было одобрено имп. Константином VII Багрянородным и его сыном буд. имп. Романом II (Actes de Xéropotamou. 1964. N 1). К. также назывался мон-рем Никифора Ксиропотамского (ἁγίου Νικηφόρου τοῦ Ξηροποτάμου - Bompaire J. Introd. // Actes de Xéropotamou. 1964. Р. 21). Из документа 1200 г. известно, что он был посвящен «великомученику Никифору», под которым следует понимать мч. Никифора Антиохийского (пам. 9 февр.) (Actes de Xéropotamou. 1964. N 8). Монастырское предание приписывает основание К. прп. Павлу Ксиропотамскому, но, по мнению нек-рых исследователей, этот святой построил др. обитель, которая сейчас посвящена прп. Павлу, а в Х-XI вв. именовалась «Ксиропотам». Д. Папахрисанфу считает, что оба мон-ря носили название Ксиропотам и оба основаны Павлом Ксиропотамским (Παπαχρυσάνθου Δ. Ο Αθωνικός μοναχισμός: Αρχές και οργάνωση. Αθήνα, 1992. Σ. 182-188). Анализ данных о Павле Ксиропотамском в афонских актах, предпринятый П. Гунаридисом, показал, что существовало 2 одноименных подвижника, прозванных Ксиропотамскими. Павел, жаловавшийся императору в 972 г. на нововведения прп. Афанасия Афонского, в молодости основал К. и нек-рое время был его игуменом (не позднее 980 - не ранее 996), а в кон. 90-х гг. Х в. стал протом Св. Горы (упом. в 1001). Оставив должность прота, прп. Павел подвизался как простой монах. До или после исполнения обязанностей прота он ради уединения основал ближе к оконечности Афонского п-ова мон-рь прп. Павла, игуменом к-рого впосл. стал его ученик и тезка Павел, упоминаемый в актах в 1007-1018 гг. (Γουναρίδης. 1989).

К. процветал в XI-XII вв., его границы на юго-западе простирались до мон-ря прп. Павла (т. е. включали территории мон-рей Симонопетра, Григориат и Дионисиат), а на севере - до владений Ивирона. В 1010 г. была достигнута договоренность между К. и Великой Лаврой о границе между ними в местности Вулевтирии (Actes de Xéropotamou. 1964. N 2), в 1081 г.- с Иверским мон-рем (Ibid. N 6).

Мон-рь КсиропотамМон-рь КсиропотамСреди покровителей К. были члены имп. семьи: напр., ок. 1140 г. сестра имп. Мануила I Комнина Мария предоставила мон-рю владения в Девеликии близ Иерисса и в Озолимне. Права на них были подтверждены ок. 1200 г. внуком Марии Комнины севастократором Никифором Петралифой.

В Житиях свт. Саввы Сербского повествуется о том, как в нач. XIII в. этот святой помог восстановить К., пришедший в запустение из-за нападения морских разбойников. В этом источнике впервые говорится о посвящении мон-ря 40 Севастийским мученикам. В т. ч. свт. Савва отремонтировал и велел украсить фресками монастырский собор, за что получил почетное звание ктитора (Доментиjан, jерм. Житиjе св. Саве. Београд, 2001. С. 128; Теодосиjе Хиландарац, мон. Живот св. Саве. Београд, 1973. С. 66; Миљковић Б. Житиjа св. Саве као извори за историjу средњовековой уметности. Београд, 2008. С. 107-108). Согласно сборнику афонских преданий Patria CP (XV в.), ежегодно на престольный праздник в обители происходило чудо: под св. престолом вырастал 40-главый гриб. Вкушавшие его исцелялись от различных недугов (Actes de Xéropotamou. 1964. Append. IV).

В 1-й пол. 70-х гг. XIII в. К. совместно с Великой Лаврой вел земельные споры с Хиландаром (в случае с К. речь шла о владениях на Превлаке), разрешенные в пользу серб. мон-ря простагмой имп. Михаила VIII Палеолога (Ћоровић. 1985. С. 93). В завещании мон. Феодула Скарана (1270-1274) говорится о передаче К. богатого подворья в Эрмилии на п-ове Ситония (Actes de Xéropotamou. 1964. N 9).

«Повесть о Ксиропотамском монастыре» сообщает о полном разрушении К. во 2-й пол. 70-х гг. XIII в. (Вишенский И. Соч. М.; Л., 1955. C. 332-335; The Slavonic Patria of Mount Athos (BHG, N 1054u + BHG, N 2333) / Ed. G. Parpulov. Plovdiv, 2013. P. 15-19). Михаил VIII Палеолог после заключения в 1274 г. Лионской унии с Зап. Церковью прибыл на Афон со своими «латиномудрствующими» сторонниками и расправился с приверженцами Православия в Карее, Ватопеде, Зографе и Иверском монастыре. Насельники К. испугались, что их постигнет та же участь, и встретили униатов с масличными ветвями в руках. Однако, когда они начали служить совместную литургию, произошло мощное землетрясение, и стены мон-ря обрушились. С тех пор чудесный 40-главый гриб больше не вырастал в алтаре под св. престолом (Γεδεών Μ. ῾Ο ῎Αθως: ᾿Αναμνήσεις, ἔγγραφα, σημειώσεις. Κωνσταντινούπολις, 1885. Σ. 144-145). К. был отстроен сыном Михаила Андроником II, молитва о спасении к-рого вместе с «сынами от сынов его» содержится в заключительной части «Повести...»; последнее обстоятельство позволяет датировать памятник не позднее 1328 г. и, вероятно, после смерти Михаила IX (1320), сына и соправителя Андроника (Турилов А. А. Малоизвестный источник по истории идеи «Третьего Рима» у юж. славян (Повесть о Ксиропотамском мон-ре) // Римско-константинопольское наследие на Руси: Идея власти и полит. практика. М., 1995. С. 137-139). Однако др. источники свидетельствуют, что восстановителем мон-ря был не Андроник II, а брат Михаила VIII Иоанн Палеолог. В хрисовуле 1275 г. говорится, что Иоанн укрепил К. и вернул ему прежнее великолепие (Actes de Xéropotamou. 1964. N 10), в акте Константина Спартина 1295 г.- что К. «был восстановлен под именем 40 мучеников после пожара деспотом Иоанном Палеологом» (Ibid. N 12).

В письме свт. Афанасия I, патриарха К-польского (ок. 1303-1309), и в акте прота Исаака (1331) иноки К. восхваляются за благочестие и монашеские добродетели (Ibid. N 24; Ibid. Append. II; Δωρόθεος. 1986. Σ. 333-334).

К 1330 г. площадь принадлежавших К. земельных участков составила 3 тыс. модиев. В 1346 г. серб. царь Стефан IV Душан выдал К. подтвердительную грамоту на его владения в Иериссе, на п-ове Ситония, в катепаникии Стримон и др. (на греч. языке, имеются значительные утраты текста). Помимо подтверждения владельческих прав и иммунитетов мон-ря документ сообщает о пожаловании К. зависимых людей (париков и присельников) без земельных угодий и о передаче мон-рю железоплавильной мастерской в с. Кондогрици (Actes de Xéropotamou. 1964. N 25; Кораћ. 1992. С. 70-71). В 1368 г. серб. деспот Иоанн Углеша, правивший в Серрах, приобрел у К. за 247 золотых келлию Донта (ныне Дондас) для мон-ря Симонопетра, ктитором к-рого он являлся (Ћоровић. 1985. С. 154).

Внутренний двор мон-ряВнутренний двор мон-ряВ XIV-XV вв. К. и мон-рю прп. Павла, который временно утратил самостоятельность и стал ксиропотамской келлией, оказывали щедрую помощь сербские правители: на их средства в К. были построены стены с башней, парекклисион Пресв. Богородицы и монастырский собор (1445). Запустевшая келлия прп. Павла ок. 1384 г. была восстановлена серб. насельниками во главе с представителями аристократических родов Антонием (Багашем) и Герасимом (Радоней) Бранковичем и затем преобразована в серб. мон-рь (Суботић Г. Обнова манастира св. Павла у XIV в. // ЗРВИ. 1983. Књ. 22. С. 207-258; Он же. Манастир св. Павла // Казивања о Св. Гори. Београд, 1995. С. 114-142). В 1409 г. между обителями был заключен договор, что они в дальнейшем станут двуединым монастырем (Синдик Д. Српске повеље у светогорском манастиру св. Павла // Мешовите грађе. Београд, 1978. Књ. 6. С. 183-205). Этому, возможно, предшествовала уплата новым мон-рем обедневшему К. 100 унций серебра (Ћоровић. 1985. С. 169).

В кон. XIV в. К. занимал высокое место в иерархии афонских обителей после Великой Лавры, Ватопеда, Ивирона, наравне с Хиландаром. Его доля вина и масла в общем натуральном налоге, выплачиваемом проту всеми афонскими обителями, составляла 7-ю часть. Присутствие славян в К. документально прослеживается с XV в. По-славянски подписаны акт прота Малахии (1423) - ксиропотамским игуменом, акт прота Иоанна (1494-1496) - дикеем Феодоритом из К.; до 1553 г. имеется еще 10 письменных свидетельств. Из этих документов только акт 1423 г. подписан по-сербски, остальные - по-болгарски (Παυλικιάνωφ. 2002. Σ. 114-115).

В 1407 г. визант. имп. Иоанн VII Палеолог пожаловал 6 мон-рям десятину с селений п-ова Касандра (К. причиталась 1/6 этой десятины - Actes de Xéropotamou. 1964. N 28). Также Иоанн VII разрешил конфликт между К. и мон-рем Дохиар по поводу земель в Ермилии (Ibid. N 29). Из завещания мон. Нимфодоры 1445 г. известно о передаче К. ею и ее мужем значительных земельных участков в Сидирокавсии (Ibid. N 30).

Прп. Павел Ксиропотамский. Икона. 1870 г.Прп. Павел Ксиропотамский. Икона. 1870 г.Неожиданным было покровительство, оказанное К. со стороны жестокого тур. султана Селима I (1512-1520), прозванного Явузом, т. е. Грозным. В 1507 г. К. был сожжен дотла тур. пиратами (Фотић. 2000. С. 159), а в 1513 г. султан Селим посетил Св. Гору. Монахи обратились к нему с просьбой о восстановлении монастыря, т. к. в период османского господства для строительства христ. храмов было необходимо получить особый документ. Накануне прихода монахов султан, великий везир и шейх-уль-ислам увидели один и тот же сон: им явились 40 христ. воинов, которые сказали, что они, их помощники в победах над врагами, просят восстановить их дом. В это время султан готовился к трудному походу против египетских мамлюков. Селим выделил из султанской казны деньги на возведение монастырских строений и особую сумму на возжигание 40 неугасимых лампад над мощами Севастийских мучеников. В Египте султан одержал блестящую победу над мамлюками, которую приписал заступничеству этих святых (Григорович-Барский. 1887. С. 338-350). Но при этом султан не освободил от налогов монахов К., занимавшихся торговой деятельностью - алишвериш (Ћоровић. 1985. С. 191).

В большом размере материальная помощь К. оказывалась Дунайскими княжествами. О ее значении свидетельствует огромное количество сохранившихся в монастырских архивах документов XVI-XIX вв., в числе которых 245 грамот (в т. ч. 37 от молдавских и 26 от валашских господарей), а также многочисленные материалы, относящиеся к находившимся в Молдавии и Валахии ксиропотамским подворьям (Εὐδόκιμος Ξηροποταμηνός. 1926. Σ. 45-59, 155-156; Γουναρίδης. 1993. Σ. 10; Μαρινέσκου. 1997. Σ. 5-57; Moldoveanu. 2002. P. 254-255; Actes de Xéropotamou. 1964. P. 27).

Первым достоверным известием о материальной помощи К. валашских господарей считается указание в жалованной грамоте Влада VIII Винтилэ 2 мая 1533 г. на сбор милостыни в Валахии представителями ксиропотамской братии при его предшественниках на престоле, т. е. с кон. XV в. Нек-рые исследователи предполагали, что одним из ктиторов мон-ря мог быть уже господарь Александру Алдя (1431-1436), но П. Ш. Нэстурел считал эту гипотезу недостаточно обоснованной (Cândea V., Simionescu C. Withesses to the Romanian Presence in Mont Athos. Bucur., 1979. Năsturel. 1986. P. 171; Μαρινέσκου. 1997. Σ. 7. Издание текста: Documenta Romaniae Historica. 1975. P. 257-259). О покровительстве К. валашского господаря Нягое Басараба, благодаря к-рому в обители были возведены трапезная и погреб (возможно, после пожара, опустошившего перед этим мон-рь), и о присутствии в Валахии на освящении заложенного этим правителем мон-ря Куртя-де-Арджеш ксиропотамского игумена говорится в румын. версии Жития свт. Нифонта II, патриарха К-польского (Bodogae. 1940. P. 199; Năsturel. 1986. P. 172).

Грамота Влада VIII Винтилэ является 1-м сохранившимся документом, засвидетельствовавшим пожалование валашским господарем мон-рю фиксированной денежной суммы. В соответствии с ней представители К. могли получать ежегодно в день памяти 40 Севастийских мучеников (9 марта) 5 тыс. аспров для нужд мон-ря и еще 500 на расходы прибывшим монахам. В грамоте указывалось также, что преемники господаря должны продолжать покровительствовать К. (Documenta Romaniae Historica. 1975. P. 257-258. N 159; Bodogae. 1940. P. 199; Năsturel. 1986. P. 172; Μαρινέσκου. 1997. Σ. 7-8).

О пожалованиях молдав. господарей этого времени из документальных источников неизвестно, однако сохранилась рукопись Четвероевангелия (в наст. время хранится в Национальной б-ке в Вене), к-рая была вложена в К. в 1534 г. Петру IV Рарешем (Bogdanu I. Câteva manuscripte slavo-române din Biblioteca imperială de la Viena // Analele Academiei Române. Ser. 2: Memoriile Secţiunii Istorice. Bucur., 1889. T. 11. P. 18-19). Имеются сведения о том, что значительные реставрационные работы в обители были проведены на средства молдав. господаря Александру Лэпушняну (1552-1561, 1564-1568) и его супруги Роксандры, в т. ч. расписан фресками (не сохранившимися до наст. времени) монастырский собор (Năsturel. 1986. P. 175; Actes de Xéropotamou. 1964. P. 14; Μαρινέσκου. 1997. Σ. 5-6).

В соответствии с грамотой господаря Михни II Турчитула 21 окт. 1585 г. у К. появилось первое подворье в Валахии - мон-рь св. Иоанна Предтечи (Плумбуйта) близ р. Колентина на окраине Бухареста. Название «Плумбуйта» закрепилось за ним из-за покрытых свинцом крыш монастырских зданий. Господари Раду Михня (1614), Александру V Коконул (1626), Леон Томша (1632), Матей Басараб (1632, 1639, 1647, 1653), Константин Шербан (1654), Раду Леон (1668), Константин Брынковяну (1688), Иоанн и Константин Маврокордаты (1717 и 1748), Александру Ипсиланти (1777) обновляли пожалования Плумбуйте, и монастырь расширял свои владения в Валахии (Nicolaescu St. Mănăstirea Xiropotamu şi metocul său Mănăstirea Plumbuita // Bucureşti: Rev. 1935. N 1. P. 101; Năsturel. 1986. P. 172-173; Μαρινέσκου. 1997. Σ. 11-13, 78-79. N 9; Moldoveanu. 2000). В 1647 г. в мон-ре Плумбуйта была устроена резиденция господаря Матея Басараба (Bodogae. 1940. P. 138, 199-201; Stoicescu N. Repertoriul bibliografic al monumentelor feudale din Bucureşti. Bucureşti, 1961. P. 251-254; Năsturel. 1986. P. 172-173; Moisescu C. Arhitectura epocii lui Matei Basarab. Bucur., 2003. T. 2. P. 68-69). Тогда же, в 40-х гг. XVII в., артель греческих мастеров украсила церковь Плумбуйты фресками, сохранившимися до наст. времени (Tchentsova V. Les documents grecs du XVIIe siècle: Pièces authentiques et pièces fausses. 3. Mélétios Syrigos, véritable auteur de la lettre adressée au patriarche de Moscou Nikon par les zôgraphoi Jean et George // OCP. 2007. Vol. 73. Fasc. 2. P. 311-345. О сохранившихся росписях: Popa C. Le monastère de Plumbuita. Bucur., 1968. P. 5-36. Ill. 13. P. 31. Pl. 25-28).

Н. Йорга предполагал, что в Молдавии К. была подарена обитель Секу и датировал это событие 1599 г., однако в наст. время считается, что для этого утверждения недостаточно доказательств (Iorga N. Istoria Bisericii Româneşti şi a vieţii religioase a Românilor. Bucur., 1995. Vol. 1. P. 293; Moldoveanu. 2002. P. 257). С 1604 г. К. владел в Молдавии дер. Колибани, а с 1641 г. вместе с др. афонскими мон-рями получил от молдавского господаря Василе Лупу в качестве подворья мон-рь Трех святителей в Яссах (Bodogae. 1940. P. 199-201; Năsturel. 1986. P. 173-174; Moldoveanu. 2002. P. 257).

По разным источникам (преимущественно по рассказам афонских монастырских посольств в Москву), число братии в К. составляло в кон. XV - нач. XVI в. 90 чел., в 1530-1531 гг.- 27, в 1561 г.- 50, в 1569 г.- 20, в 1582-1583 гг.- 70, в 1634-1635 гг.- 129, в 1677 г.- 300 чел. (Фотић. 2000. С. 99). Сведения об уплате податей османским властям за XVII в. отрывочны: в 1678 г. она составляла 56 грошей, в 1684 г.- 60 (Там же. С. 76-77).

С сер. XVI в. К. стал испытывать экономические трудности, в связи с чем в 1574 г. уступил 5-е место в иерархии афонских обителей Дионисиату и занял 8-е место. Пожар в результате пиратского набега 1609 г. почти полностью уничтожил К., который нередко подвергался нападениям и сухопутных разбойников (Там же. С. 161-162, 168-169). Монахи принялись за его восстановление, получив помощь от господарей Валахии и Молдавии. В 1612 г. К-польский патриарх Тимофей II попытался восстановить в К. общежительный устав и предоставил ксиропотамскому игумену почетное право носить за богослужением пурпурную мантию, подаренную, по преданию, этой обители Константином VII Багрянородным (исследователи считают этот документ поддельным: Γουναρίδης. 1993. Σ. 31-33). В 1613 г. Вардолахос Политис и его жена Мария подарили К. ц. Всех святых на о-ве Тира, в 1648 г. богатый житель Наксоса Михаил Феофилос - недвижимость на этом острове, где впосл. было устроено подворье. В 1671 г. К. получил статус ставропигиального мон-ря.

Патриаршая и синодальная грамота Дионисия IV. Дек. 1682 г. (архив мон-ря Ксиропотам)Патриаршая и синодальная грамота Дионисия IV. Дек. 1682 г. (архив мон-ря Ксиропотам)Приезды иноков К. в Москву за милостыней носили случайный характер, хотя 1-й визит инока Исаии датируется достаточно рано - не позднее 40-х гг. XVI в. (Буланин. 2012. С. 672-678). В XVII в. ситуация не изменилась (Бантыш-Каменский Н. Н. Реестры греческим делам Моск. архива Коллегии иностр. дел: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. М., 2001. С. 204).

Ок. 1670 г. Пэун Вамешул из Янины передал К. новопостроенную обитель Св. Духа близ Ясс (впосл. перепосвящена Св. Троице), к-рая стала известна как Клатия. К-польский патриарх Мефодий III 9 февр. 1671 г. подтвердил своей грамотой ее ставропигиальный статус и зависимость от К. Тот же Пэун Вамешул в 1672 г. вложил в мон-рь сохранившуюся до сих пор плащаницу (Кондаков Н. П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902. С. 248; Γουναρίδης. 1993. N 54-55. N 45; Μαρινέσκου. 1997. Σ. 13-15; Moldoveanu. 2002. P. 259). Господарь Константин Дука, шурин Пэуна Вамешула, подарил К. мон-рь Данку в Яссах (15 дек. 1702), постепенно объединившийся с мон-рем Клатия. Одно это подворье принесло К. в 1870 г. доход ок. 39 тыс. лей (Bodogae. 1940. P. 202; Μαρινέσκου. 1997. Σ. 16-17, 24-28; Moldoveanu. 2002. P. 260-261; Zahariuc P. De la Iaşi la Muntele Athos: Studii şi documente de istorie a Bisericii. Iaşi, 2008. P. 53-64). В архиве К. сохранилось большое количество документов, относящихся к спорам между братией К. и игуменом Данку, к правам на распоряжение доходами и к предпринимавшемуся на землях этой обители строительству. Конфликты по поводу разграничения прав игуменов подворья Данку и властей К. продолжались вплоть до 1863 г., когда в объединенной Румынии была проведена секуляризация монастырских земель (Μαρινέσκου. 1997. Σ. 26-29).

В 1744 г., по словам В. Г. Григоровича-Барского, собор и другие строения «обветшаша вся и расседошася, и готова быша к падению» (Григорович-Барский. 1887. С. 306). Он застал в мон-ре 30 иноков, остальные были направлены в разные страны за сбором милостыни.

Мон-рь Ксиропотам. Рис. В. Г. Григоровича-Барского. 1744 г.	КS_050Мон-рь Ксиропотам. Рис. В. Г. Григоровича-Барского. 1744 г. КS_050В 1757 г. ксиропотамскую келлию Дондас присудили передать мон-рю Симонопетра, в 1809 г. др. келлию К., Анапавса,- Кутлумушу (споры из-за нее начались еще в XVI в.). Некоторое время в К. подвизался прмч. Лука, пострадавший в Митилине в 1802 г.

Несмотря на расширение монастырских владений в Дунайских княжествах, в нач. XVIII в. долги К. оказались настолько велики, что братия должна была организовать постоянный сбор милостыни в румын. землях с почитаемыми монастырскими реликвиями и даже с изготовленными в это время неподлинными хрисовулами визант. императоров, к-рые должны были свидетельствовать о правах К. на покровительство благочестивых правителей (Binon. 1942. P. 154-169; Actes de Xéropotamou. 1964. P. 15, 221-235). По нек-рым подсчетам, долги К. составляли 8 тыс. грошей или 800 тыс. аспр (Bodogae. 1940. P. 203). Существенную поддержку К. и его подворьям оказал молдавский господарь Константин Маврокордат (в монастырском архиве сохранились его жалованные грамоты 1734 и в 1746, документы 1746 о присутствии в Молдавии собиравшего милостыню проигумена Анфима, а также переписка Маврокордата с игум. Парфением). Благодаря полученной помощи были предприняты ремонтные работы в юж. крыле мон-ря (Γουναρίδης. 1993. Σ. 88-90. N 93, 96; Μαρινέσκου. 1997. Σ. 8, 236-237. N 294-295; Moldoveanu. 2002. P. 262-264).

Особую роль в обеспечении материального благополучия К. сыграл Кесарий Дапонте, к-рый с 1757 г. начал собирать в румын. землях пожертвования на выплату монастырских долгов, привезя с собой с Афона реликвии - частицу Честного Древа и мощи 40 Севастийских мучеников. На Св. Гору он вернулся лишь в 1765 г., переслав в К. половину от собранной в Молдавии и Валахии суммы в 50 тыс. грошей. Остальные пожертвования Дапонте передал для строительства на своем родном о-ве Скопелос монастыря Евангелистрии, к-рый перед смертью передал К. в качестве подворья (Εὐδόκιμος Ξηροποταμηνός. 1926. Σ. 72-79; Γουναρίδης. 1993. Σ. 135-136. N 163; Μαρινέσκου. 1997. Σ. 9-10; Moldoveanu. 2002. P. 267-272).

Хрисовул молдав. господаря Скарлата Гика. 1760 г.Хрисовул молдав. господаря Скарлата Гика. 1760 г.Помощь К. и его подворьям в XVIII в. оказали молдавские господари Скарлат Гика и Йоан Теодор Каллимаки в 1757-1770 гг. Став валашским правителем, Скарлат Гика в 1760 г. пожаловал К. право на ежегодную милостыню в 500 талеров (сумма приводится по данным Ф. Маринеску) и предоставил единовременную выплату в 8 тыс. аспр (Binon. 1942. P. 242-244; Laurent V. Xéropotamou et Saint-Paul: Histoire et légende а l'Athos // Revue Historique du Sud-Est Européen. Bucur., 1945. T. 22. P. 267-287; Μαρινέσκου. 1997. Σ. 10, 266-277; Moldoveanu. 2002. P. 265). Помимо денежных средств в Дунайских княжествах Дапонте удалось собрать много пожертвований церковной утварью, облачениями, книгами, воском (Γουναρίδης. 1993. Σ. 165; Μαρινέσκου. 1997. Σ. 21-22; Moldoveanu. 2002. P. 264-266). 20 окт. 1759 г. семья бояр Слатиняну посвятила К. свой родовой Успенский мон-рь (Слатина). Тогда же в него сделали крупные вклады (в т. ч. землями и недвижимостью) представители др. знатных родов: семья Бузеску, постельник Иоанн (Γουναρίδης. 1993. Σ. 103-105. N 115; Μαρινέσκου. 1997. Σ. 20; Moldoveanu. 2002. P. 265-268).

Богатые пожалования и вклады позволили провести в К. самые значительные в его истории строительные работы. В 1761-1763 гг. был полностью реконструирован, а в 1782-1783 гг. расписан монастырский собор, построена купель с сенью. В результате этой реконструкции были уничтожены фрески, созданные на средства валашского господаря Александру Лэпушняну. В 1779-1780 г. в К. были возведены колокольня и часть стен, приобретены колокола, башенные часы (Εὐδόκιμος Ξηροποταμηνός. 1926. Σ. 69, 129-132; Bodogae. 1940. P. 206; Binon. 1942. P. 9, 176-181; Μαρινέσκου. 1997. Σ. 6; Moldoveanu. 2002. P. 268).

Тесные связи братия К. имела с компаниями греч. купцов трансильванских городов Брашов и Сибиу. Православных греков окормляли священники, приглашенные из К., к-рых содержала за свой счет «Компания Брашова» (такая практика сложилась не позднее 1733). В 1752 г. было заключено соглашение, по к-рому священник из К. окормлял православных Компании, а они обязывались подарить монастырю церковь; в 1764 г. новое соглашение определило порядок деятельности иереев и проведения церковных служб. Священником-настоятелем в Брашове был и Дапонте, благодаря которому в городе долгое время находилась монастырская реликвия - частица Честного Древа. Благодаря материальной поддержке трансильванских православных в монастыре и его владениях продолжались строительство и украшение церковных зданий. В это время на средства купцов Раду и Леки из Брашова была возведена часовня вмч. Димитрия Солунского, Хаджи Раду Богичи предоставил средства для росписи часовни Честного Креста. (Iorga N. Cronica lui Antonie Constantin, vicenotarul Companiei greceşti din Braşov (1806-1837). Vălenii de Munte, 1932. P. 5; Γουναρίδης. 1993. Σ. 95, 113. N 103, 130; Μαρινέσκου. 1997. Σ. 7, 22-23, 113. N 130; Moldoveanu. 2002. P. 270-271).

Новые грамоты от господарей подтверждали прежние привилегии К. и его подворий. Валашский господарь Александру Ипсиланти в грамотах от 10 марта 1775 г. и 2 марта 1797 г. К. подтвердил пожалования Скарлата Гики, а в грамоте от 28 июля 1775 г. обновил права на получение выплат из казны мон-рям Плумбуйта и Слатина (утвержденные затем господарями Михаем Суцу, Константином и Александру Мурузи).

Поражение Греческой национально-освободительной революции (1821-1829) в Сев. Греции и оккупация Афона тур. войсками нанесли тяжелый урон К., как и другим мон-рям. В 30-х гг. началось его возрождение. В 1835 г. в К. была предпринята попытка перейти на общежительный устав. В 1888 г. было завершено строительство зап. крыла монастырского ансамбля.

Последние грамоты с записью привилегий К. получил в нач. XIX в. от господарей Йона Георге Караджи (14 марта 1817), Михая и Александру Суцу (1819-1820), Григория Гики (1 дек. 1824) (Порфирий (Успенский), архим. Указатель актов, хранящихся в обителях Св. Горы Афонской // ЖМНП. 1847. Ч. 55. Отд. 2. С. 169-200; Μαρινέσκου. 1997. Σ. 11. N 429, 507, 575, 592, 603; Moldoveanu. 2002. P. 277-278). Доходы К., получаемые от румынских владений и сборов, в 1837-1863 гг., по нек-рым подсчетам, достигали 100 тыс. грошей ежегодно, в т. ч. 500 грошей от солеварен, получение к-рых со времен Константина Маврокордата подтверждали его преемники на валашском престоле (Moldoveanu. 2002. P. 272, 276). Столь значительные средства от подворий, к-рые поступали на содержание «иностранных» мон-рей, вынудили правителей румын. княжеств в дальнейшем предпринять попытки ограничить возможности эксплуатации подворий и управления ими извне, начавшиеся еще до секуляризации монастырских земель в 1863 г. Именно в архиве К. сохранилось большое количество документов XIX в., относящихся к регулированию прав афонских мон-рей на подворья уже предшественниками румын. князя А. Й. Кузы, а также к проведенной этим правителем секуляризации владений мон-рей (Μαρινέσκου. 1997. Σ. 33-44).

В нач. ХХ в. в К. проживали 106 монахов, в 1926 г.- 74, впосл. число насельников неуклонно сокращалось. Во время пожара 1950 г. сгорели вост. корпус и часть северного (здания восстановлены в 1952). Новый пожар в 1973 г. уничтожил юго-зап. часть монастырского комплекса, где располагались ксенонас-архондарик (1747), 3 парекклисиона, ризница-синодикон (1837) и входные ворота (ранее 1660/61). Восстановительные работы продолжались с 1977 по 1998 г.

Возрождение К. началось при архим. Ефреме. В 1981 г. мон-рь был преобразован в киновиальный (общежительный). С 1985 г. К. управляет игум. Иосиф. В наст. время в мон-ре подвизается 17 чел.

Монастырский комплекс

имеет в плане форму, близкую к квадрату, в центре двора расположен собор (кафоликон). Корпуса, образующие каре - 3-этажные. Построенные в средневек. период башни (видны еще на рисунке Григоровича-Барского, 1744) не сохранились, осталась только встроенная в сев. корпус колокольня (1779). Раньше вход в мон-рь был в юго-вост. углу монастырского комплекса, новый вход расположен посередине вост. корпуса, под архондариком. Самые ранние росписи сохранились на стене в пролете главного входа («старые ворота») с внутренней стороны над аркой входа (1660/61; 40 Севастийских мучеников, на сводах - архангелы Михаил и Гавриил и херувимы). Согласно вкладной надписи, размещенной у ног арх. Михаила, их автор - мон. Прокопий.

Сорок мучеников Севистийских. Роспись арки входа в мон-рь. 1660/61 гг.Сорок мучеников Севистийских. Роспись арки входа в мон-рь. 1660/61 гг.Первоначальный кафоликон принадлежал к типу афонского крестово-купольного 5-главого храма. Его план приближался к равноконечному кресту, с центральным куполом на ребристом барабане, с боковыми апсидами-певницами, с притвором-лити с малыми куполами и с типикариями в виде башенок с куполами справа и слева от алтаря. Новое здание кафоликона (1761-1763) включает привычные для святогорской архитектуры формы и объемы: наос с куполом на высоком барабане, на боковых стенах - апсиды-певницы, типикарии в виде башенок по сторонам алтаря с малыми куполками, лити с собственными главами на более низких барабанах. Уникальность кафоликона в том, что его алтарь ориентирован на север. Сохранилась деревянная разборная модель нового здания кафоликона, отражающая внутреннюю конструкцию. С правой и с левой сторон литийного притвора находятся приделы св. Архангелов и равноапостольных Константина и Елены. Кафоликон был расписан в 1783 г. мастерами из Корицы Константином, Афанасием и Наумом. Три вспарушенных свода экзонартекса украшены сюжетами из Апокалипсиса, основная часть стен - фигурами святых, прежде всего афонских преподобных.

Кафоликон мон-ря. 1761–1763 гг.Кафоликон мон-ря. 1761–1763 гг.В левый угол юж. фасада кафоликона вставлена плита из зеленого серпентина с рельефным изображением вмч. Димитрия Солунского (XII в.). Ее привез из храма Св. Софии в К-поле иером. Григорий Ксиропотамский, занимавший должность протосинкелла К-польской Патриархии (ок. 1568). Юный святой облачен в одежды придворного; он держит перед собой крест в правой руке. Беломраморное обрамление с цветочным бордюром выполнено в стиле барокко, подпись «вселенского синкелла» Григория удостоверяет происхождение рельефа из Св. Софии. В правый угол кафоликона вмонтирована мраморная рельефная икона Божией Матери, к-рую Дапонте также приобрел в К-поле.

Внутренний двор мон-ряВнутренний двор мон-ряК востоку от кафоликона расположена водосвятная чаша (фиал), сооруженная в 1783 г. из мрамора, привезенного с о-ва Хиос. В зените на внутренней поверхности купольного свода над источником изображен медальон с Христом Пантократором в небесной славе, вокруг Него - Силы Небесные в виде воинов, ниже, в барочных картушах - композиции из ВЗ и НЗ; в живописи использованы принципы барочного искусства - натуралистичная трактовка пейзажей, драпировок, пластичное личное письмо и умиленные выражения ликов. На одной из мраморных панелей фиала изображен мон-рь, образцом для композиции этого рельефа послужила гравюра на меди 1762 г.

Вид мон-ря. Эпистилий. 1763–1778 гг.Вид мон-ря. Эпистилий. 1763–1778 гг.Трапезная расположена в юж. корпусе напротив входа в кафоликон. Она имеет вид зала с колоннадами, несущими деревянные арки и потолок. Трапезная отреставрирована архим. Гавриилом из Мадитоса и расписана в 1859 г. монахами Софронием и Никифором из скита прав. Анны. На юж. стене в нише игумена представлена «Тайная вечеря». Симметрия ее композиции подчеркнута фигурой Спасителя, архитектурными формами на заднем плане, складками ткани на трапезном столе, расположением апостолов, прежде всего 2 молодых по краям стола. Торжественное и мистическое значение события выделено иллюзионистическим приемом - завесой, свернутой над верхним краем композиции. По сторонам композиции в углах арки - ангелы, на прилегающих участках стены - к востоку в нише - поясное изображение Богоматери типа «Воплощение» (Платитера), над Ней - фигуры святых Дионисия Ареопагита, Василия Амасийского и Иерофея Афинского; к западу в нише - полуфигура св. Иоанна Предтечи в облике ангела пустыни, со свитком и с главой в чаше, над ним - сщмч. Игнатий Богоносец, свт. Сильвестр Римский и сщмч. Киприан Антиохийский. На гранях столпов по сторонам ниши представлены ктиторы мон-ря: к востоку - св. имп. Пульхерия в короне, со скипетром в правой руке и 4-конечным «корсунским» крестом в левой, на ней городчатый венец на непокрытых волосах, плащ и платье; к западу - прп. Павел Ксиропотамский с моделью кафоликона в руках. По сторонам входа в рост представлены прп. Антоний Великий и св. воин (имя утрачено) в античном шлеме, в доспехах, с копьем в левой руке и опущенным мечом в правой, щит - за спиной.

На территории К. располагаются также парекклисионы, помещения к-рых могут быть выделены куполом (в юж. углу вост. крыла - храм с престолами во имя вмч. Георгия Победоносца (верхний) и прп. Феодосия Великого (нижний), в юж. крыле близ входа в обитель - ц. Воздвижения Честного Креста) или не иметь купола (храм с престолами во имя св. Апостолов (верхний) и вмч. Димитрия Солунского (нижний) в сев. углу вост. крыла близ пекарни и общих кладовых, а также церковь в юж. крыле ближе к зап. углу ограды с престолами в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (верхний) и во имя св. Иоанна Предтечи (нижний)). Роспись парекклисиона вмч. Георгия была выполнена в 2003 г.; в традициях средневек. искусства в зените купола размещен образ Христа Пантократора, в простенках барабана изображены апостолы, иконографические изводы Петра и Павла восходят к новгородской иконописи XVI в.

К юго-востоку от К. находится кладбищенский храм Всех святых (1769). Это небольшое однокупольное бесстолпное сооружение с небольшим нартексом; к северу от него располагается ц. во имя вмч. Артемия. Акведук (1876) к северу от монастырских стен снабжает К. водой. Считается, что руины здания над дорогой из Дафни в Карею являются остатками построенной имп. Пульхерией прибрежной башни. Впосл. она получила название «башня графини». Под ней в заливе расположен арсанас (пристань).

К. принадлежат 4 келлии, к-рые находятся к востоку от мон-ря (Вознесения или Преображения Господня, Рождества св. Иоанна Предтечи, Успения Пресв. Богородицы и свт. Афанасия Великого), и конак-келлия вмч. Димитрия Солунского в Карее. Собственностью К. являются строения в Дафни (до потока Дондас) и 2 островка к северу от о-ва Амулиани (близ Урануполи). К. обладает подворьями на п-ове Халкидики (в Трипити, Гомати и Сикье), на островах Скопелос и Тасос.

Мощи и другие святыни

Главной святыней монастыря является крест с частицей Честного Древа Господня, по преданию подаренный имп. Романом I Лакапином. Крест помещен в золотой оклад с драгоценными камнями. Он содержит самую большую из сохранившихся частиц Честного Древа (длина - 31 см, ширина - 16 и 12 см).

В К. хранятся честные главы новомучеников Николая (1672), Авксентия (1720) и Христоса Садовника (1748), частицы мощей Севастийских мучеников, вмч. Прокопия, св. Авксентия, сщмч. Игнатия Богоносца, сщмч. Григория, еп. Вел. Армении, вмч. Меркурия, прп. Андрея Критского, царевича Индийского Иоасафа, мц. Соломонии, сщмч. Харалампия, вмц. Параскевы, вмч. Пантелеимона, мц. Фотины Самаряныни, ап. Варфоломея, прп. Нила Мироточивого, мц. Христины, свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого.

С именем имп. Пульхерии связано неск. реликвий более позднего происхождения. Н. П. Кондаков датировал XII в. «золотой нагрудник царицы Пульхерии» - тройной складень-тельник из золота, украшенный по лицевым сторонам камнями и жемчугом, с резными изображениями великомучеников Георгия и Димитрия в рост; вместе с ним почитали крест, собранный из зерен ливана и смирны (даров, принесенных волхвами Младенцу), - вклад Мары, дочери серб. деспота Георгия (Джураджа) Бранковича.

Панагиар («дискос Пульхерии»). XIV в.Панагиар («дискос Пульхерии»). XIV в.К числу редких образцов визант. литургической утвари и памятников камнерезного дела принадлежит панагиар (артосная панагия), известный под названием «дискос Пульхерии» (XIV в., надпись на серебряной оправе XVIII в.). Это резное блюдо из зеленоватого стеатита, укрепленное на металлическом подножии. Его поверхность представляет многофигурную композицию: в центральном медальоне изображена Богоматерь типа «Воплощение» в рост (подпись: «Великая Панагия») и кадящие архангелы Михаил и Гавриил. В ближайшем к центру круге под арками расположены участники Небесной литургии: по сторонам от Христа Священника и престола Этимасии - ангелы в диаконских одеждах, несущие утварь и покровы; в верхнем ярусе - коленопреклоненные апостолы. Кондаков считал панагиар работой монастырских, а не к-польских мастеров. Монастырское предание приписывает целебное свойство «дискосу Пульхерии»: вода, оставленная в нем на ночь, к утру меняла цвет, ее поверхность покрывалась пузырьками, и она использовалась как противоядие от змеиных укусов.

Иконы

К числу наиболее распространенных иконографических изводов на иконах К. принадлежит изображение 40 Севастийских мучеников, к-рым посвящена эта обитель. Их образ встречает входящих в мон-рь, икона для поклонения размещена в кафоликоне. Все эти композиции восходят к визант. протографам и имеют дополнения. На иконе критской школы (ок. 1563) резная орнаментальная рамка разделяет поле на 2 части: в верхней показана Эпитафия (лежащее на смертном ложе тело Спасителя в окружении ангелов), в нижней - 40 мучеников, над ними - Христос Еммануил в небесном сегменте, над аркой - летящие архангелы.

Преподобные Антоний Великий и Павел Фивейский. Икона. 2-я пол. XVII в.Преподобные Антоний Великий и Павел Фивейский. Икона. 2-я пол. XVII в.Об использовании принципов европ. живописи, особенно в передаче пейзажа и пространства, характерных для критской школы XVI-XVII вв., свидетельствует икона «Преподобные Антоний Великий и Павел Фивейский» (2-я пол. XVII в.). Прославленные егип. анахореты сидят рядом. Их облик соответствует традиционной иконографии, но композиция чудесного явления ворона с хлебом трактована как жанровая сцена: святые обернулись вправо и смотрят на ветви дерева, куда опустился ворон. Их жесты различны, но выражают сопереживание. В каменистой пустыне пышно зеленеют растения, пальмы, напоминая райский сад. Встречаются и варианты, более близкие к визант. иконам, с элементами пейзажа, хотя и упрощенные. Такова икона (сер. XVIII в.) с изображением мон-ря прп. Серафима (пам. греч. 6 мая). Ее можно отнести к типу «икон основания», или ктиторских композиций, поскольку здесь представлены все необходимые элементы: ктитор и основатель, прп. Серафим, монастырский ансамбль с оградой, белым кафоликоном-триконхом, 4 зданиями за оградой, Богоматерь, Которой святой поручает покровительство над мон-рем, протягивая уменьшенную модель; надписи, раскрывающие смысл происходящего.

Фелонь. Кон. XVIII — нач. XIX в.Фелонь. Кон. XVIII — нач. XIX в.Традиции критской школы проявляются в образах святых, напр. крылатого Иоанна Предтечи, представленного в типе «ангела пустыни» на поясной иконе. В технологии личного письма, иконографических деталях сохраняется верность иконным традициям, между тем как фон написан темными, светлеющими вокруг контура фигуры красками. Эти приемы будут часто использовать мастера XIX в. Образ прп. Павла Ксиропотамского получил разнообразную интерпретацию в памятниках поздней иконописи. Иеромонах-иконописец, подписавшийся литерой В., представил его как «ктитора двух монастырей», согласно надписи на иконе (ок. 1870). Святой стоит перед сидящей на облаках Матерью Божией с Младенцем на коленях, у его ног представлена панорама К. и мон-ря св. Павла; в левой руке святой держит прижатый к груди крест, в опущенной правой - свиток. Икона написана с использованием узнаваемых пейзажных элементов (горы, архитектурные ансамбли), пластических эффектов в личной живописи и световых - в трактовке небесных явлений.

Ризница

Лицевые шитые предметы в К. позднего происхождения и, как правило, связаны с молдо-влахийскими вкладами: епитрахиль 1600 г. с образами Божией Матери Великой Панагии, пророков, составляющими цикл «Похвала Пресв. Богородицы» (с греч. подписями); плащаница с композициями «Положение во гроб» и «Оплакивание» (XVII в.) с необычно большим числом жен; завеса (подея) (ок. 1683) с небольшими фигурами императоров (Андроника и Романа) в окружении цветочных побегов, исполненных в стиле вост. искусства. Фелонь с изображением в медальонах Христа Великого Архиерея и древа Иессеева (кон. XVIII - нач. XIX в.), возможно, была выполнена в рус. мастерской.

К числу произведений, близких к рус. барокко кон. XVII в., принадлежат 2 водосвятных резных креста в оправе из позолоченного серебра с камнями и жемчугом (ок. 1669 и ок. 1671), в их обрамлении повторяются образы драконов и птиц, восходящие к книжной иллюминации.

Библиотека

расположена над экзонартексом кафоликона, она содержит 558 рукописей (22 из них написаны на пергамене), архив - 30 визант. актов 956-1445 гг. В кон. XIX - 1-й пол. XX в. С. Ламброс и мон. Евдоким Ксиропотамский каталогизировали 425 рукописей, остальные введены в научный оборот в 2012 г. (Ζαχαρίας Ξηροποταμηνός, μον., Σωτηρούδης Π. Συμπληρωματικὸς κατάλογος λληνικῶν χειρογράφων ῾Ιερᾶς Μονῆς Ξηροποτάμου ῾Αγίου ῎Ορους. Θεσσαλονίκη, 2012).

К византийскому периоду относятся 38 манускриптов основного собрания: в Х в. написаны отрывки Евангелия-лекционария и Гомилий свт. Иоанна Златоуста на Рождество Христово, 3 рукописи датируются XI в., 4 - XII в., 6 - XIII в., 21 - XIV в., 2 - XV в. В дополнительном собрании содержатся фрагменты Евангелия IX в., служебной Минеи Х в., Псалтири XIII в., отрывки сочинений святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Григория Нисского (XI, XII и XIII вв.). В поствизант. период (гл. обр. в XVII в.) в К. действовал скрипторий.

В б-ке хранится большое число муз. рукописей (Λίτσας Ε. Κ. ῾Η βιβλιοθήκη κα τὰ χειρόγραφα τῆς Μονῆς Ξηροποτάμου. Κέρκυρα, 20122).

Лицевые рукописи К.

Древнейшие из них содержат заставки на золоте визант. типа. К палеологовской эпохе визант. искусства относится миниатюра с изображением ап. Луки в Евангелии-тетр Ath. Xeropot. 221 (1340 г.); синий цвет фона подчеркивает яркие краски одежд и архитектуры, благодаря работе вспомогательными цветами на боковых частях предметов и складках мастер создает пластический эффект. На Fol. 201r сохранилась надпись, упоминающая имп. Алексия Комнина и митр. Варнаву Трапезундского, а также содержащая дату - 9 апр. 1329 г. Миниатюрами также украшено Евангелие Ath. Xeropot. 115 (XIV в.).

Традиции визант. книжной иллюминации сохраняются в поствизант. период. Древние рукописи могут получать дополнительные украшения, при этом их создатели и заказчики стараются сохранить определенную художественно-смысловую целостность. В Евангелии Ath. Xeropot. 107 (XII в.) миниатюры с изображениями евангелистов относятся к XVI в. Их иконография соответствует визант. схемам: сидящие за письмом евангелисты, рядом представлены их символы. Ограниченные возможности позднего периода проявляются в примитивной широкой заливке фона, одежд, престолов цветом без разделки. В Евангелии-лекционарии Ath. Xeropot. 122 (1559 г.), вложенном в К. мон. Неофитом (или написанном в К.), использован единственный декоративный элемент - заставка в начале рукописи (Fol. 1), форма и декор к-рой восходят к традиц. элементам визант. книжной иллюминации: она образует «покой» над киноварным заглавием и текстом в 2 столбца. Ее заполняют сплетенные между собой круги, внутри которых цветочные мотивы сочетаются с мотивом креста; раскраска в 3 цвета создает праздничный эффект; с левым нижним элементом рамки соединяется единственный инициал, выполненный с применением цветочных элементов и вьющихся линий. Вольное сочетание мотивов европ. барокко, визант. традиций в инициалах и малых миниатюрах присутствует в декоре Чиновника (Литургиариона) Ath. Xeropot. 152 (XVI в.).

В рукописях XVII в. полностраничные миниатюры евангелистов еще могут сохранять узнаваемую визант. иконографию, но по исполнению отличаются от древних образцов. В Евангелии-лекционарии Ath. Xeropot. 125 (1654, писец Николай с Родоса) цветом исполнены только контуры фигур, горок, атрибутов и предметов, а также линии драпировок и исходящих с небес лучей; внутреннее заполнение получают только нимбы и второстепенные детали, напр. архитектурные элементы. В заставках, как и в инициалах, используются растительные и цветочные элементы, характерные для орнаментики Востока (вьющиеся стебли, цветы гвоздики), раскраска также отражает влияние вост. миниатюры (светло-фисташковая с черным и красным) либо отсутствует; композиция заставки напоминает античные арабески.

Литургиарион. Ок. 1698 г. (Ath. Xeropot. 129. Fol. a–b)Литургиарион. Ок. 1698 г. (Ath. Xeropot. 129. Fol. a–b)В украшении рукописей XVII в. предпочтение получают малые формы - заставки и инициалы. В Чиновнике (Литургиарионе) Ath. Xerop. 85 (ок. 1663) к визант. традициям восходит единственное «портретное» изображение свт. Григория Двоеслова (?) (Fol. 93r), к-рый представлен на фоне арки, в служебном облачении с палицей. В исполнении инициалов проявилось влияние европ. готической иллюминации - фигурные мотивы (дельфины, птицы, среди к-рых встречаются двуглавые орлы), в т. ч. фантастические, обильные мелкие орнаменты и флоральные мотивы. Заставки исполнены по образцам печатной графики: симметрично выстроенные комбинации «плетенки», цветочных и орнаментальных мотивов, как правило раскрашенных «под золото» на цветном фоне. Пападики. Ок. 1789 г. (Ath. Xeropot. 309. Fol. 1)Пападики. Ок. 1789 г. (Ath. Xeropot. 309. Fol. 1)По образцу декоративных композиций эпохи европ. маньеризма и барокко выполнена полностраничная миниатюра в конце рукописи (Fol. 117r). В ее центре заключен щит с именем иером. Феодосия, епарха (вероятно, заказчика и владельца рукописи), в окружении лент, бордюров и гирлянд. Такие же вариативность и смысловая нагруженность инициалов были использованы в рукописи Чиновника (Литургиариона) Ath. Xeropot. 129 (ок. 1698). Эта рукопись отличается контрастным цветом и мотивами, связанными с традиц. иконографией (ангелы, святые, херувимы). В одном инициале К (Fol. 3) совмещены миниатюрные изображения птиц, благословляющей руки, множества кринов. В рамку инициала О (Fol. 1r, 3, 5, 9r, 41r) вписаны: фигура святителя со свитком, или благословляющая Рука Божия, или Еммануил в чаше, или Ветхий денми в окружении херувимов, или Он же в лучах. В текст включены круглые медальоны с иконными изображениями - Св. Духа в образе голубя (Fol. 15), Пресв. Богородицы «Оранта» (Fol. 39r). В заставках используются геометрические мотивы, близкие и к европ. «плетенке», и к балканскому стилю.

Среди лицевых рукописей К. встречаются те, чей жанр не был известен в средневековье, как, напр., Проскинитарий Ath. Xeropot. 139 (м) (1680), где наряду с лит. описанием св. мест в Палестине помещены миниатюры, передающие их архитектурный облик: напр., храм Гроба Господня изображен как сложный комплекс построек, над к-рыми господствуют купол кафоликона-собора, шатер часовни Св. Гроба и кампанилла (Fol. 2). В рукописи Пападики Ath. Xeropot. 380 (м) (ок. 1759) представлены миниатюры: «портрет» прп. Иоанна Дамаскина (Fol. 9r), узнаваем вост. головной убор святого, сидящего, подобно евангелисту, за низким столом, с рукописью в руках и пером; изображение Богоматери с Младенцем на троне (Fol. 181r), к-рое восходит к образцам критской иконописи, использование оттенков пурпурного «бакана» и зеленого близко школе живописи Оружейной палаты 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. Раскрашены заставки в Пападике печатника Дамаскина Аграфорендиниота (Ath. Xeropot. 309, ок. 1789). Среди рукописей интересны также: «Лествица» (писец мон. Марк Ватопедский, Ath. Xeropot. 222, ок. 1345), сборник с сочинениями античного оратора Исократа (Ath. Xeropot. 93, ок. 1586), печатные Пападики (печатника Димитрия Лотоса, Ath. Xeropot. 330, ок. 1781).

Ист.: Εὐδόκιμος Ξηροποταμηνός, προηγούμενος. ῾Η ἐν ῾Αγίῳ ῎Ορει ῎Αθῳ ῾Ιερὰ Βασιλική, Πατριαρχικὴ κα Σταυροπηγιακὴ σεβασμία Μονὴ Ξηροποτάμου (424-1925). Θεσσαλονίκη, 1926, 1971; Григорович-Барский В. Г. Странствование по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1885. T. 1. С. 244-245; он же. Второе посещение Св. Афонской Горы. СПб., 1887; Actes de Xéropotamou / Éd. J. Bompaire. P., 1964. (ArAth; 3).
Лит.: Bodogae Th. Ajutoarele româneşti la mănăstirile din Sfântul Munte Athos. Sibiu, 1940; Binon S. Les origines légendaires et l'histoire de Xéropotamou et de Saint-Paul de l'Athos: Étude diplomatique et critique. Louvain, 1942; Θησαυρο τοῦ ῾Αγίου ῎Ορους: Εἰκονογραφημένα χειρόγραφα. ᾿Αθῆναι, 1973. Τ. 1. Σ. 340-351, 473-487. Πιν. 404-498; Documenta Romaniae Historica. Ser. B: Ţara Românească. Bucur., 1975. T. 3; Ћоровић В. Света Гора и Хиландар до 16 в. Београд, 1985; Năsturel P. Ş. Le Mont Athos et les Roumains: Recherches sur leurs relations du milieu du XIVe siècle а 1654. R., 1986; Δωρόθεος, μον. Τὸ ῞Αγιο ῎Ορος: Μύηση στὴν ἱστορία του κα τὴ ζωὴ του. Κατερίνη, 1986. Τ. 1. Σ. 329-337; Γεράσιμος (Σμυρνάκης), ἀρχιμ. Τὸ ῞Αγιον ῎Ορος. Καρυές, 19882. Σ. 542-554; Γουναρίδης Π. ῾Ο ῞Αγιος Παῦλος κα ἡ Μονὴ Ξηροποτάμου // Βυζαντινὰ Σύμμεικτα. ᾿Αθήνα, 1989. Τ. 8. Σ. 135-142; idem. ᾿Αρχεῖο τῆς Μονῆς Ξηροποτάμου. ᾿Αθήνα, 1993. (᾿Αθωνικὰ Σύμμεικτα; 3); T[albot] A. M., C[utler] A. Xeropotamou Monastery // ODB. 1991. Vol. 3. P. 2209-2210; Кораћ Д. Света Гора под српском влашћу (1345-1371) // ЗРВИ. 1992. Књ. 31. С. 1-179; Treasures of Mount Athos: Cat. of Exhib. Thessal., 1997. Cat. 2.78, 2.103, 2.122, 2.124, 2.135, 6.8, 7.3, 9.5, 9.53-54, 11.30, 21.13-14, 16.10; Μαρινέσκου Θ. Ρουμανικά έγγραφα του Αγίου ´Ορους: Αρχείο Ιεράς Μονής Ξηροποτάμου. Αθήνα, 1997. Τ. 1; Καδᾶς Σ. Τὸ ῞Αγιον ῎Ορος: Τὰ μοναστήρια κα οἱ θησαυρο τους. ᾿Αθήνα, 1998. Σ. 78-83; Πολυβίου Μ. Καθολικό της Μονής Ξηροποτάμου. ᾿Αθήνα, 1999; Милонас П. Атлас Афона. Tüb., 2000. Т. 1. Ч. 1. Вып. 1. С. 131-134; Вып. 2. С. 166-181; Фотић А. Света Гора и Хиландар у Османском царству, XV-XVII вв. Београд, 2000; Moldoveanu I. Mănăstirea Xiropotamu de la Muntele Athos şi Ţările Române (1650-1863) // Studii Teologice. Ser. A II-A. Bucur., 2000. An. 52. N 1/2. P. 84-100; idem. Contribuţii la istoria relaţiilor Ţărilor Române cu Muntele Athos (1650-1863). Bucur., 2002; Παυλικιάνωφ Κ. Σλάβοι μοναχο στὸ ῞Αγιον ῎Ορος ἀπὸ τὸν Ι´ ὡς τὸν ΙΖ´ αἰῶνα. Θεσσαλονίκη, 2002; Πεντζίκης Ν. Γ. ´Αγιον ´Ορος: ´Ενας πλήρης ταξιδιωτικός οδηγός. Αθήνα, 2003. Τ. 2. Σ. 60-67; Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. М., 2004. С. 201, 212-213, 225-227, 230, 248. Табл. 30; Χαρκιολάκης Ν. Η νοτιανατολική πτέρυγα (κόρδα) της Μονής Ξηροποτάμου Αγίου ´Ορους πριν και μετά την πυρκαιά του 1973 // 24ο Συμπόσιο βυζαντινής και μεταβυζαντινής αρχαιολογίας και τέχνης. Αθήνα, 2004. Σ. 100-101; Μαρινέσκου Θ. Ρουμανικά έγγραφα του Αγίου ´Ορους: Αρχείο Ιεράς Μονής Ξηροποτάμου. Αθήνα, 2007. 2 τ.; Τούτος Ν., Θουστέρης Γ. Ευρετήριον της μνημειακής ζωγραφικής του Αγίου ´Ορους 10ος-17ος αιώνας. Αθήνα, 2010. Σ. 333-334; Буланин Д. М. Опыт комплексного описания: Афон в древнерус. письменности до кон. XVI в. // СККДР. 2012. Вып. 2. Ч. 3. Прил. С. 427-763.
О. В. Лосева, А. А. Турилов, М. А. Маханько, А. Н. Крюкова, В. Г. Ченцова
Рубрики
Ключевые слова
См.также